Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Макроэкономическая политика и роль государства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение   3
1 Понятие о либеральной  экономике 5
1.1 Либеральная  экономика. Принципы либерализма 5
1.2 Либеральный  и кейнсианский подход к макрорегулированию 8
2 Макроэкономическое  регулирование 12
2.1 Необходимость государственного регулирования 12
2.2 Инструменты и методы государственного регулирования экономики 14
2.3 Фиаско государства: проблема эффективности государственного вмешательства в экономику 17
3 Макроэкономическая  политика в Республике  Беларусь 20
3.1 Программа  социально-экономического развития  на 2011-2015 годы 20
3.2 Либерализация  экономики Республики Беларусь 26
Заключение   29
Список  использованных источников 31
Приложение  А 33
Приложение  Б 34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Макроэкономическая  политика государства является важнейшей  частью общеэкономической политики, призванной обеспечить целостность  и комплексность народного хозяйства, устойчивое человеческое развитие. Макроэкономическая политика – это составное звено и необходимый элемент рыночной системы.
     Государственное вмешательство в экономику является объективно необходимым для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика или командно-распределительная. В командной экономике государство  берет на себя все права и обязанности  по производству и распределению  товаров и услуг. Однако такая  система, существовавшая в СССР и  ряде других стран, показала свою неэффективность  и несостоятельность.
     В рыночном хозяйстве перед правительством не стоят задачи непосредственной организации  производства товаров и распределения  ресурсов. Оно не имеет право свободно распоряжаться ресурсами, капиталом  и производственными товарами, как  это происходит в командно-распределительной  системе. И все же регулирующие функции  государства и здесь имеют  большое значение.
     Рыночный  механизм не в состоянии разрешить  все проблемы экономического развития. Значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство  вынуждено брать на себя содержание таких структур экономики, как железные дороги, почта, телеграф и т.п. Появляется острая необходимость вмешательства  государственной структуры в  механизм регулирования принятия экономических  и политических решений.
     Цель  макроэкономической политики, опирающейся  на макроэкономическую теорию, - поддержание  полной занятости, стабильности цен, эффективного экономического роста. Макроэкономическая теория рассматривает общие экономические проблемы, функционирование рыночной экономики в целом. Поэтому вполне естественно попытаться применить макроэкономическую теорию к условиям перехода страны к рыночной экономике. Актуальными являются вопросы: в каких сферах, в каком объеме государство должно вмешиваться в экономику, какой должна быть макроэкономическая политика, какие инструменты макроэкономической политики необходимо применять?
     Актуальность  темы курсовой работы заключается в  том, что Республика Беларусь не имеет достаточно собственного опыта формирования и использования рыночных механизмов, поэтому целесообразно изучение и использование практики государственного регулирования развитых стран, что позволит избежать повторения многих ошибок в развитии экономики.
     Целью данной курсовой работы является определение  понятия макроэкономической политики и определение роли государства  в регулировании экономики, а  также попытка проанализировать особенности макрополитики в  Республике Беларусь.
       Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:  
     – определить сущность понятия либеральной  экономики;
     – охарактеризовать принципы либерализма;
     – обосновать необходимость вмешетельства  государства в экономику;
     – изучить  программу социально-экономического развития РБ на 2011-2015 годы;
     – проанализировать процесс либерализации  экономики Беларуси. 
 
 
 
 
 

