На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Центральные банки, их сущность и функции

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию 
 

Государственное  образовательное  учреждение
высшего профессионального  образования
«Алтайский  государственный  технический университет
им. И.И.Ползунова» 
 
 
 
 

Реферат 

 дисциплина:  «Банковские услуги организации»
Тема: «Центральные банки, их сущность и функции» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила ст. гр. Ал(з)-МО-82              С.С.Туваева(Кугукало) 

Проверил                               А.П.Яроцкий 
 
 
 
 
 

г. Алейск 2011
     Содержание
     Введение…………………………………………………………………… 3
     1.Сущность и функции центральных банков……………………………..4
     1.1.Сущность  центральных банков………………………………………..5
     1.2.Независимость центральных банков от исполнительной власти…...7
     1.3.Функции центральных банков………………………………………...9
     2.Денежно-кредитная политика центрального банка…………………..12
     2.1.Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного регулирования……………………………………………………………………12
     2.2.Регулирование официальной учетной ставки……………………….15
     2.3.Минимальные резервные требования……………………………….18
     2.4.Операции  на открытом рынке………………………………………..21
     2.5.Меры административного воздействия……………………………...23
     Заключение………………………………………………………………..25
     Список  литературы……………………………………………………….26  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


Введение
     Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие развития рыночных отношений в России, что объективно определяет ключевую роль центрального банка в регулировании банковской деятельности. Поиск действенных  форм и методов денежно-кредитного регулирования экономики предполагает изучение и обобщение накопленного в этой области опыта стран  с рыночной экономикой. Осуществляемая в этих странах денежно-кредитная  политика является одной из составляющих экономической политики и позволяет  сочетать макроэкономическое воздействие  с быстрой корректировкой регулирующих мероприятий, оказывая им оперативную  и гибкую поддержку. В связи с  этим большой интерес вызывают различные  аспекты деятельности центральных  банков, являющихся основными проводниками официальной денежно-кредитной политики.
     В первой главе дан подробный анализ правового статуса и форм организации  центральных банков, прослежена взаимосвязь  между их независимостью от органов  государственной власти и темпами  инфляции, что весьма важно для  решения главной задачи центрального банка каждой страны - обеспечения  стабильности цен; приведена классификация  выполняемых центральными банками  функций; подробно проанализированы все  основные функции центрального банка.
     Центральное место в работе занимает вторая глава, в которой рассмотрены важнейшая функция центрального банка - разработка и реализация денежно-кредитной политики, а также основные рыночные инструменты денежно- кредитного регулирования: изменение официальной учетной ставки, применение минимальных резервных требований, операции на открытом рынке, а также некоторые методы административного воздействия.
 


    Сущность  и функции центральных  банков.
     Центральные банки в их современном виде существуют сравнительно недавно. На ранних стадиях развития капитализма четкое разграничение между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками отсутствовало. Коммерческие банки активно прибегали к выпуску банкнот для накопления капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банковской эмиссии в немногих крупных коммерческих банках. Итогом этого процесса явилось закрепление за одним банком монопольного права на выпуск банкнот. Вначале такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в дальнейшем - центральным, что соответствовало его главенствующему положению в кредитной системе.
     Первый  центральный банк - шведский «Риксбанк» - был создан в 1668 г, на рубеже перехода от феодализма к капитализму. В 1694 г. был учрежден банк Англии, однако они не обладали исключительным правом на эмиссию денежных знаков и их функции отличались от функций современных центральных банков - например, Банк Англии поначалу должен был финансировать торговлю и промышленность, а Банк Нидерландов - внутреннюю и внешнюю торговлю. Центральные банки в их современном виде возникли в XIX в. В настоящее время практически во всех странах мира имеются центральные банки, однако между ними есть существенные различия, обусловленные особенностями политического и финансово-экономического развития стран базирования.
 


