На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Коммуникативные технологии социального работника

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание
 

     ВВЕДЕНИЕ

 
     Актуальность  исследования. В условиях социально-экономических, политических процессов, происходящих в России, обострились социальные проблемы населения: усилилась социальная и имущественная дифференциация, увеличилось число безработных и маргинальных групп. Следствие этих процессов – рост социальной напряженности в целом по стране и по отдельным её регионам. Потребность общества в решении актуальных проблем населения вызвала необходимость подготовки высоко квалифицированных кадров для социальной сферы – специалистов по социальной работе.
     Степень научной разработанности. Научные исследования и изыскания в рамках темы становления и развития профессионализма работников социальной сферы проводились рядом отечественных авторов: А.Л.Асмолов, С.А.Беличева, Б.Н.Боденко, В.Г.Бочарова, Б.З.Вульф, С.И.Григорьев, Л.Д.Гуслякова, Н.С.Данекин, Т.Е.Дементьева, И.А.Зимняя, И.И.Лавренко, А.В.Мудрик, П.Д.Павленок, А.М.Панов, В.А.Сластенин, Л.В.Топчий, Г.Н.Филонов, Е.И.Холостова, Б.Ю.Шапиро, Н.Б.Шмелева, В.Н.Ярская и другие.
     Наряду с этим проблема подготовки специалиста по социальной работе в контексте его профессионально-личностного становления и развития до настоящего времени не является достаточно разработанной.
     Среди зарубежных авторов, внесших свой вклад  в исследование проблемы профессионализма работников социальной сферы, следует назвать такие имена, как Ш.Рамон, М.Доэл, С.Шардлоу, Ф.Парслоу и другие.
     Обобщая вышесказанное, профессионализм выражается, прежде всего, во владении знаниями, навыками и умениями, необходимыми в деятельности специалиста по социальной работе, в способности грамотно применять их на практике, учитывая особенности сложившейся социальной ситуации, в способности предвидеть результаты своих действий и адекватно оценивать их.
     Качественным  показателем успешности выполнения своих профессиональных функций социальным работником будет выступать стабильность, результативность его деятельности.
     Объект - профессионально-коммуникативные технологии.
     Предмет – специфика использования коммуникативных технологий в практике социальных работников.
     Цель  курсовой работы – определить особенности  использования коммуникативных  технологий социальным работником.
     Задачи:
        Изучить теоретические  основы исследования коммуникативных технологий в процессе профессиональной деятельности социальных работников;
        Рассмотреть социальную работу как коммуникативную профессию;
        Выявить роль социально - личностных качеств в профессионально-коммуникативной деятельности социального работника;
        Изучить профессиональное общение как средство деятельности социального работника;
        Проанализировать практическое исследование коммуникативных технологий будущих социальных работников.
     Гипотеза  исследования процесс общения в деятельности социального работника становится более эффективным, если при подготовке социальных работников будет регулярно проводиться оценка конкретных умений, на основе которых будут применяться средства развития коммуникативных умений.
     Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав с подзаголовками, заключения и списка используемой литературы.
 

     1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

     1.1 Социальная работа как специфический вид профессиональной деятельности

     В 1991 году впервые в России в квалификационный справочник была включена профессия «социальный работник». Это способствовало созданию и функционированию различных учебных заведений, специальных учреждений, факультетов по профессиональной подготовке кадров, специалистов социальной сферы. Прошло время и во всех уголках нашей страны, стали появляться дипломированные специалисты социальной работы. В настоящее время социальная работа является частью большого механизма, позволяющего создать стабильность государства.1
     В период бурного развития социальной работы вопрос профессионализма постоянно затрагивается в печати. Правительство, пресса и общественность в целом пристально следит за деятельностью специалистов по социальной работе. Пристальное внимание общества к социальной работе входит в число факторов, заставляющих специалистов постоянно работать над повышением своей квалификации, часто обсуждать этические проблемы своей профессии. А также предъявлять значительные требования к профессиональной компетентности специалиста и к его личностным, профессионально значимым качествам, понимаемым как обобщённые характеристики личности, необходимые социальному работнику для успешной деятельности.
