На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Фонды обязательного медицинского страхования, их роль в финансировании расходов на здравоохранение в РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное  учреждение
высшего профессионального  образования 

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 

КАФЕДРА ФИНАНСЫ И КРЕДИТ 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по учебному курсу
«Финансы»
На тему: «Фонды обязательного медицинского страхования, их роль в финансировании расходов на здравоохранение в РФ» 
 
 
 

                                                                            Выполнила: студентка
                                                                             группы 672-1103С
                                                                              шифр 0867053
                                                                              Преснякова Марина Юрьевна 

                                                                              Проверил: преподаватель                               
                                                                              Павлова Н.И. 
 
 
 

Псков
2010
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Основные аспекты  обязательного медицинского  страхования в  Российской Федерации
1.1 Сущность  и основные элементы обязательного  медицинского страхования………………………………………………………………………..6
1.2 Особенности  обязательного медицинского страхования в России………11
2. Организационная  структура системы  обязательного медицинского  страхования и особенности лечебно-профилактических учреждений
2.1 Организационная  структура системы обязательного  медицинского страхования и движение  денежных средств…………………………………...16
2.2 Особенности и проблемы лечебно-профилактических учреждений как основной организационной формы оказания медицинских услуг населению в современном российском здравоохранении…………………………………...19
3. Анализ бюджета  ФОМС за 2006-2007 годы  и тенденций финансирования
3.1 Анализ  доходов ФОМС за 2007 год………………………………………..24
3.2 Расходы  ФОМС за 2007 год………………………………………………...29
3.3 Анализ  тенденций финансирования обязательного  медицинского страхования………………………………………………………………………35
Реализация  программы дополнительного лекарственного обеспечения…….38
Заключение……………………………………………………………………...40
Список  использованных источников………………………………………..42
 

     Введение 

     Закон о введении обязательного медицинского страхования работающих граждан  был принят в 1912 г. Государственной Думой. К 1916 г. в России уже существовали 2403 больничные кассы, насчитывавшие почти два миллиона членов. В советское время надобность в медицинском страховании отсутствовала, поскольку существовало всеобщее бесплатное медицинское обслуживание, а сфера здравоохранения полностью содержалась за счет средств государственного бюджета, государственных ведомств, министерств и социальных фондов самих предприятий.
     С развитием мировой экономики, увеличением  количества имущественных интересов, росло число страховых компаний, увеличивались их обороты и капиталы, их вложения в другие отрасли хозяйства.
     В настоящее время во всех странах  с развитой рыночной экономикой не существует материальных, имущественных  объектов или имущественных интересов, не защищенных страхованием. Только в нашей стране развитие страхования оказалось замороженным на семь десятилетий, главным образом из-за отсутствия имущества и имущественных интересов у большинства населения, отсутствия частной собственности. В связи с этим актуальность проблемы обязательного медицинского страхования не вызывает сомнений. Целью данной курсовой работы является анализ деятельности фондов обязательного медицинского страхования (ОМС), оценка их роль в финансировании расходов на здравоохранение в РФ.
     Для достижения вышеупомянутой цели ставились конкретные задачи:
     1. Рассмотрение основных аспектов ОМС в РФедер: выделение сущности и основных элементов ОМС.
     2. Рассмотрение особенностей ОМС в России.
     3. Изучение организационной структуры системы ОМС и движения денежных средств.
     4. Выявление особенности и проблем лечебно-профилактических учреждений как основной организационной формы оказания медицинских услуг населению в современном российском здравоохранении.
     5. Анализ тенденций финансирования обязательного медицинского страхования.
     6. Анализ бюджета ФФОМС за 2006-2007 годы, его доходов, расходов и особенностей.
     В 1 главе данной работы будут рассмотрены основные аспекты ОМС: его сущность, основные элементы, а так же особенности ОМС в России.
     Организационная структура системы ОМС и тенденции финансирования ОМС будут раскрыты во 2 главе. В третьей главе будет рассмотрен и проанализирован бюджет Федерального фонда ОМС на 2007 год.
 

