На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Внешнеэкономическая политика РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
КУРСОВАЯ  РАБОТА
по экономической  теории 

«ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ПОЛИТИКА РФ» 
 
 
 
 
 

«Допущена к  защите»______________
Зав. кафедрой  ____________________ 
 
 
 
 

 

     
     Введение. 

     Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. Еще  до формирования мирового хозяйства народы вели активную торговлю товарами, то есть обменивали то, что у одних было в избытке на то, с чем был дефицит, а у других народов на оборот. Поэтому международная торговля предшествовала мировому хозяйству. Такой вид торговли способствовал развитию машинного производства, так как оно нередко производило продукцию из импортного сырья. Из-за применения производственных машин прибыль росла, что предшествовало относительно избыточному капиталу, что решалось его вывозом за границу. Как раз последнее способствовало формированию мирового хозяйства и общественного разделения труда.
     На  протяжения столетий внешняя торговля была и есть основой международных  экономических отношений, так как  рост мирохозяйственных связей ускорил  процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития слаборазвитых стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.
     В настоящее время торгово-экономические  связи в основном сохранили прежние черты. Это, прежде всего, относится к структуре товарооборота, которая изменилась не так сильно. Основу товарообменных операций составили топливно-энергетические товары, черные и цветные металлы, удобрения, машиностроительная продукция.
     В числе причин, вызывающих сокращение объемов торговых связей, являются: всеобщий кризис денежной наличности и кассовые взаимные неплатежи; существенные различия в темпах проведения и характере  экономических реформ в республиках, отсутствие координации, согласованного механизма и рыночной инфраструктуры на товарных рынках стран СНГ односторонние действия республик в области торговой, таможенной, денежно - кредитной и ценовой политики в отношении с третьими странами без учета интересов стран Содружества; и, наконец, полное отсутствие дисциплины и ответственности в выполнении достигнутых соглашений о взаимных поставках товаров.
     Страны  СНГ являются гарантированным рынком сбыта российской продукции, не только энергоресурсов и сырья, но и высокотехнологичных  изделий. Поэтому необходимо определить экономически оправданные пропорции взаимоотношений во внешнеэкономических связях России, которые бы не позволили их ослабить со странами Содружества до опасных пределов.
     Россия  импортирует из стран СНГ многие виды сырья, материалы и технику, продовольственные и непродовольственные товары, что составляет 30% их импорта.
     Важнейшей задачей России во внешнеэкономической  сфере остается вступление во Всемирную  торговую организацию, без чего невозможно эффективно защитить интересы отечественных экспортеров. Россия подписала необходимые соглашения практически со всеми партнёрами и уладила почти все вопросы для вступления в ВТО. Вступление России намечено российским правительством и руководством ВТО на 1-е полугодие 2011 года. Также по согласованию с МИД-ом проводится реорганизация торговых представительств. Проводится отказ от малоэффективных торговых представительств. Их функции передаются посольствам.
     Внешнеэкономическая политика (ВЭП) любого государства является важной, а в ряде случаев и определяющей частью его общей внешней политики. Зачастую государство формирует свои внешнюю политику и внешнеполитические связи исходя главным образом из требований ВЭП, а те или иные важные политические решения и инициативы являются уже следствием внешнеэкономических закономерностей.
  История развития Европейского Союза - яркое тому доказательство. Острая потребность европейских государств в объединении их экономических пространств, в создании единого товарного, трудового и финансового рынка привела к жесткой политической интеграции с созданием Европарламента и других наднациональных общеевропейских политических структур. Практически осуществленные четыре степени свободы: свобода перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы ставят на повестку дня новые политические интеграционные решения, вплоть до введения единого общеевропейского паспорта.
     В то же время ВЭП тесно увязана  с внутренней экономической и  социальной стратегией. Основные принципы ВЭП должны отражать особенности  экономической ситуации в стране и соответствовать основным положениям внутренней социально-экономической политики государства. Имеет место и обратная связь, так как ВЭП существенно влияет на содержание и темпы осуществления внутренней экономической политики, поскольку внешнеэкономические связи могут служить весьма эффективным средством, содействующим реализации внутренних социально-экономических программ. Результаты практического осуществления ВЭП могут реально воздействовать на структуру и динамику инвестиций, темпы и эффективность общественного производства и т.д. 
 
 
 
 
 

