На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Проблема соотношения морали и политики

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 10.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ РЫНКА
ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ФИЛИАЛ 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 
 

По дисциплине:  Политология 
 

Тема: Проблема соотношения морали и политики 
 
 
 
 
 

Преподаватель Горяйнов Сергей Николаевич
                                              (Ф.И.О.)
Студент Чернова Елена Геннадьевна
                                        ( Ф.И.О.)
Факультет заочного обучения
Группа №  М-2/06 
 
 
 
 
 

ТОЛЬЯТТИ 2008 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение ……………………………………………………………….…………. 3
    Политическая система общества …………………………………………. 4
      Понятие политической системы ………………………………………. 4
      Структура политической системы …………………………………….. 4
    Сущность политической власти …………………………………………. 10
    Мораль …………………………………………………………………….. 13
      Понятие морали ……………………………………………………….. 13
      Мораль и политика ……………………………………………………. 13
      Общее в политике и морали ………………………………………….  16
      Различие  и разногласие ……………………………………………… 17
Заключение ………………………………………………………………………. 22
Список использованной литературы…………………………………………….23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      В 90-х годах ХХ века Россия переживает “чересчур интересное время”, она находится на неуютном, продуваемом всеми мыслимыми ветрами перекрестке своей судьбы. В исторической  драме, участниками которой мы являемся, события развиваются бурно и во многом непредсказуемо. Позиция каждого из нас - отнюдь не последнее из обстоятельств, определяющих облик будущего страны.
      Попытаемся  рассмотреть под углом зрения философской науки взаимоотношение  политики и морали в сегодняшней  России.
      Рассмотрим  прежде всего, некоторые аспекты, касающиеся  политической системы общества, сущности политической власти. Далее перейдем к проблеме морали,  а также взаимоотношений  политики и морали как двух форм общественного сознания, отражающих единое общественное бытие. Наконец, рассмотрим одну из злободневных проблем,  касающуюся отмены смертной казни в России, что является одним из ярких примеров взаимодействия и взаимопроникновения политики и морали.
     О необходимости синтеза политического  и философско-этического в управлении государством и государственной  жизни вообще писал в своей теории Государства  Платон: “Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари, а владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется в едино - государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди - а их много, - которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор, государствам не избавиться от зол, да не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного света то государственное устройство”. 
 

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ  СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
    1.1. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ  СИСТЕМЫ 

      Политическая  система общества -  упорядоченная  совокупность политических институтов,  политических  ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных,  юридических,  идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая  система  включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует  протекание  политических  процессов, включающих институциализацию власти, состояние политической  деятельности, уровень политического творчества в обществе,  характер политического участия, неинституциональных политических отношений.
      Политическая  система представляет собой  одну  из  частей  или  подсистем  совокупной общественной системы. Она  взаимодействует  с другими ее подсистемами:  социальной, экономической,  идеологической, этической, правовой, культурной образующими ее  общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным  окружением и природными ресурсами  (демографическими,  пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим  окружением.  Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется  ведущей  организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики.  

      СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
 
      Политическая  система структурна, т.е. включает части  или  подсистемы разной сложности, их элементы и отношения между ними. Политическая система складывается из подсистем трех уровней  власти и политических отношений: двух институциональных  -  высшего  или верхнего (мегоуровень), среднего или промежуточного (мезоуровень) и неинституционального - нижнего,  массового (микроуровень). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно  конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые.
        Внутри этих структур политическая  система  включает  деление  на субъекты политических отношений (руководителей, правящих) и носителей власти, исполнителей, рядовых членов массовых ассоциаций, их социальной базы.
        Таким образом, на институциональном  макросистемном уровне  политическая  система включает центральный  аппарат государственной власти (разделенной в демократическом обществе и в правовом  государстве на законодательную, исполнительную и судебную).  Вид политической системы зависит от типа общества и правления:  приоритет власти главы правительства (т.е. приоритет исполнительной власти), президента (вплоть  до  так называемой  президентской формы правления, допускающей временное или длительное  совмещение функций разделенных властей), монарха, парламента (если он  наделен прерогативами контроля и исполнительной  власти),  правящей партии, верховного или конституционного  суда  (при  приоритете права и закона).
      Особую  арбитражную роль играет общественный контроль  государственной власти. Он организуется на разных уровнях (макро- и мезо-) и многими средствами: массовой информации (которую  сейчас нередко считают четвертой, информационной властью),  ассоциациями (партиями, профсоюзами, массовыми организациями - экологическими, антивоенными или военными,  промышленными,  культурными и пр.) массовыми движениями (забастовочными и др.), народными обществами (ветеранскими, молодежными, женскими, творческими организациями и т.п.). Непосредственно в макросистему входят  разные формы политической оппозиции (парламентской, партийной).
          На том же уровне располагаются теневые, скрытые  политические структуры и функции макровласти: скрытые действия  легальных  учреждений высших рангов (государственных, партийных),  секретные документы, распоряжения, приказы и т.п. акты (государственные  и пр. секреты и тайны), скрытый смысл открытых  политических  действий (интрига, игра), политических текстов (докладов,  речей, бесед и т.п.), негласные функции и неявная роль  различных  официальных лидеров и центральных органов власти и управления, руководства учреждениями, партиями, армией, руководства промышленностью и др., официальные и легально существующие учреждения с  секретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированные учреждения (разведки или контрразведки и т.п.).
         Другой ряд легально существующих, во всяком случае неконспиративных, сообществ, примыкающих к макроуровню политической  системы или неофициально и неформально входящих в него, образуют  различного рода элиты и элитарные  содружества  (клубы,  парламентские фракции, товарищеские группы и т.п.),  группы  давления  (парламентские лобби, близкое окружение  государственной  администрации, мозговые центры при руководителях государства и партий  и т.п.).
         Аналогична по своему строению  средняя (мезо-) структура  политической  системы. Она образована аппаратами управления, органами выборной и назначаемой власти, которые  непосредственно  слиты со структурами макроуровня, но составляют его периферию. Они расположены в политическом пространстве между высшими эшелонами  государственной власти и обществом, которое они связывают  с  государством. Это так называемые аппараты и  органы,  региональная  и муниципальная администрация, Советы разных рангов, иерархия  партийных, профсоюзных и других ассоциативных  структур  (обществ, союзов), крупные предприятия, лидеры экономики, органы  правосудия и органы порядка, другие учреждения,  через  которые  осуществляется политическая социализация (школа, театр, армия).
         Структуры среднего уровня служат  связующим звеном  между  макроструктурами  политической системы и обществом, организуют их отношения, передают импульсы государственных центров власти  обществу и его ответные реакции - инициаторам политики. В организации и осуществлении политического процесса  мезоуровень политической системы играет ключевую роль. На этом уровне  формируются  наиболее влиятельные бюрократические аппараты управления и самые  массовые параллельные (теневые) структуры. К скрытым функциям  легальных государственных, партийных,  административных  учреждений на этом уровне при определенных условиях (экономические трудности, неразвитые гражданские отношения, идеологические и политические конфликты и т.п.) добавляются особенно распространенные  конфликты аппаратов и их лидеров, групповщина, земляческие и кровнородственные связи, противоправная  активность  и  коррупция  официальных лиц и властей.  На  этом  же  уровне  формируются  нелегальные (теневые) структуры неполитического характера  (параллельная экономика, черный рынок,  организация  преступного  мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода), которые  имеют  тенденции смыкаться с легальными структурами и  могут  оказывать  на них серьезное влияние.
         Микроуровень политической системы   образуется  массовым  участием  общественных групп, классов и  слоев, граждан общества в   политической жизни: членством в массовых политических или неполитических, но влиятельных организациях, участием в массовых  политических акциях поддержки власти или протеста, в социальном контроле политики, в ответственных процессах ее демократической организации (выборах, референдумах и т.д.). На микроуровне формируются политические народные движения, зарождаются политические группировки и партии, формируется общественное  мнение,  складывается политическая культура общества - важная составная часть и  характеристика политической системы.
         Пространство микроструктур отнюдь  не ограничивается неким нижним, массовым уровнем. В нем расположено  все, в принципе,  общество и  все его граждане, с  их  политическими   взглядами,  формами участия в  совместной политической жизни, хотя  политические  роли организационно и функционально их разделяют  по  разным  уровням.
      Политическая  система сформирована по принципу  пирамидальной  иерархии: с массовой социальной базой в основе,  вершиной  государственной власти в высшем ее эшелоне. Таким же образом построены и ее подсистемы, имеющие вертикальные структуры (от массовой  базы  к руководящим учреждениям: партии, крупные общественные организации, союзы, и пр.).
         На каждом из уровней, на  которые разделена политическая  система, образуются специфические структуры и  отношения  между  ними.
      Жизнь политической системы протекает  как постоянная смена  равновесных  состояний и кризисов разного  рода -  от  частных  кризисов отдельных  подсистем и структур  (правительственных,  партийных, парламентских и многие другие.) до общих кризисов системы, которые обычно связаны с кризисом ее социального окружения и вливаются в  совокупность    политического,    экономического    (сырьевого, ресурсного), национального, правового и др. кризисов, что  сопровождается обострением социальных противоречий и классовой,  политической, идейной борьбы, борьбой за гражданские права и др. конфликтами.
         Функциональный кризис системы,  или  кризис  перегрузки, имеет  место только  когда она вынуждена  решать задачи, которые она  решить  не  может.  При этом кризис может быть процедурным, который  разрешается  частичной или полной перестройкой системы (сменой руководства,  структур власти, правящих сил, лидеров, политического курса и т.п. перестройками). Такой кризис связан с антагонистическими  конфликтами в обществе, которые порождают новые  формы  существующего  общественного строя и сохраняют его политическую систему. Более глубокие кризисы, так называемые кризисы развития, связаны  со  сменой политической системы и типа общества или его существенных  характеристик (форм собственности, экономических отношений и т.п.) и могут сопровождаться более или менее серьезными  революционными преобразованиями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ  ВЛАСТИ 

