На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Основные экономические аспекты деятельности современных библиотек

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение 3
1. Основные экономические аспекты деятельности современных библиотек 4
Заключение 12
Список  литературы 13

Введение

  Библиотечную  экономику следует определять как  область познания, в которой исследуются отношения между субъектами деятельности, а также специфика проявления общеэкономических законов, система распределительных отношений.
  Содержанием экономической деятельности библиотеки является создание социально-экономических условий для выявления, реализации и сочетания интересов как библиотечного сообщества, так и различных категорий реальных и потенциальных потребителей библиотечных услуг.
  Средство реализации основных направлений библиотечной экономической деятельности — ее организационные формы, объединенные макроструктурой библиотеки на основе технологического базиса.
  Субъектами библиотечной деятельности являются выразители основных экономических потребностей — это общество, библиотечный коллектив, потребители библиотечных продуктов и услуг.
  Библиотекари  – люди творческие, и поэтому  в большинстве своем далеки от экономики с ее подсчетами, статистическими  показателями и прочими математическими  выкладками. Однако, как говорят: если вы не занимаетесь политикой, политика займется вами. Так и с экономикой. Мы живем в экономическом пространстве. Библиотекарь получает пусть и небольшую, но зарплату из бюджета, а это тоже важная составляющая экономики. Фонд документов, которые предоставляются читателям, тоже стоит денег, и немалых. Причем не только на приобретение новых материалов, но и на содержание старого фонда. Информационно-библиографическая работа, ведение каталогов, подготовка библиографических  и иных изданий, самообслуживание читателей  тоже стоит денег.
  Повальная экономическая безграмотность библиотекарей, их «бесплатный» энтузиазм приводит к тому, что и руководители не воспринимают библиотеку и библиотекаря как субъекта экономических отношений. А потому привыкли, что можно выполнять любые задания, не считаясь ни со временем, ни с выполнением своей основной деятельности, ни с имеющимися (или не имеющимися) ресурсами.
  Цель  данной работы заключается в рассмотрении вопросов, касающихся основных экономических  аспектов деятельности современных  библиотек.