     ПОНЯТИЕ О ЛИБЕРАЛЬНОЙ  ЭКОНОМИКЕ 

     1.1 Либеральная экономика.  Принципы либерализма 

     Либеральная экономика – свободная экономика без управления со стороны государства. Но она не может создать самодостаточную систему гармоничного использования ресурсов своей страны, поскольку свободный капитал идет в сторону наибольшей выгоды, а не в сторну общественной необходимости [4, с.13].
     Экономический либерализм (экономическая свобода) – основополагающий принцип в классической политической экономии. В основе идеи экономического либерализма лежит представление о том, что экономические законы действуют подобно законам природы. В результате их действия в обществе стихийно устанавливается "естественная гармония". Государству нет необходимости вмешиваться в действие экономических законов.
     Концепция либерализма в экономике, наряду с концепцией "экономического человека", рассматривает человека только с  точки зрения экономической деятельности, где есть единственный стимул поведения  – стремление к собственной выгоде. Нравственность, культура, религия, обычаи, политика не принимаются во внимание.  Принцип экономического либерализма  и свободной торговли выражен  знаменитым лозунгом: "Дайте людям  самим делать свои дела, дайте делам  идти своим ходом". Другими словами, это принцип невмешательства  государства в экономическую  деятельность. Выражение стало символом классической экономической теории. Во внешней торговле экономический  либерализм означает свободную торговлю, без ограничений экспорта и импорта.
     Можно выделить семь основных, фундаментальных  принципов либерализма, которые  в своей основе достаточно просты:
      Частная собственность.
     Частная собственность – одна из форм собственности, означающая абсолютное, защищенное законом  право гражданина или юридического лица на конкретное имущество, включая  средства производства.
     Ни  одно правительство не может отбирать частную собственность, частично или  полностью, основываясь на своем  праве отчуждения или регулирования, за исключением тех случаев, когда  это делается для общественных нужд через установленную законом  процедуру и после компенсации  владельцу полной рыночной стоимости  отчуждаемой собственности.
     Главными  ее характерными чертами являются, во-первых, спонтанное развитие, во-вторых, более высокая эффективность (по сравнению с государственной  собственностью).
      Свобода обменов.
       Политические  меры, препятствующие обменам, сдерживают экономический рост. Свободный обмен  есть форма общественной кооперации, позволяющая партнерам получать по возможности большее количество того, что они хотят. В рыночной системе ни покупатель, ни продавец не могут быть принуждены к обмену. Личный выигрыш служит мотивацией для  заключения сделок. Контроль за ценами, ограничения на занятие определенными  видами деятельности, законы, административные постановления и другие предписания, ограничивающие торговлю, должны быть запрещены.
      Конкуренция.
     Конкуренция – состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае – между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике.
     Конкуренция – основа рыночной экономики, мощный стимул экономического роста, улучшения качества продукции, ускорения научно-технического прогресса и снижения издержек производства и цен. Побуждая предприятия снижать свои производственные затраты, приводя к ликвидации обременительных для общества убыточных производств, конкуренция способствует интенсификации, повышению эффективности общественного производства. Ориентируя товаропроизводителя на потребности рынка, конкуренция создает возможности наиболее широкого выбора товаров и услуг, наиболее полного удовлетворения производственных запасов.
      Рынок капитала.
     Рынок капитала – это часть финансового  рынка, на котором обращаются долгосрочные инвестиционные инструменты.
     Наличие рынка капитала в государстве  – неотъемлемый признак того, что  экономика развивается, и чем  более развит рынок, тем более  развита экономика страны. И действительно, этот институт, как аккумулятор денежных средств, инвестиционных проектов и  инновационных идей питает экономическое  развитие своими ресурсами.
      Финансовая стабильность.
     Экономическое значение денег напрямую связано  с их стабильностью. Если они не имеют стабильной и предсказуемой ценности, то для должников и кредиторов ведение обмена окажется накладным делом: сбережения, инвестиции и сделки, растянутые во времени будут связаны с дополнительным
риском. При нестабильной ценности денег, обмен  становится затруднительным,
а выигрыш  от специализации, крупномасштабного  производства и общественной кооперации – снижается.
     Инфляция  искажает ценовые сигналы и подрывает  рыночную экономику.
      Низкие налоги.
     Высокие налоговые ставки, забирая у людей  значительную часть их дохода, лишают их тем самым стимула к работе и производительному использованию  ресурсов. Особенно важна предельная налоговая ставка – доля прироста дохода, которая уходит в виде налога. Когда предельная налоговая ставка растет с уровнем дохода, доля дополнительных заработков, которую дозволяется оставлять себе, сокращается.
     Но  если налоги низкие, то больше средств  остается в распоряжении людей, больше они сберегают, больше вкладывают в  дело, больше производят.
      Постоянные, эффективные и жесткие правила ведения дел.
     Без этого немыслимо добиться успеха любого хозяйства. Правила эти просты:
     а) договор дороже денег: не выполнил –  плати неустойку и разоряйся;
     б) налоги платят все, а немногие поблажки являются строго именными и известны всему населению (детские и попечительные  учереждения, высшая школа, научные  заведения с актуальной тематикой  и т.п.);
     в) бюджет "прозрачен" для каждого  жителя края и, при желании, каждому  должен быть представлен и разъяснен. Налогоплательщик имеет на это полное право;
     г) помощь оказывают сильным, тем, кто  вернет свой долг бюджету и будет  полезен краю;
     д) личное, именное попечение предоставляют  немощным, тем, кто сам не способен заработать на кусок хлеба;
     е) все, что может быть приватизировано, должно быть приватизировано[5, с.8]. 

