На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности разработки туров (на примере экологического туризма)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Оглавление 

Введение
Глава  I. Теоретические основы туроперейтинга.
      Основные понятия туроперейтинга.
      Тур: понятие, структура и виды.
      Этапы разработки туров.
Глава II. Особенности разработки  туров (на примере экологического туризма)
      Экологический тур: сущность и специфика.
      Этапы разработки экологических туров.
Список литературы
Приложение  1. Структура тура
Приложение   2. Составляющие пакета услуг.
Приложение 3. Нормативы походов в зависимости от категории их сложности.
Приложение  4. Нормативы походов по степеням сложности (для юношеских разрядов).
Приложение 5. Основные требования к руководителям участникам туристско-спортивных походов.
Приложение  6. Требования, предъявляемые к руководителю похода.
Приложение   7. Примерный режим дня в походах по таёжным районам.
Приложение   8. Физические нагрузки при разных видах туризма.
 

       Введение 

      Создание и продажа туров для групповых и индивидуальных путешествий является основной деятельностью многочисленных туристских фирм - туроператоров по приёму или направлению.
      В соответствии с российским законодательством, Тур - есть комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.
      Я выбрала данную тему, поскольку считаю, что более глубокое знание её познание поможет мне в будущей туристской деятельности, поскольку в задачи любой туроператорской фирмы входит разработка эффективных,  приносящих доход, туров.
      Актуальность этой темы заключается в том, что каждая туроператорская фирма заинтересована в том, что бы предоставлять на туристский рынок конкурентоспособный продукт. А для этого, сотрудникам турфирмы необходимо знать технологию разработки туров.
      Цель данной  работы - изучить и проанализировать подходы к разработке туров (на примере туров)
      Задачи поставленные мною в данной работе:
      1) Проанализировать существующий понятийный аппарат, выбрать наиболее полные и чёткие определения терминов, существующие в российской литературе и законодательных документах;
      2) Дать описание подходов к разработке туров;
      3) Проанализировать подходы к разработке туров;
      4) Описать и проанализировать подходы к разработке туров на примере этно-туристических туров.
 

       Глава I. Теоретические основы туроперейтинга 

      
      Основные понятия туроперейтинга.
 
      Прежде всего, следует сказать, что в сфере туризма, нет чётко установленного понятийного аппарата. Многие авторы дают различную  трактовку таким понятиям как тур, туристский продукт, тур пакет и др. Конечно, существует федеральный закон, принятый в ноябре 1996 г. который чётко устанавливает трактовку спорных туристских понятий, однако некоторые авторы считают эту трактовку не совсем верной [12 c 6].
      В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской федерации», туристским продуктом считается  - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного оборудования и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта. В соответствии с этим законом, формирование туристского продукта - это деятельность туроператора по заключению и использованию договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие) [9, с.1].
      Многие авторы учебных пособий и учебников в сфере туризма и сервиса дают свою трактовку терминов, так, Донат Исмаев в своей книге «Основная деятельность туристской фирмы» считает туристским продуктом - покупаемый туристом у туристской фирмы комплекс услуг, необходимых для его туристского путешествия. В этот комплекс, по его мнению, обычно входят в различных вариантах транспортные перевозки, проживание в средствах размещения, питание, встречи и проводы в пунктах остановки, экскурсионные и развлекательные мероприятия [1, c.80-81].
      Автор учебного пособия «Организация работы туристской фирмы» Р.И. Сухов считает, что содержание закона можно подвергнуть вполне обоснованной критике, однако в своём пособии пользуется официальной терминологией. [3. c.5]
      Помимо российского понятийного аппарата, используемого в российской практике существует и иностранный, однако и в западноевропейской литературе так - же нет единой трактовки туристских понятий. [7 c.52-53]
      Мы в данной работе будем пользоваться терминологией предложенной Д.К. Исмаевым, поскольку она кажется нам наиболее полной и чёткой. В соответствии с этой терминологией, понятие тур можно справедливо считать много шире понятия тур продукт, поскольку туристским продуктом считается лишь право на тур.
      Кроме того, необходимо определится с термином пакет услуг. Не является ли он синонимом понятия тур? И если нет, то, что из этих двух терминов шире? Д. Исмаев считает пакет услуг одной из двух составляющих тура которая по своему содержанию, функциональным и качественным свойствам должна удовлетворять, путешествующего туриста. Первой составляющей тура является туристический маршрут. Из этого определения ясно, что понятие «пакет услуг» уже понятия тур.[1. c 81-83]
      Помимо этих терминов, мы будем пользоваться также и другими, о которых говорится ниже.
        Иностранная практика применяет такие термины как «пэкидж-тур» (package-tour) и «инклюзив-тур» (inclusive tour). При этом пэкидж- тур означает комплекс, включающий не менее двух туристских услуг, различающихся по своим потребительским свойствам. Инлюзив-туром является путешествие, включающее перевозку по определённому маршруту, размещение и ряд других необходимых для путешествия услуг. В последнее время, туристские фирмы стали создавать туры под девизом «всё включено» (all inclusive tour), в которых туристы помимо размещения и трансферов получают право в счёт оплаченной цены пользоваться в гостинице, где они проживают, любыми услугами ресторана, бара, буфета и большой развлекательной программой.  