  1. Основные экономические  аспекты деятельности  современных библиотек

  Политика  организации и использования  библиотечных ресурсов, уровень государственной  поддержки библиотек во многом зависят  от определения сферы компетентности последних в меняющейся системе  экономических отношений.
  Анализ  мирового библиотечного опыта показывает, что в условиях рыночной экономики  в сфере взаимоотношений библиотеки с государством имеют место, две  противоположные тенденции. Поскольку  общественно-государственная форма  собственности, предполагающая бесплатность библиотечного обслуживания за счет госбюджетного финансирования, начинает существовать наряду с другими формами  собственности, библиотеки стремятся  самостоятельно определять номенклатуру услуг, выступая против вмешательства  государства во все сферы библиотечной деятельности.
  Одновременно, будучи по сути своей некоммерческими  организациями, библиотеки продолжают нуждаться в помощи и содействии государства в решении как  экономических, так и правовых проблем. Но государство не устанавливает  больше «жестких» программ обслуживания читателей, а выступает в роли заказчика либо покупателя библиотечных услуг [4, с. 2].
  Таким образом, государственные гарантии равных прав всем потребителям информации сводятся ныне к оплате из госбюджета лишь части традиционных библиотечных услуг, которые предоставляются  бесплатно.
  При этом неизбежно возникает вопрос о необходимости выработки механизма, на основе которого станет возможным  конструктивное взаимодействие между  рыночным и государственным регулированием производства и распределения библиотечных услуг [5, с. 3-4].
  Любая библиотека, производит услуги в процессе информационно-библиотечного обслуживания своих пользователей. Библиотечные услуги бывают бесплатными и платными. Производит услуги библиотекарь. Один из главных вопросов в экономике  в целом и в библиотечной экономике: как, с помощью каких ресурсов и технологий надо производить библиотечные услуги.
  Библиотека  может существовать и развиваться  только в том случае, если:  существует потребность в производимых ею услугах. Причем библиотекарь должен адекватно  реагировать на изменения в этих потребностях; имеются средства для  осуществления деятельности библиотеки (финансирование, материально-техническое  оснащение, квалифицированные кадры, организационно-правовая система); имеющиеся средства используются эффективно для удовлетворения имеющихся потребностей [1, с. 29].
  Центральными  понятиями экономики являются понятия  спроса и предложения. Это взаимосвязанные  и взаимообусловленные понятия. Чем выше спрос, тем выше должен быть уровень предлагаемых услуг, и, наоборот, если спроса нет, то предложение остается невостребованным [9, с. 206]. Для библиотеки очень важным является положение о том, что она не только должна обеспечивать спрос на библиотечные услуги, но и формировать его, культивировать потребности в получении информации, в приобретении знаний в процессе чтения.
  Следует отметить, что книга является одним  из главных источников обучения, спрос  на библиотечные услуги будет достаточно высоким. Вопрос в том, насколько  библиотека может его удовлетворить, какие ресурсы она имеет для  этого.
  Ресурсы всегда были и долго еще будут  ограниченными, поэтому очень важна  их правильная оценка с точки зрения наиболее оптимального использования.  Объективная оценка уровня развития экономического потенциала библиотеки, ее ресурсов обеспечивает необходимую информацию для управления дальнейшим развитием библиотечного обслуживания. Экономика библиотечного дела, являясь частью экономики как количественной науки, оперирует цифрами, статистикой. Наиболее распространенными экономическими показателями библиотечного дела являются показатели формирования и использования фонда, количество пользователей, показатели справочно-информационной работы. Их сбор, обобщение и анализ лежит в основе экономического анализа эффективности использования ресурсов.
  Что же такое ресурсы?  Под экономическими ресурсами, или факторами производства, в экономике понимается все то, что затрачивается (используется) в  процессе производства товара или услуги.  Ресурсы любой библиотеки складываются из фондов документов (информационные ресурсы), традиционных информационных и электронных технологий, материальной базы (помещение, оборудование), трудовых и финансовых ресурсов [11, с. 189].
  Библиотечные  фонды как основная составляющая информационных ресурсов. 
Процесс формирования и использования фондов – один из самых важных и достаточно дорогостоящих процессов деятельности библиотеки. Эффективность использования данного ресурса определяют следующие показатели:  количество названий и экземпляров документов, включающих печатные издания, АВ-материалы (аудио-видео), электронные издания;  количество новых поступлений (названия и экземплярность);  количество названий и экземпляров изданий, подлежащих списанию по причинам, указанным в Инструкции о списании документов из фондов библиотек;  уровень соответствия фонда потребностям его пользователей. Он выражается в цифровых показателях документообеспеченности, книговыдачи, обращаемости [6, с. 88].

