Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Факторы, влияющие на конкурентоспособность товаров

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
1. Сущность категорий конкуренция и конкурентоспособность и их роль в рыночной экономике. 

2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность товаров. 

3. Формирование, обеспечение и управление конкурентоспособностью полуфабрикатов на стадии жизненного цикла. 

4. Состояние рынка полуфабрикатов изделий в России. 

5. Сравнительная оценка конкурентоспособности полуфабрикатов, реализуемых на рынке г. Щёлково. 

Выводы 
Список  использованных источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
      Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
      По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения. Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции (competition). Рынок не может эффективно работать без конкуренции. В то же время он не обладает достаточным иммунитетом против устремлений ограничить или даже устранить конкуренцию. Последнее означает присутствие на рынке только одного субъекта, а роли, например, продавца - такое явления называется чистая монополия. Сам рынок не может защищать себя. На помощь приходит государство, которое проводит политику регулирования конкуренции. Для украинской экономики это в значительной мере является новой и довольно серьёзной проблемой.
Конкуренцию - это центр тяжести всей системы  рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Причиной, побуждающей человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. Конкуренция стимулирует творчество, инициативность, рост квалификации, профессионализма. Вследствие этого конкуренция выступает мощным стимулом развития производительных сил общества. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу. Вследствие этого конкуренция выступает как производственное отношение: антагонистическая борьба за сохранение экономического субъекта в системе общественного производства и за лучшие условия его воспроизводства. Поэтому у конкуренции есть и объективные негативные последствия: социальное расслоение общества, неравенство, бедность, неустойчивость и неопределённость развития производства. Было бы неправильно сводить конкуренцию только к определённой социально-экономической форме производственного соперничества. Конкуренция является также сложным механизмом координации общественного производства. Конкурентная система - это сложный механизм непроизвольной координации, действующей через систему цен и рынков, механизм связи, служащий для объединения знаний и действий миллионов различных индивидуумов. Она обладает своеобразным внутренним порядком, подчиняется своим специфическим закономерностям.
На определенный порядок в экономической системе  конкуренции обратил внимание ещё  В. Смит. Им был провозглашён принцип ''невидимой руки'': каждый индивидуум, преследуя лишь свои эгоистические цели, как бы направляется чьей-то невидимой рукой в интересах достижения наибольшего блага для всех. При всех недостатках конкурентной системы она уже действует на одно столетие. Она удовлетворяет, по меньшей мере, первому требованию, предъявляемому к любому социальному организму: она способна выжить. Система конкурентных рыночных цен является весьма эффективным способом решения трёх коренных взаимосвязанных экономических проблем: что, как и для кого производить? Через систему конкурентных рыночных цен устанавливаются все необходимые пропорции общественного производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Сущность категорий конкуренция и конкурентоспособность и их роль в рыночной экономике.
Конкурировать в буквальном переводе с латинского означает сталкиваться. Столкновение интересов, их соперничество является одним из элементов нашей жизни. Можно даже сказать о том, что она наполнена соперничеством интересов. Конкуренция является довольно широким понятием, охватывающим едва ли не все сферы человеческой жизнедеятельности. Конкуренция всегда выступает как результат редкости, ограниченности чего-либо.
Конкуренция в экономике - это соперничество  экономических субъектов за лучшую реализацию своих экономических  интересов. Соперничающими экономическими субъектами являются продавцы и покупатели товаров. Лучшая реализация экономических интересов для продавцов будет означать получение в результате продажи товаров большего денежного дохода, для покупателя - получение меньшими денежными затратами большего количества необходимых товаров и услуг. конкуренция среди продавцов ведётся за деньги покупателей. а среди покупателей - за товары продавцов. [5 с.99]
Конкуренция покупателей может вестись:
1. Денежными  голосами, то есть готовностью  заплатить больше денег за  желаемый товар. Получается своего рода аукцион, постоянно действующих, имеющих множество мест или точек проведения. Победителями становятся те покупатели, которые достигли перевеса в предложении количества денег за товар. Такая форма конкуренции покупателей является основной, абсолютно преобладающей. Она улавливает экономический интерес продавца. стремящегося максимизировать денежные поступления.