    Основные аспекты обязательного медицинского страхования в Российской Федерации
 
     Систему обязательного медицинского страхования (ОМС) начали формировать в РФ в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543—1. Она состоит из:
    федерального фонда ОМС;
    территориальных фондов ОМС;
    страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование;
    медицинских учреждений, предоставляющих медицинскую помощь по территориальной программе обязательного медицинского страхования.
     Постановлением  Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 857 был утвержден устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС), в соответствии с которым реализуется государственная политика в области ОМС граждан как составная часть государственного социального страхования. ФФОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением.
     Основные  задачи ФФОМС:
    финансовое обеспечение установленных законодательством прав граждан на медицинскую помощь за счет средств ОМС;
    обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой на всей территории РФ в рамках базовой программы ОМС;
    аккумулирование финансовых средств для обеспечения финансовой стабильности системы ОМС.
     Управляет ФФОМС коллегиальный орган —  правление и постоянно действующий исполнительный орган — директор. Состав правления ФФОМС в количестве 11 человек утверждается Правительством РФ. Срок полномочий — 3 года.
     1.1 Сущность и основные  элементы обязательного  медицинского страхования.
     В Конституции РФ и в нормах международного права закреплено право каждого человека на жизнь. С этим правом связаны другие права человека и гражданина, включая право на охрану здоровья.
     Охрана  здоровья граждан представляет собой совокупность различных мер государства, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья человека, поддержание его активной, долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Поэтому медицинская помощь рассматривается как часть общей государственной системы охраны здоровья населения.
     Право граждан на охрану здоровья гарантируется  путем оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях за счет средств государственного бюджета, страховых взносов, других поступлений, предусмотренных законодательством. Такую медицинскую помощь называют социальной медицинской помощью, таким образом, отделив ее от платной медицинской помощи.
     К медицинской помощи, которая оказывается  названными учреждениями здравоохранения  бесплатно, относятся следующие ее виды:
     - первичная медико-санитарная помощь;
     - скорая медицинская помощь;
     - специализированная медицинская  помощь;
     - медико-социальная помощь гражданам,  страдающим социально значимыми  заболеваниями;
     - медико-социальная помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
     Первичная медико-санитарная помощь обеспечивается учреждениями муниципальной системы здравоохранения и органами санитарно-эпидемиологической службы. Учреждения здравоохранения независимо от форм собственности могут оказывать такую помощь на основе соответствующих договоров со страховыми медицинскими организациями.
     Скорая  медицинская помощь оказывается в случаях (при состояниях), требующих срочного медицинского вмешательства. Она необходима при несчастных случаях, отравлениях и других состояниях и заболеваниях. Осуществляется такая помощь безотлагательно создаваемой специально службой скорой помощи, а также всеми лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной принадлежности и формы собственности.
     Специализированная  медицинская помощь предоставляется гражданам при тех заболеваниях, которые требуют специальных методов диагностики и использования сложных медицинских технологий для их лечения. Данную помощь оказывают врачи соответствующего профиля в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих соответствующее разрешение (лицензию) на право ведения такой деятельности.
     Медико-социальная помощь гражданам с заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается также бесплатно и согласно специальному перечню заболеваний, утверждаемому Правительством РФ. Некоторым категориям таких больных предоставляются льготы, например, в виде дополнительной жилой площади.
     Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощью утверждается ежегодно постановлением Правительства РФ.
     В соответствии с этой Программой и  методическими рекомендациями Минздравсоцразвития  России и Федерального фонда обязательного  медицинского страхования (далее ФФОМС) органы исполнительной власти субъектов РФ разрабатывают и утверждают свои территориальные программы. В них могут быть предусмотрены дополнительные гарантии оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Причем предоставление дополнительных объемов и видов медицинской помощи осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней.
     Условия и порядок предоставления медицинской  помощи населению определяются Минздравсоцразвития  России по согласованию с ФФОМС.
     Бесплатная  медицинская помощь гражданам финансируется, как отмечалось выше, за счет средств бюджетов различных уровней, обязательного медицинского страхования, других источников, не запрещенных законодательством.
