На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Национальные интересы Российской Федерации

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 10.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     РЕФЕРАТ
     по  курсу «Политология»
     на  тему:
     Национальные  интересы Российской Федерации 

   Содержание

 
    Содержание 2
    Введение 3
    Понятие национальных интересов государства 4
    Национальные  интересы России 10
    Заключение 21
    Литература 22
 

     

Введение

 
     Понятие «национальный интерес страны»  в России появилось в начале 90-х  годов XX века. По мере того как менялась конфигурация мировой политики, тема национальных интересов стала занимать все более заметное место в государстве. В настоящее время понятие «национальный интерес» широко обсуждается учеными и журналистами, политическими деятелями и военачальниками. С принятием закона «О безопасности» в 1992 году акцент стал делаться на понятие «жизненно важные интересы личности, общества, государства».
         В 1996 году термин «национальные  интересы России» получил нормативное закрепление в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию, интерпретируясь как «основа формирования стратегических задач внутренней и внешней политики страны», а также «интегрированное выражение жизненно важных интересов личности, общества, государства».
     Концепции национальной безопасности и внешней  политики государств обязательно содержат ссылки на «национальные интересы», как на основу и исходный принцип  определения приоритетов государственной  политики. Россия уже в первые годы своего существования в новом качестве сформулировала свою концепцию национальных интересов. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, принятой в 1997 г., а затем в ее варианте 2000 г. дается развернутая система национальных интересов России в экономике, во внутриполитической, международной, оборонной и информационной сферах, в социальной, духовной жизни и культуре.
     В этой работе мы подробно не сможем рассмотреть  реализацию национальных интересов во всех сферах деятельности государства, так что остановимся, лишь на некоторых.

