На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Современные педагогические технологии как условие реализации гуманистической парадигмы образования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 10.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Коми государственный  педагогический институт 
 

Курсовая  работа
Тема: Современные  педагогические технологии как условие  реализации гуманистической парадигмы  образования.
          
 

 Выполнила: Михайлова Ирина,
631 группа.
Проверила:  Уваровская
 Ольга  Валентиновна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Цель: Выявить СПТ позволяющие реализовать гуманистическую парадигму образования.
Задачи:
    Выявить сущность понятия гуманистическая парадигма.
    Выявить сущность понятия педагогическая технология и его научные аспекты
    Изучить классификацию СПТ.
    Описать характеристики СПТ позволяющие реализовать гуманистическую парадигму образования.
    Изучить теорию и практику работы школы по использованию СПТ, позволяющих реализовать гуманистическую парадигму образования.
    Разработать методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию СПТ, реализующих гуманистическую парадигму образования.
    Введение:
    Теоретические основы СПТ, реализующих гуманистическую парадигму образования.
      Сущность  понятия гуманистическая  парадигма образования.
 
Парадигма - это совокупность теоретических и методических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которыми руководствуются в качестве образца в научной практике на данном этапе.[18.c119] 

  В дословном переводе с латинского слово «парадигма» означает «пример». В современной педагогике оно употребляется как концептуальная модель образования. [1. c.25] 

Гуманизм — демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют  право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством  этики, основанной на человеческих и  других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей [19, С.54]. 

  Гуманистическая парадигма вошла в образовательное  пространство  России после 1991 г. Не по приказу министерства а по инициативе учителей на местах. 

  Формирование  педагогической парадигмы происходило  и происходит по мере освоения человеческими  сообществами различных способов взаимодействия с миром. Ни одна из существующих парадигм образования не может быть названа худшей или лучшей. Каждая из них отвечает тому или иному восприятию мира и педагогических объектов, пониманию их существа, построению учебно-воспитательного процесса.  

  Если считать  что образование должно быть вне  политики и брать за основу только контекст культуры, то в соответствии с тремя подходами к культуре можно выделить и три концептуальные модели образования. 

  Подходы к культуре:
    Ценностный (аксиологический)
    Деятельностный: культура трактуется как апробированные способы деятельности по созданию материальных и духовных ценностей;
    Личностный: культура воплощается в определённом типе личности, её свойствах.

    Соответствующие им парадигмы образования:
      Традиционалистско-консервативная.
      Рационалистическая.
      Феноменологическая(гуманистическая), относящаяся к человеку, как к главному феномену культуры, как к субъекту образования.
 
Гуманистическая парадигма  ставит в центр внимания развитие ученика, его интеллектуальные потребности  и межличностные отношения. Её ядро – гуманистический подход к ученику, помощь в его личностном росте, хотя уделяется внимание и его подготовке к жизни, адаптации и т.п.
Одна из основных её установок—ценностно-смысловое  равенство ребёнка и взрослого, не в смысле одинаковости или равноценности знаний и опыта, а в праве каждого познавать мир без ограничений.
Гуманистическая парадигма  формирует отношения по типу «субъект-субъект». В гуманистической парадигме любовь к человеку, к ребёнку – атрибут профессионализма… 

Сущность  гуманистического  мировоззрения составляет концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует самого человека, его личность. Рассматривать социальное развитие вне человека -- это значит лишить его  гуманистического  фундамента. Именно в контексте такого мировоззрения гуманизация представляет глобальную тенденцию  современного  общественного развития, а общечеловеческие ценности (творчество, самобытность, самостоятельность, открытость, терпимость к иным взглядам и образу мыслей и др.) приобретают значение  гуманистических  ценностей. 

Гуманистически  ориентированная философия  образования — это стратегическая программа качественного обновления образовательного процесса на всех его ступенях. Ее разработка позволит установить критерии оценки деятельности учреждений, старых и новых концепций образования ,  педагогического  опыта, ошибок и достижений. Идея гуманизации предполагает осуществление принципиально иной направленности  образования , связанной не с подготовкой "обезличенных" молодых квалифицированных кадров, а с достижением результативности в общем и профессиональном развитии личности. 

