На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Менеджмент"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


01. Охарактеризуйте  основные этапы  эволюции теории  менеджмента в  XX веке

  До  начала XX в. целостной теории управления не существовало, работа инженера, администратора была скорее искусством, основанным на интуиции. Однако бурное развитие новых  технологий, невиданные ранее масштабы производства со всей остротой поставили вопрос о формировании научных методов управления. 
  Первый  этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия  и  связан с учением Ф.Тейлора после публикации  его  книги  "Принципы  научного  управления", в которой он впервые  рассмотрел  научные  подходы  и  принципы  построения системы управления. Используя систему  управления,  разработанную  Ф.Тейлором,   американские   фирмы    и    Америка    в    целом    наглядно  продемонстрировали  ее  практическую  значимость  и  влияние   на   развитие
  экономики.  Однако   системный   анализ   предложенной   Ф.Тейлором   модели  управления  показал,  что  эта  система  Тейлора  пока  нашла   ограниченное   применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами,  фирмами  и  их руководителями.       
  Второй  этап развития менеджмента связан с новыми  подходами  в  развитии  учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально  новыми  подходами. Появится и апробируется на практике так  называемая  классическая  (административная) школа управления, родоначальниками которой стали  А.Файоль, П.Урвик,  Д.Муни,  П.Слоун. В частности,  А.Файоль  впервые  предложили  новую теорию менеджмента,  раскрывающую  его  функции,  принципы  и  необходимость  теоретического изучения.   
    Третий этап  развития  менеджмента  стал  называться  "неоклассическим",  нарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений",  развитие  которой связано с именами ученых  А.Файоля,  Д.Муни,  П.Слоуна,  Э.Мейо.  На  этом этапе апробируется социологическая концепция групповых решений.  
     Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940 – 1960  гг.  В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая  направлена  на  развитие   теории   организации    менеджмента    на    основе    достижений  психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие  на  человека в системе управления.   
    Пятый этап развития управленческой мысли отличается от  всех  предыдущих  тем,  что  происходит   становление   современных   количественных   методов  обоснования управленческих решений под воздействием  широкого  использования  в  практике  экономико-математических  методов  и  электронно-вычислительной  техники.  Этот  процесс  успешно  развивается  по  настоящее   время.   Так,  Д.Макгрегор  впервые  обосновал  свою  теорию  и  доказал,   что   отношение
  менеджера к своим подчиненным  существенно  влияет  на  их  поведение  и  на рабочий  климат  в  организации.  В  теории  "X"  -  утверждение  приоритета  контролирующего  менеджера,   в   теории   "У"   -   принцип   распределения  объективности.  
     Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970 – 1980 гг.  Учеными –  управленцами  вырабатываются  новые  подходы  в  развитии  теории  управления, смысл которых сводится к тому, что организация  –  это  открытая  система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации)  нужно  искать  во  внешней  среде.  Исходя  из  такого   посыла   просходили   установления   взаимосвязей между типами сред и различными  моделями  управления.      
  Седьмой этап  относится к 80-м  гг.,  которые  ознаменовались  появлением  новых   подвидов   в   управлений,   неожиданным   для   многих    открытием   "организационной  структуры"  как  мощного  механизма  управления,  особенно  успешно использованного Японией и другими странами,  с  важнейшими  по  силе  воздействия управленческими методами.    
    Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м  гг.  На  этом  этапе  просматриваются три основные тенденции: . возврат к прошлому - осознание  значения  материальной,  технической  базы    современного производства;
  - создание социальных поведенческих  элементов -  это  усиление  внимания  не  только к организационной культуре, но и к различным формам  демократизации   управления,  участие  рядовых  работников  в  прибылях,  в   осуществлении   управленческих функций в других сферах деятельности;
  -  усиление международного  характера  управления.  Переход  многих  стран  к   открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной   деятельности.
  В настоящее время новых теорий  менеджмента нет, но продолжается совершенствование уже существующих.        
   
 

02. Раскройте факторы,  обеспечивающие возникновение  и развитие менеджмента как практической деятельности

