На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Значение бюджетного кодекса в регулировании бюджетных

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение                                                                                                                   5

Глава 1 Бюджетное устройство РФ                                                                       7

1.1 Принципы  функционирования бюджетной системы                                     7

1.2 Бюджетные права в Российской Федерации                                                 16

Глава 2 Значение бюджетного кодекса в регулировании бюджетных            18

2.1 Регулирование бюджетного права органов государственной власти        18                          

2.2 Регулирование  бюджетного права  муниципальных образований            24

Заключение                                                                                                            31

Список использованной литературы                                                                   33

Введение

       Бюджетные отношения в государстве осуществляются на базе определенных правовых норм, совокупность которых образует бюджетный кодекс. Бюджетный кодекс Российской Федерации служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

       Предметом регулирования бюджетного права  являются бюджетные отношения, возникающие  в связи с формированием бюджетов, распределением и использованием бюджетных  средств.

Бюджетная система России - важнейший элемент  финансовой системы страны, поэтому проблемы правового регулирования бюджетной системы занимают огромное место в финансовом праве и даже выделяются в особую подотрасль - бюджетное право.

       Построение  бюджетной системы России во многом определяет эффективность функционирования финансовой системы государства. Россия - федеративное государство, отсюда вытекает необходимость существования федерального бюджета и бюджетов каждого из ее субъектов. Каждый бюджет, формируемый в РФ, обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих соответственно федеральное, республиканское, областное, краевое, окружное или местное значение. Вообще бюджет - это центральный институт финансового права, так как именно в форме бюджетов различных уровней происходит аккумуляция, распределение и использование основной массы государственных и муниципальных денежных средств. В материальном смысле бюджет-это централизованный денежный фонд, формируемый Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями для осуществления функций этих государственных и муниципальных образований. Такое понимание бюджета является обыденным и имеется в виду в случаях, когда говорят о средствах бюджета, финансирования из бюджета и т.п.

       Правовое  регулирование бюджетной системы  призвано разрешить многие вопросы: разграничение полномочий между уровнями бюджетной системы, принципы формирования доходной и расходной части бюджетов, объем прав РФ, ее субъектов и муниципальных образований при формировании бюджетов, полномочия, методы и принципы деятельности и взаимодействия различных государственных органов в бюджетной сфере и многое другое.

       Целью данной курсовой работы является анализ основ бюджетного кодекса, правового  режима государственного и местных  муниципальных бюджетов. В связи  с поставленной целью в работе были выделены следующие задачи:

- Охарактеризовать бюджетное устройство РФ;

- Определить понятие и правовую форму государственного и местного бюджетов;

- Проанализировать бюджетные права различных субъектов финансового права: Российской Федерации, муниципальных образований.

В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические материалы - исследования различных авторов, учебники и учебные пособия, статистический материал, Законы о бюджетах на очередной финансовый год (на федеральном уровне, региональном и местном). Теоретическую и методологическую базу работы составили труды таких авторов, как А.М. Бабич, Л.Н. Павлова, А.М. Годин, И.В. Подпорина, М.В. Романовский, О.В. Врублевская, В.Б. Христенко, М.И. Ткачук, А.Я. Лившиц и других внесших огромный вклад в изучение и формирование основ бюджетного кодекса РФ.

Глава 1 Бюджетное устройство РФ

       1.1 Принципы функционирования  бюджетной системы

       Бюджетная система РФ - это основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.[3]

       Основным  документом, регламентирующим бюджетное  устройство Российской  Федерации, является  Бюджетный кодекс Российской Федерации, введенный в действие  федеральным   законом от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.

Следует заметить, что Бюджетный кодекс РФ 1998 г. (ст. 6 и 10) расширил рамки бюджетной  системы, включив в нее помимо бюджетов в собственном смысле слова, внебюджетные государственные социальные фонды. При этом какие-либо муниципальные (местные) внебюджетные фонды не упоминаются. Такое объединение является условным и требует уточнения. С бюджетом названные фонды сближает утверждение их представительными (законодательными) органами власти, которые утверждают и отчеты об исполнении бюджетов этих фондов. Однако внебюджетные фонды существенно отличаются от государственных и местных бюджетов своим предназначением, конкретным целевым содержанием, правовым режимом.

Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями.

