На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное и региональное управление

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание 
 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Организация, планирование, управление и связь как фундаментальные процессы управления……………………………………………………………..5

2. Роль  органов местного самоуправления  в государственном и региональном  управлении……………………………………………………………………….17 

Заключение……………………………………………………………………….21 

Список использованной литературы…………………………………………...23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение
    Все цивилизованные государства в современном  мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно лишь за счет эффективной и рациональной организации управления этим обществом.
В связи  с этим особенно актуальным становиться  вопрос переосмысления концептуальных основ административной организации, и в частности государственной службы, которая выполняет основные задачи государственного управления.
    Государственное управление представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие на общество как на систему по осуществлению государственной власти (целей, задач и функций государства). Это воздействие осуществляется исполнительной и распорядительной работой государственных органов, в основе которых лежит профессиональная деятельность по осуществлению полномочий этих органов, то есть государственная служба..
    Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной  Украине проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.
    Актуальность  темы данной  работы состоит в  необходимости модернизации государственного управления, направленного на повышение  эффективности и результативности работы государственных структур, усиление их ответственности за предоставление качественных услуг населению. Это заставляет менять базовую модель менеджмента в государственной службе, которая выполняет основные задачи государственного управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Организация, планирование, управление и связь как фундаментальные процессы управления.

    Управление– функция сложных организованных систем любой природы, обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.
    Объектами управления могут быть вещи, явления  и процессы, люди, а субъектом  управления всегда выступает человек  или коллективное образование –  администрация.
    Социальное  управление– это управление многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в человеческих общностях: племени, роде, семье, различного рода общественных объединениях людей, наконец, в государстве как самой широкой и сложной устойчивой человеческой общности.
    Предпосылкой  и одновременно движущей силой процесса социального управления выступает власть. Общеизвестно, что власть как социальное явление и неотъемлемое свойство человеческого сообщества служит инструментом организации данного социума, регулятором складывающихся в нем общественных отношений. В современных условиях ныне действующей в системе управления всеми делами общества и государства можно выделить три основные разновидности социального управления: общественное, муниципальное и государственное.
    Общественное  управление осуществляется внутри и в рамках различного рода объединений граждан руководящими органами, создаваемыми ими на принципах самоуправления в соответствии с уставами, на основе локально—правового регулирования, дополняемого государственным административно—правовым регулированием, строго определенным законом, которое связано с государственной регистрацией объединений, надзором и контролем за их деятельностью.
    Муниципальное управление выступает в виде местного самоуправления, действующего в качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению и обеспечивающей защиту интересов граждан, основанных на совместном их проживании на определенной территории.[12]
    Государственное управление как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления является основной сферой действия и применения норм административного права. В узком смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти.
    В широком же смысле государственным  управлением именуют деятельность любых государственных органов  всех ветвей государственной власти.
    С научных позиций рациональное объяснение природы и сущности государственного управления предполагает его всестороннее рассмотрение как системы и процесса во взаимодействии с окружающей социальной средой.
    Система государственного управления образуется подсистемами целей и принципов  осуществления государственно-властного  воздействия на общественную жизнедеятельность. Данное воздействие выражается обычно в правовых формах. Оно включает организационные структуры государственного аппарата (госорганы), систему государственной бюрократии (персонал), совокупность реализуемых ими функций, комплекс используемых методов, средств и ресурсов, а также прямые и обратные взаимосвязи между субъектами и объектами управления, необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т.п.
    Процесс государственного управления представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность, связанную с реализацией государственно-властных полномочий субъектами публичной власти и регламентированную юридическими нормами, вследствие чего происходит непосредственная смена общественных состояний, событий и явлений. Иными словами, в процессе государственного управления выполняется определенная совокупность действий, приводящая к желаемой динамике управленческих результатов. В частности, проводятся в жизнь принятые законы и политика, провозглашаемая высшей публичной властью.