Понятие национальных интересов  государства

 
     В границах национального государства субъектами политики выступают личности, социальные группы (классы, слои), партии, движения, преследующие индивидуальные и групповые интересы. Однако сами независимые государства не развиваются в вакууме, они взаимодействуют друг с другом и выступают субъектами политики более высокого уровня - международной.
     Цели  международной политики определяются специфическим контекстом конкретной исторической ситуации, в которой оказывается мировое сообщество, и характером отношений, существующих между государствами. В той мере, в какой внешние факторы влияют на условия жизни конкретного государства, они определяют и содержание международной политики.
     Содержание  международной политики раскрывается через анализ национального интереса. В самом деле, что движет деятельностью государства на международной арене, во имя чего оно вступает во взаимоотношения с другими странами? В политике всегда выражаются общезначимые или групповые интересы, а в международной политике – преимущественно национальные интересы.
     Национальный  интерес - это осознанная потребность  нации в самосохранении, развитии и обеспечении безопасности, совокупность сбалансированных интересов личности, общества и всего государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах жизнедеятельности общества. Национальный интерес можно определить также как осознание и отражение в деятельности лидеров государства его потребностей. Это относится и к многонациональным, и к этнически однородным государствам. Фактически под национальным интересом подразумевается национально-государственный интерес.
     Традиционно понимаемый коренной национально-государственный  интерес  включает три основных элемента:
     - военная безопасность;
     - экономическое процветание и  развитие;
     - государственный суверенитет как  основа контроля над определенной  территорией и населением или   сохранение нации в качестве  свободного и независимого государства.
     Иногда  добавляют и следующие элементы:
     - рост национального благосостояния;
     - защиту экономических и политических  позиций государства на международной арене;
     - расширение его влияния в мировой  политике.
     Однако  в наши дни как эти элементы, так и содержание национального интереса в целом претерпевают существенные изменения под давлением новых фактов и обстоятельств.
     Сейчас  государства и регионы становятся все более проницаемыми для пересекающих их границы растущих потоков идей, капиталов, товаров, технологий и людей. Традиционные двух- и многосторонние связи между государствами дополняются новыми, действующими в самых разных областях, таких, как транспорт, экономика и финансы, информация и культура, наука и образование и т.д.
     В этих условиях национальный интерес  не может быть обеспечен без создания таких условий существования  государства, как внутренняя стабильность, экономическое благополучие, моральный тонус общества, безопасность (в широком смысле слова), благоприятное внешнеполитическое окружение, престиж и авторитет на мировой арене. Следует иметь в виду, что обеспечение национального интереса достигается лишь при сбалансированности указанных условий, представляющих собою открытую систему взаимозависимых и взаимодополняющих элементов. Полное обеспечение каждого из них возможно лишь в идеале. В реальной же практике типичны случаи недостаточного развития того или другого из указанных элементов или условий, что компенсируется более интенсивным развитием других. В обеспечении подобного баланса и состоит существо и искусство международной политики.
     Различается постоянное (фиксированное) и переменное содержание национального интереса. Неизменная часть включает задачу обеспечения внешней безопасности государства. Переменное же содержание рассматривается через призму национальных традиций, личностных качеств политических руководителей, тенденций в экономической, социальной сферах общественной жизни и т.д. Реальные материальные и политические потребности в развитии государства могут меняться, а вместе с ними меняются соответственно интересы, цели, средства и внешнеполитическая деятельность. Смена потребностей и интересов государства ведет к смене и идеологических ценностей.
     По  отношению к окружающему внешнему миру национальные интересы выражаются в совокупности внешнеполитических интересов государства, которые различаются по своей важности для его жизнедеятельности Выделяют два уровня национальных интересов государства: уровень главных внешнеполитических интересов и уровень специфических интересов. Первый связан с обеспечением его безопасности и целостности как социально-экономической, политической, национально-исторической и культурной общности, с защитой экономической и политической независимости государства. Главные интересы государство обеспечивает всеми военными, экономическими, дипломатическими и идеологическими средствами.
     Второй  уровень охватывает отдельные, относительно частные, хотя и важные сами по себе интересы государства в сфере  международных отношений.
     Национальные  интересы в основе своей объективны, потому как они отражают стремления граждан государства к обеспечению стабильного и устойчивого развития общества, его институтов, повышению уровня жизни населения; минимизации угроз личной и общественной безопасности граждан, системе ценностей и институтов, на которых зиждется существование общества.
