Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Ювелирные изделия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание
    Введение 

    Глава 1 Анализ состояния современного рынка  ювелирных товаров 

      Потребительские свойства и требования к
качеству  ювелирных изделий ……………………………………………………..4
      Классификация и ассортимент ювелирных изделий ……………………..6
      Основные материалы для изготовления ювелирных изделий ………….22
    1.4      Пробирование и клеймение ювелирных изделий ……………………….28 

    Глава 2 Характеристика предприятия «Алмаз-холдинг»
      Обзор рынка ювелирных изделий России по итогам
2009 года и по состоянию на январь 2010 г. ……………………………………31
      Организационно-экономическая характеристика
предприятия «Алмаз-холдинг» ………………………………………………….38
      Анализ ассортимента магазина «Алмаз-Холдинг» ……………………..42
      Проверка качества ювелирных изделий и особенности экспертизы …..48
 
    Заключение 

    Список  литературы 
     
     
     
     

    Введение 

         Ювелирное искусство - один из древнейших и широко распространенных видов декоративно - прикладного искусства. В нем  находит воплощение присущее человеку стремление к красоте. Ювелирные  изделия – предметы украшения  и быта из благородных металлов в сочетании с драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями, а также художественных изделий из недрагоценных материалов, выполненных с большим мастерством и отвечающих высоким эстетическим требованиям.
         Для ювелирного искусства характерно тонкое понимание особенностей материала, умелое выявление его декоративных свойств и высокое мастерство художественного исполнения. Мастера-ювелиры стремятся к тому, чтобы ожил камень, заиграл металл, засверкало стекло.
         Ювелирное искусство возникло еще в глубокой древности. В 7 веке до нашей эры в Древней Греции зародилось искусство глиптики – резьбы по камню (геммы). В Древнем Риме большой популярностью пользовались разнообразные изделия с драгоценными камнями.
         Золото  и серебро издавна использовали во всех видах древнерусского искусства. В России в 11-13 веках ювелиры Киева и Новгорода с большим мастерством обрабатывали созданные природой различные цветные камни. Особенно славился изделиями из драгоценных металлов (золота и серебра) Великий Новгород, откуда это искусство затем перешло в Великий Устюг и Тотьму (Вологодская область).
         По  указу Петра 1 в январе 1725 года в  Петергофе была создана первая в  России гранильная фабрика. В 1726 году в  Екатеринбурге была построена шлифовальная фабрика, которая изготовляла ценные камнерезные изделия. В 1787 г был построен Колывано-Воскресенский шлифовальный завод, а несколько позже вблизи Екатеринбурга – мраморный завод. На этих заводах перерабатывались местные декоративные яшма и мрамор.
         Во  второй половине 19 и начале 20 в особенно выделялось ювелирное дело фирмы Фаберже, основанной в Петербурге в 1848 году. Эта фирма объединила многие небольшие ювелирные мастерские. С большим мастерством и различными способами обрабатывались оправы из золота и серебра, изготавливались изделия из камня без оправ и др.
         За  последние годы значительно увеличился выпуск ювелирных изделий, расширился их ассортимент, улучшилось качество и  художественное оформление. На многих ювелирных заводах страны внедрена лазерная техника, обеспечивающая качественную сварку, резку и сверление драгоценных металлов, увеличился выпуск ювелирных изделий с алмазной гравировкой, чернью, эмалью, рельефным рисунком.
         Шедевры, созданные гениальными мастерами  – ювелирами всех времен, - изделия  из золота с бриллиантами, изумрудами, рубинами, сапфирами, жемчугом, золотая и серебряная посуда – украшают лучшие музеи мира.
         Целью курсовой работы является изучение, анализа  ассортимента ювелирных изделий, экспертиза качества ювелирных украшений.
         Для достижения цели поставлены следующие задачи:
         - изучение ассортимента ювелирных  изделий;
         - классификация и потребительские  свойства 
         - качество и требования к качеству  ювелирных товаров 
     