     Перечень  качеств, черт, свойств, особенностей, которые должны быть присущи социальному  работнику, достаточно велик. Это, прежде всего, соответствие гуманистического потенциала личности данному роду деятельности, высокий уровень знаний, профессиональная честность, компетентность не только в конкретной области работы, но и тесно связанных с ней сферах, умение устанавливать адекватные межличностные и конвенциональные отношения в различных ситуациях общения и т. д.
     Необходимы  также:2
    определённые социально – психологические особенности личности: такие свойства, как интеллектуальные, эмоциональные, волевые, организаторские качества, направленные на создание эффекта личного обаяния.
    психическое здоровье социального работника.
    набор таких личностных качеств, как ответственность, принципиальность, наблюдательность, коммуникабельность, корректность, интуиция, личная адекватность по самооценке и оценке других, мобильность, терпимость, оптимистичность и т.д.
     Кроме того, специалист по социальной работе должен уметь просто, грамотно, говорить и писать, обучать других, внимательно  и дружелюбно реагировать на эмоциональные  и кризисные ситуации, служить образцом в профессиональных отношениях, объяснять сложные психосоциальные явления, эффективно организовать свою работу, обеспечивать связь с различными организациями, вызывать доверие у клиента и т.п.
     Сегодня в социальной сфере работает очень  много профессионалов, которые обладают многими выше перечисленными качествами. Они по истине обладают мастерством порой творить чудеса, но ненужно забывать, не всё в их силах. Эффективность социальной работы зависит также от ряда обязательств государства перед гражданином, проживающим в нём.
     Предусмотрены различные выплаты льгот, компенсаций, разнообразные виды социальных услуг, пенсий. Ежегодно создаются программы  по решению наиболее острых социальных проблем.
     Но  для того, чтобы законы действовали, а программы были притворены в жизнь, нужно триединство:3
    уважение к закону;
    уважение к нему со стороны властных структур;
    уважение к нормам морали и нравственности, которые становятся внутренним ограничителем для каждого члена общества.
     Если  хотя бы в одном из этих принципов ощущается сбой, закон теряет силу, если не работают все три, он перестаёт действовать, и тогда социальный работник остаётся один на один с клиентом и его проблемами. И вновь, и вновь, ему приходится доказывать свой профессионализм, работать, совершенствоваться, повышать престиж профессии.
     Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе вытекает из его основных функций:
     - диагностическая изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит «социальный диагноз»;
     - прогностическая прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе, и вырабатывает определенные модели социального поведения;
     - правозащитная использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержку населения, его защиту;
     - организационная способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению;4
     - предупредительно-профилактическая приводит в действие различные механизмы (юридические, психологические, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;
     - социально-медицинская организует работу по профилактике заболеваний, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.;
     - социально-педагогическая выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности (культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества) и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т.д.;
     - психологическая консультирует по вопросам межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;
     - социально-бытовая способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.д.) в улучшении их быта, жилищных условий;
      - коммуникативная устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, разрабатывает единую стратегию взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
     Социальные  работники при исполнении своих  профессиональных функций заняты разными  видами деятельности. Их работа характеризуется  тремя подходами при решении  проблемы:
     - воспитательный подход - выступает в роли учителя, консультанта, эксперта; социальный работник в таких случаях дает советы, обучает умениям, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры как метод обучения;
     - фасилитативный подход - играет роль помощника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать трудно самой; деятельность социального работника при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривание и нацеливание на мобилизацию внутренних ресурсов;5
     - адвокативный подход - применяется тогда, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени; такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений.
     Социальный  работник играет активную роль в структурировании, программировании и координации  действий различных систем социальной помощи населению. Он также оказывает большое влияние на личность или группу людей. Осуществление влияния является основой интерактивной деятельности социального работника. В широком смысле слова термин «влияние» можно объяснить как процесс создания условий для развития личности или системы. В практике социальной работы это означает обеспечение эффективности продвижения к намеченной цели при помощи соответствующих методов.
