На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Недобросовестная конкуренция и ее формы

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 10.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Уральский Финансово-Юридический  Институт» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по  дисциплине: «Антимонопольное право»
на  тему: «Недобросовестная конкуренция и ее формы» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                Выполнил: студент группы ЮФСПЗ-2608
                                             Шутылева Яна Сергеевна
                                                                             
                                                                                Проверил: к.э.н., доцент
                                                  Пахнев Николай  Васильевич
 
 
 
 
 
 
 
 
Екатеринбург 2011
ПЛАН

Введение  ………………………………………………………………………... 3
1. Понятие и признаки недобросовестной конкуренции ……………………. 5
2. Формы (акты) недобросовестной конкуренции и их классификация ……. 7
Заключение  …………………………………………………………………….. 18
Список  использованной литературы………………………………………….. 19
 
 
 

Введение
 
 
    Актуальность  темы определяется тем, что важнейшим элементом, составляющим основу функционирования современной экономики и обеспечивающим поступательное развитие рыночных отношений, является конкуренция, понимаемая в широком смысле как процесс борьбы хозяйствующих субъектов, приводящий к изменению условий обращения тех либо иных продуктов труда в соответствующем сегменте рынка. Сам указанный процесс - явление, безусловно, прогрессивное, поскольку наличие соперничества участников рыночных отношений свидетельствует о развитии производства и стремлении производителей разного рода товаров, работ и услуг повышать качественные и иные параметры своей продукции. Однако соперничество или борьба, которую ведут между собой участники рынка в его однородных сегментах, могут приобретать не только дозволенные, но и недозволенные формы. Одной из недозволенных форм соперничества хозяйствующих субъектов на рынке является недобросовестная конкуренция, выступающая антиподом добросовестных с позиции действующего законодательства форм конкурентной борьбы.
    Устанавливая правила, обеспечивающие благоприятные условия для развития конкурентной среды, государство одновременно стремится свести к минимуму отрицательные последствия проявления недобросовестных конкурентных действий, вводя для этих целей в действующее законодательство признаки недобросовестной конкуренции и очерчивая круг запрещенных при занятии предпринимательством действий, подлежащих пресечению.
    Предметная  сфера общественных отношений, складывающихся в связи с пресечением недобросовестной конкуренции, считается одной из наиболее сложных как с точки зрения ее правового опосредования, так и с позиций правоприменения. Эта проблема привлекает к себе специалистов различных отраслей знаний, в том числе и представителей юридической науки. Правовая проблематика пресечения недобросовестной конкуренции занимала и продолжает занимать внимание исследователей, ибо потенциал различного рода концепций и теоретических конструкций в указанной сфере далеко не исчерпан, чему в том числе немало способствуют усилия как законодателя, так и правоприменительных органов.
    Целью настоящей работы является исследование недобросовестной конкуренции и  ее форм.
 
 