     
     
     
     
     

    Глава 1 Анализ состояния  современного рынка  ювелирных изделий 

         1.1 Потребительские свойства и требования к качеству ювелирных изделий 

         Потребительскими  называют свойства ювелирных товаров, проявляющиеся непосредственно  при их использовании как предметов  потребления. Это относится как  к личным украшениям (браслеты, кольца, броши и др.), так и к другим изделиям (предметы сервировки, курения, туалета и т. д.). Они должны удовлетворять определённые потребности (чаще эстетические) человека в процессе их эксплуатации. Потребительские свойства включают социальные, функциональные, эргономические, гигиенические и эстетические свойства, безопасность и надёжность потребления.
         Социальное  свойство товара – это соответствие его потребностям населения, обуславливающим целесообразность его производства, сбыта и потребления.
         Функциональные  свойства обуславливают соответствие товара целевому назначению как предмета потребления. Это относится как к форме, так и к конструкции изделия, которые должны соответствовать его назначению (подстаканник должен удерживать стакан, портсигар – папиросы, пудреница – пудру и т. д.).
         Эргономические  свойства товара обуславливают удобство и комфорт его использования потребителем. Это относится и к предметам сервировки стола (подстаканники, вилки, ложки, ножи и т.д.), и к предметам туалета (пудреницы, запонки, зажимы и др.), и к предметам личных украшений (серьги, броши, кольца и др.), и к другим группам ювелирных изделий, конструкция и форма которых должны обеспечивать удобство пользования ими.
         Гигиенические свойства обуславливают благоприятные условия для организма и работоспособности человека при взаимодействии с товаром. Так, крючки в серьгах должны быть изготовлены из драгоценных металлов или быть золочёными, чтобы не окислялись в проколах ушей и не вызывали заболевания. Материалы, применяемые при изготовлении ювелирных товаров, должны соответствовать номенклатуре материалов Госсанинспекцией Министерства здравоохранения РФ.
         Надёжность  потребления товаров – это потребительское свойство, обуславливающие сохранение основных параметров его функционирования во времени и в пределах, соответствующих заданным условиям потребления. Особенно это относится к конструкции замков, звеньев цепочек, закрепок камней в предметах личных украшений (броши, серьги, браслеты и др.) и в предметах для курения (портсигары, зажигалки), шарнирных соединений пудрениц, сигаретниц и других изделий, состоящих из двух створок.
         Безопасность  потребления обеспечивает защиту человека от опасных и вредных воздействий, возникающих при пользовании товаром. Все ювелирные изделия не должны иметь режущих кромок, выступов и других деталей, которые в процессе пользования травмировали бы кожу человека.
         Эстетическое  свойство товара характеризует его способность выражать в чувственно-воспринимаемых признаках формы свою общественную ценность и социально-культурную значимость. Эстетическое свойство ювелирного изделия включает в себя его рациональную красоту, новизну и лаконизм формы, разумность размера или миниатюризации, соответствие пластики и фактуры свойствам материалов и технологии производства, высокое качество обработки поверхности. Большое значение имеет также чётко выраженное стилевое единство с гаммой предметов гарнитура украшений.
         Однако  важнейшим требованием эстетики ювелирных изделий является соответствие содержания и формы, пользы и красоты. Ювелирные изделия могут считаться  красивыми лишь в том случае, если их гармоничная форма соответствует конкретной функции, а не является случайным придатком, надуманном внешним оформлением.
         Многие  ювелирные изделия и по колориту и по форме отличаются неподдельной прелестью народного искусства. Сюжеты их росписи навеяны красотой природы, её весенним цветением.
         Ювелирные изделия обладают особенными эстетическими  свойствами, так как они относятся  к произведением народного прикладного  искусства. Это высокохудожественные изделия тонкой работы, которые воспитывают и повышают у покупателей эстетический вкус.
         Особенность потребительских свойств ювелирных  товаров состоит в том, что  главным является эстетическое свойство. Красота изделий – основной критерий при их оценке потребителем. 

