На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социальный контроль и воздействие социальной среды на образ жизни людей

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ЯКУТСКИЙ  ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) АКАДЕМИИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 

Финансовый  факультет Кафедра 
«История, философия, основы профсоюзного движения» 
 
 
 
 
 

Реферат
по  дисциплине: «Социология»
на  тему: «Социальный контроль и воздействие
  социальной среды на образ жизни людей »  
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнил:
                    студент группы Ф-08-ЗС
                    Прокопьев А. В.
                    Проверил:
                    Преподаватель
                      Ким А. А. 
                     
                     
                     
                     
                     

                                                        

Якутск 2011
Содержание:
Введение….……………………………………............................….………….....3
ГЛАВА 1. Социальный контроль………………..........................................…....6
      Понятия социального контроля….........................................….......6
      Формы социального контроля……………………………………..7
               1.3 Элементы социального контроля..…..........................................…..7
ГЛАВА 2.  Механизм действия социального контроля…….............................11
              2.1. Социальные санкции………….......…...…….......................……...11
              2.2. Самоконтроль…………………………….............................….…..12
             2.3 Экономический контроль…….........................................…………13
              2.4 Духовно-информационный контроль……………………………..14
              2.5 Принудительный контроль………………………………………...15
Заключение……………………………………...…………............................…..20
Список  использованной литературы…………………………………...............22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

      Пытаясь открыть законы общества , дать дефиницию  человека и выяснить законы , по которым  он живет и развивается , социология не может не интересоваться и отношением , существующим между обществом и  индивидом . И вполне можно утверждать , что всякая социологическая теория , объясняя общество и элементы , из которых оно состоит , стремится определить так же отношения общества и индивида , объясняя это отношение в соответствии со своим пониманием сущности общества .
      Существуют  различные теории, которые сводят общество к индивидам или рассматривают индивида как всего лишь часть, “молекулу “  общества . Существуют так же и представление , будто индивид и общество - это два отдельных и независимых друг от друга явления, которые имеют собственные отдельные и независимые законы своего возникновения и развития . Между тем человек и общество диалектически взаимосвязаны . Они не могут рассматриваться изолированно , отдельно друг от друга : нет общества без человека, но и человек существует только в обществе . Отношение между  обществом и человеком является сложным . Эта сложность воздействие человека на общество и общества на человека  проистекает из того , что человек как отдельный индивид появляется на свет с определенными психическими склонностями , которые лишь в обществе , в продолжение жизни в общественном коллективе , развиваются и через развитие которых индивид становится личностью. Личность, как единство особенностей, свойств , формируется в результате взаимодействия организма и общественной среды . Важнейшими свойствами личности являются ее творческая способность ( которая проявляется в способности изменить внешний мир , а так  же во внутренней потребности в творчестве ) , социальность ( которая отражает включенность в социальный коллектив и общественный характер человеческой природы ) , субъективность ( выражение своеобразной индивидуальности ) и целостность ( в которой выражается взаимосвязанная организация со всеми психосоциальными характеристиками и которая обеспечивает относительное единство поведения в различных ситуациях). Люди устанавливают взаимоотношения и согласуют между собой свое поведение как личности , и в этом взаимосвязанном поведении проявляются личные качества индивида , такие , как совесть , характер, отношения к общественным ценностям и др.
      Таким образом, то, что отдельные люди представляют собой как личности , индивидуальность имеет большое значение для характера  отношений , которые они устанавливают  в обществе своим взаимосвязанным  поведением .
      С другой стороны , и общество , более  или менее организовано , через социальные институты оказывает влияние на всякого индивида , то есть на формирование личности . Именно в обществе развертывается процесс превращения биологического индивида в личность . Этот процесс называется социализацией . Социализация есть процесс неорганизованного и организованного воздействия общества на индивида с целью формирования личности , которая отвечает потребностям данного общества . Это может быть воздействием на индивида определенных социальных групп и общественных ситуаций , в которых индивиды оказываются как члены общества или как более или менее активные участники . В таких случаях от индивида требуется , чтобы он усвоил определенные правила и нормы поведения и поступал в соответствии с ними . 
     Цель  курсовой работы – определить роль социального контроля в обществе, выявить зависимость направленности и содержания социального контроля от экономических, политических, идеологических и прочих характеристик данной социальной системы, исторически обусловленных  уровнем её развития. Кроме того нам необходимо сделать выводы о  влиянии социального контроля на развитие личности человека и общества в целом.
Поставленная  цель определила следующие задачи:
   -Рассмотреть сущность социального контроля, его определение как важнейшего средства для обеспечения процесса усвоения каждым человеком различных элементов сложившейся в данном обществе культуры;
   -Познакомиться с различными функциями  социального контроля, которые он  выполняет в обществе;     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I  Социальный контроль 

      Понятие социального контроля .
 
