На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 


Содержание 

Введение………………………………………….………………….……………3
Глава 1    Аграрный сектор экономики…….……………………………….…..4
1.1 Аграрная экономика……………….…………………………………………4
1.2 Особенности  аграрного сектора……………………………………………..4
Глава  2   Аграрный сектор экономики в России…………….…………………8
2.1 Сельское хозяйство  в России……………………………….………………..8
2.2 Перспективы  развития аграрного сектора  на примере проекта Концепции единой аграрной политики России и Беларуси…………………....9
2.3. Роль государства при решении проблем аграрного сектора………….….14
2.4. Развитие сельского хозяйства в Новосибирской области……………...16
Глава 3  Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года………..……………………………….……17
3.1.  Национальный проект «Развитие аграрно-промышленного комплекса»…………………………………………………….………………..17
Заключение………………………………………...………………….………….30
Список использованной литературы…………………..…………………….…32 
 
 
 
 

     Введение 

     Цель  моей работы - доказать, что агропромышленный сектор народного хозяйства занимает особо важное место в экономической теории на сегодняшний день.
     Аграрный  сектор преобладает в экономике  большинства стран земного шара. В России, как и во многих других странах с активно развивающейся  экономикой, была и продолжает оставаться остроактуальной тема продовольственной защищенности страны.
     В своей работе я попыталась отметить самые важные моменты аграрной экономики, актуальные в наше время проблемы этой отрасли и пути их решения. Также  я выделила значение, место и роль сельского хозяйства в России и конкретно в Новосибирской области. 
 
 
 
 
 
 
 

     3
     Глава 1          Аграрный сектор экономики
        Аграрная экономика
 
     Аграрная  экономика - это часть экономической теории. Она изучает использование ограниченных ресурсов в производстве, переработке, реализации и потреблении продовольствия.
     В сельском хозяйстве, как и в других секторах, действуют основные закономерности экономического развития. Более того, многие законы рыночной экономики проявляются  в аграрной экономике в более  чистом виде, чем в других отраслях, поскольку сельское хозяйство представлено многочисленными и сравнительно небольшими фермерскими хозяйствами, действующими относительно автономно друг от друга.
     Тем не менее, аграрная экономика обычно выделяется в особый курс, для аграрного  сектора развивается самостоятельная экономическая теория. Для чего это делается, почему, скажем, нет курса экономики угольной промышленности или строительства? Причиной тому целый ряд специфических особенностей аграрного сектора, требующих его отдельного рассмотрения. Остановимся на наиболее существенных из них. 

     1.2 Особенности аграрного сектора
     Прежде  всего, сельское хозяйство в развитых странах представляет собой классический пример совершенно конкурентной отрасли, поскольку сельхозпроизводство ведется большим количеством продавцов, каждый из которых не обладает достаточным объемом предложения для влияния на
     4
цены, продукт  практически не диверсифицируем, а  кроме того, практически отсутствуют  барьеры входа и выхода с рынка.
     Вторая  особенность - сильная зависимость сельхозпроизводства от природных условий. Засухи, наводнения, вредители, болезни животных и растений делают аграрный сектор сферой относительно рискованного приложения капитала.
     Еще одна особенность - вследствие слабой дифференцируемости продукции продавцы имеют мало возможностей для повышения цен. Паритет цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства для сельского хозяйства из года в год во всем мире изменяется не в пользу аграрного сектора.
     Конечным  продуктом сельскохозяйственного  производства и продовольственного сектора является продовольствие. Но ценовая эластичность спроса на продукты питания, как правило, низка. Потребители приобретают основные виды продовольствия независимо от роста или сокращения цен на них практически в неизменных объемах. С другой стороны, спрос на сельскохозяйственные и продовольственные товары является неэластичным и по доходу.
     Низкая  эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию порождает так называемую долгосрочную фермерскую проблему. Сама по себе низкая эластичность спроса еще не является проблемой для сектора экономики, если предложение не растет или растет медленно. Но дело в том, что за последний век аграрный сектор пережил значительный научно-технический прогресс, резко выросла производительность аграрного труда, и предложение сельскохозяйственной продукции стало быстро расти. А с ростом реальных доходов спрос каждой отдельной семьи, предъявляемый к
     5
аграрно-продовольственному сектору, сокращается.
 Но  с ростом благосостояния обычно  сокращается и рождаемость, а  это означает снижение темпов роста населения. В результате совокупный спрос на сельскохозяйственную продукцию в обществе растет медленнее, чем ее предложение.
     Таким образом, по мере развития экономики  и научно-технического прогресса  сельское хозяйство оказывается «зажатым» между двумя тенденциями. С одной стороны, с ростом предложения суммарная выручка сектора стремится к уменьшению. С другой стороны, цены на приобретаемые товары обгоняют цены на фермерскую продукцию. Результирующим трендом становится относительное падение фермерских доходов. В долгосрочной перспективе фермерские доходы всегда отстают от доходов в нефермерских секторах экономики. Так как сельское хозяйство - высоко конкурентная отрасль, казалось бы, что в силу законов рынка параллельно с падением доходов должен происходить отток фермеров из этой отрасли в более прибыльные сферы деятельности. Однако на практике этого не происходит. Иммобильность ресурсов в сельском хозяйстве приводит к усугублению долгосрочной фермерской проблемы. Особенность сельского жителя и сельского работника, выражается в его особой привязанности к устоям жизни и труда и обусловливает особый общественный консерватизм этой части населения.
     Ценовая неэластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию в совокупности с большой зависимостью аграрного производства от природного фактора и конкуренцией производителей порождает краткосрочную фермерскую проблему: цены на рынке сельхозпродукции крайне нестабильны. Малейшие колебания в объемах предложения в
     6 

