На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


отчет по практике Продовольственный магазин

Информация:

Тип работы: отчет по практике. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                          Белкоопсоюз
Барановичский технологический колледж  

              Специальность «Коммерческая деятельность» 

                      Дневник – отчёт
            по преддипломной  практике  
 
 

База практики                                                 Райпотребсоюз ТП «Продтовары»
                                                                         «Меркурий» м-н №7 г. Пружаны 
                                                                         ул. Октябрьская 68  

Исполнитель:                                                 учащегося гр. №
                                                                         
 
 
 
 
 
 
 
 

Руководитель  от предприятия:                    
Руководитель  от колледжа:                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 2010г. 

                                             
Содержание.  

   1. Ознакомление с торговой организацией (торговым объектом)………3-6
   2. Организационная структура торговой организации (объекта), коммерческая служба и её задачи……………………………………….......7-9
   3. Информационное обеспечение коммерческой деятельности………...10-15
   4. Коммерческая деятельность по оптовым закупкам и оптовой продаже……………………………………………………………………….16-19
   5. Коммерческая работа по обеспечению конкурентоспособности розничного торгового объекта………………………………………………20-23
   6. Финансово-экономические показатели деятельности торговой организации (объекта)……………………………………………………….24-34
   7. Выводы и предложения…………………………………………………35-36
   Список литературы…………………………………………………………37
   Приложения.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Ознакомление с  торговой организацией (торговым  объектом). 

   ТП Промтовары «Меркурий» магазин  №7 г. Пружаны.
   Магазин «Меркурий» является  государственным магазином и относится к Пружанскому Райпотребсоюзу, продажей которого являются продовольственные товары, а в частности хлебобулочные изделия, кондитерские изделия и бакалея.
   Здание магазина расположено  возле дорожного перекрестка,  в близи которого находятся: школа №3, больница, отделение «Беларусбанк», аптека и большое количество многоэтажных и частных домов.
   Магазин «Меркурий» - это отдельно  стоящее одноэтажное здание, его  можно классифицировать по капитальности  здания – как капитальное,  по размещению – одноэтажное, стены – кирпичные.
   Магазин располагает помещениями,  необходимыми для рационального  функционирования торгово-технологического  процесса. Все помещения магазина  расположены с учётом обеспечения  рациональной взаимосвязи между  ними. Планировка торгового помещения, а также помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже отвечают основным требованиям.
   Также имеется два отдельно-стоящих  одноэтажных помещения для хранения  товаров. Торговые помещения непосредственно  связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, чтобы можно было обеспечить пополнение товарных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути движения товаров. Торговый зал и кладовые расположены на одном уровне. Торговый зал связан с помещением для приёмки товаров. Помещения для хранения тары расположено возле места приёма товаров.
   Размещение помещения и его  планировка направлены на обеспечение  максимальных удобств для покупателей  при отборе и покупке ими  товаров. Планировка помещений  магазина обеспечивает хорошие условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников.
   Основным торговым помещением  является торговый зал. Он служит  для размещения, хранения и выставочного  запаса товаров здесь производится  отбор товаров покупателями. В торговом зале организованы рабочие места продавцов и имеется отдельный кабинет заведующей магазином.
   Планировка торгового зала организованна  легко и доступно, обеспечивает  свободное движение покупательского  потока, кратчайший путь движения товаров из зоны хранения и подготовки товаров к продаже и к местам их выкладки, создание условий хорошей видимости и удобства для покупателей.
   Торговый зал делится на две  зоны, одна зона – продажа хлебобулочных  изделий и бакалеи, другая –  кондитерские изделия и напитки.
   В каждом отделе имеется по  одному холодильному оборудованию, и холодильник для охлаждения  напитков, с другой стороны для  хранения кондитерских изделий  (тортов, пирожных), также холодильник  для хранения мороженого, два  кассовых аппарата, одни электронные весы и двое весовых весов (для обслуживания покупателей и контрольные весы).
   Расчёты с покупателями осуществляются  путём приёма денежных средств  непосредственно с учётом поступившей  суммы с помощью кассовой машины.
   Конструкция контрольно-кассовой машины позволяет вести учёт нарастающим итогом полученных от покупателей денег, печатать чек с различными данными: порядковый номер чека, уплаченную сумму, шифр, номер счётчика, промежуточный итог, общая сумма, внесённая сумма, сдача, время, дата.
   Правильно подобранное и расставленное  оборудование позволяет расширить  предложение товаров, создать  больше удобства для обслуживания  покупателей, увеличить товарооборот.
   В магазине «Меркурий работает 4 продавца, 1 заведующая магазином, 1 уборщица, 1 грузчик. Режим работы с 8 – 22 без перерыва и выходных. Санитарный час каждый вторник.
Общая площадь магазина составляет 73м2 из них: помещение для хранения кондитерских изделий – 12м2; помещение для хранения хлебобулочных изделий – 7м2; коридор – 5м2; кабинет заведующей магазином – 6м2; комната для мытья рук – 3м2; торговый зал – 40м2.
   В торговом зале находится  стенд с информацией и план  эвакуации людей при возникновении  пожара, телефонный аппарат находится  в кабинете заведующей магазином.
  Помещений для хранения товаров в магазине «Меркурий» общей площадью 19м2 – два. Помещение для хранения кондитерских изделий общей площадью 12м2 и для хранения хлебобулочных изделий – 7м2. Также на территории магазина находятся два отдельно построенные одноэтажные помещения для хранения товаров.
   На складах осуществляется довольно  сложный комплекс торгово –  технологических операций с товарами, успешное выполнение которого  может быть достигнуто только  в том случае, если устройство  складов будет отвечать ряду технологических требований.
   В помещении для хранения хлебобулочных  товаров стены, пол, потолок  – ровные, чистые, сухие, двери  широкие без порога для лёгкого  выталкивания контейнеров с хлебобулочными  изделиями, без попадания прямых  солнечных лучей.
   В помещении для хранения кондитерских товаров стены, пол, потолок – ровные, чистые, сухие, двери по размеру средние без порога, окно среднего размера с большими форточками. Возле стен расположены встроенные полки, на полу постелены поддоны для составления ящиков.
   Эти помещения отапливаются, имеют  систему пожарной безопасности, а также систему от незаконного  проникновения. 
    Помещения для хранения расположены  поблизости к месту для приёма  товаров, которое расположено  с задней части здания и  имеет специальный въезд и территорию для транспортного средства.
   В коридоре находится огнетушитель  и план эвакуации людей при  возникновении пожара. 
   Помещения, которые находятся  отдельно от здания, но на территории  магазина имеют большие в длину  и ширину двери, которые открываются как во внутреннюю, так и во внешнюю стороны. Эти помещения предназначены для хранения товаров в мешках (мука, сахар). Помещение отапливается, имеет систему пожарной безопасности, огнетушитель. 
   Помещения для хранения товаров  в магазине №7 «Меркурий» соответствуют противопожарным, общетехническим, санитарно-гигиеническим, технологическим требованиям.
   На складе обеспечен постоянный  контроль за поддержанием оптимальной  температуры и влажности воздуха.  Регулирование температурно-влажностного режима осуществляется с помощью вентиляции и отопления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Организационная  структура торговой  организации (объекта), коммерческая служба  и её задачи. 