     1.1. Сущность центральных  банков.
     Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус, отличительный  признак которого - обособленность имущества банка от имущества государства. Хотя формально это имущество находится, как правило, в государственной собственности, центральный банк наделен правом распоряжаться им как собственник. Этим центральный банк отличается от государственного банка, имущество которого полностью контролируется государством.
     Правовой  статус центральных банков развитых стран закреплен в правовых актах: законах о центральных банках и их уставах, законах о банковской и кредитной деятельности, в валютном законодательстве. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность центрального банка, является Закон о центральном банке, в котором определяются его организационно - правовой статус, функции, процедура назначения высшего руководящего состава, взаимоотношения с государством и национальной банковской системой. Данный закон устанавливает полномочия центрального банка как эмиссионного института страны.
     Центральный банк сочетает в себе отдельные черты  коммерческого банковского учреждения и государственного ведомства, располагая некоторыми властными полномочиями в сфере регулирования кредитной  системы.
     Центральный банк обычно создается в форме  акционерного общества. Как правило, его капитал принадлежит государству. Если государство владеет лишь частью капитала или акционерами центрального банка являются коммерческие банки и другие финансовые учреждения, государство, тем не менее, играет ведущую роль в формировании органов управления центрального банка.
     Содержание  и форма взаимосвязей центральных  банков с органами государственной  власти существенно различаются  в разных странах. 
Взаимодействия такого рода могут быть условно представлены в виде двух моделей:

     - центральный банк выступает агентом министерства финансов и проводником его денежно-кредитной политики;
     - центральный банк независим от правительства, что обеспечивает ему самостоятельность в проведении денежно-кредитной политики без давления со стороны правительственных органов.
 


     1.2. Независимость центральных банков от исполнительной власти.
     Выполнение  юридически возложенной на центральный  банк главной цели его деятельности - обеспечение стабильности цен - предполагает наличие определенной степени его  независимости от исполнительной власти. Причем независимость центрального банка от правительства подразумевает  две ее формы: политическую и экономическую.
     Политическая  независимость - это автономия (самостоятельность) центрального банка при установлении целевых ориентиров денежной массы;
     Экономическая независимость - самостоятельность  центрального банка в выборе инструментов денежно-кредитной политики.
     Условиями политической независимости центрального банка являются определение порядка  назначения членов его руководящего органа или управляющего (президента), одобрение принятого банком решения  со стороны правительства и (или) парламента. Экономическая независимость  выражается в том, что центральный  банк не обязан автоматически выдавать денежные средства правительству для  финансирования государственных расходов и оказывать ему предпочтение в предоставлении кредитов. Кроме  того, для экономической независимости  центрального банка имеет значение характер осуществляемого им контроля за кредитной системой: применение административных (прямых) нерыночных способов контроля, предполагающее вмешательство  правительства в принятие решений  банком, ущемляет автономию последнего. Конечно, на практике весьма трудно определить степень политической независимости  данного центрального банка. Однако с помощью некоторых объективных  показателей независимости, таких, например, как наличие формальных организационных связей между центральным  банком и правительством (правил, обязывающих  центральный банк поддерживать фискальную политику), можно попытаться это  сделать. Результаты одного из проведенных  исследований степени независимости  центральных банков с использованием этих показателей свидетельствуют о наличии сильной взаимосвязи между политической независимостью центрального банка и низким уровнем инфляции.
     Результаты  исследований подобного рода позволяют  считать, что независимость центрального банка в целом определяется следующими факторами:
     - Независимость от правительственных органов. Это условие является обязательным. Если центральный банк обязан выполнять указания правительственных органов, то он не сможет поддерживать стабильность цен, поскольку будет испытывать давление со стороны правительства;
     - Личная независимость членов органов управления центрального банка. Независимость органов управления центрального банка будет обеспечиваться в том случае, если они назначаются на достаточно длительный срок. В случае их повторного назначения возникает опасность уменьшения степени их личной независимости;
     - Юридический статус банка, который определяется, в частности, возможностями внесения изменений в устав (закон) центрального банка. Чем сложнее внести изменения в устав, тем надежнее обеспечивается независимость центрального банка.
     Важным  фактором, определяющим возможности  центрального банка поддерживать стабильность цен, являются сложившиеся взаимоотношения  с государственными органами власти. Регулярные контакты между представителями  центрального банка и государственных  органов власти повышают степень  доверия последних к действиям  центрального банка и способствуют достижению им главной цели - обеспечения  стабильности цен. Таким образом, выполнению данной задачи может содействовать  периодически представляемая парламенту отчетность центрального банка о  своей деятельности.
 