      
      Тур: понятие, структура и виды
 
      Подробную структуру тура можно представить в виде схемы (см. прил. 1). Из этой схемы видно, что тур объединяет в себе потребительские свойства тура, которые включают в себя маршрут и пакет услуг, и цену.
      Маршрут тура играет большую роль в придании ему необходимой привлекательности, удовлетворении мечты, пожеланий и интересов туристов.
       Так, например, при посещении России, абсолютное большинство иностранных туристов желают увидеть Москву и Санкт-Петербург. Российские туристы, отправляются во Францию с мечтой увидеть Париж [5 c. 182]. Выбор маршрута, прежде всего, связан с  целями путешествия. Для экскурсионно-познавательных  туров, маршруты выбираются по городам с наиболее интересными культурно-историческими памятниками и достопримечательностями. При организации туров  на отдых в маршруты включаются курортные центры или места отдыха на море, в горах, в сельской местности - в зависимости от предпочтений туристов.
      Зачастую, выбор туристами того или иного тура начинается с выбора страны и городов, включённых в маршрут путешествия.
      Большое значение имеют условия перевозки  по маршруту. В международном туризме, маршрут обычно включает:
      - Международную перевозку, т.е. перевозку туристов от пункта выезда из своей страны до пункта прибытия в страну путешествия и обратно. Выбор международной транспортной компании и согласование с ней условий и тарифов при формировании туров, является обязанностью  туроператора.
      -Перевозку туристов между городами в стране посещения. Эта перевозка обычно входит в пакет услуг, предоставляемых туристам принимающей турфирмой. Однако туроператор по направлению при согласовании пакета услуг с принимающей фирмой имеет право соглашаться или не соглашаться с предлагаемыми условиями перевозки туристов по стране.
      При составлении маршрута отдаётся предпочтение тем видам транспорта, которые  обеспечивают более быструю и комфортабельную перевозку, не допускают транзитных остановок или пересадок и оставляют туристам больше  дневного времени  для экскурсионной активности. Определённое значение при выборе транспорта имеет и цена перевозки.
      Пакет услуг - это вторая составляющая тура, которая  по своему содержанию, функциональным и качественным свойствам должна удовлетворять путешествующего туриста.  Пакеты услуг могут иметь самые различные варианты в зависимости от количества, функциональных свойств и качества включённых в них услуг.  Типичной  моделью пакета, является комплекс, включающий в себя услуги размещения, встреч и проводов, питания и экскурсий (см. прил. 2)
      В борьбе за потребителя, туристские фирмы используют самые различные комбинации указанных выше услуг. Например, могут быть такие пакеты, как:
    Трансфер при встрече и проводах, ночлег и завтрак;
    Трансфер при встрече и проводах, ночлег и двухразовое питание в день (полупансион);
    Трансфер при встрече и проводах, ночлег и трёхразовое питание в день (полный пантион) и т.п.
      К указанным выше пакетам можно добавить различные экскурсионно-развлекательные мероприятия. [10 c. 54]
      Наряду с количественным и функциональным составом услуг, включаемых в пакет, большое значение имеют их качественные показатели. Так, ночлег может быть предоставлен в гостиницах различной категории, могут быть разные качественные оценки  автотранспорта, питания, экскурсионного обслуживания.
      При проектировании пакета услуг туристская фирма обязана учитывать результаты маркетинговых исследований рыночного спроса, потребности и желания будущих потребителей [11 c. 45]. Наряду с маркетинговыми исследованиями для проектирования и создания туристского продукта необходимо учитывать установленные в РФ государственные стандарты и правила. Для российских туроператоров въездного и выездного туризма таким стандартам является ГОСТ Р 50690-2000. Хотя в соответствии с федеральным законом от 27.12.2002 г. №184 обязательная сертификация туроператорских услуг с 2003 года отменена, том не менее, многие российские туроператоры продолжают добровольно сертифицировать свою продукцию, справедливо считаю, что эта мера позволит  повысить их престиж на рынке.
      Основываясь на интересах туристов, наличия свободного времени и финансовых возможностей, туроператорские фирмы должны представлять различные варианты туров, например:
    туры различной продолжительности (7, 10, 14 и другое количество дней);
    туры с различным набором услуг (ночлег плюс завтрак, полупансион, полный пансион, «всё включено»);
    туры различной классности (размещение в гостиницах различной классности);
    различные варианты экскурсий;
    туры в различное время года (сезонные, межсезонные, несезонные путешествия).
 