   Торговля является одной из  важнейших сфер деятельности, в  которой пересекаются интересы многих отраслей, предприятий и населения.
   Процессы хозяйственной деятельности, основанные на разделении и  кооперации труда, в любой отрасли  народного хозяйства, в том  числе и в торговле, нуждаются  в определённой организации.
   Сущность организации состоит в упорядочении взаимодействий различных сторон и аспектов материальной деятельности людей, направленных на достижение определённых целей. В современных условиях требования к организации торговли возрастают в связи с расширением ассортимента, усложнением хозяйственных связей с другими отраслями народного хозяйства, широким внедрением в торговлю достижений научно-технического процесса, расширением географии производства, развитием и совершенствованием материально-технической базы торговли.
   Для достижения этой цели требуется решение следующих задач:
- реформирование  управления и отношений собственности,  формирование эффективной системы  государственного регулирования  деятельности предприятий и организаций  торговли через инвестиционную, финансово-кредитную политику, управление государственной долей собственности;
- развитие  инфраструктуры торговли и товарных  рынков;
- формирование  современного технически оснащённого  оптового звена, поддержка малого  и среднего бизнеса;
- развитие  конкуренции;
- создание благоприятных условий для импорта на монополизированные товарные рынки и защиты внутреннего рынка при наличии на нём достаточной конкуренции между отечественными производителями;
- снижение  общего уровня издержек и цен  в процессе товарооборота;
- развитие системы защиты прав потребителей, ужесточение механизма сертификации и стандартизации товаров, защита рынка от недоброкачественного импорта.
   Торговая организация – юридическое  лицо, объединяющее под своим  руководством торговые предприятия.
   Торговые организации (объединения) делятся на три вида:
- торговые  организации, включающие в свой  состав предприятия, не обладающие  правами юридического лица. Такие  торговые организации выступают  как самостоятельные субъекты  торгового оборота – юридические лица. По отношению к своим структурным единицам они действуют в качестве органа хозяйственного управления;
- торговые  организации, в состав которых  включены предприятия, являющиеся  юридическими лицами. При такой  структуре торговая организация  руководит самостоятельными предприятиями, осуществляя по отношению к ним функции вышестоящего органа, и имеет право централизовать полностью или частично выполнение их отдельных торгово-хозяйственных функций;
- торговые  организации, в состав которых  входят как предприятия, являющиеся юридическими лицами, так и структурные хозяйственные единицы. При такой структуре торговая организация по отношению к хозяйственным единицам выступает как предприятие, а по отношению к самостоятельным предприятиям – юридическим лицам – как вышестоящий орган.
   Согласно ст. 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь, в зависимости от целей  деятельности различают коммерческие и некоммерческие организации.
   Коммерческие организации преследуют  цель осуществления хозяйственной  (предпринимательской) деятельности с получением прибыли как основного её итога, а также распределения прибыли между её учредителями (участниками, членами). Некоммерческие организации имеют иные цели, не связанные с хозяйственной (предпринимательской) деятельностью. Они могут заниматься хозяйственной (предпринимательской) деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для достижения их уставных целей и соответствует этим целям, и не имеют права распределять полученную прибыль между своими участниками (членами).
   Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и унитарных предприятий.
   Унитарным предприятием признаётся  коммерческая организация, не  наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество.
   Главной задачей коммерческой  службы при изучении спроса  является определение продолжительности  цикла спроса от его зарождения  до начала насыщения рынка.  Коммерческой службе торговой  организации надо предугадать смену фаз цикла спроса и пересматривать свою стратегию относительно данного товара в соответствии с конъюнктурой рынка.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Информационное обеспечение  коммерческой деятельности. 