    1.2 Классификация и ассортимент ювелирных изделий 

         Ювелирные товары делят по назначению на следующие  группы:
    Предметы личных украшений.
    Предметы туалета.
    Принадлежности для курения.
    Предметы для сервировки стола.
    Письменные принадлежности.
    Предметы для украшения интерьера.
    Принадлежности для часов.
    Сувениры.
         По  используемому материалу ювелирные  изделия могут быть золотыми, серебряными, мельхиоровыми, латунными, из кости, камня  и др.
         Предметы  личных украшений (кольца, серьги, броши, браслеты, бусы, колье, кулоны, медальоны и цепочки) весьма разнообразны по видам и фасонам. Все они красиво дополняют одежду и должны гармонично с ней сочетаться. Помимо штучных ювелирных украшений, выпускают так называемые гарнитуры – наборы, выполненные в одной композиции.
         Кольца изготавливают из золота 375, 583, 750 и 958-й проб, серебра 875-й и 916-й проб и сплавов цветных металлов (латуни, томпака, мельхиора и др.). встречаются также кольца, изготовленные из платины 950-й пробы или сплава двух металлов, например золота и платины или золота и палладия, где одна часть (нижняя) из золота, а другая (верхняя) из платины или палладия.
         Кольца  из металла чаще называют обручальными, а кольца, украшенные вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных и синтетических камней, из стекла и пластмассы; наложением эмали или отделанные ажурными накладками, гравировкой филигранью, рельефными, штампованными украшениями, чернью, называют декоративными.
         Кольца  бывают самых разных форм и фасонов  с шинками (ободками) разного сечения  – круглого, полукруглого, полуовального, прямоугольного, треугольного и др.
         Для колец установлены размеры, которые  определяют по внутреннему диаметру, от 15 до 25 мм; разница между каждым размером – 0,5 мм. [18, с. 42]
         Серьги очень распространенный вид украшений. Изготовляют их из разных материалов – золота, платины, серебра и сплавов цветных металлов; с подвесками или без них, различной формы, конфигурации и размеров, для проколотых и непроколотых ушей.
         Бывают  серьги гладкие, с гравированным  или штампованным рисунком, с эмалью, филигранные или с различными вставками из камней драгоценных, полудрагоценных, поделочных, синтетических, из янтаря, стекла, пластмассы и др.
         Серьги  для проколотых ушей прикрепляют  к мочке уха крючком, замком на крючке, называемым сложным замком, пружинным откидным замком или замочком в виде винта с гаечкой.
         Серьги  для непроколотых ушей – клипсы – крепят пружинной защелкой или  на зажимных винтах. Клипсы в основном изготавливают из сплавов цветных  металлов. Это самый недорогой  вид серег.
         Броши бывают разных форм и размеров. Их изготавливают из драгоценных металлов (золото 583-й пробы, платины 950-й, серебра 875-й и 916-й проб), сплавов цветных металлов, пластмасс и др. Встречаются броши из 500, 750 и 958-й проб и серебра 800-й пробы.
         Броши имеют различные вставки из драгоценных камней, из янтаря, перламутра, стекла и др. Гладкие без вставок броши украшают эмалевым покрытием, гравированием или штампованным рисунком. Бывают броши ажурно-филигранные со вставками и без них, керамические (терракота, майолика, фарфор, фаянс) с декоративно-художественной обработкой, из кости с ажурно выпиленным рисунком, из янтаря, перламутра, стекла с декоративно-условным рисунком, из дерева с декоративно-художественной обработкой поверхности различными способами.
         Браслеты. Различают браслеты для украшения и для закрепления часов на руке. Материалами для изготовления браслетов служат золото, платина или золото в комбинации с платиной, палладий, серебро, латунь, томпак, мельхиор, алюминий, янтарь, кость, пластмассы и др.
