На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Учет и аудит расчетов с покупателями и поставщиками на примере ООО «Грань»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема:       Учет и аудит расчетов с покупателями и поставщиками на примере ООО  «Грань» 2009 

Содержание: 
 

 

Введение
       Одним из наиболее распространённых видов  расчётов являются расчёты с поставщиками и подрядчиками за сырьё, материалы, работы и услуги, с покупателями – за выполненную работу  или услугу, произведенный товар. У организации возникают обязательства перед поставщиками за полученные от них товарно-материальные ценности и перед подрядчиками за выполненные работы или оказанные услуги. В свою очередь организации, являющиеся покупателями продукции предприятия, заказчиками его услуг и работ, также обязаны произвести расчеты.
       Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что для правильного руководства  деятельностью организации необходимо располагать полной и точной информацией о состоянии расчетов с дебиторами и кредиторами, так как просроченная кредиторская задолженность свидетельствует о нарушениях контрагентами финансовой и платежной дисциплины, а слишком большая кредиторская задолженность может привести к неплатежеспособности предприятия. Наличие же существенной дебиторской  задолженности влияет на финансовые показатели оборачиваемости капитала, финансовые результаты и платежеспособность компании.
       Для решения этих проблем, а так же для обоснования принятых решений необходимо проведение регулярного аудита расчетов, анализа хозяйственной деятельности, в частности анализа кредиторской и дебиторской задолженности.
       Целью данной дипломной работы является выявление  особенностей организации учета и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками  организации и формирование рекомендаций по ее совершенствованию.
       Задачами  дипломной работы выступают:
    раскрытие сущности и видов безналичных расчетов;
    раскрытие сущности и форм расчетов с поставщиками и подрядчиками;
    раскрытие сущности и форм расчетов с покупателями и заказчиками;
    исследование порядка документального оформления расчетов с поставщиками и покупателями;
    отражение особенностей синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и покупателями;
    изучение организации управленческого учета расчетных отношений;
    проведение финансового анализа отчетности компании;
    разработка рекомендаций по совершенствованию системы учета расчетов с поставщиками и покупателями в организации с учетом современных требований.
       Объектом исследования является организация ООО «Грань», занимающаяся добычей, производством изделий из Граньа и их реализацией.
       Предмет исследования – методика бухгалтерского учета и аудита расчетов с поставщиками и покупателями, а также фактическое состояние расчетов в базовой организации.
       Информационные  источники: нормативно-законодательные  акты по бухгалтерскому учету, учебно-методическая литература, а так же финансовые документы ООО «Грань» за 2007-2008 гг.  
 
 

Глава 1. Теоретические  основы бухгалтерского учета и аудита расчетов с покупателями и поставщиками

