На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Этические взгляды Сократа и Платона

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 10.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План
1.Введение
2.1. Биография Сократа
2.2. Этические взгляды  Сократа
3.1.Биография  Платона
3.2.Этические  взгляды Платона
4. Заключение
5. Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 
Великие мыслители своей  эпохи. 
 
Легендарные мыслители Сократ и Платон жили в том же месте в одно и то же время, но их жизнь и учения во многом разительно отличались. Сократ и Платон встретились в 408 г. до н. э. и не расставались до самой смерти Сократа. В 20 лет Платон, подающий множественные надежды амбициозный юноша, готовился участвовать в поэтическом соревновании как автор трагедии и случайно перед театром услышал дискуссию, в которой участвовал Сократ. Она настолько его увлекла, что он сжег свои стихи и решил посвятить себя исключительно философии.  
Этот случай был не столько удивителен, сколько закономерен - речи Сократа были способны моментально околдовать человека. Даже услышав их в неумелом изложении, современники чувствовали неожиданное волнение и трепет, а однажды приняв участие в дискуссии, многие «оседали у его ног» навсегда. Сократа кроме многочисленных учеников всегда сопровождали толпы зевак, невежество которых не позволяло понять всей глубины его мыслей, но сама речь завораживала. Настолько ее содержание контрастировало с формой, не говоря уж о внешности Сократа. Он избегал традиционных ораторских приемов, закруглений периодов и прочего украшательства, его резкая и отрывистая речь была ближе к простонародной. Его фигура и манеры смотрелись не иначе как вызов традиционным идеалам античной цивилизации с ее блеском и лоском и поклонением формальной красоте. «Низкого роста и лысый, с раздутым животом, толстой и короткой шеей, выпученными глазами, толстыми губами и вздернутыми ноздрями, Сократ казался живым сатиром, сорвавшимся с пьедестала и внезапно появившимся среди богов».  
Удивительно скорее то, что Платон смог взвешенно отнестись к учению Сократа, не сразу с ним сдружился, параллельно изучал и другие философские школы, положения которых заимствовал более откровенно. Злые языки утверждали, что «Тимей», одно из главных его сочинений, не что иное, как пересказ одной пифагорейской книги, купленной за баснословную цену. Тем не менее впоследствии они становятся близкими друзьями. За восемь лет дружбы Сократ дал Платону то, чего ему не хватало: твердую веру в существование истины и высших ценностей жизни, которые познаются через приобщение к благу и красоте трудным путем внутреннего самосовершенствования. Сократ считал Платона одним из любимейших своих учеников. Платон всегда высоко ценил Сократа и как человека и как мыслителя. Когда Сократа судили, Платон подготовил пламенную речь в его защиту, хотя Сократ и возражал, чтобы его кто-либо защищал на суде. Несправедливое осуждение Сократа сильно повлияло на Платона. Он так заболел, что не смог присутствовать при его смерти. Впоследствии сцена смерти Сократа стала сюжетом одного из его выдающихся сочинений. Своеобразным нерукотворным памятником мыслителю стало частое употребление в диалогах Платона образа Сократа, как персонажа, говорящего «от автора». Хотя и не все речи этого персонажа мы можем считать Сократовскими, но это один из немногих дошедших до нашего времени источников. 
 

      Биография Сократа
Сокра?т (469-399 гг. до н. э.)  — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий и отождествлением добродетели и знания он направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности.
Сократ был  сыном каменотёса (скульптора) Софрониска и повитухи Фенареты, у него был брат по матери Патрокл. Получил разностороннее образование. Был женат на женщине по имени Ксантиппа. Принимал активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне — сражался под Потидеей и при Делии. Был учителем и старшим другом афинского политика и полководца Алкивиада. В 399 до н. э. ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, не был подвергнут казни, а сам принял яд (по распространённой легенде, настой цикуты, но — если судить по симптомам — болиголова пятнистого).