Глава 1: Основные тенденции развития внешней торговли России  
 

     В последние годы торгово-экономическое сотрудничество России успешно развивалось и в целом характеризовалось устойчивым ежегодным ростом его объемов. Однако в 2009 г. под влиянием кризиса объемы торговли резко упали.   
     Внешнеторговый  оборот России в январе – сентябре 2010 г. увеличился на 35,4%. По данным Росстата за рассматриваемый период внешнеторговый оборот РФ составил 459,3 млрд долл.
       Экспорт в Россию за январь – сентябрь 2010 г. увеличился на 38,1% до уровня 287 млрд долл., а импорт – на 31% – до 172,2 млрд долл. Положительное сальдо внешнеторгового баланса России в январе – сентябре 2010 г. увеличилось до 114,8 млрд долл. по сравнению с 76,4 млрд долл. в январе   – сентябре 2009 г.
        Внешнеторговый оборот РФ с  основными внешнеторговыми партнёрами  из числа стран дальнего зарубежья  за январь – сентябрь 2010 г.  увеличился на 38,4%   – до 379,814 млрд долл., в том числе со  странами ЕС – на 34,5% – до 217,847 млрд долл., со странами АТЭС – на 54,3% –   до 102,544 млрд долл.
        Внешнеторговый оборот со странами  СНГ увеличился на 29,2%   –  до 60,659 млрд долл.
     Внешнеэкономические связи играют важную роль в экономике  России. На экспорт отгружается три четверти производимых минеральных удобрений, немногим менее половины добытой нефти, треть нефтепродуктов, газа, круглого леса.
     Поступления от внешнеторговой деятельности (тарифы, НДС, акцизы) составляют около трети  налоговых доходов федерального бюджета. Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 51,1 млрд.долларов США, что на 27,8 млрд. долларов США больше, чем в январе-марте 2009 года. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 45,2 млрд.долларов США (рост на 26,5 млрд.долларов США), со странами СНГ – 5,9 млрд. долл. США (рост на 1,3 млрд.долларов США).Положительное сальдо торгового баланса России способствует улучшению структуры ее платежного баланса.
     В страновой структуре внешней  торговли России особое место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского Союза в январе-марте 2010 года приходилось 51,8%  российского товарооборота (в январе-марте 2009 года – 49,7%). На страны СНГ в январе-марте 2010 года приходилось 13,8% российского товарооборота (в январе-марте 2009 года – 14,1%), на страны ЕврАзЭС – 7,6% (9,0%), на страны АТЭС – 20,4% (21,8%).
     Основными торговыми партнерами России в январе-марте 2010 года среди стран дальнего зарубежья  были: Нидерланды, товарооборот с которыми составил 13,3 млрд.долларов США (187,9% к январю-марту 2009 года), Китай – 12,0 млрд.долл.США (152,5%), Германия – 11,1 млрд.долл.США (150,4%), Италия – 8,7 млрд.долл.США (140,6%), Турция – 5,9 млрд.долл.США (131,6%), Польша – 5,2 млрд.долл.США (197,7%), Франция – 4,6 млрд.долл.США (137,2%),  Япония – 4,1 млрд.долл.США (122,9%), Финляндия – 3,9 млрд.долл.США (129,8%), США – 3,7 млрд.долл.США (104,5%). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.1. Экспорт 

