На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Мировой рынок как международное разделение труда, которое обусловливает необходимость обмена товарами между странами. При этом в качестве покупателей и продавцов выступают государства; частные, акционерные и кооперативные предприятия; физические лица.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 06.10.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Инженерно-экономический факультет
Кафедра экономики

РЕФЕРАТ
на тему
«Мировой рынок и свободные экономические зоны»
Основной формой международных экономических отноше-ний является мировая торговля, которая ведется на миро-вых рынках. Однако мировой рынок -- более широкое по-нятие, охватывающее кроме сферы обращения товаров об-ращение услуг, рынок труда, капиталов и валют.
Зарождение мирового рынка относится к XVI--XVII вв., а его окончательное формирование завершилось на рубеже XIX--XX вв.
Экономической основой мирового рынка является меж-дународное разделение труда, которое обусловливает необ-ходимость обмена товарами между странами. При этом в качестве покупателей и продавцов, т.е. субъектов мирового рынка, могут выступать государства; частные, акционерные и кооперативные предприятия; физические лица.
Мировому рынку в отличие от национального присущи следующие специфические черты;
мобильность ресурсов, товаров и услуг на мировом рынке значительно ниже, чем на национальном;
движение товаров и услуг на мировом рынке в боль-шей степени подвергается политическому вмешательс-тву и контролю со стороны государства;
на мировом рынке существует собственная система цен -- мировые цены;
в процессе расчетов на мировом рынке каждая страна использует свою валюту, что порождает необходимость корректировки обменных курсов национальных валют в соответствии с паритетом покупательной способности. Появление и развитие внешнеторговой инфраструктуры облегчают доступ к мировому рынку отдельным странам. Эта инфраструктура представляет материально-техническую базу внешней торговли (склады, оснащенные современным оборудованием для погрузки, разгрузки, сортировки; тран-спортные средства; средства связи). Мировой рывок опре-деляет товарные стандарты и издержки производства, вли-яет на национальные экономические программы.
Мировой рынок -- арена острой конкурентной борьбы между экспортерами идентичных и взаимозаменяемых то-варов, а также поле столкновения интересов экспортеров и импортеров. Под влиянием конкуренции здесь постоянно меняется соотношение сил между основными центрами эко-номических отношений. Вместе с тем мировой рынок в зна-чительной степени монополизирован, на нем сложно утвер-диться новым конкурентам.
Рост интенсивности международного обмена, борьба за расширение и завоевание новых рынков привлекли при-стальное внимание экономистов к этой проблеме и способ-ствовали возникновению различных теорий.
Первая их них -- это теория абсолютных преимуществ А. Смита. Еще в XVIII в. он обосновал выгодность торгов-ли без искусственных ограничений (свободной торговли) для всех участвующих в ней сторон. Согласно теории абсолют-ных преимуществ, каждая страна должна производить и продавать то, что является конкурентоспособным на миро-вом рынке, а покупать то, что она сама произвела бы со значительно большими затратами. По А. Смиту, разница между абсолютными стоимостями -- реальное условие меж-дународного обмена. Если издержки производства товара в стране А ниже, чем в стране В, то для последней целесооб-разно импортировать товар из страны А вместо того, чтобы производить его самой.
Вторая теория -- это теория сравнительных преиму-ществ Д. Рикардо. По его мнению, решая вопрос о целесо-образности обмена, не следует исходить из того, что про-изводство товара в стране А стоит меньше, чем в стране В. Необходимо сравнивать не издержки производства в этих Гранах, а соотношение между стоимостями товаров X и Y страны А с аналогичным соотношением стоимостей тех же товаров в стране В, т.е. в основе теории лежат сравнитель-ные издержки. В теории Д. Рикардо упор делается на наци-ональные различия в стоимости, обусловленные затратами труда.
Д. Рикардо брал условный пример: есть две страны -- Англия и Португалия -- и два товара -- вино и сукно. Издер-жки производства он условно измерял рабочим временем.