      Социализация  касается, прежде всего, индивида. Это  индивидуальный процесс. Но он протекает  всегда под бдительным оком общества , окружающих его людей . Они не только обучают детей , но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения . Если контроль  осуществляется отдельным человеком , то он носит индивидуальный характер , а если целым коллективом — семьей , группой друзей , учреждением или социальным институтом, то приобретает общественный характер и называется социальным контролем .
      Основная  задача социального контроля — создание условий для устойчивости той  или иной социальной системы , сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений . Это требует от контроля большой  гибкости , способности распознавать отклонения  от социальных норм деятельности : дисфункциональные , приносящие обществу вред , и необходимые для его развития , которые следует поощрять  Социальный прогресс в развитии общества основан на изменениях, инновациях, привнесениях нового , однако невозможен без сохранения старого , если это старое заслуживает быть сохраненным для потомства . Самое важное в этом старом — нравственные законы , нормы , правила поведения , обычаи , которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных отношений , жизнедеятельность общества . Переселяясь на другое , новое место народ переносит с собой не памятники материальной культуры , а обычаи , нормы , традиции .
      Таким образом, социализация , формируя наши привычки , желания и обычаи , является одним из основных факторов социального контроля и установление порядка в обществе . Она облегчает трудности при принятии решений , подсказывая , как одеваться , как вести себя , как действовать в той или иной жизненной ситуации . При этом любое решение , идущее вразрез с тем , которое принимается и усваивается в ходе реализации , кажется нам неуместным , незаконным и опасным . Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением . 

1.2 Формы социального контроля 

     В социологической науке известно 4 принципиальные формы социального  контроля:
    Внешний социальный контроль – это совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность индивида. Внешний контроль может быть формальным и неформальным. Формальный контроль основан на инструкциях, предписаниях, нормах и нормативных актах, а неформальный базируется на реакциях окружения.
       Эта форма наиболее известна  и понятна, но в современных  условиях представляется неэффективной,  так как предполагает постоянное  отслеживание действий отдельного  человека или социальной общности, следовательно, требуется целая  армия контролеров, за которыми  тоже кто-то должен следить.  Таким образом, в масштабах  общества выстраивается классическая "пирамида контролеров", характерная  для тоталитарного государства. 
    Внутренний социальный контроль – это осуществляемый человеком самоконтроль, направленный на согласование собственного поведения с нормами. Регуляция в данном случае осуществляется не в рамках взаимодействия, а в результате чувства вины или стыда, которые возникают при нарушении усвоенных норм. Эта форма предполагает интериоризацию норм и ценностей. То есть контролер уже не является чем-то внешним по отношению к индивиду. Такой контроль более эффективен в современных условиях, он перекладывает ответственность с внешнего контролера на самого деятеля. Для успешного функционирования такой формы контроля в обществе должна быть устоявшаяся система норм и ценностей.
     Третья  и четвертая формы контроля менее  известны и требуют использования  более тонких социально-психологических  механизмов.
    Контроль через отождествление с референтной группой – позволяет показать деятелю возможные и желательные для общества модели поведения, внешне вроде бы не ограничивая свободу выбора деятеля;
    «Множество возможностей» – предполагает, что, показав деятелю разнообразные возможные варианты достижения цели, общество тем самым оградит себя от выбора деятелем тех форм, которые нежелательны для общества.
 