1.1. Виды и формы  безналичных расчетов

 
       В целях осуществления деятельности, предусмотренной Уставом, все предприятия  вступают во взаимоотношения с другими субъектами предпринимательской деятельности. Эти взаимоотношения основаны на различных денежных расчетах в процессе заготовления, производства и реализации продукции, работ и услуг. У предприятий возникают обязательства перед поставщиками и подрядчиками за полученные от них товарно-материальные ценности, выполненные работы или оказанные услуги. В свою очередь организации, являющиеся покупателями продукции предприятия, заказчиками его услуг и работ, также обязаны произвести расчеты. Порядок денежных расчетов регламентируется следующими законодательными актами: Гражданский Кодекс РФ; Налоговый Кодекс РФ; Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"
      В настоящее время предприятия  сами выбирают форму расчетов при  оплате за поставленные товары (работы, услуги).
      Расчеты между юридическими лицами, а также  расчеты с участием граждан, связанные  с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты могут производиться и наличными деньгами, если иное не установлено законом. Расчеты наличными деньгами производятся в переделах до 100 000 рублей по одной операции, поэтому эта форма является не совсем удобной, так как ограничивает размер выплаты денежных средств по заключенным договорам.
       Денежные  расчеты с населением при осуществлении  торговых операций или оказании услуг  на территории РФ производятся всеми  юридическими лицами, физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Для осуществления расчетов с населением индивидуальные предприниматели обязаны: регистрировать ККМ; использовать исправные ККМ; выдавать покупателю отпечатанный на ККМ чек за покупку (услугу); обеспечивать работникам налоговых органов беспрепятственный доступ к ККМ. Свободное перемещение финансовых средств гарантировано Конституцией (ст. 8), любое ограничение их перемещения не имеет под собой правовых оснований.
       При погашении обязательств используются денежные и неденежные формы расчетов. Денежные расчеты разделяют на наличные и безналичные. Наличные денежные расчеты - это расчеты наличными деньгами, которые осуществляются простым вручением определенной суммы. Безналичные расчеты предусматривают собой погашение обязательств юридических и физических лиц без использования денежных знаков посредством записей по счетам в кредитных организациях.
       Важнейшими  задачами учета расчетно-кредитных операций являются:
    соблюдение действующих требований, касающихся расчетно-кассовой дисциплины;
    точное, полное и своевременное отражение всех операций с денежными средствами и обеспечение контроля за их наличием и движением;
    достоверное и своевременное отражение всех кредитных операций и осуществление контроля по каждому виду кредита или ссуды;
    проведение периодической инвентаризации денежных средств, денежных документов, а также расчетов с различными дебиторами и кредиторами;
    обеспечение потребностей организации в денежных средствах в ходе текущей деятельности;
    выявление нерационального использования денежных средств, как собственных, так и полученных в виде кредитов или займов.
       Таким образом, бухгалтерский учет денежных средств и расчетно-кредитных операций должен способствовать обеспечению контроля за своевременным погашением кредиторской задолженности. В настоящее время производственные организации при расчетах с поставщиками и подрядчиками практически не используют наличную форму расчетов.
       Выделяются  следующие формы безналичных  расчетов:
    расчеты платежными поручениями;
    расчеты по аккредитиву;
    расчеты чеками;
    расчеты по инкассо;
    расчеты платежными требованиями.
       Организация самостоятельно выбирает форму безналичных расчетов, которая  в наибольшей степени отвечает ее интересам в конкретной ситуации. В отдельных случаях на необходимость использования конкретных видов безналичных расчетов указывает действующее законодательство, например, бесспорное списание пеней налоговыми органами.
       Безналичные расчеты составляют около 90% всех денежных расчетов и являются необходимым элементом рыночной экономики, которая основана на отношениях, возникающих при реализации продукции, товаров, работ и услуг на рынке. Безналичные расчеты представляют собой погашение обязательств юридических и физических лиц без использования денежных знаков. Порядок ведения безналичных расчетов регулируется Положением Центрального Банка РФ «О безналичных расчетах в РФ» №2-П и Гражданским Кодексом. Каждая организация вправе открывать в любом банке расчетные и текущие счета для хранения свободных денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.
       Расчетный счет является основным счетом организации, через который проводятся все  денежные расчетные операции. Текущие счета открываются во всех случаях, когда происходит обособление каких-либо операций. К текущим счетам относятся:
    валютные счета;
    ссудные счета;
    счета по операциям со средствами целевого назначения;
    счета, обусловленные особенностями расчетов.
       Для открытия расчетного счета необходимо предоставить в банк следующие документы:
    учредительные документы: устав и учредительный договор (подлинники либо копии, заверенные зарегистрировавшим органом или нотариально);
    свидетельства: о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет, о постановке на учет в ПФР (нотариально заверенные копии);
    информационное письмо органа статистики (копия);
    приказы о назначении и протоколы о названии лиц, имеющих право подписи финансовых документов (заверенные копии);
    копии и подлинники общегражданских паспортов указанных лиц;
    банковская карточка с образцами подписей и оттиском печати (в 2-х экземплярах);
    заявление на открытие счета;
    договор банковского счета по утвержденной банком форме (в 2-х экземплярах);
    анкета клиента.
       Счет  открывается по разрешению руководителя банка.
       После открытия расчетного счета необходимо в течение 10 дней письменно уведомить об этом налоговые органы. Банк обязан, со своей стороны, сделать это немедленно. Кроме того, об открытии счета необходимо сообщить в ПФР в течение 5 дней. Прием и выдача денег с расчетного счета или безналичные расчеты производятся банком на основании правильно оформленных документов, утвержденных им же. Согласно гл. 45 Гражданского Кодекса РФ безналичные расчеты производятся при соблюдении следующих условий:
    банк хранит денежные средства организации на счетах;
    зачисляет поступающие на эти счета суммы;
    выполняет распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче со счетов и о проведении других банковских операций, предусмотренных банковскими правилами и договорами;
    средства со счета организации списываются по распоряжению его владельца;
    без распоряжения владельца счета списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом;
    при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств осуществляется в порядке поступления распоряжений от владельца счета, если иное не предусмотрено законом;
    при недостаточности денежных средств на счете списание денежных средств осуществляется в порядке, определенном ст. 855 Гражданского Кодекса РФ.
       Банк  контролирует операции, совершаемые по расчетному счету, проверяет, не проводит ли организация – владелец счета, операции, не соответствующие характеру его деятельности, предусмотренной уставом или нарушающие установленный порядок использования средств и правил расчетов. При недостаточности или отсутствии средств на расчетном счете организации, предъявленные к оплате платежные документы, банк помещает в картотеку. Документы, помещенные в картотеку, банк оплачивает по мере поступления средств на расчетный счет организации, соблюдая условия очередности. Основание для проведения расчетов являются расчетные документы, которые представляют собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или в виде электронного платежного документа :
    распоряжение плательщика о списании денежных средств со своего счета и их перечисления на счет получателя средств;
    распоряжение получателя средств о списании денежных средств со счета плательщика и перечисление их на счет, указанный получателем средств.
       При осуществлении безналичных расчетов в, формах, предусмотренных в Гражданском Кодексе РФ, используются следующие расчетные документы: платежные поручения; аккредитивы; чеки; платежные требования; инкассовые поручения. Для проведения безналичных расчетов расчетный документ установленной формы должен быть представлен в банк. Банки с использованием системы банковских счетов и межбанковских расчетов осуществляют перевод денежных средств со счета плательщика на счет получателя. Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты:
      наименование расчетного документа и код формы ОКУД ОК 011-93;
      номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;
      вид платежа;
      наименование плательщика, номер его счета, ИНН;
      наименование и местонахождение банка плательщика, его БИК, номер корреспондентского счета;
      наименование получателя, номер его счета, ИНН;
      наименование и местонахождение банка получателя, его БИК, номер корреспондентского счета;
      назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется отдельной строкой, или указывается, что налог не уплачивается;
      сумма платежа цифрами и прописью;
      очередность платежа;
      вид операции в соответствии с «Перечнем условных обозначений (шифров) документов, проводимых по счетам в банках»;
      подписи уполномоченных лиц и оттиск печати (в установленных случаях).
       Расчеты платежными поручениями:
       Платежное поручение - это распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную сумму на счет получателя средств, открытый в том же или другом банке. Платежными поручениями могут производиться:
    перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги;
    перечисления средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
    перечисления денежных средств в целях возврата или размещения кредитов (займов) или депозитов и уплаты процентов по ним и др.
       В соответствии с условиями основного  договора платежные поручения могут  использоваться для предварительной  оплаты товарно-материальных ценностей, работ или услуг или для  осуществления периодических платежей. Документооборот при расчетах платежными поручениями приведен на рис.1.1. Правила заполнения платежного поручения приведены в Положение ЦБ РФ от 03.10.2002 №2-П «О безналичных расчетах в РФ» в редакции Указания Центрального Банка РФ от 03.03.2003г. №1256-у. 
 
 

                                                         1
                                                        
                                                         2
                      6                                                                3          4
       