1. Понятие и признаки недобросовестной конкуренции
 
    Недобросовестная  конкуренция традиционно рассматривается  как постоянный спутник свободной конкуренции, которая, в свою очередь, выступает в качестве одного из ключевых условий, обеспечивающих гармонию спроса и предложения на рынке товаров и услуг. Наличие свободной конкуренции на рынке, характерное для развитых систем экономических отношений, предполагает равенство условий хозяйствования для участников этих отношений, которое без надлежащего государственного воздействия не может быть достигнуто. Одной из форм такого воздействия выступает специально конструируемый институт недобросовестной конкуренции, призванный защитить участников гражданского оборота, в том числе потребителей товаров, работ и услуг от таких действий хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение последними определенных преимуществ.
    Указанная защита обеспечивается наделением участников гражданских отношений правом на пресечение недобросовестных конкурентных действий, которое по своей природе относится к разряду субъективных гражданских прав, имеющих абсолютный характер.
    Право на пресечение недобросовестной конкуренции является одним из элементов права промышленной собственности, а само указанное пресечение выступает по смыслу п. 2 ст. 1 Парижской конвенции по охране промышленной собственности в качестве объекта охраны промышленной собственности. Согласно п. viii ст. 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, права, относящиеся к защите против недобросовестной конкуренции, включены в качестве элемента в конвенционное понятие интеллектуальной собственности.
    В юридической доктрине не выработано единого понятия недобросовестной конкуренции. Вопрос о том, что такое недобросовестная конкуренция, оставался и продолжает оставаться весьма спорным, несмотря на то что впервые был поставлен в XIX в. перед французской судебной практикой, которая, согласно мнению В.А. Шретера, «по справедливости признается творцом проблемы недобросовестной конкуренции»1.
    Так, по мнению В.А. Дозорцева, недобросовестная конкуренция (согласно представлениям В.А. Дозорцева - несправедливая конкуренция) - это "сообщение потребителю (потенциальному потребителю) вопреки обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости данных (ложных или соответствующих действительности), способных вызвать у него неправильные представления, дискредитирующие конкурента, его деятельность и (или) товар (в том числе способных вызвать заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товара) либо вызвать смешение с конкурентом, его деятельностью и (или) товаром»2.
    В.И. Еременко формулирует определение  недобросовестной конкуренции, полагая  таковой «любое виновное действие, противоречащее деловым обычаям, профессиональной этике или добропорядочности при осуществлении хозяйственной деятельности в целях конкуренции, которое причиняет или может причинить вред»3.
    Ю. Касьянов определяет недобросовестную конкуренцию как «состязательность независимых хозяйствующих субъектов на товарном рынке с целью получения каких-либо экономических преимуществ или выгод посредством формирования негативного мнения потребителя по отношению к товару своих конкурентов или формирования мнения потребителя по отношению к своему товару, не соответствующего действительности»4.
    Легальное определение недобросовестной конкуренции  закреплено в ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»5. Согласно п. 9 указанной статьи недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
    Характеристиками  недобросовестной конкуренции, вытекающими  из приведенного определения, выступают:
    наличие действия хозяйствующего субъекта или группы лиц;
    направленность действия на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;
    противоречие действия законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
    наличие действительных или потенциальных убытков у хозяйствующего субъекта - конкурента, возникших вследствие осуществленных действий;
    наличие действительного или потенциального вреда, причиненного деловой репутации хозяйствующего субъекта - конкурента вследствие осуществленных действий.
 