     Экспорт России в январе-марте 2010 года составил 91,9 млрд.долларов США и по сравнению с январем-мартом 2009 года увеличился на 61,7%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 79,8 млрд.долларов США (рост на 65,5%), в страны СНГ – 12,1 млрд.долларов США (рост на 40,5%).
     Увеличение  стоимостного объема экспорта в январе-марте 2010 года по сравнению с январем-мартом 2009 года было обусловлено ростом средних цен экспортируемых Россией товаров и увеличением физических объемов экспортных поставок. Индекс средних цен экспорта в  январе-марте 2010 года составил 119,5%,  а  индекс физического объема экспорта – 120,4%.
     Основу  российского экспорта в январе-марте 2010 года в страны дальнего зарубежья  составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в  товарной структуре экспорта в эти  страны составил 73,3% (в январе-марте 2009 года – 68,2%).
     В январе-марте 2010 года по сравнению с  январем-мартом 2009 года  стоимостной  объем топливно-энергетических товаров  увеличился на 77,8%. Среди товаров  топливно-энергетического комплекса  возросли физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья угля каменного на 42,7%, нефти сырой – на 5,5%, газа природного – на 78,7%, электроэнергии – на 28,4%, нефтепродуктов – на 7,3%, в том числе: дизельного топлива – на 11,8%, топлив жидких – на 3,9%. При этом сократились объемы экспорта кокса – на 20,4%, бензина автомобильного – на 26,9%, керосина – на 29,6%.
     В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья доля металлов и изделий из них снизилась  с 12,8 % в январе-марте 2009 года до 10,1% в  январе-марте 2010 года. Стоимостной объем экспорта указанных товаров возрос по сравнению с январем-мартом 2009 года на 30,9%, а физический – на 20,2%, в том числе увеличились объемы экспорта алюминия на 5,8%, меди – на 6,1%, черных металлов и изделий из них – на 22,1%, чугуна – на 6,3%, ферросплавов – на 35,7%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 34,7%, проката плоского из железа и нелегированной стали – на 14,2%.
     Доля  продукции химической промышленности в январе-марте 2010 года составила 5,3% (в январе-марте 2009 года – 6,6%). По сравнению с январем-мартом прошлого года стоимостной объем этой продукции увеличился на 31,7%, а физический – на 21,7%, в том числе объемы поставок органических химических соединений возросли на 24,7%, метанола – на 89,8%,  пластмасс и изделий из них – на 50,1%, каучука – на 63,2%, удобрений – на 29,6%, калийных удобрений – в 2,4 раза, смешанных удобрений – на 39,0%.
     Доля  экспорта машин и оборудования в  январе-марте 2010 года составила 3,5% (в  январе-марте 2009 года – 3,6%). По сравнению с январем-мартом 2009 года стоимостной объем поставок машин и оборудования возрос на 57,6%, в том числе: механического оборудования – на 26,8%, электрооборудования – на 19,1%.
       Доля экспорта продовольственных  товаров в товарной структуре в январе-марте 2010 года составила 2,1% (в январе-марте 2009 года – 2,7%). По сравнению с январем-мартом 2009 года наряду с увеличением стоимостных объемов поставок продовольственных товаров на 28,3% увеличились физические объемы на 10,3%, в основном за счет роста экспорта пшеницы  на 32,8%, ячменя – на 22,7 %, рыбы – в 2,1 раза.
     Доля  экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в январе-марте 2010 года составила 2,1% (в январе-марте 2009 года – 2,9%). Стоимостной  объем данной товарной группы увеличился по сравнению с январем-мартом 2009 года на 21,0%. По сравнению с январем-мартом 2009 года возросли физические объемы экспорта пиломатериалов на 28,8%, фанеры – на 44,2%, целлюлозы – на 10,6%, бумаги газетной – на 12,5%.
     В товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе-марте 2010 года доля топливно-энергетических товаров составила 53,8% от всего экспорта в эти страны, что на 17,8 процентных пункта выше, чем в январе-марте 2009 года. Стоимостной объем экспорта топливно-энергетических товаров увеличился по сравнению с январем-мартом 2009 года в 2,5 раза. Физические объемы экспорта угля каменного возросли в 2,1 раза, кокса в 2,1 раза, газа природного – в 3,6 раза. Поставки нефти сырой  снизились на 14,4%, нефтепродуктов – на 23,0%, в том числе бензина автомобильного – на 16,6%.
     Доля  металлов и изделий из них в  экспорте в страны СНГ в январе-марте 2010 года составила 9,5% (в январе-марте 2009 года – 16,9%). Стоимостной объем  данной товарной группы сократился по сравнению с январем-мартом 2009 года на 7,8%, за счет снижения цен. Физический объем экспорта черных металлов и изделий из них возрос на 16,8%, в том числе: проката плоского из железа и нелегированной стали – на 43,3%.
       Доля машин и оборудования  в январе-марте 2010 года составила  11,8%  (в январе-марте 2009 года – 14,0%). Увеличение стоимостных объемов экспорта  продукции машиностроения наблюдалось по всем товарным группам ТН ВЭД. Исключение составили средства наземного транспорта, кроме железнодорожного стоимостной объем которых снизился по сравнению с январем-мартом 2009 года на 22,7%.
     Доля  продовольственных товаров и  сельскохозяйственного сырья в  январе-марте 2010 года составила 6,2% (в  январе-марте 2009 года – 12,7%). Стоимостной  и физический объемы этих товаров  снизились по сравнению с январем-мартом 2009 года соответственно на 19,2% и 26,2%.
     Удельный  вес продукции химической промышленности в товарной структуре экспорта в  страны СНГ в январе-марте 2010 года составил 8,6% (в январе-марте 2009 года – 10,0%), лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий – 4,1% (6,0%). Стоимостные объемы экспорта указанных товарных групп возросли по сравнению с январем-мартом 2009 года на 39,9% и 11,9% соответственно.
     Рост  физического объема экспорта оказал позитивное влияние на стабилизацию производства ряда отраслей российской экономики, ориентированных на внешний рынок. Улучшилась ситуация прежде всего в топливно-сырьевых отраслях.
     В то же время произошло  сокращение  экспортных поставок продукции российского машиностроения в сравнении с 2008 годом. В 2009 году из России было экспортировано машин и оборудования на $17,9 млрд, в том числе в страны за пределами СНГ — $11,8 млрд, в страны СНГ — $6,1 млрд. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Импорт 