  Менеджмент  как элемент практической деятельности является краеугольным камнем,  обеспечивающим эффективное функционирование и  развитие современных организаций.  Без грамотно простроенных системы  и процессов управления невозможно долгосрочное функционирование организации в постоянно меняющихся условиях внешней среды,  особенно если речь идет о коммерческой организации,  нацеленной на получение прибыли.
  Представления об управлении организацией,  содержании управленческой деятельности,  инструментах и методах неоднократно изменялись под влиянием следующих факторов: изменений характеристик и факторов внешней среды, технологических инноваций, изменений в трудовых отношениях,  развитие информационных технологий и т. д.
  Необходимость менеджмента как науки появилась  с развитием научно-технической  революции с целью решения  практических управленческих задач, ускорения  производства, увеличения прибыли. Основными  факторами развития внутренней среды  являются технологии, персонал, внутренняя структура, корпоративная культура. Менеджмент чаще всего ставит практические цели. Целью менеджмента как науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива (индивидуума) путем выпуска конкурентоспособного объекта. В то же время конечной целью менеджмента как практики эффективного управления является достижение высокой прибыльности, конкурентоспособности предприятия или иных целей путем рациональной организации производственного (торгового) процесса и развития технико-технологической базы предприятия. Кроме того не стоит забывать и о человеческом факторе, благодаря изучению которого в менеджменте появляется понятие мотивации.
  Согласно  концепции Р. Ходжеттса, менеджмент как вид деятельности сложился в  результате трех управленческих революций,  произошедших в древности, которые  пробили определенную "нишу" для  его существования. 
    Религиозно-коммерческая.  Она произошла в Шумерии в третьем тысячелетии до н. э., суть ее заключается в трансформации шумерских жрецов в менеджеров по роду своей деятельности: на определенном этапе они отказались от приношения кровавых жертв богам, а стали взимать дань продуктами. Продукты накапливали, обменивали и пускали в дело. 
    Светско-административная. Революция связана с деятельностью вавилонского правителя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.), который попытался организовать эффективную систему управления своей огромной империей.  Знаменитый свод законов Хаммурапи,  содержащий 285  законов управления государством,  является определенным этапом в развитии менеджмента.
    Производственно-строительная.  Революция связана с правлением в Вавилоне царя Навуходоносора II (605–562  гг. до н.  э.), который значительно усовершенствовал организацию труда на текстильных фабриках и зернохранилищах. На текстильных фабриках Навуходоносор применял цветные ярлыки. С их помощью метилась пряжа,  поступающая в производство каждую неделю. Подобный метод контроля позволял точно установить, как долго находилась на фабрике та или иная партия сырья.
  По  мере того как индустрия перерастала  границы вначале мануфактуры (ручной фабрики),  а затем старой фабричной  системы  (ранней машинной фабрики XIX  в.),  и созревала современная система акционерного капитала,  владельцы все более удалялись от занятия бизнесом как экономической деятельностью, нацеленной на извлечение прибыли.
  Новая система собственности ускорила развитие промышленности.  Она привела  к отделению управления от производства и капитала,  а затем и к превращению администрации и менеджмента в самостоятельную экономическую силу.
  Менеджерская  революция есть этап управленческой революции, который характеризуется  появлением класса профессиональных менеджеров.
  Современная наука управления развивается очень  интенсивно,  быстрыми темпами,  она  представляет собой синтез теоретических  разработок и осмысление выводов, сделанных  из многолетней практической деятельности.  В современном представлении  менеджмент как наука отражает деятельность общества по генерированию и систематизации управленческой мысли, ее организации и актуализации для применения в деятельности.
  Исследуя  историю развития менеджмента,  О.  С.  Виханский и  А. И. Наумов выделили ряд факторов, определяющих развитие управления.
  1. Измерение, понимание и описание  управления. Первые шаги и достижения  в одной области определяют  новые направления развития менеджмента,  и процесс этот не прекращается.
  2. Механизм соединения человека  со средством труда. Во время цехового производства в центре человек, управление формируется как отношения между людьми,  при мануфактуре управление строится из логики, задаваемой машиной. В 60–80 гг. ХХ в. человек начинает управлять машинами, в 90-е г. начинается бум управления через информацию и информационные технологии.
  3. Продукт, определяющий логику  управления организацией, деятельность  которой направлена на удовлетворение  общественных потребностей.
  4.  Культура,  которая определяет  доминирование какого-либо направления в менеджменте в зависимости от результативности национального менеджмента и успехов экономики в целом.
 