     Влияние есть не что иное, как двусторонний процесс взаимодействия, который может быть успешным при наличии, с одной стороны, способности социального работника оказывать эффективное воздействие на сознание клиента, а с другой стороны, при наличии у клиента способности правильно и благосклонно воспринимать направленное на него воздействие, а также сам факт оказания на него воздействия со стороны. Этот процесс всегда двусторонний и потому, что на человека оказывают влияние не только слова социального работника, его убеждения, но и его личностные качества, а также отношение клиента к нему как субъекту воздействия. Еще и потому этот процесс двусторонний, что в процессе воздействия на клиента социальный работник неизбежно испытывает на себе его воздействие: его отношение к сказанному и его отношение к личности социального работника.
     Знания  и опыт, приобретенные социальным работником в процессе учебы и  жизненной практики, являются наиболее фундаментальной основой его  способности оказывать свое влияние  на других людей, хотя сами эти способности  могут варьировать в зависимости от личного опыта, личных интересов, талантов. Знания и опыт применяются прежде всего в межличностных отношениях.
     В этой сфере большое значение имеют  такие умения и навыки, как интервьюирование, оказание поддержки, способность к  лидерству, установление обратной связи, посредничество, которые нацелены на достижение перемен в поведении и отношениях друг к другу. Другая сфера применения знаний и умений социального работника — дифференцированный подход к клиентам. Здесь необходимо знание потребностей и интересов человека на различных этапах жизненного пути, кризисных состояний, последствий физических и психических недомоганий. Еще одна сфера применения знаний и умений социального работника — управление деятельностью социальных служб, подбор кадров для них и применение необходимых технологий. Узаконенные полномочия. Должность социального работника и его легитимные полномочия повышают его авторитет, особое уважение к нему со стороны клиентов.
     Статус  и репутация. Статус социального  работника является отражением того положения, которое он занимает в обществе. Репутация социального работника складывается в процессе взаимодействия его с окружающей средой. Чем больше людей общается с ним и убеждается в его глубоких знаниях, высокой компетентности, богатом жизненном опыте, в его благожелательности, внимательности к людям, честности и открытости, коммуникабельности и обязательности, тем выше его репутация. Если статус социального работника во многом зависит от политики государства, его правового положения, то репутация зависит, прежде всего, от него самого, от его личностных качеств и отношения к делу.6
     Харизматические данные и личная привлекательность. Некоторые социальные работники  привлекательны для окружающих благодаря  наличию у них обаяния и  даже харизматических особенностей. Такие специалисты располагают людей к себе, вдохновляют их, настраивают на активное участие в работе. В отличие от других характерных черт социального работника его личная привлекательность не зависит от занимаемого положения. Вместе с тем она может усиливать потенциальные возможности его положительного влияния на людей. Харизматические особенности как признаки исключительной и редкой одаренности человека талантами от природы способствуют выдвижению на более высокие позиции в сфере социальной работы, приобретению более высокого статуса в обществе.
     Владение  информацией. Восприятие людьми окружающего  мира, а также их поведение в  определенной степени зависит от уровня информированности. Поэтому  среди прочих требований к социальному  работнику одно из важных мест занимает его уровень информированности, который способствует расположению и доверительности к нему со стороны клиентов, выработки у них уверенности в том, что им будет оказана соответствующая помощь и поддержка. Итак, социальный работник должен:
     - иметь хорошую профессиональную подготовку, знания в различных областях психологии, педагогики, физиологии, экономики и организации производства, законодательства, информатики и математической статистики;
     - обладать достаточно высокой общей культурой, быть высокоэрудированным человеком, что предполагает наличие хороших знаний в области литературы, музыки, живописи и т.д.;
      - владеть информацией о современных политических, социальных и экономических процессах в обществе, иметь широкую осведомленность о различных социальных группах населения;7
     - обладать предвидением, т.е. предвидеть последствия своих действий, не попасть «на удочку клиента», твердо проводить в жизнь свою позицию;
     - обладать определенной социальной приспособляемостью (в связи с разнообразием контингента, нуждающегося в советах специалиста социальной сферы); ему необходимо умело контактировать с «трудными» подростками, сиротами, инвалидами, престарелыми, людьми, находящимися на реабилитации, и т.д.;
     - иметь профессиональный такт, способный вызвать симпатию и доверие у окружающих, соблюдать профессиональную тайну, деликатность во всех вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни человека;
     - обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим нагрузкам, избегать невротических отклонений в собственных оценках и действиях и, несмотря на возможные неудачи (реакции не по существу, отказы...) уметь добросовестно исполнять свой долг, оставаясь спокойным, доброжелательным и внимательным к подопечному; уметь принимать нужное решение в неожиданных ситуациях, четко формулировать свои мысли, грамотно и доходчиво их излагать.
