На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Мужской жизненный сценарий

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                   Содержание                                                      
 
 
 

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I Понятие жизненного сценария и его мужская проблематика………....6
1.1 Понятие  жизненного сценария и его специфика  в отношении мужчины……………………………………………………………………….…..6
1.2. Деятельность  социального работника в преодолении  проблем в мужском жизненном  сценарии…………………………………………………………….10
Глава II Экспериментальное исследование специфики  проблем в мужском жизненном сценарии……………………………………………………………16
2.1. Сценарный вопросник, как метод исследования жизненного сценария человека…………………………………………………………………………..16
2.2. Анализ  результатов исследования…………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………...37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                              Введение  
 
 

Каждый  из нас вовлечен в колоссальное действие, именуемое жизнью. Иногда это похоже на театр. У каждого из нас в этом драматическом действии, свои сценарии и роли, которые мы заучиваем, репетируем и исполняем. Переплетаясь и взаимодействуя между собой, сценарии образуют сложный узор, который развертывается в историю народа, страны, мира. 
Темы сценариев меняются от одной эпохи к другой. Они могут содержать темы, например, создания империй и завоеваний, как в Российской империи или позже социалистического лагеря. Могут содержать темы выживания во время краха империи.

Сценарии  отражают то, что обычно принято  понимать под национальным характером.
Мужчины и женщины имеют разные жизненные  сценарии, соответственные менталитету, нации и особенностям воспитания в конкретной семье, где человек приобретал установки и ценности.
Каждый  жизненный сценарий индивидуален, но, несмотря на это существуют роли, с которыми сталкивается большинство людей, например: студент, сын, дочь, работник, больной, родитель и другие.
Роль- модель поведения человека, объективно заданная социальной позиции личности в системе  социальных, общественных отношений, то есть это поведение, которое ожидают от человека, занимающего определенный социальный статус. Современное общество требует  постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. Отсюда следует, что роль – это своего рода шаблон поведения, которой необходимо придерживаться человеку для успешной социализации. Однако не каждый человек способен в полной мере соответствовать запрашиваемому идеалу, что в итоге приводит к несоответствию определенной роли и как следствие к проблемам в жизненном сценарии.
В настоящее  время есть ряд специалистов, способных  реабилитировать человека в отношении  каких то определенных проблем или  оказать содействие в их реабилитации. Это такие специалисты как: психолог, социальный педагог, социальный работник и другие.
Сегодня выявление и коррекция проблем  жизненного сценария является актуальными. Это обусловлено изменением культуры, неосознанностью людей своих традиционных  социальных ролей, и как следствие дисбаланс мужского и женского в обществе.
Данная  проблема является недостаточно освоенной и тем более актуальной. Изысканиями в сфере жизненного сценария занимались такие исследователи как Эрик Берн, Йен Стюарт, Венн Джойнс, Клод Стайнер, Стэн Вулламс и другие.
Объектом  исследования является мужской жизненный сценарий
Предмет исследования – специфика проблем  в мужском жизненном сценарии в социальной работе
Целью исследования является создание условий, по средствам социальной работы, для  преодоления специфических проблем  в мужском жизненном сценарии, неосознанность роли отца в том числе.
Цель  конкретизируется в следующих задачах:
1. Проанализировать  социально - психологическую, психологическую,  педагогическую и психолого –  педагогическую литературу по  данному вопросу 
2. Определить  специфические проблемы в мужском жизненном сценарии
3. Выделить  проблемы в мужском жизненном  сценарии относительно социальной  работы
4. Выявить  условия преодоления проблем в мужском жизненном сценарии
5. Провести  исследование по данному вопросу  и разработать программу коррекции 
Контингентом являются мужчины в возрасте от 30 до 35 лет
 В качестве гипотетического утверждения исследования мы приняли следующее: проблемы в мужском жизненном сценарии образуются при нарушении осознания определенных специфичных социальных ролей, в данном случае необходимо проведение социальной работы по коррекции понимания специфических мужских социальных ролей, что приведет к преодолению проблем в жизненном сценарии мужчины.
В первой главе курсовой работы нами рассмотрено понятие жизненного сценария и определена специфика мужского жизненного сценария.
Вторая  глава представляет собой описание исследования по выявлению проблем в мужском жизненном сценарии относительно семейных ролей и программу коррекции определенных нами отклонений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I Понятие жизненного сценария и его мужская проблематика 
 

1.1. Понятие жизненного  сценария 
 
 