2. Завоеванием  особого отношения у тех, кто  располагает благами. В преобладающей  части конкурентных случаев, чтобы  заполучить желаемый товар достаточно иметь большую денежную силу, с помощью которой можно победить конкурентов. Но так происходит не всегда. Дружеские, родственные и другие привилегированные отношения некоторых покупателей с продавцами могут повысить конкурентоспособность этих покупателей, обеспечить их лучшую доступность к благам. Это может касаться получения кредита, экономических ресурсов и потребительских товаров, заключения договора на аренду помещения, получения работы, места для обучения в престижном вузе, льготной путевки в профсоюзном комитете и т.д. Эти примеры иллюстрируют реальность, одновременно указывая на то, что формы человеческого сотрудничества не являются совершенными.
3. Применением  особых личных данных в получении  желаемого товара или услуги. Например, если цена на какой-то товар фиксируется государством, а спрос на него при данной цене значительно превышает предложение, денежные возможности становятся бесполезным инструментом в законном соперничестве за приобретение данного товара. Он становится дефицитным, не задерживается на прилавках магазинов или в других местах реализации. тогда покупатели пускают в ход другие средства. Одни из них пытаются предвидеть, когда и где наиболее вероятно появление дефицитного товара. другие готовы проявлять свои физические данные( выносливость, силу), выстаивая многочасовые очереди или втискиваясь переполненный троллейбус или автобус, добиваясь таким образом получения транспортной услуги. Такие явления более заметны в условиях централизованно- плановой экономики.
Конкуренция продавцов может вестись путем:
1. Использования ценовых методов. Цель продавца - максимизировать денежные поступления от реализации своего товара. Денежная выручка зависит от физического объёма производства и цены за единицу проданного товара. Выделиться среди конкурентов можно, установив, например, более низкую цену на товар. Это привлечет внимание покупателей: при прочных равных условиях они увеличат покупки у данного продавца и. тем самым, произойдет отток денежных голосов, денежных поступлений у других продавцов. В основе более низкой, по сравнению с конкурентами, цены могут лежать меньшие издержки на производство и реализацию товар, лили стремление за счет уменьшения прибыли на единицу товар увеличить её общую массу за определённый период времени. Ценовое соперничество может принимать довольно острые формы. нередко оно даже именуется как ценовая война, оно может быть направлено на полное подавление конкурентов.
2. Использование неценовых методов. В этих случаях внимание покупателей, их деньги привлекаются действиями, не связанными с манипуляциями ценами на товары. Продавец стремится обеспечить более высокое качество своего товара, создать благоприятные условия для его послепродажного обслуживания (например, создание сервисных центров по ремонту автомобилей). Продавец стремится вести активную маркетинговую деятельность - изучать запросы потребителей, выявлять нюансы, тенденции, чтобы соответствующим образом реагировать на них, и , тем самым, опережать конкурентов. Активно используется реклама, информирующая потенциальных покупателей о товаре, пропагандирующая его свойства, отличительные характеристики.
В целом  в современной экономике, чтобы  преуспеть, продавцы должны постоянно  заниматься повышением конкурентности своих позиций.
Значение  конкуренции:
1. конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений - продавцов и покупателей. равновесие создается и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет возможность выбрать определенного контрагента из нескольких или многих продавцов какой- то необходимой ему продукции, такая же возможность имеется и у продавца - добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своего товара. возможность выбора - это возможность влияния на контрагента. Если, например, вас не устраивает качество показа фильмов, репертуар в каком-то кинотеатре, вы можете наказать это предприятие, отказав ему в посещении, стать регулярным клиентом другого кинотеатра. Отдавать теперь именно ему свои денежные голоса. таким образом, конкуренция оказывается влиятельным инструментом воздействия одной стороны обмена на другую.
2. Конкуренция создаёт одно из главных условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободно е ценообразование - это основной элемент рыночного механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок как саморегулирующая система действенен только при наличии конкуренции.