                                                           
                                                         5   

       Рис.1.1 Документооборот при расчетах платежными поручениями 

       1 – Заключение взаимного договора  о форме расчетов.
       2 – Отгрузка товарно-материальных ценностей или выполнение подрядных работ.
       3 – Передача ООО «Грань» своему банку платежного поручения на списание суммы платежа.
       4 – Выписка банка с расчетного  счета о списании денежных  средств.
       5 – Платежное поручение о зачислении платежа на расчетный счет поставщика (подрядчика).
       6 – Выписка с расчетного счета  поставщика (подрядчика) о зачислении  средства.
       Платежное поручение выписывается на бланке установленной  формы, содержащем все необходимые  реквизиты для совершения платежа, и предоставляется в банк, как правило, в 4 экземплярах, каждый из которых имеет свое определенное назначение:
    1-й экземпляр используется в банке плательщика для списания средств со счета плательщика и остается в документах для банка;
    2-й и 3-й экземпляры платежного поручения отсылаются в банк получателя платежа. При этом 2-й экземпляр служит основанием для зачисления средств на счет получателя и остается в документах для этого банка, а 3-й прилагается к выписке со счета получателя, как основание для подтверждения банковской проводки;
    4-й экземпляр возвращается плательщику со штампом банка в качестве расписки о приеме платежного поручения к исполнению.
       Никаких исправлений при заполнении платежного поручения не допускается. Платежное  поручение предъявляется в банк в течение 10 дней со дня выписки и принимается банком к исполнению при наличии правильно заполненных реквизитов. Платежные поручения после выписки регистрируются в журнале регистрации платежных поручений, который ведется в хронологическом порядке.
            Расчеты по аккредитивам:
       Аккредитив  - это условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи.
       Банками могут открываться следующие  виды аккредитивов:
    покрытые (депонированные) – банк-эмитент перечисляет со счета плательщика сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива;
    непокрытые (гарантированные) – банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства со своего корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива;
    отзывные – аккредитивы, которые могут быть изменены или отменены банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств;
    безотзывные (могут быть подтвержденными) – аккредитивы, которые могут быть изменены только с согласия получателя средств. Если безотзывной аккредитив является еще и подтвержденным, то он не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка.
       Аккредитив  предназначен для расчетов с одним  получателем средств.
       Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в договоре между контрагентами по сделке. В нем отражаются следующие условия: наименование банка-эмитента; наименование банка, обслуживающего получателя средств; наименование получателя средств; сумма аккредитива; вид аккредитива; способ извещения получателя средств об открытии аккредитива; способ извещения плательщика о номере счета для депонирования средств, открытого исполняющим банком; полный перечень и точная характеристика документов, представляемых получателем средств; сроки действия аккредитива, представления документов, подтверждающих поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), и требования к оформлению указанных документов; условие оплаты (с акцептом или без); ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств.
       Платеж  по аккредитиву производится в безналичном порядке путем перечисления суммы аккредитива на счет получателя средств. Допускаются частичные платежи по аккредитиву. Плательщик предоставляет обслуживающему банку аккредитив на бланке ф. 0401063. При отсутствии хотя бы одного из реквизитов предусмотренных этой формой банк отказывает в открытии аккредитива. Закрытие аккредитива в исполняющем банке производится:
    по истечении срока аккредитива;
       на основании заявления получателя средств об отказе от дальнейшего использования аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива;
       по распоряжению плательщика о полном или частичном отзыве аккредитива.
       Расчеты чеками:
       Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми оно вправе распоряжаться путем выставления чеков. Чекодержатель – это юридическое лицо, в пользу которого выдан чек,  а плательщик – банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате. Бланки чеков являются для банков бланками строгой отчетности. Чек должен содержать все обязательные реквизиты, установленные Гражданским Кодексом РФ. Форма чека определяется кредитной организацией самостоятельно.
       Расчеты по инкассо:
       Инкассо представляет собой банковскую операцию, посредством которой банк-эмитент по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований  и инкассовых поручений.
    Расчеты инкассовыми поручениями:
       Инкассовое  поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Инкассовые поручения применяются:
    в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
    для взыскания по исполнительным документам;
    в случаях, предусмотренных сторонами по договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание средств без распоряжения владельца счета.
       Списание  денежных средств по основаниям, предусмотренным договором сторон, производится при наличии в договоре банковского счета условия о списании средств в бесспорном порядке либо на основании дополнительного соглашения к договору банковского счета о таком условии. При этом владелец счета обязан предоставить банку сведения о кредиторах, имеющих право выставлять инкассовые поручения на списание денежных средств в бесспорном порядке, а также сведения о договорах, по которым будут производится такие расчеты.
    Расчеты платежными требованиями:
       Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях предусмотренных в договоре между контрагентами. Платежное требование составляется на бланке ф. 0401061 с заполнением всех обязательных реквизитов. Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. Без акцепта расчеты осуществляются в случаях, установленных законодательством.
       Плательщик  вправе отказаться полностью или  частично от акцепта платежных требований по основаниям, предусмотренным в договоре. При неполучении в установленный срок отказа от акцепта платежных требований они считаются акцептованными и на следующий рабочий день после истечения срока акцепта оплачиваются со счетов плательщика при наличии денежных средств на счете или помещаются в картотеку неоплаченных расчетных документов. Наиболее распространенными из неденежных форм расчетов с партнерами являются бартер, взаимозачеты и векселя. Основная цель, достигаемая этими механизмами, - организация движения товаров и вытекающего из него погашения без движения реальных денежных средств.
       Бартерные сделки:
       Бартер  или бартерная сделка - товарообменная операция по обмену определенного количества одного или нескольких товаров на эквивалентное по стоимости количество другого товара или товаров. В Гражданском Кодексе не отражен такой вариант расчетов, как бартер, поэтому при проведении бартерной сделки стороны заключают договор мены. Однако договор мены и бартера не тождественны друг другу.
       Особенности договора мены определены в главе 31 Гражданского Кодекса РФ. Согласно ей,  по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже, предусмотренные главой 30 Гражданского Кодекса. Каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. Бартерные сделки совершаются в простой письменной форме путем заключения двустороннего договора мены. Право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать товары сторонами, если законом или договором мены не предусмотрено иное.
       Взаимозачет:
       Взаимозачет - это форма исполнения обязательств, когда договаривающиеся стороны освобождаются от своих долгов в обмен на отказ от требования долгов со своих должников. Взаимозачетные операции проводятся таким образом, что обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Условия проведения взаимозачета:
    у сторон должны иметься друг к другу встречные требования, признанные и не оспариваемые ими;
    встречные требования должны быть однородны;
    должен наступить срок исполнения этих требований.
       Взаимозачет может быть произведен одной из сторон с уведомлением другой стороны. При этом между сторонами не должно быть разногласий по поводу проведения взаимозачета. Отсутствие разногласий должно быть подтверждено документально.
       Расчеты векселями:
       Вексель - это документ, удостоверяющий ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводный вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока указанные в векселе денежные суммы. Использование векселей регулируется Федеральным законом № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе». Предприниматель может использовать свой вексель как средство расчетов, когда за приобретенный товар (работу, услуги) удобнее расплатиться не сразу, а по прошествии некоторого времени (указанного в векселе), тем самым выдавая своим поставщикам обеспечение - гарантию за полученную продукцию. Выпустить вексель может любое предприятие и на любую сумму. Бланки векселей приобретаются в банке. Налог на операции с ценными бумагами при этом не оплачивается, так как вексель не является неэмиссионной ценной бумагой.
       Существуют  два вида векселей - простой и  переводный.
       Простой вексель предусматривает участие  двух сторон - векселедателя (эмитент) и векселедержателя (ремитент), причем векселедатель - должник, который обязан уплатить векселедержателю сумму, указанную в векселе. Переводный вексель предусматривает помимо векселедателя и векселедержателя участие и третьего лица - плательщика (трассат). В переводном векселе векселедатель переносит свое обязательство по его оплате на третье лицо - плательщика.
       Векселя также бывают финансовые и товарные.
       Финансовый  вексель – это вексель, приобретенный  за деньги или путем встречной поставки продукции (работ, услуг) в качестве финансовых вложений. Эти векселя обычно выпускают инвестиционные компании для привлечения заемных средств. Товарный вексель - это вексель, полученный поставщиком от покупателя. Товарный вексель представляет собой долговую расписку и служит гарантией оплаты стоимости товаров поставщику. Существует понятие «вексель третьего лица». Это вексель, который организация получила не от векселедателя, выпустившего (эмитировавшего) его, а от третьего лица (индоссанта). Индоссантом называют лицо, которое данный вексель получило от другого предприятия, а не выпустило его.