     Социальный  работник должен поддерживать высокие  стандарты своего поведения. Он должен быть преданным своему делу, честным  и правдивым, не участвовать в  предательстве, мошенничестве, уловках или введении клиента в заблуждение. Социальный работник обязан четко отличать заявления и действия, сделанные им как частным лицом и как должностным. Социальный работник общего профиля — это не специалист по психотерапии, проводимой с индивидуумами или с семьями. Он не специалист по работе с группами, общинами. Тем не менее социальный работник часто должен консультировать индивидуумов и семьи, быть фасилитатором в группе, прослеживать, мобилизовывать и даже создавать соответствующие общественные ресурсы.
     Совет по образованию США разработал 10 критериев компетентности социального  работника общего профиля, который  должен уметь выполнять следующее:8
     1) идентифицировать и оценить ситуацию  в тех случаях, когда требуется  начать (или прекратить), усилить, восстановить, защитить отношения между людьми и социальными институтами;
     2) разработать план, основанный на  оценке проблемы и изучении  достигаемых целей и адекватных  выборов, и обеспечить его выполнение  с целью улучшения благосостояния  человека;
     3) развивать способности человека  в решении проблем, в преодолении  стрессов;
     4) связать людей с системами,  которые обеспечивают их (людей)  ресурсами, услугами и возможностями;
     5) эффективно защищать наиболее  дискриминируемых и уязвимых  членов сообществ;
     6) способствовать эффективному и  гуманному действию систем, обеспечивающих  людей услугами, ресурсами и возможностями;
     7) активно участвовать в создании  новых, модифицированных; или усовершенствованных  систем услуг, ресурсов и возможностей, которые являются более справедливыми, обоснованными и чувствительными к запросам потребителей услуг, и в устранении тех систем, которые не являются справедливыми;
     8) оценить эффективность проделанной  работы;
     9) постоянно совершенствоваться в  профессии, расширяя базу профессиональных знаний и соблюдая стандарты и этические нормы профессии;
     10) содействовать совершенствованию  службы.
     После того как социальный работник выслушал клиента, он не должен сразу пытаться разрешить ситуацию. Следовать первому  импульсу в решении проблемы для социального работника — значит только осложнить ситуацию.
     Процесс решения проблемы социальным работником включает:9
     1) сбор информации из всех относящихся  к делу источников,
     2) оценку информации,
     3) определение проблемы,
     4) планирование действий,
     5) составление подробного четкого  плана действий,
     6) осуществление плана действий,
     7) оценку результатов.
     Социальный  работник, имеющий дело с «поломанным» (по аналогии с автомобилем) человеком, должен иметь в виду, что процесс  сбора и оценки информации может быть неприятен клиенту. Поэтому данные нужно собирать в сензитивной манере, характерной для работы с людьми.
     Социальный  работник общего профиля должен быть включен в решение проблемы на всех уровнях — начиная от публичного просвещения до непосредственного выполнения действий, связанных с решением проблемы в качестве штатного сотрудника. Но, даже будучи штатным работником, профессионал должен постоянно участвовать в общественной работе, набирать и обучать добровольцев, привлекать денежные средства, просвещать общество о сути проблем.

     1.2 Роль социально - личностных качеств в профессионально-коммуникативной деятельности социального работника

 
     Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его  личностных качеств, его ценностными  ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует. Некоторые социальные работники чувствуют себя как рыба в воде в конфликтных ситуациях, другие — в ситуациях сотрудничества и взаимопомощи. Одни умело общаются со слишком говорливыми клиентами, другие успешно находят общий язык с замкнутыми и молчаливыми. Одни выдерживают агрессивное, враждебное отношение к себе, другие нет. Одни отзывчивы к детям, другие более сочувствуют людям пожилого возраста.10
     Поэтому роль личностных качеств социального работника, несомненно, велика в его профессиональной деятельности. Среди них можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.