Каждый  человек, осознанно или не подозревая, проживает свой личный, жизненный  сценарий который сам и написал.
Начиная писать его с момента рождения, к четырем годам человек решает, каким будет в общих чертах сценарный сюжет. К семи годам он в основном завершен. С семи до двенадцати сценарий шлифуется, добавляя то тут, то там некоторые детали. В подростковом возрасте пересматривается, ему даются более реалистичные черты.
Как и  любое другое повествование, повесть  жизни имеет начало, середину и  конец.
Первоначально теория жизненного сценария была разработана  Эриком Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером, в середине 60-х  годов. С тех пор многие авторы развивали ее исходные идеи. Постепенно концепция сценария стала одной из важных частей теории и в настоящее время является, наряду с моделью личности, основанной на состояниях Я человека. Вопрос это психологический, но не исключен и его социальный и даже педагогический аспект.
Э.Берн определяет жизненный сценарий как постоянно действующий жизненный план, созданный в детстве под воздействием родителей.
Это психологическая  сила, подталкивающая человека к его  судьбе, независимо от того, сопротивляется ли он или подчиняется добровольно.
[2, с.190]
Сценарий  требует:
1) родительских  указаний;
2) соответствующего  развития личности;
3) решения  принятого в детстве;
4) реальной  заинтересованности в соответствующем  методе успеха или неудачи;
5) правдоподобия.
Чтобы глубже понять, что такое жизненный сценарий, необходимо подробно рассмотреть основные его признаки:
    Жизненный сценарий - это план жизни, принятый в раннем детстве.
    Сценарии отражают то, что обычно принято понимать под национальным характером
    При организации жизненного сценария мужчины и женщины ориентируются на половую принадлежность. Сексуальная идентификация начинается с раннего детства и подкрепляется на протяжении всей жизни.
    Сценарий не сознается, человек следует ему слепо, часто не осознавая того момента, когда именно он живет по заранее запланированному плану. Чаще всего это происходит тогда, когда ситуация здесь и сейчас воспринимается как стрессовая и тогда, когда имеется некоторое сходство между ситуацией здесь и сейчас и стрессовой ситуацией в детстве
    "Сценарий – это то, что человек в раннем детстве запланировал сделать, а жизненный путь – это то, что происходит на самом деле". (Э.Берн)
     Жизненный путь является результатом  взаимодействия четырех факторов: наследственности, внешних событий, сценария, самостоятельных решений. Жизненные сценарии основаны на родительском программировании, которое необходимо ребенку по трем причинам:
1) Оно дает цель жизни, которую иначе пришлось бы отыскивать самому. Ребенок обычно действует ради других, чаще всего родителей.
2) Оно  дает ему приемлемую возможность  организовывать свое время.
3) Человеку  нужно объяснять, как делать  то или иное. Учиться самому, возможно, интересно и привлекательно, но  не всегда практично.
Хотя  родители не могут заставить ребенка  принять те или иные решения касательно его сценария, они могут оказывать на эти решения значительное влияние. С первых же дней жизни ребенка родители адресуют ему какие-то послания, на основе которых он делает определенные умозаключения о самом себе, других людях и мире в целом. Эти сценарные послания могут быть вербальными и невербальными. Они образуют ту содержательную структуру, в ответ на которую ребенок принимает главные решения по поводу своего сценария.
Люди  могут освобождаться от сценариев  и поступать по-своему, но ход жизни определяется наследственностью, влиянием родителей и внешними обстоятельствами.
По мнению, Э. Берна важнейшими элементами сценарного аппарата являются: жизненные планы, мифы и сказки, семейная драма, влияние предков, сцена зачатия, место на генеалогическом древе, родовой сценарий, имена и фамилии, развитие в детские годы, выбор сценария, родительское программирование, сценарный выигрыш, предписание, заповедь, родительские образцы, разрешение, внутреннее освобождение, побуждения и разговоры, антисценарий, излюбленные чувства, купоны, иллюзии, игры, семейная культура, развлечения, тотем, физические реакции, образ мира, футболка с надписью, закладная, ожидаемая продолжительность жизни, сцена смерти, посмертная сцена, надгробный камень, завещание и многое другое. То есть все те элементы, которые окружают человека на протяжении всей его жизни, так или иначе «задуманные» человеком или «привитые» ему родителями в детстве.
Решение жить именно так, а не иначе, каким  бы оно ни было, основывается на позиции, основанной на глубоко укоренившихся убеждениях. Эта позиция включает взгляд на весь мир и на людей в нем, которые являются либо друзьями, либо врагами. Эти убеждения, вполне вероятно останутся с ним на всю жизнь, и их можно свести к следующим четырем вариантам:
1) У  меня все в порядке;
2) У  меня не все в порядке;
3) С  тобой все в порядке;
4) С  тобой не все в порядке.
Человек, придерживающийся второго и четвертого вариантов изначально предрасположен к проявлению проблем в жизни и искажению жизненного сценария.
Также можно говорить о том, что жизненный  сценарий – это соблюдение определенных социальных ролей, предписанных человеку социальным статусом. В том случае, если человек не имеет ярко выраженных наследственных отклонений, существует в относительно благоприятных внешних условиях, ориентируется на следование  общепринятым социальным ролям, можно говорить о продуктивном жизненном сценарии, и эффективной социальной адаптации человека.
Жизненный сценарий женщины и мужчины не одинаков. Прежде всего, это определенно их различными функциями в обществе в соответствии с менталитетом. Мужчины и женщины выполняют различные социальные роли, поэтому специфика проблем в мужском и женском жизненном сценарии является разной.
  
