На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Типы характеров

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Содержание:
Введение 3
1. Общее понятие характера и его сущности 4
2. Структура характера 11
3. Типология характеров 15
3.1 Типологическая модель характера А. Лоуэна 15
3.2 Психологические типы  характеров К. Юнга 24
4.Рекомендации по совершенствованию характера 30
Заключение 34
Список литературы 35 
 

 


Введение

 
    Каждый  человек наряду с множеством присущих ему особенностей темперамента обладает наиболее выраженными чертами и  свойствами, лучше всего проявляющимися в его деятельности и общении  с людьми, а потому и характеризующими его личность. Совокупность этих ярких  особенностей называют характером.
    «Проблема характера - одна из традиционных и ведущих проблем психологической науки. Постоянный интерес к ней неизменно поддерживается ее теоретической сложностью и колоссальной практической значимостью. Известно, что успешность человека в семейной жизни, межличностных отношениях, профессиональной деятельности прямо зависит не только от его способностей интеллекта, но и от характера. Он играет немаловажную роль в процессах гармонизации личности, ее духовного роста. Он отражает уровень нравственно-этического саморазвития человека и его искусства жить. Теоретическое осмысление данного феномена складывалось и складывается сложно, по-прежнему остаются открытыми многие вопросы, существуют противоречия.
    Первые  попытки составить представление  о характере были сделаны еще  Платоном. Введенный им термин «характер», в переводе с греческого «черта», «примета», «чеканка», в ходу был  для обозначения своеобразных черт человека. Наряду с ним использовался  термин «этос» - нрав, обычай. Платон полагал, что характер определяется врожденными  добродетелями, и пытался составить  их классификацию, основанную на этических  принципах.
    Цель  работы - рассмотреть сущность феномена характера.
    Задачи  работы:
    Дать понятие термина «характер».
    Описать структуру характера.
    Рассмотреть природу характера.
    Привести основные черты различных типов характера.