Гуманистическая концепция  видит главный резерв влияния  на развитие личности не в совершенствовании, возрастании внешних на нее влияний, но в поиске и реализации внутренних потенциалов, заданных природой и благоприобретенных в ходе социализации в процессе обучения и воспитания [16. с. 21].  При этом следует заметить: никто, конечно, не может отрицать того лучшего, что накопила прежняя школа, чаще вопреки господствовавшим идеологическим схемам, как никто не может отрицать, что это лучшее стало золотым фондом нашей педагогики и школы.
Идеи гуманизации затронула школы, вызвав в ней существенные изменения, которые можно оценивать как тенденции, способные придать школе новый облик. Их объединяют общие черты: уважение к ребенку и его собственному “Я”, признание права ученика быть активным субъектом учебного и воспитательного процесса.
Наряду с этим принцип открытости придает школе  новый облик и, зачастую, новую  структуру. В этом случае исчезает жесткость  структуры школы, программа становится более гибкой, разнообразной и  адаптированной к потребностям детей.
Одним из наиболее авторитетных лидеров свободного воспитания была М.Монтессори, которая считала, что ребенок обладает потенциалом саморазвития, причем потенциал этот безразмерен и каждый может достичь в жизни любой цели и осуществить любой жизненный проект[17с. 19.]
Гуманистический климат школы - важный и самый трудный  для реализации. Он требует от педагогов  и других специалистов, работающих с детьми, компетентности, преданности  детям и поставленной цели, увлеченности и профессиональной гармонии. С. Френе отмечает, что необходимо “понять душу ребенка, его психологию. Каждый выберет свою дорогу, отвечающую индивидуальным склонностям, вкусам и запросам”.
Образование как  процесс становления психических  свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой. Психологические явления, отмечал С. Л. Рубинштейн, возникают в процессе взаимодействия человека с миром. А.Н. Леонтьев считал, что ребенок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда передаются через отношения других людей, он всегда включен в общение (совместную деятельность, речевое и мыслительное общение).
Среди гуманистических  тенденций функционирования и развития системы образования можно выделить главную -ориентацию на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим будет становиться человек.
Образование будет  удовлетворять личные запросы, если оно, согласно Л.С. Выготскому, ориентировано на «зону ближайшего развития», т. е. на психические функции, которые уже созрели у ребенка и готовы к дальнейшему развитию. Сегодня есть реальная возможность дать человеку овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности, учет ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с материальной базой и кадровым потенциалом образования. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания образования. В этой связи самоопределение личности в мировой культуре - стержневая линия гуманитаризации содержания образования.
Культурологический  принцип требует повышения статуса  гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности  и схематизма, выявление их духовности и общечеловеческих ценностей. Учет культурно исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой - важнейшие условия конструирования новых учебных планов и программ.
Культура реализует  свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает человека к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение  общечеловеческой и профессиональной культурой.
Процесс общего, социально-нравственного  и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом  обучения. Данная закономерность обуславливает  единство реализации деятельного и  личного подходов. Личностный подход предполагает, что и педагоги, и  учащиеся относятся к каждому  человеку как к самостоятельной  ценности, а не как к средству для достижения своих целей.
Принцип диалогического подхода предполагает преобразование позиции педагога и позиции учащегося  в личностно-равноправные, в позиции  сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремления, формирует мотивы учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения.
Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого  подхода. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов  деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся ощутить  радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Основное назначение индивидуально-творческого подхода  состоит в создании условий для  самореализации личности, в выявлении  и развитии ее творческих возможностей.
Гуманизация образования в значительной степени связана с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности. Готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы других людей неизбежно определяется степенью сформированности гуманистического образа жизни. Данный принцип требует такого уровня внутренней собранности личности, при которой человек не идет на поводу обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе. Личность сама может творить эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствовать себя.
 
 
Гуманистическая  направленность  образования  меняет привычные представления о его цели как формировании "систематизированных знаний, умений и навыков". Именно такое понимание цели образования  послужило причиной его дегуманизации, которая проявилась в искусственном разделении обучения и воспитания. В результате политизации и идеологизации учебных программ и учебников воспитательное значение знаний оказалось размытым, произошло их отчуждение. Ни средняя, ни высшая школа не стали трансляторами общечеловеческой и национальной культуры. Во многом дискредитирована идея трудового воспитания, поскольку она была лишена нравственно-эстетической стороны. Сложившаяся система образования  все усилия направляла на то, чтобы приспособить воспитанников к обстоятельствам жизни, учила их мириться с якобы неизбежными трудностями, но не учила гуманизировать жизнь, изменять ее по законам красоты. Сегодня стало очевидным, что от содержания и характера направленности личности зависит решение социальных и экономических проблем, безопасность человека и даже существование всего человечества.
 