      Политическая  власть - это специальный социальный институт, упорядочивающий  социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть - определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти политическая власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер.  Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть  мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия.  Воля к власти у одних дополняется потребностью  других присоединиться к властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.  Основными компонентами власти является:  субъект, объект. средства (ресурсы) и процесс ,приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта.  Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.  
      Субъекты  политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: ее первичными субъектами являются  индивиды, вторичными - политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно  представляющими во властных отношениях различные общественные группы и весь  народ, политические элиты и лидеры.  Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от  масс и даже от приведших их в власти партий.  Субъект определяется содержанием властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нем требования во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей - второго важнейшего элемента власти.  Объект власти.  Власть - всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения  объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает  ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете у объекта  властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор - погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге “лучше умереть сражаясь, чем жить на коленях”.  Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического властвования определяются прежде всего политической культурой населения.  Понятие ресурсов власти. Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле ресурсы власти представляют собой “все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других”.  Таким образом ресурсы власти - это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.п.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивация человека (телевидение, пресса и т.п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом).
            Ресурсы, наряду с  субъектом и объектом, выступают  одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения.
      Политика, как мы видели ранее, является одним  из способов регуляции поведения, а  в этом смысле тесно связана с  другим фактором общественной жизни, формой обоснования поведения в общественном сознании - моралью. 
 

 

    3. МОРАЛЬ
    3.1. ПОНЯТИЕ МОРАЛИ 

      Этимологически  термин “мораль” восходит к латинскому слову “mos” (множественное число “mores”), обозначающему “нрав”. Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений;  один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.
      Мораль  возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных  сферах их жизни. Мораль считается одним  из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального  бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества. Мораль включает: моральные отношения, моральное сознание, нравственное поведение.
3.2. МОРАЛЬ И ПОЛТИКА 