     Импорт  России  в январе-марте 2010 года составил 40,8 млрд.долларов США и  по сравнению с январем-мартом 2009 года увеличился на 21,6%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 34,5 млрд.долларов США (рост на 17,2%), из стран СНГ – 6,3 млрд.долларов США (рост на 53,0%).
     Увеличение  стоимости российского импорта  в январе-марте 2010 года по сравнению с январем-мартом 2009 года связано с ростом физического объема,  индекс которого составил 112,9%, и с повышением цен на импортируемые Россией товары, индекс средних цен которых в отчетном периоде составил 103,1% к январю-марту 2009 года.  
     В товарной структуре импорта из стран  дальнего зарубежья на долю машин  и оборудования в январе-марте 2010 года приходилось 41,8% (в январе-марте 2009 года – 45,6%). Стоимостной объем  импорта машиностроительной продукции  по сравнению с январем-мартом 2009 года увеличился на 7,5%, в том числе: механического оборудования возросли на 10,9%, электрооборудования – на 27,7%, инструментов и аппаратов оптических – на 9,3%. Вместе с тем, стоимостной объем импорта средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) снизился на 3,6%. Физический объем ввоза легковых автомобилей сократился на 43,0%, грузовых – на 3,7%.
     Доля  импорта продовольственных товаров  и сырья для их производства составила 18,2%, что на 0,7 процентных пункта выше, чем в январе-марте 2009 года. Этому способствовало увеличение физических объемов поставок продовольственных товаров на 17,3%, в том числе: мяса свежего и мороженого увеличились на 7,0%, сыров и творога – на 22,3%, цитрусовых – на 5,7%, кофе – на 30,4%, чая – на 17,8%, сахара-сырца – в 4,0 раза. По данным Федеральной таможенной службы за январь-август 2010 года доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства составила 15,8% (в январе-августе 2009 года – 18,0%). Доля импорта, хотя и снижается, в потреблении отдельных групп продовольственных товаров относительно высока. Физические объемы поставок продовольственных товаров по сравнению с январем-августом 2009 года возросли на 13,1%, в том числе сахара-сырца –  на 61,2%. Стоимостной объем импорта в РФ  во втором квартале 2010 г. составил 43,66 млрд. руб., натуральный – 567 тыс. тонн. Импорт сахара-сырца в январе-феврале текущего года, согласно оперативным данным ФТС России и Росстата, составил 208,9 тыс. тонн против 61,4 тыс.  в аналогичном периоде прошлого года (диаграмма1)…
       Удельный вес продукции химической  промышленности в товарной структуре  импорта составил 18,9% против 16,1% в  январе-марте 2009 года. Стоимостной  объем ввоза продукции химической  промышленности возрос на 37,8%. Физические  объемы поставок продуктов неорганической химии увеличились на 15,2%, лаков и красок – на 28,7%, мыла и моющих средств – на 22,0%, пластмассы и изделий из нее – на 47,5%, каучуковых и резиновых изделий – на 36,3%, фармацевтической продукции – на 6,4%.
     Доля  импорта текстильных изделий и обуви в январе-марте 2010 года составила 7,1% (в январе-марте 2009 года – 7,5%). Стоимостной объем импорта этих изделий возрос по сравнению с январем-мартом 2009 года на 12,0%. Физические объемы закупок хлопчатобумажных тканей возросли по сравнению с январем-мартом 2009 года на 18,7%, обуви с верхом из натуральной кожи сократились на 2,2%.
     Удельный  вес импорта металлов и изделий  из них в январе-марте 2010 года составил 5,6% (в январе-марте 2009 года – 5,0%). Стоимостной  объем данной товарной группы по сравнению с январем-мартом 2009 года возрос на 29,9%, а физический – на 31,2%. Физические объемы закупок черных металлов и изделий их них увеличились на 29,4%, в том числе проката плоского из железа и нелегированной стали – в 2,6 раза.
     В товарной структуре импорта из стран СНГ в январе-марте 2010 года доля машин и оборудования составила 24,0% (в январе-марте 2009 года – 25,9%). Стоимостной объем импорта данной товарной группы по сравнению с январем-мартом 2009 года возрос на 43,9%. Стоимостные объемы ввоза механического оборудования возросли на 38,6%, электрооборудования – на 51,2%, железнодорожного  оборудования – на 73,3%.
     Удельный  вес металлов и изделий из них  в товарной структуре импорта  из стран СНГ в январе-марте 2010 года составил 18,4% (в январе-марте 2009 года – 17,4%), топливно-энергетических товаров – 14,4% (11,1%), продовольственных товаров и сырья для их производства – 14,9% (16,0%), продукции химической промышленности – 10,1% (12,4%). 

     Рост  стоимостных объемов импорта  из стран СНГ по сравнению с январем-мартом 2009 года наблюдался по всем укрупненным позициям товарной номенклатуры. Так, импорт металлов и изделий из них увеличился на 63,5%, топливно-энергетических товаров – в 2,0 раза, продовольственных товаров и сырья для их производства – на 44,6%, продукции химической промышленности – на 25,4%.
     Физические  объемы импорта угля каменного возросли на 15,6%, нефти – на 24,4%, сыров и  творога – на 15,7%, продуктов, содержащих какао – на 39,3%, черных металлов и  изделий из них – на 75,2%, пластмассы и изделий из нее – на 14,6%. 
 
 
 
 