3. Конкуренция выступает как контрольная система эффективности частного предпринимательства. Конкуренция проверяет бизнес на степень его соответствия общественным интересам. Не все предприятия эту проверку выдерживают, в результате конкуренции происходит непрерывная выбраковка неэффективных структур, т.е. определённая часть хозяйствующих субъектов вынуждена покинуть поле экономических игр.
4. Конкуренция создаёт заинтересованность в совершенствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно - техническом обновлении производства. Например, денежные доходы многих людей связаны с предложением такого экономического ресурса, как трудовые способности. Привлечение того или иного работника, цена трудовых услуг - заработная плата - в условиях конкуренции зависят от качества трудовых способностей. Как правило, более высокие конкурентные позиции работника приносят ему больший денежный доход. Значит, здравомыслящий человек не может, не заботится о качестве своего ресурса труда. [9 с.20]
Предприятия ведут ценовую и неценовую  конкуренцию. Чтобы побеждать, т. е. завоевать большую сумму денежных голосов покупателей, нужно снизить издержки, совершенствовать качество выпускаемой продукции, думать над её новыми моделями, технологическими изменениями, повышать уровень образования работников, активно взаимодействовать с наукой. 

2. Факторы, влияющие  на конкурентоспособность  и пути ее повышения.
Конкурентоспособность продукции (услуги) зависит от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и определяющих объем их реализации на данном рынке. Эти факторы можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности и разделить на три группы: технико-экономические (или статичные), коммерческие (динамичные), нормативно-правовые факторы [12].
Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от: производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и др.
Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают: конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу.); предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг); рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса); имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).
Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Данные факторы вступают как ограничения, обязательные выполнению.
Значения  перечисленных интегральных показателей  конкурентоспособности товара зависят  от силы влияния внешних и внутренних факторов конкурентного преимущества товара.
В таблице 1 приведены перечень основных внешних  факторов конкурентного преимущества товара и направленность их влияния. Для оценки влияния каждого фактора конкурентного преимущества товара требуется выполнить очень большой объём работ. Объективно эти факторы определяются внешней средой системы.
Таблица 1
Перечень внешних факторов конкурентного преимущества товара и направленность их влияния на конкурентоспособность
Внешние факторы конкурентного преимущества товара, определяемые внешней средой системы Направленность  влияния фактора на конкурентоспособность  товара
1. Уровень конкурентоспособности  страны С повышением этого показателя улучшаются все  интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара
2. Уровень конкурентоспособности  отрасли 3. Уровень  конкурентоспособности региона
То же То же
 
 
4. Уровень конкурентоспособности организации, выпускающей товар То же
5. Сила конкуренции на выходе  системы 6. Сила  конкуренции на входе системы,  среди поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и других  компонентов
7. Сила  конкуренции среди товаров-заменителей
Увеличение  силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара
То  же
То  же
8. Появление новых потребностей  Снижает конкурентоспособность выпускаемого товара
 
9. Уровень  организации производства, труда  и управления у посредников и потребителей товаров, выпускаемых системой Повышение уровня организации повышает конкурентоспособность  товара
10. Активность  контактных аудиторий (общественных  организаций, общества потребителей, средств массовой информации  и т.д.) С повышением активности контактных аудиторий конкурентоспособность товара повышается  
     
 
 
Рассмотрим  наиболее значимые факторы более  подробно.
1. Качество  товаров и услуг.
Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в  ряду аналогов и субститутов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Качество - главная характеристика товара. Это способность фирменного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность, надежность, точность, простота эксплуатации, ремонт и прочие ценные свойства, отсутствие дефектов или брака. Более жесткое требование - соответствие стандартам. Однако и этого недостаточно. Товар должен удовлетворять потребности потребителей: физические технически, эксплуатационно, эстетически, по цене. А если он еще и сможет способствовать удовлетворению скрытых (подсознательных) потребностей - статусных, возрастных, психологических, духовных - успех ему на рынке обеспечен. Однако, с точки зрения маркетинга, качество следует определять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям. Именно к качеству у потребителей повышенный интерес.