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Специфика мужского  жизненного сценария 
 
 

«Мужская  суть не всплывает, подобно пузырю,
 на  поверхность сознания со дна  телесной конституции;
 мужская  суть создается культурой»
(Kimmel, 1994, р. 120). 
 
 

Чем отличаются мужской и женский жизненный  сценарий? Прежде всего, можно говорить о том, что не малую роль в планировании жизненного пути каждого человека имеют родители и то воспитание, которое было основой формирования личности ребенка, те условия, в которых ребенок адаптировался в обществе.
В любом  обществе, не зависимо от временного периода и нации процесс воспитания в его широком и узком понимании строится, прежде всего, на менталитете и половой принадлежности.
Половая идентификация начинается с раннего детства и подкрепляется на протяжении всей жизни.
В соответствии с требованиями общества мужчина «должен быть» рациональным, продуктивным, усердно работающим и зарабатывающим. Ему «не следует быть» эмоциональным в проявлении чувств, сентиментальным, неуверенным и слабым.
Женщина «не должна быть» рациональной и  сильной. Ей «следует» поддерживать мужчину эмоционально, за что он оказывает ей материальную поддержку.
Конечно, это крайние варианты характеристик  мужских и женских ролей. Однако в обществе существует тенденция следовать таким стереотипам. Побочным эффектом усвоения жестко детерминированных полоролевых установок является ограничение потенциальных возможностей каждого индивидуума, независимо от пола и целостности.
Исходя  из этого, можно говорить и о различии тех проблем, с которыми сталкиваются мужчины и женщины.
Какие проблемы жизненного сценария будут актуальны для мужчин? Прежде всего, это те проблемы, которые не дают мужчине эффективно и продуктивно исполнять те предписания, которые определяют ему нормы общества и те, которые не дают выполнять естественные роли, которые соответствуют полной и успешной социализации человека.
По мнению Шона Бурна существует целый ряд  показателей, надлежащих нормам общества (в принципе, а не какого-то конкретно), соответствие  которым обеспечит  мужчине относительно благополучный жизненный сценарий.
Это такие  нормы, как:
    Норма успешности/статуса. Стереотип, утверждающий, что социальная ценность мужчины определяется величиной его заработка и успешностью на работе.
С этой нормой связан целый ряд ограничений  для мужчин. Большинство мужчин не способны на 100% ей соответствовать, из-за чего имеют заниженную самооценку.
    Норма физической твердости. Стереотип мужественности, согласно которому мужчина должен обладать физической силой и высокой биологической активностью.
Желание соответствовать данной общественной норме приводит к следующим проблемам: Во-первых, нарушение здоровья, вследствие приема медикаментов для конструирования тела (например, стероидов), нарушения в эмоциональной сфере, болезни суставов, сердца и даже онкологические заболевания. Во-вторых, категорическое отрицание боли и отказ от медицинской помощи при физическом недомогании, подкрепленное стереотипным «мужчины не выражают эмоций и не плачут». В-третьих, при низкой самооценке, вызванной несоответствием данной норме, развитие повышенной агрессии и как следствие склонность к насилию, в том числе и по отношению к женщинам, детям и животным.
    Норма умственной твердости. Стереотип мужественности, согласно которому мужчина должен быть знающим и компетентным.
Иногда  это может мешать процессу сбора необходимой информации и знаний, так как человек не решается задавать вопросы, которые могут выдать, что он недостаточно хорошо разбирается в предмете. Эта норма порождает большие проблемы в межличностных отношениях, так как мужчина, старающийся соответствовать ей, часто унижает других тем, что отказывается признать перед ними свою неправоту или допустить, что кто-то знает больше, чем он.
    Норма эмоциональной твердости. Стереотип мужественности, согласно которому мужчина должен испытывать мало чувств и быть в состоянии разрешать свои эмоциональные проблемы без помощи окружающих.
Это обусловлено  тем, что самораскрытие может дорого стоить: доверяя кому-либо личную информацию о себе, мы рискуем тем, что нас могут отвергнуть, осмеять, использовать, предать. К тому же если мы раскрылись перед человеком, а он не сделал того же в ответ, то появляется дисбаланс.
Социализация, отстраняет мужчин от эмпатии, и впоследствии это позволяет им проявлять жестокость по отношению к тем, кто встает у них на пути. Практически невозможно, понять и пережить эмоции другого человека, если не понимаешь своих собственных. Женщинам присуще в ходе социализации учиться думать.
    Норма антиженственности. Стереотип, согласно которому мужчинам следует избегать специфически женских занятий, видов деятельности и моделей поведения. У некоторых мужчин проявляется в виде фемифобии — страха показаться женственным, что, возможно, связано со стереотипом теории сексуальной инверсии, согласно которому женственность у мужчины — это признак гомосексуализма.
