На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Движения денежных средств. ООО «Плес»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Королевский институт управления экономики  и социологии

Кафедра финансов и экономического анализа 
 
 
 
 

Курсовая  работа
По дисциплине «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной  деятельности предприятия»
На тему : « Движения денежных средств. ООО «Плес»» 
 
 
 
 

          Научный руководитель : к.э.н., доцент Иззука Т.Б   
Выполнила ст-ка гр. Эт-05 Мусаева А.Ш  
 
 
 
 
 

Королев 2011 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ МЕТОДИКИ УЧЕТА ДВИЖЕНИЯ  ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ……..……. 4
1.1. Денежные  средства предприятия  …………………………………………………………………………………. 4
1.2. Оценка наличия  и использования денежных средств …………………………………………………… 12
2. ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ……………………………………………………………………… 16
2.1. Организационно-экономическая  характеристика предприятия …………………………………. 16
2.2. Финансовая  устойчивость и платежеспособность  предприятия ………………………………… 22
3. АНАЛИЗ ДВИЖЕНИЯ  ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ……………………………………………………………………… 33
3.1. Расчет продолжительности  производственно-коммерческого цикла ……………………. 33
3.2. Определение  длительности периода и соотношение  оттока и притока денежных  средств ……………………………………………………………………………………………………………………………………. 34
3.3. Анализ движения  денежных средств прямым и косвенным методами ……………………. 35
3.4. Коэффициентный  и факторный анализ денежных  средств …………………………………………. 42
 4. РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ………………………………………………………………….. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
ПРИЛОЖЕНИЯ  

ВВЕДЕНИЕ 
 

Одним из основных условий финансового благополучия предприятия является приток денежных средств, обеспечивающий покрытие его обязательств. Отсутствие такого минимально необходимого запаса денежных средств свидетельствует о его серьезных финансовых затруднениях. Чрезмерная же величина денежных средств говорит о том, что реально предприятие терпит убытки, связанные, во-первых, с инфляцией и обесценением денег и, во-вторых, с упущенной возможностью их выгодного размещения и получения дополнительного дохода. В этой связи возникает необходимость оценить рациональность управления денежными средствами на предприятии.
Информация о  движении денежных средств предприятия полезна тем, что она предоставляет пользователям финансовой отчетности базу для оценки способности предприятия привлекать и использовать денежные средства и их эквиваленты.
«Отчет о движении денежных средств» состоит из трех основных разделов:
- операционная деятельность — денежные потоки, возникающие, как правило, от основной, приносящей доход, деятельности компании;
- инвестиционная деятельность — расходы на ресурсы, предназначенные для генерирования будущего дохода.
- финансовая деятельность — денежные потоки, связанные с формированием капитала компании.
Целью данной работы является рассмотрение методики анализа  движения денежных средств на предприятии.
В качестве объекта  исследования выступает ООО «Плёс». 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ МЕТОДИКИ УЧЕТА ДВИЖЕНИЯ  ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ 
 

1.1. Денежные  средства предприятия
Денежные ресурсы  предприятия — это совокупность собственных денежных доходов и  поступлений извне, предназначенные  для выполнения финансовых обязательств предприятия, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с развитием производства.
Денежные потоки — это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах, обслуживающее  реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве [27, с. 134].
В финансовом анализе  проводят также оценку наличия и  использования денежных средств, которая  играет важную роль в управлении финансами  предприятия. Управление денежными средствами имеет такое же значение, как и управление запасами и дебиторской задолженностью.
Искусство управления текущими активами состоит в том, чтобы держать на счетах минимально необходимую сумму денежных средств, которые нужны для текущей  оперативной деятельности.
Сумма денежных средств, которая необходима хорошо управляемому предприятию, — это, по сути, страховой запас, предназначенный  для покрытия кратковременной несбалансированности денежных потоков. Сумма должна быть такой, чтобы ее хватало для производства всех первоочередных платежей.
Поскольку денежные средства, находясь в кассе или  на счетах в банке, не приносят дохода, их нужно иметь в наличии на уровне безопасного минимума. Наличие больших остатков денежных средств на протяжении дли-тельного времени может быть результатом неправильного использования оборотного капитала.
Чтобы деньги работали на предприятие, необходимо их пускать  в оборот с целью получения  прибыли:
- расширять свое производство, прокручивая их в цикле оборотного капитала;
- инвестировать в доходные проекты других субъектов экономической деятельности с целью получения выгодных процентов;
- уменьшать величину кредиторской задолженности с целью сокращения расходов по обслуживанию долга;
- обновлять основные фонды, приобретать новые технологии и т. д.
Увеличение или  сокращение остатков денежной наличности на счетах в банке обуславливается  уровнем несбалансированности денежных потоков, то есть притоком и оттоком денег. Превышение притоков над оттоками увеличивает остаток свободной денежной наличности, и наоборот, превышение оттоков над притоками приводит к нехватке денежных средств и увеличению потребности в кредите.
На рис. 1 показано движение (притоки и оттоки) денежных потоков на предприятии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1. Денежные потоки
Денежные потоки планируются, для чего составляется план доходов и расходов предприятия  на год с разбивкой по месяцам, а для оперативного управления —  по декадам или пятидневкам. Если прогнозируется положительный остаток  денежных средств на протяжении довольно длительного периода времени, то следует предусмотреть пути выгодного  их использования. В отдельные периоды  может возникнуть недостаток денежной наличности. Тогда нужно спланировать источники привлечения заемных  средств.
Денежный поток  на уровне отдельного хозяйствующего субъекта можно представить в  виде следующей схемы (рис. 2). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2. Модель денежного  потока в хозяйствующем субъекте 