Идея гуманизации  образования , являющаяся следствием применения аксиологического подхода в педагогике, имеет широкое философско-антропологическое и социально-политическое значение, так как от ее решения зависит стратегия общественного движения, которая может либо тормозить развитие человека и цивилизации, либо способствовать ему. Современная  система  образования  может внести свой вклад в становление сущностных сил человека, его социально ценных мировоззренческих и нравственных качеств, которые необходимы в будущем.  Гуманистическая  философия  образования  направлена на благо человеку, на создание экологической и нравственной гармонии в мире.  

Гуманистические  традиции российского  образования , особенно успешно развивавшиеся во второй половине XIX в. (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой), в начале следующего столетия получают существенный импульс к интеллектуально-духовному обогащению. Развернутая характеристика причин этого явления была дана Е.Лозинским, отмечавшим, что "все признаки, накопившиеся еще в конце девятнадцатого века, говорят за то, что настоящее столетие будет столетием "педагогическим", то есть что вопросы о целесообразном воспитании ребенка, о радикальном оздоровлении материальных и духовных основ общества займут самое почетное место в ряду других проблем. Взоры и стремления всех направляются мало-помалу в эту сторону; на воспитание подрастающих поколений возлагаются лучшие надежды. Педагогическая мысль получает с каждым днем все более широкий размах, все более глубокий характер. Перед воспитанием открываются негаданные доселе перспективы" [4, с. 51]. По убеждению педагога, именно "дитя будет центром жизни и деятельности двадцатого столетия", все образование будет строиться "вокруг ребенка, ибо он - это будущее" [4, с. 59, 72]. 

Ведущая тенденция  современной педагогической науки - ее обращение к своим мировоззренческим  основаниям, "возвращение" к личности. Эта же тенденция характеризует  и современную педагогическую практику. Переориентация педагогики и практики на человека и его развитие, возрождение  гуманистической традиции, которая, впрочем, никогда и не угасала  в культуре человечества и сохранялась  наукой, является важнейшей задачей, поставленной самой жизнью. Ее решение  требует, в первую очередь, разработки гуманистической философии образования, выступающей в качестве методологии  педагогики.
Исходя из этого, методологию педагогики следует  рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности, отражающих гуманистическую сущность философии образования. Преждевременным  было бы утверждать, что такая методология  педагогики сегодня уже разработана.[15.c]
Такая позиция была вызвана рядом факторов. Перемены в общественной жизни поставили  со всей остротой вопросы смены педагогического  идеала, поиска путей воспитания активной, инициативной личности, способной к  длительной самостоятельной деятельности без постоянного внешнего принуждения и вносящей в нее элементы творчества. Осознание того положения, что российское образование начала XX в. не соответствует новым, выдвигаемым временем задачам, породило мощную критику "старой школы". Достаточно общим стало убеждение в том, что она "не создает того идеалистического, истинно гуманитарного направления, которое, конечно, вправе ожидать и требовать от школы как общество, так и сами учащиеся" [5, с. 135]. 

Гуманизация  образования  в значительной степени связана с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности. Готовность участников педагогического  процесса принять на себя заботы других людей неизбежно определяется степенью сформированности  гуманистического  образа жизни. Данный принцип требует такого уровня внутренней собранности личности, при которой человек не идет на поводу обстоятельств, складывающихся в  педагогическом процессе. Личность сама может творить эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствовать себя.
Личностный подход органично связан с принципом  персонализации педагогического взаимодействия, который требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, действий и поступков) [22, С.79].       

 Гуманистический  принцип полисубъектного (диалогического) подхода обусловлен тем, что гармоничное развитие личности возможно только в условиях субъект-субъектных отношений, равноправного учебного сотрудничества и взаимодействия. Он преобразует суперпозицию педагога и подчиненность учащегося в личностно-равноправные позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, а актуализирует, стимулирует стремление учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения.          