зависимости от тысячи неподконтрольных фермеру причин (высокий или низкий урожай и т.д.) - и цена падает или взлетает с неадекватной скоростью.
     Еще одно отличие аграрного сектора  от других секторов экономики заключается  в том, что наиболее распространенной формой сельскохозяйственного предприятия является крестьянское хозяйство, семейная ферма. Для этого предприятия целью функционирования является благосостояние семьи, которое не исчерпывается доходом от аграрного производства. Поэтому исходное положение теории фирмы о том, что предприниматель всегда стремится к максимизации своей прибыли, для аграрного сектора в чистом виде неприменимо.
     В дополнение к вышеназванным особенностям аграрной экономики следует отметить, что этот сектор характеризуется  еще и особым отношением общества к нему. Протекционизм как экономическая политика защиты отечественного производителя присущ, безусловно, не только сельскому хозяйству. Однако именно в продовольственной сфере он наиболее распространен и силен. Наряду с общими аргументами в пользу протекционизма (противодействие демпингу, защита становящейся отрасли, безработица и т.п.) в аграрной сфере используют и специфические доводы. Прежде всего, это стремление к продовольственной безопасности нации, которая понимается часто как автаркия, и стремление сохранить традиционный вид сельской местности, так называемый сельский ландшафт.
     Традиционный  сельский ландшафт с его национальными  особенностями, безусловно, является национальным культурным достоянием каждой страны. С сокращением численности сельскохозяйственного населения возникает угроза его утраты. Эта проблема особенно актуальна
     7
для стран  Западной Европы, которые долгое время  пытались путем экономической поддержки  собственных фермеров решать и эту  проблему.
     Таким образом, специфика экономических  отношений в аграрном секторе достаточно сильна, что обуславливает необходимость особого теоретического курса аграрной экономики. 
 
 

     Глава 2     Аграрный сектор экономики  в РФ
                 2.1 Сельское хозяйство РФ 
 

     Сельское  хозяйство представляет собой одну из важнейших областей развития экономического и промышленно-производственного благосостояния нашей страны.
     Задачей сельского хозяйства является удовлетворение продовольственных потребностей населения. Что касается промышленного комплекса, то сельское хозяйство здесь выступает главным поставщиком сырья.
     Ключевой  особенностью сельскохозяйственного  комплекса является использование  в качестве объекта производства земли и природной сферы. Земля, по сути, является главным средством  производства в агропромышленном комплексе. Основой производства в сельскохозяйственном секторе является использование природных биологических факторов, которые представляют собой животные и растения.
     8
       Исходя из вышесказанного, производственный  ритм сельского хозяйства во  многом зависит от естественных биологических законов. Территориальный объем нашей страны велик, и природно-экономические условия производства во многом имеют разительные отличия. Именно этим и обусловлена территориальная рассредоточенность производства сельскохозяйственной продукции.
     Следует также сказать, что средством  формирования сельскохозяйственных фондов, в значительно большей мере, чем  в других отраслях промышленно-экономического сектора, происходит за счет собственной  продукции. 