     За  счет бюджетов субъектов РФ предоставляются: а) скорая медицинская помощь, оказываемая гражданам станциями (отделениями, пунктами) скорой медицинской помощи; б) амбулаторно-поликлиническая; в) стационарная помощь. Последние два вида помощи оказываются в специализированных диспансерах, больницах (отделениях, кабинетах) при определенных заболеваниях, например туберкулезе, психических расстройствах и расстройствах поведения, которые перечислены в Программе. Указанные виды помощи могут предоставляться также за счет бюджетов муниципальных образований.
     Объемы  помощи, бесплатно предоставляемой гражданам субъекта РФ (региона), определяются исходя из нормативов объема лечебно-профилактической помощи на 1000 человек. Они рассчитываются отдельно по всем видам медицинской помощи.
     Финансовых  средств из государственного бюджета, направляемых на оказание медицинской помощи населению, в последнее время все чаще оказывается недостаточно. В целях пополнения данных финансовых ресурсов в начале 90-х годов прошлого века в России появился новый вид страхования – обязательное медицинское страхование. С введением обязательного медицинского страхования была предпринята попытка создания дополнительного источника финансирования медицинской помощи гражданам. Фактически доля расходов средств этого вида страхования значительно превышает бюджетное финансирование. Несмотря на эти попытки, в целом общие затраты на охрану здоровья населения в последние годы не увеличились.
     С принятием Закона РСФСР от 28 июня 1991 г. “О медицинском страховании граждан в РФ” в стране впервые было введено медицинское страхование, которое осуществляется в двух видах — обязательном и добровольном.
     Обязательное  медицинское страхование (ОМС) является составной частью обязательного социального страхования. Оно должно обеспечивать всем гражданам страны равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
     Добровольное  медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами ОМС.
     Обязательное  медицинское страхование в стране является всеобщим для населения  страны. Оно осуществляется за счет двух основных финансовых источников. Первый источник – это ассигнования из государственного бюджета. Они предназначены главным образом на страхование неработающих и иных категорий граждан, определяемых законом. Вторым наиболее существенным финансовым источником этого вида страхования являются страховые взносы работодателей (всех форм собственности) за своих работников, а также некоторых иных категорий граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой.
     Обязательное  медицинское страхование  осуществляется на основе договорных отношений между субъектами данного вида страхования. В качестве таких субъектов выступают:
     - застрахованные граждане – работающие и неработающие;
     - страхователи – работодатели, индивидуальные предприниматели и иные категории самозанятого населения, исполнительные органы субъектов РФ, местная администрация районов (городов), муниципальные органы;
     - страховщики - федеральный и территориальные  фонды ОМС;
     - страховые медицинские организации  – юридические лица, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами, с любыми предусмотренными законодательством формами собственности, обладающие необходимым для осуществления медицинского страхования уставным фондом и организующие свою деятельность в соответствии с законодательством (страховые медицинские организации не входят в систему здравоохранения);
     - медицинские учреждения – лечебно-профилактические учреждения, имеющие лицензию, дающую право на оказание медицинской помощи в системе ОМС.
     Цель  договора обязательного медицинского страхования заключается в том, чтобы организовывать и финансировать предоставление застрахованным работающим гражданам медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам ОМС.
     Форма и содержание договора строго регламентированы законом. Стороны не могут ухудшить условия (положения) медицинского обеспечения, предписанные договором. Допускается только улучшение таких условий по отношению к застрахованным гражданам. Каждому российскому гражданину выдается документ – страховой медицинский полис. Его должен иметь каждый гражданин РФ на всей ее территории.
     Таким образом, указанным законом о  медицинском страховании определены правовые, экономические и организационные  основы медицинского страхования населения  страны. Цель ОМС заключается в  том, чтобы гарантировать гражданам  при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования, как отмечалось выше, формируются за счет отчислений страхователей на ОМС.
     Страхователями  являются:
     - за работающих граждан – их работодатели, а в некоторых случаях – лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой;
     - за неработающих граждан – исполнительные органы государственной власти (области, края, республики в составе РФ, района или города). В последние годы ПФР финансирует дополнительные платежи на ОМС неработающих пенсионеров, получающих трудовую пенсию по старости. Тем самым частично оплачиваются некоторые расходы, связанные с оказанием медицинской помощи неработающим пенсионерам.
     Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы специальные  органы – фонды обязательного медицинского страхования. Финансовые средства таких фондов формируются за счет специальных страховых взносов, которые с 1 января 2001 г. уплачиваются страхователями в составе единого социального налога. Порядок исчисления и уплаты ЕСН установлены главой 24 Налогового кодекса РФ.  

