На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Методика комплексной рейтинговой оценки финансового состояния организации

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 10.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Государственное образовательное учреждение высшего 
профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 
УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

Факультет статистики, учета и экономического анализа

 
Кафедра экономического анализа эффективности хозяйственной деятельности

                      Допустить к защите

                  ________________________
                  «____»_______________2011г.

БАКАЛАВРСКАЯ  РАБОТА

Студентки 4 курса 453 группы
Шахбазовой  Эльмиры Тельесмановны
   На  тему:
   МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Специальность:
521 600 «Экономика»
Научный руководитель:
Канд.экон.наук, доц. Курносова В.П. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург 
2011г.
План:
Введение
1. Сущность и  виды рейтинговой оценки.
2. Оценочная система и её элементы.
3. Методы рейтинговой оценки на основе балансового подхода
4. Методы рейтинговых оценок на основе экспертного подхода
5. Содержание комплексной рейтинговой оценки финансового состояния предприятия 

Заключение
Список литературы
 

    Введение 

   Одним из вариантов анализа, позволяющего получить комплексную оценку финансового состояния коммерческих банков и провести их сравнение, являются методики составления рейтингов.
   Рейтинг - это текущая и одновременно перспективная комплексная количественная оценка финансового состояния коммерческих организаций, т.е. метод сравнительной оценки их деятельности.
   В основе рейтинга лежит обобщенная характеристика по определённому признаку, позволяющая выстраивать (группировать) коммерческие организации в определённой последовательности по степени убывания данного признака.
   Признак (критерий) классификации организаций  может отражать отдельные стороны  их деятельности (прибыльность, ликвидность, платёжеспособность) или деятельность организации в целом (объём операций, надёжность, имидж).
   Характер  формирования и назначение рейтингов  различны. Рейтинги независимых рейтинговых агентств основываются на изучении официальной отчетности коммерческих ,организаций, как правило, балансов (и именно они становятся доступны массовой печати). Реальность таких рейтингов в значительной мере зависит от достоверности отчетных данных и системы показателей, используемой для характеристики надёжности организаций.
   Рейтинги  организаций имеют значение преимущественно  для внешних пользователей – инвесторов. Также данные рейтинга должны способствовать предотвращению банкротств и финансовой стабильности организаций. Ключевым же на наш взгляд является мотивация, которая должна быть естественным следствием проведения рейтинговой оценки.
 

    Сущность и виды рейтинговой оценки
 
   Под термином «рейтинговая оценка» подразумевается  место организации в классификации, приведенной на основании определенного  признака. Для получения классификации необходимо осуществить соответствующие процедуры, в данном случае рейтинговые процедуры. Отсюда следует, что виды рейтинговых оценок зависят от способа осуществления рейтинговых процедур. Как правило, проводится различие между двумя типами рейтингов:
      Упорядоченным;
      Классификационным.
Рассмотрим  каждый из них и охарактеризуем методологию его построения.
   Упорядоченный рейтинг, или рейтинг рангового  типа, или рэнкинг, представляет собой ранжирование участников по убыванию или возрастанию какого-либо конкретного показателя или группы показателей.
   Некоторые исследователи определяют рэнкинг как ранжирование объектов только по одному конкретному признаку. Однако представляется целесообразным понимать рэнкинг в более широком смысле – ведь на основе нескольких переменных можно построить интегральный показатель, по которому и будет проведено ранжирование.
   При проведении такого рейтинга как правило  используются стандартные методы ранжирования совокупности объектов.
   Стоит отметить, что часто возникает такая методологическая сложность, как отбор наиболее информативных данных и трансформация разнородных показателей в интегральный рейтинг, по которому и будет производиться ранжирование1.
   Классификационный (неупорядоченный) рейтинг – позиция  участника на определенной рейтинговой  шкале. При построении рейтинга такого типа исследователь должен определить, к какому из заранее заданных или определяемых в ходе проведения рейтингования классов можно отнести рассматриваемое предприятие. При построении рейтинга данного типа как правило проводится глубокий качественный и количественный анализ деятельности предприятия, и иногда используются и методы многомерной классификации.
   Рейтинговая оценка для определенного круга лиц имеет своё значение:
      Собственникам она позволяет решить две основные задачи:
      самим оценить рыночные позиции предприятия по конкретному показателю ( например, относительно предприятий-конкурентов либо среднерыночного уровня);
      проинформировать деловое сообщество о финансовом состоянии их организации.
      Для служащих рейтинговая оценка несет информацию о:
    финансовой стабильности предприятия;
    степени его социальной ответственности;
    перспективности как работодателя.
      Для поставщиков и потребителей рейтинговая оценка отражает степень предсказуемости предприятия, его готовности «играть по правилам».
      Кредиторам рейтинги показывают надёжность предприятия как заёмщика.
      Государству рейтинги предоставляют возможность эффективно осуществлять надзор за отдельными организациями и контролировать устойчивость стратегически важных предприятий и отраслей.
      Конкуренты, принимая во внимание результаты рейтингования, определяют свою позицию на рынке и формируют свою стратегию.
      Для менеджеров рейтинг несет особенно важную смысловую нагрузку – он оценивает общую эффективность принятых ими решений и является своеобразной оценкой их деятельности.
   Необходимо  учитывать, что основной особенностью рейтинга является его субъективность, и выражается она в том, что рейтинговая оценка проводится разными аналитиками на основе разработанных ими своеобразных оценочных систем. 