Приведенная финансовая модель показывает, что капитал хозяйствующего субъекта в своем движении превращается в выручку от реализации произведенных  товаров (работ, услуг).
Выручка способствует появлению прибыли и формированию денежных фондов (амортизационный фонд, ремонтный фонд, фонд накопления и др.). Одни денежные фонды расходуются на потребление. Другие фонды функционируют как собственный капитал хозяйствующего субъекта.
Кроме того, хозяйствующий субъект в качестве капитала привлекает заемные и привлеченные средства. Весь этот капитал вновь пускается в оборот и приносит выручку.
Денежные отношения, связанные с потоком капитала, с обменом «капитал—прибыль» представляют собой финансовые отношения. В процессе денежного потока образуется денежная наличность. Процесс образования денежной наличности характеризуется показателем «кэш-фло».
Кэшфло (от англ. cash — деньги, денежная наличность, flow — поток, течь) означает денежный поток, поток денежной наличности, или просто денежная наличность. Следует отметить, что показатель «кэшфло» возник в США в послевоенный период и получил большую популярность. В экономическую литературу не англоговорящих стран он вошел в английском написании. Это связано с тем, что перевод данного выражения на родной язык неизбежно введет читателя в заблуждение относительно точного смысла, содержащегося в американском словосочетании.
Процесс образования  денежной наличности приведен на рис. 3. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 3. Схема  процесса образования денежной наличности 

Кэшфло можно рассматривать как название потока денег и как показатель денежной наличности. Показатель кэшфло означает ту часть денежных средств, которая остается у хозяйствующего субъекта, хотя бы и временно, до дальнейшего их распределения.
Схема, приведенная  на рис. 3, показывает, что результатом вложения капитала являются полученные чистая прибыль (т. е. прибыль за вычетом налогов) и амортизационный фонд, которые составляют основную долю денежной наличности.
Появление кредиторской задолженности и денежных средств, полученных от переоценки стоимости основных фондов и нематериальных активов, также способствует появлению денежной наличности. Все эти процессы относятся к результатам функционирования финансового механизма. Следовательно, финансы отражают процесс образования капитала как части денежного потока [23, с. 56].
Денежные потоки подразделяются на налично-денежные и безналичные. Наличные и безналичные формы де-нежных расчетов хозяйственных субъектов могут функционировать только в органическом единстве. Между ними существует тесная и взаимная зависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя форму наличных денежных знаков на депозит в банке, и наоборот.
Поступления безналичных  средств на счета в банке, —  непременное условие для выдачи денег. Поэтому безналичный платежный  оборот неотделим от обращения наличных денег и образует вместе с ним  единый денежный оборот страны, в котором  циркулируют единые деньги одного наименования.
Налично-денежные потоки — это движение наличных денег, обслуживающих в основном розничный товарооборот. Средством  обращения и платежа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому  за товары, работы и услуги или в  других предусмотренных законодательством  случаях.
В настоящее  время наличное денежное обращение  в Российской Федерации регулируется Положением Банка России от 5.01.98 г. №14-П  «О правилах организации наличного  денежного обращения на территории Российской Федерации» (далее —  Правила), а также Порядком ведения  кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением совета директоров Банка России от 22.09.93 г. №40 (далее  — Порядок).
Согласно действующему законодательству, предприятия вправе иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных  банками по согласованию с руководителем  предприятия. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается  учреждениями банков ежегодно всем предприятиям независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим  кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.
Для установления лимита остатка наличных денег в  кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по установленной форме. По предприятию, в состав которого входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений.
При наличии  у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих учреждений банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. Суть лимитирования хранения денежных средств состоит в том, что остаток денег в кассе на конец дня не должен превышать установленного лимита остатка. Не использованные в 3-дневный срок наличные денежные средства, полученные в банке на оплату труда, а также вся денежная наличность, превышающая установленный лимит хранения наличных денег, подлежат сдаче в обслуживающие учреждения банков.
Оприходование наличных денежных средств в кассу предприятия осуществляется:
- при снятии денежных средств с расчетного, текущего, бюджетного и других видов счетов в банке;
- от платных потребителей, покупателей, заказчиков за оказанные работы, услуги и реализованные товары;
- от подотчетных лиц в погашение остатка наличных денег, полученных под отчет;
- от работников предприятия в погашение причиненного материального ущерба, погашение выданных займов и ссуд, за реализованные товары и услуги.
Выдача наличных денежных средств из кассы предприятия  производится:
- на выплату заработной платы, пособий по социальному страхованию, других видов пособий, стипендий, вознаграждений физическим лицам;
- под отчет на хозяйственные и операционные расходы и на командировочные расходы; по решению руководителя предприятия в возмещение расходов, понесенных работником предприятия;
- на выплату ссуд, займов и другие подобные цели.
Расходный кассовый ордер составляется в бухгалтерии, регистрируется в журнале регистрации  приходных и расходных кассовых ордеров и передается кассиру  для исполнения [10, c.12].
Налично-денежный оборот страны — это часть денежного  оборота, равная сумме всех платежей, совершенных в наличной форме  за определенный период времени. Данный оборот в основном связан с поступление  денежных доходов населения и  их расходованием.
Наличное обращение есть необычайно дорогостоящая вещь и ложится огромным бременем на всю экономику. Затраты народного хозяйства, связанные с наличным денежным обращением, составляют до нескольких процентов всего валового продукта [14, с. 234].
Во всем мире идет интенсивный процесс сокращения наличного денежного обращения. В современных условиях удельный вес наличных денег в общей массе денежных средств, особенно в промышленно развитых государствах, невелик, например, в США он составляет около 8%. В Российской Федерации удельный вес наличных денег по состоянию на 01.01.02 г. составлял 35,2% от общего денежного оборота [12, c. 335].
Безналичное обращение  — это движение денег безналичного оборота. Под ними понимаются прежде всего банковские депозиты на счетах клиентов, использование которых осуществляется с помощью чеков, жироприказов, кредитных карточек, электронных переводов. В денежном обороте применяются также векселя, сертификаты, а в ряде стран — другие обязательства и требования.
Осуществляя хозяйственную  деятельность, предприятие сталкивается с необходимостью производить расчеты  как внутри самого предприятия, так  и вне его. Внутренние расчеты  связаны с выплатой заработной платы  и подотчетных сумм работникам, дивидендов акционерам и др.
Внешние расчеты  обусловлены финансовыми взаимоотношениями  по поводу поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг, закупки сырья  и материалов, уплаты залогов, взносов  во внебюджетные фонды, получения и  возврата кредита и др. Они проводятся, как правило, с использованием безналичных расчетов [19, с. 223].
Безналичные расчеты  — это расчеты, осуществляемые без  использования наличных денег, посредством  перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и  зачетов взаимных требований. Безналичные  расчеты имеют важное экономическое  значение в ускорении оборачиваемости  средств, сокращении наличных денег, необходимых  для обращения, снижении издержек обращения; организация денежных расчетов с  использованием безналичных денег  гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами.
От реального  денежного оборота, сопровождающегося  потоком денежных платежей и расчетов, проходящих через расчетный и другие счета предприятия, зависит ликвидность активов предприятия. Поэтому желаемая эффективность хозяйственной деятельности, устойчивое финансовое состояние будут достигаться лишь при достаточном и согласованном контроле за движением прибыли, оборотного капитала и денежных средств.
 