03 Дайте сравнительный  анализ различных  школ менеджмента

  В первой половине ХХ века получили развитие четыре достаточно четко различимые школы управленческой мысли. Каждая из четырёх этих школ так же, как и четырёх подходов к управлению, внесла значительный вклад в развитие вопросов управления. НАУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ наиболее тесно связано с работами Ф.У. Тейлора. Создатели школы научного управления первыми стали использовать наблюдения, замеры, логику и анализ для усовершенствования многих операций ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Изучая человеческий фактор, школа научного управления предложила систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объёмов производства. Обосновывалась также целесообразность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в работе. Это давало руководству возможность устанавливать реальные нормы производства и обоснованно доплачивать за их перевыполнение. Ключевым моментом здесь было то, что люди, которые производили больше и вознаграждались больше. Авторы работ по научному управлению также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе. Они также подчеркивали большое значение обучения. Научное управление также считало необходимым отделение управленческих функций от фактического выполнения работ, что противоречило старой системе, при которой рабочие сами планировали свою работу.
    АДМИНИСТРАТИВНАЯ или "классическая  школа управления" рассматривает  вопросы совершенствования организации  в целом, в отличие от школы  научного управления, которая изучала  отдельные производственные операции. Целью административной (классической) школы было создание универсальных принципов управления.
  Разработкой общих принципов управления занимались практически все научные направления  менеджмента. Однако наиболее широкое  распространение получили разработки принципов управления административной (классической) школы управления. Сформулированные Анри Файолем 14 принципов управления имеют следующее содержание:
  В первой половине ХХ века получили развитие четыре достаточно четко различимые школы управленческой мысли. Каждая из четырёх этих школ так же, как и четырёх подходов к управлению, внесла значительный вклад в развитие вопросов управления. НАУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ наиболее тесно связано с работами Ф.У. Тейлора. Создатели школы научного управления первыми стали использовать наблюдения, замеры, логику и анализ для усовершенствования многих операций ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Тейлор, например, скрупулёзно замерял количество железной руды и угля, которые человек может поднять на лопатах различного размера. При этом было установлено, что максимальное количество железной руды и угля может быть переработано, если рабочие будут пользоваться совковой лопатой емкостью до 9 кг. Применение результатов такого рода исследований позволило значительно повысить производительность операции.
  Изучая  человеческий фактор, школа научного управления предложила систематическое  использование стимулирования с  целью заинтересовать работников в  увеличении производительности и объёмов  производства. Обосновывалась также  целесообразность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в работе. Это давало руководству возможность устанавливать реальные нормы производства и обоснованно доплачивать за их перевыполнение. Ключевым моментом здесь было то, что люди, которые производили больше и вознаграждались больше. Авторы работ по научному управлению также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе. Они также подчеркивали большое значение обучения. Научное управление также считало необходимым отделение управленческих функций от фактического выполнения работ, что противоречило старой системе, при которой рабочие сами планировали свою работу.
  Разработка  и внедрение концепций научного управления стало серьёзным переломным этапом, благодаря которому, управление начало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации. АДМИНИСТРАТИВНАЯ или "классическая школа управления" рассматривает вопросы совершенствования организации в целом, в отличие от школы научного управления, которая изучала отдельные производственные операции. Во многом это различие определялось личностью разработчиков школ. Тейлор начал свою карьеру рабочим. Анри Файоль (Fayol H.), с именем которого связывают возникновение административной школы управления, и которого называют отцом менеджмента, руководил большой компанией по добыче угля. Целью административной (классической) школы было создание универсальных принципов управления.
  Разработкой общих принципов управления занимались практически все научные направления  менеджмента. Однако наиболее широкое  распространение получили разработки принципов управления административной (классической) школы управления. Сформулированные Анри Файолем 14 принципов управления имеют следующее содержание:
  1. Разделение труда - специализация  работ, необходимая для эффективного  использования рабочей силы.
  2. Полномочия и ответственность  - каждому работающему должны  быть делегированы полномочия, достаточные  для того, чтобы нести ответственность  за выполняемые работы.
  3. Дисциплина - рабочие должны подчиняться  условиям соглашения между ними  и руководством, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям порядка.
  4. Единоначалие - работник получает  распоряжение и отчитывается  только перед одним непосредственным  начальником.
  5. Единство действий - все действия, имеющие одинаковую цель, должны  объединяться в группы и осуществляться по единому плану.
  6. Подчиненность интересов - интересы  организации имеют преимущества  перед интересами отдельных сотрудников.
  7. Вознаграждение персонала - получение  работниками справедливого вознаграждения  за свой труд.
  8. Централизация - естественный порядок  в организации, имеющей управляющий  центр. Лучшие результаты достигаются  при верной пропорции между  централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться  пропорционально ответственности.
  9. Скалярная цепь - неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии ("цепь начальников").
  10. Порядок - рабочее место для  каждого работника и каждый  работник на своем рабочем  месте.
  11.Справедливость - установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи.
  12. Стабильность персонала - установка  работающих на лояльность по  отношении к организации и  долгосрочную работу так, как  высокая текучесть кадров снижает эффективность организации.
  13. Инициатива - поощрение работников  к выработке независимых функций,  в границах делегированных им  полномочий и выполняемых работ.
  14. Корпоративный дух - гармония  интересов персонала и организации  обеспечивает единство усилий (в единстве - сила).
  Эти принципы затрагивают два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией, в частности, определение лучшего  способа разделения организации  на подразделения или рабочие группы. Главный вклад административной школы в теорию управления состоит в том, что она рассмотрела управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация. Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному. ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ НАУКИ (данная школа представлена Элтоном Мэйо, Мэри Паркер Фоллетт . Мотивами поступков людей, как было установлено, являются не только экономические факторы, но и различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.
  Основываясь на этих результатах, был сделан вывод  о том, что если руководство проявляет  большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности  должен возрастать. Это в свою очередь  приведет к повышению производительности. Эта школа рекомендует использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и представление им более широких возможностей общения на работе.
  ШКОЛА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАУК сосредоточила свое внимание прежде всего на методах налаживания межличностных отношений. Этот подход стремится в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей. Основной целью школы поведенческих наук было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности человеческих ресурсов, полного использования потенциала каждого работника. ШКОЛА НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ или количественный подход. Основой этой школы является междисциплинарный подход, когда конкретная проблема решается группой специалистов по математике, статистике, инженерным и общественным наукам. После постановки проблемы и формулировки задачи разрабатывается модель, чаще всего математическая, сложившейся ситуации. Такой подход получил название "исследование операций".
  Исследование  операций зародилось в начале второй мировой войны для решения  задач эффективного использования  военных ресурсов. В послевоенный период методы исследования операций стали применяться для решения  аналогичных задач в промышленности и бизнесе. Появление компьютеров позволило конструировать математические модели возрастающей сложности, приближая их к реальной ситуации и получать более точные решения.
 