1.2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

 
     Поставщики  - это предприятия, поставляющие данному предприятию товарно-материальные ценности, электроэнергию, газ, пар, воду и т.д. Подрядчики выполняют для предприятия строительно-монтажные, наладочные, научно-исследовательские и другие работы. Расчеты могут производиться после отгрузки продукции, товаров, услуг, а могут осуществляться в виде предварительной оплаты (предоплаты) в счет будущих поставок товарно-материальных ценностей или оказания услуг. 
Безналичные расчеты производятся как за счет имеющихся средств на расчетном счете предприятия, так и кредитов банков. При этом возможно, что сначала производится оплата, а затем получение средств. Рассмотрим на примере, как отражаются на счете 60 расчеты с поставщиками.

     Порядок ведения безналичных расчетов регулируется Положением Центрального Банка РФ «О безналичных расчетах в РФ» №2-П  от 03.10.2002 года и Гражданским Кодексом. В настоящее время организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги. На предъявленные на оплату счета поставщиков кредитуют счет 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками и дебетуют соответствующие материальные счета (10, 11, 15 и др.) или счета по учету соответствующих расходов (20, 26, 97 и др.).
       Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:
    полученные товарно - материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
    товарно - материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);
    излишки товарно - материальных ценностей, выявленные при их приемке;
    полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и др.
       Организации, осуществляющие при выполнении договора строительного подряда, договора на выполнение научно - исследовательских, опытно - конструкторских и технологических  работ и иного договора функции  генерального подрядчика, расчеты со своими субподрядчиками также отражают на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
       Все операции, связанные с расчетами  за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 "Расчеты с  поставщиками и подрядчиками" независимо от времени оплаты. Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно - материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей (либо счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей") или счетов учета соответствующих затрат. За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п.   
       Независимо  от оценки товарно - материальных ценностей  в аналитическом учете счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в синтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика. Когда счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на склад поступивших товарно - материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх предусмотренных в договоре величин против отфактурованного количества, а также если при проверке счета поставщика или подрядчика (после того, как счет был акцептован) были обнаружены несоответствие цен, обусловленных договором, а также арифметические ошибки, счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по претензиям").
       За неотфактурованные поставки счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах.
       Счет 60 "Расчеты с поставщиками и  подрядчиками" дебетуется на суммы  исполнения обязательств (оплату счетов), включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств и др. При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно. Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией векселями, не списываются со счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", а учитываются обособленно в аналитическом учете.
       Аналитический учет по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" ведется по каждому  предъявленному счету, а расчетов в  порядке плановых платежей - по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по: поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам; поставщикам по неотфактурованным поставкам; авансам выданным; поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по просроченным оплатой векселям; поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.
       Журнал-ордер  № 6 предназначен для записи операций, отражаемых по кредиту счета 60 в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов. В журнале-ордере № 6 осуществляется синтетический учет всех операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками, а также аналитический учет в части расчетов по акцептной форме. Аналитический учет расчетов, осуществляемых в порядке плановых платежей, ведется в ведомости № 5.
       Помимо  записей по кредиту счета 60 в журнале-ордере № 6 отражаются и дебетовые обороты по расчетам, то есть суммы оплаты расчетных документов поставщиков и подрядчиков либо списанные суммы. При значительном количестве счетов-фактур на приобретенные товарно-материальные ценности, принятые работы и оказанные услуги необходимые данные по ним могут накапливаться в отдельных бланках журнала-ордера:
    в одном могут быть произведены записи в связи с расчетами за отгруженные товарно-материальные ценности, за их доставку и за переработку материалов;
    в другом - в связи с расчетами за прочие работы и услуги.
       Суммарные обороты по кредиту счета 60 должны соответствовать суммам операций, отраженных в журнале-ордере № 6.
       Основанием  для занесения сумм в журнал-ордер  № 6 являются предъявленные поставщиками и подрядчиками и принятые к оплате расчетные документы, а по неотфактурованным поставкам - грузосопроводительные документы. К записям принимаются расчетные документы после тщательной проверки. При этом рекомендуется проверку документов на поставку материальных ценностей, по которым груз уже поступил, производить с учетом данных, приведенных в складских приходных документах. Операции по оплате счетов-фактур отражаются на основе выписок банка, кассовых ордеров или других денежных документов. Разного рода списания - недоплаченные суммы, принимаемые на учет как кредиторская задолженность по разным расчетам; суммы, обращаемые в погашение соответствующей дебиторской задолженности, не показанной в счете-фактуре как зачет - отражаются по справкам, составляемым бухгалтерией, и двусторонним актам выверки взаимных расчетов.
       Неотфактурованные товарно-материальные ценности, поступившие  в отчетном месяце (по которым счета-фактуры  поставщиками не предъявлены к оплате) отражаются в журналах-ордерах раздельно  по каждой поставке, причем вместо номера счета-фактуры в графе того же названия ставится буква "Н" (неотфактурованные). По каждой поставке приводится стоимость поступивших товарно-материальных ценностей по учетным ценам, а вместо покупной стоимости, в соответствующих графах, - та же учетная стоимость, но в разбивке по синтетическим счетам или группам учета товарно-материальных ценностей.
       По  поступлении расчетных документов на товарно-материальные ценности, принятые в порядке неотфактурованных  поставок, ранее записанная сумма  условной стоимости этих ценностей сторнируется, а на основе полученных документов производятся записи в общем порядке. То есть сторнируется вся сумма, а не разница между учетной ценой и фактической. Записи по неотфактурованным поставкам могут производиться по мере поступления груза или в конце месяца.
       Оплата  расчетных документов на поставку товарно-материальных ценностей, расчеты за которые производятся до прибытия груза, подлежит отражению  в журнале-ордере независимо от времени  поступления имущества по данному  счету. Предварительно в регистре должна быть записана (в отдельной графе) сумма, принятая к оплате. Одновременно эта же сумма показывается в соответствующей графе как стоимость неприбывшего груза. При значительном количестве счетов-фактур, оплачиваемых до поступления груза, целесообразно применять следующий упрощенный порядок отражения в журналах-ордерах необходимых данных, связанных с этой оплатой. В течение месяца в регистры по данным счетов-фактур, оплаченных в отчетном месяце за неприбывший груз, записывается только сумма, принятая к оплате, и оплаченная сумма. Отметка в графе "За неприбывший груз" не производится. Такая отметка делается в конце месяца лишь по тем счетам-фактурам, по которым груз к тому времени не прибыл. После расшифровки итога по графе "Сальдо на начало месяца" за неприбывший груз по соответствующим счетам, предназначенным для учета товарно-материальных ценностей, частичные итоги, а также итоговая сумма по графе "Принято к оплате", в части счетов-фактур, по которым груз к концу месяца не прибыл, переносятся в журнал-ордер, открываемый для следующего месяца. В нем указанные выше итоги записываются красными чернилами по одной строке, как сторно отчетного месяца за товарно-материальные ценности, оставшиеся в пути на конец прошлого месяца. Одновременно в этом журнале-ордере показывается, в виде справки, сальдо на начало месяца по товарно-материальным ценностям в пути отдельно по каждой поставке, причем сумма акцепта и стоимость груза, оставшегося в пути на начало месяца, не показываются, поскольку все данные по товарно-материальным ценностям в пути от прошлого месяца отсторнированы. Последующее поступление груза, числившегося в прошлом месяце в пути, отражается в общем порядке, с указанием суммы, принятой к платежу, как поступления до оплаты счетов-фактур, по тем же строкам, где выведено сальдо.
       По  акцептованным в отчетном месяце счетам-фактурам, груз по которым полностью  не прибыл и оплата которых не производилась, записи в журнале-ордере № 6 производятся в конце месяца одной строкой.
       Учет  расчетов с поставщиками и подрядчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" обособленно. Корреспонденция счета 60 со счетами бухгалтерского учета представлена в табл.1.1.
       Таблица 1.1
       Счет 60 "Расчеты с поставщиками и  подрядчиками" корреспондирует со счетами:
по  дебету по кредиту 
50 Касса  51 Расчетные  счета 
52 Валютные счета 
55 Специальные  счета в банках 
60 Расчеты с  поставщиками и подрядчиками 
62 Расчеты с  покупателями и заказчиками 
66 Расчеты по  краткосрочным кредитам и займам 
67 Расчеты по  долгосрочным кредитам и займам 
76 Расчеты с  разными дебиторами и кредиторами 
79 Внутрихозяйственные  расчеты 
91 Прочие доходы  и расходы 
99 Прибыли и  убытки
07 Оборудование  к установке  08 Вложения во  внеоборотные активы 
10 Материалы 
11 Животные на  выращивании и откорме 
15 Заготовление  и приобретение материальных  ценностей 
19 Налог на  добавленную стоимость по приобретенным  ценностям 
20 Основное производство
23 Вспомогательные  производства 
25 Общепроизводственные  расходы 
26 Общехозяйственные  расходы 
28 Брак в производстве 
29 Обслуживающие  производства и хозяйства 
41 Товары 
44 Расходы на  продажу 
50 Касса 
51 Расчетные  счета 
52 Валютные счета 
55 Специальные  счета в банках 
60 Расчеты с  поставщиками и подрядчиками 
76 Расчеты с  разными дебиторами и кредиторами 
79 Внутрихозяйственные  расчеты 
91 Прочие доходы  и расходы 
94 Недостачи  и потери от порчи ценностей 
97 Расходы будущих  периодов 
 