   Важнейшим элементом коммерческой  деятельности является комплексное исследование рынка товаров и услуг. Именно этот процесс обеспечивает возможность сбора информации, необходимой для обоснования принимаемых решений. С развитием рыночных отношений роль такой работы значительно возрастает, появляется потребность в качественной и своевременно поступающей коммерческой информации.
   Коммерческая информация представляет  собой сведения, характеризующие  ситуацию на рынке товаров  и услуг.
   В рыночной экономике эту информацию получают за счёт проведения комплексных маркетинговых исследований, включающих как изучение рынка и его конъюнктуры, так и оценку возможностей торговой организации. Такие исследования позволяют обосновывать коммерческие решения, прогнозировать развитие рыночной ситуации, своевременно и правильно реагировать на её изменения. Информационная база создаёт научную и практическую основу для повышения эффективности коммерческой деятельности.
   Комплексное исследование рынка  предполагает:
1. Изучение  покупателей и мотивов покупок.  Эта работа является наиболее важной составляющей комплексного исследования рынка, требует исследования социально-психологических особенностей покупателей, их типов. 

Содержание  работы по информационному обеспечению  коммерческой деятельности:
- Изучение  покупателей и мотивов покупок
- Изучение  требований рынка к товару
- Изучение  конъюнктуры рынка
- Исследование  конкурентной среды и конкурентов
- Изучение  потенциальных возможностей торговой  организации и его конкурентоспособности 

2. Изучение  требований рынка к товару, т.е. требований конечных покупателей к потребительским свойствам товара и соответствующему набору сопутствующих продаже и потреблению товара услуг.
3. Комплексное  исследование рынка предполагает  тщательное изучение его конъюнктуры.  Исследования конъюнктуры включают анализ спроса и предложения на рынке и его сегментах, ёмкости и характера рынка, уровня цен и ценовой эластичности спроса, степени и условий рыночной конкуренции и т. п. Эта информация необходима для принятия соответствующих решений на всех уровнях коммерческой деятельности: стратегическом, тактическом и оперативном. Наблюдение за текущей конъюнктурой рынка и ее анализ позволяют решать оперативные коммерческие задачи, а выявление длительных тенденций и закономерностей дает возможность делать прогнозы, вырабатывать правильную коммерческую стратегию.
      Анализ рыночной ситуации на отдельных сегментах проводится с целью изучения запросов какой-то части потребителей,  а также для оценки возможностей торговой организации по их удовлетворению. В качестве сегментационных признаков наиболее часто используются демографические, климатические, географические, экономические, но могут быть применены и другие критерии.
4. В  рыночных комплексных исследованиях  существенное место отводится  исследованию конкурентной среды и конкурентов, работающих на данном рынке. Эта информация всегда должна быть в поле зрения коммерсантов, чтобы они могли удержать свои позиции на рынке. Она позволяет объективно оценивать реальное положение торговой организации на рынке.
5. Изучение потенциальных возможностей торговой организации и её конкурентоспособности. Необходимость этой информации объясняется тем, что на ее основе можно оценить сильные и слабые стороны деятельности фирмы, определить ее реальные цели и задачи, а также разработать коммерческую стратегию, обеспечивающую устойчивое финансовое положение на рынке товаров и услуг.
   Информация, полученная при комплексном  изучении рынка, должна поступать  своевременно, быть обстоятельной,  достоверной. Только в таком  случае она представляет практическую значимость. Поэтому должна быть создана система, включающая следующие элементы: сбор, обработку, хранение и передачу информации. Эти элементы образуют упорядоченный поток коммерческой информации. Информация может быть получена из внутренних и внешних источников
   Внутренними источниками получения  коммерческой информации являются  данные статистической и бухгалтерской  отчётности торговой организации, а также оперативного учёта результатов коммерческой работы, личные наблюдения специалистов за работой своей организации и др.
   Внешние источники информации  дают сведения об изменениях, происходящих на рынке товаров  и услуг. К ним относятся  данные государственной статистики, периодической печати, консультации  специалистов и организаций, специализирующихся на рыночных исследованиях, информация, полученная при специальных обследованиях, и др.