 

       1.3. Этапы разработки туров 

      Процесс создания туроператором туристского продукта в целом включает следующие этапы:
      1.Генерирование идей относительно потребительских и стоимостных свойств и оценок нового турпродукта. Эта работа проводится постоянно на основе меркетинговых исследований действительного и потенциального  Потребительского спроса, обобщёния собственных наблюдений и замечаний потребителей, изучения опыта конкурентов. Так, например анализ статистики поездок российских туристов за границу, показывает наиболее популярные направления и сезоны  туристских путешествий. Изучение  рекламы конкурентов и различные социологические опросы потенциальных клиентов помогает выяснить предпочтительность тех или иных видов туризма (отдых, экскурсионно-познавательные туры, лечение  и др.), а также содержания и классности пакета услуг. Указанные источники информации позволят также определить уровень средних рыночных цен на тот или иной турпродукт.
      2.Выработка концепции нового турпродукта. Имеется в виду проектирование конкретных потребительских  свойств и качеств туристского продукта, включая выбор направления (страны) путешествия, маршрута и продолжительности тура, вида туризма, программы путешествия, содержание пакета услуг, их качества (классность), вида транспорта. Калькуляция стоимости продукта. Определение сезона для путешествий. Планирование объёма продаж. При проектировании тур продукта  должны обязательно учитываться  установленные международные, национальные и отраслевые стандарты, нормативы в области туризма. Следует особо подчёркнуть, что в международном туризме, концепция туристического продукта приобретает своё окончательное содержание только  после её согласования с иностранным партнёром.
      3.Позиционирование турпродукта. Наделение нового тур продукта особыми конкурентоспособными свойствами, способными  привлечь внимание значительной части рыночно спроса,  например: более удобная и комфортабельная гостиница; её особое местоположение (в центре города или у самого моря); особо интересная экскурсионная программа; участие туристов в национальных фестевалях или народных гуляниях; специальные  цены; и т.п. При позиционировании турпродукта нужно учитывать спрос и пожелания того целевого сегмента, для которого турфирма проектирует новый тур продукт.
      4. Выбор стратегии продвижения и продажи нового тур продукта. Планирование использования необходимых средств массовой информации и посреднической турагентской сети.
      5. Подробный маркетинг. Выход на рынок с небольшим объёмом нового турпродукта для накопления опыта его реализации, выявления возможных проблем в этом процессе и внесения необходимых корректив.
      6. Коммерциализация нового туристского продукта. Начало его массовой продажи с учётом результатов пробного маркетинга. Проведение постоянного мониторинга за реализацией нового турпродукта на рынке.
      В результате активной деятельности туристских фирм, рынок туристских услуг, как в России, так и за рубежом переполнен предложениями самых различных видов и форм путешествий. Основная конкурентная борьба между туристскими фирмами в области формирования турпродукта идёт в двух стратегических направлениях: диверсификация и повышение качества.
      Диверсификация турпродукта означает создание  большого разнообразия туров, способных удовлетворить запросы даже самых небольших рыночных сегментов, нош и даже отдельных индивидуумов. Стратегия диверсификации, в частности, предусматривает разнообразие и совершенствование туров по основным направлениях (странам) работы турфирмы. Большинство туроператоров специализируются на одной - двух странах.
      Среди особых мер диверсификации туристского продукта можно особо выделить:
    Освоение новых направлений (стран). Часто меняющаяся мода на туристские путешествия, давление конкурентов и желание расширить своё присутствие на рынке обуславливают решение турфирмы разработать туры в новые страны или по новым маршрутам.
    Указанные выше обстоятельства также вынуждают турфирмы обратиться к использованию новых видов туризма, например, автобусных и круизных, экзотически и других путешествий
    Общий интерес для всех туристских фирм представляет увеличение специальных туристских  путешествий в несезонный период, когда количество поездок по традиционным маршрутам и видам туризма резко сокращается. В этих целях туристские фирмы вынуждены осваивать осеннее зимние направления и соответствующие  виды туризма (туры для горнолыжников, туры на встречу нового года и на Рождество, туры в тропические страны, фестивальные и специализированные туры и др.).
      В следующей главе мы подробнее остановимся на особенностях разработки туров, на примере экологических туров.
 