    Изучение  социальной среды, в которой реализуется  государственное управление, на которую  оно влияет и которое в свою очередь оказывает на него взаимообратное воздействие, означает поиск ответов  на вопросы о том, каковы характеристики гражданского общества и способы влияния последнего на властно-управленческую деятельность государства. Фактически решается проблема соотношения публичной власти, государственной администрации и гражданского общества, т.е. взаимодействия политических институтов при реализации государственного управления.
    Гражданское общество  - не что иное, как свободная  и относительно независимая от государства  общественная жизнь, включающая не только экономическую сферу, но и источники  культурной инициативы людей. Демократизация является классическим шагом на пути к его автономии от государственного аппарата. Подтверждением данного положения является то, что самые различные течения общественной мысли доказывают невозможность демократии, если гражданское общество неавтономно по отношению к государственному аппарату. Однако это, хотя и необходимое, но само по себе недостаточное условие демократии. В то же время полная автономия здесь практически невозможна.
    Государственное управление содержит в себе три элемента: принятие решения, его выполнение и контроль за реализацией. Как часть государственной деятельности государственное управление имеет своим основным назначением осуществление исполнительной власти. Государственный характер такого управления состоит в том, что в его процессе реализуются задачи, функции и интересы государства. Для его осуществления создаются специальные органы (устанавливаются должности), которые действуют в рамках законов и в пределах своих полномочий.[8]
    Исполнительная  деятельность является основным назначением государственного управления и составляет наиболее важную его сторону. Вместе с тем для непосредственного управления экономикой, социально-культурным строительством и административно-политической деятельностью характерной для государственного управления является распорядительная деятельность, которая составляет другую его сторону. Исполнительная и распорядительная деятельность органов исполнительной власти обнаруживается в отношениях власти и подчинения, предоставлении субъектам, которые ее осуществляют, юридически властных полномочий.
    Как самостоятельной форме государственной  деятельности государственному управлению присущи характерные черты, которые  вытекают из его природы — осуществление  исполнительных и распорядительных полномочий:
а) общегосударственный характер, поскольку оно охватывает наиболее важные стороны жизни государства и общества;
б) направленность на выполнение Конституции и законов  Украины (подзаконная деятельность);
в) юридически властный, распорядительный характер;
г) организационное  содержание, с помощью которого достигаются регулирование и координация совместного труда людей;
д) активность и целеустремленность, имеет непосредственными  объектами своего влияния области  экономического, социального и административно-политического  строительства;
е) беспрерывное и постоянное осуществление.
    Содержанием государственного управления является комплекс функций, которые называются функциями управления. Через их реализацию субъекты исполнительной власти осуществляют управленческие процессы, достигают  поставленную цель. Функция управления связывает в одно целое запланированный результат, практическую деятельность по выполнению намеченных задач и полученный результат. Запланированный результат может быть достигнут лишь в случае, если правильно, с учетом реальных возможностей (обеспечение материально-финансовыми, человеческими ресурсами (специалистами), объективной информацией, законодательной основой и т.п.), устанавливаются управленческие задачи. Функции государственного управления — относительно самостоятельные элементы исполнительной государственной деятельности, которая осуществляется на основе закона или другого правового акта специальной системой органов исполнительной власти, присущими им методами. Цель функций управления — выполнение задач государства и общества путем властно организующей деятельности в разных процессуальных формах.
    Государственное управление осуществляется в соответствии с принципами (основами), закрепленными  Конституцией Украины. В современной  юридической литературе система  принципов государственного управления, как правило, не рассматривается. Тем не менее следует отметить, что любая деятельность, а тем более управленческая, имеет определенную основу. Конституция Украины дает возможность отнести к принципам государственного управления такие: ответственность органов исполнительной власти (должностных лиц) за порученное дело перед человеком и государством; верховенство права; законность; участие граждан и их объединений в управлении; равноправие граждан в управлении; гласность.
    Принцип ответственности органов исполнительной власти (должностных лиц) за порученное дело перед человеком и государством вытекает из содержания ст. ст. 3, 17, 19 Конституции Украины и др. Согласно ст. 3 Конституции государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека — главная обязанность государства.