1.2. Оценка наличия  и использования денежных средств
Основным источником информации для проведения анализа  и оценки эффективности потоков  денежных средств является баланс (ф. №1), приложение к балансу (ф. №5), отчет  о финансовых результатах (ф. №2), отчет  о движении денежных средств (ф. №4).
Особенностью  формирования информации в этих отчетах  является метод начислений, а не кассовый метод. Это означает, что  полученные доходы, или понесенные затраты могут не соответствовать  реальному «притоку» или «оттоку» денежных средств на предприятии.
В отчете может  быть показана достаточная величина прибыли и тогда оценка рентабельности будет высокой, хотя в то же время  предприятие может испытывать острый недостаток средств для своего функционирования.
И наоборот, прибыль  может быть незначительной, а финансовое состояние предприятия — вполне удовлетворительным. Показанные в отчетности предприятия данные о формировании и использовании прибыли не дают полного представления о реальном процессе движения денежных средств.
Например, для  подтверждения сказанного достаточно сопоставить величину прибыли от основной деятельности, показанной в ф. № 2 отчета о финансовых результатах, с величиной изменений денежных средств в балансе [13, с. 342].
Прибыль является лишь одним из факторов (источников) формирования ликвидности баланса. Другими источниками являются: кредиты, займы, эмиссия ценных бумаг, вклады учредителей, прочие. Поэтому в некоторых  странах в настоящее время  отдается предпочтение отчету о движении денежных средств как инструменту  анализа финансового состояния  фирмы.
Такой подход позволяет  более объективно оценить ликвидность  фирмы в условиях инфляции и с  учетом того, что при составлении  остальных форм отчетности используется метод начисления, т. е. он предполагает отражение расходов независимо от того, получены или уплачены соответствующие  денежные суммы.
Отчет о движении денежных средств (ф. №4) — это документ финансовой отчетности, в котором  отражаются поступление, расходование и нетто изменения денежных средств в ходе текущей хозяйственной деятельности, а также инвестиционной и финансовой деятельности за определенный период. Эти изменения отражаются так, что позволяют установить взаимосвязь между остатками денежных средств на начало и конец отчетного периода.
Отчет о движении денежных средств — это отчет  об изменениях финансового состояния, составленный на основе метода потока денежных средств. Он дает возможность  оценить будущие поступления  денежных средств, проанализировать способность  фирмы погасить свою краткосрочную  задолженность и выплатить дивиденды, оценить необходимость привлечения  дополнительных финансовых ресурсов. Данный отчет составляется таким образом, что направления движения денежных средств в нем сгруппированы по трем направлениям: хозяйственная (операционная) сфера, инвестиционная и финансовая сферы.
Следует выделять «притоки» и «оттоки» денежных средств  по этим направлениям деятельности. Так  для основной (хозяйственной, операционной) деятельности притоки денежных средств составляют: выручка от реализации в текущем периоде; погашение дебиторской задолженности; авансы, полученные от покупателей; поступления от продажи продукции полученной по бартеру, и т. п.; а оттоки составляют платежи по счетам поставщиков и подрядчиков; выплата зарплаты; отчисления в бюджет и внебюджетные фонды; уплата процентов по кредиту; отчисления на социальную сферу.
Для инвестиционной деятельности притоками денежных средств являются продажа основных средств и нематериальных активов; дивиденды, проценты от долгосрочных финансовых вложений; возврат инвестиций, а от-токами — приобретение основных средств, нематериальных активов; капитальные вложения (прямые инвестиции в строительство), долгосрочные финансовые вложения.
Для финансовой деятельности притоки образуются от поступлений средств от краткосрочных  кредитов и займов; долгосрочных кредитов и займов; поступлений от эмиссии акций; целевого финансирования. Оттоки образуются за счет возвратов краткосрочных кредитов и погашения займов по ним; возвратов долгосрочных кредитов и погашения займов по ним; выплаты дивидендов; погашения векселей.
Бизнес в любой  сфере деятельности начинается с  определенной суммы денежной наличности, за счет которой приобретается необходимое  количество ресурсов, организуется процесс  производства и сбыт продукции. Капитал  в процессе своего движения проходит последовательно три стадии кругооборота: заготовительную, производственную и  сбытовую (рис. 4). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 4. Стадии кругооборота капитала
На первой стадии предприятие приобретает необходимые  ему основные фонды, производственные запасы, на второй — часть средств в форме запасов поступает в производство, а часть используется для оплаты труда работников, выплату налогов, платежей по социальному страхованию и другие расходы. Заканчивается эта стадия выпуском готовой продукции. На третьей стадии готовая продукция реализуется и на счет предприятия поступают денежные средства, причем, как правило, больше первоначальной суммы на величину полученной прибыли.
Следовательно, чем быстрее капитал сделает  кругооборот, тем больше предприятие  получит и реализует продукции  при одной и той же сумме  капитала за определенный период времени. Задержка движения средств на любой стадии ведет к замедлению оборачиваемости капитала, требует дополнительного вложения денежных средств и может вызвать значительное ухудшение финансового состояния предприятия.
Эффективность использования денежного капитала характеризуется его доходностью (рентабельностью) — отношением суммы  прибыли к среднегодовой сумме  оборотного капитала.
Для характеристики интенсивности использования денежных средств рассчитывается коэффициент  его оборачиваемости (отношением выручки  от реализации продукции, работ и  услуг к среднегодовой сумме  денежных средств).
Оборачиваемость капитала тесно связана с его  рентабельностью и служит одним  из важнейших показателей, характеризующих  интенсивность использования средств предприятия и его деловую активность, поэтому в процессе анализа необходимо изучить показатели оборачиваемости капитала и установить, на каких стадиях кругооборота произошло замедление или ускорение движения денежных средств.
2. ФИНАНСОВОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 
 