       Глава II Особенности разработки  туров (на примере экологического туризма) 

      2.1. Экологический тур: сущность и специфика 

      Термин «Экологический туризм был» был предложен в 1980 г. мексиканским экономистом Гектором Цебаллос-Ласкурейном.  По его мнению, экологический туризм означает сочетание путешествия с бережным отношением к природе и позволяет объединить радость знакомства и изучения образцов флоры и фауны с возможностью содействовать их защите. Смысл экологического туризма- щадящее отношение к местным объектам флоры и фауны, неживой природы. Так же, экологический туризм подразумевает охрану окружающей среды, изучение культуры и традиций населения, популяризацию идей бережного отношения к окружающей среде. [4. c 9]
      Существует множество определений термина экологический  туризм. Так, в ходе  подготовки к одной из международных конференций в 2001 г. было предложено 10 определений экологического туризма. Вот некоторые из них:
    Любая форма туризма, основанная на естественной экологической привлекательности страны (от подводного плавания у коралловых рифов, до путешествий по саванне).
    Туризм, который предполагает получение экологического образования и информации об охране окружающей среды и все элементы, которые основаны на экологически устойчивых принципах.
    Путешествия по уникальным  уголкам природы с целью изучения редких растений, животных, особых типов экосистем.
    Путешествия, которые могут способствовать сохранению положительных синергетических связей между туризмом, биоразнообразием и местными жителями.
      В проекте закона о развитии экологического туризма в Иркутской области, дано следующее определение экологического туризма: «Экологический туризм - те формы и виды путешествий, для которых основным туристическим ресурсом, позволяющим удовлетворить мотивации и потребности туриста, являются естественная природная среда и её составляющие - элементы ландшафта, биологическая часть экологических систем, пейзажи и иные компоненты».
      Согласно определению общества экотуризма США, экологический туризм - это путешествия в места с относительно нетронутой природой. Такие путешествия не нарушают целостности экосистем и ориентированны на получение представления о природных и культурно - этнологических особенности данной территории. Экотуризм - это устойчивый и природно-ориентированный природный туризм и рекреация.
      По мнению А.Б Косолапова, автора учебного пособия «Теория и практика экологического туризма», объектами собственно экологического туризма могут быть как природные, так и культурные достопримечательности, природные и природно-антропогенные ландшафты при условии, что традиционная культура составляет единое целое с окружающей средой [4. c 114-116]. 