     1.2 Особенности обязательного  медицинского страхования в России.
     В этом году система обязательного  медицинского страхования перешла  в своей истории 15-летний рубеж. Она  стала реальным действующим институтом во всех регионах страны, дала возможность  снизить остроту социальных проблем  и оградить здравоохранение от разрушительных сил экономического кризиса середины 90-х годов, дефолта 1998 года, а также различных чрезвычайных ситуаций, которые неоднократно возникали в нашей стране в сложный период времени. Система ОМС явилась существенным источником финансирования здравоохранения, что позволило обеспечить стабильное функционирование государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.
     Однако  большинство задач по дальнейшей модернизации здравоохранения и  реструктуризации системы медицинской  помощи, поставленные еще в 2001 году высшим политическим руководством страны, до сих пор не решены в полной мере.
     Одной из главных причин является остающаяся неэффективность модели финансирования отечественного здравоохранения. Качество и доступность медицинских услуг продолжает снижаться, гарантии бесплатной медицинской помощи все в большей степени принимают декларативный характер. Во многом это связано с задержкой перехода нашего здравоохранения на страховые принципы работы.
     В то же время, рассматривая итоги развития системы обязательного медицинского страхования за последние года, необходимо отметить выраженную положительную динамику по всем основным направлениям ее деятельности. Особенно возрос финансовый потенциал фондов ОМС.
     В кратчайшие сроки удалось стабилизировать деятельность Федерального фонда ОМС и всей системы ОМС в целом благодаря решению основных задач: разрешена проблема финансового кризиса программы Дополнительного Лекарственного Обеспечения (ДЛО). В течение 2007 года ФОМС выполнил задачу по урегулированию задолженности за фактически отпущенные в 2006 году лекарственные средства, а также обеспечил финансовую стабилизацию программы в 2007 году. Совместно с субъектами РФ был налажен жесткий контроль за выпиской лекарственных средств и проведена значительная работа на законодательном уровне с целью обоснованного привлечения дополнительных объемов бюджетных ассигнований. Для установления точного объема финансовой задолженности была создана и интегрирована в систему ОМС единая информационно-аналитическая система.
     В ФОМС была разработана и утверждена Правлением ФОМС Концепция информатизации системы ОМС на 2008-2010 годы. Реализация концепции направлена на создание единой информационной системы персонифицированного учета в системе ОМС, что позволит не только контролировать текущую деятельность, но и осуществлять стратегическое планирование ресурсов, будет способствовать увеличению доступности и повышения качества медицинской помощи. В прошлом году в рамках реализации концепции осуществлялся анализ программы дополнительного лекарственного обеспечения. В Федеральном фонде ОМС была создана уникальная информационно-аналитическая система, которая дала возможность эффективно выявить неточности при внесении сведений по рецепту в базу данных, ошибки врача, а также факты злоупотреблений при назначении лекарственных средств.
     Главная проблема системы здравоохранения  на современном этапе – неопределенность роли государства, прав и обязанностей врачей и пациентов. Не описан объем публичных обязательств государства по отношению к застрахованным гражданам. Именно поэтому наши сограждане, посещая лечебные учреждения, чувствуют в них себя незащищенными, страдают от поборов и засилья платных услуг.