04 Дайте характеристику  одной из школ  стратегического  менеджмента

  Как и во всякой научной дисциплине, в стратегическом менеджменте существуют различные направления, которые хотя и разделяют общие базисные принципы дисциплины, приведенные выше, но, тем не менее, по-разному расставляют исследовательские акценты, выделяя те или иные методологические приоритеты. Такие направления называются научными школами, в случае теории стратегического управления — школами стратегического менеджмента. В литературе последних лет наиболее обстоятельный анализ школ стратегического менеджмента представлен в работе Г. Минцберга, Б. Олстрэнда и Дж. Лэмпела (1997). Авторы выделяют десять научных школ, называя их в следующей последовательности (табл. 1).
  Школа стратегического менеджмента
  (Г.  Минцберг, Б. Олстрэнд, Дж. Лэмпел, 1997)
      Название  школы   Процесс формирование стратегии
  1   дизайна   осмысление
  2   планирования   формальный 
  3   позиционирования   аналитический
  4   предпринимательства   предвидения
  5   когнитивная   ментальный 
  6   обучения    развивающийся
  7   власти   ведение переговоров
  8   организационной культуры   коллективный  процесс
  9   внешней среды   реактивный
  10   конфигурации   трансформации
  Эти школы, в свою очередь, подразделяются на три группы. Первые три школы  имеют предписывающий характер —  их приверженцы описывают, как должны формироваться стратегии. Так, представители первой школы, доминировавшей в 1960-е годы (а две последующие возникли на ее основе), рассматривают стратегию как процесс неформального дизайна, т.е. конструирования, проектирования, моделирования. Вторая школа, расцвет которой пришелся на 1970-е годы, рассматривала стратегию как относительно независимый процесс формального планирования. Сторонники третьей школы, заявившей о себе в 1980-е, сосредоточились не на планировании стратегии, а на ее содержании. Наименование «школы позиционирования» она получила потому, что ее последователи в качестве важнейшей задачи рассматривали принципы выбора стратегии в соответствии с позиционированием фирмы на рынке.
  Следующие шесть школ рассматривают специфические  аспекты процесса формулирования стратегии. Их последователи делают акцент на исследовании реальных процессов разработки стратегий. Стремясь связать стратегию с реальным поведением фирмы, они пытались рассматривать стратегию как результат предвидения будущего, озарения, разрешающего менеджеру принять риск. Таким образом, стратегия снизывалась с процессами, происходящими в сознании менеджера. наиболее последовательно эта позиция разрабатывалась когнитивной школой, которая выбрала своей методологической основой когнитивную психологию и на этой основе пыталась проникнуть в сознание стратега.
  Четыре  последующие школы пытаются преодолеть неопределенности, связанные с поведением индивида, и детерминистски проанализировать процесс стратегического управления. Так, представители школы обучения считали, что стратегия должна разрабатываться шаг за шагом по мере развития, самообучения организации. Представители школы власти рассматривали стратегию как процесс переговоров между конфликтующими группами внутри организации либо между организацией и внешней средой. Согласно взглядам сторонников школы культуры, стратегия зависит от культуры организации, а процесс ее выработки является коллективным процессом. Теоретики школы внешней среды полагают, что построение стратегии есть реактивный процесс и определяется как реакция на изменения во внешней среде. Школа, которая названа Г. Минцбергом и другими «школой конфигурации», представляет собой подход, который стремится объединить задачи всех предшествующих — процесс выработки стратегии, ее содержание, организационную структуру и ее окружение. Она опирается на принципы и методы организационного развития, выводя из них закономерности стратегических изменений: стратегия рассматривается как процесс трансформации.
  Современное значение этих школ различается. Одни из них хорошо зарекомендовали себя и удерживают надежные позиции для анализа деятельности компаний, принадлежащих к «традиционным» отраслям, другие демонстрируют эффективность своей методологии во вновь развивающихся, инновационных отраслях бизнеса, третьи больше подходят для проектирования стратегических изменений в бесприбыльных организациях или организациях муниципального управления и т.д. Поэтому вряд ли было бы продуктивно пытаться ранжировать школы и направления стратегического менеджмента по степени важности или эффективности в отрыве от реального контекста организационных проблем, в котором они возникли и который влияет на их развитие. Важнее научиться применять нужные и эффективные методы из всего арсенала методов, предоставляемого школами, для решения задач стратегического менеджмента, возникающих в конкретных организациях и в определенный момент времени.
 

05. Обоснуйте существование  разнообразных моделей  менеджмента

  Истоки  разнообразия моделей менеджмента  лежат в национальных характерах людей, определяемых различиями географических, исторических, социальных, культурных и др. условий их формирования.
  Так, Японская модель формировалась под  влиянием двух  факторов:  1)  Творческое освоение  зарубежного опыта   в   области   организации   и   упр-ия;   2) Последовательное сохранение национальных традиций. Для Японии характерна приверженность к коллективным формам орг-ции  труда. Коллективный характер труда требует от менеджеров умения  ладить  с  людьми. Высоко ценится также жизненный опыт, большое внимание  уделяется  духовному развитию личности.
  Суть  ЯМ – это управление людьми, но при  этом японцы принимают во внимание не интересы работника, а интересы группы людей. На первом плане социальные потребности; место и роль в группе; признание, уважение окружающих. Вознаграждение за труд воспринимается, через призму социальных потребностей.
  Основополагающий  принцип -  вырабатывать и поставлять продукцию точно в заданный срок (канбан).
  Государство за счет бюджетных средств развивает  инфраструктуру страны, регулирует цены, создает многочисл. полуправительств. структуры, обеспечивает связь с бизнесом. Япония упорно развивала жесткую конкуренцию в каждом секторе экономики, добиваясь того, чтобы там обязательно оставались хотя бы несколько конкурентов, не допускали монополию.
  Японскому менеджменту присуще мягкое руководство, ориентированное на сотрудничество, ценность инициативности, пожизненный наем работников и медленное продвижение персонала по служебной лестнице.
    Американская модель утрачивает  лидирующее положение в мире, а в  последнее время начинает приобретать  отдельные  черты  японской  модели.  Во  многом особенности   этой   модели    обусловлены  национальными особенностями американцев: способностью бороться до конца, утверждать свое  превосходство. Они подчеркивают свою  исключительность,  стремятся  добиваться  быстрого  и большого успеха. Большое внимание уделяют своему делу.  Для  них  характерна борьба за лидерство. На рубеже 60-70-х гг. 20в. в Америке произошла революция - смена общественных установок. Теоретики амер. мен-та Д. Коул и А. Горц пришли к выводу, что многие организации не достиг св целей из-за игнорирования противоречий меняющейся соц среды.
  1)Происходит  пререход от механистических  структур мен-та, осн недостатком  кот-х является наличие излишнего  персонала в организациях, к более персон-м огранич. структурам, для кот-х свойственно, что в зависимости от ситуации работник выполняет те или иные функции.
  2)  В производство внедряется операцион  система. Структурной единицей  становится операц. центр, вместо  привычного конвейера внедряется вращающейся круглый стол, в процессе занято 16 человек, в их распоряжении сырье, материалы, финансовые ресурсы, право приема и увольнения сотрудников.
  3) Внедрена новая система управления  качеством с поставщиками исходных  ресурсов, с поставщиками исходных ресурсов заключаются многочисленные контракты.
  4) В компаниях стабильный состав  работников (“-“ групповое единомыслие  “+” меньше конфликтов). Лучше,  когда конфл - большая продуктивность
  5) Новая система финанс и бух  учета, теперь стоимость работника вносится в отдельную отчетность, существует амортизация на живой труд.
  Подходы к менеджменту как науке и  практике управления людьми и организациями  имеют свою национальную специфику. В ответе следует отметить, что, например, американский менеджмент отличает жесткое единоналичие, ценность исполнительности, кратковременный наем работника, быстрое продвижение персонала.
    Немецкая модель/модель социально-рыночного хозяйства/М. Эрхард.
    Эрхард - второй канцлер Германии 1963-66гг. 15 лет-министр финансов, 20 июня 1947г. - реформа Эрхарда Повышение инфляции. Суть: модель предполагала создание системы социальной защиты, кот Эр. называл “политикой для миллионов”. Лозунг: благосостояние для всех, провозгласил разный подход к сильн. и слабым, от сильных требовалось проявление инициативы для достиж успех, к слабым  провозглашались милосердие, защита, поддержка.
  В европейской (немецкой) школе менеджмента  большое значение придается целеполаганию, наличию достаточных объемов информации, принятию обоснованных решений.
  В европейской (немецкой) школе менеджмента  цикл функций представлен в виде:
  1)определение цели;
  2)получение информации;
  3)планирование;
  4)принятие решений; 
5)реализация;