   Основными источниками информации  о состоянии рынка товаров  и услуг являются: статистическая  отчётность, данные статистики бюджетов, нормы и нормативы потребления, данные оперативного и бухгалтерского учёта, материалы специальных обследований, опросов, наблюдений.
   Государственная статистическая  отчётность содержит показатели  объема и структуры товарооборота  и товарных запасов по товарным  группам. На основе данных государственной статистики по продаже товаров можно выявить тенденции развития товарооборота и его структуры по областям республики, торгующим системам, министерствам, а также предприятиям с различной формой собственности, определить долю рынка, которую они занимают.
   Статистическая информация о  товарных запасах даёт возможность  проследить за их динамикой  в сумме и в днях к товарообороту, контролировать их структуру, размещение по регионам, торговым системам и организациям, между оптом и розницей.
   Государственная статистика даёт  информацию о численности населения,  его половозрастной и социальной  структурах, составе семей, рождаемости,  смертности, миграции, системе расселения, денежных доходах населения, их  покупательной способности и  др.
   Для того чтобы информация  о рынке была достаточно полной, своевременной и точной, используются  различные методы её получения.
   Для изучения рыночной ситуации  применяются:
- изучение  данных статистической отчётности;
- учёт  и анализ данных о динамике и структуре продажи и остатков по материалам инвентаризаций;
- учёт  и анализ данных, полученных при  изучении спроса населения;
- изучение данных специально проводимых исследований (сплошные и выборочные обследования, опросы, интервью);
- изучение  данных экспертных оценок;
- изучение  материалов конъюнктурных совещаний;
- изучение  опыта работы конкурентов.
   Успех торговой фирмы во многом  зависит от того, насколько правильно выбран рынок или его сегмент. Для этого целесообразно собрать и оценить следующую информацию: географическое положение, месторасположение рынка, его границы, региональные различия, ёмкость, степень открытости, размеры спроса и предложения, их соотношение, уровень цен, степень насыщенности товаром, конъюнктуру рынка, выделение главных факторов, влияющих на нее, конкурентная среда, численность и структура населения, национальная однородность, объём покупательных фондов населения, динамика и структура товарооборота и товарных запасов.
   Необходимо обратить внимание  на рост или снижение объёмов продажи, развитие жизненного цикла товара, изменение требований к качеству и потребительским свойствам товара, выявление возможных новых сфер применения товара. Оцениваются также демографические тенденции: изменение численности и структуры населения, динамика рождаемости, смертности, миграции и т. д.
   Важную роль в изучении условий  рынка играет анализ коммерческой  практики, сложившейся на рынке,  условий товародвижения, правовых  вопросов, нормативных актов, регулирующих  хозяйственные связи.
   Анализ условий рынка заканчивается составлением прогноза развития рынка (конкретного товара или региона). Здесь целесообразно выделить краткосрочные перспективы и долгосрочные тенденции, которые должны быть использованы при выработке коммерческой стратегии фирмы.
   Коммерческая информация, полученная  при комплексном исследовании  рынка и возможностей торговой  организации, используется для  принятия коммерческих решений.
   Коммерческим решением принято  называть все управленческие  решения, связанные с куплей-продажей товаров. Оно является программой действий для достижения поставленной цели.
   Изучение и оценка ситуации, выбор  цели и задач, выявление возможных  вариантов их достижения базируются на отборе необходимых для конкретного коммерческого решения данных.
  Особенностью коммерческих решений является то, что они многовариантны. При их принятии следует учитывать огромное количество факторов, изменения, происходящие на рынке. В этих условиях понятие «оптимальное» коммерческое решение условно: оно может быть оптимальным только для данной коммерческой ситуации, в данный момент; оно может быть более эффективным, чем у конкурентов, но не может быть единственно правильным.
   Снижению степени риска способствует  повышение уровня информационного  обеспечения коммерческой деятельности и эффективности принимаемых в этой области решений.
   Для повышения качества коммерческой информации и своевременного ее поступления и использования при обосновании принимаемых решений нужны новые информационные технологии на базе компьютерной техники. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Коммерческая деятельность  по оптовым закупкам  и оптовой продаже. 