Различают качества товара:
- физические: вкус, вес, прочность, форма, цвет, запах, технические параметры;
- эстетические: стиль, класс, красота, изящество;
- символические:  статус, престиж, класс;
- дополнительные: установка, наладка, возможность  ремонта, право на обмен.
В таблице 2 приведены перечень основных внутренних факторов конкурентного преимущества товара и направленность их влияния на конкурентоспособность.
Таблица 2
Перечень  внутренних факторов конкурентного  преимущества товара и направленность их влияния на конкурентоспособность
 
Внутренние  факторы конкурентного преимущества товара, определяемые системой Направленность  влияния фактора на конкурентоспособность  товара  
1. Патентоспособность (новизна) конструкции (структуры,  состава) товара С повышением патентоспособности товара повышается его конкурентоспособность  
2. Рациональность  организационной и производственной структур системы Структура системы  должна отвечать принципам рационализации производственных структур и процессов. Тогда она будет способствовать повышению конкурентоспособности  товара  
3. Конкурентоспособность  персонала системы Повышение конкурентоспособности персонала повышает конкурентоспособность товара  
4. Прогрессивность  информационных технологий С увеличением  удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность  товара  
5. Прогрессивность  технологических процессов и оборудования С увеличением  удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность  товара  
6. Научный  уровень системы управления (менеджмента) С увеличением  количества применяемых научных  подходов, принципов и современных  методов управления повышается конкурентоспособность товара  
7. Обоснованность  миссии системы Миссия системы  должна быть ориентирована на достижение конкурентоспособности системы  и её товаров  
     
Проблема  качества привлекает сегодня повышенный интерес и потребителей и фирм. Американцев поражает качество японских автомобилей, японской электроники, а также автомобилей, одежды и пищевых продуктов европейского производства. Многие потребители предпочитают покупать одежду, которая дольше носится и дольше выглядит элегантной по сравнению с ультрамодными изделиями. Они проявляют больше интереса к свежим и питательным продуктам, сырам, деликатесам и меньше к безалкогольным напиткам, сладостям и обедам из замороженных полуфабрикатов. Некоторые фирмы уже откликаются на этот растущий интерес к качеству, однако в этом направлении можно сделать еще очень много.
Традиционно низкое качество российских товаров - это не следствие национальной неспособности  россиян создавать и производить  качественную продукцию. Нет никаких  серьезных причин, чтобы не усовершенствовать или не создать принципиально новый продукт, отвечающий требованиям рынка. Если же уровень развития инженерно-конструкторской службы предприятия не позволяет создать конкурентоспособный продукт собственными силами, то ничто не мешает обратиться к другим, лидирующим на рынке, предприятиям с предложением о приобретении лицензии. Эта практика с успехом применялась предприятиями таких стран, как Китай, Южная Корея и многих других. Причем предприятия этих стран исторически значительно уступали российским в технологическом уровне и инженерно-конструкторских традициях. Одной из наиболее часто называемых причин неспособности российских предприятий производить качественную и конкурентоспособную продукцию является устаревшее технологическое оборудование. Но что мешает приобрести новейшее оборудование сегодня, когда границы открыты и любое самое современное оборудование доступно? С другой стороны, предприятие, не располагающее требуемым технологическим оборудованием сегодня, может заказать производство необходимых деталей и узлов другим производителям, имеющим необходимое оборудование [10].
Обеспечение контроля качества продукции на всех стадиях его производства также  является не столько технической  проблемой, сколько организационно-управленческой. На рынке России присутствуют консультационные компании, с успехом оказывающие услуги по подготовке предприятия и внедрению систем управления качеством.
В России существует огромный невостребованный инновационный потенциал, который  может служить источником идей и новых продуктов для промышленности. Авторы разработок пытаются найти возможность организовать производство и сбыт оригинальной и конкурентоспособной продукции, базирующейся на новейших изобретениях. Шансы изобретателя привлечь капитал только под идею нового продукта значительно ниже, чем возможности промышленного предприятия, планирующего освоить производство нового продукта, располагающего опытом, производственными мощностями и квалифицированным персоналом. Однако примеров эффективного сотрудничества ученых и промышленников практически нет. Причина в том, что в нашей стране недостаточно развиты механизмы венчурного финансирования. Например, в Тайване законодательно определено, что автор разработки может получить от корпорации, которой переданы права на производство и сбыт продукции на базе его изобретения, до 15% так называемых технических акций предприятия [11].
