На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Регулирование экспортно-импортных отношений в Белоруси

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Белорусский Государственный  Университет
Экономический факультет 

Кафедра Менеджмент                                                                      институциональной экономики 

Реферат
?Регулирование экспортно-импортных отношений в Белоруси? 
 

          Рукаводитель:Полоник С.С                                                     
Выполнил:студентка 4 курса                                                                                                                                                                                                                    отделения «Менеджмент»
Чжао  юйцин 
 
 
 
 
 

Минск-2011 

Содержание
    ведение………………………………………………………………3
2.Общетеоретические  основы государственной  политики в области  внешней торговли. .......……………………………………6
3. Основные инструменты внешнеторговой политики…..…….13
4.заключение………………..……………………………………….27
5.список…………………………………………………………….29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ведение
   Переход Республики Беларусь к рыночной экономике  со всей остротой поставил перед ней  проблему интеграции в мировую экономику. Активизация участия нашей страны в мировом хозяйстве, протекающих в нём процессов должно оказать благотворное влияние на её экономику, позволить получить дополнительные стимулы, приступить к структурной перестройке внутренней экономике и внешнеполитических связей, приспособить национальные экономические механизмы к современным требованиям и таким образом ускорить создание цивилизованного рынка.
   Современное состояние мирохозяйственных связей характеризуется дальнейшим прогрессом в развитии специализации в международном масштабе и возрастающей зависимостью национальных экономик от внешних факторов, в первую очередь, от развития мирового производства, уровня науки и техники, развитие международных обменов. Даже государства, имеющие громадные природные, материальные и человеческие ресурсы, не могут эффективно развиваться без активного участия в международном разделении труда.
   В этих условиях внешнеэкономическая политика, являясь системой мероприятий, направленных на достижение определённых преимуществ экономикой раннего государства на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров, приобретает особую значимость для любого государства в современных условиях. В особенности, это касается Республики Беларусь, которая сегодня поддерживает торгово-экономические отношения более чем со 140 странами мира.
   Всё вышесказанное  обусловило актуальность работы и предопределило выбор темы. Основной целью исследования стало выявление ключевых направлений  внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой. Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:         
    - раскрыть  сущность и основные направления  внешнеторговой политики;                                                  - обобщить организацию внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой;                                       - показать инструменты государственной внешнеторговой политики;                                                   - провести анализ состояния внешнеторговой деятельности и определить пути совершенствования и приоритетные направления внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе.
   Объектом  исследования дипломной работы является особенности и проблемы организации  внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой, а предметом исследования основные направления внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой и совершенствование их в Республике Беларусь.
   Необходимо  отметить, что данной теме посвящён достаточно широкий круг учебников, учебных пособий, статей и научных работ, носящих как теоретический, так и прикладной характер. Однако проблема остается не достаточно исследованной, систематизированной и обобщённой, и поэтому очень актуальной. 
 
 
 
 
 