В целом, можно отметить общие принципы конструирования образовательного процесса на основе гуманистических ценностей, получающих все большее развитие в последнее десятилетие в России: принцип свободы; принцип создания ненасильственной развивающей социально-педагогической среды; принцип насыщения жизнедеятельности образовательного учреждения новым содержанием; принцип личностного подхода ко всем участникам образовательного процесса.  
 

      Сущность  понятия педагогическая технология и его  научные аспекты.
Термин "технология" заимствован из зарубежной методики, где его используют при описании по разному организованных процессов  обучения. Существует ряд определений, характеризующих  педагогические   технологии .
1) ПТ - это описание  педагогического  процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату.
2) ПТ - это алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся на основе проектирования всех учебных ситуаций (Пальчевский, Фридман).
3) ПТ - это описание, проект процесса формирования личности (А.П.Беспалько).
4) ПТ - это научно обоснованное предписание эффективного осуществления педагогического  процесса (Цветков).[12. C15-19]
С одной стороны, технология обучения это – совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой, -  это наука о способах воздействия  преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых  технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.
Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются:
    Цели обучения;
    Содержание обучения;
    Средства педагогического взаимодействия;
    Организация учебного процесса;
    Ученик, учитель;
    Результат деятельности.
Технология –  это совокупность приёмов, применяемых  в каком-либо деле, в искусстве.
Профессиональные  педагоги-технологи рассматривают  педагогическую технологию как процесс  разработки и оценивания эффективных  педагогических систем, включающий:
    постановку целей;
    составление набора порций учебного материала;
    создание условий для немедленного контроля качества его усвоения учащимися путём применения обучающих и контролирующих машин;
    описание критериев оценивания достижений учащихся и условий их обучения.
В настоящее время  в  педагогический  лексикон прочно вошло понятие  педагогической   технологии . Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
• Технология - это  совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
•  Педагогическая   технология  - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий  педагогического  процесса (Б.Т.Лихачев).
•  Педагогическая   технология  - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
•  Педагогическая   технология  - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
• Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).
• Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
•  Педагогическая   технология  — это продуманная во всех деталях модель совместной  педагогической  деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
•  Педагогическая   технология  - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
•  Педагогическая   технология  означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения  педагогических  целей (М.В.Кларин)».
«В нашем понимании  педагогическая   технология  является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).
Понятие « педагогическая   технология » может быть представлено тремя аспектами.
1) научным:  педагогические   технологии  - часть  педагогической  науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая  педагогические  процессы;
2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенным: осуществление технологического педагогического ) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических  педагогических средств.
Таким образом,  педагогическая   технология  функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Понятие « педагогическая   технология » в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:
1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь  педагогическая   технология  синонимична  педагогической  системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
2) Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная  педагогическая   технология  употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика (пер. стр. 15-16) преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).
3) Локальный (модульный)  уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).
Понятие  педагогической   технологии  частнопредметного и локального уровней почти полностью перекрывается понятием методик обучения; разница между ними заключается лишь в расстановке акцентов.
Встречается также  применение терминов-ярлыков, не совсем научно корректное, утвердившееся за некоторыми технологиями (коллективный способ обучения, метод Шаталова, система Палтышева, вальдорфская педагогика и др.). К сожалению, избежать терминологических неточностей, затрудняющих понимание, не всегда удается»[6. C. 14-16]
Попытки внести технологию в учебный процесс не прекращались все наше столетие. Приблизительно до середины 50-х годов они были связаны с созданием некоей технической среды, комплекса автоматизированных средств для традиционного обучения. С середины 50-х годов появился новый технологический подход к построению самого учебного процесса. Но и первый подход продолжает развиваться по пути освоения новых информационных технологий. Оба направления все более смыкаются, меняя саму парадигму образования. Сегодня понятие образовательной  технологии  может рассматриваться широко как область  педагогической  науки и как конкретная образовательная  технология».  [8.с80]
Образовательной технологией  будем называть комплекс, состоящий  из:
• некоторого представления  планируемых результатов обучения,  
• средств диагностики текущего состояния обучаемых,  
• набора моделей обучения,  
• критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий. [7— C. 8]

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.