   Оптовыми закупками начинается  оперативная работа по доведению  товаров от производства до  потребителя. От правильной ее  организации во многом зависит  удовлетворение спроса населения, создание конкурентоспособного ассортимента, финансовое состояние организации. Осуществляя оптовую закупку товаров, организация воздействуют на поставщиков, добиваясь улучшения качества товаров, расширения и обновления ассортимента для удовлетворения потребительского спроса.
   Закупочная деятельность включает  комплекс операций:
- отбор,  обработку и анализ информации, необходимой для обоснования коммерческих решений по оптовым закупкам;
- определение  потребности в товарах, формирование потребительского заказа, конкурентоспособного ассортимента, управление им (обоснование объёма и структуры закупок);
- выявление  и изучение источников закупки,  выбор поставщиков и каналов  продвижения товара;
- установление хозяйственных связей с поставщиками товаров;
- контроль  исполнения договоров поставки  товаров.
   Правильная организация оптовых  закупок  должна способствовать укреплению финансового положения предприятия, и, наоборот, ошибки в этой работе приводят к убыткам, а иногда и к банкротству.
   Решая вопрос о закупках, коммерческая  служба использует данные о динамике и структуре товарооборота и товарных запасов за несколько лет, изучает факторы, определившие такой результат. Эта информация необходима для того, чтобы правильно обосновать объём закупок. Главной задачей оптовой организации при планировании оптовых закупок является определение уровня товарных запасов, при котором обеспечивалось бы бесперебойное снабжение этими товарами покупателей и не образовался избыток этих товаров на складе. Поэтому необходимо работать с каждым товаром отдельно. По каждому наименованию товара следует установить минимальный и максимальный объём закупок с точки зрения обеспечения экономического интереса организации.
   Эффективность оптовых закупок во многом зависит от правильного выбора источников поступления и поставщиков.
   Источниками поступления товаров  являются отрасли народного хозяйства,  частный сектор экономики, оптовые  посредники. Поставщиками выступают  конкретные субъекты хозяйствования, с которыми оформлены договорные отношения.
   Основными источниками поступления  потребительских товаров являются  производство и сельское хозяйство.
   Кроме того, потребительская кооперация  вовлекает местные и собственные ресурсы и товарооборот. Закупает излишки сельскохозяйственной продукции у колхозов, совхозов, фермеров, населения, осуществляет заготовку дикорастущих плодов, грибов, ягод, мёда, лектехсырья.
   Часть продуктов поступает по  импорту.
   Все источники товарных ресурсов  по территориальному признаку  подразделяются на местные, внеобластные, внереспубликанские.
   Товары можно закупить непосредственно  у изготовителей или через  посредников.
   К поставщикам-изготовителям относятся:  государственные промышленные предприятия,  предприятия заготовительных организаций, кооперативные, совместные предприятия, колхозы, совхозы.
   К поставщикам-посредникам относятся  оптовые организации государственной  и кооперативной торговли.
   Оптовые закупки товаров могут осуществляется на основе централизованного распределения, по госзаказу и в порядке свободной купли-продажи.
   Выбор поставщика является составной  частью планирования оптовых  закупок.
   Правильный выбор поставщика  в конечном счёте определяет  эффективность коммерческой деятельности  по оптовым закупкам. От этого зависит, на каких условиях будет заключён договор, но еще более значительную роль этот выбор играет при исполнении договора, выполнении поставщиком договорных обязательств. Если партнёр окажется неисполнительным, все усилия по оптовым закупкам будут напрасными. Таким образом, от выбора поставщика зависит выгодность или невыгодность партнёрства.
   Одним из важных принципов,  которым необходимо пользоваться  при выборе поставщика, является  его деловая характеристика, отношение  к выполнению своих обязательств. Деловое лицо фирмы определяется тем, насколько добросовестно поставщик выполняет свои обязательства, настолько серьёзно он заботится о поддержании своего делового авторитета.
   При выборе поставщика предпочтение  отдаётся тем, с кем уже заключались  договоры и установились взаимовыгодные отношения, устраивающие обе стороны. Выбирая поставщика, необходимо обратить внимание на объём поставки и ассортимент.
   При выборе поставщика играет  роль его месторасположение, удалённость.  Следует рассматривать и изучать в первую очередь близко расположенных потенциальных партнёров.
   Оптовая продажа товаров обеспечивает  выполнение главной функции оптовой  торговли – бесперебойное ритмичное  снабжение розничной торговой  сети нужными товарами в соответствии  с их заказами.
   Оперативное выполнение договоров с покупателями осуществляется при складской форме продажи следующими методами:
- путём  отгрузки или завоза товаров,  предусмотренных договором, в согласованные сроки;
- путём личной отборки товарных образцов в зале или на складе;
- путём  выполнения заявок на завоз  товаров, поступивших по телефону, через разъездных товароведов  или через информационно-диспетчерскую службу;
- через  автосклады.
   Учитывая, что оптовая продажа  товаров является главной коммерческой  целью и фактором, оказывающим непосредственное влияние на конечный результат оптового предприятия, необходимо обеспечить её эффективность; наращивать объёмы продажи, снижая расходы по доведению товаров до потребителя, обеспечить увеличение объёмов продажи за счёт ускорения оборачиваемости товаров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Коммерческая работа  по обеспечению  конкурентоспособности  розничного торгового  объекта. 