       Типовые хозяйственные операции по счету 60 приведены в табл.1.2.
       Таблица 1.2
       Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
Дебет Кредит Содержание  хозяйственных операций
1 2 3
07 60 Приняты к оплате счета поставщиков по купленному оборудованию, требующего монтажа.
08-4 60 Акцептованы счета  поставщиков
08-3 60 Отражены расходы  по строительству и монтажу основных средств сторонними организациями.
08-4 60 Отражена стоимость  полученного лизингового имущества.
08-5 60 Акцептованы счета  поставщиков за объекты нематериальных активов.
10, 15 60 Поступили материально-производственные запасы.
(10), (15) (60) При поступлении  расчетных документов от поставщиков  сторнированы ранее учтенные суммы  по неотфактурованным поставкам  материально-производственных запасов- сторно.
19-1 60 Отражен НДС  в соответствии со счетами-фактурами  поставщиков по приобретенным основным средствам, предназначенным для  производства продукции (работ, услуг).
19-2 60 Отражены суммы  НДС, выделенные в счетах-фактурах по нематериальным активам, предназначенным для производства продукции (работ, услуг), облагаемой НДС.
19-3 60 Отражены суммы  НДС, выделенные в счетах-фактурах по материально-производственным, предназначенным  для производства продукции (работ, услуг), облагаемой НДС.
19 60 Отражены суммы  НДС, выделенные в счетах-фактурах по работам, услугам, используемым для  производства продукции (работ, услуг), облагаемой НДС.
19 60 Отражены суммы  НДС, выделенные в счетах-фактурах по выполненным подрядчиком строительно-монтажным  работам.
20,23 25,26 29, 44 60 Отражена стоимость  работ (услуг) сторонних организаций, используемых для производства и  продаж продукции, облагаемой НДС.
60 50, 51, 52 Оплачены приобретенное  имущество, работы (услуги).
60 50, 51, 52 Перечислены авансы поставщикам и подрядчикам.
50, 51, 52 60 Возвращены  авансы, выданные поставщикам и подрядчикам.
50, 51, 52 60 Возвращены  суммы, излишне перечисленные поставщикам  и подрядчикам.
60 60 Зачтены авансы в счет оплаты поставки материальных ценностей, выполненных работ (оказанных услуг).
60 60 Выдан вексель  в обеспечение задолженности  организации за приобретенные товарно-материальные ценности.
91-2 60 Отражена сумма  процентов к уплате по выданному  векселю.
60 50, 51 Перечислены денежные средства в погашение задолженности  по векселю и начисленным процентам.
60 62 Отражено исполнение обязательств перед поставщиками зачетом  встречных требований, исполнение обязательств по договорам мены.
60 91-1 Отражены положительные  курсовые разницы по расчетам с поставщиками и подрядчиками в иностранной  валюте.
91-2 60 Отражены отрицательные  курсовые разницы по расчетам с поставщиками и подрядчиками в иностранной  валюте.
07, 08-4 60 Отрицательные суммовые разницы по расчетам с поставщиками, возникшие до принятия к учету  оборудования и основных средств, включены в его стоимость.
91-2 60 Отрицательные суммовые разницы по расчетам с поставщиками, возникшие после принятия к учету оборудования, основных средств и материально-производственных запасов, отнесены на убытки организации.
(07), (08-4) (60) Положительные суммовые разницы по расчетам с поставщиками, возникшие до принятия к учету  оборудования и основных средств, исключены из его стоимости- сторно.
60 91-1 Положительные суммовые разницы по расчетам с поставщиками, возникшие после принятия к учету  оборудования, основных средств и  материально-производственных запасов, отнесены на доходы организации.
 