  6) контроль.
      Шведская модель (Г. Мюрдаль) социализма. Модель мягкого менеджмента.
  Создание  системы социальной защиты, обеспечивающей =е возможности для трудоспособного  населения и нетрудоспос. населения, Называется «мягкой» т.к. она обеспечивает относительно безболезненную адаптацию  потерпевших крушение фирм и граждан, столкнувшихся с серьезной проблемой в новой ситуации с новым условиям.
  Модель перемен в случае банкротства компании
    Происходит увольнение всего персонала с учетом всего персонала с учетом льгот, действующих в стране.
    Приглашают специалиста (конкурс. управляющего, кот. разрабат-т миссию и цели новой компании в соответствии с “системой управления по целям”.
    Производят набор нового персонала (из прежнего не более 65%).
    В высшем руководстве выделяют лиц, несущих персональную ответственность за банкротство.
    В течении месяца проводят тотальную учебу на всех уровнях, причем высш персонал сам должен проводить обучение.
  Вывод по Шв. модели: В результате форсирования работы в течении года, как правило, удается выйти на нормальный уровень работы, но при этом требуется чтобы процесс восстановлении компании обязательно сопровождался улучшением положения работников.
  Вывод: З-Е модель позволила расширить ряд широкомасштабных соц задач: 2ой пенсионный возраст, пенсионное обеспечение, бесплатная медицина, при сохр. страх соц пособия. Проблемы - высокие налоги, утечка капитала, мозгов, измен. половозрастной и этносоциальной структуры населения, соц иждивенство.
 

06. Влияние национально-исторических  факторов на развитие  менеджмента.

  Экономические отношения в настоящее время  связывают национальные экономики и в значительной степени нейтрализуют национальные особенности экономического поведения.
  Национальные  особенности управления организацией важны для менеджера по следующим  мотивам:
  - в настоящее время многие организации  активно взаимодействуют с зарубежными фирмами и компаниями.;
  - опыт зарубежных компаний может  быть полезным в других культурах. 
  - менеджер может найти работу  за границей.
  Понимание того, что менеджмент – это особый аспект функционирования организации, впервые было осознано в США. А это означает, что менеджмент сам по себе является во многом американским явлением, отражающим особенности американской картины мира.
  США вполне можно считать страной, в  которой в наибольшей степени  менеджменту обучают.
  Американский менеджмент характеризуется жесткой организацией управления. Для него в наибольшей степени характерно стремление к формализации управленческих отношений.
  Для американского менеджмента очень  характерно представление о персональной ответственности работника. Эффективность работы конкретного руководителя определяется на основании того, смог ли он лично достигнуть тех целей, которые были ему поставлены.
  Европейский менеджмент отличается от американского  в незначительной степени. Дело в  том, что Европа и США – это достаточно близкие культуры, а поэтому обмен достижениями между ними протекает с меньшими трудностями.
  В Европе, как и в США, очень важную роль в экономике играют мелкие и  средние предприятия. Этим обусловлены  и некоторые особенности европейского менеджмента. Для мелких фирм более настоятельной является потребность в выживании, поэтому необходимо более быстрое реагирование на любое, даже самое незначительное изменение ситуации, к которому необходимо приспособиться.
  Одно  из существенных отличий европейского менеджмента от менеджмента американского состоит в том, что в Европе даже в рамках крупных концернов и компаний дочерние компании сохраняют заметную долю самостоятельности. Эта самостоятельность может касаться и производственных, и финансовых решений, а также инноваций. Проблемы управления относительно небольшими предприятиями в Европе более актуальны, чем в США.
  На  японский менеджмент накладывает отпечаток  самобытная культура Японии и то, что  на мировой рынок она вышла  только после Второй мировой войны. Япония переняла у Европы и США положительные аспекты опыта, прежде всего – ориентацию на новые технологии и психологические методы менеджмента. В Японии более высоко ценят опыт работы, чем образование, поэтому руководителей в Японии готовят непосредственно в процессе работы. Если в Европе и США сначала дают теоретические знания, которые затем закрепляются практикой, то в Японии предоставляют практику, которая только затем переходит в знания.
  Японцы  очень внимательно относятся  к связям между людьми, а также к личностным особенностям работников, склонны подбирать должность под человека, а не человека под должность. Японцы избегают индивидуализма в своих действиях, не склонны к навязыванию персональной ответственности, практически не контролируют эффективность действий отдельного работника; гораздо более важной для них является коллективная (групповая) ответственность. Еще одна особенность японского менеджмента состоит в том, что руководящие работники особое внимание уделяют технологическим нововведениям. С этой точки зрения Япония превосходит все страны мира.
  Польза  японского опыта для российского  менеджмента заключается прежде всего в связи с мягкой интеграцией  лучшего, что было выработано в культуре бизнеса в Европе и США. Профессия  «менеджер» одна из самых популярных и, что даже более важно, одна из наиболее востребованных.
  Наука об управлении в России находится  на стадии становления. Существенные отличия  касаются культуры - ценностей и  принципов, которые лежат в основе нашего общества. Специфическим является и поведение потребителей. Богатая традиция, созданная государственными деятелями и предпринимателями прошлых веков, еще ждет интеграции в наши представления об управлении.
  Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента
  I.Особенности национальной деловой культуры
  II.Роль  Российской культуры в системе  современного менеджмента
  I.Особенности  национальной деловой культуры 
  Существуют  три уровня культуры в бизнесе: национальная культура; организационная культура; управленческая культура (стиль руководителя).
  В России существует 2 основные проблемы: проблема власти (поскольку руководитель в системе без власти - не руководитель), проблема отношения к работе. В  большинстве российских деловых  организаций власть построена во-первых, сверху вниз, во-вторых, кластерами (замкнутыми группами). Кластерная форма характерна для западных бизнес-структур, но там такая группа - сплоченная команда. В отличие от Запада в России работа в группе плохо структурирована, плохо расписаны обязанности и функции каждого работника. На Западе работа в группе структурирована, задания и оценки каждого работника формализованы.
  Принято выделять 4 основных вида мотиваций, которые  соответствуют той или иной группе стран или культур: достижение цели, где деньги играют большую роль; защитная мотивация, то есть стремление к тому, чтобы никто не вмешивался в дела, желание создать свой мир; группа социальной мотивации, где зачастую действует уравнительный подход; в основном страны с социальной мотивацией, однако они, желая повысить качество жизни, согласны идти на риск.
  По  результатам исследований “новые русские” по своей мотивации примыкают  ко второй группе, которая больше всего  ценит стабильность, но в основном россияне предпочитают мотивацию на достижение и отказались от мысли ничего не менять.
  II.Роль  Российской культуры в системе  современного менеджмента 
  Определенную  систематизацию в изучение и описание российской культуры внесли работы Бердяева, Гумилева, Ключевского, Чаадаева и др.
  Ключевский  приводит следующий перечень черт национального характера русского человека: расчетливость, изворотливость в мелких затруднениях, привычка в терпеливой борьбе с невзгодами и лишениями; больше оглядываться назад, чем заглядывать вперед; больше осмотрительности, чем предусмотрительности; кратковременное напряжение сил (аврал); каприз собственной отваги (авось).
  Делеганский указывает на такие социальные установки  современного русского архетипа, как  способность к терпению, духовность, приоритет духовного над материальным, широта русской натуры, способность впитывать инородные культурные образования, предрасположенность к социальной утопии к ожиданию чудесного и внезапного преображения жизни. Для культуры русского человека характерно: почитание власти, желание участвовать в управлении, но не брать на себя ответственность.
 