     2.2 Тенденции развития аграрного сектора  на примере проекта Концепции единой аграрной политики России и Беларуси.  

     Интеграционные  процессы на постсоветском пространстве развертываются, если так можно сказать, и по отраслевым направлениям. Одна из областей, где они идут особенно активно, - аграрный сектор. В настоящее время приняты Доктрина продовольственной безопасности России, Концепция продовольственной безопасности Евразийского экономического сообщества, завершается разработка Концепции продовольственной безопасности СНГ. На повестке дня также принятие Концепции единой аграрной политики Беларуси и России.
     Разговор  о формировании единой аграрной политики Союзного государства ведется фактически с момента его образования. Понятно, что для того, чтобы принять  окончательное решение на этот счет, потребовалось всесторонне проработать встающие здесь вопросы - производственные,
     9
     финансово-экономические, социальные, управленческие - с тем, чтобы найти оптимальное их решение, отвечающие интересам обоих государств, их товаропроизводителей, населения в целом. В силу ряда причин, в том числе таких, которых, можно было бы избежать, работа над ее концепцией заняла больше времени, чем можно было ожидать.
     Интеграция  в аграрной сфере Союзного государства  не навязана политиками. Она выражает объективную потребность. Так или иначе, сейчас работа завершена. Ее итогом стала Концепция единой аграрной политики России и Беларуси. Пока она имеет статус проекта. Начинается этап рассмотрения и утверждения Концепции в качестве документа Союзного государства.
     Значение этого события трудно переоценить. Одобрение Концепции, последующие шаги, направленные на реализацию единой аграрной политики России и Беларуси, позволит нашим странам совершить, без преувеличения, прорыв в решении одного из ключевых вопросов своей экономической и социальной жизни - продовольственного. Речь не о том, чтобы досыта накормить людей. И в России, и в Беларуси нет дефицита основных продуктов питания, нет более или менее широких слоев населения, страдающих от недоедания. Поэтому, говоря о прорыве, имеется в виду решение таких задач, которые позволят превратить агропромышленные комплексы наших стран в отрасли, приближающиеся по своим технологическим, экономическим, социальным характеристикам к самым передовым в этом отношении странам.
     На  первое место здесь П. Бородин ставит  формирование в рамках Союзного государства агропромышленного сектора, который раз и навсегда обеспечит продовольственную безопасность России и Беларуси. Это означает объединение потенциалов, ресурсов, политических и управленческих усилий
     10
обеих стран в целях как можно  более полного импортозамещения на всех основных рынках сельхозпродукции, но в первую очередь - на рынках мяса, молока, сахара и зерна. Мы можем  и должны быть самодостаточными в  удовлетворении своих потребностей в этих видах продукции. Биоклиматические условия наших стран это позволяют. Критерием самодостаточности является устойчивое производство сельскохозяйственной продукции в объемах, отвечающих в первую очередь внутренним потребностям обеих стран. Добьемся этого - значит, обезопасим себя в той сфере, которая имеет решающее значение для обеспечения жизнеспособности, независимости, общественной и политической стабильности наших стран.
     Естественно, чтобы нарастить соответствующие  объемы производства, нужна поддержка аграрного сектора со стороны государства. Она оказывается в обеих странах и дает ощутимые результаты. Так, в России за время реализации национального проекта "Развитие сельского хозяйства" и Государственной программы развития сельского хозяйства отрасль выросла к 2010 году по сравнению с 2006 годом на 25 процентов. Производство мяса увеличилось на 29 процентов, зерна - на 24 процента.
     Небывало  засушливое лето 2010 года чувствительно  сказалось на положении дел в  российском сельском хозяйстве, приостановило его рост. Однако уже видно, что острых проблем в снабжении населения продуктами питания оно не создаст. Вместе с тем погодная аномалия лишний раз подчеркнула, что с рассмотрением и утверждением проекта единой аграрной политики России и Беларуси следует поторопиться уже по той причине, что создание единого аграрного пространства позволит смягчать негативные последствия природных катаклизмов. 