       К первичным документам учета расчетов с поставщиками относятся:
    № ОС-14 "Акт о приеме (поступлении) оборудования"
    Договор поставки
    Отгрузочные документы поставщика
    Договор на строительно-монтажные работы
    № КС-2 "Акт о приемке выполненных работ"
    № КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат"
    Договор лизинга
    № ОС-1 "Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)"
    № МХ-1 "Акт о приеме - передаче товарно-материальных ценностей на хранение"
    № М-7 "Акт о приемке материалов"
    № М-4 "Приходный ордер"
    № 1-Т "Товарно-транспортная накладная"
    Счет (заказ, наряд) (типовая форма 868),
    Платежное требование-поручение (0401064)
    Счета-фактуры
    Договора на оказание услуг
    Акт приемки-сдачи выполненных работ
    Бухгалтерская справка-расчет стоимости заказа
    Выписка банка по валютному и расчетному счетам
    № КО-1 "Приходный кассовый ордер"
    Чек ККМ
    № КО-2 "Расходный кассовый ордер"
    Вексель выданный
    Договор мены
    Акт о прекращении встречных требований.
      При поступлении материальных ценностей  от поставщика делается сверка фактически поставленного материала с требуемым в соответствии с договором. Если количество или качество прибывших материалов не совпадает с данными сопроводительных документов, а также при приёмке материалов без документов, то принимает их комиссия по Акту о приёмке материалов формы М-7. Акт составляется в двух экземплярах с обязательным участием материально-ответственного лица и поставщика. Он утверждается руководителями предприятия.
      Один  экземпляр акта передаётся в бухгалтерию  предприятия для учёта движения материальных ценностей, а второй- отделу материально-технического снабжения для предъявления претензии виновнику. Акт о приёмке материалов является первичным документом по приходу ценностей, и приходный ордер не оформляется.

1.3. Учет расчетов с покупателями и заказчиками

                                               
     Основным  счетом, связанным с учетом реализации, является счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" предназначен для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками. Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" дебетуется в корреспонденции со счетами 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" на суммы, на которые предъявлены расчетные документы. Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т.п. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.
     Если  по полученному векселю, обеспечивающему  задолженность покупателя (заказчика), предусмотрен процент, то по мере погашения  этой задолженности делается запись по дебету счета 51 "Расчетные счета" или 52 "Валютные счета" и кредиту  счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (на сумму погашения задолженности) и 91 "Прочие доходы и расходы" (на величину процента).
     Аналитический учет по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" ведется по каждому  предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок. Покупатели и заказчики должны погасить задолженность по приобретенным товарно-материальным ценностям в течение срока и на условиях, определенных в договоре купли-продажи или поставки. При этом они могут погасить ее сразу после отгрузки или через определенное время, получив отсрочку платежа. Кроме того, в настоящее время они могут расплатиться путем встречной поставки товаров или выполнением работ (услуг), переуступив долг другой организации, а также используя иные формы расчетов.
     Учет  расчетов с покупателями и заказчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" обособленно. Корреспонденция по счету 62 представлена в табл.1.3.
     Таблица 1.3
     Счет 62 "Расчеты с покупателями и  заказчиками" корреспондирует со счетами:
по  дебету по кредиту 
46 Выполненные этапы по незавершенным  работам  50 Касса 
51 Расчетные  счета 
52 Валютные счета 
55 Специальные  счета в банках 
57 Переводы в пути
62 Расчеты с  покупателями и заказчиками 
76 Расчеты с  разными дебиторами и кредиторами 
79 Внутрихозяйственные  расчеты 
90 Продажи 
91 Прочие доходы  и расходы 
50 Касса  51 Расчетные  счета 
52 Валютные счета 
55 Специальные  счета в банках 
57 Переводы в  пути 
60 Расчеты с  поставщиками и подрядчиками 
62 Расчеты с  покупателями и заказчиками 
63 Резервы по  сомнительным долгам 
66 Расчеты по  краткосрочным кредитам и займам 
67 Расчеты по  долгосрочным кредитам и займам 
73 Расчеты с  персоналом по прочим операциям
75 Расчеты с  учредителями 
76 Расчеты с  разными дебиторами и кредиторами 
79 Внутрихозяйственные  расчеты 
    Счет 63 "Резервы  по сомнительным долгам" предназначен для обобщения информации о резервах по сомнительным долгам. На сумму создаваемых резервов делаются записи по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" и кредиту счета 63 "Резервы по сомнительным долгам". При списании невостребованных долгов, ранее признанных организацией сомнительными, записи производятся по дебету счета 63 "Резервы по сомнительным долгам" в корреспонденции с соответствующими счетами учета расчетов с дебиторами. Присоединение неиспользованных сумм резервов по сомнительным долгам к прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания, отражается по дебету счета 63 "Резервы по сомнительным долгам" и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы". Аналитический учет по счету 63 "Резервы по сомнительным долгам" ведется по каждому созданному резерву.
      Корреспонденция по счету 63 «Резервы по сомнительным долгам» приведена в табл.1.4.
      Таблица 1.4
Счет 63 "Резервы по сомнительным долгам" корреспондирует со счетами:
по  дебету по кредиту 
62 Расчеты с покупателями и заказчиками  76 Расчеты с  разными дебиторами и кредиторами 
91 Прочие доходы  и расходы 
91 Прочие доходы и расходы
 
       К первичным документам учета расчетов с поставщиками относятся:
    Договор купли-продажи
    № 1-Т "Товарно-транспортная накладная"
    Документы о взыскании сумм недостач и потерь
    № ТОРГ-2 "Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно- материальных ценностей"
    Бухгалтерская справка
    Акты приема-передачи незавершенного строительства, оборудования, ценных бумаг
    Договор аренды
    Счет (заказ, наряд) (типовая форма 868)
    Акт о прекращении встречных требований
    Выписка банка по валютному и расчетному счетам
    № КО-1 "Приходный кассовый ордер"
    Чек ККМ
    Выписка банка по расчетному счету
    № КО-2 "Расходный кассовый ордер"
    Отчет комиссионера
    Договор цессии
    Вексель полученный
    Учетная политика
    Приказ руководителя
    № ИНВ-17 "Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами"
    Расчет суммы резерва по сомнительным долгам
    Акты списания дебиторской и кредиторской задолженности.
     Хозяйственные операции по счетам 62,63 приведены в  табл.1.5. 