Таким образом, российские предприятия имеют  все условия и возможности  для решения задачи создания новой  конкурентоспособной продукции и обеспечения высокого качества ее производства. Причем эта проблема может быть решена администрацией предприятия посредством исключительно организационно-управленческих мер.
2. Цена  товаров и услуг. 
Цена - денежное выражение стоимости товара, экономическая категория, служащая для косвенного изменения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.
Исторически сложилось, что цены устанавливали  покупатели и продавцы в ходе переговоров  друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. В конце концов, поторговавшись, сходились на взаимоприемлемой цене.
Факторы, влияющие на определение цены товара:
- совокупные  издержки производства;
- затраты  общественного труда;
- качество  товара;
- функции  и свойства товара;
- квалификация  персонала;
- технологический  уровень производства;
- налоговое  законодательство страны;
- затраты,  связанные с транспортировкой  и хранением товара;
- затраты,  связанные с арендой помещений для реализации товара;
- упаковка  товара;
- известность  фирмы;
- уровень  сервисного и гарантийного обслуживания;
- маркетинговая  деятельность фирмы;
- спрос  и предложение на данную продукцию;
- торговая  наценка фирмы.
При выборе стратегии ценообразования фирме предстоит решить, каких именно целей она стремится достичь с помощью конкретного товара. Если выбор целевого рынка и рыночное позиционирование тщательно продуманы, тогда подход к формированию комплекса маркетинга, включая и проблему цены, довольно ясен. Ведь стратегия ценообразования в основном определяется предварительно принятыми решениями относительно позиционирования на рынке. В то же время фирма может преследовать и другие цели. Чем яснее представление о них, тем легче устанавливать цену. Примерами таких часто встречающихся в практике целей могут быть: обеспечение выживаемости, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства по показателям доли рынка или по показателям качества товара. Охарактеризуем их подробнее.
1) Обеспечение выживаемости. Обеспечение выживаемости становится основной целью фирмы в тех случаях, когда на рынке слишком много производителей и царит острая конкуренция или резко меняются потребности клиентов. Чтобы обеспечить работу предприятий и сбыт своих товаров, фирмы вынуждены устанавливать низкие цены в надежде на благожелательную ответную реакцию потребителей. Выживание важнее прибыли. До тех пор, пока сниженные цены покрывают издержки, фирма может еще некоторое время продолжать коммерческую деятельность.
2) Максимизация  текущей прибыли. Многие фирмы  стремятся максимизировать текущую  прибыль. Они производят оценку  спроса и издержек применительно  к разным уровням цен и выбирают  такую цену, которая обеспечит  максимальное поступление текущей  прибыли и наличности и максимальное возмещение затрат. Во всех подобных случаях текущие финансовые показатели для фирмы важнее долговременных.
3) Завоевание  лидерства по показателям доли  рынка. Другие фирмы хотят быть  лидерами по показателям доли  рынка. Они верят, что компания, которой принадлежит самая большая доля рынка, будет иметь самые низкие издержки и самые высокие долговременные прибыли. Добиваясь лидерства по показателям доли рынка, они идут на максимально возможное снижение цен. Вариантом этой цели является стремление добиться конкретного приращения доли рынка. Скажем, в течение одного года фирма хочет увеличить свою долю рынка с 10 до 15%. С учетом этой цели она будет формировать и цену, и свой комплекс маркетинга.
4) Завоевание  лидерства по показателям качества товара. Фирма может поставить себе целью добиться, чтобы ее товар был самым высококачественным из всех предлагаемых на рынке. Обычно это требует установления на него высокой цены, чтобы покрыть издержки на достижение высокого качества и проведение дорогостоящих НИОКР.
3. Уровень  квалификации персонала и менеджмента.