     Проект  концепции развития здравоохранения  до 2020 года, подготовленный Министерством здравоохранения и социального развития РФ, направлен на решение задачи выполнения государственных обязательств по оказанию населению бесплатной медицинской помощи, создания новых эффективных механизмов в деятельности системы ОМС. В соответствии с Концепцией с 2011 года предусмотрен поэтапный переход на преимущественно одноканальное финансирование системы здравоохранения через ОМС, введение персонифицированного учета в системе ОМС, оказание всех медицинских услуг на основе единых медико-экономических стандартов, повышение доступности медицинской помощи, расширение спектра услуг, оказываемых в рамках ОМС за счет внедрения лекарственного страхования, создание конкурентных условий среди ЛПУ.
     В последующем предполагается постепенное  включение в систему обязательного медицинского страхования расходов на приобретение дорогостоящего оборудования, бюджетных инвестиций, а также высокотехнологичной медицинской помощи.
     Учитывая  высокую социальную значимость и  приоритетность реализации Концепции, в министерстве создан Департамент развития медицинского страхования. Необходимо отметить уже оказанную им действенную методическую помощь ФОМС, в том числе при подготовке законопроекта о бюджете Федерального фонда ОМС на 2009 и плановый период 2010-2011 годов. Продолжение совместной работы в ближайшее время будет направлено на совершенствование и динамичное развитие системы ОМС, обеспечивающей соблюдение предоставленных гражданам социальных гарантий в сфере охраны здоровья и достойное материальное положение медицинских работников.
     Задачами  персонифицированного учета являются:
     - повышение общей эффективности  управления системой ОМС посредством  внедрения средств современного  управленческого анализа;
     - повышение прозрачности финансовых  потоков в системе ОМС и  эффективности контроля рационального использования средств системы ОМС;
     - построение эффективной системы  управления качеством медицинской  помощи в системе ОМС;
     - повышение эффективности и качества  государственного планирования  за счет внедрения современных  средств экономико-математического и имитационного моделирования, поддержка управленческих решений.
     Достижение  цели эффективных преобразований в  здравоохранении невозможно обеспечить также без наличия качественной и эффективной лекарственной  помощи. На фоне низкого качества медицинской помощи наблюдается недостаточный уровень потребления лекарственных средств работающими гражданами и низкая культура их потребления населением, которая сводится к непрофессиональному самолечению, что приводит к повышению показателей заболеваемости, инвалидизации и смертности. Все это делает необходимым включение в Программу государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи новых механизмов лекарственного обеспечения:
     - перечень лекарственных средств  формируется с учетом медико-экономических стандартов;
     - возмещение затрат на лекарственные  средства осуществляется за счет  средств системы ОМС;
     - установление справедливых цен  на лекарственные средства и  солидарных принципов финансирования;
     - включение в систему лекарственного  обеспечения всех категорий граждан.
     Таким образом, для решения главной  задачи в сфере здравоохранения  – обеспечения доступности и высокого качества медицинской помощи – государству предстоит принять решение о путях совершенствования здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования.
     Система обязательного медицинского страхования  должна обеспечить увеличение объемов  финансирования здравоохранения в  соответствии с высокими темпами роста социально-экономического развития страны, а также удовлетворение потребностей населения в получении качественных медицинских услуг.  
 