      Таблица 1.5
      Операции по счетам 62,63
Дебет Кредит Содержание  хозяйственных операций
1 2 3
62 90-1 Отражена задолженность  покупателей за отпущенную продукцию.
(62) (90-1) Сторнирована  взысканная покупателем сумма недостач и потерь, выявленных при приемке  продукции- сторно.
62 76-2 Отражена взысканная покупателем сумма недостач и  потерь.
62 91-1 Отражена задолженность  покупателей за проданные: объекты основных средств нематериальные активы, 
объекты незавершенного строительства и оборудование, 
материалы, ценные бумаги и другие финансовые вложения.
62 90-1 Отражена арендная плата к получению (при признании  доходов от аренды доходами от обычных  видов деятельности).
62 91-1 Отражена арендная плата к получению (при признании  доходов от аренды прочими доходами).
62 90-1 Начислены лизинговые платежи в соответствии с условиями договора.
60 62 Отражено исполнение обязательств организации зачетом  встречных требований, исполнение обязательств по договорам мены.
50,51, 52 62 Поступили денежные средства от покупателей и заказчиков.
50, 51 62 Поступили авансовые  платежи в счет предстоящей поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг).
52 62 Поступили авансовые  платежи в иностранной валюте в счет предстоящей поставки продукции (выполнения работ, услуг).
62 68 Начислен НДС с авансовых платежей.
68 62 Зачтена сумма  НДС с авансовых платежей при  отпуске оплаченной продукции (выполнении работ, оказании услуг).
62 62 Зачтен авансовый  платеж в счет оплаты отгруженной  продукции 
51 62 Поступили денежные средства в оплату проданной продукции, товаров (работ, услуг).
52 62 Поступила валютная выручка за проданную продукцию, товары (работы, услуги).
62 50, 51 Возвращены  от покупателей и заказчиков средства, излишне полученные в оплату проданной  продукции, (работ, услуг).
62 50, 51 Возвращены  авансы покупателям и заказчикам.
62 52 Возвращены  от покупателей и заказчиков средства, излишне полученные в оплату продукции, (работ, услуг) в ин. валюте.
62 52 Возвращены  авансы покупателям и заказчикам в иностранной валюте.
62 91-1 Начислены положительные курсовые разницы на задолженность покупателей и заказчиков в иностранной валюте на дату совершения операции и отчетную дату (конец месяца).
91-2 62 Начислены отрицательные  курсовые разницы на задолженность  покупателей и заказчиков в иностранной валюте на дату совершения операции и отчетную дату (конец месяца).
62 90-1 Отражена положительная  суммовая разница по расчетам с покупателями и заказчиками по доходам от обычных  видов деятельности.
(62) (90-1) Отражена отрицательная  суммовая разница по расчетам с покупателями и заказчиками по доходам от обычных видов деятельности.
62 91-1 Отражена положительная  суммовая разница по расчетам с покупателями и заказчиками при продаже  основных средств и прочих активов.
(62) (91-1) Отражена отрицательная суммовая разница по расчетам с покупателями и заказчиками при продаже основных средств и прочих активов- сторно.
62 90-1 Начислено комиссионное вознаграждение.
76 62 Отражен зачет  комиссионного вознаграждения из выручки  комитента.
62 62 Отражена уступка права требования.
62 62 Получен вексель  в обеспечение задолженности  покупателей и заказчиков за проданную  продукцию.
91-2 63 Создан резерв по сомнительным долгам.
63 60, 62, 76
Списаны невостребованные долги, ранее признанные организацией сомнительными (с истекшим сроком исковой давности, во взыскании которых отказано судом, в связи с ликвидацией, банкротством должника).
76 68 Отражен НДС  по списанной дебиторской задолженности (учет для целей налогообложения "по оплате").
63 91-1 Присоединены  неиспользованные суммы резервов по сомнительным долгам к прибыли отчетного периода, следующего за периодом создания резервов.

1.4. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками

       Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками является основным элементом проверки практически для всех хозяйствующих субъектов. К таким расчетам можно отнести не только сделки в рамках договоров купли-продажи, но и различные операции мены, зачеты взаимных требований, бартерные операции, расчеты векселями собственными или третьих лиц и т. д. В результате осуществляемой деятельности у организации образуется задолженность, информация о которой должна быть корректно раскрыта в финансовой отчетности.
       Цель  аудита дебиторской и кредиторской задолженности – подтвердить  полноту, право, существование и стоимостную оценку сальдовых остатков по счетам расчетов с поставщиками и покупателями на конец отчетного периода. Нельзя разделять аудит расчетов с поставщиками, покупателями и аудит дебиторской и кредиторской задолженности, так как первое представляет собой обороты по счетам бухгалтерского учета, а второе – их сальдо.
       Многообразие  форм расчетов, предусмотренных законодательством, превращает аудит расчетов с поставщиками и покупателями в процесс, требующий  знания гражданского законодательства, правил ведения бухгалтерского и налогового учета, умения оценить и описать систему взаимодействия клиента с контрагентами. Методики проведения аудита дебиторской и кредиторской задолженности содержат следующие процедуры:
    экспертиза документов (договоров, мировых соглашений, решений арбитражных судов, накладных и пр.), подтверждающих права клиента на отражение в бухгалтерском учете операций по формированию дебиторской и кредиторской задолженности;
    анализ сроков возникновения задолженности;
    проверка наличия договоров, выраженных в условных единицах; оценка точности измерения и полноты отражения дебиторской и кредиторской задолженности, выраженной в условных единицах на счетах бухгалтерского учета; анализ корреспонденции и оборотов по счетам учета суммовых разниц;
    проверка прав, существования, точности измерения и полноты отражения на счетах бухгалтерского учета величины штрафных санкций к получению и уплате;
    проверка операций по расчетам собственными векселями и векселями третьих лиц;
    проверка зачетов взаимных требований, бартерных операций, операций по договорам мены и уступки права требования.
       Аудит расчетов с поставщиками и покупателями и, как результат, аудит дебиторской  и кредиторской задолженности помогают выявить долги, по которым истек срок исковой давности.
       Проверка  по счетам расчетов должна осуществляться по следующим основным направлениям:
    наличие и правильность оформления документов, определяющих права и обязанности сторон по поставке материальных ценностей (работ, услуг);
    правильность оплаты или получения сумм за полученные или отгруженные материальные ценности;
    полнота оприходования и списания получившихся ценностей.
       При проверке стоит обратить внимание на следующее:
    имеются ли соглашения на поставку продукции (выполнение работ, услуг) и правильность их оформления;
    при наличии дебиторской и кредиторской задолженности необходимо установить дату возникновения и причины ее образования;
    имеется ли задолженность со сроком  исковой давности, принимаются ли меры к ее взысканию.
       Основная  цель проверки - соблюдение законности и своевременность погашения задолженности, правильность учета расчетов и мероприятий, проводимых руководством организации для устранения причин, вызывающих возникновение невостребованной задолженности.
       Источники информации: положение об учетной политике; договоры поставки; накладные; счета-фактуры; акты сверки расчетов; протоколы о зачете взаимных требований; акты инвентаризации расчетов; копии платежных документов; книга покупок; учетные регистры по счету 60; главная книга; бухгалтерская отчетность.
       План  и программа проверки
       • Проверка правильности оформления первичных  документов по приобретению ТМЦ и  получению услуг с целью подтверждения  обоснованности возникновения кредиторской задолженности.
       • Подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета кредиторской задолженности.
       • Оценка правильности оформления и отражения  в учете предъявленных претензий.
       Основным  документом является договор, заключенный  между заказчиком и поставщиком. Аудитор должен проверить, что аналитический учет ведется по каждому поставщику отдельно в валюте платежа и ее рублевом эквиваленте по курсу ЦБ РФ. Курсовая разница между днем оплаты и днем возникновения задолженности отражается проводками:
       • положительная – Д 60 К 91;
       • отрицательная – Д 91 К 60.
       В конце месяца все неоплаченные счета  поставщиков в иностранной валюте в обязательном порядке пересчитывают  в рубли и возникшую курсовую разницу списывают (при превышении курса иностранной валюты) с Д 91 К 60. По задолженности с каждым поставщиком и подрядчиком необходимо выявить соблюдение срока исковой давности. В случае его пропуска или нереальности она подлежит зачислению на сч. 91.
       Программа аудита расчетов с поставщиками и  подрядчиками включает следующие разделы (табл.1.6).
       Типичные  ошибки:
       • отсутствие договоров на поставку продукции, первичных документов или неполное их оформление;
       • некорректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета, неправильное определение  налогооблагаемой базы по НДС и налогу с продаж.
       Кроме того, в ходе аудита расчетов с поставщиками подлежат проверке следующие вопросы:
    Приобретение товаров, работ, услуг за наличный расчет
       Проверяемые документы: договоры, дополнительные соглашения, накладные, акты выполненных работ, счета-фактуры, расчетные документы: расходные кассовые ордера, карточки по счетам расчетов с поставщиками и подрядчиками, книга покупок.
       Таблица 1.6
       Программа проверки правильности учета расчетов с поставщиками и заказчиками
Содержание  проверки Информация Метод аудита
Наличие и правильность оформления договоров  на приобретение ТМЦ Договора, письма, счета-фактуры и приходные ордера Прослеживание, подтверждение
Проверка  своевременности предъявляемых  претензий по качеству и количеству товаров Акты о расхождении количества и качества полученных ТМЦ Прослеживание, подтверждение
Проверка  правильности изъятия поставщиками НДС Счета-фактуры, инструкции по НДС Пересчет
Соответствие  занесения данных счетов поставщиков  в учетные регистры Счета-фактуры, регистры бухучета Прослеживание
Проверка  реальности дебиторской и кредиторской задолженности Регистры бухгалтерского учета, ответы на запросы поставщикам Сканирование  и подтверждение
Проверка  реальности списания дебиторской задолженности  за счет сомнительных долгов Аналитические данные по счету 60 Сканирование
Проверка  полноты оприходования материальных ценностей материально-ответственными лицами Счета, приходные  акты, накладные, данные складского учета Выборочная  проверка, сопоставление
Проверка  правильности составленных корреспонденций счетов Регистры бухучета, счета, платежные поручения Сканирование, прослеживание
 