     1.2 Либеральный и  кейнсианский подход  к макрорегулированию 

     Существуют  две противоположные точки зрения на соотношение между ролью и масштабами государственного сектора и индивидуальной свободой:
       – кейнсианская;
       – либеральная.
     Кейнс выдвинул вопрос о необходимости  государственного вмешательства  в  экономику в целях  исправления  ее недостатков, которые до Кейнса   вообще отрицались: большинство буржуазных экономистов до Кейнса считали кризисы случайными явлениями.  В отличие от своих предшественников, изучавших проблемы  увеличения производства товаров, Кейнс на первый план поставил вопрос об  «эффективном спросе», то есть о потреблении и накоплении, из которых складывается эффективный спрос.  Он выдвинул макроэкономический метод исследования, т.е. исследование зависимостей и пропорций между макроэкономическими величинами –национальным доходом и накоплениями.
     Основное  содержание общей теории занятости  Кейнса  сводится к следующему.  Кейнс утверждал, что с увеличением  занятости растет национальный доход  и, следовательно, увеличивается потребление. Но потребление растет медленнее, чем  доходы, так как по мере роста  доходов у людей  усиливается  стремление к сбережению. То есть по Кейнсу психология людей такова, что рост доходов ведет к увеличению сбережений и к относительному сокращению потребления. Последнее, в свою очередь, выражается в уменьшении эффективного спроса, а спрос влияет на размеры производства и таким образом на уровень занятости.
     Кейнс не считал безработицу  и кризисы  неизбежным явлением  в капиталистическом  обществе. Он считал, что сам механизм капиталистической системы хозяйства  оказывается не в состоянии автоматически  обеспечивать устранение этих явлений. Возникает жизненная необходимость  создания централизованного контроля  в  вопросах,  которые ныне, в  основном предоставлены в частной  инициативе.
     В качестве решающего средства для  повышения общего объема занятости  Кейнс выдвигает  увеличение частных  и государственных капиталовложений (инвестиций). В качестве средства для  стимулирования частных инвестиций Кейнс предлагал регулирование  нормы процента. Он считал, что государство имеет возможность регулировать уровень процента путем увеличения количества денег в обращении. Проводя «политику  экспансии», государство должно взять на себя стимулирование частных инвестиций за счет снижения налогов и увеличивать свои расходы путем расширения  государственного сектора  или увеличения дотаций потребителям (пенсий, пособий, стипендий). Особые надежды возлагаются на дефицитное  финансирование  из бюджета, покрываемое за счет выпуска и размещения на рынке крупных правительственных займов. Путем дополнительного выпуска денег в обращение государство может влиять на снижение нормы процента. Все это повышает покупательную способность в экономике  и, следовательно, общий объем спроса. Рост покупательной способности  вызывает рост производства и занятости, что еще больше увеличивает рост спроса.
     Экономический либерализм же, напротив, выступает за индивидуальные права на собственность и свободу контракта. Девизом этой формы либерализма является «свободное частное предприятие». Предпочтение отдаётся капитализму на основе принципа невмешательства государства в экономику, означающего отмену государственных субсидий и юридических барьеров для торговли. Экономические либералы полагают, что рынок не нуждается в государственном регулировании. Некоторые из них готовы допустить правительственный надзор над монополиями и картелями, другие утверждают, что монополизация рынка возникает только как последствие действий государства. Экономический либерализм утверждает, что стоимость товаров и услуг должны определяться свободным выбором индивидуумов, то есть рыночными силами. Некоторые допускают присутствие рыночных сил даже в областях, где государство традиционно сохраняет монополию, например, обеспечении безопасности или судопроизводстве. Экономический либерализм рассматривает экономическое неравенство, которое возникает из-за неравных позиций при заключении контрактов, как естественный результат конкуренции, при условии отсутствия принуждения.
     Одно  из ключевых понятий классической теории свободы – собственность. Согласно этой теории, свободная рыночная экономика является не только залогом экономической свободы, но и необходимым условием личной свободы каждого.
     Сторонники  свободы отрицают не планирование вообще, а лишь такое государственное  регулирование, которое подменяет  собой свободную конкуренцию  собственников. Потеряв право частной  собственности, граждане очень скоро  теряют и другие важнейшие права: право свободного выбора места проживания, места работы и принуждаются к труду за назначенную государством (как правило, невысокую) зарплату.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ 