 
2. Формы (акты) недобросовестной конкуренции и их классификация
 
    Действующее законодательство и доктрина не дают однозначных и ясных ответов  на вопрос, касающийся наименования действия хозяйствующих субъектов, подпадающих  под признаки недобросовестной конкуренции. Российский законодатель обходит указанный вопрос молчанием, ограничиваясь перечислением действий, на совершение которых налагается запрет по причине возможной их направленности на получение преимуществ в сфере предпринимательской деятельности (ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции»).
    В специальной литературе, посвященной  проблемам недобросовестной конкуренции, предлагаются различные названия недобросовестных конкурентных действий, обобщающих их совокупность под одним именем.
    Так, К.Ю. Тотьев называет указанные действия формами недобросовестной конкуренции, выделяя при этом три их разновидности6.
    С.А. Паращук именует перечень недобросовестных конкурентных действий видами (формами) недобросовестной конкуренции7.
    В.Ф. Попондопуло употребляет в отношении  перечня недобросовестных конкурентных действий термин «составы недобросовестной конкуренции»8.
    Применение  в отношении перечня недобросовестных конкурентных действий термина «формы» представляется некорректным, несмотря на то что именно так указанный перечень именовался исходя из названия ст. 10 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В качестве единственной в данном случае формы выступает само действие, наполненное различным содержанием, что и приводит к возникновению отдельных видов недобросовестного конкурентного поведения.
    Что касается приложения к перечню недобросовестных конкурентных действий термина «составы», то и он является неудачным. В данном случае возникает путаница между вредоносными действиями, направленными на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, и используемыми в различных отраслях права составами правонарушений или преступлений. Как известно, для целей возложения гражданско-правовой ответственности в роли состава гражданского правонарушения признаются условия гражданско-правовой ответственности. Для целей возложения административной или уголовной ответственности в качестве состава административного правонарушения или уголовного преступления признаются их объективные и субъективные признаки.
    Очевидно, что недобросовестное конкурентное действие в различных ситуациях  должно квалифицироваться через  призму указанных составов, но само по себе не может играть роль некоего  состава недобросовестной конкуренции.
    Предшественники современных исследователей феномена недобросовестной конкуренции также применяли для обозначения недобросовестных конкурентных действий различные словосочетания и эпитеты, например «неблаговидные проделки», «приемы недобросовестной конкуренции»9.
    Наиболее  подходящим обозначением перечня недобросовестных конкурентных действий, как отмечается в литературе, является используемое в ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности выражение «акты недобросовестной конкуренции».
    Их  перечень имеет целью конкретизацию общей дефиниции недобросовестной конкуренции, которая формулируется законодателем достаточно широко и подлежит субсидиарному применению при квалификации того либо иного недобросовестного действия.
    Самостоятельным актом недобросовестной конкуренции следует считать конкретное действие, проявляющееся в нарушении конкуренции в том либо ином сегменте товарного рынка и имеющее для нее негативные последствия, вызванные преодолением установленных границ допустимого поведения хозяйствующего субъекта.
    Классификация актов недобросовестной конкуренции  осуществляется как на международном, так и на национальных уровнях. На международном уровне такая классификация  приведена в п. 3 ст. 10.bis Парижской  конвенции по охране промышленной собственности. В соответствии с указанным пунктом подлежат запрету следующие акты недобросовестной конкуренции:
    - все действия, способные каким  бы то ни было способом вызвать  смешение в отношении предприятия,  продуктов или промышленной или  торговой деятельности конкурента;
    - ложные утверждения при осуществлении  коммерческой деятельности, способные  дискредитировать предприятие, продукты  или промышленную или торговую  деятельность конкурента;
    - указания или утверждения, использование  которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.
    В Типовом законе по товарным знакам, фирменным наименованиям и актам  недобросовестной конкуренции для развивающихся стран дополнительно определяются как недобросовестные следующие виды деятельности:
    - подкуп покупателей конкурентов,  направленный на то, чтобы привлечь  их в качестве клиентов и  сохранить на будущее их признательность;
    - выяснение производственных или коммерческих тайн конкурента путем шпионажа или подкупа его служащих;
    - неправомочное использование или  раскрытие ноу-хау конкурента;
    - побуждение служащих конкурента  к нарушению или разрыву их  контрактов с нанимателем;
    - угроза конкурентам исками о нарушении патентов или товарных знаков, если это делается недобросовестно и с целью противодействия конкуренции в сфере торговли;
    - бойкотирование торговли другой  фирмы для противодействия или  недопущения конкуренции;
    - демпинг, т.е. продажа своих товаров ниже стоимости с намерением противодействовать конкуренции или подавить ее;