2.1. Организационно-экономическая  характеристика предприятия 
Полное наименование на русском языке: Общество с ограниченной
ответственностью  «Плёс»;
Сокращенное наименование: ООО «Плёс».
Местонахождение Общества: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Машиностроителей, дом 16-А.
Директор: Вячеслав Николаевич Воронцов
Вид деятельности: торгово-закупочная (профиль — розничная  торговля бытовой химией).
Общество зарегистрировано Государственной регистрационной  палатой при Министерстве юстиции  Республики Марий Эл 9 июля 1997 г. № 1154.
ООО «Плёс» является хозяйственным обществом, уставный капитал которого разделен на доли, определенные утвержденным уставом.
Устав Общества приведен в соответствие с Федеральным  законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». В своей деятельности Общество руководствуется действующим  законодательством, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным  законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», Уставом и Учредительным договором.
ООО «Плёс» является самостоятельным хозяйствующим  субъектом, созданным для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения  прибыли. Общество создается для  производства продукции, выполнение работ  и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения  прибыли.
ООО «Плёс» осуществляет следующие виды деятельности:
- оптово-розничная торговля промышленными товарами;
- предоставление складских и связанных с ними услуг;
- рекламно-издательская;
- транспортно-экспедиторская;
- организация различных магазинов в соответствии с действующим
законодательством;
- маркетинговая деятельность;
- иные виды деятельности, не запрещенные законодательством.
ООО «Плёс» осуществляет виды деятельности, подлежащие лицензированию или требующие специального разрешения только после получения соответствующей лицензии или разрешения, выданных компетентными органами в установленном порядке.
Общество несет  ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом. Имущество ООО «Плёс» состоит из основных и оборотных средств, а также иных ценностей, стоимость которых отражается на самостоятельном балансе Общества. Источниками формирования имущества Общества являются:
- денежные и материальные взносы участников;
- доходы от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов хозяйственной деятельности;
- кредиты банков и иных кредиторов.
Общество вправе ежеквартально, раз в полгода  или раз в год принимать  решение о распределении своей  чистой прибыли между участниками  Общества. Из выручки от реализации продукции, работ и услуг и  иных поступлений возмещаются материальные и приравненные к ним затраты, расходы на оплату труда, вносятся налоги и иные предусмотренные законодательством  платежи, плата за природные ресурсы, уплачиваются проценты по кредитам.
Оставшаяся прибыль  распределяется следующим образом: отчисления в пользу Участников пропорционально  размеру вклада в уставный капитал; отчисления в резервный фонд; другие, предусмотренные законодательством, отчисления. Общество самостоятельно образует резервный фонд в размере  не менее 15% уставного капитала. Резервный  фонд формируется за счет ежегодных  отчислений не менее 5% от чистой прибыли  Общества до достижения фондом его  размера.
Органами управления ООО «Плёс» являются: Общее собрание участников; директор. В 2002 году директору ООО «Плёс» В. Воронцову было присуждено звание «Предприниматель года» по итогам городского конкурса.
Производственные  площади ООО «Плёс»: офис — 1; магазины — 5; склады — 4; автохозяйство — 1; объектов социальной инфраструктуры, филиалов нет.
Свою основную деятельность предприятие осуществляет через сеть магазинов. Так, Обществом  организована торговля в 5 магазинах  г. Йошкар-Ола, два из которых —  организованы по принципу супермаркетов. Магазины оснащены новейшим оборудованием, в них работает высококвалифицированный персонал. Помещения под офис и один из магазинов фирма берет в аренду. Договора аренды перезаключаются каждый год. Остальные помещения принадлежат фирме. Один из складов расположен в промышленной части города, по адресу: ул. Чихайдарово, 17, блок 3. Остальные находятся при магазинах. Кроме того, часть площадей сдается в аренду другим фирмам в качестве торговой и складской площади.
Также предприятие  осуществляет оптовые поставки промышленных и других товаров на основании  заключенных договоров с предприятиями, другими фирмами, частными предпринимателями.
Фирма имеет  собственный отдел маркетинга, во многом успешная деятельность фирмы  определяется участием в ее работе маркетологов. Отдел сбыта и реализации не может обойтись без их целенаправленной работы, организации подходов к организации  реализации товаров, действий на рынке  сбыта.
Основные задачи, поставленные перед отделом маркетинга, следующие:
1. Проведение  всего комплекса рыночных исследований, связанных с рынком, товаром и  потребителями.
2. Участие в  работе по выработке предложений  по объемам и ассортименту  закупок продукции с учетом  результатов маркетинговых исследований.
3. Организация  рекламной деятельности, а также  разработка комплекса мероприятий  по формированию и поддержанию  связей с общественностью, обеспечивающих  как необходимую доходность и  прибыльность деятельности предприятия,  так и поддержание его имиджа.
4. Постоянный  анализ и оценка эффективности  службы реализации и маркетинговой  службы и соответственное их  развитие.
5. Поддержание  политики предприятия в области  маркетинга и сбыта.
Виды деятельности, закрепленные за службой маркетинга:
- маркетинговые исследования, анализ и планирование маркетинговой деятельности;
- организация продвижения товаров (реклама и стимулирование сбыта).
В области маркетинговых  исследований, анализа и планирования маркетинговой деятельности:
- изучение перспектив развития имеющихся рынков сбыта, а также выявление потенциальных рынков;
- разработка и представление руководству прогнозов по конъюнктуре и ёмкости рынков сбыта;
- изучение и систематизация сведений о конкурентах и сопоставление возможностей собственного предприятия с данными об основных конкурентах;