1.3. Стратегическое направление внешнеэкономической политики РФ
     Стратегическим  направлением внешнеэкономической  политики РФ является слитие России в мировое экономическое общество в целях максимального использования внешнеэкономических связей ради реализации долгосрочной структурной перестройки российской экономики.
Однако  в современной системе мирохозяйственных  связей Россия участвует нынче в  основном за документ расширения торговли товарами, преимущественно сырьем и материалами. Российская федерация слабо вовлечена в международную кооперацию производства, торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в научно-технический и сообщительный обмен. Народное хозяйство России оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров (т. монокультура экспорта), в первую голову всего топливно-сырьевой группы, а равно как от импорта многих потребительских товаров.
     В региональном аспекте культура экспорта привела к сверхконцентрации  зарубежных доходов в отдельных, изолированных анклавах на территории страны. Больше половины регионов практически не участвуют во внешнеэкономических связях и не могут пустить в ход их в своем развитии. Тем самым, не более чем возрастает интеграция общероссийского рынка, начавшаяся в ходе реформ 1990-х годов. Географически Святая ушла со многих перспективных зарубежных рынков, и в ее внешнеэкономических связях сложился нецелесообразный евроцентризм. Сие лишь увеличивает отставание регионов Сибири и Дальнего Востока и негативно влияет на наше хозяйственное экуменизм со странами СНГ. Кроме того, отечественный корпоративный сектор еще не сформировался настолько, чтобы результативно разделять что-либо в мировой несырьевой торговле. И главная проблема здесь сие отсутствие поддержки на внешних рынках со стороны государства.
Развитие  сих явлений при отсутствии убедительной экономической политики Правительства  только усиливают материал негативные тенденции. В докризисное перфект  государство стремилось обеспечить больший экономический разрастание в ущерб развитию фискальной политики. Возросшие экспортные доходы, вот как правило, размещаются за рубежом, хоть в стране налицо острый дефицит длинных денег и рост корпоративного внешнего долга.
     Безусловно, не следует оставлять о политической составляющей развития экономических взаимоотношений с зарубежными странами. Политические споры и недопонимания мешают экономической интеграции нашей страны в мировое подворье.
     Для дальнейшего развития внешнеэкономической  политики России должен обеспечить реализацию определенных мер.
     Прежде  общей сложности, следует отработать научно обоснованную долгосрочную промышленную политику России, на базе которой можно  было бы осознанно выстраивать ее общехозяйственную и внешнеэкономическую  специализацию, включая целевое прельщение иностранного капитала. На сего необходимо оптимизировать размеры экспорта (в первую очередь, сырья и топлива) подле сохранении существующих позиций России на мировых товарных рынках сырья, материалов, оборудования, вооружения и военной техники и дальнейшем расширении экспорта готовых товаров и услуг. Также отечественному бизнесу надобно дать определенную часть мирового рынка наукоемкой промышленной продукции. Далее, делать нечего защитить равноправные обстоятельства доступа российских товаров и услуг на мировые рынки при адекватной защите внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений.
     Существенной  корректировки требует таможенно-тарифная поведение. Симпатия должна создавать благоприятные условия на повышения конкурентоспособности национального производства, не ухудшая при этом условий конкуренции на внутреннем рынке.
     Следующей мерой является сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли, создавая благоприятные экономические состояние в России, ужесточая валютный и таможенный надзор, а также пресекая контрабанду.
     Импорт  должен снабжать народное хозяйство  продукцией, отсутствующей или дефицитной в стране. При этом основой устойчивого  развития России должен оставаться ее внутренний толчок рядом сохранении его единства и сокращении межрегионального неравенства. Заносчиво повышать роль субъектов РФ в выработке и осуществлении внешнеэкономической политики. Равно как нужно вовлекать во внешнеэкономические связи не на все про все новые регионы, но и новые предприятия; повышать долю малого и среднего бизнеса во внешнеэкономических отношениях. Основным инструментом защиты внутреннего рынка должны стать меры, направленные, прежде сумме, на сколачивание здоровых и разумных условий конкуренции. Использование антидемпинговых, специальных защитных и компенсационных мер позволит защитить защиту интересов национальных производителей в случаях нарушения нормальной конкурентной ситуации.
     Уже было зарегистрировано, что необходимо расширять экспорт услуг. Перспективными здесь представляются услуги транзита, связи, освоение космоса, туризм, созидание, программные продукты, а также ввоз технологий. Необходимо задействовать механизмы регулированию торговли услугами, выработав единые фигли-мигли. Подсоединение национального классификатора услуг, определение категории услуги наподобие особого предмета экономических обменов позволит упорядочить экономические отношения в этом важнейшем секторе российской экономики, начиная налоговые аспекты. Разом, может оснащаться защита секторов услуг, находящихся в стадии становления и развития, на временный период, необходимый для выравнивания конкурентных возможностей отечественных и иностранных компаний.
     В условиях международных экономических отношений необходимо формирование интенсивных торгово-экономических связей с зарубежными странами, шаг вперед рынков сбыта других стран. При этом основным условием вовлечения России в современное международное экуменизм является то, насколько сие участие отвечает национальным интересам России, ее экономической безопасности. Рассмотрим основные направления внешнеэкономических связей России.