Данные  нормы, требуемые обществом от мужчин (успешности/статуса, антиженственности  и другие) мешает исполнению других особенно важных ролей, определяющих успешность жизненного сценария, например, полноценному отцовству. Психологи единодушно заявляют, что очень важная часть функционирования человека в качестве родителя — это нежность, забота, постоянная эмоциональная поддержка, потребность часто обнимать ребенка и говорить ему, что любишь его. Многим мужчинам сложно даются эти действия, так как они связывают их с женственностью, а социализация учила их избегать любых проявлений женственности. В результате многие люди, подрастают, оставаясь в неведении, любили ли их отцы по-настоящему или нет. К сожалению, роли отца в нашем эмоциональном и психологическом развитии и становлении посвящено очень ограниченное число исследований, так как в теориях развития личности роль матери ставится намного выше роли отца. Традиционная мужская роль отрицательно влияет на отцовство. Норма антиженственности может также противостоять равенству в домашних делах, поскольку мужчины ассоциируют работу по дому с женщинами и женственностью. Исследование подтвердило, что чем более мужественными считаются мужья, тем реже они выполняют работу по дому.
К распространенным проблемам жизненного сценария мужчин специалисты относят личные проблемы (отсутствие отца, трудности отцовства, неудачный брак), которые зачастую компенсируются общественным путем, уместно или неуместно.
Родительское  поведение мужчины является по своей сути социальным и без соответствующих социальных условий может легко исчезнуть. Кроме того, психологическое содержание отцовской роли во многом зависит от опыта собственной социализации мужчины в родительской семье, от того, какую модель отцовства демонстрировал в семье отец.
Вопрос  проблематики отцовства является важным для решения. Так как многие сложности  социализации изначально возможно предупредить в процессе правильно организованного  семейного воспитания. Но это требует  прежде всего исключения проблем  отцовства, изначально заложенных в сознание мужчины его родителями и автоматически включившимися в его жизненный сценарий.
Проблема  целенаправленного развития готовности юношей к отцовству в научном плане до сих пор остается открытой.При этом большинство авторов подчеркивают, что отцовство является важным условием развития ребенка и личности самого отца: по данным исследований отец влияет на полоролевую идентификацию; интеллектуальное развитие; эмоционально-личностную сферу ребенка, а также его характерологические особенности. Отцовство в целом выступает как источник жизненного опыта, необходимого растущему ребенку как потенциальному родителю. Кроме того, переход к отцовству предполагает преодоление личностного кризиса мужчиной, связанного с проблемой осознания себя отцом, принятия своих чувств и их самоконтроля. Как поведет себя будущий отец, зависит от множества факторов. Прежде всего, от его индивидуальных качеств, воспитания в семье с родителями и отношения к собственной семье, жене, от зрелости как личности, умения осознать возникающие жизненные трудности и новую ответственность, от способности бороться с этими трудностями, от желания принять себя в совершенно новой роли: защитника, опоры, кормильца и воспитателя.
Основными задачами социального работника  по подготовке молодых людей к отцовству должны стать: -воспитание родительской ответственности; -формирование социально-психологических навыков оказания поддержки в семье; -повышение психолого-педагогической компетентности; -приобретение знаний по вопросам развития и обучения ребенка раннего возраста, воспитания, в том числе полового воспитания. - приобретение навыков саморегуляции, т.е. овладение различными техниками произвольного регулирования функционального состояния организма и душевного состояния личности. Работа по подготовке к отцовству будет иметь следующие результаты: - «принятие на себя ответственности за семью, ребенка и родительство; - самоанализ и самосовершенствование; - повышение родительской компетентности; - уважение к ребенку и взаимодействие с ним; - принятие жизни в развитии, изменений в себе, близких и семье; - усиление позитивных чувств: радости, уверенности, спокойствия, любви» [Овчарова Р.В., 2001, с. 332]. Работа с мужчинами может проводиться как индивидуально, так и в группе. Причем групповая поддержка имеет особый терапевтический смысл. Попадая в группу, будущий отец выходит из изоляции, в которой нередко оказывается. Он знакомится с аналогичными заботами и получает поддержку, которая, как правило, сохраняется в трудный период первого года жизни ребенка. Кроме того, сталкиваясь зачастую с противоположными точками зрения по самым различным проблемам, родители задумываются о многообразии существующих традиций и представлений, учатся вырабатывать и отстаивать собственную точку зрения, одновременно сохраняя толерантность по отношению к чужому мнению.
Задача  специалиста – способствовать формированию в группе атмосферы доверия и безопасности. Социальный работник должен уделять большое влияние беременным парам из групп риска, из малообеспеченных семей, неблагополучных семей, несовершеннолетним родителям. «Основная цель социальной работы с такими категориями – профилактика социального сиротства, гармонизация семейных отношений до и после рождения ребенка» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II Экспериментальное исследование специфики  проблем в мужском жизненном сценарии 
 