   Формирование товарного ассортимента  в оптовой торговле предполагает  разработку и установление в  определённом порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для оптовых баз, призванную удовлетворить спрос покупателей и обеспечить рентабельную работу базы.
   Документом, устанавливающим ассортимент  оптовой базы потребительской кооперации, является обязательный ассортиментный перечень товаров. Номенклатура товаров, включённых в ассортиментный перечень различных баз, неодинакова, зависит от конкретных условий: мощности баз, зоны ее деятельности, типов торговых организаций, обслуживаемых базой, количества площадей и вместимости складов.
   В ассортиментном перечне базы  предусматривается групповая и  внутригрупповая структура ассортимента. При этом по каждому виду  определяется количество разновидностей годового и неснижаемого запаса как по основным, так и по дополнительным признакам, необходимого товароснабжения магазинов зоны деятельности.
   Оптовая торговля, выступая посредником  между производством и потребителем, должна обеспечить ритмичное  товароснабжение розничной торговой  сети, отвечающее по количеству, ассортименту и качеству спросу покупателей. Правильно организованное управление товарными запасами на оптовых базах включает:
- определение  размера оптимального товарного  запаса;
- оперативный  учёт запасов и контроль за  их состоянием;
- регулирование  товарных запасов.
   Управление товарными запасами  решает ряд коммерческих задач,  связанных с формированием и  поддержанием ассортимента товаров  на требуемом уровне с целью  удовлетворения спроса покупателей.
   На размер товарных запасов  и их оборачиваемость влияют различные факторы: потребительские свойства, качество товаров, цена, условия транспортирования, упаковка и др.
   Одной из главных задач управления  товарными запасами является  обеспечение ускорения оборачиваемости  средств, вложенных в товарные  запасы.
   При управлении товарными запасами  необходимо учитывать надёжность  выполнения договоров поставки, время на доведение товара  от изготовителя до конечного  потребителя, данные анализа объёма  и структуры продажи как текущей,  так и статистической отчётности. Их следует изучать в динамике.
   Прибыль, полученная оптовой базой  от продажи товаров, направляется  на закупку новых партий товаров  для пополнения товарных запасов.  Вкладывая значительные средства в закупку товаров, оптовые базы подвергают себя коммерческому риску.
   Оправдать коммерческий риск  может только прибыльная деятельность: размер полученного дохода должен  покрыть все затраты на осуществление  операций с товаром и обеспечить чистую прибыль. Если этого не произойдёт, деятельность базы будет убыточной.
   По ценовым средствам стимулирования  понимают использование возможностей  коммерческого, технологического, организационного и экономического характера, направленных на увеличение продаж, но не связанных с изменением цены товара.
   Среди неценовых средств стимулирования  особая роль принадлежит устным  консультациям и рекламе продавца.
   Для оценки эффективности данного  средства стимулирования следует  сопоставить товарооборот на метр квадратный соответствующей торговой площади в магазине, где используются стимулирование продавца-консультанта, и в аналогичном магазине, в котором это средство не вредно.
   Результативным средством неценового  стимулирования также является рациональное размещение и эффективная выкладка товаров.
   Все виды стимулирования, опирающиеся  на прямое или косвенное, немедленное  или с отсрочкой снижение продажной  цены относятся к ценовым.
   Достаточно распространённым ценовым  средством стимулирования является продажа по снижению ценам.
   Наряду с эффективной организацией  собственно процессов продажи  важную роль в повышении уровня  обслуживания покупателей играют  услуги и сервис.
   Услуги и сервис обрамляют  процесс продажи товаров и  делают его более привлекательным и даже интересным для потенциальных покупателей.
   Услуги, оказываемые розничной торговлей  покупателям, многообразны. Их спектр  зависит от типа магазина и  ассортиментного профиля, месторасположения,  площади магазина (в том числе  торговой), а также ряда коммерческих факторов.
   Услуги, являющиеся частью процесса продажи, т. е. тесно с ней связанные, осуществляются в основном бесплатно (упаковка, устные консультации). Торговые услуги редко непосредственно включаются в цену, но если затраты можно определить достаточно точно, то услуга может оказаться платно (доставка товаров на дом, раскрой тканей и др.).
   Сервис в розничной торговле  – подсистема коммерческой деятельности, обеспечивающая комплекс услуг  и удобств, непосредственно не  связанный с продажей товаров и обеспечивающий наиболее благоприятную коммерческую среду для продажи товаров.
   Кроме перечисленных услуг, в  магазинах оказывают и другие, необходимые покупателям услуги. К их числу можно отнести  следующие: комплектование подарочных наборов из имеющихся товаров; формирование букетов, консультации покупателей по вопросам дизайна убранства комнат, домашнему консервированию продуктов и приготовлению особых блюд национальной кухни; организация отделов обслуживания инвалидов, престарелых и многодетных семей и др.
   Разрабатывая программу торговых  услуг и сервисного сопровождения  продаж, торговый менеджер должен  в качестве основной задачи  рассматривать соответствие ожиданиям  покупателей видов и качества  услуг.
   Рассмотрим краткие характеристики факторов качества услуг:
- доступность  определяется временем ожидания  услуги;
- результативная  коммуникация должна обеспечивать  понимание покупателем содержания  предоставляемых услуг;
- знания  и умения, необходимые персоналу  для качественного предоставления услуг (компетенция);
- вежливость  предполагает соответственно вежливое  и тактичное отношение к покупателям;
- доверие  покупателей к предложению розничной  торговли и соответствие услуг  их потребностям (репутация);
- отзывчивость  характеризует желанием и стремлением  персонала магазина к оказанию услуг;
- безопасность  характеризует степень риска  для покупателя, связанную с услугами;
- внешний  вид работников торгового зала  и другие видимые факторы обслуживания  и имиджа магазина (осязаемые  факторы);
- понимание  и знание потребностей покупателей предполагает, что организация розничной торговли более или менее удачно изучает потребности клиентов.
   В условиях развивающейся на  розничном рынке конкуренции  целесообразно использовать сервисную  дифференциацию, т. е. предложение  услуг, соответствующих товарам и по своему качеству превосходящих услуги конкурентов. 
 