         Художественная  отделка браслетов бывает самой разнообразной: вставки из камней, стекла, янтаря, пластмасс и др. Изготавливают браслеты и без вставок: гладкие, гравированные, со штампованным рисунком, с эмалью, чернью, филигранные, проволочные и др.
         Браслеты  для украшения подразделяют на жесткие и мягкие. Жесткие браслеты делают в виде обруча, подковки, витка в несколько оборотов или из двух половинок, соединенных шарнирами и замыкающихся особыми замочками. Мягкие браслеты состоят из отдельных соединенных между собой звеньев различных форм и размеров ( в виде пластин, колец, цепочек, бусин и др.) из закрепляют на руке с помощью замочков разнообразных конструкций.
         Браслеты  для часов вырабатывают в основном без дополнительных декоративных отделок, главным образом мягкие подвижные, из звеньев различной конфигурации, соединенных шарнирами, в виде цепочки, плетеные и в оплете.
         Бусы изготавливают из жемчуга, аметиста, аквамарина, топаза, кварца, граната, горного хрусталя, агата, лазурита, малахита, орлеца, яшмы, коралла, янтаря, кости, стекла, фарфора, пластмассы и дерева. Бывают бусы металлические пустотелые – из золота, серебра, алюминия, изготовленные путем штамповки.
         Бусы  из полудрагоценных камней обычно изготавливают  гранеными, из поделочных – шлифованными, преимущественно круглой формы. Коралловые бусы бывают круглыми и в виде палочек, из янтаря – круглыми и овальными, гладкими и гранеными, а также обработанными частично и др. Из кости и дерева изготавливают гладкие бусы или с декоративной обработкой в виде орнаментной резьбы и др.
         Наиболее  распространены круглые (шарообразной формы) бусы, которые в нитке могут  быть одинакового размера или  разного – в центре более крупные, а к концам постепенно уменьшающиеся. Концы таких ниток снабжены запором (застежкой), но бусы могут быть с  удлиненной ниткой и надеваться через голову. Такие бусы большей частью выпускают без замка.
         Колье от бус отличается тем, что имеет более крупные звенья различной формы, которые обычно расположены в центре, а к краям эти звенья постепенно уменьшаются. Застегивается колье замочком, который может иметь декоративные украшения в зависимости от фасона колье.
         Изготавливают колье из золота, платины, серебра, сплавов  различных цветных металлов с  различного рода вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных и искусственных камней, янтаря, стекла, пластмасс и др. Бывают колье в виде цепей и пластин различной конфигураций, с декоративной отделкой поверхности.
         Кулоны. Они представляют собой одну подвеску (возможны разнообразные художественные композиции) на тонкой цепочке, шнуре или черной бархатной ленте.
         Изготавливают кулоны с оправой из золота, платины  и серебра, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных и синтетических  камней или в виде подвески (без  оправы) из полудрагоценных и поделочных камней, янтаря, кости и др. Имеются кулоны из керамики, фарфора, фаянса различных форм с дополнительной декоративной отделкой, из металла в виде пластин – круглых, квадратных, овальных и других форм, с эмалью, с гравированным, штампованным или чеканным рисунком.
         В верхней части подвески просверливают  отверстие или припаивают колечко, в которое вставляют свободно вращающееся ушко, служащее для продевания цепочки. Выпускают кулоны, у которых, помимо ушка для цепочки, на обратной стороне к металлической оправе припаяна булавка с шарниром и запором. Такой кулон одновременно является и брошью.
         Медальоны бывают овальной, круглой, прямоугольной и других форм. В верхней части медальона имеется колечко для продевания тонкой цепочки.
         Изготавливают медальоны из золота, серебра и сплавов цветных металлов. Поверхность медальонов украшают гравированным или штампованным рисунком, вставками из мелких граненых полудрагоценных или синтетических камней, граненого стекла на фольге, художественной эмалью.