1. Общетеоретические основы государственной политики в области внешней торговли.
1.1. Понятие, сущность  и основные направления внешней  торговли и внешнеторговой политики.
   В условиях научно-технической  революции для экономического развития любой страны все большее значение приобретает ее участие в международном разделении труда Наглядным примером этого являются процессы, происходящие на Западе, где промышленно развитые страны сознательно идут на стирание экономических, а часто и политических границ, создают управленческие надстройки, основной задачей которых становится, в том числе, формирование благоприятных условий для достижения свободы движения товаров, капиталов, технологий, услуг, рабочей силы и т. п. с целью выравнивания уровней экономического развития отдельных стран на основе специализации и научно-технической кооперации. Решение этих задач тесно связано с проблемами формирования цивилизованной внешнеэкономической и внешнеторговой политики.
   Внешнеэкономическая политика — это система мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров. Внешнеэкономическая политика, как показывает история, часто используется для достижения определенных политических целей и, поэтому с полным правом считается составной частью внешней политики государства.
   Таким образом, внешнеэкономическая политика имеет две стороны: защитную и  наступательную. Она осуществляется с помощью определенного арсенала мер, которые, весьма условно, могут быть подразделены также на защитные и наступательные.
   По  мере развития производительных сил  и перехода к мануфактурному, а  затем и капиталистическому способ производства политика меркантилизма  постепенно трансформировалась в политику протекционизма, задачей которой было уже не накопление денег государством, а покровительство национальной экономике. В основу протекционистской политики было положено стремление защитить внутреннюю экономику с помощью таможенных пошлин и количественного ограничения импорта, а иногда и экспорта.
   По  мере развития капиталистического способа  производства политика протекционизма вступала во все большее противоречие с интересами капиталистического производителя, стремившегося к экспансии и захвату новых рынков сбыта. Особенно остро эта проблема встала после промышленного переворота в Англии. Применение первых машин привело к сокращению издержек и увеличению объема производства. Однако на пути реализации резко возросших объемов значительно более дешевых товаров стояли созданные политикой протекционизма препятствия, приведшие на практике к разделению мировой торговли на сектора, объединявшие метрополии и связанные с ними колониальные страны.
   В торгово-политической практике широко используются оба направления внешнеэкономической политики — как протекционизм, так и свобода торговли. При этом в "чистом виде" они практически никогда не используются. Тем не менее, можно весьма грубо сформулировать причины, определяющие позицию государства в проведении той или иной политики.
   Политика  протекционизма проводилась государством в те периоды, когда внутренняя экономика  данной страны или ее отдельные отрасли  были не достаточно конкурентоспособны на мировом рынке, а поэтому нуждались в помощи государства, которое и создавало систему защиты слабых отраслей, используя для этого определенный набор торгово-политических средств.
   Во  внешнеэкономической политике переплетаются  интересы различных монополий, финансовых, торговых, профессиональных и других групп. Поэтому современная внешнеэкономическая политика — это сложная система, формирующаяся под влиянием национальных, экономических и политических факторов, под воздействием процессов, происходящих во всей системе международных экономических отношений, в первую очередь, научно-технической революции, которая резко усилила взаимозависимость хозяйств отдельных государств. Объективные требования интернационализации экономики имели следствием проходящие сейчас в мире интеграционные процессы, оказывающие огромное воздействие на формирование современной внешнеторговой политики. В результате деятельности интеграционных группировок происходит формирование единой для них системы регулирования внешнеэкономических связей, получившей название коллективного протекционизма. Характерной для него является более или менее полная либерализация взаимной торговли (свобода торговли) при одновременном проведении согласованной единой протекционистской политики. В отношении не участвующих стран наиболее характерным примером этого является Европейский Союз. В формировании внешнеэкономической политики активное участие принимает государство, монополистические группировки и созданные ими различные ассоциации, объединения, комитеты и т.п. В большинстве, стран существуют крупные объединения национального капитала: национальные ассоциации промышленников, отраслевые объединения предпринимателей, торговые палаты и другие организации, воздействующие на формирование внешнеэкономической политики страны. Учитывая имеющиеся между представителями различных групп предпринимателей  противоречия, конкретная политика регулирования внешнеэкономического оборота является как бы равнодействующей различных тенденций. В ней находят также отражение как компромиссы между интересами национально обособленных капиталов, выражающих стремление обеспечить надежную защиту от иностранной конкуренции, так и объективные потребности обеспечения международного общения в условиях повышения степени интернационализации производства и капитала. 