Сократ рассматривает  мораль как глубочайшую основу всей человеческой культуры. Он высказывал твердое убеждение в существовании  общих определений морали, постижение которых является гарантией добродетельности личности. В этом его отличие и  от софистов и от Демокрита. Он обозначил ту линию в этике, сторонники которой не моральные принципы выводили из жизни, а жизнь подводили под моральные принципы. С его именем связано начало идеалистической этики, хотя, конечно, у него этический идеализм еще не принял завершенной формы. Сократ остается на почве реальной жизни с ее противоречиями, подвижностью, незавершенностью. Для него социальная ответственность является неотъемлемой, существенной характеристикой индивида, не менее важной, чем его стремление к морально суверенному образу мыслей и действий.
Сократ не оставил  письменного наследия, его взгляды  дошли до нас в изложении его  современников и учеников.
2.2. Этические взгляды Сократа
Этика Сократа  начинается с утверждения о том, что благо тождественно  удовольствиям, счастью. Однако Сократ тут же ставит вопрос о том, правильно ли мы понимаем, что есть  удовольствие. Это приводит к утверждению о том, что  добродетель  тождественна знанию. Данный тезис  при первом впечатлении сразу  же вызывает некоторую настороженность  и возражения. Действительно, мы все  знаем, что есть очень много людей, которые имеют представление  о том, что такое дурные поступки (например, знают, что определенные действия осуждаются обществом, что  они приносят страдания тем людям, по отношению к которым  совершаются), и, тем не менее, совершают их. Сократ,  видимо, легко ответил бы на подобные возражения в том плане, что знания этих людей недостаточно глубоки.  Поэтому они и творят зло по незнанию. Последнее,  однако, не снимает с личности ответственности. Наоборот, зло по незнанию, согласно Сократу, было бы даже хуже, чем зло, совершенное намеренно. Однако это чисто умозрительное допущение, так как невозможно себе представить, чтобы кто-то стал намеренно творить зло. Такому чисто рационалистическому пониманию нравственного отношения к миру, казалось бы,  противостоит известный тезис Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю». Он говорит, что добродетель есть знание, и в то же время свою мудрость видит в осознании того, что он ничего не знает. Он глубоко убежден в существовании общих нравственных понятий, но все его беседы направлены на дискредитацию общепринятых нравственных представлений. Он говорит, что добродетель сама по себе есть нечто прекрасное, и утверждает, что власть добродетели над человеком объясняется ее полезностью. Он верит в очищающую силу разума, знаний и совершенно не стремится придать своим взглядам научную форму, предпочитая систематизированному изложению непосредственную беседу и личный пример. Он признает необходимость подчинения законам, почитания богов, послушания родителям и одновременно обосновывает моральную суверенность личности. В этике Сократа переплелись различные идейные мотивы, сталкиваются различные этические установки. Деятельность Сократа протекает, когда завершается начавшееся на заключительной стадии первобытного общества становление индивида в качестве личности, формируются социальные и индивидуально-психологические механизмы, позволяющие и требующие от личности самостоятельного, ориентированного на собственные интересы и представления образа действий. В то же время классический полис сохраняет черты непосредственной общности. Личность обособляется, но не противостоит полису, рассматривает себя в качестве выразителя общего блага. Как говорит К. Маркс, Сократ "оказывается столь же субстанциальным индивидом, как и прежние философы, но в форме субъективности..." Именно это взаимно отрицающее единство субстанциальности и субъективности составляет специфический колорит этики Сократа.
Весь метод  рассуждения Сократа сводится к  спору, направленному на прояснение понятий,  достижение знания так, как  оно существует в его всеобщей форме независимо от распространенных мнений  людей, которые могут быть ошибочными.
Сократовский  метод вопросов и ответов  представляет процесс, в котором происходит отрешение  от  путаницы мнений (являющихся распространенными  заблуждениями) и осуществляется восхождение  к  общему, являющемуся действительно  истинным. Что же представляет из себя это общее, что является его  носителем  и как, собственно, такое общее  знание может быть возвращено единичному, т. е. как оно может отразиться на образе жизни человека, обладающего знанием? Ясного ответа на подобные вопросы у Сократа в общем-то нет. Этим, по-видимому, объясняются некоторые противоречия его собственной жизненной позиции. Например, с одной стороны, отождествление знания с добродетелью, с пониманием идеи как цели, образца, к которому нужно стремиться, с другой  стороны — устранение от активной жизни в обществе, от политической деятельности, возведенное в культ подчинение закону (проявившееся при казни), и в то же время защита автономии нравственного сознания. 