      Функции центральных банков.
     Среди многообразных функций центральных  банков следует выделить основные, без которых невозможно выполнение главной задачи центрального банка:
     - сохранение стабильности национальной денежной единицы;
     - и дополнительные, соответствующие  решению этой задачи.
     Основные  функции, осуществляемые всеми без  исключения центральными банками, разделяются  на регулирующие, контрольные и обслуживающие.
     К регулирующим функциям относятся:
     - управление совокупным денежным оборотом;
     - регулирование денежно-кредитной сферы;
     - регулирование спроса и предложения на кредит.
     Контрольные функции включают в себя:
     - осуществление контроля за функционированием кредитно-банковской системы;
     - проведение валютного контроля.
     Обслуживающие функции заключаются в:
     - организации платежно-расчетных отношений коммерческих банков;
     - кредитовании банковских учреждений и правительства;
     - выполнении центральным банком роли финансового агента правительства.
     Важнейшей регулирующей функцией, присущей всем без исключения центральным банкам, является разработка и проведение денежно-кредитной  политики.
     Характер  проводимой центральным банком денежно-кредитной  политики во многом зависит от степени  его независимости от правительства, которая может быть большей или  меньшей, но никогда не является абсолютной. Например, целевые ориентиры изменения  агрегатов денежной массы обычно определяются непосредственно центральными банками. В то же время ни один центральный банк не может самостоятельно, без участия государства, установить тот или иной валютный режим.
     Разработка  и проведение денежно-кредитной политики включают в себя:
     - определение направлений развития денежно-кредитной политики;
     - выбор основных инструментов денежно-кредитной политики;
     - создание и ведение статистической базы данных по денежной массе, кредитам и сбережениям;
     - проведение исследований по проблемам экономики и денежно-кредитной сферы данной страны и других государств, образующих основу денежно-кредитной политики;
     - составление денежных программ и контроль за их выполнением.
     Не  менее важной регулирующей функцией центрального банка является регулирование  спроса и предложения на кредит и  иностранную валюту, осуществляемое посредством проведения интервенционных  операций на денежном и валютном рынках. В целях сдерживания кредитной  экспансии центральные банки  предпринимают меры по снижению уровня ликвидности кредитно-банковских институтов, а для расширения кредитной экспансии  осуществляют противоположные действия.
     Контроль  за функционированием кредитно-банковской системы - одна из контрольных функций  центрального банка - обусловлен необходимостью поддержания стабильности этой системы, поскольку доверие к национальной денежной единице предполагает наличие  устойчивых и эффективно работающих кредитно-банковских институтов.
     Не  менее важной контрольной функцией центрального банка является осуществление  валютного контроля и валютного  регулирования.
     Степень жесткости валютного контроля и  валютного регулирования зависит  прежде всего от общего валютно-экономического положения страны.
     Обеспечение бесперебойного функционирования системы  наличных и безналичных расчетов - одна из обслуживающих функций  центрального банка.
     Другая  обслуживающая функция центрального банка: кредитование кредитно - банковских институтов и правительства. Являясь кредитором последней инстанции, центральные банки предоставляют ссуды кредитно-банковским учреждениям, испытывающим временные недостатки в финансовых ресурсах.
     Дополнительные  функции центрального банка не связаны  непосредственно с его главной  задачей (сохранение стабильности национальной денежной единицы), но способствуют ее реализации. К числу этих функций  относятся управление государственным  долгом, проведение аналитических исследований и ведение статистической базы данных, изготовление банкнот и др.
     Функции проведения аналитических и статистических исследований по своему характеру могут быть неодинаковыми и неравнозначными в центральных банках различных стран. Исследования в области денежно-кредитной и валютной политики в основном базируются на данных платежных балансов.
     Многие  центральные банки изучают финансовое положение предприятий и создают  централизованные службы по банковским рискам. Задача всех центральных банков - выпуск в обращение банкнот и обеспечение их циркулировать на территории страны. При этом лишь немногие центральные банки имеют специальные структурные подразделения по производству банкнот.
 