    Органы  исполнительной власти ответственны перед  Президентом Украины, подконтрольны  и подотчетны Верховной Раде Украины  в пределах, предусмотренных ст. ст. 85, 87 Конституции Украины, органам исполнительной власти высшего уровня, а также районным и областным советам в пределах, установленных законом. Решения вышестоящих органов являются обязательными для нижестоящих в соответствии с распределением их полномочий. Взаимоотношения вышестоящих и нижестоящих органов исполнительной власти осуществляются на основе субординации.
    Принцип верховенства права в Украине  закреплен в ст. 8 Конституции. В  соответствии с ним Конституция  Украины имеет наивысшую юридическую  силу, а ее нормы являются нормами прямого действия.
    Законы  и иные нормативно-правовые акты принимаются  на основе Конституции Украины и  должны соответствовать ей.
    Принцип законности непосредственно связан с принципом верховенства права  и из него вытекает, а также базируется на положениях Конституции Украины, соответственно которым Украина является суверенным и независимым, демократическим, социальным, правовым государством. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины. Законность должна быть реальной. Закон стал в Украине основным источником права, принятым соответственно Конституции. Реальность законности гарантируется в первую очередь обязанностью государственных органов и их должностных лиц придерживаться ее, ответственностью перед народом Украины, а также судебным контролем (в том числе со стороны Конституционного Суда Украины), прокурорским надзором, контролем со стороны специально созданных органов исполнительной власти (инспекций, администраций, комиссий, комитетов) и правом граждан на обращения в государственные и общественные органы, в том числе суд.[4]
    Планирование  — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.
    Планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, кото­рые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь государству достичь своих целей. Процесс планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в государстве в достаточной степени.
    Планирование - системообразующий элемент государственного регулирования экономики.Современный рынок не отменяет необходимости планирования. Управление постиндустриальным типом экономики невозможно без стратегического замысла, определения целей оперативного регулирования, координации из единого центра.
    Развитие  экономики Запада постоянно сопровождается усилением ее организованности, планомерности. Крупные корпорации, масштабы которых соизмеримы с совокупной экономикой ряда стран, тратят все больше средств на совершенствование планирования и традиционных методов руководства. Вместе с тем очевидно, что в условиях рынка задачи, функции, система планирования в целом претерпевают существенные изменения.
План  и рынок как два регулятора экономики
    Существование плана и рынка предполагает обоснованное “разделение труда” между ними. Планом определяются примерная траектория развития экономики, стратегия достижения общей цели, характер и особенности формирования внешней по отношению к отдельным товаропроизводителям экономической сферы. План отражает основные параметры функционирования тех сфер, которые объективно не являются достаточно прибыльными для частного капитала. По рыночным критериям государству невозможно определить развитие военно-промышленного комплекса, выполнение природоохранных мероприятий, решение многих социальных проблем и т.д. “Близорукость” рынка в части научно-технического прогресса, формирования инвестиционно-инновационного курса, оптимизации структуры общественного воспроизводства диктует необходимость планомерного воздействия на экономику путем выработки и последующей реализации денежной, финансово-кредитной, научно-технической, налоговой политики. 
 

Цели, приоритеты в развитии экономики
    Планирование  предполагает необходимость обоснованных целей развития, системы приоритетов. Не вызывает сомнений, что и в  переходных к современному рынку  условиях у государства не может  быть цели важнее, чем неуклонный рост уровня благосостояния населения. К сожалению, за последние годы не были достаточно обоснованы стратегические цели развития. Некоторые из провозглашавшихся либо носили политико-популистский характер (например, "строительство социализма с человеческим лицом"); либо откровенно идеологический (замена социализма капитализмом); либо экономический, но недостаточно формализованный (экономический рост, ускорение научно-технического прогресса и др.).
    Повышение благосостояния населения по мере роста производства - объективная тенденция. Уровень жизни может быть измерен либо вектором потребностей, удовлетворяемых средним членом общества в данный момент времени; либо, менее точно, величиной средней реальной заработной платы.