Продукт
Португалия
Англия
1 ед. вина
1 раб. день
3 раб. дня
1 ед. сукна
2 раб. дня
4 раб. дня
В данном примере производство в Португалии абсолют-но более эффективно, чем в Англии. Но Д. Рикардо сравни-вает не абсолютный эффект. В Португалии издержки на производство сукна соотносятся к затратам на производ-ство вина как 2:1, в Англии -- 4:3, т. е. относительно мень-ше. С вином наблюдается противоположная ситуация. Та* ким образом, эффективность производства вина в Португа-лии в сравнении с производством сукна выше, чем в Англии (1/2<3/4). Следовательно, Португалии, из соображений эф-фективности национальной экономики, выгоднее сосредо-точить труд и капитал в виноделии, заменив производство сукна на его импорт из Англии. С другой стороны, Англии но тем же соображениям выгоднее специализироваться на производстве сукна. Такая специализация выгодна и стра-нам, и населению (можно купить дешевые продукты и то-вары, что повысит реальную заработную плату).
Третья теория -- это теория соотношения факторов производства. Ее основоположниками являются шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Олин (в экономической лите-ратуре она известна как теория Хекшера--Олииа). В соответствии с этой теорией страны неодинаково наделены фак-торами производства -- трудом, землей и капиталом. Если страна в избытке обеспечена каким-либо одним фактором, например трудом с относительно низкой заработной пла-той, то ей выгодно производить и экспортировать трудоем-кие товары. Там, где есть свободные капиталы, но недоста-ет рабочей силы, целесообразно изготовлять и вывозить капиталоемкие товары, импортируя, в свою очередь, трудо-емкие. Данная теория признает основой обмена миграцию факторов производства. При этом предпринимаются попыт-ки учесть возрастающее значение НТП, его требования и последствия, определять пределы и временные лаги в тех-нологических нововведениях различных стран, влияющие на трудоемкость и капиталоемкость, уровень и структуру торговли.
Мировая торговля -- это сфера международных товар-но-денежных отношений. На ее развитии отражаются эконо-мические, политические и культурные условия конкретной страны. Среди экономических условий существенное зна-чение имеет уровень развития экономики. Международная торговля чутко реагирует на изменение политической ситу-ации и правового режима. На нее оказывает влияние и куль-турный уровень населения -- традиции, обычаи, нравы, язык и т.д. В стране с высоким уровнем культуры внешне-экономические операции совершаются более оперативно, по-вышается их эффективность.
В мировой торговле осуществляются следующие виды внешнеторговых операций: экспортные, импортные, реэкс-портные и реимпортные. Показателями, характеризующими внешнеторговый оборот, являются:
* экспортная квота -- отношение стоимости экспорта к
стоимости ВВП;
* объем экспорта на душу населения.
Внешнеторговый оборот характеризует открытость эко-номики, т.е. степень ее вовлечения в мирохозяйственные связи. Внешнеторговый оборот состоит из экспорта (вывоз товаров) и импорта (ввоз товаров). Экономическая эффек-тивность экспорта определяется тем, что страна вывозит ту продукцию, издержки которой ниже мировых. При импор-те товаров страна приобретает товары, производство кото-рых в настоящее время ей экономически невыгодно (затраты при покупке изделий меньше, чем затраты на производство продукции внутри страны).
Внешняя торговля оказывает существенное воздействие на динамику ВВП. Так, в США доля внешней торговли сос-тавляет 18--20 % ВНП, в странах Западной Европы этот показатель колеблется от 30 до 55--60 % ВНП. Объем внеш-ней торговли определяется не только уровнем развития и эффективности национальной экономики, но и интегрированностыо страны в мировой рынок.
Для количественной оценки этого воздействия исполь-зуется мультипликатор внешней торговли. Его механизм можно объяснить следующим образом. Увеличение инвес-тиций в страну А вызывает в ней рост национального дохо-да. Но по мере роста национального дохода страны А уве-личивается и объем ее импорта. Поскольку импорт стра-ны А является одновременно экспортом страны Б, ее доход также возрастает. В свою очередь рост дохода страны Б вы-зывает увеличение ее импорта. А поскольку он представля-ет собой экспорт страны А, то это снова ведет к увеличению национального продукта страны А и т.д.