Бюджетное устройство страны определяется ее государственным  устройством. В унитарном государстве  бюджетная система состоит из двух уровней—государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся в ведении органов местного самоуправления.

Для бюджетной  системы федеративного государства  характерны три уровня—государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня:

1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3. Местные бюджеты.

       Первый  и второй уровни бюджетной системы, в соответствии с Бюджетным Кодексом, толкуются расширительно, т.е. включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных внебюджетных фондов. В юридическом смысле бюджет - это финансовый план образования и расходования денежных средств бюджетных фондов различного уровня, утверждаемый соответствующими представительными государственными и муниципальными органами для обеспечения функций государственных и муниципальных образований. Бюджетный кодекс Российской Федерации.[3] Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

       Наличие бюджета создает возможности  для маневрирования при распределении  средств на потребности общества с учетом их приоритетности на определенном отрезке времени для страны в целом или ее регионов. В результате бюджет служит реализации задач, наиболее значимых для общества на каждом конкретном периоде его развития.

       Роль  бюджета в федеративном государстве имеет и особые, в связи с таким государственным устройством, стороны: он способствует реализации региональной и национальной политики в Российской Федерации. Среди основных целей региональной политики определены следующие: создание единого экономического пространства, выравнивание условий социально-экономического развития регионов. Главная цель национальной политики состоит в создании всем народам России условий для их полноправного социального и национально-культурного развития, укрепление общероссийской общности на основе соблюдения прав человека.

       Таким образом, в бюджетной системе  концентрируется часть национального  дохода, которая направляется на потребности  общего значения: экономические и  социальные программы, обеспечение  обороны и безопасности страны.

       Говоря  о важной роли бюджета, нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономике  и расстроенность финансовой системы  не позволяют государственным и  местным бюджетам выполнить в  полной мере свое предназначение. В  области бюджета такими негативными факторами являются бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами), обострение противоречий при распределении средств между бюджетами разных уровней, несвоевременность утверждения бюджета, несобираемость доходов в намеченном объеме, большой удельный вес заемных средств и др.

Государственные бюджеты (на уровнях РФ и субъектов  Федерации) и местные бюджеты  утверждаются соответствующими представительными  органами власти. В результате бюджет приобретает определенную правовую форму. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются в форме соответствующих законов, а местные бюджеты—в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления, как правило—решений, таким образом, получив правовую форму, бюджет приобретает и юридическое значение: в упомянутых правовых актах на конкретный отрезок времени определяются права и обязанности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований на получение, распределение и использование средств.

       Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.[3]

       Бюджетом  субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе РФ называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.

       Второй  уровень бюджетной системы, помимо бюджетов территориальных государственных  внебюджетных фондов, включает бюджеты 89 субъектов РФ, среди которых 21 республиканский; 55 краевых и областных бюджетов; 2 бюджета городов федерального значения; 1 бюджет автономной области и 10 бюджетов автономных округов.

       Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму  образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения. Открытый перечень вопросов местного значения приведен в федеральном законе “Об общих принципах местного самоуправления в РФ”.

       На  территории РФ принимаются 29 тысяч  местных бюджетов, среди которых  районные, городские, поселковые и сельские.

       Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный бюджет, объединяя все бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию. В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета, консолидированный бюджет не является законом.

       Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ. В то же время консолидированные бюджеты субъектов РФ состоят из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ.

       Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся  на его территории муниципальных  образований.

Бюджетным кодексом РФ в гл. 5 законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации [4].

единства  бюджетной системы Российской Федерации;

- разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

самостоятельности бюджетов;

- полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- сбалансированности бюджета;

- эффективности и экономности использования бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

- гласности;

- достоверности бюджета;

- адресности и целевого характера бюджетных средств.

       Любой бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. А. Доходы бюджета - это  часть государственных или муниципальных  доходов, выражающаяся в платежах юридических  и физических лиц, поступающих в бюджет, и иных доходах.

       Источники доходов можно классифицировать по различным основаниям.

       По  социально-экономическому признаку все доходы можно разделить на доходы от хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, от внешнеэкономической деятельности, банковской и страховой деятельности, приватизации и т.д [7]

       По  юридическим формам доходы различных  элементов бюджетной системы  можно разделить на налоговые  и неналоговые. Особое значение на сегодняшний  день имеют налоговые поступления, так как в этой форме бюджет получает около 75% всех доходов.