     Данные  стремления граждан воплощаются  в концепцию (доктрину) национального интереса, конкретное содержание которой также определяется преимущественно объективными параметрами, такими, как:
     - геополитическое положение государства  на мировой арене, наличие у  него союзников или противников,  представляющих непосредственную  угрозу для национально-государственных  интересов страны;
     - положение в системе международных  экономических отношений, степень зависимости от внешних рынков, источников сырья, энергии и т.д.;
     - общее состояние системы международных  отношений, преобладание в ней  элементов соперничества или  партнерства, силы или права.
     Концепция «национального интереса» была разработана  Г. Моргентау. Он определил понятие «интерес» в категориях власти. Понятие национального интереса состоит из трех элементов: 1) природы интереса, который должен быть защищен; 2) политического окружения, в котором действует интерес; 3) национальной необходимости, ограничивающей выбор целей и средств для всех субъектов международной политики.
     Г. Моргентау включал в понятие «национальный интерес» следующее:
     1. Национальный интерес – объективная  данность. Он основан, во-первых, на своеобразии геополитического  положения государства и связанных  с ним особенностях геоэкономического и социокультурного развития; во-вторых, опосредуется особенностями человеческой природы.
     2. Государственные деятели обязаны  исходить из того, что хорошая  политика – это рациональная политика, опирающаяся на правильно понятый национальный интерес. База такой политики – чётко выстроенный имидж государства, через который происходит восприятие национального интереса.
     3. Национальный интерес кардинально  отличается от общественного  интереса. Национальные интересы обеспечиваются внешней политикой, а общественные – внутренней. Они не должны ни противопоставляться, ни сливаться.
     Внешняя политика независимого государства, по мнению Г. Моргентау, должна опираться на некую физическую, политическую и культурную «реальность», способную осознать природу и сущность собственного национального интереса. Такой «реальностью» выступает нация. Все нации мира на международной арене стремятся к удовлетворению своей первоочередной потребности, а именно потребности физического выживания. В разделенном на блоки, союзы мире, где не прекращается борьба за власть и ресурсы, все нации стремятся к защите своей физической, политической и культурной самобытности (идентичности) перед лицом вторжения извне.
     Вероятно, данная позиция Г. Моргентау была актуальна для времен «холодной войны», когда мировое сообщество было разделено на два противостоящих друг другу лагеря: социалистический и капиталистический. В современном мире, когда страны в силу различных причин взаимозависимы и взаимосвязаны друг с другом, их выживание и развитие может быть обеспечено только на пути их сотрудничества и взаимодействия. В этих условиях любое государство, осуществляя собственный национальный интерес, должно уважать и учитывать интересы других государств.
     Сочетая собственные интересы и потребности  других государств, нация может обеспечить свою безопасность. Национальная безопасность означает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и  внешних угроз, способность государства  сохранять свой суверенитет и территориальную целостность, выступать субъектом международного права.
     Понятие «безопасность» для личности, общества и государства не во всем совпадает. Безопасность личности означает реализацию его неотъемлемых прав и свобод. Для общества безопасность состоит в сохранении и умножении его материальных и духовных ценностей. Национальная безопасность государства предполагает внутреннюю стабильность, надежную обороноспособность, суверенитет, независимость, территориальную целостность.
         В наши дни, когда сохраняется опасность ядерной войны, национальная безопасность является неотъемлемой частью всеобщей безопасности. До недавнего времени всеобщая безопасность основывалась на принципах «сдерживания путем устрашения», конфронтации и противостояния ядерных держав (СССР, США, Франции, Великобритании, Китая). Но подлинно всеобщую безопасность невозможно обеспечить за счет ущемления интересов каких-либо государств, ее можно достичь лишь на принципах партнерства и сотрудничества. Поворотным пунктом в формировании новой системы всеобщей безопасности стало признание мировым сообществом невозможности победы и выживания в мировой ядерной войне.
     Невозможно обеспечение национальной безопасности без выявления, осознания, провозглашения государством жизненно важных национальных интересов. В ином случае основы национальной безопасности могут беспрепятственно разрушаться кем угодно – как это происходило в СССР в пору вовремя перестройки, а затем в независимой России. Невыявленные, неосознанные и непровозглашённые национальные интересы – никак не защищены, т.е. являются областями уязвимости, ахиллесовыми пятами, а потому – основными направлениями новой войны.
     В жизнеспособном и эффективном государстве приоритетность национальных интересов определяется их жизненной важностью. Государство защищает национальные интересы всеми доступными средствами. Следует учитывать и то, что национальными интересами могут провозглашаться интересы, не являющиеся жизненно важными и даже чуждые нации; могут подменяться приоритеты национальных интересов; могут неадекватно формулироваться и решаться соответствующие проблемы. В этом случае страна будет самоуничтожаться своими собственными силами и средствами.