     2. Обязательное медицинское  страхование как  один из источников  финансирования расходов  на здравоохранение 

     2.1 Организационная  структура системы  ОМС и движение  денежных средств.
     В структуру системы ОМС в 1993 году входили 79 ТФОМС. По состоянию на 1 января 2008 года при реформировании административно-территориального состава РФ в системе ОМС функционировало 85 ТФОМС.
     Одной из основных задач системы ОМС  является страхование граждан. С 1994 года численность граждан, застрахованных в системе ОМС по договорам ОМС, увеличилась почти в 2 раза и составила на 01.01.2008 года 142,5 млн. человек (на 01.01.1995 года – 71,9 млн. человек). В соответствии с законодательством в системе ОМС одним из субъектов медицинского страхования являются страховые медицинские организации (далее – СМО). СМО в системе ОМС осуществляют страхование граждан, оплату счетов медицинских учреждений за оказанную медицинскую помощь, проводят экспертизу качества медицинской помощи. В 1993 году осуществляли ОМС 164 (с филиалами) СМО. Наибольшее число СМО (с филиалами) – 563 – работало в 1996 году.
     Согласно  изменениям в нормативной правовой базе, регламентирующей деятельность СМО в системе ОМС, в части  увеличения уставного капитала страховых медицинских организаций и проведения конкурсов страховщиков на ОМС неработающего населения в субъектах РФ, число СМО (без филиалов) в период с 2003 по 2007 год соответственно уменьшилось с 284 до 142.
     Медицинские учреждения, являясь субъектом медицинского страхования, осуществляют деятельность в системе ОМС по договору на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по медицинскому страхованию. Число медицинских учреждений за период с 1994 по 2007 годы увеличилось почти в 2 раза. Так в 1994 году в системе ОМС работало 4 501 медицинское учреждение, на 01.01.2008 г. – 8 121. Наибольшее число медицинских учреждений – 8 499 работало в системе ОМС в 2002 году.
     Источники поступления денежных средств представлены на Рис. 1.
      Рис.1. Источники поступления денежных средств.
     Объемы  средств, перечисленные ФОМС в ТФОМС  в виде субсидий на выравнивание условий  проведения ОМС, составили 15,9 % (с учетом средств на ДЛО в рамках базовой  программы) в среднем по РФ к доходам ТФОМС. Доля поступлений налогов и страховых взносов в ТФОМС (с учетом субвенций и дотаций ФОМС) по федеральным округам представлена в Таблице 1.
     Таблица 1. Доля поступлений налогов и страховых взносов в ТФОМС (с учетом субвенций и дотаций ФОМС) по федеральным округам январь- декабрь 2007.
Федеральный округ Доля  поступлений налогов  и страховых взносов  в ТФОМС (%)
налоговые поступления взносы  на ОМС
ФОМС ТФОМС
1 2 3 4
Российская  Федерация 15,9 40,5 43,7
Центральный федеральный округ 11,7 49,4 38,9
Северо-Западный федеральный округ 12,6 45,8 41,6
Южный федеральный округ 23,6 27,0 49,5
Приволжский федеральный округ 15,9 35,1 49,0
Уральский федеральный округ 9,6 46,3 44,1
Сибирский федеральный округ 22,1 35,2 42,7
Дальневосточный федеральный округ 22,4 35,7 41,9
Байконур 26,7 35,5 37,8
     В целях создания единого механизма  реализации конституционных прав граждан РФ на получение бесплатной медицинской помощи за счет средств бюджетов всех уровней и средств ОМС Правительство РФ утверждает Программу государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на очередной год, которая определяет объемы предоставляемой медицинской помощи и необходимые финансовые ресурсы для их обеспечения.
     Территориальная программа ОМС является составной  частью территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам субъекта РФ бесплатной медицинской помощи.
     В 2007 году территориальные программы  госгарантий были сформированы во всех 86 субъектах РФ и в г. Байконуре. По данным отчетных форм № 62 за 2007 год дефицит территориальных программ ОМС сложился в 58 регионах в объеме 29,2 млрд. руб., что составляет 9,1 % от расчетной стоимости. В 2007 расходы на реализацию Программы государственных гарантий из всех источников финансирования составили 897,3 млрд.рублей, из которых 36,6% составили средства обязательного медицинского страхования.
     Необходимо  отметить, что с 2007 года в 19 субъектах РФ реализовывался пилотный проект по одноканальному финансированию медицинских учреждений преимущественно через систему обязательного медицинского страхования. Пилотный проект дал возможность отработать новую модель финансирования здравоохранения в зависимости от исполнения медико-экономических стандартов лечения. Они являются основой для конкретизации государственных гарантий по видам, объемам, порядку и условиям оказания медицинской помощи.
     Реализация  новой модели финансирования здравоохранения  позволит наиболее рационально управлять  расходами в системе ОМС и  перейти на оплату непосредственно медицинской помощи. Дальнейшее развитие системы ОМС должно сопровождаться увеличением тарифов на оплату медицинской помощи, способных покрывать реальные затраты медицинских учреждений. Необходим законодательно установленный минимальный подушевой норматив территориальной программы ОМС. При этом необходимо обеспечить включение в структуру тарифа на медицинскую помощь за счет ОМС всех затрат лечебного учреждения, группировку расходных обязательств осуществлять на уровне территориальных фондов ОМС. Это позволит открыть путь в систему ОМС негосударственным учреждениям здравоохранения, создаст условия для конкуренции и повышения качества медицинской помощи.  