       Кроме того, источники доходов бюджета  можно разделить на внутренние и  внешние. К внешним источникам относятся  средства, предоставляемые иностранными государствами и международными организациями. Необходимо отметить, что данные средства чаще всего предоставляются на возвратной основе, т.е. по своей сути являются процентными ссудами.

       Представительные  органы власти территорий вышестоящего уровня утверждают перечень регулирующих источников доходов. Само же распределение доходов от этих источников происходит в форме утверждения нормативов отчисления от этих доходов.

       Кроме того, бюджетное регулирование возможно в форме закрепления за бюджетами  нижестоящего уровня регулирующих источников доходов на долговременной основе (не менее чем на пять лет).

       Если  распределение регулирующих источников доходов не привело к сбалансированности бюджета, то применяются такие формы  бюджетного регулирования, как дотации  и субвенции, а также бюджетные  ссуды.

Дотация - это денежная сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего уровня. Выделение дотаций осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе, а их использование не имеет целевого назначения[7] .Субвенция - это денежная сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего субъекта РФ или муниципального образования.

       Бюджетные ссуды - это денежная сумма, предоставляемая в тех же случаях, что и дотации и субвенции, однако на возвратной, а иногда и на возмездной основе. Ссуда может предоставляться из бюджета любого уровня бюджету любого уровня, причем не на стадии формирования бюджета, а на стадий его исполнения.

       Расходы бюджетов любого уровня подразделяются на две части: бюджет развития и бюджет текущих расходов. Бюджетные расходы  можно определить как “процесс выделения  и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год” [6,115]. Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит несколько иное определение. В соответствии с ним расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

       В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и  инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным  воспроизводством: капитальные вложения в развитие территорий, финансирование экологических программ и т.п.

       В бюджет текущих расходов попадают все  другие расходы: на содержание и ремонт жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, образования и  т.п.

       Практическое  значение этой классификации заключается  в следующем: при наличии бюджетного дефицита первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

        При составлении  бюджета любого уровня важное внимание уделяется требованию сбалансированности бюджета. Как отмечается в законе, сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики.

       Превышение  расходной части над доходной составляет дефицит бюджета. Существенный, постоянно растущий бюджетный дефицит неизбежно ведет к росту государственного долга, усиливает инфляционные процессы. Однако в умеренных размерах дефицит бюджета страны представляется нормальным явлением. Даже многие высокоразвитые капиталистические страны имеют дефицитные бюджеты. В целях сбалансированности бюджета представительные органы, утверждающие бюджет, могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Уже одно это является средством борьбы с бюджетным дефицитом, так как будучи утвержденным чаще всего еще до окончательного утверждения бюджета, предельные размеры дефицита препятствуют принятию бюджета с существенным дефицитом.

       Покрытие  дефицита бюджета осуществляется за счет выпуска государственных займов или использования кредитных  ресурсов. Государственные казначейские обязательства являются одним из таких средств. Средства, полученные подобным образом, включаются в государственный долг и подлежат возврату, чаще всего на возмездной основе. Поэтому использование таких источников из года в год представляется достаточно бессмысленным.

       В том случае, если происходит превышение предельного уровня дефицита или  значительное снижение поступлений  доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5%, 10%, 15% и т.д.) ежемесячно по всем статьям бюджета, кроме защищенных, в течение оставшегося времени текущего финансового года. Состав защищенных статей определяется соответствующим представительным органом при принятии бюджета.

       Денежные  средства, поступающие в государственный  бюджет, не имеют целевого назначения, не закреплены за конкретными видами расходов. Поэтому некоторые программы (чаще входящие в бюджет развития) не получают достаточного финансового  обеспечения. Для финансирования отдельных расходов создаются целевые государственные фонды. Главной отличительной чертой этих фондов является то, что денежные средства, поступающие на отдельные индивидуальные счета фондов, не могут идти ни на какие другие цели, кроме определенных в положении о конкретном фонде. Эти средства изъятию не подлежат. Существование целевых фондов позволяет более успешно осуществлять фискальную функцию государства. Дело в том, что лицо с гораздо меньшим нежеланием отдает свои деньги, если знает, что они будут использованы на вполне конкретные, определенные, социально полезные цели. Источники средств целевых фондов определяются в том же положении о конкретном фонде. Основная масса денежных средств фонда образуется с помощью обязательных платежей физических и юридических лиц, хотя не исключены и добровольные пожертвования.