   Современная внешнеэкономическая политика осуществляется с помощью целого ряда средств, контролирующих, регулирующих и стимулирующих внешнеэкономические связи. К ним относятся таможенные тарифы, количественные ограничения, разного рода препятствия для сбыта и потребления товаров на рынке страны-импортера. Одновременно с помощью экспортных кредитов и государственных гарантий по ним, кредитов международных финансовых организации, экспортных премий товарного и валютного демпинга, условно беспошлинного ввоза и вывоза, возврата пошлин и налогов, других налоговых льгот осуществляется стимулирование экспорта товаров. Важную, роль в качестве средства расширения экспорта играет также вывоз капитала.
   Введение  монополии внешней торговли обусловливалось плановым характером экономики советского государства и преследовало две цели: во-первых, защиту народного хозяйства от давления из-за границы и, во вторых, обеспечение аккумуляции доходов от товарного обмена с зарубежными контрагентами в государственном бюджете с целью их использования в соответствии с нуждами и интересами народного хозяйства. На практике это означало, что все внешнеторговые сделки должны были осуществляться от лица государства специально на то уполномоченными органами в соответствии с государственным планом.
   Поддержание конкурентоспособности отечественных экспортеров. Все вышеперечисленные формы форсирования экспорта с той или иной степенью уверенности можно было бы отнести к этому пункту, однако выделим еще несколько средств.
  1. Создание крупных фирм для  завоевания ими позиций на мировом рынке, а также смягчение в отношении их антимонопольного законодательства.
  2. Проведение, насколько это возможно, политики дешевой национальной  валюты, что должно способствовать  экспорту из страны.
Ограничения, заложенные в механизме платежей.
   1. Импортные депозиты — определенное  соотношение к сумме контрактной  стоимости импорта, установленное  правительством, принимающее форму денежного залога, который импортер должен внести в свой банк перед закупкой товара за рубежом.
   2. Валютные ограничения:
  1) существование нескольких валютных  курсов;
  2) продажа валюты под строго  ограниченный список товаров, как это происходит в Беларуси, когда просто нельзя купить валюту под другие программы;
  3) обязательная продажа всей валютной  выручки или ее части через биржу по официальному курсу, как правило, заниженному, что равносильно введению дополнительного налога;
  4) другие виды валютных ограничений,  которые тормозят товарообмен  между странами.
   3. Регулирование ввоза и вывоза  капиталов. Например, государство требует возврата капитала от реализации товара за рубежом в строго определенный срок либо затрудняет перевод прибылей за рубеж от реализации импорта в стране.
3.Основные инструменты внешнеторговой политики
   К методам внешнеторговой политики относится также система двусторонних и многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие инструменты, с помощью которых государство, воздействуя на увеличение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соответствии с целями государственной политики. К этим инструментам относятся тарифные и нетарифные барьеры.
   Таможенный  тариф — основной инструмент таможенно-тарифного  регулирования внешней торговли, это систематизированный перечень товаров, облагаемых пошлинами при перемещении их через государственную границу страны; свод пошлин. Под пошлиной понимают налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.
   Таможенный  тариф включает: товарную номенклатуру, методы определения таможенной стоимости  ввозимых (вывозимых) товаров, виды пошлин, ставки таможенных пошлин, порядок взимания пошлин, правила определения страны происхождения товара и пределы полномочий органов исполнительной власти.
Виды  таможенных пошлин
По  способу взимания Специфические - начисляются в установленном  размере за единицу облагаемого товара. Адвалорные - начисляются  в процентах к таможенной стоимости  облагаемых товаров Комбинированные - (смешанного типа) сочетают оба названных вида пошлин.
По  объекту обложения Импортные Экспортные Транзитные
По  характеру Сезонные - Могут  вводиться в действие правительством страны для более оперативного регулирования движения товарных потоков через границу на срок, не превышающий 6 месяцев.   Антитемпинговые - применяются в случае ввоза на таможенную территорию страны товара по более низкой цене, чем его нормальная стоимость при наличии двух условий:   а) если такой ввоз наносит материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров или препятствует организации, расширению производства этих товаров;
  б) если действительно был факт демпинга.
Компенсационные - применяется к товарам, которые  продаются по заниженным ценам вследствие государственного субсидирования экспортера государством.
По  происхождению Автономные - пошлины, регулируемые страной самостоятельно и не попадающие под действие международных соглашений. Эти пошлины широко применялись в период господства высокого (сильного) протекционизма. Конвенционные - являются результатом международных  переговоров, предметом двух- или  многосторонних договоров, соглашений, например, в рамках ГАТТ/ВТО или  ЕС, и не могут быть изменены в  одностороннем порядке в течение  срока действия договора или соглашения. Переференциальные - Предоставляются практически всеми промышленно развитыми странами в одностороннем порядке более 150 развивающимся в рамках Общей (всеобщей) системы преференций (ОСП), которая действует сначала 70-х годов.
По  способу вычисления Номинальные Эффективные --
По  типам ставок Постоянные Переменные --

