На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Политическая обстановка в Казахстане к середине XV века

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
  Политическая обстановка в Казахстане к середине XV века

К середине пятнадцатого века пришли в упадок государства Абулхаира и Могулистана. Население ханства Абулхаира, проявляя недовольство политикой своего правителя, оказывает активную поддержку его оппонентам. Борьба Абулхаира с Джучидами не прекращалась на протяжении всего времени его правления, и он так и не смог подчинить себе все земли Ак-Орды. В то же время падает роль Нижнего Поволжья как экономического центра Евразии, и происходит миграция кочевого населения на территорию Казахстана из западных земель Улуг Улуса. Одновременно вырастает значение присырдарьинских городов. Власть потомков ханов Уруса и Барака сохранялась в южных районах Ак-Орды и после 20-х годов. Вожди казахских родов и племён стремились к созданию независимого государства и искали покровителя из рода Джучидов. В условиях смуты и постоянного поиска выделяются два казахских султана Жанибек и Керей. Ещё в 40-х годах пятнадцатого века большая часть племён, населяющих предгорья Каратау и низовья Сырдарьи объединяется вокруг первых казахских ханов. Первые сведения о Жанибеке и Керее появляются в "Тарих-и Рашиди" Мухаммада Хайдар-мирзы Дуглата. Вокруг них сплотились значительные круги родоплеменной кочевой знати и особенно та часть верхушки, которая поддерживала Барак-хана, и была связана с городами на Сырдарье. Эти слои знати были заинтересованы в твёрдой ханской власти, обеспечивавшей их притязания на эксплуатацию осёдло-земледельческого населения оазисов Присырдарьи и получение прибыли от торговли и ремесленного производства местных городов. К Жанибеку и Керею стекались недовольные Абулхаиром вожди родов и племён, а так же в их руках находились города Сузак, Сыгнак и Сауран. Абулхаир в 1446 году отобрал у них эти земли. Подтверждение пребывания потомков Уруса и Барака на территориях Сырдарьи и Каратау ещё до откочёвки есть у Махмуда ибн Вали, он пишет: "Когда Абулхайр-хан одержал верх над сыновьями своих врагов в областях Дешт-и Кыпчака, …Кирай-хан и Жанибек-хан … вышли из круга подчинения и повиновения и предпочли покинуть родину". Но нельзя думать, что положение во владениях казахских султанов на юге было безоблачным, по сравнению с тем, что в целом происходило в государстве кочевых узбеков. Тимуриды постоянно атаковали крепости в северном Туркестане, с востока нападали могулы, были нарушены сезонные меридиальные кочёвки на весну-лето в центральный Казахстан. Очень сильно ухудшилась обстановка кочевых родов и племен казахов, подчинённых Жанибеку и Керею после поражения Абулхаира от ойратов в 1457 году, которые являлись представителями левого крыла Монгольской Империи ещё при Чингиз-хане. После поражения Абулхаир начал наводить порядок в государстве весьма жесткими мерами. Ханство окончательно пришло в упадок, и это ускорило разделение казахских и узбекских племён.
 
Султаны Жаныбек и Кирей
Попытка   преодоления раздробленности, политической разобщенности частей казахского народа в разных государственных объединениях выпала на долю Джучидов  Джаныбека и Кирея. Их династийные интересы в противоборстве с другими Чингизидами (главным образом Шайбанидами) за право властвовать            в наследственныз землях бывшего улуса Джучи объективно отразили стремление консолидировавшегося народа к созданию самостоятельного государства. Важно отметить, что казахские ханы собирали воедино, уже подготовленные к единой государственности и объединению долгим процессом взаимосвязанного этнополитического, хозяйственно-культурного развития территорию Восточного Дешт-и Кыпчака, Жетысу и Туркестана этнических групп. 
     В условиях ослабления и распада ханства Абулхаира и Могулистана наиболее влиятельные вожди родов и племен упомянутого обширного региона стремились к политической независимости или искали покровителя в лице кого-нибудь из Чингизидов. Многие  из них поддержали действия первых казахских ханов, направленные на создание и упрочение единого государства.
     Значительная часть казахских родов и племен сплотились вокруг Кирея и Жаныбека еще в 40-50 года в южных землях Казахстана – предгорьях Каратау, низовьях Сырдарьи, северной части Туркестана. Пока Абулхаир-хан был занят борьбой за укрепление своей власти в степи, подавлением сопротивления многочисленных Джучидов и непокорных глав родов и племен, наследники ханов Ак-Орды обеспечивали на этой территории устойчивую власть.
 