    1. Общее понятие характера и его сущности

 
    В психологии понятие характер (от греч. сharacter — “печать”, “чеканка”), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.
    Характер  наиболее тесно связан с темпераментом, который определяет внешнюю форму  выражения сути человека. Темперамент - предпосылка характера человека. Темперамент и характер отличны и вместе с тем тесно связаны друг с другом. Их научное изучение шло не совпадающими, но неоднократно скрещивающимися путями. Говоря о темпераменте, обычно имеют в виду динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпах психической деятельности. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у такого-то человека большой или небольшой темперамент, учитывая его импульсивность, стремительность, с которой проявляются у него влечения, и т. д. Темперамент человека проявляется, прежде всего, в его впечатлительности, характеризующейся силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека. Другим центральным выражением темперамента является импульсивность, которая характеризуется силой побуждений, скоростью, с которой они овладевают моторной сферой и переходят в действие, устойчивостью, с которой они сохраняют свою действенную силу. Импульсивность включает обусловливающую ее впечатлительность и эмоциональную возбудимость в соотношении с динамической характеристикой тех интеллектуальных процессов, которые их опосредуют и контролируют. Импульсивность - та сторона темперамента, которой он связан со стремлением, с истоками воли, с динамической силой потребностей как побуждений к деятельности, с быстротой перехода побуждений в действие.
    Человек с характером, выделяется, прежде всего, определенностью своего отношения  к окружающему, выражающейся в определенности его действий и поступков. Характер обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, конкретным образом относится к нему. Знать характер человека - это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, которыми определяется весь образ его действий. Черты характера - это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются, как не совместимые с ними, им противоречащие другие.
    Наличие у человека характера предполагает наличие чего-то значимого для  него в мире, в жизни, чего-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит или на себя принимает. Характер представляет собой внутренние свойства личности, но это не значит, что они в своем генезисе и  существе определяются изнутри, системой внутренних органических или внутриличностных отношений. Напротив, эти внутренние свойства личности, составляющие ее характер, выражаясь в отношении к тому, что значимо для человека в  мире, через отношение к миру и  определяются.
    Для характера решающим является взаимоотношение  между общественно и личностно  значимым для человека. Взаимосвязь характера и поступка опосредована взаимозависимостью свойств характера и мотивов поведения: черты характера не только обусловливают мотивы поведения человека, но и сами обусловлены ими. Мотивы поведения, переходя в действие и закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Каждый действенный мотив поведения, который приобретает устойчивость, - это в потенции будущая черта характера в ее генезисе. В мотивах черты характера выступают впервые еще в виде тенденций; действие переводит их затем в устойчивые свойства. Путь к формированию характера лежит через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.
    Характер  определяется всем образом жизни  человека. Лишь исключительные по своему значению поступки человека - те, которые  определяют узловые моменты в его биографии, поворотные этапы в его жизненном пути, накладывают определенный отпечаток и на его характер. Вообще же в характере человека отображается его образ жизни в целом. Образ жизни включает определенный образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями, в которых он осуществляется. Образ же действий человека, который всегда исходит из тех или иных побуждений, включает определенный образ мыслей, чувств, побуждений действующего субъекта в единстве и взаимопроникновении с объективным течением и результатами его действий. Поэтому, по мере того как формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек. Он формируется в зависимости от объективных общественных условий и конкретных жизненных обстоятельств, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойств - прежде всего темперамента - в результате его деяний и поступков.
    К характеру в собственном смысле слова относятся, однако, не все относительно устойчивые свойства личности, которые  выделяются и закрепляются в человеке, по мере того как складывается его  образ жизни, а только те черты  и побуждения, которые обусловливают  по преимуществу его действия. К  характеру непосредственно не относятся  физическая ловкость, вообще свойства, обусловливающие умения человека; в  него включаются только те свойства, которые  выражают направленность личности. В характере заключена внутренняя логика, взаимосвязь определяющих его свойств и установок, известная необходимость и последовательность. К характеру относятся лишь те проявления направленности, которые выражают устойчивые свойства личности и вытекающие из них устойчивые личностные, а не только случайные ситуационные установки. Относительно устойчивые свойства личности, которые определяют ее качественное своеобразие и выражают ее направленность, составляют ее характер.
    Поскольку в характере сосредоточены стержневые особенности личности, все индивидуальные отличия в нем приобретают  особенную значимость и выраженность. Поэтому вопрос о характере нередко ошибочно сводился к одному лишь вопросу о межиндивидуальных различиях или индивидуальных особенностях личности. Между тем вопрос о характере - это прежде всего вопрос об общем строении личности. Характер - это единство личности, опосредующее все ее поведение. Определяя господствующие побуждения, характер может выразиться как в целях, которые человек себе ставит, так и в средствах или способах, которыми он их осуществляет, как в том, что он делает, так и в том, как он это делает, т. е. характер может выразиться как в содержании, так и в форме поведения.