       2. Приобретение товаров по договорам  с особым порядком перехода  права собственности.
       Проверяемые документы: договоры, дополнительные соглашения, накладные, счета-фактуры, расчетные документы: платежные поручения, расходные кассовые ордера, карточки по счетам расчетов с поставщиками и подрядчиками, книга покупок.
       3. Приобретение товаров, работ,  услуг по договорам, обязательство  в которых выражено в иностранной валюте или условных единицах
       Проверяемые документы: договоры, дополнительные соглашения, накладные, акты выполненных работ, счета-фактуры, расчетные документы: платежные поручения, расходные кассовые ордера, карточки по счетам расчетов с поставщиками и подрядчиками, книга покупок, налоговые декларации
       4. Зачет взаимных требований. Применение налоговых вычетов по НДС.
       Проверяемые документы: договоры, накладные, акты выполненных работ, счета-фактуры, акты зачета взаимных требований, книга покупок, книга продаж, карточки по счетам учета расчетов с покупателями и поставщиками, заказчиками и подрядчиками, расчетные документы.
       5. Учет претензий по расчетам  с поставщиками и подрядчиками.
       Проверяемые документы: Договоры, накладные, счета, счета-фактуры, сопроводительные документы, претензионные письма
     6. Учет кредиторской задолженности
     Проверяемые документы: договоры, накладные, акты выполненных работ, счета, счета-фактуры, акты зачета взаимных требований, банковские выписки, приходные и расходные кассовые ордера, переписка между экономическими субъектами, инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами, приказы руководителя организации.

1.5. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками

     Цели  и задачи: проверка правильности своевременного заключения договоров на реализацию продукции, товаров и услуг, определение порядка оплаты, реализации продукции и анализ размера реализации продукции в кредит, размер предоплаты по договорам, порядок оплаты налогов, соответствие налоговых начислений и учетной политике предприятия, проверка расчетов и начисления НДС, правильности исчисления НДС по авансам и начисления налога на прибыль по реализации продукции ниже себестоимости по данным бухгалтерского учета.
     Источники информации: договоры на поставку продукции; счета-фактуры; акты сверки расчетов; копии платежных документов; акты инвентаризации расчетов; учетные регистры по счету 62; главная книга и бухгалтерская отчетность.
     Аудитор и руководство аудируемого лица в ходе подготовки проведения аудита достигают согласия в отношении условий его проведения. Согласованные условия отражают документально в договоре оказания аудиторских услуг. Несмотря на то, что цели и объем аудита, а также обязанности аудитора установлены законодательством РФ, аудитору рекомендуется включить эти положения в договор (либо в предшествующее договору письмо о проведении аудита). Правилом (стандартом) № 4 "Существенность в аудите" предусматривается, что аудиторская организация в процессе проведения аудита обязана оценивать существенность и ее взаимосвязь с аудиторским риском. Существенность зависит от величины показателя финансовой (бухгалтерской) отчетности и/или ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения. Аудитор оценивает то, что является существенным по своему профессиональному суждению.
     В ходе планирования аудита в области  расчетов с поставщиками и подрядчиками необходимо определить «ключевые по риску области», вероятность ошибок в которых высока. Такие области, как правило, подлежат сплошной проверке.
     Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу. В некоторых ситуациях доказательства могут быть получены исключительно путем проведения процедур проверки по существу, Аудиторские доказательства - это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).
     Тесты средств внутреннего контроля означают действия, проводимые в целях получения аудиторских доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
     План  и программа проверки:
     I этап - при обнаружении расхождений в размере начислений налогов делается правильный расчет и определяется, повлияло ли это на показатели отчетности. Кроме того, определяется момент, с которого предприятие неправильно ведет расчеты с налоговыми органами. Все изменения, выявленные по налоговым начислениям, должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета и в главной книге.
     II этап - проверка правильности ведения учета непосредственно в регистрах бухгалтерского учета, для чего необходимо:
    проводить соответствие расчетных и отпускных цен учетной политики и данных бизнес-плана (приказа);
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.