Родословная Жанибека и Керея   
В исторической литературе Урус-хана, а через него   Барак-хана и основателей Казахского ханства Жаныбека и Кирея принято считать потомками Орда-Еджена, хотя прямых данных об это в источниках нет. По монетным данным и сведениям Муин ад-дина Натанзи в «Мунтахаб аттаварих-и Му и –ни», генеалогия Урус-хана восходит к  Сасы-Бука-хану: Сасы-Бука – его сын Эрзен-хан (у Лэн-Пуля Стенли вместо Эрзена упомянут хан Мубарак-Ход-жа) его сын Чимтай – сын Чимтая Урус-хан. Этот источник считает , однако Сасы-Буку происходящим не от Орда-еджена, а от амира Золотой Орды Ногая, что не подкрепляется другими данными. До Сасы-Буки в Ак-Орде, согласно Рашид ад-дину, правили Орда (Орда-Еджен) – Сартактан (Сартак) – Куинджи (Кончи) – Байан. Генеалогическая связь Сасы-Буки в этой линии потомков Орды не доказана, хотя по традиции Урус-хан считается восходящим потомком Орда-Ежена.
     Другие источники, касающиеся генеалогий Джучидов (аноним «Таварих-и гузида-йн нусратнаме», «Бахр-аль-асрар фи манакиб ал-ахйар» Махмуда ибн Амир Вали), возводят генеалогию казахских ханов к 13 сыну джучи Тука-Тимуру: Джучи-Тука-Тимур – Уз-Тимур-Ходжа –Бадик – Урус-хан-Каруджак (Куйручук)-Барак-Жаныбек-хан, носивший также имя Ву Саид. Махмуд ибн Вали называет Кирей-хана и Жаныбек-хана относящимися к «потомкам Тукай-Тимур-хана, сына Джучи-хана» («Жаныбек-хан, сын Барак-султана, - из султанов, происходящих от Тукай-Тимура». Потомком Тука-Тимура, 13-го сына Джучи, называет Урус-хана и Кадыргали Джа-лаири. В генеалогиях, приведенных в этих сочинениях, содержатся имена казахских ханов и султанов последующего времени, подтвержденные рядом других источников XV в. Приведены имена сыновей и дочерей Барака, Жаныбека, Кирея, Бурундука; достоверность их не вызывает сомнения. Решение вопроса о родственных отношениях между ними имеет большое значение для понимания фактов политической истории государственных образований, существовавших на территории Казахстана ХIV-XV вв. Не имеет принципиального значения, принадлежит ли Урус-хан и его потомки к линии Джучидов, происходившей от Тука-Тимура, или они связаны происхождением с Орда-Едженом. Те и другие по традиции считались соправителями в Ак-Орде, так как Тука-Тимур был в числе тех четырех братьев (вместе с Удуром, Шиингку-мом и Шинкуром), которым даны уделы в улусе их старшего брата Одры, и с которыми они составили левое крыло джучиевых владений и войска». Тука-Тимуриды считались  принадлежавшими еще в XIII в. к улусу Орда-Ежена. Но в период распада Золотой Орды на рубеже XIV-XV вв. многие из них претендовали на ее трон в Сарае. Наиболее удачливыми в этом отношении были Улуг-Мухаммад-хан, утвердившихся в Сарае к 1428-29 г.г., затем его брат Киши-Мухаммад-хан, овладевший Сараем в 1428 году. Махмуд ибн Вали сообщает, что хан улуса  Шайбана Абулхаир сразу же после власти объявил независимость своих владений от этих потомков Тука-Тимура, т. е. независимость от Золотой Орды. Удаляясь на запад Тука-Тимуриды считали себя по традиции законными владельцами и на территории Ак-Орды, в том числе в улусе Шайбана.
      Согласно родословным, помещенным в ряде источников (напрмер,»Таварих-и гузида-йи нусрат-наме»), Жаныбек и Кирей были близкими родственниками. В источниках, повествующих  о действиях этих первых казахских ханов-соправителей в51-70 гг.XV в., нет точного разъяснения, кто из них был главным, их имена пишутся рядом не в строгом порядке. Оба они имели право на власть, один как прямой потомок хана Барака (Джаныбек), другой – как старший по возрасту (Кирей). Но поскольку в государствах средневекового Казахстана наряду с постепенно утвердившимся принципом прямого наследования  ханской власти (от отца к сыну) сохранялся и старый  тюрко-монгольский принцип преимущественного права на ханскую власть старшего в роде, то Кирей, как и Джаныбек, тоже мог претендовать на титул хана.
Существует не одна точка зрения о происхождении казахских ханов. Некоторые исследователи считают, что последние происходят из дома Орда-Эджена, однако большинство учёных-историков полагают, что Жанибек и Керей являются потомками Тука-Тимура. Основу для этой версии многие черпают из трудов Абу-л-Гази и Махмуда ибн Вали. В частности первый в своей родословной говорит следующее: "Джучи хан, его сын Тукай-Тимур, его сын Уз-Тимур, его сын Ходжа, его сын Бадакул-углан, его сын Урус хан, его сын Барак хан, его сын Абу-Саид по прозванию Жанибек хан". Историк Меруерт Абусеитова считает, что сведения Абу-л-Гази являются наиболее достоверными из всех существующих, так как он был потомком Чингиз-хана, сыном Араб Мухаммад-хана из рода Шейбана, из поколения узбеков и наверняка знал точно свою родословную. Родословная Керея выглядит так: Урус хан - Тохта Кыйа - Пулад - Кирай хан. Не имеет принципиального значения, принадлежит ли Урус-хан и его потомки к линии Джучидов, происходящей от Тука-Тимура или к линии, происходившей от Орда-Эджена, так как и те и другие считались соправителями в Ак-Орде. Кирей и Жанибек унаследовали власть Барака на территории южного Казахстана и находились в союзе и под опекой Ахмад-хана и Махмуд-хана. Они были их ровесниками и соратниками. Точных данных о датах рождения Жанибека и Керея нет, но многие косвенные факты позволяют определить их возраст. По "Таварих-и гузида-йи нусрат наме" основатели Казахского ханства Жанибек и Керей были троюродными братьями. В источниках, повествующих об их действиях во второй половине пятнадцатого века, нет точного разъяснения, кто из этих двух ханов был главным, их имена пишутся рядом не в строгом порядке. Жанибек-хан был прямым наследником трона Барак-хана, но Керей-хан был старше по возрасту, нежели Жанибек и был внуком Тохта-Кыйа. Умер Жанибек-хан раньше Кирея в 1480 году, в возрасте 68-70 лет. Из этого следует, что Жанибек родился в примерно 1410 году (хотя по другим данным годом его рождения принято считать 1420 год). Всё это говорит о том, что казахские ханы были сознательными противниками Абулхаир-хана уже с первых лет его правления, то есть с 1428 года.
 