Высокий уровень базового образования позволяет  специалистам предприятий быстро обучаться, осваивать новые профессии и  обретать навыки, необходимые для  работы в условиях рынка. Таким образом, наличие квалифицированного персонала является существенным преимуществом, способствующим обеспечению конкурентоспособности продукции предприятий.
Уровень квалификации менеджмента играет наиболее важную роль в обеспечении конкурентоспособности  предприятий. Данная проблема может быть решена двумя путями: первый - повышение квалификации существующих управляющих и второй - замена управляющих новыми, более квалифицированными. Замена управляющих, на первый взгляд, наиболее простой и эффективный путь. Однако опыт показывает, что это не совсем верно. Сегодня непросто подобрать квалифицированного менеджера, способного действовать в существующих условиях, тем более, проводить изменения, требующие серьезных знаний и опыта управления в условиях рынка.
Важными условиями для решения проблемы эффективного менеджмента и создания механизмов естественной ротации кадров предприятий является наличие, с одной стороны, системы контроля и ответственности, а с другой - системы мотивации. Контроль эффективности менеджмента должны осуществлять собственники предприятия.
4. Уровень  развития технологии на предприятии. 
Ряд видов  качественной продукции просто не может  быть произведен без применения новейших технологий. Не все предприятия в  состоянии приобрести технологическое  оборудование из собственных средств и поэтому нуждаются в дополнительных источниках долгосрочного финансирования. Существенное влияние на процессы технологического перевооружения может оказать развитие лизинга. С одной стороны, лизинг является наиболее приемлемым способом долгосрочного финансирования предприятия, с другой - создает платежеспособный спрос на продукцию производителей оборудования.
Большинство российских предприятий используют только 15 - 35%, имеющихся в распоряжении производственных мощностей. Для таких предприятий приобретение нового технологического оборудования, несмотря на высокий моральный и материальный износ основных фондов, далеко не всегда является первоочередной задачей. Фактически, эти предприятия переинвестированы. В первую очередь необходимо обеспечить эффективное использование тех активов, которыми предприятие располагает сегодня. Повышение продуктивности посредством сокращения затрат и увеличения объема продаж в большинстве случаев обеспечивает восстановление платежеспособности предприятия без дополнительных капитальных вложений. Проблема приведения активов предприятия в соответствии с поставленными целями и задачами обычно решается посредством реструктурирования предприятия.
5. Доступность  коммерческих источников финансирования.
Подавляющее большинство руководителей российских предприятий ориентируются только на два источника финансирования - государство или банковские займы. Оба этих способа финансирования наименее реальны в существующих условиях. Большинство предприятий не в состоянии предоставить банкам ликвидное обеспечение по кредитам, а государственное финансирование, особенно в условиях дефицита бюджета, вряд ли может быть доступно многим. В мировой практике даже в развитых странах, обладающих существенными бюджетными возможностями, вряд ли можно найти промышленное предприятие, которое обеспечило себе финансирование исключительно посредством заемных средств. Все наиболее значимые промышленные корпорации, лидирующие на рынке, котируют свои акции на бирже и считают это величайшим благом. Таким образом, наиболее реальным и, более того, единственно возможным источником финансирования сегодня является размещение ценных бумаг, а точнее - частное размещение. Конечно, рассчитывать на высокую активность российских инвесторов сегодня не приходится, их доверие и значительно подорваны финансовым кризисом. Крупные портфельные иностранные инвесторы также практически заморозили или свернули свою деятельность в России. Риски российского финансового рынка для таких инвесторов сегодня неприемлемы. Однако существует определенная категория иностранных инвесторов, которые обычно проводят свои операции в более тесном взаимодействии с менеджментом предприятий. Причем, это могут быть как стратегические, так и финансовые инвесторы. Несмотря на события сентябрьского кризиса, интерес иностранных инвесторов, действующих в области прямых инвестиций, сохраняется.
6. Насыщенность  рынка, спрос и предложение.