       Распределение доходов и расходов в бюджетной  системе должно быть подчинено решению:

       Во-первых, наделить РФ, каждого ее субъекта и  орган местного самоуправления таким  объемом бюджетных средств, который обеспечивает выполнение соответствующими органами власти возложенных на них функций.

       Во-вторых, определить такие бюджетные расходы  РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления, которые соответствуют  сферам их ведения.

       Распределительный процесс доходов и расходов между бюджетами разного уровня основывается на принципах:

       - централизованного регулирования - установление федеральным законодательством общих основ, определяющих систему доходов и расходов разного уровня, порядок утверждения нормативов отчислений от регулирующих источников доходов, условия использования заемных средств бюджетов, распределение различных видов доходов между бюджетами разного уровня;

       - максимально возможного сбалансирования бюджетов - осуществляется на условиях хронического бюджетного дефицита через специально разработанную систему мер, направленных на устранение (уменьшение) дефицита бюджета;

       - подведомственности и значимости финансируемых объектов (мероприятий) - из бюджета финансируются; объекты и мероприятия, относящиеся к предмету ведения органов власти соответствующего уровня, т.е. из федерального бюджета финансируются объекты, находящиеся в федеральной собственности, из республиканского бюджета в составе РФ - объекты республиканской собственности и т.д.

       1.2 Бюджетные права в Российской Федерации

       Бюджетное право—это совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство страны и бюджетный процесс, то есть порядок формирования и исполнения всех бюджетов, входящих в бюджетную систему государства, а также компетенцию всех органов власти в бюджетной сфере.

       Конституция страны—основополагающий акт бюджетного права.

       В Конституции Российской Федерации 1993 г. заложены основы бюджетных прав федеральных, региональных и местных  органов власти, которые сформулированы с учетом федеративного устройства государства.

       В соответствии со ст. 5 Конституции РФ федеративное устройство Российской Федерации  основано на государственной целостности  и разграничении предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

       Предметы  ведения в области бюджета  очерчены в ст. 71 Конституции РФ, где зафиксировано, что в ведении  Российской Федерации находятся  федеральный бюджет, федеральные  налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

       В ст. 72 Конституции РФ записано, что  установление общих принципов налогообложения  в Российской Федерации находится  в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В ст. 1 «Протокола к договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации» зафиксировано, что к совместному ведению относится и установление общих принципов бюджетной системы Российской Федерации.

       В ст. 75 Конституции РФ отмечено, что  система налогов, взимаемых в  федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения в Российской Федерации  устанавливаются федеральными законами.

       В развитие основных положений в области  бюджетного права, зафиксированных  в Конституции РФ, издаются специальные  законодательные акты. В их числе  следует отметить:

       • Закон РСФСР «ОБ основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. № 1734-1;

       • Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительны и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15 апреля 1993 г.

       • Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления» от 25 сентября 1997 г.

       • Бюджетный кодекс РФ от 31 июня 1998 г. № 145-ФЗ.

       В этих актах определены бюджетные  права представительных и исполнительных органов власти всех уровней, обеспечивающие им создание финансовой базы для выполнения возложенных на них функций по управлению страной и соответствующими территориями, проведению внутренней и внешней политики, управлению экономическими и социальными процессами.

Глава 2 Значение бюджетного кодекса в регулировании бюджетных правоотношений.

       2.1 Регулирование бюджетного  права органов  государственной  власти

       В российском законодательстве, а также в юридической литературе широко применяется термин «бюджетные права» для характеристики компетенции государства, его территориальных подразделений и соответствующих органов власти (или самоуправления) в области бюджета. Однако этот термин не следует понимать буквально: в данном случае речь идет о правах особого содержания, которые по своим юридическим свойствам отличаются от прав, которыми наделены субъекты других отраслей права (например, гражданского, трудового), а также и отдельных институтов финансового права. Эти особенности заключаются в том, что бюджетные права по своим юридическим свойствам во многих случаях сближаются с обязанностями, являются в значительной мере одновременно и обязанностями (например, право утверждать бюджет, право распределять бюджетные средства по основным направлениям расходов и т.д.) [7]

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.