     2.2 Особенности и  проблемы лечебно  - профилактических  учреждений как  основной организационной  формы оказания  медицинских услуг  населению в современном российском здравоохранении.
     Основными законодательными актами, регламентирующими  деятельность учреждений, являются Гражданский  кодекс РФ (ГК РФ), Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (Закон № 7-ФЗ), применительно к бюджетным учреждениям – также Бюджетный кодекс РФ (БК РФ).
     Оказание  платных медицинских услуг лечебно-профилактическими  учреждениями осуществляется в рамках Гражданского и Бюджетного кодексов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 № 27 “Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению”.
     Вопрос  о конституционности указанного постановления был вынесен на рассмотрение Верховного Суда Российской Федерации. Суд сформулировал позицию, согласно которой законодательство РФ не запрещает государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения оказывать платные медицинские услуги.
     Основными преимуществами, позволяющими государственным (муниципальным) учреждениям оказывать  около 40% (а вместе с теневым сектором 70%) объема платных медицинских услуг, являются:
     - смешанное финансирование из  бюджетов соответствующих уровней,  системы ОМС и доходов от  коммерческой деятельности;
     - государственные ЛПУ вкладывают  собственные средства в ремонт  помещений, материалы и оборудование  в весьма ограниченном объеме. В основном это делается за счет средств бюджета. По этой причине государственные и ведомственные учреждения легко побеждают в ценовой конкуренции, занимая весь низ и почти всю середину среднеценового сегмента рынка платных услуг.
     Уже многие больницы и медицинские учреждения фактически уклоняются от выполнения своей основной миссии – оказания бесплатных услуг населению и стремятся работать на платной основе как предприятия. Объем личных средств, затрачиваемых населением России на медицинские нужды, составляет около 600 млн долларов в год, что равно почти половине всех средств федерального бюджета, выделяемых на здравоохранение (около 32 млрд руб., 2004 г.). Естественно, что медицинские учреждения, оказывающие платные услуги, не хотят терять и бюджетное финансирование, что препятствует сокращению излишних мощностей.
     Помимо  самого факта оказания государственными (муниципальными) учреждениями здравоохранения  платных медицинских услуг осуществление  приносящей доход (предпринимательской) деятельности имеет ряд противоречивых моментов, связанных с неурегулированностью отношений государственных (муниципальных) учреждений и их учредителей.
     Доходы, полученные учреждением в результате осуществления им приносящей доходы деятельности, а также приобретенное за счет этих доходов имущество поступает в самостоятельное распоряжение учреждения и учитывается им на отдельном балансе. На такие доходы не распространяется режим имущества, закрепленного за учреждением собственником на праве оперативного управления, и такое имущество не может быть изъято у учреждения без его согласия.
     Согласно  постановлению пленума ВАС РФ от 25.02.1998 № 8 “О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности” п. 10, статье 298 ГК РФ государственные и муниципальные учреждения вправе самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от разрешенной собственником предпринимательской деятельности, и приобретенным на эти доходы имуществом в случае, если доходы и имущество учитываются на отдельном балансе и не могут быть изъяты у учреждений по решениям комитетов по управлению имуществом или других государственных и муниципальных органов, в том числе и в тех случаях, когда они используются не по целевому назначению.