   Оценочная система и её элементы. 

   Для вычисления рейтинга необходимы рейтинговые процедуры. В основе любой рейтинговой процедуры лежит система, разработанная конкретным аналитиком. Будем называть эту систему оценочной. Такая система состоит из следующих элементов:
      Цели оценки;
      Виды и характер используемых переменных;
      Шкалы, по которым строится рейтинг и определяется методика оценки.
   Ключевой  характеристикой оценочной системы  безусловно является цель построения рейтинга, которая определяет:
      Аспект финансового состояния предприятия: в соответствии с интересами пользовательских групп на нём будет сосредоточено внимание исследователя.
      Базовый тип итоговой рейтинговой оценки (упорядоченный или классификационный).
   Следующим этапом построения оценочной системы  выступает выявление совокупности показателей, которые можно будет  использовать при расчете рейтинга. При выборе показателей следует учитывать два фактора:
    По своему экономическому содержанию их набор должен соответствовать целям оценки.
   Выделяют 4 вида показателей, используемых при  расчете рейтинговой оценки:
      Абсолютные
      Относительные
      Качественные
      Динамические
        Необходимо принимать во внимание тип используемой переменной для того, чтобы производимые расчеты были математически корректны.
   В зависимости от своей природы  переменные подразделяются на:
          Количественные
          Ординальные (порядковые)
          Номинальные (классификационные)
   Рассмотрим  каждый тип переменных по отдельности.
   Количественные  переменные позволяют измерять степень  проявления анализируемого свойства исследуемого объекта. К этому типу переменных относятся:
    Любые величины, представленные в бухгалтерской отчетности в денежном выражении;
    Финансовые коэффициенты, образующие систему показателей, характеризующих финансовое состояние предприятий;
    Любые динамические показатели, рассчитанные на их основе.
   Порядковые  переменные используются чтобы упорядочить объекты по степени проявления в них анализируемого свойства. Такие показатели служат для оценки качественных параметров финансового состояния предприятия. Например:
      Финансовая устойчивость предприятия (абсолютная, нормальная, низкая или кризисная);
      Деловая репутация предприятия;
      Качество корпоративного управления;
      Надежность контрагентов;
      Экспертные оценки различных параметров финансового состояния предприятия, выраженные в баллах и др.
   Номинальная переменная позволяет разбивать  исследуемые объекты на однородные по своему анализируемому свойству классы, которые не поддаются упорядочиванию. Сюда можно отнести отраслевую специализацию предприятия.
   После определения целей оценки и выбора необходимых переменных, которые будут использоваться для расчета рейтинга, исследователь должен заранее определить шкалу рейтинговых оценок. Эта шкала в первую очередь зависит от выбранного типа рейтинга.
   Если  исследователь выбирает ранжирование, то в этом случае особых проблем с выбором шкалы не возникает: стандартная процедура упорядочивания n объектов предполагает присвоение каждому из них ранга от l до n. Как правило, ранг l означает наивысший рейтинг. С помощью стандартных статистических методов можно разбить список на несколько групп по степени проявления анализируемого свойства и произвести ранжирование внутри каждой из них. Это позволит сделать анализ более содержательным.
   При построении классификационного рейтинга определяется число групп, и исследуемый  объект относится к одной из заранее  заданных групп. Внутри каждой отдельной группы упорядочивание объектов не производится. Группам присваиваются определенные значение (буквенные или числовые), которые и составляют рейтинговую шкалу. Самой известной рейтинговой шкалой является шкала кредитоспособности, которая используется крупнейшими мировыми рейтинговыми агентствами для оценки уровня кредитоспособности организаций.
   Отдельным элементом рейтинговой шкалы может стать прогноз, который будет показывать возможное направление и характер изменения рейтинговой оценки в будущем. 