  По  всем исследованиям, как международным, так и отечественным, наименьшим показателем обращаемости для небольших  библиотек,  является двойная обращаемость фонда в год, то есть обращаемость равна 2. (За рубежом рекомендуют  поддерживать обращаемость от 3 до 5-ти). Только при этом показателе обращаемости можно судить о том, насколько  правильно сформирован фонд в  соответствии с потребностями пользователей. Все, что ниже границы, свидетельствует  о невостребованности фонда, все, что  выше, о его недостаточности для  нормального удовлетворения потребностей читателей [7, с. 121-122].
  Резервы площадей размещения фондов документов во всех библиотеках минимальны, поэтому  со всей остротой встает вопрос об оптимальном  количестве фонда для той или  иной библиотеки в зависимости от количества читателей и их потребностей, размеров помещений, других возможностей. Одним из показателей определения  оптимальности комплектования является книгообеспеченность. Это отношение  количества фонда к количеству читателей (Книгообеспеченность = Ф : Ч). Общих  нормативов нет. Однако есть некоторые  рекомендации, которые можно использовать при определении оптимального количества фонда для каждой конкретной библиотеки.
  Очень важен показатель обновляемости  фонда, то есть соотношение между  поступлением новой литературы и  списанием устаревшей или изношенной. Библиотековеды из Российской национальной библиотеки предлагают определение  оптимального количества новых поступлений, исходя из годовой книговыдачи. Формула  вычисления: количество книговыдач  3,8 : 100.
  Для повышения экономической эффективности  использования фонда очень важна  постоянная работа с ним: изучение спроса читателей на предмет соответствия фонда их потребностям, отслеживание обращаемости разделов фонда, отдельных  книг и, конечно же, продуманная система  раскрытия книжного собрания посредством  выставок, обзоров и иных методов 
  Раскрытие фонда, иногда даже очень детальное, – залог повышения используемости фонда. Каталоги, картотеки, библиографические  списки – все то, что традиционно  именуется справочно-библиографическим  аппаратом, также является важным информационным ресурсом, требующим затрат времени  и сил библиотекаря. С внедрением компьютерных технологий увеличивается  эффективность справочно-поискового аппарата, появляются новые возможности  раскрытия фонда. При использовании  электронных технологий доля расходов на приобретение электронной техники, программного обеспечения, оплату средств  и каналов связи возрастает в  общих затратах на содержание библиотеки до 70-80% [10, с. 287].
  Материально-техническая  база библиотеки включает в себя также  помещение, оборудование, средства связи. Чем лучше и современнее оборудование, тем выше ее привлекательность в  глазах пользователей. Анализ деятельности многих библиотек,  свидетельствует, что хорошо оборудованная библиотека, хотя и требует значительных капиталовложений, получает больше возможностей привлекать внебюджетные средства. Наличие ксерокса и сканера, например, позволяет библиотеке ввести самую востребованную платную  услугу и достаточно быстро окупает  затраты при достаточно низкой цене на нее.
  Финансовые  ресурсы представляют собой совокупность всех видов поступлений и накопленных  денежных средств. Их назначение –  воспроизводство материальных и  трудовых ресурсов с целью непрерывности  и возобновляемости библиотечного  процесса Основным источником финансирования библиотек является бюджет. Как правило, средств выделяется недостаточно, и  библиотеки научились привлекать внебюджетные средства. К ним относятся: доходы из бюджетов других уровней, например, от участия в российских и региональных программах министерств культуры, образования, других бюджетных организаций, от собственной  предпринимательской деятельности и платных форм обслуживания; благотворительные  взносы, средства от участия библиотеки в целевых программах различных  фондов и общественных организаций; штрафов и компенсаций за нанесенный библиотеке ущерб.
  В условиях ограниченности ресурсов очень  важно правильно выбрать решение, позволяющее выявить различные  методы достижения целей библиотеки, определить, как с меньшими затратами  добиться большей эффективности. Важными  экономическими показателями являются издержки, себестоимость продуктов  и услуг, стоимость основных фондов, распределения затрат по видам библиотечной деятельности, расходы на оплату труда библиотечных работников.
  Определение себестоимости услуг – важная составляющая экономического анализа. «Себестоимость – величина затрат всех видов ресурсов на производство единицы производства продукции  или услуг» [10, с. 299]. Выделяют прямые и косвенные затраты. Прямые затраты непосредственно связаны с производством услуги (затраты на материалы, технологии, зарплату, электроэнергию). Косвенные – затраты на содержание помещения, связь и т.п.
  Стоимость библиотечных процессов включает в  себя стоимость обслуживания одного читателя, расходы на одно посещение  или книговыдачу; стоимость комплектования фондов, обработки материалов, справочно-библиографического обслуживания. Так, стоимость комплектования фондов можно рассчитать, исходя из средней стоимости книги, умноженной на количество приобретаемых новых  поступлений. Кроме того, важно знать  стоимость всего фонда документов, хранящихся в библиотеке.
  Планирование  использования экономических ресурсов библиотеки. План, с точки зрения экономики, – это намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения. Хорошо составленный план – не догма, а инструмент, помогающий самому библиотекарю более рационально  и эффективно управлять производственными  процессами. Различают стратегическое (перспективное), текущее (оперативно-производственное) и целевое планирование.
  Стратегическое  планирование – это процесс создания и поддержания стратегического  соответствия между целями библиотеки, ее потенциальными возможностями и  шансами в социально-экономической  и общественной жизни. Оно опирается  на четко сформулированное программное  заявление (зачем нужна библиотека, какой она должна стать), изложение  вспомогательных целей и задач, анализ финансовых, ресурсных возможностей, определяющих стратегию роста. Стратегическое планирование предусматривает развитие библиотеки на достаточно длительный срок. Как правило, от трех до пяти лет. Детализация стратегического плана  закладывается в текущем планировании.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.