         Различают медальоны открывающиеся и не открывающиеся. Открывающиеся состоят из двух половинок на шарнирах или без шарниров. Внутри медальона обычно имеется ободок (рамка), что позволяет вставлять в него миниатюрный портрет. Не открывающиеся медальоны также состоят из двух половинок, но они спаяны между собой.
         Цепочки вырабатывают из золота, платины, серебра, медных сплавов (позолоченные или посеребренные) и анодированного алюминия. По размерам цепочки различают тонкозвенные – шейные (для медальонов и кулонов) и из более крупных звеньев – бортовые (для часов); по видам звеньев – панцирные, якорные, фантазийные и др.
         На  цепочках имеются замочки разной конструкции (кольцевые шпрингельные, пружинящие шомпольные цилиндрические, карабинчиком) или заводное колечко.
         Предметы  туалета.
         К группе предметов туалета относят пудреницы, зеркала, флаконы для духов, булавки для шляп, запонки, зажимы для галстуков и др.
         Пудреницы бывают для женских сумок и настольные.
         Пудреницы для женских сумок бывают круглыми, овальными, квадратными, многогранными  и других форм. Состоят они из двух половинок, соединенных шарнирами. Одна половинка служит для закрепления зеркальца, другая – для пудры. Их изготавливают из серебра, латуни, томпака, мельхиора, алюминия, пластических масс и других материалов. Украшают пудреницы вставками из шлифованного поделочного камня (яшмы, малахита и др.), граненого стекла на фольге; пластмасс, имитирующих поделочные камни; перламутра, янтаря, а также различными рельефными изображениями. Бывают пудреницы, отделанные штампованным или гравированным рисунком, эмалью, различными декоративными накладками из металла, перламутра, янтаря и др.
         Пудреница настольная представляет собой коробочку  или баночку разной емкости с  крышечкой, чаще на ножках. Изготовляют  настольные пудреницы из металла (серебра, томпака и др.), фарфора, фаянса, хрусталя, папье-маше и других материалов с различной художественной отделкой поверхности.
         Зеркала. Они бывают для женских сумочек и ручные. Зеркала для сумок изготовляют обычно круглой и прямоугольной формы, с фацетом и без фацета, одинарные и двойные.
         Ручные  зеркала могут быть круглыми, овальными, подковообразными и др.
         Оправы  для зеркал делают из серебра, с гравированными, рельефными штампованными, оксидированными  рисунками или с гладкой полированной поверхностью, а также из сплавов цветных металлов и других материалов.
         Флаконы для духов бывают для женских сумок и настольные.
         Флаконы для женских сумок изготавливают  из серебра или стекла в металлической  ажурной позолоченной или оксидированной оправе. Пробкой служит навинчивающийся колпачок с корковой или из другого материала прокладкой для герметизации. Колпачок закреплен на цепочке, соединенной с корпусом флакона.
         Настольные  флаконы изготавливают из стекла хрустального или обыкновенного  бесцветного, цветного и с нацветом, разной емкости и декорируют различными способами: шлифованием, полированием, гравированием, травлением, нанесением рисунка препаратами жидкого золота, цветными силикатными красками, закрепляемыми обжигом. Кроме того, имеются флаконы оригинальных форм из цветного стекла, имитирующего малахит, лазурит, мрамор.
         Булавки для шляп. Они состоят из металлического заостренного стержня длиной до 10 см, головки и предохранителя. Стержень изготавливают из серебряной, латунной или стальной проволоки, головку и предохранитель – из металла, янтаря, пластмассы, кости, дерева, стекла. Бывают головки, украшенные вставками из полудрагоценных, поделочных и синтетических камней различных форм и огранки или эмалью, штампованным, гравированным рисунком и др.
         Головку обычно закрепляют наглухо на одном конце стержня, а в другой, заостренный, конец вставляют или навинчивают на него предохранитель.