Национальные  интересы России

 
     Национальные  интересы любой страны - это своеобразный мост между жизненно важными потребностями  и ценностями нации и ее стратегическими целями, реализуемыми в государственной политике и способствующими благу нации-государства. Они приводят в движение нацию, задают этому движению направленность на выживание, обеспечивают оптимальное функционирование суверенного государства и целостной общественной системы, а также их прогрессивное развитие.
     Современный мир переживает фундаментальные  и динамичные изменения, глубоко затрагивающие интересы Российской Федерации и ее граждан. Новая Россия, встав на твердую почву национальных интересов, обрела полноценную роль в глобальных делах. Представляется целесообразным рассмотреть национальные интересы России и их соотношение с международной политикой.
     Национальные  интересы России обусловлены потребностями  выживания, безопасности и развития страны, а также ценностями исторического  и культурного наследия, российского образа жизни, устремлениями и стимулами деятельности субъектов государственной политики, служащих приумножению национальной мощи (экономической, научно-технической, духовной, военной), а также повышению благосостояния граждан.
     Национальные  интересы России - осознанные основной частью общества высшие интересы, выражающие исторические традиции, коренные социально-политические, экономические и духовные потребности общества и государства, объединяющие в себе интересы, как субъектов федерации, так и народов страны в целом.
     Говоря  о национальных интересах России в широком понимании, можно свести их к двум основным интересам - безопасности и развитию.
     Безопасность  включает в себя внутреннюю политическую стабильность, территориальную целостность, независимость и суверенность. Национальная безопасность - состояние и условия жизнедеятельности нации, гарантирующие, несмотря на наличие и действие неблагоприятных факторов, её выживание, свободное, независимое существование и процветание.
     Развитие  включает экономический рост, самостоятельную  эксплуатацию природных ресурсов страны, которые, возможно, являются единственной надеждой провести модернизацию экономики, и участие в международном разделении труда при включении в международную торговлю. Все это требует определенных благоприятных внешних условий, обеспечить которые, и призвана внешняя политика.
     В настоящее время в России, заявившей  о переходе к правовому государству и гражданскому обществу, основные интересы личности, общества и государства являются единой системой национальных интересов. При этом интересы личности объявлены первоосновой общественных и государственных интересов, которые в свою очередь не являются чем-то вторичным, второстепенным. Эти интересы состоят в обеспечении гражданского мира, национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, стабильности государственной власти и ее институтов, правопорядка и др.
     Новые вызовы и угрозы (прежде всего международный  терроризм, наркотрафик, организованная преступность, опасность распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, региональные конфликты, демографические проблемы, глобальная бедность, в том числе энергетическая, а также нелегальная миграция, изменение климата) носят глобальный характер и требуют адекватного ответа со стороны всего международного сообщества и солидарных усилий для их преодоления. Существенно возрастает роль экологического фактора, все более актуальной становится проблема профилактики и борьбы с инфекционными заболеваниями. Сложность стоящих перед международным сообществом задач требует выработки сбалансированной стратегии их решения, исходящей из взаимосвязанности проблем безопасности, социально-экономического развития и защиты прав человека.
     К числу важнейших национальных интересов  относятся:
     - завершение процесса становления России в нынешних границах как современного российского государства, т.е. выгодная для РФ «реорганизация» постсоветского пространства и создания вокруг него пояса дружественных государств;
     дальнейшее  сокращение угрозы крупномасштабной войны, укрепление стратегической стабильности, последовательная демилитаризация  отношений России и НАТО
     - предотвращение конфликтов, управление кризисами, урегулирование споров в пространстве бывшего СССР;
     - включенность в мирохозяйственные связи на максимально выгодных для национальной экономики условиях.
     Важнейшими  задачами являются укрепление российской государственности, совершенствование и развитие федерализма и Устного самоуправления. Осуществление конституционного принципа народовластия требует обеспечения согласованного Функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы России. Это обеспечивается конституционным принципом разделения властей, установлением более четкого функционального распределения полномочии между государственными институтами, укреплением федеративного устройства России путем совершенствования ее договорных отношении с субъектами Российской Федерации в рамках их конституционного статуса. Главная цель защиты российского федерализма — не допустить трансформации федеративных отношений в конфедеративные.
     Приоритет во внешней политике отдается обеспечению  безопасности и целостности как социально-экономической, политической, национально-исторической и культурной общности, с защитой экономической и политической независимости государства, развитию отношений России с ведущими государствами мира, всестороннему сотрудничеству и интеграции в рамках СНГ, а также полноправному участию России в мировых, европейских и азиатских экономических и политических структурах.
     В мае   2009 г. Указом Президента Российской Федерации утверждена «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (далее –Стратегия) - официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.
     Концептуальные  положения в области обеспечения  национальной безопасности базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
     Реализация  Стратегии национальной безопасности Российской Федерации призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.
     Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации  являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.
     При этом, в соответствии со ст. 98, реализация принятой Стратегии обеспечивается за счёт консолидации усилий и ресурсов органов государственной власти, институтов гражданского общества, направленных на отстаивание национальных интересов Российской Федерации, организационных, социально-экономических, правовых, социальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации.
     Предлагаемое  содержание основных направлений национальной безопасности России требует комплексно и объективно подходить к определению порядка действий и мер по обеспечению национальной безопасности. Ключ к укреплению национальной безопасности, устранению, нейтрализации или ослаблению внутренних и внешних угроз и вызовов, как правило, всегда лежит внутри страны. Именно такой подход позволяет безошибочно определить основные задачи Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности.
     В Стратегии они представлены в  следующем виде: «задачи важнейших  социальных, политических и экономических  преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных  прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны и суверенитета государства».
     Согласно  Стратегии, основными задачами Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности являются:
     -своевременное  выявление и предупреждение внешних  и внутренних угроз и вызовов национальной безопасности России;
     - обеспечение территориальной целостности  России и безопасности пограничного пространства страны;
     - подъём экономики страны, проведение  независимого и социально ориентированного экономического курса;
     - преодоление научно-технической  и технологической зависимости  России от внешних источников;
     - обеспечение личной безопасности  граждан России, их конституционных обязательств, прав и свобод;
     - обеспечение полноты и совершенствования  законодательства России, формирование  гармоничных межнациональных отношений,  укрепление правопорядка и социально-политической стабильности общества, российской государственности, федерализма и местного самоуправления;
     - подъём и поддержание на достойном  уровне военного потенциала государства;
     - укрепление режима нераспространения  оружия массового уничтожения и средств его доставки;
     - принятие эффективных мер по  пресечению разведывательной и  подрывной деятельности иностранных государств против Российской Федерации;
     - коренное улучшение экологической  ситуации в стране». 