07 Раскройте условия,  определяющие развитие  теории и практики  управления в современной экономике

  Развитие  теории и практики менеджмента подразумевает  под собой единый сложный процесс  формирование менеджмента, как составляющего экономических отношений, производства, торговли и жизни вообще.
  Возникновения менеджмента было обусловлено следующими социально-экономическими факторами:
  - развитие реального общественного  и затем промышленного производства;
  - появление новаторов и теоретиков-идеологов, обобщавших опыт и прокладывавших новые пути;
  - развитие внутренней (собственной)  логики менеджмента, приводящее  вкупе с двумя вышеуказанными  причинами, к смене парадигмы (системы принципов и подходов в менеджменте как науке).
  История развития менеджмента насчитывает уже несколько тысячелетий. Несмотря на огромное значение революционных преобразований, развитие менеджмента - это в основном эволюционный процесс; он характеризуется непрерывностью, отражая всю совокупность, изменений, происходящих в обществе, экономике, во всей системе социально-экономических отношений.
  В настоящее время в специальной  литературе принято выделять несколько  этапов развития менеджмента
  Виханский, Наумов – 4 фактора.
  1) фактор дифференциации связан  с разработкой методологии управления Исходя из науки и практики управления 20 в (век научного управления), легко выделяются стандартные подходы и принципы к управлению. Это, прежде всего системный подход, который предполагает учитывать влияние внешней среды на
  предприятие, взаимоувязку всех элементов внутренней среды между собой, умение подстраиваться под ситуационные изменения на рынке. Незыблемыми принципами управления до сих пор остаются: а) измерение производительности труда, б) предельная рационализация труда (ничего лишнего), в) жесткая дисциплина, г) высокая мотивация и социальная защищенность работников,  д) создание команды на основе партнерских отношений.
  Западный  менеджмент все это освоил и сейчас, ввиду повышения конкуренции, на управление предприятиями уже воздействует фактор дифференциации (разделение, отличия), - то есть, как уйти от стандартов, где найти отличие от других.
  2) фактор – соединение человека  со средствами труда. Как происходит  это соединение? В середине 19 в  и начала 20 в человек подчинялся  средствам труда, так как машинам, конвейеру и все управление человеком исходило от логики подчинения работника технологическому процессу, машине (индивидуализм). В 70- е – 80-е годы 20 в человек управляет машинами, роботами, компьютерами, поэтому заговорили об интеллекте, о творчестве работника, его самореализации, стали использовать коллективные формы управления и организации труда. 21 в – век информации, значит, одна из главных задач управления заключается в правильном и опережающем использовании информации. Следует помнить, что на управление сильно влияют те, кто заинтересован в работе предприятия – раньше это, несомненно, был хозяин, затем акционеры, менеджеры, сейчас на западе оказывают сильное влияние политики, общественность, «зеленые», сами работники.
  В нашей стране работники пока «никто»  и «ничто». А большую роль играют чиновники и «крыша».
  3) фактор – продукт – в настоящее  время основной продукт – это  информация, исследования и разработки. При этом на первом месте  остается безусловное удовлетворение потребностей клиента. В 21 в одним из основных продуктов станет здоровье человека, что повлечет за собой глобальные изменения и в промышленном производстве.
  4) культурный фактор – в управлении  выделяют в 20 в несколько направлений  менеджмента: американский менеджмент (50-60 гг.), японский менеджмент; интегративный менеджмент (слияние лучшего); универсальный менеджмент. В настоящее время модной стала культура, основанная на управлении разнообразием, так как, не взирая на глобализацию, должны сохраняться преимущества национальной культуры управленческих форм.
 