    - создание впечатления, что потребителю  предоставляется возможность покупки  на необычайно выгодных условиях, когда на самом деле этого  нет;
    - намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента;
    - поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами;
    - выпуск рекламы, в которой проводится  сравнение с товарами или услугами  конкурентов;
    - нарушение правовых положений, не имеющих прямого отношения к конкуренции, когда такое нарушение позволяет добиться неоправданного преимущества перед конкурентами10.
    В литературных источниках называются и  иные виды действий, относимых к  актам недобросовестной конкуренции. Так, в изданиях ВОИС приводится перечень конкретных видов недобросовестной конкуренции, связанных со способностью вызвать смешение в отношении незарегистрированного товарного знака, различительного знака предприятия, иного, нежели товарный знак или фирменное наименование, внешнего вида продукции, презентации продуктов или услуг11.
    С.А. Паращук и А.Н. Варламова относят  к формам недобросовестной конкуренции  демпинг, под которым понимается, в частности, импорт товара на таможенную территорию РФ по цене ниже нормальной стоимости такого товара12. Подобное отнесение представляется весьма спорным, так как антидемпинговые меры осуществляются вне предметного поля законодательства о защите конкуренции, хотя и связаны с последним13.
    Российское  законодательство содержит открытый перечень актов недобросовестной конкуренции, сформулированных в ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции". Согласно указанной статье не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:
    - распространение ложных, неточных  или искаженных сведений, которые  могут причинить убытки хозяйствующему  субъекту либо нанести ущерб  его деловой репутации;
    - введение в заблуждение в отношении  характера, способа и места  производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
    - некорректное сравнение хозяйствующим  субъектом производимых или реализуемых  им товаров с товарами, производимыми  или реализуемыми другими хозяйствующими  субъектами;
    - продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации работ, услуг;
    - незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
    Помимо  перечисленных выше актов, признаваемых по закону недобросовестными конкурентными  действиями, норма, закрепленная в п. 2 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции», относит к таковым и действия, связанные с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.
    Поскольку перечень актов недобросовестной конкуренции по смыслу ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции» является открытым, не существует препятствий к отнесению в их число иных действий, подпадающих под признаки общего понятия недобросовестной конкуренции. Как отмечает М.В. Залесская, «это могут быть различные препятствия, которые недобросовестный конкурент создает для своего соперника (дезорганизация производства, сманивание работников, компьютерные вирусы в программах и т.п.). Выявление и обнародование форм недобросовестной конкуренции федеральным антимонопольным органом в специальных публикациях, а также судами при обобщении соответствующей категории дел оказало бы существенное содействие развитию различных мер и способов противодействия недобросовестной конкуренции как правового, так и иного порядка»14.
    Примером  появления нового вида недобросовестного  конкурентного поведения, содержанием  которого является переманивание клиентов, могут служить действия оператора  сотовой связи ОАО "Вымпел-Коммуникации" (сеть "Билайн") в рамках проведения маркетинговой акции по привлечению клиентов. Существо указанного переманивания заключалось в том, что абонентам другого оператора сотовой связи - ОАО "МСС-Поволжье" (сеть "Мегафон") стали поступать сообщения от представителей ОАО "Вымпел-Коммуникации", содержащие предложения о переходе на обслуживание к ним. Антимонопольный орган посчитал, что действия ОАО "Вымпел-Коммуникации" являются недобросовестной конкуренцией по следующим основаниям. Во-первых, во время беседы с оператором связи сети "Билайн" абонент не пользовался услугами связи сети "Мегафон", что повлекло убытки в виде упущенной выгоды. Во-вторых, поскольку звонки осуществлялись абонентам сети "Мегафон", которые наиболее часто звонят абонентам сети "Билайн", то предложение перейти к другому оператору связи было направлено на приобретение преимущества в предпринимательской деятельности, так как за счет такой маркетинговой акции конкуренты лишаются части абонентов, а ОАО "Вымпел-Коммуникации" этих абонентов приобретает. Кроме того, абоненты сети "Мегафон" требовали у своей компании после указанных сообщений оградить их от подобных акций, возместить им стоимость звонков, оказавшихся в ряде случаев платными, и указывали на некорректность допускаемых звонившими представителями сравнений операторов связи сети "Билайн" не в пользу сети "Мегафон".
    Предписание антимонопольного органа о прекращении  данной маркетинговой акции было обжаловано ОАО "Вымпел-Коммуникации" в арбитражный суд, который признал  выводы антимонопольного органа обоснованными  и отказал в признании предписания незаконным. Решение суда первой инстанции было оставлено в силе арбитражным апелляционным судом15.
    В юридической литературе прилагаются  различные критерии классификации  актов недобросовестной конкуренции.