     11
     Вторая  задача - обеспечение не просто достатка продовольствия, а питания, отвечающего научно обоснованным нормам по набору животного и растительного белка, витаминам, микроэлементам, углеводам, энергетической ценности, другим параметрам. В Советском Союзе потребление самых ценных с физиологической точки зрения продуктов не дотягивало до этих норм. В 1990-е годы положение стало еще хуже, так как душевое потребление мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, фруктов снизилось даже по сравнению с советскими показателями. Положение выправляется медленно. Так, в 2010 году потребление мяса в России составляет 81 процент от нормы, молока и молокопродуктов - 80, рыбы и рыбопродуктов - 55, овощей - 75 процентов. В то же время потребление картофеля, макарон, круп и хлебобулочных изделий превышает рекомендуемые нормы.
     Население не может позволить себе покупать мясо и рыбу так часто, как нужно, из-за роста цен на эти продукты. И в России, и в Беларуси инфляция в этом секторе ощутимо опережает рост доходов населения. В свою очередь ценовой рост в немалой степени обусловлен низкими объемами собственного производства мяса, молока и молочных продуктов, фруктов, рыбы, отсутствием конкуренции, которая могла бы снизить уровень цен.
     Успешное  осуществление единой аграрной политики позволило бы не только увеличить  производство основных продуктов питания  в должном объеме и ассортименте, но и обеспечить их ценовую доступность для жителей России и Беларуси. Тем самым удалось бы смягчить, а то и полностью снять один из основных факторов недовольства граждан.
     Третья  задача - ускорение освоения инновационных технологий и техническое перевооружение АПК, развитие совместных форм научно-технического сотрудничества.
     12
       Ее решение особенно важно  для России, где обеспеченность  тракторами, комбайнами, другой сельскохозяйственной  техникой составляет 50-70 процентов  от нормативной. Беларусь с  ее развитым по мировым меркам тракторным и сельскохозяйственным машиностроением в состоянии внести весомый вклад в обновление материально-технической базы российского аграрного сектора.
     Четвертая задача - превращение России и Беларуси в значимых игроков на мировых рынках сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Еще недавно такая постановка вопроса казалась едва ли не утопией. Однако мы видим, как постепенно Россия стала значимым экспортером зерна, Беларусь - экспортером молока и молочной продукции, мяса, сахара.
     Спрос на продовольствие в мире большой, он неуклонно растет, тогда как степень его удовлетворения за последние 15-20 лет ощутимо снизилась, так как рост производства продовольствия отстает от роста населения и роста спроса на продукты питания. Население многих стран планеты недоедает, ряда стран - голодает. Между тем на долю России приходится 13 процентов мирового фонда земель сельскохозяйственного назначения. Обеспеченность земельными ресурсами в расчете на душу населения в России в 12 раз выше, чем в Западной Европе и Азии, в 2 раза выше, чем в Африке и Северной Америке, в 1,6 раза выше, чем в Южной Америке. Беларусь не располагает сельхозугодиями таких масштабов, зато имеет мягкий климат, интенсивное сельскохозяйственное производство, обладающее высокой товарностью. По ассортименту страна обеспечивает себя продовольствием на 80 процентов, остальные 20 процентов приходится на виды рыбы, фруктов, растительного масла, которые не могут производиться в Беларуси в силу природно-климатических условий. 

     13
     Следовательно, объективные предпосылки для превращения Союзного государства в "продовольственную державу" имеются.
     Как видно, курс на единство действий в  аграрной сфере - не выдумка политиков, преследующих свои интересы. Это объективная  потребность, ибо только проведение единой аграрной политики, формирование общего аграрного рынка открывает реальную перспективу повышения качества жизни наших народов, способствует углублению интеграционных процессов внутри Союзного государства, укреплению его позиций на международной арене[1]. 

     2.3 Роль государства при решении проблем аграрного сектора
     Для развития и стабилизации состояния  агропромышленного комплекса страны требуется усиление государственной  роли в поддержке этой отрасли  экономики.
       С 2006 года в Российской Федерации реализуется приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Правительством РФ были определены его основные направления:
    ускоренное развитие животноводства;
    стимулирование развития малых форм хозяйствования;
    обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе.
     В 2006 году принят Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», который  определил основные направления государственной аграрной политики.
     14 

      В 2007 году принята «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». Она стала первой федеральной программой, направленной на комплексное развитие АПК России. 
Государственная программа предусматривает значительный объем финансирования запланированных мероприятий из федерального бюджета – 551,3 млрд. рублей (в том числе в 2010 г. – 120 млрд. руб., 2011 г. – 125 млрд. руб., 2012 г. – 130 млрд. руб.). В результате её реализации уровень ввода и приобретения жилья на селе вырастет в 3,7 раза (по отношению к 2006 году), на 66% повысится обеспеченность сельского населения питьевой водой; уровень газификации домов природным газом достигнет 60%. По такому показателю как объем производства продукции предусмотрен рост на 24,1% (по отношению к 2006 году). Одной из основных целей Государственной программы является обеспечение продовольственной безопасности России. Именно поэтому поставлена задача довести долю российских продовольственных товаров в розничной торговле до 70%. 
 