 

6. Финансово-экономические  показатели деятельности  торговой организации. 

     Основные  показатели деятельности ТП «Продтовары» м-н Меркурий №7 за 2007 – 2009 гг. представлены в Таблице 1.
     Таблица 1
Основные  показатели деятельности ТП «Продтовары» м-н Меркурий№7 за 2007 – 2009 гг.
Показатели Год Изменение (+;-) Темп  изменения, %
2007 2008 2009 2008 г.  к 2007 г.
2009 г.  к 
2008 г.
2008 г.  к
2007 г.
2009 г.  к
2008 г.
2009 г.  к
2007 г.
Выручка от продажи продукции, тыс. руб. 4054400 4304600 4311800 250200 7200 106,17 100,17 106,35
Себестоимость проданной продукции, тыс. руб. 3765500 3965600 3937000 200100 -28600 105,31 99,28 104,55
Валовая Прибыль, тыс. руб. 288900 339000 374800 50100 35800 117,34 110,56 129,73
 
     Из  таблицы 1. следует, что выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 2502000 тыс. руб. или на 6,17%. В 2007 году рост выручки  от реализации составил по сравнению с 2008 годом 7200000 тыс. руб. или 0,17%.
     Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг в 2007 году составила 3765500 тыс. руб., в 2008 году – 3965600 тыс. руб., в 2009году – 3973000 тыс. руб., то есть, наблюдается увеличение себестоимости на       20010 тыс. руб. или 5,31% в 2008 году по сравнению с 2007 годом и сокращение на 28600000 тыс. руб. или 0,72% в 2009 году по сравнению с 2008 годом.
     Валовая прибыль м-на Меркурий за исследуемый  период имеет ярко выраженную тенденцию  к росту. Так, в 2007 году она составила 288900 тыс. руб., в 2008 году – 339000 тыс. руб., в 2009 году – 374800 тыс. руб. Полученные данные свидетельствуют, что темп роста валовой прибыли м-на Меркурий снижается. В 2008 году он составил 17,34%, а в 2009 году – 10,56%.
     Происходящие  изменения отразились на росте показателя рентабельности продаж. Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли  от реализации продукции, работ и  услуг или чистой прибыли на сумму  полученной выручки.
     Рп2004 = (288900 тыс. руб. / 40544000 тыс. руб.) * 100% = 7,13%
     Рп2005 = (339000 тыс. руб. / 43046000 тыс. руб.) * 100% = 7,88%
     Рп2006 = (374800 тыс. руб. / 43118000 тыс. руб.) * 100% = 8,69%
     Как показывают вышеприведенные расчеты  рентабельность продаж м-на Меркурий увеличилась  за анализируемый период с 7,13% до 8,69%, что положительно характеризует коммерческую деятельность предприятия.
     Для анализа показателей эффективности  использования трудовых ресурсов ТП «Продтовары»за 2007 – 2009 гг. составим таблицу 2. 

     Таблица 2.. 
 
 
 
 

Основные  показатели эффективности использования трудовых ресурсов ТП «Продтовары» за 2007 - 2009 гг.
Показатели Год Изменение (+;-) Темп  изменения, %
2007 2008 2009 2008 г. к 2007 г.
2009 г. к 2008 г.
2008 г. к 2007 г.
2009 г. к 2008 г.
Выручка от продажи продукции, тыс. руб. 40544000 43046000 43118000 2502000 7200 106,17 100,17
Численность работающих, чел. 25 26 26 1 0 104,00 100,00
Фонд  оплаты труда, тыс. руб. 13389600 16497600 21004800 31080000 4507200 123,21 127,32
Среднемесячная  зарплата, тыс. руб. 7970000 9820000 10940000 18500000 11200000 123,21 111,41
Производительность  труда, тыс. руб./чел 16217600 16556200 16583800 338600 27700 102,09 100,17
 
     Производительность  труда в 2007 году составила 16217600 тыс. руб./чел., в 2008 году – 16556200 тыс. руб./чел, в 2009 году – 16583800 тыс. руб./чел. В 2008 году по сравнению с 2007 годом произошло увеличение показателя на 338600 тыс. руб./чел В 2009 году по сравнению с 2008 годом рост показателя составил 27700 тыс. руб./чел В то же время средняя заработная плата работника за месяц составила в 2007 году – 7970000 тыс. руб., в 2008 году – 9820000 тыс. руб., в 2009 году – 10940000 тыс. руб. Среднемесячная заработная плата также обнаруживает тенденцию к росту: в 2008 году по сравнению с 2007 годом наблюдается увеличение среднемесячной заработной платы на 18500000 руб. в 2009 году по сравнению с 2008 годом – на 11200000 руб., Темпы роста производительности труда в 2008-2009 гг. существенно ниже темпов роста заработной платы, что свидетельствует о преобладании экстенсивного типа развития и низкой эффективности использования трудовых ресурсов предприятия.
     Основные  фонды – это часть производственных фондов, которая вещественно воплощена  в средствах труда, сохраняет  в течение длительного времени  свою натуральную форму, переносит по частям стоимость на продукцию и возмещается только после проведения нескольких производственных циклов.
     Таблица 3.
     Показатели  эффективности использования  основных средств
     ТП  «Продтовары» за 2007 - 2009 гг.
Показатели Год Изменение (+;-) Темп  изменения, %
2007 2008 2009 2008 г. к
2007 г.
2009 г. к
2008 г.
2008 г. к
2007 г.
2009 г. к
2008 г.
Выручка от продажи продукции, тыс. руб. 40544000 43046000 43118000 2502000 7200 106,17 100,17
Прибыль от продаж, тыс. руб. 2889000 3390000 3748000 50100 35800 117,34 110,56
Численность работающих, чел. 25 26 26 1 0 104,00 100,00
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. 13815000 14113000 14700500 29800 587500 102,16 104,16
Фондоотдача, тыс. 2,93 3,05 2,93 0,12 -0,12 103,93 96,16
Фондоемкость, тыс. 0,34 0,33 0,34 -0,01 0,01 96,22 103,99
Фондовооруженность, тыс. руб./чел. 55260000 54281000 56540000 -979000 22600000 98,23 104,16
Фондорентабельность, %. 20,91 24,02 25,50 3,11 1,48 114,86 106,14
 