     Азиатско-Тихоокеанское  закваска. Страны АТР стремительно развиваются в последнее время. Экономические интересы России в регионе АТР стимулируются наличием в нем капиталов, технологий, а как и нужного стране сырья, относительно дешевых транспортных путей минуя Тих океан и по трансарктическим маршрутам. Со своей стороны Россия способна участвовать в региональных интеграционных процессах своими сырьевыми ресурсами, технологиями, предоставлять кратчайшие транзитные пути в Европу, телекоммуникационные системы, свой рекреационный потенциал в Сибири и на Дальнем Востоке, живописать заматерелость борьбы со стихийными бедствиями и развития малых народов, использовать собственный транспортный и рыболовный возможности в Тихоокеанском бассейне. В рамках АТР нелишне упереть североамериканское направление, которое является сосредоточением самых передовых технологий, однако пока используется нами в основном для импорта продовольствия. Вопреки на политические разногласия посередине Россией и США перспективным является сотрудничество во многих сферах (металлургическая, авиакосмическая, автомобильная, атомная промышленности, научно-техническое сотрудничество и др. Европейское сентиментализм. Промеж важных мер по преодолению перекосов во внешнеэкономическом комплексе России следует экстрагировать обязательность соблюдения принципа сбалансированного развития внешнеэкономических связей по географическим направлениям, исходя из экономической эффективности и геополитической целесообразности. Нам пора серьёзно пошевелить мозгами над тем, на правах преодолеть сложившийся евроцентризм во внешнеэкономической сфере, при котором долька товарооборота России со странами ЕС составляет запредельный пороговый индекс национальной экономической безопасности практически 55% (по оценке специалистов ООН, доля экспорта и импорта из одного источника не должна превышать 1/3). Направления и особенности этих связей будут во многом зависеть эк от развития и трансформации самого ЕС, неведомо зачем и от развертывания процессов интеграции в рамках СНГ. По мнению российских специалистов, главным вопросом в экономических взаимоотношениях России и ЕС в ближайшие годы способен создание зоны свободной торговли и производство механизма ее функционирования.
     Направление СНГ. Ровно понятно, среди приоритетов  российской внешней политики на первом месте числятся страны СНГ. К сожалению, России пока не удаётся справиться негативную тенденцию снижения доли сих стран в её внешнем товарообмене, которая понизилась за последние годы до 15%. Постсоветское пространство продолжает дробиться и проходить под враждебный нам ревизовка, возникает все больше разногласий как в политических, так и экономических вопросах. Все рынки стран СНГ богаты сырьем, продовольствием, дешевой рабочей силой. Равно как существуют военно-стратегические мотивы сотрудничества. Благодаря тому недопустимо упускать возможность тесной взаимовыгодной работы с рынками стран СНГ. При наличии продуманной долгосрочной политики России на этом направлении оно в полной мере может обойтись в копеечку хозяйственной зоной, тяготеющей к России.
     Внешнеэкономические знакомства России с развивающимися странами предстают как необходимое звено в механизме ее внешних отношений со странами таблица. Тем паче, сколько потенциал российских торгово-экономических связей со многими развивающимися странами в значительной степени не востребован. Сложившаяся комплементарность экономик России и ряда развивающихся стран, сравнительно невысокая требовательность их рынков, взаимные развитие и остальные факторы превращают эти страны по многим позициям в наиболее вероятных потребителей российской продукции. В свою очередь, многие развивающиеся страны рассматривают бартер с Россией как главный и альтернативный источник в торгово-экономических связях с Западом. По оценке российских специалистов, именно торжок развивающихся государств может перекинуться базой пользу кого наращивания, облагораживания структуры и диверсификации российского экспорта как в плане расширения географии экспорта, так и его реального товарного исполнения.
     В рамках работы по налаживанию внешнеэкономических  связей России с зарубежными странами потребуется система государственного поощрения отечественных компаний, участвующих в инвестициях за рубежом; необходима качественная инфраструктура на обеспечения торговли в лоне государствами (торговый эскадра, исполнение маршрутов транспортировки отечественных углеводородов); равно как нужно проводить работу в дипломатическом аппарате, направленную на помощь отечественному бизнесу. Тоже полагаю, что следует продолжать вести необходимую участие ant. бездейственность, направленную на получение возможности вступления России в ВТО.
     Осуществление активной внешнеэкономической политики предполагает учреждение системы контроля за обеспечением прав России, вытекающих из двухсторонних и многосторонних международных торговых соглашений. Таковой скрипка необходим для адекватной реакции на любые случаи нарушения таких прав, дискриминации российских компаний, их товаров и услуг на внешних рынках. Российские экономические операторы должны подкалымить равные возможности защиты своих интересов.
Важно понимать, что без государственной  поддержки бизнесу крайне сложно выйти на зарубежные рынки и тем сильнее поддерживать высокую конкурентоспособность. Здесь следует сбить государственную систему внешнеэкономической информации, которой могли бы оперировать предприятия, особенно мелкие и средние.
     Очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые вещи вдобавок длительное время будут оставаться основной позицией. За всем тем для России вполне реально углубление степени переработки сырья и на этой основе увеличение в экспорте доли таких товаров, совсем как целлюлоза, химическая изделие, удобрения и др.
Для успехи поставленных целей и для укрепления своих позиций в мире Россия должна выгнать активную политику в области  внешнеэкономических связей и торговых отношений. По мнению премьер-министра РФ, Владимира Путина, "активная внешнеэкономическая стратегия - один из важнейших факторов долгосрочного роста экономики и эффективный инструмент в целях ее перехода на инновационный путь развития". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Оценка внешнеэкономических связей России 