     2.1 Необходимость государственного  регулирования экономики 

     К негативным сторонам рынка можно отнести следующие:
     Во-первых, рыночная экономика, несмотря на весь ее динамизм – не совсем стабильная система. Это проявляется в циклическом характере развития, неустойчивых темпах экономического роста, неполной занятости, недоиспользовании ресурсов производства, инфляции.
     Во-вторых, логика развития конкуренции ведет к тому, что в ходе развертывания борьбы между производителями за наиболее выгодные условия производства и реализации одни субъекты хозяйствования укрепляют свои позиции, а другие разоряются, более сильные подчиняют и поглощают более слабых.
     В-третьих, рыночная экономика не в состоянии обеспечить производство общественных благ, таких, как национальная оборона, охрана общественного порядка, сфера образования и здравоохранения и т.д. Действительно, рынок не формирует спрос на эти товары и услуги, поскольку они не имеют денежной формы выражения; по этой причине частный сектор и не может заняться их производством.
     В-четвертых, в ряде случаев рынок не в состоянии обеспечить равновесие в силу очень сложных или масштабных экономических, социальных дефектов. Возникают так называемые внешние эффекты, на которые рынок просто не реагирует. Для Беларуси, России и Украины таким внешним эффектом является катастрофа на Чернобыльской АЭС, а для всего цивилизованного мира – загрязнение окружающей среды.
     В-пятых, рынок не может обеспечить социальное равенство в обществе, сгладить процессы дифференциации.
     В-шестых, недостатком рыночной экономики является сложность в осуществлении крупных структурных преобразований, которые требуют значительных затрат людских, природных, материальных, финансовых ресурсов и не могут обеспечить сиюминутную выгоду.
     В-седьмых, постоянное стремление к получению максимальной прибыли и выживанию любой ценой не создает рациональных подходов к природопользованию и охране окружающей среды. Загрязнение окружающей среды является классическим примером отрицательных последствий функционирования рынка [10, с.12].
     Для смягчения несовершенств рынка, особенно его неспособности производить  общественные блага и обеспечивать социальные гарантии, государство тратит огромные средства, обычно еще большие, чем его затраты на обеспечение  институционально-правовой основы. Для  мобилизации этих средств и их распределения государство собирает налоги и расходует их через государственный  бюджет. Модели государственного регулирования экономики в рзличных странах рассмотрены в приложении А.
     Основные  направления государственного регулирования  экономики представлены в таблице 2.1. 

Таблица 2.1 Основные направления государственного регулирования экономики*
Государственное регулирование экономики
Создание  правовой основы экономической деятельности Макроэкономическая  стабилизация
Создание  общественных благ Проведение  фискальной политики
Регулирование внешних эффектов Поддержка малого бизнеса
Проведение  антимонопольной политики Регулирование внешнеэкономической деятельности
Создание  инфраструктуры Проведение  общей научно-технической и инновационной  политики
Перераспределение доходов Обеспечение экологической  безопасности
 