В настоящее время развитию мировой торговли присущи следующие тенденции:
мировая торговля глубоко вторглась в национальные экономики. Поэтому возросла степень открытости всех элементов ВНП;
по мере роста импорта углубляется интернационали-зация всех элементов спроса и расходов внутри страны;
произошли существенные изменения в направленнос-ти экспорта. В середине XX в. из индустриальных стран промышленные товары вывозились в колонии и зависи-мые страны. В настоящее время по этому маршруту в обратном направлении движется более половины всего экспорта развивающихся стран;
возросла роль экспорта в обеспечении экономическо-го роста национального хозяйства. Экспорт всех стран обеспечивает около 20 % совокупного мирового ВНП.
высокими темпами растет международная торговля машинами и оборудованием;
увеличивается доля взаимной торговли индустриаль-ных стран. На нее сейчас приходится более 70% миро-вой торговли.
Внешняя торговля играет значительную роль в эконо-мике Беларуси. На ее долю приходится 88 % экспорта и 80 % импорта из стран СНГ. Основным торговым партнером Бела-руси является Россия.
Основной удельный вес в экспорте Беларуси занимает продукция перерабатывающих отраслей. Из страны вывозятся грузовые автомобили, тракторы, металлорежу-щие станки, шины, мотоциклы, велосипеды, часы и др. На долю сырьевых ресурсов приходится около 13% от общего объема экспорта.
Наибольший удельный вес в импорте Беларуси занима-ют энергоресурсы (нефть, газ, электроэнергия). На их долю приходится 31% ввозимой продукции. Энергоносители им-портируются в основном из России. Из стран дальнего за-рубежья вывозится оборудование, машины и социально зна-чимые товары.
Важную роль на мировом рынке играет торговля услу-гами. Международный валютный фонд подразделяет ее на четыре вида: фрахт, другие транспортные услуги, туризм, прочие услуги.
Туризм и судоходство (фрахт) составляют 65 % оборота международной торговли. Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии. Великобритания и Франция удерживают первенство в сфере иностранного туризма. В перспективе доля транспортных услуг в объеме мировой торговли уменьшится, особенно за счет фрахта, что связано с переходом индустриально развитых стран к энерго- и материалосберегающей модели развития. Зато повысится зна-чимость прочих услуг, особенно тех, которые связаны с эк-спортом технологии, знаний, опыта.
Как известно, услуги -- это продукт высокоразвитой эко-номики. Поэтому естественно, что на мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран: США, Великобритания, Франция, Германия, Япония, Бельгия, Нидерланды, Ита-лия. На их долю приходится 65 % мирового экспорта услуг и 50 % импорта. В США в сфере услуг занято около 73 % рабочей силы, в Германии -- 41 %, в Италии -- 35 %.
В последнее время в экспорте услуг возрастает роль раз-вивающихся стран. Так, Южная Корея является крупным экспортером инженерно-консультационных и строительных услуг, Мексика -- туристских, Сингапур -- финансовых.
Соотношение между экспортом и импортом товаров на-зывается торговым балансом. Он бывает активным и пас-сивным. Активный торговый баланс страны означает превышение экспорта над импортом. Пассивный торговый баланс -- это превышение импорта над экспортом. Торго-вый баланс зависит от положения страны на мировом рын-ке, мощности и конкурентоспособности ее экономики.
Торговый баланс является важнейшей частью платежного баланса, так как в нем отражается сальдо платежей и поступле-ний по экспортным, импортным и реэкспортным операциям.
Движение торгового баланса связано и с другими стать-ями платежного баланса по текущим операциям, что обус-ловлено быстрым развитием сферы услуг и неторговых пла-тежей, ростом их значения в международном обороте. За-падная статистика называет эти статьи платежно и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.