1.3 Элементы социального контроля 

      Социальный  контроль помогает сохранить живую  ткань социальных отношений и  представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка  и включает два главных элемента — нормы и санкции.
      Социальные нормы — это предписания о том , как правильно надо себя вести в обществе .
      Социальные  санкции — средства поощрения  или наказания , стимулирующие людей  соблюдать социальные нормы .
      Социальные  нормы различаются масштабом . Одни нормы возникают и существуют только в малых группах — компании друзей , рабочие коллективы , семьи , спортивные команды .  Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и называются “ общими правилами “ , а не  «групповыми привычками» . К «общим  правилам» относятся обычаи , традиции , нравы , законы , этикет , манеры поведения , которые присущи определенной социальной группе .
      Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того , насколько  строго соблюдается их исполнение . За нарушение одних норм следует  очень слабое наказание — неодобрение , ухмылка , недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм следуют очень сильные санкции — изгнание из страны , смертная казнь , тюремное заключение . Строже всего карается нарушение табу и юридических законов ( например , убийство человека , разглашение государственной тайны ) , мягче всего — отдельные виды групповых привычек  , в частности семейные ( например , отказ выключать свет или закрывать входную дверь ) . Однако существуют групповые привычки , которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие санкции .
      Нормы связывают людей в единую общность, в коллектив. Во-первых, нормы — это еще и ожидание: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения . Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы , а те , кто идет на встречу , передвигаются по левой , возникает упорядоченное , организованное взаимодействие . При нарушении правила возникают столкновения и беспорядок . Значит , нормы формируют систему социального взаимодействия , которая включает мотивы , цели субъектов действия , само действие , ожидание , оценку и средства .
      Таким образом , нормы выполняют определенные функции в зависимости от того , в каком виде они себя проявляют — как стандарты поведения (обязанности , правила) или как ожидание поведения ( реакции , поведение других людей) . Защита чести и достоинства членов семьи представляет собой обязанность каждого мужчины . Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения . Этому стандарту соответствует вполне конкретные ожидания членов семьи , надежда на то , что их честь и достоинство будут защищены .
      Почему  люди стремятся соблюдать нормы , а общество строго следит за этим ? Нормы стражники ценностей . Честь  и достоинство семьи — одна из важнейших ценностей человеческого  общества с древнейших времен . А обществом ценится то, что способствует его стабильности и процветанию . Семья — основная ячейка общества , и забота о ней — его первейшая обязанность .
      Социальные  нормы — действительно стражники  порядка и хранители ценностей . Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то , что ценится группой или обществом . Различие между нормой и ценностью выражается так : нормы — правила поведения , ценности — абстрактные понятия о том , что такое добро , зло , правильное , неправильное , должное , недолжное и так далее .
      Социальные санкции — охранники норм. Наряду с ценностями они отвечают за то, почему люди стремятся выполнять нормы.  Нормы защищены с двух сторон — со стороны ценностей и со стороны санкций.
      Социальные  санкции — разветвленная система  вознаграждений за выполнение норм , то есть за девиантность . Выделяют четыре типа санкций :  позитивные и негативные , формальные и неформальные . Они дают четыре типа сочетаний , которые можно изобразить в виде логического квадрата .
        Формальные позитивные санкции — публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительство, учреждения ): правительственные награды , ученые степени , вручение почетных грамот и так далее .
      Неформальные  позитивные санкции — публичное  одобрение, не исходящее  от официальных организаций: дружеская похвала , комплименты, аплодисменты , улыбка и так далее .
      Формальные  негативные санкции — наказания , предусмотренные юридическими законами , правительственными указами , предписаниями , распоряжениями : лишение гражданских прав , тюремное заключение, арест, увольнение , штраф , конфискация имущества .
      Неформальные  негативные санкции — наказания  не предусмотренные официальными инстанциями, инструкциями : порицание, замечание , насмешка , злая шутка , пренебрежение и так далее.  

Глава 2.   Механизм действия социального  контроля. 