2.1. Сценарный вопросник, как метод исследования жизненного сценария человека 
 
 

В первом разделе данной главе будет рассмотрен сценарный вопросник Э.Берна, позволяющий  определить жизненный сценарий человека.
Чтобы ясно понять сценарий, необходимо понять каждый его аспект, историю каждого  аспекта и его взаимоотношения  с другими аспектами. Удобнее  это сделать, располагая вопросы  в хронологическом порядке. По каждой теме формулируется один вопрос, предназначенный для извлечения максимума полезной информации. Включены и другие вопросы, которые помогут выяснить подробности.
В сценарном  вопроснике вопросы приводятся в  хронологическом порядке.
1) Дородовое  влияние
Важнейший вопрос, который можно задать относительно влияния предков, таков: «Какой образ жизни вели ваши дедушка и бабушка?». Ответы на этот вопрос бывают четырех типов.
1. Гордость
2. Идеализация
3. Соперничество
4. Личный  опыт
Следующий фактор, влияющий на жизненный сценарий человека - это сцена зачатия. Ситуация, в которой произошло зачатие человека, может оказать сильное влияние на создание его жизненного плана и предопределить его финал.
Реальная  ситуация зачатия может быть названа  установкой зачатия. Произошло ли зачатие  случайно или в результате страсти, любви, насилия, обмана, злобы или покорности? Если зачатие было запланировано, планировалось ли оно холодно или тепло, просто или сложно, с предварительным обсуждением или по молчаливому согласию? В сценарии ребенка могут возникнуть те же особенности. [2, с.224]
Существуют  случаи, когда оба родителя хотят  ребенка, причем пол для них не важен. Если женщина, которая в детстве  приняла решение выйти замуж  и родить много детей, встречает  мужчину, принявшего в детстве такое  же решение, у их детей хороший  старт. Если при этом возникают биологические трудности, ребенок становится еще ценнее, рождение ребенка может рассматриваться как настоящее чудо.
Место на геологическом древе - здесь решающий фактор - сценарий родителей. При прочих равных условиях дети следуют сценариям родителей, и это проще всего показать, проанализировав количество и порядок рождения детей в семье.
Часто люди подражают родителям в планировании собственной семьи.
Следующий этап - это имена и фамилии. Имена  как указатели типа сценария особенно ясно выявляются в средней школе, когда мальчик или девочка читает об именах и прозвищах в мифологии и истории и когда товарищи более или менее жестко раскрывают перед ними скрытое значение его имени.
Существует  четыре способа, с помощью которых  имя приобретает сценарное значение: целенаправленно, случайно, по небрежности и легкомыслию и неизбежно.
2) Развитие  в детские годы
Начальное сценарное программирование происходит в период грудного вскармливания  младенца и осуществляется в виде коротких «протоколов», которые впоследствии могут быть развернуты в запутанные драмы. Именно в это время имплантируется ощущение благополучия и неблагополучия и умение различать их; именно это ощущение отличает настоящих и условных Принцев от настоящих и условных Лягушек. Э.Берн утверждает, что «только катастрофа может превратить прирожденного Принца в Лягушку; только чудо поможет прирожденной Лягушке стать Принцем». [2; 3, с.128]
Следующий шаг в развитии сценария - поиск  сюжета с соответствующим финалом, ответ на вопрос: «Что происходит с таким как я?» Ребенок знает, поскольку его этому научили, будет ли он Победителем или Неудачником, как он должен относиться к другим людям, как будут обращаться с ним другие и что значит «быть похожим на меня». Рано или поздно он услышит историю о ком-то, «похожем на него», и эта история растолкует ему, к чему он стремится. Это может быть сказка, прочитанная матерью, рассказ бабушки о предках с Золотого Берега или легенда об уличных гангстерах, которую он услышал на углу. Но, услышав это, он узнает и говорит: «Это обо мне!» и эта история становится его сценарием, и всю остальную жизнь он проведет, стараясь ей соответствовать. Судьбу индивидуума определяет не взрослое планирование, а решения, принятые в детстве. Неудивительно, что дети часто копируют жизненный план с сюжета любимой сказки. Удивительно то, что этот план сохраняется и в двадцать, и в сорок, и в восемьдесят лет и, в конечном счете, побеждает даже «здравый смысл».