     Важными задачами в области внешнеэкономической  деятельности являются: создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики, расширение рынков сбыта российской продукции, формирование единого экономического пространства с государствами-участниками Содружества Независимых Государств.
     Основу  политико-правового обеспечения национальной безопасности, составляет «Концепция  национальной безопасности Российской Федерации», утвержденная Указом Президента от 17 декабря 1997 г. отражающая  совокупность взглядов и общий замысел руководства страны на обеспечение жизнедеятельности всех народов и народностей России, на сохранение и приумножение базовых ценностей страны.
     Концепция национальной безопасности зафиксировала, что на современном этапе интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии. Интересы общества включают в себя упрочение демократии, достижение и поддержание общественного согласия, повышение созидательной активности населения и духовное возрождение России. Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в установлении политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном исполнении законов и поддержании правопорядка, в развитии международного сотрудничества на основе партнерства.
     Концепция национальной безопасности определяет национально-государственные интересы России также в области экономики, во внутриполитической, международной, оборонной и информационной сферах, в социальной области, духовной жизни и культуре. Например, во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в создании эффективной государственной власти, завершении процесса становления институтов гражданского общества, проведении ответственной и взвешенной государственной национальной политики, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих подрыву федеративного устройства, возникновению социальных и межнациональных конфликтов, национального и регионального сепаратизма.
     Национальные  интересы в области духовной жизни, культуры и науки во многом связаны  с сохранением и развитием  образовательного и интеллектуального потенциала России, утверждением в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, развитием многовековых духовных традиций Отечества.
     Первоочередного внимания требуют национальные экономические  интересы. Они призваны обеспечить устойчивый экономический рост с увеличением ВВП страны до уровня передовых стран (по его совокупному размеру мы уступаем США в 10 с лишним раз, Китаю – в 5 раз; в пересчете же ВВП на душу населения показатель России, составляющий примерно 3500 долларов, в 5 раз ниже среднего показателя стран «большой семерки»).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.