    Характер  теснейшим образом связан и с  мировоззрением. Характерное для  человека поведение, в котором характер и формируется, и проявляется, будучи его практическим отношением к другим людям, неизбежно заключает в  себе идеологическое содержание, хотя и не всегда адекватно осознанное и не обязательно теоретически оформленное. Поскольку то или иное мировоззрение, переходя в убеждения человека, в  его моральные представления  и идеалы, регулирует его поведение, оно, отражаясь в его сознании и реализуясь в его поведении, существенно участвует в формировании его характера. Единство тех целей, которые оно перед человеком  ставит, существенно обусловливает  цельность характера. Систематически побуждая человека поступать определенным образом, мировоззрение, мораль как  бы оседают и закрепляются в его  характере в виде привычек - привычных  способов нравственного поведения. Превращаясь в привычки, они становятся "второй натурой" человека. Можно  в этом смысле сказать, что характер человека - это в известной мере его не всегда осознанное и теоретически оформленное мировоззрение, ставшее  натурой человека. Соотношение между идейными, мировоззренческими установками и действенными установками человека в конкретных жизненных ситуациях существенно определяет общий облик человека, его характер. Люди в этом отношении заметно различаются по степени цельности, последовательности, стойкости.
    Потребности, интересы, склонности, вкусы, всевозможные тенденции и установки, а также  личные взгляды и убеждения человека - это психологические формы выражения  направленности, в которой проявляется  характер; содержанием же ее является практическое отношение человека к  другим людям и через них к  самому себе, к своему труду и  к вещам предметного мира. Ведущим  и определяющим моментом в формировании характера являются взаимоотношения  человека с другими людьми. Поскольку характер выражается, прежде всего, в отношении к другим людям, в общественном по существу отношении к миру, он проявляется и формируется преимущественно в поступках. Смотря по тому, формируется ли характер в замкнутой скорлупе личного благополучия или, напротив, в общем коллективном труде и борьбе, основные свойства человеческого характера развиваются совершенно по-разному.
    Взаимоотношения человека с другими людьми определяют и его отношение к своей  деятельности.
    Основные  характерологические черты:
    - заботливость  о человеке,
    - чуткость,
    - справедливость,
    - благородство,
    - доброта,
    - мягкость,
    - нежность,
    - доверчивость  и 
- др. аналогичные и противоположные им свойства.
    При этом единство характера не исключает  того, что в различных ситуациях  у одного и того же человека проявляются  различные и даже противоположные  черты. Человек может быть одновременно очень нежным и очень требовательным, мягким вплоть до нежности и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохраняться, несмотря на это, но именно в этом и проявляться.
    Первооснову характера, или его внутреннее ядро, представляют врожденные нравственно-духовные побуждения, склонности, составляющие его стержень. Вокруг этого стержня  структурируются волевые, эмоциональные  и интеллектуальные свойства. Они  образуют другое ядро -природные, генотипические свойства.
    На  основе нравственно-духовных и природных  свойств развертывается процесс  усвоения социального опыта - поведенческих  установок, стереотипов, реакций. В  результате складываются устойчивые привычные  формы поведения.
    В.С. Мерлин определяет характер как устойчивые индивидуальные свойства, которые проявляются  в способах поведения и выражают отношение к социально-типическим ситуациям. При этом он показывает, что характер складывается, формируется  на почве глубинных автоматизмов и отношений личности. К автоматизмам В.С. Мерлин относит генотипические характерологические предпосылки, их комплексы - как глубоко усвоенные  поведенческие установки и привычки. Процесс развития, формирования характера  направляется механизмами индивидуализации, или подчинения жизненных ситуаций природным личностным свойствам, и  социализации, или «подтягивания» поведенческих  установок и способов к наиболее активным, динамичным отношениям.
    По  отношению человека к другим людям  различают характеры:
    - замкнутые,
    - общительные.
    Замкнутость в себе, ограниченность контакта с  другими людьми может основываться в одном случае на безразличии  к людям, на равнодушии холодной и  опустошенной натуры, которой другие люди не нужны, потому что ей нечего им дать, а в другом - на большой  и сосредоточенной внутренней жизни, которая в иных условиях не находит себе путей для приобщения к ней других людей и для своего приобщения к ним.
    Точно так же и общительность может  быть различной: у одних - широкая  и поверхностная, с легко завязывающимися  и неглубокими связями, у других - более узкая и более глубокая, сугубо избирательная. Общительность  людей, которые в равной мере являются приятелями каждого встречного, без  всякого различия, свидетельствует  иногда лишь о легкости и подвижности  и о таком же по существу безразличии  к людям, как и необщительность  других людей. Решающее значение имеет  внутреннее отношение человека к  человеку. Наличие общего дела, общих  интересов, общей идеологии создает  базу для общительности, одновременно и очень широкой, и сугубо избирательной. Тип общительности, имеющий широкую  общественную основу, называют товарищеским. Лишь в процессе общения и влияния на других людей формируется действенная сила характера, столь существенная в общественной жизни способность организовывать людей на совместную работу и борьбу; лишь в процессе общения, подвергаясь воздействиям со стороны других людей, формируется в человеке твердость характера.
    С отношением человека к человеку неразрывно связано тоже по существу своему общественное отношение к вещам - продуктам  общественной практики - и собственному делу. В отношении к ним складывается и проявляется вторая важная группа характерологических черт. Таковы, например, щедрость или скупость, добросовестность, инициативность, мужество в отстаивании  своего дела, смелость, храбрость, настойчивость  и т. д. 
 