     2. Денежно-кредитная политика центрального банка.
     2.1 Основные задачи, цели, методы и  формы денежно-кредитного  регулирования.
     Денежно-кредитное  регулирование, осуществляемое центральным  банком, является одним из элементов  экономической политики государства  и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение  денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и  других показателей денежного обращения  и рынка ссудных капиталов. Оно  нацелено на достижение стабильного  экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы, В законах  о центральных банках особо подчеркивается их ответственность за стабильность денежного обращения и курса  национальной валюты.
     Являясь посредником между государством и банковской системой страны, центральный  банк призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью  определенных инструментов. По мере развития кредитных систем и рынков ссудных  капиталов возможности центрального банка непосредственно воздействовать на спрос и предложение денежной массы уменьшились, но вместе с тем  расширился арсенал, и повысилась эффективность рыночных инструментов денежно-кредитного регулирования.
     Выбор инструментов денежно-кредитного регулирования довольно широк. Использование различных видов инструментов варьируется в зависимости от направленности экономической политики страны, степени открытости ее экономики, сложившихся традиций и конкретных обстоятельств.
     Имеющиеся в распоряжении центрального банка инструменты денежно-кредитного регулирования различаются по непосредственным объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги), по своей форме (прямые и косвенные), по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные), по срокам воздействия (краткосрочные и долгосрочные). Все эти методы используются в единой системе.
     Объекты воздействия. В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная политика центрального банка направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Посредством  проведения кредитной экспансии  центральные банки преследуют цели подъема производства и оживления  конъюнктуры; при помощи кредитной  рестрикции они пытаются предотвратить  «перегрев» конъюнктуры, наблюдаемый  в периоды экономических подъемов.
     По  форме инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административными  являются инструменты, имеющие форму  директив, предписаний, инструкций, исходящих  от центрального банка и направленные на ограничения сферы деятельности кредитного института. Они занимают определенное место в практике центральных  банков развитых стран, а также получили широкое применение в развивающихся  государствах.
     Под инструментами рыночного характера  подразумеваются способы воздействия  центрального банка на денежно-кредитную  сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов. Рыночные (косвенные) инструменты отличаются большей гибкостью по сравнению с административными, но результаты их применения не всегда адекватны намеченной цели.
     По  характеру параметров, устанавливаемых  в процессе воздействия центрального банка на денежную сферу, инструменты  денежно-кредитного регулирования  разделяются на количественные и качественные.
     Посредством использования количественных методов  оказывается влияние на состояние  кредитных возможностей банков, а, следовательно, и на денежное обращение в целом.
     Качественные  инструменты представляют собой  вариант прямого регулирования  качественного параметра рынка, а именно - стоимости банковских кредитов.
     По  срокам воздействия инструменты  денежно-кредитного регулирования  разделяются на долгосрочные и краткосрочные  в соответствии с задачами реализации ближайших и перспективных целей  денежно-кредитной политики. Под  долгосрочными (конечными) целями денежно-кредитной  политики подразумеваются те задачи центрального банка, реализация которых  может осуществляться от 1 года до нескольких десятилетий. К краткосрочным относятся  инструменты воздействия, с помощью  которых достигаются промежуточные  цели денежно- кредитной политики.
     На  начальных этапах перехода к рыночным отношениям наиболее результативными  являются прямые методы вмешательства  центрального банка в денежно-кредитную  сферу: административное регулирование  депозитных и кредитных ставок коммерческих банков, установление предельных объемов  кредитования банком своих клиентов, изменение уровня минимальных резервов. По мере развития рыночных отношений наблюдается переход к рыночным (косвенным) методам регулирования денежной массы, и прежде всего к операциям на открытом рынке и изменению уровня процентных ставок.
 