      2.2. Этапы разработки экологического тура 

      Согласно основным принципам организации экологических маршрутов, последние должны быть:
    экологичными;
    привлекательными;
    доступными;
    содержательными;
    фукуциональными;
    многоаспектными.
      Привлекательность маршрутов формируется в ходе целенаправленной рекламной компании, рассчитанной на определение категории населения, например, на школьников, студентов средних специальных учебных заведений и вузов.
      В отношении доступности следует учитывать, что в туристском походе многие предпочитают попробовать свои силы, оставшись наедине с природой, и поэтому выбирают достаточно сложные варианты прохождения трассы. Однако по данным опроса 445 студентов, проведённого в 2004 г., около 15% потенциальных клиентов - потребителей туристских услуг при проведении таёжного тура желали бы получить более комфортные условия проведения похода по сравнению с предлагаемыми. Исходя из этого, следует планировать различные уровни доступности даже на одном и том же маршруте, приспосабливая их к пожеланиям клиентов. Доступность предполагает использование на экологическом маршруте различных видов транспорта: автомобиля, автобуса, поезда, самолёта или вертолёта, а для пешей части маршрута - обустроенной туристской трассы.
      Содержательность экологического маршрута означает наличие познавательных элементов, способствующих познанию природы с её естественными богатствами и памятников культуры, истории и др. Содержательность позволяет в относительно короткий промежуток времени больше узнать о живой природе, многих культурах, интересных достопримечательностях, а также побуждает их к другим увлекательным путешествиям.
      Функциональность предполагает использование одного и того же туристского маршрута в разное время года, причём с различным набором сезонных услуг. Так, летом горные маршруты в значительной мере основываются на восхождении с целью панорамного осмотра прилегающей местности, а зимой в большей степени связаны с горнолыжным спортом.
      Многоаспектность экологического маршрута требует наличия в программе туристского обслуживания заранее подготовленных вариантов. Необходимость в многовариантности обусловлена изменчивостью  погодно климатических условий, изменением мотиваций туристов пребывающих на маршруте (различиями в их физической подготовленности, возможностях и запросах).
      Это особенно важно при организации длительных походов с активными видами передвижения и ночлегами в тайге. В этом  случае необходимо иметь запасные, облегчённые варианты маршрутов для лиц физически неподготовленных к значительным походным нагрузкам. На случай крайне неблагоприятных  метеорологических условий (резкое понижение температуры, штормовые ветры, наводнения) и стихийных бедствий необходимо предусмотреть возможность обслуживания туристов в стационарных условиях.
      Для туристов, предпочитающих достаточно комфортные условия,  следует обеспечить как минимум двухразовое питание6 и ночлег в палатке, а в идеале - трёхразовое питание, ночлег в закрытом помещении на кровати и горячее водоснабжение. На ночь туристы могут останавливаться в зимовье, отдельных домиках, а при автомобильном сопровождении разместится в салоне автомобиля типа ГАЗ - 66.
      Не менее важны информативность потенциальных клиентов об экологическом маршруте, которая достигается с помощью различных средств рекламы, например, брошюр, журналов, газет, радио и телевиденья, а также агентов, туристских бюро и туристов, имеющих опыт путешествий. Чтобы решиться на данное путешествие, турист должен  знать, что он увидит, чем будет заниматься на маршруте, как будет добираться и где останавливаться.
      Независимо от маршрута, обязательными требованиями являются:
    соответствие принципам экологического туризма;
    наличие путешествующих;
    обеспечение туристов проездными документами в направлении туда и обратно;
    организация питания на маршруте и в местах размещения;
    наличие природных (а иногда и культурных) достопримечательностей;
    подготовка мест для отдыха и размещения групп туристов на ночлег в каждом пункте остановки (если это требуется);
    наличие  обслуживающего персонала (руководителей туристских групп, инструкторов, экскурсоводов);
    увязка календарных сроков, маршрутов путешествий и расписания движения транспорта с перевозчиками;
    разработка хозяйственно-финансового плана и калькуляции стоимости туристских путёвок с учётом условий заключённых договоров и предоставляемых услуг;
    подбор и подготовка кадров, обеспечение их необходимыми методическими материалами и реквизитами.
      При подготовке экологических туров, необходимо ответить на следующие вопросы:
    сколько экотуристов может посетить данную вершину, впадину или деревню аборигенов, прежде чем эти туры перестанут быть экологическими;
    каково воздействие экологического туризма на природные комплексы и какова рекреационная ёмкость соответствующих ландшафтов;