Если  в стране удовлетворен спрос только на хлеб, то это нижняя ступень насыщенности. Когда же полностью удовлетворены запросы основных групп потребителей на разнообразные виды хлебобулочных изделий, можно говорить о нормальной насыщенности рынка. Иногда употребляемые термины «рынок продавца» и «рынок покупателя», к сожалению, несколько расплывчаты. В прямом значении первый из них относится к рынку, где спрос существенно превышает предложение, а второй - к обратному случаю. Но о деформациях спроса, связанных с отсутствием разнообразия товаров на данном рынке, можно судить только на основе более углубленных исследований рынка.
Конкретная  потребность покупателя может быть более или менее настоятельной -- это зависит от огромного числа  факторов. Заметим, кстати: умение определить настоятельность потребности -- важное преимущество грамотных маркетологов. Необходимость в определенных потребностях как бы ранжирует для покупателя его готовность платить деньги за те или иные товары и услуги. Соответственно возникает индивидуальный спрос, который на рынке превращается в рыночный спрос, зависящий как от количества покупателей, данного товара, так и от их доходов и настоятельности соответствующей потребности. В принципе, фирма может влиять только на первый фактор, но посредством комплекса мероприятий по стимулированию сбыта (и, прежде всего, рекламы) она в известной мере способна смещать оценку настоятельности потребности покупателем. Так или иначе, спрос определяется в первую очередь теми тремя факторами, о которых сказано выше.
Эти факторы  определяющим образом влияют на конкурентоспособность  продукции (услуг). Итак, конкурентоспособность  зависит от рассмотренных выше факторов. Определить характер этой зависимости  и выразить ее количественно трудно, однако ее наличие является стимулом для поиска путей оценки и повышения конкурентоспособности. Более всего для этой цели подходят экспертные методы. При этом целесообразно изучать влияние указанных факторов на предпочтительность товаров.
В течение  многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а - с точностью наоборот - производство и административно-командный механизм распределения регулировали потребление, формировали потребности и вкусы покупателей. В этих условиях проблема конкурентоспособности товара у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рынке. С развитием рыночного механизма эта проблема в нашей стране, естественно, резко обострилась, и ее решение потребовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого производителя становится повышение конкурентоспособности производимого им товара для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.
Выше  отмечалось, что в конкурентной политике относительно товара принимаются во внимание, прежде всего, его функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, упаковка, обслуживание, гарантия, сопроводительные документы, инструкции и другие характеристики, т.е. способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской ценности товара, которая включала бы в себя всю совокупность свойства собственного товара, а также сопутствующих ему, является важнейшим условием выживания на рынке. Так, прекрасный дизайн легкового автомобиля при плохом техническом обслуживании не спасет новую марку автомобиля от провала на рынке.
Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии.
Он, например, может:
- добиться  отличия товаров предприятия  в глазах покупателей от товаров  конкурентов;
- выбрать  из намеченных к производству  товаров один, являющийся наиболее  привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв на рынке;
- отыскать  новое применение выпускаемым  товарам;
- своевременно  изъять экономически неэффективный  товар из сбытовой программы  предприятия:
- найти  выход на новые рынки, как  со старыми, так и с новыми товарами;
- осуществлять  модификацию выпускаемых товаров  в соответствии с новыми вкусами  и потребностями покупателей;
- регулярно  развивать и совершенствовать  систему сервисного обслуживания  реализуемых товаров и систему  стимулирования сбыта в целом;
Широкое распространение конкуренции под  воздействием международного разделения труда и научно-технического прогресса  подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных  товаров и новых рынков их сбыта.
В международной  практике считается целесообразным выпускать не одно изделие, а их достаточно широкий параметрический ряд, образующий ассортиментный набор. Чем обширнее параметрические ряды и ассортиментные наборы, тем выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант закупки. Например, выпускают автопогрузчики одного и того же типа, но отличающиеся друг от друга грузоподъемностью, скоростью, радиусом разворота и т.п. Каждому потребителю с учетом конкретных условий его работы необходимы определенные эксплуатационные параметры покупаемых автопогрузчиков. Если продавец способен их обеспечить, покупка состоится, если нет - покупатель будет искать другого продавца.