- подготовка предложений и рекомендаций к плану закупок по номенклатуре и качеству, исходя из результатов изучения конъюнктуры рынка и спроса на конкретные виды продукции;
- разработка и представление руководству и специалистам предложений по удовлетворению требований новых сегментов рынков сбыта;
- составление отчётности по проведенным маркетинговым исследованиям.
В области организации  продвижения товаров:
- определение объектов рекламы и сегментов рынка, на которых необходимо рекламировать продукцию;
- осуществление прямой почтовой и e-mail рекламы (плановых и разовых рассылок писем, бандеролей, посылок с информационными материалами);
- организация участия предприятия во всероссийских и региональных отраслевых выставках, ярмарках, вы-ставках-продажах;
- подготовка необходимых документов и материалов;
- работа на выставках;
- оснащение представителей фирмы, направляющихся в командировки, на выставки, ярмарки, выставки-продажи рекламными проспектами и другой рекламной продукцией.
Ассортимент товаров  ООО «Плёс» очень велик, поскольку  товары бытовой химии и хозтовары пользуются большим спросом у населения:
- стиральные порошки, отбеливатели, кондиционеры для белья;
- шампуни, мыло, зубные пасты и щетки;
- чистящие средства для всего дома;
- косметические товары по уходу за кожей;
- электролампочки, товары из пластмассы, и другие хозтовары.
Специальный отдел  разрабатывает план по ассортименту представленной продукции, поэтому  в продаже имеется более 1000 наименований предлагаемых товаров — товаров  повседневного спроса, бытового назначения.
Все товары, которые  продаются через магазины фирмы, — в основном отечественного производства, либо произведены совместными предприятиями, а также по зарубежным лицензиям  и технологиям.
Фирма строго следит за соблюдением правил торговли. На все товары имеются сертификаты  качества, указаны сроки годности, правила эксплуатации, прилагаются инструкции по применению.
Ассортимент товаров  постоянно обновляется и расширяется, поскольку постоянно появляются новые товары, или новые модификации  уже известных товаров. Кроме  того, потребительский спрос на товары бытовой химии и хозтовары постоянно растет. За годы своего существования ООО «Плёс» увеличило объемы продаж в 7 раз.
Ценовая политика предприятия имеет своей целью  получение максимальной прибыли  путем увеличения сбыта товаров, расширение сегмента рынка. Поэтому  цены на ходовые товары бытовой химии  устанавливаются на уровне мелкооптовых, т. е. несколько ниже, чем у конкурентов.
Кроме того, на менее  ходовые товары устанавливаются  скидки, действующие в течение определенного периода. Цены на мелкооптовые партии со склада устанавливаются несколько ниже среднерыночных, в целом они равны соответствующим оптовым ценам. Из полученной прибыли на счетах фирмы создается определенный резервный запас прибыли, чтобы при необходимости реализовать тактику ценовой дискриминации в конкурентной борьбе за сохранение своей доли рынка.
В настоящее  время интересы потребителя на рынке  смещаются в сторону более  дорогих, но качественных товаров бытовой  химии и хозтоваров, произведенных по передовым технологиям, обеспечивающих тот эффект, на который рассчитывает потребитель. Однако не меньшим спросом пользуются и дешевые товары: мыло, шампуни, зубные пасты.
Целевой рынок  разделены на два сегмента в соответствии с уровнем доходности населения (выше среднего и ниже среднего уровня доходов) и ценами на товары (дешевая  отечественная и дорогая отечественная  продукция). Доля рынка — 8-10%.
Существует стабильно  высокая рентабельность вложения капиталов  и, поскольку данный товар пользуется постоянным, устойчивым спросом, это  привлекает в данную отрасль многих конкурентов. Среди них выделяются фирмы «Фея», «Плес», «Орион», «Стимул», «Астра-Плюс» и др. В основном ассортимент товаров у всех конкурентов сходен, все они являются основными конкурентами. Однако практически все эти фирмы продают исключительно товары бытовой химии, в то время как ООО «Плёс» занимается также продажей хозяйственных товаров.
2.2. Финансовая  устойчивость и платежеспособность  предприятия
Оценка финансового  состояния организации будет  неполной без анализа финансовой устойчивости. Она определяется степенью обеспечения запасов и затрат собственными и заёмными источниками  их формирования, соотношением объёмов  собственных и заёмных средств  и характеризуется системой абсолютных и относительных показателей. Устойчивость служит залогом выживаемости и основой  стабильности положения предприятия, но также может способствовать ухудшению  финансового состояния под влиянием внешних и внутренних факторов. Финансовая устойчивость является отражением стабильного  превышения доходов над расходами, обеспечивает свободное маневрирование денежными средствами предприятия и путём эффективного их использования способствует бесперебойному процессу производства и реализации продукции.
Финансовая устойчивость — это способность организации  развиваться, наращивать капитал (выручку  от продаж, прибыль), поддерживая баланс актива и пассива таким образом, чтобы это обеспечивало финансовую независимость, ликвидность, а также  обеспеченность запасов собственными источниками финансирования.
Степень обеспеченности запасов и затрат источниками  их формирования позволяет выделить 4 типа финансовой устойчивости, представленные в табл. 1.
Таблица 1
Типы финансовой устойчивости
Типы финансовой устойчивости Трехмерный показатель Используемые источники покрытия затрат Краткая характеристика
1. Абсолютная  финансовой устойчивость S = (1,1,1) Собственные оборотные средства Высокая платежеспособность пред-приятия, не зависит от кредиторов
2. Нормальная финансовой устойчивость S = (0,1,1) Собственные оборотные средства, долго-срочные кредиты Нормальная платежеспособность, эффективное использование заемных средств, высокая доходность производственной деятельности
3. Неустойчивое  финансовое состояние S = (0,0,1) Собственные оборотные средства, долго-срочные и кратко-срочные кредиты и займы Нарушение платежеспособности, необходимость привлечения дополнительных источников, возможность улучшения ситуации
4.Кризисное финансовое состояние S = (0,0,0) - Неплатежеспособность предприятия, грань банкротства, кризисное состояние 