*Составлено  автором 

     2.2 Инструменты и методы государственного регулирования экономики 

     Основные  методы государственного регулирования экономики можно разделить на две группы:
     1) косвенные (экономические) методы;
     2) прямые (административные) методы [17, с.89].
     При постоянно меняющемся конкретном соотношении между этими методами всегда преобладают экономические, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность. И, наоборот, при «перегреве» экономики вводит экономические меры, снижающие эту активность.
     К экономическим методам, прежде всего, относятся проведение денежно-кредитной и финансовой политики.
     Денежно-кредитная  политика представляет собой совокупность мер в области денежного обращения  и кредита, направленная на обеспечение  роста реального объема ВВП, стабильности цен, эффективной занятости и  выравнивание платежного баланса. К  основным направлениям денежно-кредитной  политики относятся:
     – операции па открытом рынке, то есть на рынке правительственных ценных бумаг;
     – политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования, то есть регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка;
     – изменение нормы обязательных резервов банков, то есть той суммы, которую коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке (без процентов).
     Финансовой  политикой называются мероприятия  государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию  на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений  деятельности государства: бюджетной  политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области  налогов и государственных расходов).
     Налоги  играют в экономике двоякую роль. С одной стороны, они формируют  доходы государства, а с другой, - оказывают стимулирующее влияние  на потребителей и производителей. Высокие налоги уменьшают совокупный спрос на рынке и уменьшают  объем ВНП; в то же время низкие налоги снижают доходы государства. Поэтому всегда стоит проблема определения  разумных границ налоговых ставок применительно  к конкретным условиям.
     Некоторые экономисты к экономическим методам  государственного регулирования относят  также систему государственного программирования, которое рассчитано на решение крупномасштабных, стратегических задач. Оно может охватывать как  всю экономику в целом, так и ее отдельные отрасли (например, социальную сферу), регионы, конкретные группы населения и др.
     Следует отметить, что государственные программы  носят рекомендательный, а не директивный  характер, как в командной экономике. Частный сектор их выполнять не обязан. Однако для их реализации государство  оказывает сильную поддержку  за счет экономических и социальных ресурсов всего общества.
     Прямые (административные) методы.
     Как уже было отмечено выше, наряду с экономическими методами государственного регулирования используются также и административные методы.
     Административное  регулирование рыночной экономики  выражает, в сущности, прямое управление со стороны государства и предусматривает  использование системы государственных  заказов и контрактов; применение государством санкций и штрафов, лицензий, разрешений, квот; внедрение  норм и стандартов, которые регламентируют требования к качеству работ, услуг, продукции, к организации производственных процессов, операций на внутреннем и  внешнем рынке и т.п. [9, с.347].
     При условиях переходного периода от административно-командной системы  к рыночному отношению административное регулирование большинство предпринимателей воспринимают как вседозволенность. В результате поднимается сбалансированность развития хозяйств, получаются диспропорции в денежном обращении, разрываются  стадии регионального воспроизведения. Уменьшить продолжительность этого  периода, можно внедрением твердой  исполнительной власти. Нагроможденный в свое время в административной экономике опыт в деле государственного регулирования с большим эффектом использовали страны рыночной экономики, в частности Франция, Япония и  др. По мере стабилизации экономики  государственное административное регулирование постепенно превращается в глобальное государственное влияние. Только что тогда, по мере реализации рыночных реформ, следует поэтапно определять границы и для государственного регулирования рыночной экономики.
     Власть, используя административные методы регулирования, решает проблемы, которые  не по силам рынку. Речь идет о выполнении перспективных задач развития страны, отдельных его регионов, в том числе формирования целесообразных производственных комплексов по охране и рационального использования естественных ресурсов, организацию рационального использования трудовых ресурсов и т.п. Ведь административное регулирование – это деятельность правительства относительно выполнения законов и формирования общественной атмосферы, которая бы оказывало содействие эффективному функционированию рыночной экономики, а также созданию условий конкуренции, перераспределения валового национального продукта (ВНП) и национального богатства; корректирование распределения ресурсов с целью усовершенствования общественного производства; стабилизация экономики через широкий контроль за финансовой, кредитно-денежной деятельностью физических и юридических лиц; анализ экономической конъюнктуры; стимулирование производственной активности и т.п. [8, с.149].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.