Сценарный аппарат состоит из семи элементов. Выигрыш, финал, или проклятье; предписание, или стопор; провокация, или толчок, - эти элементы контролируют развертывание сценария и потому называются контролирующими механизмами. Так, выигрыш может быть сведен к четырем вариантам: одиночество, бродяжничество, сумасшествие и смерть.
Предписание - самый важный элемент сценарного аппарата и варьируется по интенсивности. Предписания, как и финальный  выигрыш, обычно осложняются тем  обстоятельством, что у большинства  детей два родителя. Так, один родитель может сказать: «Не строй из себя умника», а другой: «Не будь дураком». Такие противоречия ставят ребенка в трудное положение. [2, с.226]
Родительские  образцы влияют на сценарий. Обычно контроль исходит от родителя противоположного пола, а образец - от родителя того же пола. В любом случае образец - это путь для осуществления сценарных директив. В возрасте от шести до десяти лет ребенок строит скелет своего сценария. И помогают ему в это сказочные сюжеты и герои. Когда ребенок слушает сказку, сам процесс порой становится для него более реальным и захватывающим, чем ее содержание. И, в конечном счете, он получает то, что искал:
а) героя, на которого он хотел бы походить;
б) злодея, которого мог бы простить;
в) тип  человека, каким он хотел бы стать;
г) фабулу - набор возможностей, позволяющий переключаться с одной на другую;
д) набор  персонажей, которые мотивируют переключения;
е) характер - набор этических стандартов, который  позволяет оправдывать чувства  гнева, боли, вины, сознания своей праведности  или торжества.
Если  позволят внешние обстоятельства, жизнь человека будет построена в соответствии с планом, который он создал на основе этого скелета. По это причине важно знать, какова была его любимая сказка в детстве, потому что таков будет сюжет его сценария со всеми его недостижимыми иллюзиями и трагедиями, которых можно избежать.
В этот же период ребенок пытается определить, какие чувства он будет пускать  в ход. Чувств, встречающее одобрение, становится своего рода условным рефлексом, который может сохраниться на всю жизнь.
Детские иллюзии обычно связаны с наградами за хорошее поведение и с наказаниями - за плохое. Для маленьких детей в качестве иллюзии выступает Санта Клаус, который следит за поведением и ведет счет. Иллюзии - это те самые «если только…» и «когда-нибудь…», на которых большинство людей строят свое существование.
3) Юность
У очень  многих молодых людей в снах постоянно  появляется какое-нибудь животное или  иногда растение. Это их тотем. Многие женщины хотели бы стать кошкой и  часто говорят об этом. Движения рук и нок женщин в социальной ситуации обычно стилизованы, но можно догадаться об их животных-тотемах, наблюдая за движениями головы.
Обычно  в возрасте шестнадцати лет от тотемизма отказываются. Если он сохраняется  и у взрослого в форме снов, фобий, подражания или хобби, его  обязательно следует принимать во внимание.
Наряду  со многими переменами для этого  возраста характерны частые физические реакции. Юношу часто бросает  в пот, руки у него трясутся, сердце бьется усиленно; девушки краснеют, в животе урчит. Изучение этих реакций может определить, какая «психосоматическая» болезнь сыграет главную роль в их сценарии.
То как  человек демонстрирует себя другим, выражается в его «футболке». «Футболка» - это одна - две краткие выразительные  фразы, говорящие каково любимое  времяпрепровождение человека, какова его игра, его чувства, его прозвище, кто герой и каков его тотем. [2] Сценарная футболка - это отношение, которое ясно видно из поведения человека, так же ясно, как будто у него на футболке написан лозунг.
4) Зрелость  и смерть
Ожидаемая продолжительность жизни может являться разрешением или не разрешением прожить столько-то лет, со стороны отца, матери, родственника или вымышленного героя. Человеку необходимо разрешение чтобы прожить больше, чем он себе отмерил исходя из своего сценария.