При определении  типа финансовой устойчивости используют трёхмерный показатель:
  где
x1 – излишек  или недостаток собственных оборотных  средств;
x2 – излишек  или недостаток собственных оборотных  средств и долгосрочных заёмных  средств;
x3 – излишек  или недостаток общей величины  основных источников формирования  запасов и затрат.
Функция S(x) определяется условиями:
 
Анализируя соответствие или несоответствие средств для формирования запасов и затрат, определяют абсолютные показатели финансовой устойчивости (табл. 2).
Таблица 2
Оценка финансовой устойчивости предприятия
Показатели   2007 г.   2008 г.   2009 г.
1.Источники  собственных средств (490+640), тыс.  руб.  263 009 289 350 294 531
2.Основные средства и прочие внеоборотные активы(190) , тыс. руб.  158 462 183 236 244 628
3.Наличие собственных  оборотных средств (п.1 – п.2) , тыс.  руб.  104 547 106 114 49 903
4.Долгосрочные  кредиты и займы (590) , тыс. руб.   9 366 15 360 44 604
5.Наличие собственных  и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (п.3 +п.4) , тыс. руб.  113 913 121 474 94 507
6.Краткосрочные  кредиты и займы (610) , тыс. руб.   20 135 23 952 50 746
7.Общая величина  основных источников формирования  запасов и затрат (п.5 + п.6) , тыс.  руб.  134 048 145 426 145 253
8.Общая величина  запасов и затрат (210) , тыс. руб.   155 410 183 861 204 091
9.Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств (п.3 – п.8) , тыс. руб.  -50863 -77747 -154188
10. Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (п.5 – п.8) , тыс. руб.  -41497 -62387 -109584
11. Излишек (+) или недостаток (-) об-щей величины основных источников формирования запасов и затрат (п.7 – п.8) , тыс. руб.  -21362 -38435 -58838
12. Трехмерный показатель типа финансовой устойчивости S = (п.9; п.10; п.11)  (0;0;0) (0;0;0) (0;0;0) 