08 Дайте обзор основных  управленческих концепций  конца ХХ –  начала ХХI вв

  ВАРИАНТ 1
  Технологическая  концепция  фирмы (производственная  концепция) появилась в недрах классической экономической теории, именно фирма выполняет  особую  роль  в  экономике:  покупая  ресурсы  с  целью  производства товаров и услуг, она фактически выступает инструментом распределения ресурсов между альтернативными вариантами их использования.  В  рамках  технологической (неоклассической)  концепции  фирма  рассматривается как структура, оптимизирующая издержки при данном выпуске,  что  обусловлено  технологическими  особенностями  производства.  Зависимость издержек от выпуска определяет технологическую границу фирмы, а  также  горизонтальную и вертикальную  границы роста фирмы. Центральное место в экономическом анализе процесса деятельности фирмы занимают понятия эффекта масштаба и эффекта разнообразия, а сама фирма практически сводится к «функции производственных издержек». В концепции стратегического менеджмента  характеристики фирмы,  связанные  с  возможностью  получения экономии от масштаба (сокращении удельных издержек при увеличении количества) или разнообразия (сокращении удельных издержек одного товара  при  увеличении  количества  товаров,  выпускаемых  в  рамках  одной
  фирмы),  являются  ключевыми при  обсуждении  особенностей  конкурентной
  стратегии фирмы. 
  В 40-х годах XX в. появляется так называемая парадигма «Структура – поведение  –  результативность»,  сформулированная  впервые  Мэйсоном  и Бейном и определившая методологию теории организации промышленности. Поведение фирмы на рынках в рамках технологической концепции предсказывается  в  соответствии  со  структурой  последних.  Эволюция  методологии теории отраслевых рынков к концу XX в. проходила в сторону смещения акцентов  со  структуры  рынка  на  поведение фирм,  обладающих  той  или  иной степенью рыночной власти.
  Основная  проблема неоклассической теории фирмы  состоит в том, что она оставляет  без ответа вопросы условий и движущих сил (факторов) развития, главным образом по причине «атомистического» подхода к самой категории фирмы, рассматриваемой как неделимое целое (экономический агент), вне  контекста  ее  структуры,  внутренних  составляющих  и  их  взаимосвязей.
  Удовлетворение  потребностей,  выступающее  исходным  пунктом  любого процесса  производства, –  важная  зависимость,  которая  находится  в  центре неоклассического экономического анализа. Однако объяснение природы экономического  развития  требует  наряду  с  этим  привлечения  дополнительных взаимосвязей. 
  Контрактная концепция фирмы является развитием  идеи Р. Коуза о положительных  издержках  функционирования  ценового  механизма  рыночной координации. Коуз утверждал: возможность существования фирм в том, что некоторые  трансакции  внутри  фирм  обходятся  дешевле,  чем  аналогичные трансакции, осуществляемые на рынках. Границы размера фирмы зависят от результата сравнения соответствующих издержек. Трансакционные издержки – это явные и неявные затраты, связанные с обеспечением выполнения внешних контрактов. В противоположность им внутрифирменные издержки контроля связаны с обеспечением внутренних контрактов. Фирма может купить продукт или услугу на рынке, но она же может и произвести тот же продукт услугу сама. 
  Эволюционная  концепция  фирмы  появилась  в 80-х  годах XX  в. На теорию Нельсона–Уинтера большое влияние оказали работы Й. Шумпетера, который  ввел  понятие  новой  производственной  функции,  осуществляемой фирмой-новатором,  стремившейся получить  бoльшую прибыль. По Шумпетеру, основой процесса развития является осуществление новых комбинаций. 
  Еще один важный принцип, фиксируемый эволюционной теорией, состоит в многоуровневости эволюции системы. Дело в том, что  любая система эволюционирует  одновременно  на  нескольких  внешних  и  внутренних  уровнях, причем  эти  уровни  находятся  в  интерактивной  связи.  Особенно  важным  это становится в условиях формирования стратегии развития бизнеса в динамичной окружающей среде, поскольку разработка стратегии без учета этого принципа становится решением по локальной оптимизации позиции компании. 
  Пересмотр  и  снижение жесткости  посылок (в  части  полноты  используемой информации и возможностей ее обработки лицом, принимающим решения) в рамках неоинституциональной экономической теории существенно увеличило возможность использования ее положений в концепциях менеджмента.  Р.  Румельт  в  своей  работе 1984  г.  впервые  подчеркивает  необходимость осуществления синтеза стратегических концепций менеджмента и экономической  теории  фирмы  в  рамках  стратегической  теории  фирмы, которая должна целостно, с единых позиций объяснять вопросы существования,  размеров,  особенностей  организации  и  конкурентных  преимуществ
  фирмы.
  Стратегическая концепция фирмы, как известно, исходит из признания за фирмой не только возможности реагирования на изменения окружающей среды, но и ее активного формирования. Основа стратегической концепции  фирмы –  точка  зрения  на  фирму  как  на  активного  субъекта  рыночной экономики. Воздействие на  экономические институты и экономическую политику  государства, на отраслевую  структуру рынка (в  том числе  воздействие  на  функцию  спроса  через  формирование  потребительских  предпочтений),  а  также  изменение  целей  функционирования  фирмы –  занимают центральное  место  анализа  фирмы  в  рамках  стратегической  концепции 
  Появление концепции стратегического управления после Второй мировой войны во многом было обусловлено неудовлетворенностью как предпринимательской,  так и исследовательской  среды,  связанной  со  слабостью разработки  динамического  аспекта  экономической  теории.  На  современном этапе развития исследований фирмы, по-видимому, идет по пути становления стратегической  теории фирмы, которая, обобщая концепции  экономической теории  со  стратегическими  концепциями  менеджмента,  сможет  интегрировать их в достаточно последовательное и цельное учение о природе, движущих силах развития экономической организации (фирмы).   