    существуют ли эффективные механизмы, регулирующие рекреационные нагрузки на территорию, и как эти механизмы привести в действие при  отсутствии монопольного права конкретной турфирмы на использование определенного туристского ресурса?
      Без ответов на эти вопросы нельзя рассчитывать на длительный коммерческий успех фирмы, занимающейся экологическим туризмом.
      Туристская фирма, отвечающая за качество и безопасность обслуживания туристов на экологических маршрутах, должна очень тщательно подбирать руководителей туристских групп. Ведь именно им туристы и партнёры по организации обслуживания предъявляют свои претензии. И от их деловых, личных, профессиональных качеств и поведения часто зависит благоприятное разрешение многих проблемных ситуаций, возникающих на маршруте
      По характеру организации экологические путешествия могут быть плановыми и самодеятельными. Для путешествия по плановому  маршруту, турист приобретает путёвку. В пути  его обеспечивают всем необходимым: питанием, жильём, снаряжением, транспортом и экскурсионным сопровождением. На плановых маршрутах с активным способом передвижения (пешком, на байдарках, лыжах, лошадях и т.п.) туристы путешествуют по определённым, заранее разработанным  и подготовленным маршрутам с опытным инструктором.
      Экологические туристские походы представляют собой одну из форм активного отдыха и оздоровления туристов, но могут преследовать и чисто спортивные цели. Участнику спортивного туристского похода за выполнение определённых нормативов присваиваются разряды и звания в соответствии с требованиям Единой спортивной классификации.
      Экологические туристские походы подразделяются на виды, согласно определённым классификационным признакам. Приведём примерную классификацию.
      По форме проведения, различают прогулки, походы, путешествия, слёты, соревнования, экспедиции.
      По территориальным признакам, принято различать местные (например, в пределах одного административного района) и дальние походы.
      По видам маршрута, туристские походы подразделяются на пешеходные, лыжные, горные, водные, спелеологические, велосипедные, мотоциклетные, автомобильные, комбинированные.
      В  зависимости от протяжённости, продолжительности и технической сложности различают походы шести категорий сложности (КС).  Требования к походам различных КС, определяются в соответствии с нормативами (прил. 3)
      Походы, имеющие  протяжённость или продолжительность меньшую, чем это установлено для походов 1 КС, относятся к некатегоричным походам. Это походы 1-3 степеней сложности (СС) для выполнения юношеских спортивных разрядов (прил. 5) и походы выходного дня.
      Категория сложности походов определяется в соответствии с нормативами Единой спортивной классификации и перечнями классифицированных туристских маршрутов, перевалов и пещер.
      По построению, трассы походы дифференцируются на линейные, кольцевые и радиальные. Линейные маршруты проходят через несколько (как минимум два) географических пунктов или туристских объектов (баз), причём начальная и конечная точки такого маршрута не совпадают и находятся друг от друга на расстоянии. Кольцевые туристские маршруты проходят через ряд географических пунктов или туристских объектов, при этом начальная и конечная точки маршрута совпадают. Радикальные маршруты предполагают пребывание туристов в течение всего срока реализации программы походов в одном туристском  объекте, что не исключает их участие в многодневных туристских походах с ночлегами вне туристского объекта.
      По продолжительности, различают походы выходного дня и многодневные походы.
       По времени функционирования, туристские походы могут быть  круглогодичными и сезонными.
      По организационной принадлежности, можно выделить походы, организованные туристскими фирмами, станциями юных туристов, туристскими клубами и секциями.
      По возрастному составу, путешествующих подразделяют так:  дети, молодежь, лица среднего возраста, пожилые люди.
      В связи со спецификой экологических  туристских походов (в отличие от других видов туризма) к участникам походов и их руководителям предъявляются определённые требования. Так, руководитель туристского похода должен обладать:
    знаниями, навыками и умениями, соответствующими объёму программы. «Организатор экологического тура»;
    опытом участия в походе по данному виду туризма, как минимум на одну категорию сложности выше, чем заявленный маршрут;
    опытом руководства походом по тому же виду туризма, предыдущей категории сложности.
      Сведения об организации и проведении экологического маршрута обязательно должны быть отражены в маршрутной документации - технологической карте туристского путешествия и информационном листе к туристской путёвке с описанием путешествия.
      Кроме того, после выполнения экологического тура необходимо оформить:
    отчёт о проведении похода;