Основываясь на данных таблицы, можно сделать вывод, что предприятие находится в  кризисном финансовом состоянии. В  данной ситуации наблюдается наличие  просроченной кредиторской задолженности  и неспособность погасить её в  срок. Денежные средства, краткосрочные  ценные бумаги и дебиторская задолженность  не покрывают даже кредиторской задолженности. Собственного капитала и долго- и  краткосрочных кредитов и займов не хватает для финансирования материальных оборотных средств, образующихся в  результате замедления погашения кредиторской задолженности.
Для анализа  финансовой устойчивости необходимо провести расчет ряда показателей:
Коэффициент автономии (финансовой независимости) — показывает удельный вес собственных средств  в общей сумме источников финансирования, характеризует независимость от заемных средств.
Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными источниками — показывает, какая часть оборотных активов финансируется за счет собственных источников.
Коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками  финансирования — показывает, какая  часть запасов финансируется  за счет собственных источников предприятия.
Коэффициент маневренности  — характеризует способность  предприятия поддерживать уровень  собственного оборотного капитала и  пополнить оборотные средства за счет собственных источников.
Коэффициент финансирования — показывает, какая часть деятельности предприятия финансируется за счет заемных средств.
Коэффициент капитализации (финансовой активности, плечо финансового  рычага) — показывает, сколько заемных  средств предприятие привлекло на 1 рубль вложенных в активы собственных средств и характеризует соотношение собственного капитала предприятия и заемного капитала.
Коэффициент финансовой устойчивости — показывает отношение  собственного и долгосрочного заёмного капитала к общей валюте баланса.
 Таблица 3
Показатели финансовой устойчивости предприятия
Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. Абсолютное отклонение, тыс. руб.
2009 к 2007 

1. Коэффициент  автономии 0,79 0,75 0,34 -0,45
2. Коэффициент  обеспеченности оборотных активов собств. источниками 0,60 0,53 0,22 -0,38
3. Коэффициент  обеспеченности запасов собственными  источниками 0,66 0,58 0,24 -0,42
4. Коэффициент  маневренности 0,40 0,37 0,17 -0,23
5. Коэффициент  финансирования 3,82 3,02 0,51 -3,30
6. Коэффициент  капитализации 0,26 0,33 1,96 1,69
7. Коэффициент  финансовой устойчивости 0,79 0,75 0,63 -0,16 

Как видно из табл. 3, коэффициент автономии к  концу 2009 года по сравнению с 2008 годом  изменился и составил 0,34. Рекомендуемое значение данного коэффициента от 0,4 до 0,6. На данный момент предприятие не достигло оптимального уровня значения данного показателя. Этот коэффициент показывает перспективы изменения финансового положения в ближайший период. Снижение коэффициента отражает тенденцию к росту зависимости организации от заемных источников финансирования.
Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными источниками в 2009 году составил 0,22.
Коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками  финансирования - показывает, какая  часть запасов финансируется  за счет собственных источников предприятия. В 2009 году он составил 0,24. Данный показатель подтверждает наличие собственного оборотного капитала, т.е. это говорит о том, что собственный оборотный капитал может покрыть часть материальных запасов.
Коэффициент маневренности  характеризует способность предприятия  поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять  оборотные средства за счет собственных  источников, т.е. показывает, какая часть  собственных средств вложена в наиболее мобильные активы. Чем выше доля этих средств, тем больше у предприятия возможности маневрирования своими средствами. В нашем случае коэффициент маневренности в 2009 году составил 0,17. Положительное значение коэффициента маневренности свидетельствует о том, что уровень собственных оборотных средств организация поддерживает за счёт внутренних источников.
Коэффициент финансирования показывает, какая часть деятельности предприятия финансируется за счет собственных средств. Оптимальное значение данного коэффициента равно 1,5. Из вышеизложенных расчетов следует, что значение данного показателя на предприятии в 2009 году составляло 0,51.
Коэффициент капитализации  — это плечо финансового рычага. Показывает, сколько заемных средств предприятие привлекло на 1 руб. вложенных в активы собственных средств. Чем выше значение коэффициента, тем больше задолженность предприятия и ниже оценка уровня долгосрочной платежеспособности. (Нормативное значение Кк<1,5). Значение данного показателя в 2009 году составило 1,96. Данный показатель имеет тенденцию к росту.
Коэффициент финансовой устойчивости показывает, какая часть  актива финансируется за счет устойчивых (долгосрочных) источников (пассивов). На данном предприятии значение показателя в 2009 году составило 0,63.
Одним из показателей, характеризующих финансовое положение  предприятия, является платежеспособность, т.е. возможность своевременно погашать свои платежные обязательства наличными  денежными ресурсами.
Анализ ликвидности  осуществляется в целях оценки платежеспособности организации.
Платежеспособность  предприятия означает возможность  погашения им в срок и полном объеме своих долговых обязательств.
В ходе анализа  платежеспособности проводятся расчеты  по определению ликвидности активов  предприятия и ликвидности его  баланса.
Ликвидность активов  — это величина, обратная времени, необходимому для превращения их в денежные средства. Ликвидность  баланса выражается в степени  покрытия обязательств, предприятия  его активами, срок превращения которых  в денежные средства соответствует  сроку погашения обязательств. Ликвидность  баланса достигается установлением  равенства между обязательствами  предприятия и его активами. Анализ ликвидности баланса заключается  в сопоставлении средств по активу с обязательствами по пассиву.
При этом активы должны быть сгруппированы по степени  их ликвидности и группы расположены  в порядке ее убывания, а обязательства  – по срокам их погашения, расположенные  в порядке возрастания сроков уплаты.
Активы предприятия  в зависимости от скорости превращения  их в денежные средства делятся на 4 группы:
1) Наиболее ликвидные  активы А1 — денежные средства и краткосрочные финансовые вложения. Используя коды строк полной формы баланса (Ф№1), можно записать алгоритм расчета: А1= стр.250+стр.260 (Ф№1);
2) Быстро реализуемые  активы: А2= стр.240+стр.270 (Ф№1);
3) Медленно реализуемые  активы: А3= стр.210 + стр.220 (Ф№1);
4) Трудно реализуемые  активы: А4= стр.190 + стр.230 (Ф№1).
Группировка пассивов предприятия в зависимости от сроков их погашения:
1) Наиболее срочные:  П1= стр. 620 (Ф№1);
2) Краткосрочные  пассивы: П2= стр.610 + стр.630 + стр.660 (Ф№1);
3) Долгосрочные  пассивы: П3= стр.590 + стр.640 + стр.650 (Ф№1);
4) Постоянные  пассивы: П4=стр.490 (Ф№1).
По данным таблицы 4 можно определить ликвидность баланса. Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеет место соотношение:
А1  П1, А2   П2, А3  П3, А4 П4.
Если выполняются  первые три неравенства в данной системе, то это влечет выполнение и четвертого неравенства, поэтому важно сопоставить итоги первых трех групп по активу и пассиву. Выполнение четвертого неравенства свидетельствует о соблюдении одного из условий финансовой устойчивости — наличия у предприятия оборотных средств.
В случае, когда  одно или несколько неравенств системы  имеют знак, противоположный зафиксированному в оптимальном варианте, ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной. При этом недостаток средств по одной группе активов компенсируется их избытком по другой группе в стоимостной оценке, в реальной же ситуации менее ликвидные активы не могут заместить более ликвидные.
Анализ ликвидности  баланса представлен в табл. 4.
Таблица 4
Анализ ликвидности  баланса, тыс. руб.
Актив Знак на начало года. Знак на конец года Пассив
Показатели Начало года Конец года   Начало года Конец года Показатели
2007 