3.1. Биография Платона 

Платон родился  в 428—427 годах до н. э. в Афинах  в разгар Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 7 таргелиона (21 мая), праздничный день, в который, по мифологическому преданию, на острове Делос родился бог Аполлон.
Платон родился  в семье, имевшей аристократическое  происхождение, род его отца, Аристона (465—-424), восходил, согласно легендам, к  последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы, матери Платона, был афинский реформатор Солон. Также, согласно Диогену, Платон был зачат непорочно.
Первым учителем Платона был Кратил. Около 407 года познакомился с Сократом и стал одним из его учеников. Характерно, что Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами.
После смерти Сократа  в 399 до н. э. уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет в течение 399—389 годов. В 389 году отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В 387 году Платон возвращается в Афины, где основывает собственную школу — Платоновскую Академию. По древним преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году.
3.2. Этические взгляды Платона
Платон в своих моральных воззрениях не только продвинулся в сторону еще большей онтологизации моральных понятий, но и решительно разделил мир на подлинный и иллюзорный. Платон заимствует у Пифагора идею  перевоплощения душ. Так же как и Пифагор, Платон  рассматривал земное бытие человека как пленение его души, от которого можно освободиться только в результате ряда перевоплощений. Но идея земного плена выглядит у Платона более трагично, чем это имеет место у Пифагора или в буддистских представлениях о карме.  Согласно философии Платона, душа, по существу, не может выйти из бесконечного цикла бытия, так как души, освобожденные от земного плена,  возвратившиеся в мир идей, снова пытаются заглянуть в занебесную сферу, ломают крылья и, отягощаясь, вновь попадают на землю. Эта, в общем-то трагическая и пессимистическая философия, по-видимому, связана с жизненной драмой Платона. Драма заключалась в том, что Платон потерял своего любимого учителя — Сократа, был продан в рабство (этим кончилась неудачная попытка наладить дружеские отношения с тираном Дионисием) и,  наконец — наблюдал распад Афинского Морского союза. Распаду Афинского Морского Союза предшествовал провал похода на Сиракузы, в ходе которой погибла значительная часть флота Афин. Причиной этому во многом послужило предательство Алкивиада,  перешедшего на сторону Спарты (Пелопонесского союза). Наблюдая мир, в котором убивают мудрецов-философов, совершают предательства, думают прежде всего о богатстве, Платон, естественно, имел основания для того, чтобы прийти к выводу о его не подлинности. Идея противопоставления себя как нравственного существа, принадлежащего глубинами своей души к миру идей, неподлинному земному миру имеет в философии Платона первостепенное значение. На постижение  истин вечного мира направлен его метод познания — незаинтересованное созерцание-припоминание, которое одновременно является нравственным очищением. Сократом была сформулирована ярко выраженная идея наказания, посмертного воздаяния. Одни души, совершившие не очень тяжкие  преступления, получают после смерти новое воплощение,  другие —попадают в Тартар, откуда уже нет выхода. Новым в концепции Платона является также  определение источника зла. Оно проистекает от того, что душа отягощена телом, порождающим тягу к  чувственным удовольствиям и возбуждающим эгоистические желания. В ряде диалогов Платон очень подробно  описывает, что происходит с душами не до конца  освободившимися от своих тел. Они превращаются в  призраков, тоскующих по своим телам, и в результате теряют способность переместиться в мир идей. Вообще душа, согласно представлениям Платона, находится в земном плене 10 000 лет. Но если она попадает в тело  философа, освобождение может произойти быстрее. Метод рассуждения Платона, так же как и Сократа, основан на том, что всякое частное бытие зависит от более общего, несет на себе свойства этого общего, стремится к нему, как становящееся к своей цели. Страдание, согласно Платону, это свидетельство разрушения гармонии некоторого бытия, удовольствия — это