2.1. Социальные санкции  

      В системе социального контроля ключевую роль выполняют санкции. Вместе с  ценностями и нормами они составляют его механизм . Сами по себе нормы ничего не контролируют . Поведение людей контролируют другие люди на основе норм , которые как ожидается , будут соблюдаться всеми . Соблюдение общепринятых норм делает наше поведение предсказуемым . Санкции так же предсказуемы и общеприняты . Каждый из нас знает , что за выдающиеся научное открытие ожидает официальная награда, а за тяжкое преступление — тюремное заключение . Санкции также  вносят в поведение элементы предсказуемости . Когда мы ожидаем от другого человека определенного поступка , то надеемся , что он знает , не только норму , но и следующую за  ним санкцию .
      Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой - то нормы отсутствует сопровождающая его санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля .
      Применение  социальных санкций в одних случаях  требует присутствия посторонних  лиц, а в других не требует . Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа . Тюремное заключение требует сложной процедуры судебного разбирательства, на основании которого выносится решение суда . Привлечение к административной ответственности, например, за  безбилетный проезд — штрафование, предполагает присутствие официального транспортного контролера, а иногда и милиционера . Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения ученого совета. Если же применение санкций совершается самим человеком, то такую форму контроля надо считать самоконтролем. 

2.2. Самоконтроль 

      В зависимости от способа вынесения  санкций — коллективного или  индивидуального - социальный контроль может быть внешним и внутренним . Внутренний контроль еще называют самоконтролем : индивид самостоятельно регулирует свое поведение , согласовывая его с общепринятыми нормами . В процессе социолизации нормы усваиваются настолько прочно , что люди , нарушая их , испытывают чувство неловкости или вины . Вопреки нормам подобающего поведения , человек влюбляется в жену своего друга , ненавидит собственную жену , завидует более удачливому  сопернику . В таких случаях говорят о муках совести . Совесть — проявление внутреннего контроля .
      Общепринятые  нормы , будучи рациональными предписаниями , остаются в сфере , ниже которой  расположена сфера подсознания , состоящая из стихийных импульсов . Самоконтроль означает сдерживание природной стихии , он основывается на волевом усилии .
      Самосознание -  чрезвычайно важная  социально - психологическая характеристика человека . Источником , из которого черпается  представление человека о самом себе являются окружающие его и значимые для него люди . По реакции на его поступки , по их оценкам индивид судит и о том , каков он сам . На содержание самосознания влияет представление человека о том , каким его считают окружающие . Социальное поведение человека в значительной мере складывается из его реакции на мнения о нем окружающих людей, причем это мнение серьезно влияет на формирование индивидуального самосознания .
      В отличии от муравьев , пчел и даже обезьян , человеческие существа могут продолжать коллективное взаимодействие лишь в том случае , если каждый индивид прибегает к самоконтролю . О взрослом человеке , неумеющем контролировать себя , говорят , что он “ впал в детство “ . Импульсивное поведение неумение властвовать над своими желаниями и прихотью характерны как раз для детей . Импульсивное поведение поэтому называют инфантилизмом . Напротив , поведение в соответствии с рациональными нормами , обязательствами , волевыми усилиями служат признаком взрослости .
      Примерно  на 70 %  социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля . Чем выше у членов общества развит самоконтроль , тем меньше этому обществу приходиться прибегать к внешнему контролю . И наоборот , чем меньше у людей развит самоконтроль , тем чаше приходится вступать в действие институтам социального контроля ,  в частности , армии , судам , государству . Чем слабее самоконтроль , тем жестче должен быть внешний контроль . Однако жесткий внешний контроль мелочная опека граждан тормозит развитие самосознания и волеизъявления , приглушает внутренние волевые усилия . Часто диктатура устанавливалась якобы во благо гражданам , с целью навести порядок . Но привыкшие подчиняться принудительному контролю граждане не развивали внутренний контроль . Они деградировали как социальные существа , способные брать на себя ответственность и вести себя в соответствии с рациональными нормами . Они подвергали сомнению как раз саму разумность принудительных норм , исподволь подготавливая разумное обоснование всякому сопротивлению этим нормам . Великолепным примером служит Россия , где декабристы , революционеры , цареубийцы , покушавшиеся на основы социального порядка , оправдывались общественным мнением потому , что разумным считалось сопротивление , а не подчинение принудительным нормам .