     2.2. Регулирование официальной  учетной ставки.
     Практически во всех странах мира коммерческие банки прибегают к кредитным  средствам центральных банков, которые  предоставляются под определенные проценты. Дисконтная, или учетная, ставка, применяемая центральными банками  в операциях с коммерческими  банками по учету краткосрочных  государственных облигаций и  переучету коммерческих векселей и  других отвечающих требованиям центрального банка видов ценных бумаг, называется официальной учетной ставкой. Иными  словами, официальная учетная ставка - это плата, взимаемая центральным  банком при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления  сроков оплаты по ним.
     Официальная учетная ставка является ориентиром для рыночных ставок по кредитам. Устанавливая официальную учетную ставку, центральный  банк определяет стоимость привлечения  кредитных ресурсов коммерческими банками. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования центрального банка. Отсюда следует, что политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка - стоимости банковских кредитов.
     Регулирование учетной ставки относится к рыночным (косвенным) инструментам денежно-кредитного регулирования. Механизм регулирования  с помощью изменений официальной  учетной ставки довольно прост. Например, если центральный банк преследует цель уменьшения кредитных возможностей коммерческих банков, то он поднимает учетную ставку, удорожая тем самым кредиты рефинансирования. Если же целью центрального банка является расширение доступа к кредитам коммерческих банков, то он снижает уровень учетной ставки. Однако центральному банку не всегда удается достичь намеченной цели. Например, повышение учетной ставки центрального банка не будет эффективным, если на денежном рынке в данный момент наблюдается тенденция снижения стоимости кредитов в результате их повышенного предложения, так как в этом случае коммерческие банки предпочтут использовать более дешевые кредиты межбанковского рынка, нежели дорогие кредитные средства центрального банка. Если же официальная учетная ставка центрального банка уже до ее понижения находилась на уровне ниже рыночной, то удешевление и без того дешевых кредитов повлечет за собой соответствующую реакцию денежного рынка.
     Посредством манипуляций с официальной учетной  ставкой центральные банки воздействуют на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост официальной  учетной ставки влечет за собой повышение  ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь, обусловливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложения. Спрос на ценные бумаги падает как  со стороны небанковских учреждений, поскольку более привлекательными становятся депозиты, так и со стороны  кредитных институтов, поскольку  при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Предложение  ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Таким образом, повышение официальной  ставки влечет за собой снижение рыночной стоимости ценных бумаг. Понижение  официальной учетной ставки, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что  приводит к противоположным процессам: повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается  рыночная стоимость. Таким образом, учетная политика центрального банка  представляет собой механизм непосредственного  воздействия на ликвидность кредитных  институтов посредством изменений  стоимости кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние  на экономику страны в целом.
     Как уже отмечалось, именно на центральные  банки возложена функция установления уровня официальной учетной ставки. Каждый из федеральных резервных  банков самостоятельно устанавливает  уровень своей учетной ставки, который по прошествии 14 дней подлежит пересмотру и утверждению Советом управляющих. Вместе с тем фактическая централизация действий федеральных резервных банков, по существу, определяет проведение ими единой политики в области регулирования учетных ставок.
     Как показывает анализ динамики официальных  учетных ставок, изменения экономической  обстановки вызывают изменения в  учетной политике центральных банков.
     Как правило, в законах о центральном  банке предусмотрена лишь сама возможность  установления нижних и верхних границ официальной учетной ставки и  не указаны конкретные количественные ограничения. В связи с этим центральный  банк полностью автономен в своих  действиях и может исходить из сложившейся на данный момент обстановки в экономике и денежно-кредитной  сфере. Как следует из практики центральных  банков зарубежных стран, официальная  учетная ставка может колебаться в довольно широких пределах - от 5 до 15%.
 


     2.3. Минимальные резервные  требования.
     Одним из наиболее активно применяемых  центральным банком инструментов денежно-кредитного регулирования являются резервные  требования в отношении обязательств коммерческих банков. Этот инструмент отличается простотой применения, что  в совокупности с непосредственным воздействием на уровень ликвидности  коммерческих банков делает его весьма привлекательным.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.