 


    2. Структура характера

 
    Определить структуру, или состовляющую характера человека, — значит, выделить в характере основные компоненты или свойства и установить обусловленные ими специфические черты в их отношения и взаимодействии.
В структуре  характера выделяются следующие  компоненты:
- направленность,
- убеждения,
- умственные  черты,
- эмоции,
- воля,
- темперамент,
- полнота,
- целостность,
- определённость,
- сила.
    В структуре сложившегося характера мы должны выделить две стороны: содержание и форму.
    К содержанию относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений.
    В содержании характера на первый план может выдвигаться то один, то другой компонент в зависимости от уклада жизни, воспитательных воздействий и требований окружающей действительности. Та или иная направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека, хотя оно определяется целостной системой отношений.
    В разных формах характера выражаются способы проявления отношений, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения, темперамента. Люди отличаются друг от друга по привычкам, манере поведения. Интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера относятся к форме.
    «В системе отношении личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы. Симптомокомплексы — системы взаимосвязанных психических свойств:
    1. Черты, характеризующие отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу (общительность чуткость отзывчивость, уважение к другим людям и противоположные им черты - замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям).
    2. Черты, показывающие отношение человека к своему дену (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность ответственность, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность, безответственность, пассивность).
    3. Черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, гордость, самокритичность скромность и противоположные им — самомнение, наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоизм, эгоцентризм).
    4. Черты, характеризующие отношение человека к вещам 
(аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами). 

    В зависимости от того или другого строения характера человек проявляет те или другие черты поведения. Количество этих черт велико. Но можно определить основные группы или виды черт характера. К ним относятся:
    1) моральные (чуткость, внимательность, деликатность);
    2) волевые (вспыльчивость, страстность, нежность);
    3) эмоциональные (решительность, настойчивость, твердость)  

    Более четко можно определить основные синтетические свойства положительного характера. Среди них выделяются следующие:
    Моральная воспитанность характера. Она характеризует человека со стороны направленности и формы поведения. 

    Полнота характера. Она свидетельствует о разносторонности стремлении и увлечений человека, разнообразии деятельности такие люди отличаются внутренним богатством и активностью. 
    -

    Цельность характера. Это единство психического склада человека, согласованность его отношений к различным сторонам действительности, отсутствие противоречий в стремлениях и интересах, единство слова и дела. 

    Определенность характера. Она выражается в устойчивости поведения, которое во всех случаях соответствует сложившимся убеждениям, морально-политическим представлениям и понятиям, основной направленности, составляющей смысл жизни и деятельности личности. О таком человеке можно заранее сказать, как он будет себя вести в тех или других условиях жизни. 

    Сила характера. Это энергия, с какой человек преследует поставленные перед собой цели, это способность страстно увлекаться и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями и препятствиями, это умение преодолевать их.
    Твердость характера. Она проявляется в последовательности действий и упорстве человека, в сознательном отстаивании взглядов и принятых решений. 

    Уравновешенность характера. Это наиболее оптимальное для деятельности и общения с людьми соотношение сдержанности активности, выработанная ровность поведения». 

    Указанные свойства характера находятся в сложном, иногда противоречивом соотношении. Все эти свойства не природный дар, а результат жизненных влияний, воспитания и самовоспитания. Но самовоспитание обусловлено соответствующей мотивацией, которая зависит от психических процессов и состояний. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Типология характеров

3.1 Типологическая модель  характера А. Лоуэна

    По мнению Лоуэна, личность и характер отражаются в  физическом строении, а неврозы  проявляются в телесном облике, в строении  тела  и  движениях.  Предпосылкой  созданного Лоуэном биоэнергетического анализа является положение о том,  что  ощущения, которые испытывает человек от собственного  тела,  и  которые  проявляются  в движениях, служат  ключом  к  пониманию  эмоционального  состояния.  Система психотерапии,  предложенная  Лоуэном,  способствует  освобождению  тела   от напряжения, появляющегося в результате его неправильного положения.