Откочёвка в Могулистан

Традиционной формой сопротивления народа в кочевом мире является уход из традиционных мест обитания, то есть и уход из под власти правителя, хана. В условиях средневековой вольницы этим воспользовались Жанибек и Керей. Откочевка Жанибека и Керея стала важным звеном в цепи политических событий, способствовавших образованию Казахского ханства. Первое упоминание об этом появилось в "Тарих-и Рашиди". Мухаммед Хайдар говорит: "В то время в Дешт-и Кыпчаке владычествовал Абулхайр-хан. Он причинял много беспокойства султанам джучидского происхождения. Жанибек и Керей бежали от него в Могулистан. Исан-Буга-хан охотно принял их и предоставил им округ Чу и Козы-Баши, которые составляют западную окраину Могулистана". Откочёвка приобрела массовый характер. Началом откочёвки кыпчакских племён и родов из Восточного Дешт-и Кыпчака и районов Сырдарьи в западный Жетысу принято считать 1458-1459 годы. Махмуд ибн Вали говорит, что откочёвка носила не единичный характер, а явилась долговременным перемещением недовольного Абулхаиром населения и протянулась на десяток лет. Особенно откочёвка усилилась после смерти Абулхаира, когда к власти пришёл его сын Шейх-Хайдар, чьё правление было недолгим из-за того, что все противники Абулхаир-хана объединились и выступили против Шейх-Хайдара. Откочёвка стала весьма заметным событием того времени из-за её размера, ведь количество откочевавших составило 200.000 человек. Труды на эту тему писали Хондемир, Мухаммад Хайдар, Махмуд ибн Вали, Мирхонд и многие другие. Откочёвка явилась одной из причин распада ханства кочевых узбеков, повлияла на политическую карту региона, изменила места проживания различных племён и родов, стала началом консолидации казахского народа. Долины Чу и Таласа были выбраны не случайно,на то есть четыре причины: 
1) этническая близость населения; 
2) давние дружественные связи Могулистана и Ак-Орды; 
3) слабость феодально-разробленного Могулистана; 
4) природный фактор (плодородность земель в долинах рек).  
Действительно в Жетысу жило родственное тюркское население. Могулистан продолжал испытывать серьёзные кризисы, которые вели к распаду государства. Правитель Могулистана Есен-Буга, занятый борьбой со своим братом Юнусом и попытками сохранить развалившееся государство, не имел реальных сил, чтобы остановить сторонников Жанибека и Керея и в 1459 г. был вынужден предоставить им территорию в долине реки Шу, Кочевники, поселившиеся в Жетысу, получили прозвище «казак», которое впоследствии распространилось на всех подданных Жанибека и Керея и постепенно превратилось в этноним.
 