         Запонки для манжет изготавливают с одной или двумя розетками разных фасонов. Наиболее распространенная конструкция запонок – с одной розеткой. Розетка соединяется с челночком посредством стойки или цепочки. Запонка из двух розеток обычно скрепляется цепочкой или проволочкой, изогнутой в виде восьмерки, либо шарнирной стойкой.
         Запонки делают из золота, серебра и сплавов  цветных металлов, с позолотой или без неё. Для отделки запонок применяются драгоценные, полудрагоценные, поделочные и искусственные камни, янтарь, стекло и др. гладкие запонки без вставок украшают эмалью, чернью, гравированием, штампованным рисунком и др.
         Зажимы  для галстуков. Такие зажимы бывают проволочными и пластинчатыми, с замком или без замка. Их изготавливают из золота, серебра, латуни, мельхиора, томпака, со вставками из полудрагоценных, поделочных и синтетических камней, янтаря, стекла и других материалов, а также гладкими со штампованным, гравированным рисунком или эмалью.
         Зажимы  могут быть с цепочкой или подвешенным  к ней брелоком и без него. Для  скрепления галстука с сорочкой используют мелкозвенную цепочку длиной 17-18 см, которую продевают через пуговичную петлю цепочки и запирают замочком-шпрингелем или пластинчатым зажимом.
         Цепочку изготавливают из золота, серебра, латуни и томпака, покрытых золотом или  серебром, а также анодированного алюминия, окрашенного под цвет золота или серебра.
         Принадлежности  для курения.
         Портсигары, сигаретницы, порттабаки, пепельницы, спичечницы, мундштуки составляют группу принадлежностей для курения.
         Портсигары изготавливают из золота (редко), серебра с позолотой или без неё; из медных сплавов – посеребренными; из анодированного алюминия, окрашенного под цвет золота, и других материалов. Створки портсигаров делают из поделочного камня – яшмы, лазурита, малахита, агата и др.
         Выпускают портсигары с различными видами художественной отделки корпуса: с чеканным, гравированным  или рельефным штампованным рисунком; оксидированным, рифованным, гильошированным, эмалево-филигранным, с перегородчатой, просвечивающей или живописной эмалью, с чернью. Для украшения золотых портсигаров используют бриллианты. Портсигары бывают гладкими полированными, матовыми или напоминающими по форме самородки золота; последние изготавливают преимущественно из серебра.
         Сигаретницы от портсигаров отличаются в основном только размером. На сигаретницы идут те же материалы и с такими же видами художественной отделки, что и на портсигары, но изделия меньше по размеру.
         Порттабаки служат для хранения табака и представляют собой коробочки прямоугольной формы. Внешне порттабак сходен с портсигаром, но отличается от него тем, что имеет глубокий корпус, закрывающийся плоской крышкой на шарнире. Порттабаки изготавливают в основном из золота и серебра. По отделке они бывают гладкими и полированными, матовыми, рифованными или с художественной эмалью.
         Пепельницы изготавливают из фарфора и хрустального стекла в металлической (серебряной или мельхиоровой посеребренной) оправе или без оправы, поделочных камней, лака и дерева с раскраской, из сплавов цветных металлов, с чеканным или гравированным рисунком, с перегородчатой эмалью
         Спичечницы представляют собой футляр для коробки со спичками. Изготавливают спичечницы из серебра, латуни, томпака, мельхиора, анодированного алюминия с различной художественной отделкой поверхности.
         Мундштуки курительные делают из серебра, кости, рога и других материалов. По форме они могут быть круглыми, овальными, квадратными, ромбическими; без оправы и в металлической (серебряной или латунной позолоченной) оправе, которую закрепляют на конце мундштука. Выпускают мундштуки комбинированные, в которых одна часть, образующая прикус, из янтаря, кости или рога, а другая – наконечник, соединенная насадкой или винтовой резьбой, - из серебра, латуни, томпака с позолотой. Наконечник мундштука может быть гладким, с гравировкой, со штампованным рисунком, с чернью, пресс-филигранью или накладной филигранью с эмалью.