    материалы экологического изучения природных объектов;
    паспорт трассы похода;
    отчёт руководителя туристской группы.
      Технологические документы тура регламентированы ГОСТом Р 50681-94.
      Комплектование группы -- важный момент в работе ее руководителя на маршруте. От численности группы, социального, возрастного состава ее участников во многом зависит успешность прохождения экологического маршрута. От оптимального сочетания перечисленных характеристик зависит сплоченность группы, ее организованность, эффективность управления ею. Однако руководитель туристской группы должен быть готов работать с любым контингентом, мягко, но настойчиво и последовательно формировать навыки экологического поведения туристов.
      Задача руководителя туристской группы -- сплотить в единый дружный коллектив людей, различных по возрасту, образованию, общественному положению: пенсионеров и студентов, молодоженов и пожилых супругов, рабочих и коммерсантов. Для этого ему следует изучить социально-психологические особенности каждого туриста. Кроме того, руководитель группы должен:
    уметь максимально сглаживать и (или) ликвидировать конфликты, возникающие как внутри группы, так и вне неё;
    принимать меры для сплачивания коллектива группы;
    определить в составе группы неформальных лидеров, которые могут (или не могут, или не хотят, т.е. противодействуют) помочь руководителю группы в его работе, а если есть «оппозиция» -- найти способы ее нейтрализации.
      Мотивация комплектования туристов в группы может быть самой различной, например, исходя из общих интересов. Так, лыжники, грибники, любители рыбной ловли, как правило, для путешествия используют выходные дни, каникулы, праздники. Путешествие таких групп людей лучше организовать на автобусах, в поездах местного и пригородного сообщения, а также на морских и речных судах.
      Группы туристов могут быть объединены одной профессией, родом занятий. Для студентов и школьников эти путешествия служат одной из форм экологической учебы и практики, дают возможность увидеть многое из того, что они изучают на уроках географии, краеведения, зоологии, ботаники, истории.
      Кроме того, при комплектовании групп следует учитывать не только общность интересов ее членов, но и время, удобное для поездки. Для школьников и студентов -- это каникулы, для большинства работающих -- время отпусков.
      От численности группы во многом зависит эффективность организации и проведения похода. Если группа малочисленна, труднее организовать прохождение сложных участков маршрута, оборудовать место ночлега, а в случае необходимости обеспечить помощь пострадавшему и его транспортировку. Чрезмерно большой группой трудно управлять, особенно в сложных походах. Наконец, многочисленные группы туристов наносят значительный вред окружающей среде. Практика показывает, что оптимальный численный состав туристской группы в экологическом походе колеблется в пределах от шести до 10 человек, а для туристской группы, принимающей участие в походе выходного дня, некатегоричном походе или путешествии, он должен быть не менее четырех и не более 50 человек.
      Правилами проведения туристских спортивных походов установки минимальный состав участников: в походах низших категорий Ложности -- от двух до четырех человек; в группах туристов-школьников -- восемь человек (кроме лыжных и горных). В зависимости возрастного состава и сложности похода максимальное количество Частников может составлять от 12 до 30 человек.
      Требования к руководителям и участникам туристско-спортивных походов предъявляются в зависимости от категории сложности маршрута. При формировании туристской группы для совершения путешествия по категорийным маршрутам необходимо учитывать опыт участия в походах руководителя-инструктора, количественный состав группы и минимальный допустимый возраст участников (прил. 5).
      Участники категорийных походов и путешествий по всем видам туризма должны уметь плавать и знать правила спасения утопающих, а туристы, путешествующие зимой и в периоды межсезонья,-- иметь опыт организации полевого ночлега.
      Участники категорийных походов и путешествий должны обладать специальными знаниями и навыками, а также иметь соответствующий опыт участия в тех или иных видах походов и путешествий (водных, горных, лыжных и т.д.). Соответствующую подготовку обеспечивает организация, проводящая поход или путешествие.
      В момент комплектования туристской группы или в начале путешествия руководитель может подобрать себе помощников из наиболее активных и дисциплинированных туристов, выяснить, нет ли среди туристов медицинского работника (врача, медсестры).
      Каждый турист на маршруте выполняет ту или иную общественную работу в соответствии со своими способностями и желаниями. Руководитель маршрута продумывает предложения по распределению обязанностей и высказывает их на организационном собрании группы