2.1 Анализ структуры, динамики внешнеэкономических связей России 

     Экономическая безопасность Российской Федерации  напрямую зависит от эффективности  её внешней торговли, которая сегодня  вносит вклад, равный почти 40% доходной части федерального бюджета. С учётом положительного косвенного воздействия этой ключевой отрасли на всю отечественную экономику (по оценкам учёных Центра внешнеэкономических исследований Института экономики РАН, этот эффект даёт до 10% доходной части бюджета) вклад внешнеторговой сферы составляет фактически половину финансовых средств, поступающих в российский бюджет. Кроме того, при нынешней благоприятной конъюнктуре страна через посредство внешнеторгового обмена уже накопила существенные валютные ресурсы, которые формируют Резервный фонд и Фонд будущих поколений, до недавнего времени составлявшие Стабилизационный фонд.
     Однако  потенциальные возможности внешнеторгового  обмена в России не используются должным  образом. А это чревато усугублением критериев экономической безопасности страны ввиду происходящих сегодня серьёзных изменений на мировом рынке. Дело в том, что сформировавшаяся в новой России экономика усиливает перекос двоякого рода: чрезмерную зависимость от экспорта топлива и сырья и систематическое отставание обрабатывающей промышленности. Выход из этой ситуации может обеспечить только государство.
     Неолиберальная  политика не всегда эффективна, так  как требует от государства невмешательства  как раз в то время, когда оно  особенно необходимо. Олигархический капитализм и сегодня по-прежнему в силе. В последние годы он видоизменился - стал своеобразным государственно-монополистическим капитализмом с паразитическими и криминальными чертами, вопиющим неравенством доходов, бедностью, а точнее - нищетой значительной части населения, разгулом преступности, коррупцией, паразитизмом богатого класса, неэффективностью многих управленческих звеньев.
     Властные  структуры должны понимать необходимость  выработки реальных путей выхода из сложившейся ситуации. А выход  здесь один - отказаться от олигархического  капитализма как главной опоры государства, отвергнуть главный принцип либералов "меньше государства в экономике" и перейти к построению смешанной экономики на рыночных принципах (т.е. отказаться от "чистого", нерегулируемого капитализма), где непосредственное участие государства в развитии реального сектора экономики в виде госсектора и регулирующие функции государства в остальной экономике должны стать ведущими принципами на долговременную перспективу. Только такой путь может вывести страну из перманентного кризиса, преодолеть перекосы в структуре экономики и социальной сфере, стабилизировать социально-экономическую ситуацию, уменьшить и, в конце концов, ликвидировать вопиющие диспропорции, наблюдающиеся сейчас во всех сферах общественной жизни страны. Положительный опыт государственного регулирования экономики в большинстве развитых стран как раз свидетельствует о необходимости перехода Российской Федерации на другую экономическую модель.
     Приватизация  большинства промышленных предприятий  в России не привела к повышению  эффективности их работы. Требование неолибералов (по указанию МВФ) разукрупнить и приватизировать естественные монополии приведёт к дальнейшему спаду промышленного производства, то есть усугубит процесс деиндустриализации страны, а значит, приведёт к окончательной потере Россией своих державных признаков.
     России  необходимо отказаться от курса всяческого сдерживания бюджетных расходов. Возрождение российской экономики настоятельно требует (по мнению, как российских экономистов-государственников, так и видных западных специалистов, например, американских учёных Кеннета Эрроу, Маршалла Гольдмана, Джозефа Стиглица и других) стимулирования спроса (методами повышения бюджетных расходов) и предложения (методами налоговой политики).
     Безудержное присвоение прибавочного продукта и  значительной части необходимого продукта (за счёт поддержания низкого уровня зарплат наёмных работников) со стороны формирующегося класса российских предпринимателей привело в России к беспрецедентному социальному расслоению, какого и близко не наблюдается, например, в союзной Белоруссии.
     Необходимо  принять меры по увеличению доли зарплаты наёмных лиц (кроме топ-менеджеров крупных компаний) в ВВП с 30% до среднеевропейского уровня в 50-60%. Ведь чрезмерно малая доля оплаты труда в ВВП тормозит рост экономики, делая невозможным реализацию продукции на внутреннем рынке. В результате Россия потребляет и использует меньше продукции, чем выпускает. И, следовательно, может поддерживать экономический рост в основном благодаря превышению экспорта над импортом (в 2008 году объём экспорта - 302 млрд. долларов, а импорта - 137,5 млрд. долларов; в 2010 году прогнозируемый объём экспорта - до 303,6 млрд. долларов, а импорт - до 200,8 млрд. долларов). Неиспользуемый денежный капитал "складируется" основном за океаном в фондах с разными названиями и накапливается в виде огромных валютных резервов. Рост положительного сальдо внешнеторгового баланса означает, что Россия отдаёт мировому рынку больше ресурсов и труда, чем получает взамен. Исходя из установившейся практики развитых стран и учитывая имеющиеся внешние риски в современном мировом хозяйстве, накапливать валютные резервы целесообразно лишь до рубежа годового объёма импорта. Сейчас эти резервы уже насчитывают огромную величину - почти 500 млрд долларов.