         Предметы  для сервировки стола.
         К предметам для сервировки стола  относят столовые и чайные приборы: ложки, вилки, ножи, рюмки, бокалы, стопки, графины для вина, чайники, кофейники, чашки с блюдцами, подстаканники, лопатки для пирожного, кольца салфеточные, солонки и перечницы, изделия из хрустального стекла, а также сервизы и приборы (для вина и ликера) и изделия из хрустального и обыкновенного стекла. Предметы для сервировки стола, входящие в ассортимент ювелирных магазинов, изготавливают из серебра, мельхиора, нейзильбера и томпака с последующим серебрением или золочением, а также из нержавеющей стали, рога, кости, хрустального стекла и фарфора.
         Ложки по назначению бывают столовыми, десертными, чайными, кофейными, разливательными, для соуса, варенья, салата, горчицы, соли, для заварки чая. Ложки бывают гладкими полированными или с гравированным, чеканным, штампованным оксидированным рисунком на ручке, с чернью, эмалью.
         Ложки столовые, десертные, чайные, кофейные обычно выпускают яблоком (чепраком) вытянутой и округлой формы, разливательные – полушаровой, круглой, с несколько плоским дном; для соуса – полушаровой со сливом на боковой части черпака; для варенья – округлой; для салата – из рога с серебряным или мельхиоровым посеребряным черенком.
         Вилки. Как и ложки они бывают столовыми, десертными, для рыбы, салата, лимона и др. их изготавливают цельноштампованными и сборными с насадными ручками. Цельноштампованные вилки делают из серебра, стали или посеребренных мельхиора и нейзильбера. Ручки у сборных вилок из серебра, мельхиора, нейзильбера, фарфора и др., а рожки – из нержавеющей и углеродистой стали; ручки металлические бывают гладкими полированными, с гравированным или штампованным оксидированным рисунком, с чернью, эмалью, а фарфоровые – с разделкой живописью и декалькоманией различной тематики.
         В отличие от столовых и десертных  вилок, имеющих по 4 рожка, рыбная вилка  имеет 3 рожка, один из которых (левый) более  широкий и служит для разрезания рыбы. Салатная вилка напоминает ложку, оканчивающуюся 3 короткими рожками. Ее изготавливают преимущественно из рога с серебряным или мельхиоровым посеребряным черенком. Вилки для лимона бывают разной длины и имеют 2 рожка.
         Ножи. Различают ножи столовые, десертные, для фруктов, масла, сыра, икры и др. Изготавливают их цельноштампованными и составными. Лезвия ножей могут быть из нержавеющей и углеродистой стали, серебра и неметаллических материалов (кости, рога, пластмассы). Ручки ножей изготавливают из серебра, посеребренного мельхиора и нейзильбера, фарфора и др. Металлические ручки бывают гладкими полированными, с гравированным, чеканным или штампованным рисунком, с чернью, эмалью, а фарфоровые – с разделкой живописью и декалькоманией.
         Клинки  ножей различные – прямые с  выемкой, широкие и узкие; ручки  – прямые и фигурные, по профилю  – овальные, прямоугольные, многогранные и др. У ножа для фруктов клинок остроконечный, для масла – широкий криволинейный, закругленный на конце, для сыра – широкий криволинейный с тремя короткими рожками, образующими вилку на конце, для икры – фасонный с выемкой и фаской на конце обушка. Иногда клинки ножей для масла и икры делают из рога с серебренным или мельхиоровым посеребренным черенком.
         Рюмки изготавливают из серебра и посеребренного мельхиора, разных фасонов и размеров. По отделке рюмки подразделяют на гладкие, гравированные, эмалево-филигранные, с чернью.
         Внутреннюю  поверхность корпуса рюмки золотят, а затем полируют и крацуют. Гравированные  рисунки большей частью золотят  и оксидируют. Рюмки из серебра  выпускают также с гравированным, но не позолоченным рисунком.