      В истории философской мысли вопрос о взаимоотношении морали и политики трактовался от полного отрицания каких бы то ни было связей между ними (Макиавелли, Гоббс) до признания, что мораль и политика могут быть сведены друг к другу (морализаторский подход). Взаимодействие  морали и политики разнообразно и многопланово. Политическая  борьба неизбежно сопровождается столкновением моральных установок. Политике присущи определенная стратегия и тактика, а также законы, нарушать которые нельзя безнаказанно, и  вместе с тем в своих стратегических целях политика содержит моральные ценности, следовательно, внутреннюю моральную ориентацию. Политика в тактике, в выборе целей и средств исходит из их эффективности и доступности, однако не должна игнорировать  их моральной оправданности. Мораль воздействует на политику через нравственные оценки и ориентации.  Политика также оказывает воздействие на мораль, но, как показывают факты отечественной истории,  в сторону ее попирательства.
      Все формы общественного сознания, отражая  единое общественное бытие и обладая  внутренней спецификой, взаимодействуют между собой. Взаимообусловленность этих явлений заключается в том, что политические взгляды определяют становление и реализацию нравственных норм, так же как моральные отношения, нормы способствуют формированию политического сознания.
      Это значит, что ориентация личности на социальные потребности, выражающаяся в политическом сознании, подкрепляется  понятием долга, чести, совести, справедливости, счастья и т.д., то есть приобретают  нравственную окраску. В свою очередь, нравственные принципы становятся более действенными, если они осознаны человеком с позиции политики. Проблему взаимодействия политики и морали можно решать в различных аспектах  под разными углами зрения. На наш взгляд, представляет интерес концепция А.Оболонского, изучающего историю России в рамках двух фундаментальных традиций, двух взаимоисключающих взглядов на мир, в которых отражены все многообразные формы человеческой цивилизации:
    системоцентрицизм
    персоноцентризм
          В персоноцеристнской шкале индивидуум  является высшей точкой, мерой всех вещей. Все явления социального мира рассматриваются сквозь призму человеческой личности.
      В системоцентристской шкале индивидуум либо отсутствует,  либо рассматривается, как нечто вспомогательное. Индивид - средство,  но не цель. Россия относится к системоцентризму.
      Эти две формы представляют собой  два этических генотипа. Основное различие между ними состоит в  противоположности подходов к разрешению моральных конфликтов. В основных ветвях российской народности господство системоцентристской этики на протяжении абсолютного большинства столетий ее исторического существования безраздельно. Оппозиция общество - личность даже не возникала не потому, что была гармония, не потому, что не было противоречий, а потому, что все противоречие разрешались в пользу целого. Система всегда имела превосходный инстинкт самосохранения. Любые возникавшие в России возможности вывести страну из деспотизма вступали в противоречия с национальными стереотипами политического поведения и моральными основами  социальных взаимоотношений.
      Лишь  в начале XIX персоноцентризм стал представлять в России заметную социальную величину, и весь XIX прошел под знаком  развития, улучшения, укрепления этой породы, расширения ее социальной базы.
      К началу XX персоноцентристский генотип в русском обществе получил права гражданства и принадлежность к нему стала ведущим признаком интеллигенции.        
      Персоналистское мышление XX века существует во множестве вариантов, но для всех них. Человек есть исток и завершение антропологической картины. Человек признается мерой всех вещей. Гуманистический принцип заключается в том, “что нет ничего более высокого и более достойного, чем человеческая жизнь”. Двадцатая статья Конституции Российской Федерации подтверждает, что “каждый имеет право на жизнь”, но в этой же статье говорится и о возможности смертной казни: “Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей”. Итак, вопрос о соотношении признания ценности человеческой жизни и допущения смертной казни - одна из острых моральных проблем наших дней. В каждой цивилизации существуют свои моральные проблемы, обусловленные конкретными историческими условиями, но все они так или иначе являются разными гранями общих моральных проблем человека. 

      3.3. ОБЩЕЕ В ПОЛИТИКЕ  И МОРАЛИ 

       Являясь сферой социального выбора групп, индивидов, организаций, политика ограниченно связана с моралью. Выбор проектов желаемого будущего, значимость тех или иных локальных целей, определение средств и методов их достижения основывается на моральных представлениях человека, группы о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести и достоинстве.
       1. Мораль и политика относятся  к наиболее ранним социальным  регуляторам общественной жизни.  Сближает их то, что и та  и другая относятся к сфере  социального выбора, поэтому достаточно  подвижны и изменчивы. Их содержание обусловлено влияниями множества факторов, начиная от исторических и социокультурных и кончая субъективными представлениями и случаями.
       2. Мораль и политика – это  нормативные регуляторы жизнедеятельности  индивидов. Упорядочение поведения  людей осуществляется при помощи нравственных и политико-правовых норм (общих правил, эталонов, образцов поведения), которые являются общеобязательными для всех людей. Однако нравственные и политические нормы различаются способом формирования и средствами реализации. 
 