1. Наиболее лик-видные  активы (А1) 1139 3473  

56175 39419 1. Наиболее срочные обязательства (П1)
2.Быстрореализуемые  активы (А2) 14411 11524  

28092 20135 2.Краткосрочные пассивы (П2)
3. Медленно реализуемые активы (А3) 121025 158475 
      10837 9366 3.Долгосрочные пассивы (П3)
4. Трудно реализуемые активы (А4) 138779 158462  

180250 263014 4. Постоянные пассивы (П4)
Итого А 275354 331934   275354 331934 Итого П
2008
1. Наиболее лик-видные  активы (А1) 3473 4878  

39419 56391 1. Наиболее срочные обязательства (П1)
2.Быстрореализуемые  активы (А2) 11524 13032  

20135 23952 2.Краткосрочные пассивы (П2)
3. Медленно реализуемые активы (А3) 158475 183912 
      9366 15365 3.Долгосрочные пассивы (П3)
4. Трудно реализуемые активы (А4) 158462 183236  

263014 289350 4. Постоянные пассивы (П4)
Итого А 331934 385058   331934 385058 Итого П
2009
1. Наиболее лик-видные  активы (А1) 4878 3909  

56391 79070 1. Наиболее срочные обязательства (П1)
2.Быстрореализуемые  активы (А2) 13032 13540  

23952 50746 2.Краткосрочные пассивы (П2)
3. Медленно реализуемые активы (А3) 183912 206879 
      15365 44609 3.Долгосрочные пассивы (П3)
4. Трудно реализуемые активы (А4) 183236 244628  

289350 294531 4. Постоянные пассивы (П4)
Итого А 385058 468956   385058 468956 Итого П 

Результаты расчётов по данным анализируемой организации  показывает, что в этой организации  сопоставление итогов групп по активу и пассиву за 2009 г. имеет следующий  вид:
А1 < П1; А2 < П2; А3 > П3; А4 < П4
Исходя из этого, можно охарактеризовать ликвидность  баланса как недостаточную. Наблюдается  платёжный недостаток быстро реализуемых  активов для покрытия краткосрочных  пассивов, недостаток наиболее ликвидных  активов для покрытия наиболее срочных  обязательств к концу 2009 г.
Проводимый по изложенной схеме анализ ликвидности  баланса является приблизительным. Более детальным является анализ платёжеспособности при помощи финансовых коэффициентов.
Выделяют следующие  показатели:
1) Общий показатель  платёжеспособности:
Ко.п.= (А1+0,5А2+0,3А3)/(П1+0,5П2+0,3П3)
2) Коэффициент  абсолютной ликвидности — показывает, какую часть краткосрочной задолженности  предприятие может погасить в  ближайшее время. Характеризует  платежеспособность предприятия  на дату составления баланса.
Ка.л.=А1/(П1+П2)
Рекомендуемое значение: Ка.л. ? 0,2 - 0,5. Низкое значение указывает на снижение платёжеспособности предприятия.
3) Коэффициент  критической ликвидности («промежуточной  оценки») — показывает, какая  часть краткосрочных обязательств  организации может быть немедленно  погашена за счет средств на  различных счетах, в краткосрочных  ценных бумагах, а также поступлений  по расчетам с дебиторами.
Кк.л.=(А1+А2)/(П1+П2)
Рекомендуемое значение: Кк.л. ? 1.
4) Коэффициент  текущей ликвидности — показывает, какую часть текущих обязательств  по кредитам и расчетам можно  погасить, мобилизовав все оборотные  средства. Уровень коэффициента  зависит от отрасли производства, длительности производственного  цикла, структуры запасов и  затрат и ряда других факторов. Коэффициент текущей ликвидности  характеризует ожидаемую платежеспособность  предприятия на период, равный  средней продолжительности одного  оборота всех оборотных средств.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.