   Подходы к построению рейтинговой оценки 

   Методологически выделяются два основных подхода  в построении комплексных рейтинговых оценок:
      Бухгалтерский (балансовый) подход.
      Экспертный подход.
   Балансовый  подход предполагает, что исследователь при построении рейтинговой оценки предприятия будет использовать доступные ему данные финансовой отчетности. На их основе он будет рассчитывать необходимые показатели. Затем исследователем будет вычислен комплексный рейтинг исследуемой организации либо произведено ранжирование объектов, и все это будет осуществляться с использованием различных методов статистической обработки. Оценка, полученная таким образом, достаточно объективна, но может не совсем полно отражать реальную экономическую ситуацию, поскольку базируется только на данных финансовой отчетности и не учитывает многие качественные показатели деятельности организации.
   Экспертный  подход, в отличие от балансового, более субъективен, так как основан  на данных, полученных в ходе опроса экспертов. Им предлагается оценить исследуемое предприятие (или каждое предприятие анализируемой группы) на основе опыта, квалификации и анализа качественной и количественной информации, имеющейся в их распоряжении. Использование такого подхода при построении рейтингов позволяет при определенных условиях выявить все нюансы и учесть неколичественную информацию. В конечном счете, это оно дает возможность получить адекватную картину сложившейся ситуации. Однако использование данного метода связано с рядом трудностей, таких, как:
      Недостаток необходимой информации;
      Проблема компетентности экспертов;
      Влияние субъективных факторов на оценку специалиста;
      Сложность организации работы группы экспертов;
      Недостаток адекватных оценочных систем;
      Несовершенство технологий проведения экспертиз и методов обработки информации;
      Относительная дороговизна подобных исследований.
   В связи с этим при построении оценочной  системы целесообразно использовать оба метода для получения широкой и глубокой картины ситуации. 