2.3 Экономический  контроль

       Экономический контроль - это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды  общественного развития, экономическая  власть доминирует над другими видами власти, поскольку «экономический контроль - это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными, - это контроль над средствами достижения наших целей».
       С экономической властью тесно  связана функция власти социальная. Если экономическая функция предполагает распределение материальных благ, то социальная - распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства с помощью социальной политики могут влиять на социальный статус  широких слоёв населения, вызывая тем самым их лояльность и поддержку. Для многих государств сегодня характерно стремление к разделению, насколько это возможно, экономической и социальной властей и к демократизации социальной власти.
       Применительно к власти на предприятиях это проявляется  в лишении собственника права  принимать и увольнять работника, единолично определять ему размер заработной платы, повышать или понижать в должности, изменять условия труда и т.д. Все эти социальные вопросы регулируются законодательством и коллективными  трудовыми соглашениями и решаются с участием профсоюзов, производственных советов, государственных и общественных бюро по найму рабочей силы, суда и некоторых других государственных  и общественных учреждений.  

       2.4 Духовно-информационный контроль 

       Духовно-информационный контроль - это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных  знаний и информации. В современном  обществе без опоры на знания власть не может быть эффективной. Знания используются как для подготовки правительственных  решений, так и для непосредственного  воздействия на сознание людей для  обеспечения их лояльности и поддержки  правительства. Такое воздействие  осуществляется через институты  социализации (школы, учреждения, просветительские общества и т.д.), а также с помощью  СМИ. Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении общества, но и манипулированию, основанному на специальных методах обмана, на управлении сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле.  

       2.5 Принудительный контроль 

       Принудительная  функция власти определяется тем, что они опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью физической силы. Принудительная власть нередко отождествляется с политической функцией власти. Безусловно, легальное использование силы в масштабах всего общества является одним из важнейших отличительных признаков политической власти. Однако насилие, физическое принуждение могут использоваться и неполитической властью, например, в отношениях между рабовладельцами рабами, между деспотом - главой семьи и её членами, между главарём и членами преступной группировки и т.д.
       В зависимости от субъектов власть делится на государственную, партийную, военную, профсоюзную, семейную и т.п. По широте распространения выделяется мегауровень - международные организации, макроуровень - центральные органы государства, мезоуровень - подчинённые  центру организации (областные, окружные, районные и т.п.) и микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах.
       Возможна  классификация власти по функциям её органов: например, законодательная, исполнительная и судебная власти государства, по способам воздействия на субъекта и объекта  власти - демократическая, авторитарная и т.д.
       Законодательная власть основывается на принципах конституции и верховенства права, формируется путём свободных выборов. Законодательная власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает госбюджет, принимает законы, контролирует их исполнение. Законы обязательны для всех исполнительных органов власти и граждан. Верховенство законодательной власти ограничено принципами права, конституцией, правами человека. Законодательные органы находятся под контролем избирателей посредством системы народного представительства и свободных демократических выборов и в системе с другими органами власти - судебными и исполнительными.
       В демократических государствах носителем  законодательной власти выступает  парламент, эффективность деятельности которого  во многом зависит от проверенных  опытом государственного строительства  структур. Парламенты бывают двухпалатные и однопалатные, чаще однопалатные. В ряде стран действует так  называемая простая двухпалатная парламентская  система, при которой одна палата формируется в результате прямых выборов, а другая - на основе территориальной  пропорциональности.
       Исполнительно-распорядительная власть по сравнению с законодательной отличается большим динамизмом, восприимчивостью к общественной жизни. Исполнительную власть осуществляет правительство, которое решает множество вопросов, в том числе в сфере хозяйствования, планирования, культуры, образования, финансирования, обеспечения повседневного быта и нужд населения и т.д. Особенность состоит в том, что исполнительная власть на только исполняет законы, но и сама издаёт нормативные акты или выступает с законодательной инициативой.
       Ещё одна особенность этой власти проявляется  в том, что при всём желании  её функции невозможно вместить даже в такие обширные понятия, как  исполнение законов и правоприменение. В круто меняющейся обстановке она  должна оперативно принимать меры по своему усмотрению. Отличительная черта  её состоит в том, что она осуществляет свою деятельность преимущественно  «за закрытыми дверями». В силу этого обстоятельства, при отсутствии надлежащих сдержек, исполнительная власть неизбежно подминает под себя и законодательную власть, и судебную. Чтобы не допустить этого нужны особые меры.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.