     В действующем законодательстве появляется особое вещное право учреждения на определенные виды имущества, которое возникает лишь в исключительных, прямо предусмотренных законом случаях, – право самостоятельного распоряжения имуществом.
     В настоящее время  среди отечественных  правоведов имеются серьезные разногласия относительно оценки правового статуса имущества учреждения, на которое по смыслу закона следует распространить режим права самостоятельного распоряжения:
     - сторонники первой точки зрения  считают, что учреждения обладают  лишь правом оперативного управления  в отношении имущества, закрепленного  за ними сособственниками, равно  как и в отношении имущества,  приобретенного за счет разрешенной  предпринимательской деятельности;
     - приверженцы второй точки зрения  полагают, что введенное законодателем  право учреждения на самостоятельное  распоряжение имуществом по своему  содержанию наиболее близко к  праву хозяйственного ведения;
     - суть третьей точки зрения: законодатель, введя в юридический обиход право самостоятельного распоряжения имуществом и не раскрыв его содержания, фактически признал право собственности учреждения на данный вид имущества;
     - согласно четвертой точке зрения  право учреждения на самостоятельное  распоряжение доходами и имуществом, полученными от предпринимательской и иной деятельности, рассматривается в качестве особого вещного права.
     В настоящее время суды стоят на позиции, согласно которой учреждение по своим обязательствам должно отвечать как денежными средствами, выделенными собственником по смете, так и полученными от осуществления приносящей доходы деятельности, а также иным приобретенным от приносящей доходы деятельности имуществом, и только в случае их отсутствия сам собственник (учредитель) привлекается к субсидиарной ответственности (постановление ВАС РФ № 4013/00 от 26 сентября 2000 г., постановления президиума ВАС РФ от 29 мая 2001 г. № 1184/01; от 14 августа 2001 г. № 9055/00).
     Взыскания по долгам, образовавшимся из-за недостатка бюджетного финансирования или средств ОМС, суды часто обращают на доходы медицинских учреждений за оказание платных услуг. Это подрывает стимулы к развитию официальных платных услуг и толкает учреждения на путь теневой оплаты.
     При оказании платных медицинских услуг  государственные (муниципальные) учреждения здравоохранения не в состоянии использовать возможности, имеющиеся у частных организаций при осуществлении предпринимательской деятельности. В соответствии со ст. 161 БК РФ бюджетные учреждения не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц. Однако медицинские учреждения расширяют свою предпринимательскую деятельность, что трудно осуществить без использования заемных средств. Ф.Н.Кадыров указал на возможное решение данной проблемы: законодательно закрепить в качестве обеспечения кредита имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет предпринимательской деятельности, которое в соответствии со ст. 298 ГК РФ должно отражаться на отдельном балансе.
 

     3. Анализ Бюджета  ФОМС за 2006-2007 годы 

     3.1 Анализ доходов  ФОМС за 2007 год.
     В соответствии с Федеральным законом “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год” утвержден бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – Фонд) на 2007 год по доходам в сумме 154 736 501,1 тыс. рублей, по расходам в сумме 172 423 480,5 тыс. рублей.
     Установлены источники финансирования дефицита бюджета Фонда на 2007 год согласно Таблице 2.
     Таблица 2. Источники финансирования дефицита бюджета Фонда на 2007 год.
Наименование  источника финансирования дефицита бюджета  Федерального фонда  обязательного медицинского страхования Размер  средств (тыс.  рублей)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.