    Можно утверждать, что система планирования должны быть ориентирована на ускоренное достижение стратегической цели. Для  этого, как свидетельствует мировой  опыт, планирование должно осуществляться на всех иерархических уровнях. В  ходе перестройки ставится задача перенести внимание в планировании с микро- на макроуровень экономики, особенно на определение общих тенденций развития и формирование стратегии роста, обеспечить более тесную увязку региональных и общегосударственных стратегий, макроэкономической политики и краткосрочных планов.
    В ходе планирования необходимо прогнозировать основные тенденции в мировой  экономике, прежде всего в области  научно-технического прогресса.
    Механизм  реализации планов обязан работать на достижение социальных целей общества; прокладывать пути предпочитаемым процессам, энергично вмешиваясь в них; принимать стабилизационные меры, специальные регуляторы, обеспечивающие проведение принятых решений там, где рыночные механизмы не срабатывают.
Функции планирования в системе государственного управления
    Система государственного планирования предполагает четкое разделение функций, сфер влияния  по иерархическим уровням управления. Централизованное планирование включает разработку долгосрочных прогнозов, концепции  развития, целевых программ, государственного плана по своим сферам ведения.
Разработке  планов предшествует анализ ситуации, базирующейся на изучении рынка сбыта, характера конкуренции, сырьевого  обеспечения, движения процентных ставок, государственного регулирования. Делается также прогноз развития техники и технологии, изменений в спросе потребителей. После этого должна быть обоснована концепция развития, которая разрабатывается на 10-15 лет и включает определение приоритетов; структурную политику (соотношение между накоплением и потреблением, I и II подразделениями воспроизводства, первоочередное удовлетворение потребностей и т.д.); научно-техническую, инновационную, инвестиционную финансово-кредитную политику.
    Долгосрочный  прогноз, отражая альтернативные представления  о будущем, должен определять решающие условия и факторы прогресса общества, включая демографическую и экологическую ситуацию в стране и отдельных ее регионах, состояние природных ресурсов, новые научно-технические решения и обусловленные ими сдвиги в экономике, экономические и социальные рубежи, место страны в мировом сообществе. Главная его цель - выявление переходов к новому качеству экономического роста, определение основных ориентиров для выработки долговременной научно обоснованной стратегии социально-экономического роста страны.
    В основе планирования лежат пятилетние планы, включающие среднесрочные и  текущие прогнозы, которые более  предметны и конструктивны, носят  в основном нормативный характер, оценивают возможные направления  и средства, включая экономические  регуляторы и правовые акты.[10]
Исходные  предпосылки синтезируются в  модели воспроизводственного процесса, в которой фиксируется тип  хозяйственного роста, темпы, пропорции  развития единого народнохозяйственного  комплекса страны. Модель представляет собой систему взаимосвязанных балансов - межотраслевых, материальных, финансовых, трудовых.
В наиболее формализованном виде такая модель была представлена в 60-70-х годах в  системе оптимального функционирования экономики, которая предусматривала  рациональное построение системы хозяйственных отношений, экономических интересов и мотиваций. Все виды ресурсов оценивались в ней с позиций вклада в конечную цель - удовлетворение потребностей общества.
Одним из важнейших элементов планирования являются государственные целевые программы. Программно-целевой метод может быть эффективным средством централизованного управления решением отдельных крупных проблем. Он включает выделение целей, приоритетных направлений, формирование целевых заданий, выражаемых в плановых показателях, определение потребности в ресурсах, разработку мер для реализации поставленных целей и т.д.
    Государственные программы желательно формировать  исходя из прогнозов по ограниченному  кругу особо важных государственных  задач, а их финансирование должно осуществляться из государственного бюджета и внебюджетных фондов. По договоренности можно привлекать предприятия, население, иностранные инвесторы. Материально-техническое обеспечение программ происходит за счет поставок для нужд государства по типу госзаказа через государственную контрактную систему, органы которой закупают продукцию, прогнозируют тенденции изменения потребностей. 