Сцену смерти можно считать ключевой в  понимании сценария человека. Сцена  смерти - это резюме жизненной цели человека. Надписи на могильной плите  говорят о человеке то, выполнил ли он предписание своего сценария и следовал ли он своему антисценарию. Если человек отвечает, что у него не будет никакого могильного камня, этот ответ тоже имеет свой смысл. Тот, кто ни на что не надеется в жизни, не надеется и на смерть. [3;8]
Вопросы сценарного вопросника, сформулированные на основе всех этапов жизни человека с рождения до смерти, могут дать довольно полное представление о жизненном сценарии.
Такие разделы, как - «выбор терапевта», «сценарий  в лечении» в данной работе не рассматриваются.
Берн  считает, что проблема сценария - решающая для человека: все значение жизни  зависит от того, истинна ли теория сценариев. Если мы свободны в своих  поступках, это одно; если же мы проводим все свое время и совершаем  самые важные поступки, следуя инструкциям, полученным в младенчестве и раннем детстве, но при этом испытываем иллюзию свободы, это совсем другое.[2, с.551] Анализ сценарного вопросника является ключом к пониманию сценария человека.
А.Адлер  утверждает, что «каждое воспоминание, каким бы тривиальным оно не казалось человеку, представляет для него что-то достопамятное. Само по себе событие, описанное в воспоминании не так важно, как тот факт, что именно это переживание настойчиво сохраняется в памяти и используется для кристаллизации того значения, которое придается жизни. Каждое воспоминание - это напоминание». [6, с.67] Также Адлер подчеркивает, что не бывает «случайных воспоминаний»: из бесчисленного множества впечатлений, которые выпадают на долю человека, он выбирает для запоминания только те, которые, хотя и смутно, но ощущаются им как связанные с его нынешнем положением. Эти воспоминания представляют собой «Историю моей жизни»; историю, которую человек повторяет, чтобы предостеречь себя или утешить себя, чтобы поддержать направленность на избранную цель, чтобы с помощью прошлых переживаний подготовить себя ко встречи с будущим, используя уже проверенный стиль жизни».
«Воспоминания никогда не могут вступать в противоречие со стилем жизни. Если стиль жизни  меняется, воспоминания тоже изменятся: человек будет вспоминать другие случаи или по-другому интерпретировать те случаи, которые он помнит». [1; 6, с.67]
Метод ранних воспоминаний имеет ряд следующих  преимуществ:
1) Люди  с готовностью идут на то, чтобы  рассказать или описать свое  раннее воспоминание.
2) Нет  никакой нужды в том, чтобы  пытаться установить «надежность»  ранних воспоминаний. «Для психологических  целей безразлично, является ли  воспоминание, которое человек считает  первым, действительно самым ранним  событием, которое он может вспомнить и даже является ли оно вообще воспоминанием реального события. Воспоминания важны только в той мере, в какой они за таковые «принимаются»: их значение - в интерпретации и в их способности переносить что-то в настоящую и будущую жизнь».
3) Компактность  и простота метода позволяет использовать его для групповых исследований.
Таким образом, метод ранних воспоминаний отвечает требованиям объективного исследования личности: Объективный  тест - это методика для получения  индивидуальных значений, отражающих реакции испытуемого на специфический набор стимулов или их последовательность, при условии, что испытуемый:
а) либо не знает истинного значения своей  реакции;
б) либо лишен всякой возможности изменять свою реакцию в желаемом для себя направлении. [7, с.341]
Метод ранних воспоминаний имеет следующие  ограничения.
Иногда  люди не дают ответа или заверяют, что  они не знают, какое событие было первым; «Люди, которые говорят, что  у них «нет ранних воспоминаний» - позволяют нам придти к заключению, что их детство не было приятным. Мы должны задавать им наводящие вопросы, чтобы обнаружить то, что нам нужно. В конце концов, они всегда что-то вспоминают». В таких случаях человеку можно предложить человеку «придумать воспоминание».