    Так, С.А. Паращук в зависимости от типа неправомерных методов и средств приобретения преимуществ в предпринимательской деятельности (конкурентных преимуществ) выделяет следующие основные виды актов недобросовестной конкуренции:
    - смешение между деятельностью  (товарами, работами, услугами) конкурентов (паразитирование);
    - дискредитация конкурента и его  деятельности (товаров, работ, услуг);
    - дезорганизация деятельности конкурента;
    - введение покупателей (потребителей) в заблуждение в отношении  предлагаемых им товаров (работ,  услуг);
    - демпинг16.
    К.Ю. Тотьев предлагает классифицировать формы  недобросовестной конкуренции исходя из содержания нечестных действий и  их целей. Согласно указанной классификации  выделяются:
    - формы недобросовестной конкуренции,  связанные с информацией;
    - формы недобросовестной конкуренции, касающиеся дезорганизации производственной деятельности;
    - формы недобросовестной конкуренции,  связанные с незаконным использованием  результатов интеллектуальной деятельности17.
    В.В. Белов, Г.В. Виталиев и Г.М. Денисов, ориентируясь на положения Парижской конвенции по охране промышленной собственности и зарубежное законодательство, регулирующее отношения в сфере пресечения недобросовестной конкуренции, называют в качестве недобросовестных следующие действия:
    - действия, квалифицируемые как приводящие к смешению в отношении предприятия, продуктов, промышленной или торговой деятельности конкурента;
    - действия, квалифицируемые как вводящие  общественность в заблуждение;
    - дискредитация конкурента;
    - действия, связанные с недобросовестной  конкуренцией и не упомянутые непосредственно в статье 10.bis Парижской конвенции18.
    Д.И. Серегин предлагает классифицировать акты недобросовестной конкуренции  по следующим основаниям:
    - в зависимости от формы преимуществ,  получаемых нарушителем;
    - в зависимости от лиц, которым причиняется вред;
    - по характеру вреда, наносимому  конкурентам;
    - по характеру совершаемых действий;
    - в зависимости от сферы совершения19.
    Приведенные выше примеры предлагаемых классификаций  актов недобросовестной конкуренции  показывают, что доктрина не располагает сколь-нибудь общим подходом, позволяющим систематизировать недобросовестные конкурентные действия. Впрочем, подобная картина наблюдалась и на заре становления института недобросовестной конкуренции. Еще В. Шретер указывал: «...необходимо признать, что довольно трудно уложить эти многочисленные решения в какую-либо стройную систему: настолько признаки преследуемых действий разнообразны и разнородны»20.
    На  наш взгляд, классификацию актов  недобросовестной конкуренции, перечисленных  в ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции», следует осуществлять в зависимости от типа используемых ресурсов (средств), с помощью которых приобретаются преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности. Таких ресурсов два, хотя оба они имеют информационную природу.
    Это сведения, с помощью которых достигаются  конкурентные преимущества, и охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, а также средства индивидуализации, используемые для достижения конкурентных преимуществ.
    С помощью первого из названных средств:
    - причиняются убытки хозяйствующему  субъекту либо наносится ущерб  его деловой репутации;
    - происходит введение в заблуждение  в отношении характера, способа  и места производства, потребительских  свойств, качеств и количества  товара или в отношении его производителей;
    - осуществляется некорректное сравнение  хозяйствующим субъектом производимых  или реализуемых им товаров  с товарами, производимыми или  реализуемыми другими хозяйствующими  субъектами;
    - происходит утечка информации, находящейся в режиме коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны, вследствие чего конкурент лишается возможности избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
    При помощи второго средства, используемого незаконно:
    - осуществляется продажа, обмен  или иное введение в оборот  товара;
    - происходит приобретение и использование  исключительного права на средства  индивидуализации.
    К актам недобросовестной конкуренции  с использованием сведений, при помощи которых достигаются конкурентные преимущества, относятся действия, перечисленные законодателем в подп. 1 - 3 и 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции». При этом сами по себе указанные действия будут считаться актами недобросовестной конкуренции, если подпадут под характеристики родового понятия недобросовестной конкуренции, закрепленные в подп. 9 ст. 4 указанного Федерального закона.
    К актам недобросовестной конкуренции  с использованием охраняемых результатов  интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации относятся действия, перечисленные законодателем в подп. 4 п. 1 и п. 2 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции».
   
Заключение

 
    Проведенное исследование недобросовестной конкуренции  и ее форм позволяет сделать следующие выводы.
    Во-первых, сущность недобросовестной конкуренции  заключается в противоправном и  виновном деянии субъекта предпринимательства, противоречащем не только конкретным запретам, содержащимся в законодательстве, но и требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, влекущим меры ответственности за совершение недобросовестных конкурентных действий.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.