     Фондоотдача – показатель выпуска продукции, приходящейся на 1000 рублей стоимости основных фондов. Данный показатель характеризует эффективность использования основных средств предприятия. В 2007 году на 1000 рублей стоимости основных средств предприятия приходилось 2930000 тыс. руб. услуг и продукции, в 2008 году – 3050000 тыс. руб., в 2009 году – 2930000 тыс. руб.. Таким образом, наблюдается увеличение фондоотдачи на 120000 тыс. руб. или 3,93% в 2008 году по сравнению с 2007 годом, и снижение на 120000 тыс. руб. или 3,84% в 2009 году по сравнению с уровнем 2008 года.
     Эффективность использования основных средств  предприятия также можно охарактеризовать показателем фондоемкости. Фондоемкость – показатель обратный фондоотдаче. В 2007 году на рубль выручки от продажи товаров приходилось 34000 тыс. руб. стоимости основных средств, в 2007 году – 33000 руб., в 2009 году - 34000 руб. Снижение фондоемкости (увеличение фондоотдачи) означает повышение эффективности использования основных средств.
     Фондовооруженность  характеризует обеспеченность предприятия  основными средствами и рассчитывается делением среднегодовой стоимости основных средств на численность работающих. Из анализа показателя следует, что обеспеченность предприятия основными средствами несколько снижается в 2008 году, о чем свидетельствует снижение показателя фондовооруженности с 55260000 тыс. руб./чел. до 54281000 тыс. руб./чел. В 2009 году она возрастает на 22600000 тыс. руб./чел или на 4,16%.
     Рентабельность  основного капитала рассчитываем делением прибыли от продаж на среднегодовую  стоимость основных средств. Данный показатель увеличивается с 20,91% до 24,02% в 2008 году по сравнению с 2007 годом и до 25,50% в 2009 году.
     Таким образом, можно сделать вывод  о достаточно эффективном использования  основных средств в анализируемом периоде на ТП Продтовары
     Наряду с основными фондами для работы предприятие имеет огромное значение наличие оптимального количества оборотных средств. Оборотные средства – это совокупность денежных средств, авансируемых для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения, обеспечивающих непрерывный кругооборот денежных средств. 
 

     Для характеристики эффективности использования  оборотных средств предприятия  составим таблицу 4.
     Таблица 4..
Показатели  эффективности использования  оборотных средств
ТП  Продтовары за 2007 - 2009 гг.
Показатели Год Изменение (+;-) Темп  изменения, %
2007 2008 2009 2008 г. к
2007 г.
2009 г. к
2008 г.
2008 г. к
2007 г.
2009 г. к
2008 г.
Выручка от продажи товаров, тыс. руб. 40544000 43046000 43118000 250200 72000 106,17 100,17
Прибыль от продаж, тыс. руб. 2889000 3390000 3748000 501000 358000 117,34 110,56
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. 24740000 26947500 29698000 2207500 2750500 108,92 110,21
Оборачиваемость оборотных средств:              
- в  числе оборотов 1,64 1,60 1,45 -0,04 -0,15 97,47 90,89
- в днях оборота 220 225 248 6 23 102,59 110,02
Рентабельность  оборотного капитала, % 11,68 12,58 12,62 0,90 0,04 107,73 100,32
     Среднегодовую стоимость оборотного капитала определяем по формуле средней простой арифметической на основании данных бухгалтерского баланса. Среднегодовая стоимость оборотного капитала увеличивается на протяжении анализируемого периода с 24740000 тыс. руб. до 26947500 тыс. руб. (на 8,92%) в 2008 году по сравнению с 2007 годом. В 2009 году среднегодовая стоимость оборотного капитала составила 2969800 тыс. руб., что больше чем в 2008 году на 10,21%.
     Коэффициент оборачиваемости определяется делением объема реализации продукции на средний  остаток оборотных средств на предприятии. Длительность одного оборота  в днях находится делением количества дней в периоде на коэффициент оборачиваемости. Оборачиваемость оборотного капитала довольно низкая на протяжении 2007 - 2009 гг. В 2007 году один оборот совершался за 220 дней (коэффициент оборачиваемости – 1,64), в 2008 году оборачиваемость оборотного капитала сократилась до 1,60 оборотов в год (продолжительность оборота – 225 дней), в 2009 году один оборот совершался за 248 дней (коэффициент оборачиваемости – 1,45).
       Деятельность за период 2007 – 2009 гг. характеризуется ростом выручки от продаж, ростом рентабельности продаж, ростом рентабельности основных и оборотных средств.
     Однако, исследуемое предприятие имеет  и негативную (особенно для торговых предприятий) тенденцию – снижение коэффициента оборачиваемости оборотного капитала, снижение фондоотдачи и производительности труда
     Поэтому, несмотря на положительную тенденцию  изменения отдельных показателей, характеризующих организационно –  экономическую деятельность, нельзя сделать однозначный вывод о  повышении или снижении эффективности деятельности предприятия.
     Товарооборот  является важнейшим оценочным показателем  торгового предприятия, измерителем  эффективности деятельности. Объем  продажи товаров характеризует  конкурентные позиции предприятия  на рынке, его долю в общем объеме продаж и степень устойчивости положения на рынке, способность продавать товары, пользующиеся спросом потребителей и обеспечивающие получение намеченных и стабильных результатов.
     Анализ  объема и динамики товарооборота  торгового предприятия основывается на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
     Торговая  деятельность предприятий характеризуется, прежде всего, степенью выполнения планов и динамикой товарооборота. Рассмотрим динамику оптового товарооборота м-на Меркурий за 3 года.
Таблица 5. 
 
 
 

Динамика  оптового товарооборота склада «Меркурий» за 2007-2009 гг.
Оптовый товарооборот Год Изменение (+;-) Темп  изменения, %
2007 2008 2009 2008 г. к
2007 г.
2009 г. к
2008 г.
2008 г.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.