На желание  и способность клиента воспроизвести какое-либо раннее воспоминание могут отрицательно повлиять разнообразные факторы: травмирующие события детства, например, инцест или какое-либо злоупотребление ребенком; изменение жизненного стиля, к которому не подходит никакое действительное воспоминание; мозговые нарушения и неврологические расстройства или просто недостаточное доверие по отношению к терапевту и терапевтическому процессу.
Ранние  воспоминания могут отражать текущее  состояние субъекта, обусловленное  какими-то серьезными внешними факторами. В этом случае они могут приобретать скорее ситуативно, а не фундаментально обусловленное значение.
«Использование  воспоминаний для стабилизации настроения легко видеть в обычном поведении. Если человек переживает поражение  и утрачивает уверенность в своих силах, то он вспоминает прежние случаи поражений. Если он в меланхолии, все его воспоминания меланхоличны. Когда он воодушевлен и исполнен смелости, он выбирает совершенно другие воспоминания: случаи, которые он вспоминает, приятны, и подтверждают его оптимизм. Аналогичным образом, если он чувствует, что столкнулся с некой проблемой, он будет призывать воспоминания, которые помогают развить в себе состояние, нужное для встречи с нею». [5; 6]
Метод ранних воспоминаний, являясь проективной  методикой, разделяет обычный их недостаток - произвольность интерпретаций.
Адлер не оставил подробно разработанной  системы интерпретации ранних воспоминаний. В своих произведениях он лишь на примерах показывает, как могут  быть истолкованы те или иные их элементы, не забывая напомнить, что в психологии «все может быть совсем по-другому». [6; 9,с.171]
Существуют  многочисленные методы количественно  оценивать воспоминания по различным  характеристикам, значимым для Индивидуальной психологии: рождение брата или сестры; болезнь; смерть кого-либо из близких; активность; стремление к цели; принятие или отвержение окружающими и т. п.
В данной работе будут использованы: шкала  оценки ранних воспоминаний и шкала  оценки зрелости психологической темы.
Шкала оценки ранних воспоминаний (Early Recollections Rating Scale - ERRS). Впервые разработана и описана в докторских диссертациях K.E.Altman (1973) и J.Quinn (1973). [6, с.107]
Ранние  воспоминания оцениваются по 9-ти различным  параметрам социального интереса. Используется 7-бальная шкала оценки, в которой оценка «4» отражает нейтральный или средний уровень параметра, более высокие оценки - более высокий его уровень.
Шкала оценки зрелости психологической  темы. Разработана в докторской диссертации M.Mayman (1978), описана M.P.Chaplin, J.L.Orlofsky (1991). [6, с. 114-115]
Зрелость  психологической темы, отраженной в  раннем воспоминании, предположительно должна отражать зрелость (или незрелость) нынешних проблем и поступков  субъекта.
Процедура получения воспоминаний
У Адлера нет указаний на то, как именно он собирал ранние воспоминания. И поэтому, все указания по поводу процедуры получения ранних воспоминаний принадлежат уже его последователям и ученикам. При этом не существует универсального метода получения и оценивания ранних воспоминаний.
По мнению одних авторов, процесс получения  ранних воспоминаний «важнее самой  методики». По мнению других, преимущество методики в том и состоит, что  она не требует от инструктора  никаких специальных навыков.
По процедуре  обследования испытуемым предлагается дать письменное изложения самого раннего воспоминания. Подчеркивается значение следующих моментов:
старайтесь  быть как можно более конкретным;
не давайте  «обзоров», то есть воспоминаний о случаях, которые повторялись много раз;
не отказывайтесь  давать воспоминание, даже если вы не абсолютно уверены, что это действительно случилось с вами;
 включайте  все, что помните, даже то, что  вам кажется незначительным;
описывайте  только то, что относится к возрасту до 8 лет;
описывайте  чувства, даже если они противоречивы;
опишите наиболее яркую часть;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.