Указом Президента РФ от 30.01.2010 № 120 утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Она определяет основные направления реализации государственной экономической политики в области продовольственной безопасности, обеспечения населения страны продуктами питания, развития отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, оперативного реагирование на внутренние и внешние угрозы стабильности продовольственного рынка.
 

     15 

     2.4. Развитие сельского хозяйства в Новосибирской области
     Новосибирская область занимает пятое место  по объему производства зерна среди регионов России. 25 октября новосибирский губернатор Василий Юрченко объявил об окончании уборочной кампании. С полей области собрано 2 миллиона 670 тысяч тонн зерна. Такие данные приводятся на сайте областного правительства.
     «Условия  этого сельскохозяйственного сезона были крайне сложными, - отметил Василий  Юрченко. - При всей высочайшей степени  готовности к началу уборки урожая погода позволила выйти в поле на две с половиной недели позже  намеченных сроков. Но, тем не менее, удалось уверенно переломить ситуацию: уборку завершили без потерь, причём сделали это раньше, чем в предыдущие годы».
     Добавим, что по итогам уборочной кампании среди регионов России лидирует Краснодарский  край. Следом за ним идут Ростовская область, Ставропольский край, Алтайский край и Новосибирская область.   
     Правительство Новосибирской области намерено направить на поддержку агропромышленного  комплекса в 2011 году 1,6 миллиарда  рублей. Об этом сообщили в пресс-службе областной администрации.
     Особое  внимание в следующем году будет уделено развитию сектора животноводства, отметил губернатор Новосибирской области Василий Юрченко. Правительство планирует применять механизмы стимулирования строительства крупных животноводческих комплексов и высокотехнологичных предприятий переработки животноводческой продукции. Поддержку получат и владельцы личных подсобных хозяйств.[2] 
 

     16 

2.  СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА 

     2.1  Национальный проект «Развитие аграрно-промышленного комплекса»
      Решение перспективной задачи по кардинальному  изменению положения дел в  аграрном секторе требует неординарных и нетрадиционных подходов к сельскому развитию. Предложенная в рамках разработки настоящей Стратегии Концепция сельского развития Новосибирской области основывается на априорных представлениях о том, что Новосибирская область как объект стратегических разработок не является однородной. Типологический анализ сельских районов области выявил наличие устойчивых центров экономического преимущества и центров отставания (рис. 7.1 и рис. 7.2, табл. 7.1). Предметом стратегического планирования применительно к сельской местности должно стать сельское развитие в целом, включающее  три основных компонента: развитие сельской экономики, развитие сельских территорий и человеческое развитие. При переходе от среднесрочной перспективы сельского развития к долгосрочной необходима смена стратегической парадигмы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 7.1. Классификация сельских районов Новосибирской области по уровню социально-экономического развития
 
 
 
 
 
 
 

18
Табл. 7.1.
Характеристики  групп сельскохозяйственных предприятий Новосибирской области
по финансово-экономической  устойчивости 

Группа  сельскохозяйственных предприятий  
Характеристика  группы и предприятий
Первая 8 % хозяйств области  – высокорентабельные, финансово  устойчивые  с общей оценкой  84,5–100 баллов
Вторая 23 % хозяйств области  – рентабельные, финансово-экономически  устойчивые, платежеспособные с  общей оценкой 61,1–84,4 балла, располагают достаточным производственным потенциалом, но обеспечены собственными оборотными средствами и источниками значительно ниже норматива.
Третья 26 % хозяйств области  – низкорентабельные с общей  оценкой 35,4–61,0 балл. Обеспеченность собственными оборотными средствами и источниками их покрытия отрицательная. Часть сельскохозяйственных предприятий этой группы имеет возможность осуществлять текущие платежи. В распоряжении хозяйств есть земля и имущество, которые могут быть привлекательны для инвестора, но высокая задолженность снижает их инвестиционную привлекательность.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.