     Личностные  качества социального работника  можно разделить на три группы. К первой группе относятся психофизиологические характеристики, от которых зависят  способности к данному виду деятельности. Ко второй — психологические качества, характеризующие социального работника как личность. К третьей группе — психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния.
     Качества  первой группы, которые отражают психические  процессы (восприятие, память, воображение, мышление), психические состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), внимание как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, индифферентность, настойчивость, последовательность, импульсивность) должны отвечать требованиям, предъявляемыми профессиональной деятельности социального работника.11 Некоторые из этих психологических требований являются основными, без них вообще невозможна качественная деятельность.
     Другие  играют, на первый взгляд, второстепенную роль. Если кто-то из социальных работников не отвечает психологическим требованиям, предъявляемым профессией, то отрицательные последствия такого несоответствия могут проявиться не так быстро, но при неблагоприятных условиях они практически неизбежны. Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в сложных ситуациях, когда требуется мобилизация всех личных ресурсов для решения сложной, чаще всего нестандартной задачи.
     В работе с людьми необходимы собранность  и внимательность, умение понять клиента, такие волевые качества, как терпение, самообладание и т.д. Без этих ведущих для данной профессии характеристик психики невозможна эффективная работа. Чем труднее для освоения профессия, чем более значима она в социальном отношении, тем крупнее должны быть блоки личностных свойств, принимаемых в качестве основы профессиональной пригодности. Когда же дело касается специалиста социальной сферы, то при подборе кадров следует оценивать целостный образ личности, в формировании которой существенную роль играет, с одной стороны, опыт работы с людьми, а с другой — установки и ценностные ориентации кандидата.
     Ко  второй группе качеств относятся  такие психологические качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также  стрессоустойчивые качества — физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.
     К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность (умение быстро устанавливать  контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); аттрактивность (внешняя привлекательность личности); красноречие (умение внушать и убеждать словом) и другие.12
     Социальный  работник профессионально помогает людям, поэтому он должен иметь навыки педагогической деятельности. Знания, умения и навыки социальной работы составляют фундамент педагогической культуры специалиста социальной сферы. К числу ее структурных элементов также относят психолого-педагогическую направленность личности, педагогические способности и мастерство, искусство делового общения и культуру служебного поведения.
     Педагогическая  культура социального работника. Предпосылкой для формирования педагогической культуры социального работника являются его педагогические способности. Их задатки считаются врожденными. Они проявляются в склонности человека работать с людьми, проявлять к ним интерес, терпение, выдержку и т.д. Но задатки еще не сами способности, а лишь анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе их развития. Как и всякие другие способности личности, они могут стать ее сформировавшимся качеством, если личность постоянно работает над ними.
     Педагогическая  способность предполагает такую  черту, как педагогическая наблюдательность. Она проявляется в умении дать характеристику объекту, выявить его сильные и слабые стороны, предположить реакцию клиента на оказываемое на него воздействие и т.д. Хорошо развитая педагогическая наблюдательность сильна в сочетании с даром педагогического предвидения. Точная диагностика состояния клиента — лишь изначальная сторона дела. Социальный работник должен видеть конечный результат, итоги предпринимаемых действий. Работая с человеком, он обязан предвидеть последствия своей деятельности и заранее прогнозировать их. Педагогическое предвидение помогает смоделировать этапы работы, учесть основные проблемы и возможные противоречия.13
     Педагогической  наблюдательностью и предвидением обычно обладают люди с развитым творческим воображением и гибким умом. Возникающие  в социальной работе ситуации, как правило, неповторимы и требуют каждый раз нового, своеобразного подхода к их разрешению. Педагогические способности раскрываются при условии, если социальный работник досконально знаком с технологией осуществляемого воздействия и обладает необходимыми для этого знаниями.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.