Импортный тариф и экспортная субсидия

  Импортный тариф Экспортная  субсидия
Относительная цена импортных товаров на мировом рынке сокращается увеличивается
Относительная цена экспорта товаров на мировом рынке ЕС увеличивается сокращается
Условия торговли улучшаются  за счет других стран ухудшаются  в   пользу других стран
Внутренняя  цена импортных товаров увеличивается (снижается в случае парадокса  Метцл.) остается прежней
Внутренняя  цена экспортных товаров остается прежней увеличивается     (снижается в случае парадокса Метцл.)
Внутренний  спрос на экспортные товары остается прежним снижается
Внутренний  спрос на импортные товары снижается остается прежним
  Экспортные кредиты
   Экспортное  кредитование — метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.
  Экспортное    кредитование    может иметь форму:
  •   субсидированных кредитов национальным  экспортерам — кредитов, выдаваемых государственными банками под ставку процента ниже рыночной;
  •   государственных кредитов иностранным импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит (связанный кредит);
  •   страхования экспортных рисков национальных экспортеров,  которые включают коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяющие импортеру выполнить свои обязательства перед экспортером).
  Экспортные  кредиты бывают:
  •   краткосрочными — на срок до 1 года, используются для кредитования экспорта потребительских  товаров и сырья;
  •   среднесрочными — на срок от 1 до 5 лет, используются для кредитования экспорта машин и оборудования;
  •  долгосрочными—на срок более 5 лет,  используются  для   кредитования экспорта  инвестиционных товаров и больших проектов. По оценкам МВФ, На экспортные кредиты приходится пятая часть всего внешнего долга развивающихся и переходных стран. Экспортное кредитование сильно  сконцентрировано на небольшой группе стран: 10 стран получают 63% всех экспортных  кредитов.
   Демпинг— метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.
   Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам. В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм:
   Спорадический демпинг — эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Происходит тогда, когда внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка и перед компанией встает дилемма — либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренняя, цене на внешний рынок.
   Преднамеренный  демпинг— временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров  по  ценам  ниже  цен своего   внутреннего   рынка   или   даже ниже издержек производства.
  •   Постоянный   демпинг  — постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой.
  •   Обратный демпинг - завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке. Встречается крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют.
   Взаимный демпинг — встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается также редко в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран.
   Демпинг запрещен как международными правилами в рамках ВТО, так и национальными антидемпинговыми законами многих стран, которые позволяют применять антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта демпинга. Разумеется, большие сложности возникают при определении справедливого уровня цены на тот или иной товар. Для этого проводят специальное расследование и сравнивают предполагаемые демпинговые цены с ценами на данный или аналогичный ему товар, преобладавшими в течение определенного предшествующего периода в стране, где осуществляется демпинг, или на рынках третьих стран. Серьезным доказательством демпинга является продажа товаров по ценам ниже издержек производства. По результатам расследования, если факт демпинга доказан, страны вправе вводить односторонние торговые ограничения в виде антидемпинговых пошлин.
   B      числе      нетарифных      средств регулирования международной торговли находятся    правовые    инструменты, которые в подробностях изучаются  международным  правом,  но тесно связаны   с   международной   экономикой.
   На  двусторонней основе торговые отношения  между государствами регулируются с помощью торговых договоров и соглашений, которые заключаются между странами на уровне исполнителя  и подлежат ратификации законодательной властью (парламентами). Они заключаются обычно на 5-10 лет и подлежат периодическому пересмотру и продлению участвующими сторонами.
   В Республике Беларусь действует единый режим экспортно-импортных операций с лекарственными средствами на основе соответствующих разрешений, выдаваемых Министерством здравоохранения Республики Беларусь, зарегистрированным на белорусской территории хозяйствующим субъектом, независимо от их форм собственности без права передачи этих лицензий другим лицам. Обязательными условиями при этом являются наличие у лица лицензии на право заниматься коммерческой деятельностью по реализации лекарственных препаратов, устава, в котором оговорен данный вид деятельности, а также подписанного или парафированного контракта. Разрешение оформляется на каждый вид товара независимо от его количества по представленному контракту (исключение - несколько видов товаров, входящих в единую товарную позицию ТН ВЭД Республики Беларусь).