Проблема образования Казахской народности в исторической науке.
Образование Ак-Орды (Кок-Орды), Ханства  Абулхаира, Могулистана, Ногайской орды было значительным этапом в развитии государственности местного, главным образом, населения, в конечном счете – казахской народности, но на ряду с ней – других народов, формировавшихся частью и на территории этих государств. Оно способствовало заметной эволюции хозяйства в регионе, укреплению хозяйственных связей между кочевым  и полукочевым скотоводческим и оседло-земледельческим населением. Это, в свою очередь, содействовало  общению близких по языку, материальной и духовной культуре этнических групп. В этих государствах было много общего в вопросах обеспечения их жизнедеятельности – в улусной системе организации кочевого населения, в структурах правящей (ханской) власти, комплектовании вооруженных сил, налоговой системе. В основном эти формы и структуры были взяты из монгольского времени, сохранились они в последующее время и в Казахском ханстве. Относительно стабильное существование в политических рамках, упомянутых государств создавало отдельным этническим коллективам гарантии выживания и развития, возможность, например, долгого и упорного противодействия внешней агрессии – завоевательной политике эмира Тимура, калмакским тайшам, другим претендентам на их территорию.
      Ак-Орда (Кок-Орда),  Ханство  Абулхаира, Могулистан, Ногайская Орда подготовили условия для последующего генезиса этнически однородных феодальных государств в регионе, для более тесной консолидации этнических общностей – народностей казахской, ногайской, киргизской, отчасти узбекской, уйгурской.
      Однако вхождение отдельных частей формировавшейся казахской народности в несколько политических образований – государств, а также беспрерывные войны т усобицы Джучидов и феодальной верхушки родов и племен, приводившее к потере производительных сил, в том числе и людских резервов, к экономическому упадку, разобщению родственных этнических групп, разрыву политических и хозяйственных связей, тормозили процесс консолидации народности. Со всей необходимостью вставала задача  преодоления политической  разобщенности этнически близких групп, государственного объединения казахских племен и родов, фактически уже сложившихся в народность. Решению ее реально способствовало образование Казахского ханства. Возникновение Казахстанского ханства явилось закономерным итогом социально-экономических и этнополитических процессов на обширной территории  Восточного Дашт-и Кипчака, Семиречья и Туркестана (Южного Казахстана). Формирование в ХIV-XV вв. единого экономического региона на базе естественной интеграции областей со смешанной экономикой, кочевой скотоводческой и оседло-земледельческой, городской  - с торгово-ремесленным направлением хозяйства, подготовило условия к объединению всех земель региона в одной политической структуре. Укрепление экономических , культурных, общественно-политических связей кочевого и оседлого населения способствовало этническому единению казахских  родов и племен, фактическому завершению длительного процесса сложения народности. Эти обстоятельства явились объективными причинами и условиями формирования собственно казахской государственности. Стремление сформировавшейся крупной это-социальной общности к созданию моногосударственности, к собственной социально-территориальной, государственной организации, характерно не только для позднего времени – времени формирования наций, но и для средневековья, когда завершилось в основном сложение современных народов региона Центральной Азии.
     Преодоление раздробленности политической разобщенности частей казахского народа в разных государственных объединениях, связано с именами Джанибека и Кирея. Их  династийные интересы, борьба с другими Чингизидами за власть в степи совпали с интересами различных социальных групп народа, как из родовой знати, так и рядовых тружеников-скотоводов и земледельцев. Они объективно отразили стремление консолидировавшегося народа к созданию самостоятельного государства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.