     К сожалению, российское правительство  избегает серьёзного анализа результатов  рыночных реформ, не хочет видеть бедственного состояния экономики и подавляющей части общества, продолжает оставаться на либеральных позициях.
     Из  непредвзятого анализа фактов, отсутствующего в публикуемых документах российского  правительства, вытекает неотложная потребность  пересмотра правительственного курса и выработки новой повестки дня реформ с убедительной структурной, промышленной, валютной политикой и эффективным использованием внешнеэкономических связей, прежде всего, в интересах реального социально-экономического подъёма страны, а не нынешнего гипертрофированного экономического роста, который способен обеспечить, как показывает практика последних лет, лишь инерционное развитие России. В противном случае внешнеэкономический комплекс Российской Федерации будет по-прежнему оставаться в сильной зависимости от колебаний мировой конъюнктуры и критически влиять на внутреннее экономическое и социальное развитие страны. Подобное положение дел недопустимо с точки зрения пороговых значений обеспечения экономической безопасности России.
     Естественно, при коррекции экономического курса локомотивом экономического роста и устойчивого развития России должен оставаться внутренний рынок. В условиях усиливающейся конкуренции за дефицитные ресурсы между экспортом и растущим внутренним спросом уже в ближайшее время объективно потребуется государственное регулирование доли экспорта в ВВП с целью удержания дефицитных товаров в стране и улучшения пропорций международного обмена как в энергетическом, так и в неэнергетическом секторах отечественной экономики.
     По  мнению учёных Центра внешнеэкономических  исследований Института экономики  РАН, наблюдаемый в стране растущий спрос на ресурсы со стороны внутреннего  рынка, а также обозначившиеся уже  сегодня пределы дальнейшего  наращивания экспорта отечественных  энергоносителей, объективно потребует в ближайшие годы сокращения ныне завышенной экспортной квоты в российском ВВП с 1/3-1/5 до порядка 18-20%. При этом главным критерием в тенденции развития отечественного экспорта должно стать уже не просто наращивание его физического объёма, а повышение стоимости единицы экспорта.
     Что касается отечественных энергоресурсов, необходимо рационально оптимизировать физические объёмы экспорта нефти и  природного газа применительно к  новому уровню мировых цен. При этом необходимо в полной мере учитывать национальные интересы и исходить из того, что мировая энергетическая безопасность не требует от России "интернационализации" её природных ресурсов. Российский вклад в её обеспечение может осуществляться через посредство внешнеторгового обмена продуктами переработки нефти, газа и другими готовыми энергоёмкими товарами.
     В этой связи государству необходимо конкретизировать функции экспорта и импорта в национальном воспроизводственном  процессе. Переход к индустриализации отечественного экспорта и переориентации импорта на инвестиционные цели потребует от экономического блока российского правительства программно-системного обеспечения по стратегическим направлениям развития национальной экономики с опорой на частно-государственное партнёрство, бюджетное финансирование и систему государственного регулирования.
     Среди важных мер по преодолению перекосов  во внешнеэкономическом комплексе  России следует выделить необходимость  соблюдения принципа сбалансированного  развития внешнеэкономических связей, по географическим направлениям исходя из экономической эффективности и геополитической целесообразности. Нам пора серьёзно задуматься над тем, как преодолеть сложившийся евроцентризм во внешнеэкономической сфере, при котором доля товарооборота России со странами ЕС составляет запредельный пороговый показатель национальной экономической безопасности - практически 55% (по оценке специалистов ООН, доля экспорта и импорта из одного источника не должна превышать 1/3).
     По  имеющимся прогнозам, в ХХI веке Азиатско-Тихоокеанский регион перехватит у Европы пальму первенства деловой активности и станет центром мирового экономического развития. Азиатское направление развития внешнеэкономических связей сулит России немалые позитивные перспективы в геоэкономическом и геополитическом плане, в том числе для ускоренного развития Сибири и Дальнего Востока, которые нам необходимо сохранить в рамках единой России.
     Как известно, среди приоритетов российской внешней политики на первом месте  числятся страны СНГ. К сожалению, России пока не удаётся преодолеть негативную тенденцию снижения доли этих стран в её внешнем товарообмене, которая понизилась за последние годы до 15%. По мнению большинства экспертов, только при наличии продуманной и долгосрочной политики России в ближнем зарубежье оно вполне может стать хозяйственной зоной, тяготеющей к РФ.
     Внешнеэкономические связи с США и Канадой используются Россией в основном для импорта  продовольствия, хотя эти страны могли  бы стать одним из главных источников импорта самых передовых технологий.
     Неоправданный уход России с рынков развивающихся  стран после развала СССР существенно  сузил возможности её внешнеэкономического комплекса. Чтобы изменить положение, России нужно вернуться на эти  рынки и выстраивать свои отношения  с этой группой стран на рыночных принципах, а не на идеологической основе, как это было в недалёком прошлом, когда мы накапливали их долги в ущерб себе.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.