свидетельства ее восстановления. В диалоге «Филеб» Платон устами Сократа весьма тонко  подчеркивает связь между довольствиями и страданиями и  делает вывод о том, что сильные удовольствия,  вожделения всегда предполагают предварительное состояние недостатка, которое не может возникнуть иначе как из разрушения. Отсюда делается вывод о том, что люди, сознательно стремящиеся к сильным удовольствиям, фактически сознательно стремятся к болезни. Человек испытывает удовольствие только потому, что все его земное существование предполагает  недостаток бытия, это несовершенное бытие, которое находится в процессе становления. Так как удовольствие относится к становлению, оно не может быть благом. Оно в лучшем случае свидетельствует о наличии какого-то другого блага, т. е. бытия, не находящегося в процессе становления. Отсюда возникает желание найти такое удовольствие, которое менее всего было бы  связано с процессом становления, которое не  сопровождалось бы страданиями (свидетельствующими о предваряющем становление разрушении) в их телесных проявлениях.  Благо схватывается тремя идеями: красотой,  соразмерностью и истиной. Чувственные удовольствия, как видно из предшествующего рассуждения, могут свидетельствовать лишь о том, что благо не достигнуто, что происходит процесс становления. Однако среди относительных земных благ чувственные удовольствия могут иметь место. Но это такие удовольствия,  которые соразмерны и не связаны со страданиями, а именно: удовольствия, вызванные совершенной формой, цветом, запахом, занятиями наукой. Платон называет их беспечальными.
Содержание своей  нравственно-познавательной установки  Платон раскрывает через образ Эрота  в диалоге "Пир". Эрот - сын бога богатства Порооа и нищенки Пении, зачатый на празднике рождения Афродиты. Как и мать, он беден, груб, неопрятен, разут и бездомен, не выходит из нужды. В то же время "он по-отцовски тянется к прекрасному и совершенному, он храбр, смел и силен, он искусный ловец, непрестанно строящий козни, он жаждет разумности и достигает ее, он всю жизнь занят философией, он искусный чародей, колдун и софист". Эрот не бессмертен и не смертен, он не мудрец и не невежа. Он находится посредине. Он философ, который любит прекрасное и тянется к мудрости. Эрот - это любящее начало. Платон устами Сократа определяет возвышающую человека любовь как "стремление к вечному обладанию благом", а поскольку это предполагает бессмертие, то "стремление и к бессмертию". Важно отметить: идея вечного божественного блаженства, бессмертия, составлявшая внутренний нерв философско-этических размышлений античности, начиная с Гомера, составляет основу предлагаемого Платоном духовного синтеза.
Доступное человеку бессмертие есть рождение, творчество, "все, что вызывает переход из небытия в бытие...". Чтобы реализовать  любовь к вечному обладанию благом, нужно "родиться в прекрасном как телесно, так и духовно". Смертное не может сохраниться иначе, как оставляя "новое свое подобие". Телесная любовь, зачатие и рождение также являются проявлением бессмертного начала в смертном существе. Однако более высокой и специфичной для человека формой творческой любви является любовь духовная.
Платон описывает  ряд последовательных стадий любви  к прекрасному. Она начинается с любви к прекрасному телу. Отсюда - любовь ко всем прекрасным телам. Следующая ступень состоит в понимании того, что красота души выше, чем красота тела. Полюбив красоту нравов и обычаев, собственно душевных качеств, человек осознает ничтожность телесной красоты. От красоты нравов путь лежит к красоте наук, что позволяет приблизиться к красоте во всем ее многообразии, пока человек не узрит прекрасное само по себе.
"Прекрасное  это предстанет ему не в  виде какого-то лица, рук или  иной части тела, не в виде  какой-то речи или знания, не  в чем-то другом, будь то животное, Земля, небо или еще что-нибудь, а само по себе, всегда в  самом себе единообразное; все  же другие разновидности прекрасного  причастны к нему таким образом,  что они возникают и гибнут, а его не становится ни больше ни меньше, и никаких воздействий оно не испытывает".
Этика и политика у Плато
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.