  ВАРИАНТ 2
  Общая характеристика концепций
  2.1Синергетический  подход
  Изучение  самоорганизующихся процессов различной  природы привело к появлению  и развитию синергетического подхода, вобравшего в себя идеи и подходы  различных наук. Синергетический  подход рассматривается как дальнейшее развитие системного подхода, который дает специалисту новые возможности для исследования и осуществления управленческой деятельности. Синергетика представляет собой системный подход к сложным открытым нелинейным системам с их свойствами неустойчивости, неравновесности, бифуркации, катастрофы, самоорганизации и др.
  Синергетические исследования выделяют три типа самоорганизующих процессов:
  - самозарождение организации;
  - поддержание оптимального уровня;
  - совершенствование и воспроизводство  организации.
  Механизм  самоорганизации напрямую связан с  такими условиями существования  системы, как открытость, нелинейность, множественность, внешние факторы  влияния, неравновесность.
  Функциональной  сутью самоорганизованных процессов  является самосознание, самосохранение, самосовершенствование и самовоспроизведение порядка в структуре и функционировании системы. В качестве примера может выступать производственная подсистема, экономическое развитие в которой обусловливает разноуровневое и вместе с тем параллельное, непротиворечивое существование процессов качественных изменений и изменений количественных (независимое изменение размеров отдельных экономических единиц и общих пропорций экономики).Одной из существенных характеристик эволюции системы является необратимость. Необратимость заключается в невозможности изменения направленности процессов в каждый данный момент времени. При значительном участии обратимых процессов они составляют лишь часть сложного и в целом необратимого процесса системного развития, который носит циклический характер. Комплексная схема Н.Д. Кондратьева отражает волнообразные колебания системной динамики трех видов: короткие, средние и большие.
  Периодические колебания (подъем — спад — кризис — оживление — подъем и т. д.) характеризуются тем, что начало подъема каждого цикла связано с внутрисистемными изменениями, а каждый спад сопровождается затяжными депрессиями наиболее значимых системных компонентов. Волнообразные процессы сочетаются с непрерывными эволюционными изменениями. Возникновение больших, средних и коротких циклов является внутренней закономерностью системной динамики, имманентно присущей многим социальным системам. Данная концепция по сути дела опирается на процессы самоорганизации в управлении корпоративным опытом. В настоящее время в отечественной практике самообучающиеся предприятия также начинают рассматриваться как новая стратегия получения конкурентных преимуществ.  

  2.2 Теория игр
  С помощью теории игр предприятие  получает возможность предусмотреть  ходы своих партнеров и конкурентов. Сложный инструментарий следует использовать только при принятии принципиально важных стратегических решений. В последние годы значение теории игр существенно возросло во многих областях экономических и социальных наук. В экономике она применима не только для решения общехозяйственных задач, но и для анализа стратегических проблем предприятий, разработок организационных структур и систем стимулирования.
  Такие тематические области, как стратегическое поведение, конкуренция, кооперация, риск и неопределенность, являются ключевыми в теории игр и непосредственно связаны с управленческими задачами.
  Первые  работы по теории игр отличались упрощенностью  предположений и высокой степенью формальной абстракции, что делало их малопригодными для практического  использования.
  Бурный  прогресс в промышленной экономике  показал плодотворность методов  игр в прикладной сфере.
  В последнее время эти методы проникли и в управленческую практику. Вполне вероятно, что теория игр наряду с теориями трансакционных издержек и “патрон – агент” будет восприниматься как наиболее экономически обоснованный элемент теории организации. Следует отметить, что уже в 80-х годах М. Портер ввел в обиход некоторые ключевые понятия теории, в частности такие, как “стратегический ход” и “игрок”. Правда, эксплицитный анализ, связанный с концепцией равновесия, в этом случае еще отсутствовал.
  2.3 Теория хаоса
  Формально, теория хаоса определяется как учение о сложных нелинейных динамических системах. Под термином сложные это  и понимается, а под термином нелинейные понимается рекурсия и алгоритмы из высшей математики, и, наконец, динамические — означает непостоянные и непериодические. Таким образом, это учение о постоянно изменяющихся сложных системах, основанное не математических концепциях рекурсии, в форме ли рекурсивного процесса или набора дифференциальных уравнений, моделирующих физическую систему. В действительности, почти любая хаотическая система может быть смоделирована — рынок ценных бумаг порождает кривые, которые можно легко анализировать при помощи странных аттракторов в отличие от точных соотношений; процесс падения капель из протекающего водопроводного крана кажется случайным при анализе невооруженным ухом, но если его изобразить как странный аттрактор, открывается сверхъестественный порядок, которого нельзя было бы ожидать от традиционных средств.
  В современных условиях управление предприятием требует совершенно нового концептуального  подхода к организации и новой  управленческой парадигмы, которая  отлична от концепций, характерных  для предыдущих управленческих школ. Акцент в новой управленческой парадигме делается на самоорганизацию. Синергетическая концепция и синергетический подход к процессу становления и развития организации должны стать новой парадигмой управления современной промышленностью. Таким образом, синергетический подход становится доминирующим и при формировании стратегии на предприятии и осуществлении стратегического планирования. Учитывая способность предприятия к самоорганизации, можно перейти на качественно новый уровень формирования стратегии: управлять не предприятием, а его способностью к самоорганизации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.