Чтобы оценить конкурентоспособность  товара, необходимо решить широкий  круг вопросов и, прежде всего, получить объективную информацию о тех рынках, где уже реализуется или предлагается сбывать товар, о его конкурентах. Анализу рынков уделяется основное внимание. Особенно это относится к оценке тех потребностей, которые предполагаемый товар не удовлетворяет, к выявлению отрицательных и положительных свойств этого товара, которые отмечают потребители. В заключение решается вопрос, соответствует ли в данный момент производимая продукция по техническому уровню и качеству требованиям конечных потребителей, и оценивается конкурентоспособность его в результате комплексного исследования рынка.
Исходя  из оценки существующей и перспективной  конкурентоспособности товара, принимается  решение о дальнейшей производственно-сбытовой политике:
- продолжать  ли производство данного товара и его сбыт;
- провести  ли модернизацию для превращения  товара в товар рыночной новизны;
- снять  ли его с производства и  приступить к выпуску нового  товара;
- стоит  ли приступить к поиску нового  рынка сбыта с учетом достаточности  финансовых и материальных ресурсов, наличия товаропроводящей и сбытовой сети, возможностей обеспечения сервиса проданного товара.
Бесспорно, должен изучаться вопрос со стороны  промышленной фирмы о собственных  возможностях обеспечения такого объема производства товара, который позволил бы овладеть запланированными долями намеченного рынка в целях обеспечения рентабельности производства и сбыта. Очень важен вопрос ресурсного обеспечения предприятия, возможностей приобрести необходимые материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, привлечь требуемые финансовые ресурсы и необходимые с соответствующим уровнем квалификации кадры.
Ключевым  моментом в завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное  обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых видов продукции. В современном мире создание и производство новых товаров имеют решающее значение для процветания предприятия. Согласно статистическим данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства, темп роста ее реализации примерно вдвое выше, чем у конкурентов. Выпуская новую продукцию и расширяя ассортимент предлагаемых товаров, фирмы стремятся снизить зависимость от одного товара, который может в любое время с учетом непредсказуемых изменений рынка привести к банкротству. Известно, что сегодня многие предприятия и фирмы в нашей стране приступают к серьезной реструктуризации производства и наряду с обновлением профильной продукции налаживают выпуск товаров народного потребления [11].
Однако создание нового товара - процесс чрезвычайно сложный, так как помимо конструкторско-технологических решений и модернизации производственной базы речь идет о создании такой товарной массы, которая полностью отвечает требованиям рынка. Известно, что значительное количество новых товаров, выведенных на рынок, терпит коммерческий провал: примерно 8 из 10 не оправдывают возлагавшихся на них надежд изготовителей. Основными причинами являются: недостаточное владение состоянием спроса именно на данный товар, технические и эксплуатационные дефекты товара, неэффективная реклама, завышенная цена, непредвиденные ответные действия конкурентов, неверно выбранное время для выхода на рынок, нерешенные производственные проблемы, т.е. в целом неправильно была спрогнозирована конкурентная политика.
В основе концепции создания нового товара сегодня  лежит не столько соблюдение традиционных стремлений к достижению новых технических  и технико-экономических параметров, сколько стремление создать "товар  рыночной новизны" с высоким уровнем конкурентоспособности относительно других аналогичных товаров.
После предварительной оценки идеи о создании нового товара (а их этих идей, как  правило, изучают множество), в основе которой лежат: тщательный анализ преимущества потребителя при переходе на покупку новой продукции; емкость рынка и трудности проникновения на него; характер и острота конкуренции по аналогичной продукции; возможности конкурентов выхода на этот же рынок с аналогичной продукцией, руководством предприятия изучается оценка экономической эффективности выпуска нового изделия.
Эта оценка включает в себя, прежде всего определение  экономических параметров изготовления головного образца
- составляется  калькуляция себестоимости изготовления  и сбыта, и определяются возможные  поступления средств от продаж. Сопоставление расходов с доходами позволяет решить вопрос о целесообразности запуска нового производства. Затем разрабатывается детальный бизнес-план выпуска нового изделия, исследуются источники снабжения, разрабатывается комплекс мер по обеспечению реализации товара
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.