3.4. РАЗЛИЧИЯ И РАЗНОГЛАСИЯ

       Политика  и мораль различаются способом формирования и средствами реализации.
       1. Сфера нравственных отношений  – это в основном взаимосвязь  между отдельными личностями, требованиями  к индивиду со стороны общества  в целом, отдельных групп, согласование личного интереса с общественным, утверждение социального в индивидуальном. Политические отношения не призваны выражать индивидуальность каждого, но конкретно выражают групповые интересы. Мораль же выражает духовные и личностные потребности общества. Нормы морали складываются на основе представления людей о добре и зле, совести, справедливости. Они становятся обязательными для всех по мере осознания и признания их большинством членов общества. Политические и правовые норма устанавливаются государством и обычно фиксируются в законах, после их опубликования им должны следовать все. Нормы морали не закрепляются в специальных актах, а существуют в сознание людей. В большинстве случаев они соблюдаются добровольно на основе понимания людьми справедливости их предписания, благодаря внутреннему убеждению и силе общественного мнения. Политико-правовым нормам люди следуют добровольно лишь в зрелом гражданском обществе, понимая их справедливость. Однако для их соблюдения государство вправе применять средства принуждения.
       2. Нравственные нормы выступают  в виде обобщенных правил поведения,  свойственных для всех ситуаций. Политические и правовые нормы  определяют правила взаимоотношений  государства и гражданского общества; партийные нормы – правила  поведения членов организации и т.д.
       Нет универсальной модели связи, разграничений  и противоречий морали и политики. Все зависит от характера господствующей морали и политики. Одно дело, когда  основой морали является конфуцианство, для которого характерно принятие мира таким, каким он есть, другое дело – христианская и исламская мораль, основой которых является принятие мира и одновременно его улучшение. Характерно, что на Западе обосновалась идея как подчинения любой власти, так и право народа на восстание. Устойчивой является идея о праве сопротивления неправому делу, произволу властителя. В республиках Греции и Рима действовал принцип, в соответствии с которым убийца узурпатора рассматривался добродетельным гражданином. В этом Ш. Монтескье видел проявление гражданства, право каждого защищать республику. Признание права на восстание против тирана было характерно для мыслителей 17-18 веков Англии и Франции.
       Иная  модель формируется И. Кантом. Для  искателя вечного мира высшей ценностью  была стабильность. Поэтому безнравственным виделся любой революционный характер захвата власти. Но подчиняться следовало любой власти, даже той, которая завоевана восстанием.
       Свое  влияние на политику оказывает и  мораль буддизма. В ее основе лежит  идея ненасилия. В 20 веке философия ненасилия проникает в российскую, западную, американскую культуры.
 
       3. Мораль и политика различаются  механизмом воздействия на общество. Мораль является разновидностью  индивидуального регулирования,  утверждения социального в индивидуальном  с помощью наиболее общих правил поведения. На их основе обеспечивается взаимосвязь отдельных индивидов путем согласования личного интереса с общественным. Политика же обращена к общественным или групповым интересам, поэтому прямо не выражает индивидуальных потребностей. Однако высокий уровень мотивации политического участия граждан достигается благодаря эффективности политики как социального института в решении актуальных проблем, поскольку она опирается на институты власти. Следовательно, несмотря на известные различия, политика и мораль дополняют и взаимообеспечивают друг друга.
       Правда, в реальной практике их взаимоотношения  намного сложнее и противоречивее, чем в теории. Их сбалансированного  взаимодействия можно добиться только в зрелом гражданском обществе, где  соблюдение законов властью и индивидом является естественным следствием их культурного, цивилизованного и интеллектуального развития. Однако чаще всего в истории встречались две крайности. Первая, когда политика на основе глобальных и часто утопических целей полностью подчиняла себе нравственные нормы и ценности. При этом потребности конкретного человека приносились в жертву интересам общества, класса, партии. В таком случае политическая целесообразность подменяла простые требования честности, порядочности, совести. Известный русский философ С. Франк (1877-1950) отмечал, что “великая идея организации человеческого общежития, замены хаотической анархии сознательной планомерностью… без необходимых ограничений, вытекающих из других нравственных требований, без сознания трудностей, препятствующих ее осуществлению… дает начало своеобразной и односторонней системе мыслей, логически приводящей к деспотизму”. Замена морали политикой открыла возможность для утверждения такой формы деспотизма, как тоталитаризм, который превратил человека в винтик большого механизма осуществления глобальной идеи. В СССР после Октябрьской революции 1917г. благородная идея создания справедливого общества обернулась установлением диктатуры компартии, оправдывавшей революционный террор и насилие необходимостью выполнения исторической миссии построения коммунизма. Попытка осчастливить все человечество вылилась в трагедию целых народов, государств, отдельной личности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.