      В туристской группе обычно бывает несколько основных общественных «должностей»:
    староста;
    ответственный за снаряжение;
    ответственный за питание;
    культорганизатор.
      Староста -- первый помощник инструктора. Обычно это самый опытный или наиболее авторитетный турист. Он участвует во всех организационных мероприятиях подготовки маршрута, следит за самочувствием всех членов группы, регулирует их нагрузку на маршруте. В походе, по указанию инструктора, он обычно или направляющий или замыкающий. Кроме того, староста оказывает помощь руководителю в организации туристов, в поддержании дисциплины и порядка в группе, а в отдельных случаях замещает отсутствующего руководителя туристской группы.
      Ответственный за снаряжение отвечает за получение и правильное использование общественного инвентаря, распределяет его между участниками похода.
      Ответственный за питание организует получение необходимого количества продуктов, их упаковку. Он также распределяет весь запас перемещаемых продуктов между участниками. На маршруте ведет учет расходования продуктов в соответствии с раскладкой по дням, ежедневно перераспределяет остающиеся продукты между туристами.
      Кулъторганизатор подготавливает и организует проведение развлекательных и культурных программ, пение песен у костра и другие мероприятия.
      У участников похода могут быть и другие «должности», например, механик, физорг, ответственный за ведение дневника, санитар, фотограф, кинооператор, художник и др. В зависимости от потребностей группы одни и те же обязанности могут выполнять несколько туристов.
      Правильная подготовка к экологическому походу и его успешное проведение во многом зависят от инструктора-руководителя. Им должен быть авторитетный, опытный, требовательный человек, обладающий организаторскими способностями. В самодеятельных походах туристская группа сама выбирает своего руководителя. Нередко это инициатор ее создания. В плановых походах руководителем группы может быть. Как штатный инструктор туристского клуба, так и опытный, авторитетный участник, уже проведший несколько сложных походов.
      Штатными и внештатными организаторами туристских походов Могут быть следующие квалифицированные специалисты:
    туристский организатор;
    руководитель туристского похода;
    инструктор по туризму;
    старший инструктор;
    инструктор - методист;
    инструктор-тренер;
    судьи по туризму;
    методисты;
    работники контрольно-спасательных служб (КСС).
      Особенность походного туризма заключается в его спортивном характере и участии в нем преимущественно лиц молодого возраста.
      В Правилах проведения туристских спортивных походов, инструкциях по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий с учащимися, разрядных требованиях по спортивному туризму и другими рекомендациями туристско-спортивного союза России оговорены минимальный возраст участников и руководителей походов, требования к туристскому опыту и практическим навыкам руководителя группы различных категорий сложности (прил. 6).
      Руководитель похода, предварительно изучив условия, в которых ему предстоит действовать, должен:
    найти самый легкий и безопасный подход к объекту (реке, горе, перевалу и т.д.);
    выявить общие и характерные для данного района опасности;
    определить местоположение и степень трудности участков, наиболее сложных в техническом отношении;
    определить наиболее удобные и безопасные места для биваков;
    определить возможные пути обхода опасных мест и возвращения при отказе от маршрута;
    выбрать характерные ориентиры на маршруте;
    уточнить трудные для преодоления участки маршрута;
    уточнить необходимое техническое оснащение для прохождения маршрута;
    наметить пути срочной эвакуации в случае неблагоприятных ситуаций на маршруте.
      Знание особенностей и опасностей маршрута необходимо. Не только руководителю, но и участникам похода.
      Помимо изучения туристской трассы, программы и условий обслуживания, оформления необходимой документации в подготовительный период руководителю маршрута надлежит проконтролировать подготовку общего и специального снаряжения, ремонтного набора и медицинской аптечки. В аптечке путешественника должны быть: йод, бинт и пластырь, марганцовка, активированный уголь, фестал или энзистал, иммодиум, но-шпа, анальгин или спазган, аспирин, тавегил или супрастин, валокордин [2 c. 124-126].
      Подготовка к походу может включать тренировочные занятия, обязательное медицинское освидетельствование участников похода и инструктаж по технике безопасности на маршруте и оказанию первой медицинской помощи.
      Инструкторы и руководители рассказывают туристам о предстоящем походе, особенностях маршрута, туристских достопримечательностях, естественных препятствиях, опасных местах, разъясняют значение дисциплины, и необходимость соблюдения правил и режима в походе.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.