    Таковы  наиболее емкие черты, свойственные государственному  управлению. Оно  характерно по своему функциональному  назначению не только для  Украины в ее современном виде и, конечно, не только для  периода развития нашего государства вплоть до распада Советского  Союза. В своих основных проявлениях государственное управление непременно присутствует в механизме воздействия на общественную жизнь западных государств, где государственная власть базируется  на иных социально-политических и экономических основах. Имеется в  виду прежде всего господство рыночных отношений. Так, по признанию  теоретика французского административного права Г.Брэбана, и в подобных условиях вся управленческая сфера имеет ярко выраженный  публично-правовой характер, т.е. государственное содержание, государственное управление осуществляет функции текущего управления, представляя собой государственную деятельность по управлению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Роль органов местного  самоуправления в  государственном  и региональном  управлении.
    На  данный момент в Украине взятый за ориентир сугубо общенациональный центр, структура государственных органов лишает местные общины возможности решать их основные  проблемы. Если ряд органов местного самоуправления примет неверные решения, в условиях демократии и свободного обмена опытом - общая «цена ошибки» все равно меньше, а устойчивость и гибкость системы управления гораздо выше, чем если государство, пытаясь централизованно решать вопросы местного значения, допускает одну маленькую ошибку. Кроме того крайне важно, особенно в условиях политико-экономического кризиса и отсутствия устойчивой вертикали исполнительной власти, обеспечить внедрение инновационных методов управления и развития отдельных территорий. Обмен позитивным, а самое главное, проверенным на практике, опытом – ключевой момент если не в стратегическом, то в тактическом существовании местных громад.
    Обращаясь к европейскому опыту, можно увидеть, что он уже давно уверенно демонстрирует каким сильным, и структурно и финансово, может быть местное самоуправление. Кроме того это доказательство для украинских властей: как взвешенная децентрализация власти (и, естественно, ответственности) способна создать дополнительные возможности, от которых может выиграть вся государственная система в целом. Институт местного самоуправления является довольно эффективным и необходимым элементом создания механизма сдерживания и противовесов между законодательной и исполнительной ветвями власти, противостояние между которыми увы, пока  не прекращается в Украине.
    Среди разных систем местного самоуправления, опыт которых довольно поучителен для  Украины, принято считать, что в  Европе были сформированы две основные модели местного самоуправления, которые в том или ином виде распространились по всему миру – англосаксонская и  континентальная.
    Англосаксонская модель распространена преимущественно  в странах с одноименной правовой системой: Великобритании, США, Канаде, Индии, Австралии, Новой Зеландии и др. Ее черты: высокая степень автономии  местного самоуправления, выборность, контроль прежде всего со стороны населения; отсутствие на местах специальных государственных уполномоченных, контролирующих органы местного самоуправления;       отсутствие местных администраций (органов государственной власти местного уровня).
    Основной  принцип - “действовать самостоятельно в пределах предоставленных полномочий”. К примеру, в Великобритании полномочия предоставляются парламентом страны, т.е. из «центра»,  в США – штатами, т.е. на региональном уровне. Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления осуществляется  в форме судебного контроля.  Средство влияния – государственные дотации.
    Континентальная модель распространена в странах континентальной Европы (Франция, Италия, Испания, Бельгия) и в большинстве стран Латинской Америки, Ближнего Востока, франкоязычной Африки.  Ее черты следующие:          сочетание местного самоуправления и местных администраций (органов государственной власти местного уровня),  выборности и назначаемости; определенная иерархия системы управления, в которой местное самоуправление является нижестоящим звеном по сравнению с вышестоящим государственным); ограниченная автономия местного самоуправления; наличие на местах специальных государственных уполномоченных, контролирующих органы местного самоуправления.
    Как известно, после ряда реформ местного самоуправления на протяжении 1990-х  лет в Украине сформировался  преимущественно континентальный (иногда его называют «французский») тип системы местного самоуправления с распределением полномочий между органами местного самоуправления и местной государственной администрацией. Тем не менее, украинская система местного самоуправления, бесспорно, имеет свои характерные особенности, к примеру - это роль и полномочия областных и районных советов, соотношение имущественных и финансовых полномочий между общиной города и территориальной общиной района и т.п.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.