   Методы  рейтинговой оценки на основе балансового подхода 

   Стоит отметить, что существует различие между методами построения упорядоченного и классификационного рейтинга на основе балансового подхода.
   Если  перед исследователем стоит задача ранжирования предприятий, то в этом случае могут применяться:
      Метод эталонной группы;
      Метод регрессионных остатков;
      Построение рейтинговой экспресс оценки финансового состояния предприятия.
   Если  исследователю необходимо построение классификационного рейтинга, то в  этой ситуации широко применяются математико-статистические методы решения задач разбиения объектов на однородны группы.
   Последовательно рассмотрим все перечисленные методы.
   Метод «эталонного предприятия» и «удачливого  конкурента» - его также называют «методом расстояний», поскольку он базируется на идее определения расстояния от каждого объекта исследуемой совокупности до «эталонного предприятия». Алгоритм получения сравнительной рейтинговой оценки в общем виде может быть представлен в виде последовательности следующих действий:
    Исходные данные представляются в виде матрицы, где по строкам записаны номера показателей, а по столбцам – номера предприятий.
    Формируется «эталонное предприятие», в соответствии с которым будет проводиться ранжирование. Существуют два основных способа выбора такого предприятия:
      Заключается в том, что для каждого из n выбранных показателей определяется норматив, соответствующий эталонному предприятию;
      Предполагает что по каждому показателю находится максимальное или оптимальное значение по исследуемой совокупности (строение «удачливого конкурента»). На основе выбранных значений формируется столбец условного эталонного предприятия.;
    Исходные показатели матрицы стандартизируются в отношении соответствующего показателя «эталонного препдрияти» по определенной формуле расчета стандартизированных показателей состояния j-го предприятия.
    Для каждого анализируемого предприятия значение его рейтинговой оценки определяется также по определенной формуле. Возможна её модификация с учетом весовых коэффициентов. Эти коэффициенты определяются исследователем в соответствии со значимостью соответствующих показателей.
    Предприятия ранжируются в порядке возрастания рейтинговой оценки. Наивысший рейтинг имеет предприятие с минимальным значением рейтинговой оценки, т.е. предприятие, показатели которого наиболее близки к выбранному эталону.
   Несомненно, применение математического инструмента  в данном методе даст оценку с высокой  точностью, но при этом часто сложно его осуществить и требует немало времени на свое осуществление.
   Метод регрессионных остатков – основан на регрессионном анализе. Суть метода заключается в том, что все предприятия поставлены в одинаковые условия хозяйствования и результат деятельности каждого конкретного мероприятия зависит только от нескольких известных параметров и эффективности его работы. В рамках такого анализа производится следующий алгоритм:
    Определяется модель зависимости результата работы как функция от параметров деятельности и показателя эффективности.
    В соотвествии с выбранными параметрами и показателем результата деятельности предприятий строят регрессию по выборке, получая формулу, на основе которой будет рассчитываться средний результат деятельности каждого предприятия.
    Далее для каждого предприятия вычисляются регрессионные остатки, которые и станут показателем его эффективности.
    Совокупность упорядочивается по убыванию показателя эффективности.
   Данный  метод определенно интересен  и с его помощью гораздо проще сравнивать предприятия, но он сложен не столько в вычислении, сколько в предоставлении одинаковых условий хозяйствования.
   Метод рейтинговой экспресс-оценки финансового  состояния предприятия.
   Идея  этого метода состоит в сравнении  реальных значений показателей с  заранее установленными нормативными уровнями. Алгоритм реализации данного метода выглядит следующим образом:
    Устанавливаются нормативные значения показателей;
    На основе имеющихся данных вычисляются показатели, учитываемые при расчете рейтинговой оценки;
    По заданной формуле определяется рейтинговое число. На данном этапе возможен подбор весовых коэффициентов, определяющих значимость каждого показателя;
    Совокупность упорядочивается по убыванию рейтингового числа.
       Данный  метод тоже достаточно субъективен, так как зависит от установки нормативных значений. 

   Методы  построения классификационного рейтинга.
   Метод, который следует применять в  каждом конкретном случае, зависит  от наличия так называемых выборок. При отсутствии обучающих выборок  используются методы кластер-анализа (преимущественно иерархические процедуры классификации). Если же обучающие выборки существуют, то могут применяться непараметрические методы дискриминантного анализа. В основе каждой процедуры построения данного рейтинга в рамках балансового подхода лежит какой-либо из вышеуказанных методов классификации. Рассмотрим ситуации, при которох применяется тот или иной метод.
   Кластерный  анализ применяется в случае, если исследователь не располагает обучающими выборками и имеет лишь m подлежащих классификации наблюдений в n-мерном пространстве признаков. С точки зрения априорной информации об окончательном числе классов, на которое требуется разбить исследуемую совокупность объектов, задачи кластер-анализа можно разбить на две основные группы:
      Число классов априори задано;
      Число классов неизвестно.
   Основной  идеей кластерного анализа является определение степени близости объектов в n-мерном пространстве признаков. Результатом реализации кластер-процедуры становится разделение исследуемой совокупности на заранее известное или определяемое в ходе анализа число однородных классов.
   Дискриминантный анализ подразумевает известность обучающих выборок для исследователя. на их основе формируются классы. Основной задачей данного анализа является определение, к какому из классов следует отнести объект. Результат проведения анализа – это отнесение объекта к одной из заранее сформированных таким обрахом групп. 