    1.«ОРАЛЬНЫЙ»  ХАРАКТЕР

       Если поведение  индивида характеризует сильный  страх потерять любовь объекта,  внутренняя пустота и отчаяние, мы говорим, что у него оральный тип характера. Такие люди зависимы во взаимоотношениях. Их отличают колебания настроения, они то восторженны, то подавлены. Оральный характер принимает благоприятную реальность и отвергает неблагоприятную, но не отрицает действительность.    
      Люди с таким характером уверены,  что мир обязан обеспечить  им жизнь. Он ведет себя так,  словно уверен, что его обманули  в праве по рождению, и он  будет тратить жизнь, стараясь  добиться того, что ему принадлежит  по наследству.  Людям с таким характером обычно не удается сохранить работу на долгое время. Нередко дело доходит до того, что человек восстает против необходимости работать или, что чаще всего, против требований трудовой дисциплины. Альтернативой работе - была депрессия.    
      Любовные отношения у человека  с оральным характером сопряжены  с теми же проблемами, что и  функция работы. Его требования  велики, а реакции ограничены. Он  ждет понимания, симпатии и  любви и очень чувствителен  к любой холодности партнера или окружающих его людей. Там где другой человек не может удовлетворить его требования, у человека с оральным характером появляются чувства неприятия, обиды и враждебности. Человек с оральным характером удовлетворять потребности других не способны, ситуация все время остается конфликтной. Такие люди очень зависимы, но это часто маскируется враждебностью.   
      Постепенное принятие реальности - одна из целей терапии лиц  с оральным характером, поскольку  оно обращает их к внешнему  миру. Остается еще одна важная  проблема. Страх быть отвергнутым,  который для человека с оральным  характером означает страх потерять  любовь объекта, таится в бессознательном,  как огромная опасность и угроза. Аналитический подход связывает  депрессию с этим страхом.   
      Человек может отдавать себе  отчет, что жить, обладая оральным  характером трудно. Его супружеская  жизнь неудачна. Его как ребенка,  интересуют только собственные  потребности и чувства. Утверждение  «я тебя люблю» для такого  человека означает «я хочу, чтобы  ты меня любила». Человеку с  оральным характером присуще  желание поговорить и удовольствие  от говорения. Это типично.  Он любит рассказывать о себе, как правило, выставляя себя  в выгодном свете. Такой человек  легко оказывается в центре  внимания. Оральному характеру важны  внимание, интерес и любовь.   
      Интеллектуальные способности такого  человека никак не отражаются  на его достижениях, но, тем  не менее, он обладает преувеличенным  представлением Я о себе самом.  Нельзя не обратить внимания на депрессивные тенденции. Депрессия наступает после снижения активности и утраты видимого благополучия. Состояние восторженности и депрессии цикличны, но это не всегда легко заметить. Его депрессия - состояние очень стойкое. На глубинном уровне у него обнаруживаются проблемы с восприятием собственных желаний. Такой человек обычно говорит: «Я не знаю чего хочу». Материальные желания редко бывают значительными для таких людей.  
      Агрессия и агрессивные чувства  у человека с оральной структурой  характера выражены слабо. Такие  люди не предпринимают больших  усилий для того, чтобы достичь  желаемого. Отчасти это связано  с отсутствием сильного желания,  отчасти - со страхом неудачи.  Человек надеется получить желаемое, не прилагая усилий; таким образом,  он может избежать разочарования,  которого так боится. Гнев пробудить  нелегко. Вместо него можно  увидеть сильное раздражение.  Может быть, много крика и ярости, но при этом нет сильного  чувства. Нельзя заблуждаться, принимая  за гнев враждебные фантазии  или мечты. В поступках или  жестах очень трудно выявить  полноценное выражение враждебности.    
      Характеристикой орального характера  - это  неумение стоять на собственных ногах. Еще одна характерная черта оральной структуры - чувство внутренней пустоты, которая присутствует независимо от внешнего поведения. У орального характера есть потребности, которые должны удовлетворяться. Он требует, чтобы внешний взрослый мир понял его нужды и удовлетворил их без всяких усилий с его стороны.
    2.«МАЗОХИСТСКИЙ» ХАРАКТЕР   
      С мазохистским характером дело  обстоит иначе. Мазохизм - это  садизм, обращенный на себя.  Мазохист часто испытывает сильную тревогу. Тревожность мазохистского типа характера бывает из-за ситуации, с которой он еще не встретился.    
      Отмечены следующие черты мазохистского  характера: «Субъективное, хроническое  ощущение страдания, которое объективно  проявляется, как тенденция жаловаться, хроническая склонность к тому, чтобы навредить себе, и к самобичеванию  (моральный мазохизм), а также  навязчивое стремление мучить  других, которое заставляет человека  страдать не меньше, чем его  объект. Все люди с мазохистским  характером проявляют специфическую  неловкость, статичную манеру вести  себя в контактах с окружающими,  причем часто столь заметную, что она похожа на умственную  недостаточность.   
      Мазохист принимает реальность, одновременно сражаясь с ней,  он признает рациональность своих  требований, в то же время сопротивляясь  им. Он больше, чем кто-либо другой, пребывает в состоянии тяжелого  конфликта.  
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.