   Экспорт и импорт наркотических средств, психотропных веществ и ядов регламентируются в соответствии с требованиями действующих конвенций ООН, в частности Конвенцией Организации Объединенных Наций от 20.12.1988 «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ», ратифицированной постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 28.07.1990 № 218-XII «О ратификации Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ». Закупка за границей и ввоз в Республику Беларусь радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств допускаются при наличии соответствующих разрешений Госсвязьнадзора Республики Беларусь. На перемещение через границу оружия невоенного назначения и боеприпасов к нему разрешения выдает Министерство внутренних дел Республики Беларусь. Химические средства защиты растений подлежат пропуску через таможенную границу только при представлении в таможенный орган соответствующего разрешения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Внешнеторговый оборот культурных ценностей осуществляется по разрешению Министерства культуры Республики Беларусь. Существует еще ряд товаров, перемещение которых через таможенную границу требует соответствующего разрешения Государственной инспекции по карантину растений, Департамента ветеринарии и других компетентных органов.
   В практике регулирования международной торговли наиболее часто используются следующие режимы:
   Режим наибольшего благоприятствования — РНБ  - условие, закрепленное   в   международных   торговых   соглашениях,   предусматривающее   предоставление договаривающимися сторонами друг другу всех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется и/или будет пользоваться любое третье государство. Принцип РНБ включен в условия ВТО и считается основой создания недискриминационного режима в международной торговле.
   Национальный  режим - режим экономических отношений  между государствами, при котором  одно государство предоставляет  иностранным физическим и юридическим лицам режим не менее благоприятный, чем режим для своих юридических и физических лиц. Чаще всего национальный режим используется в отношениях между странами—членами интеграционных группировок и применительно к вывозу капитала.
   В практике международных экономических   организации   системы   ООН иногда используется понятие справедливого и недискриминационного режима, который не имеет четкого определения и используется в основном как напоминание о совершаемой несправедливости в торговой или иной экономической сфере. В большинстве торговых договоров, подписываемых стран ми на двусторонней основе, содержите положение о применении РНБ, который стал универсальным правилом поддерживается ВТО. Например, к с редине 90-х годов  Россия  подписал пятилетние торговые соглашения с 13 странами мира, с Европейским союзом и через него со всеми входящими в него странами.  126 соглашений содержал пункт о применении РНБ во взаимной торговле. Эти соглашения имеют разные названия — Соглашение о торговых отношениях с США, Соглашение торговле и платежах с Ливаном, Соглашение о торговле и экономическом со трудничестве с Индией, Долгосрочно соглашение о товарообороте и платежах с Гвинеей, Соглашение о торговом коммерческом   и   экономическом   со трудничестве с Европейским союзом и т.д.  Из РНБ существуют изъятия, но только в следующих рамках:
  * Изъятия для соседних стран  целью облегчить приграничную  торговлю. Такая торговля составляет  менее 1% от мировой торговли, и  изъятие, распространяющиеся на  нее, не оказывают сколько-нибудь  существенного воздействия на политику РНБ в целом;
  * Изъятия и преимущества, выдающиеся  из соглашений о создании таможенных  союзов и зон свободной торговли  нескольких стран. В рамках  интеграционных группировок осуществляется  до 40% международной торговли. Страны, предоставившие определенные торговые льготы друг другу в рамках таких группировок, вправе не распространять их на третьи страны. Хотя в соответствии с правилами ВТО это и не считается нарушением принципа РНБ, искажающее влияние соглашений о создании таможенных зон на сам принцип РНБ очевидно.
   Участники внешнеторговой деятельности могут  в соответствии с законодательством  на добровольной основе образовывать на территории Республики Беларусь объединения  по отраслевому, территориальному или  иным принципам.
   Объединения участников внешнеторговой деятельности создаются для обеспечения защиты интересов членов объединения, представления их общих интересов, повышения эффективности и упорядочения внешней торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности, избежание недобросовестной конкуренции, развития и укрепления внешнеторговых связей с нерезидентами Республики Беларусь и их объединениями.
   Не  допускаются использование данных объединений для монополизации  и раздела внутреннего рынка, ограничения условий конкуренции для участников внешнеторговой деятельности, не входящих в эти объединения, дискриминация в любой форме резидентов и нерезидентов Республики Беларусь в зависимости от участия в объединениях, использование таких объединений для ограничения деловой практики на внутреннем и внешнем рынках, а также в других случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Структура экспорта и импорта Эстонии в 2000 – 2001 годах (в % от общего объема)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.