   Методы  рейтинговых оценок на основе экспертного  подхода 

   В настоящие время использование  экспертных оценок уже не редкость, даже наоборот – они уже являются довольно распространенным способом получения и анализа качественной информации о финансовом состоянии предприятия. Однако успешное применение данного метода зависит от множества факторов, в том числе и от совершенства математического аппарата, с помощью которого осуществляются анализ и обработка экспертной информации.
   Данные  методы применяются в основном для  определении упорядоченного рейтинга. При ранжировании применяются:
      Метод парных сравнений;
      Метод непосредственного ранжирования альтернатив.
Для классификационного рейтинга как правило используется иерархическая процедура классификации на основе экспертного подхода.
Опишем  все вышеперечисленные методы подробнее. 

   Метод парных сравнений  или метод суммы  преимуществ.
   Этот  метод – одна из простейших модификаций  метода парных сравнений альтернатив. Его суть – в последовательном сравнении пар альтернатив. Для каждой из них эксперту предлагается указать, какая из альтернатив более предпочтительная. Алгоритм реализации метода выглядит так:
    Каждый из экспертов проводит последовательное сравнение пар альтернатив и указывает наиболее предпочтительную из них. Для каждого эксперта на основе этих сравнений строится матрица предпочтительности;
    На основе частных матриц предпочтительности каждого эксперта формируется итоговая матрица. Стоит отметить, что на данном этапе возможно введение весовых коэффициентов, учитывающих степень квалификации каждого эксперта. Это даст возможность получить более точные оценки;
    По каждой строке матрицы подсчитывается сумма рангов;
    Итоговое упорядочение совокупности происходит по убыванию суммы рангов.
 
   Метод непосредственного ранжирования альтернатив.
   Его алгоритм выглядит следующим образом:
    Каждый из экспертов проводит ранжирование совокупности. При сопоставлении ранжировок всех экспертов строится матрица;
    Итоговый рейтинг объекта выставляется по итоговой сумме всех элементов строки. При этом также возможно применение весовых коэффициентов для каждого столбца. Здесь они будут характеризовать существенность ранжировки по данному признаку или учитывать квалификацию эксперта.
    Совокупность упорядочивается по убывании рейтингового числа.
 
Методы  построения классификационного рейтинга 

   Проведение  иерархической процедуры классификации  на основе экспертного подхода по своему содержанию близко к процедурам кластер-анализа. Разница только в том, что оно осуществляется без помощи строгих математических вычислений, а на основе суждений эксперта. Общая последовательность действий выглядит таким образом:
    На первоначальном этапе каждый объект представляет собой один однородный класс. Эксперту предлагается найти в исследуемой совокупности два наиболее схожих класса, которые затем объединяются в один.
    Данная процедура выполняется до тех пор, пока все объекты не окажутся в одном классе. Следующим этапом становится определение экспертом, на каком из шагов проведенной процедуры сформировалась наиболее устойчивая структура.
    В соответствии с этим осуществляется выбор оптимального числа классов и входящих в каждого из них объектов.
 
 
   5. Содержание комплексной рейтинговой  оценки финансового состояния  предприятия 

   Комплексная оценка финансового состояния предприятия  является завершающим, наиболее важным элементом анализа его финансового состояния. При этом могут быть выделены два принципиальных подхода к комплексной оценке финансового состояния предприятия.
   Первый подход связан с рейтинговой оценкой финансового состояния. Под рейтингом понимается обобщенная количественная характеристика предприятия, определяющая его место на рынке. Рейтингом предприятия можно рассматривать меру оценки путем отнесения к какому-либо классу, группе в зависимости от количественных и качественных характеристик его деятельности. Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия является инструментом внутрихозяйственного, но в большей степени межхозяйственного сравнительного анализа, оценки его инвестиционной привлекательности. Основными пользователями результатов рейтинговой оценки являются банки, страховые компании, фондовый рынок, инвесторы.
   Определение рейтинга может базироваться на системе  абсолютных и относительных показателей либо на сочетании тех и других. Однако на практике в большинстве случаев применяются относительные показатели. При определении рейтинга принципиальное значение имеют объективность и точность выбора системы показателей, положенной в основу расчета рейтинга, методики их исчисления, качество информационной базы расчета и алгоритмы определения собственно рейтинга как количественной оценки, позволяющей ранжировать предприятия.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.