         Бокалы  от рюмок отличаются емкостью, которая  может быть 100 см3 и более.
         Стопки. Их изготавливают из серебра, мельхиора и томпака. Они имеют форму правильно усеченного конуса.
         Различают стопки гладкие, с гравированным  рисунком или рисунком чернью, эмалево-филигранные, пресс-филигранные и с перегородчатой эмалью. Стопки из томпака покрывают золотом или серебром, а из серебра – золотят и полируют или крацуют. Наружная поверхность стопок из серебра бывает матовой, с гравированным, оксидированным и позолоченным рисунком. Гравированные стопки могут быть и без позолоты. Стопки из мельхиора серебрят, внутреннюю поверхность их полируют или золотят и полируют, наружную – крацуют.
         Графины для вина. Такие графины бывают различных форм и фасонов, с ручкой и без ручки, емкостью обычно не более 750 см3. Графины из серебра декорируют гравированием, чеканкой, чернением или филигранью в сочетании с цветными эмалями.
         Выпускают графины, как правило, в составе  винных приборов: графин, комплект рюмок  или стопок с подносом или без него.
         Сервизы – это комплект посуды одного назначения, рассчитанный на определенное количество людей. Различают сервизы чайные и кофейные, в которые входят различные предметы, оформленные в одном стиле.
         Сервизы из серебра бывают гладкими или матовыми крацоваными, со штампованным, гравированным или чеканным рисунком, с чернью, пресс-филигранными и ручной накладной филигранью с художественной эмалью.
         Подстаканники изготовляют серебряные, мельхиоровые, нейзильберовые и томпаковые, из нержавеющей  стали и алюминиевые.
         Серебряные  подстаканники могут быть золочеными как снаружи, так и внутри; из мельхиора и нейзильбера – посеребренными снаружи и позолоченными внутри; из томпака – золочеными или обработанными кислотой способом травления под цвет золота; из нержавеющей стали – полированными; из алюминия – анодированными и окрашенными под цвет золота.
         Подстаканники бывают с рельефным штампованным, оксидированным и полированным (из нержавеющей стали и анодированного алюминия) рисунком, с гравировкой  и золочением по рисунку, ажурной филигранной работы, пресс-филигранные с эмалью, эмалево-филигранные (ручной работы), с рисунком чернью.
         Лопатки для пирожного. Их применяют для раскладки пирожных, пирогов и тортов. Материалом для лопаток служат серебро, посеребренный мельхиор и нейзильбер, нержавеющая полированная сталь, хромированная или никелированная латунь.
         Кольца  салфеточные. Такие кольца вырабатывают из серебра, посеребренных нейзильбера и мельхиора, кости, фарфора и других материалов. Серебряные кольца могут быть гладкими полированными, со штампованным, оксидированным рисунком; гравированными, с чернью, эмалево-филигранными; мельхиоровые – полированными или со штампованным и оксидированным рисунком; костяные – гладкими или с художественной резьбой; фарфоровые – с росписью керамическими красками, декалькоманией и др.
         Солонки и перечницы. Их изготавливают из серебра, мельхиора и других материалов. В продажу они поступают в виде штучного товара и в составе комплекта; солонка, перечница, ложечка для соли и поднос.
         Солонки изготавливают открытыми цельноштампованными  вставками из стекла и без них, а также с навинчивающейся  перфорированной крышечкой.
         Наиболее  распространенные формы перечниц –  яйцевидная и цилиндрическая. Выпускают  перечницы и солонки более  сложных форм: в виде птиц, рыб и т.д.
         Изделия из хрустального стекла. К ним относят вазы для конфет, варенья, фруктов, цветов; салатники, солонки, графины, кувшины и другие изделия.
         Как правило, их отделывают серебряной оправой  со штампованным оксидированным или  чеканным рисунком. Встречаются изделия в серебряной оправе художественной чеканной работы.
         Изделия из хрустального или обыкновенного  стекла с алмазной гранью (вазы для  конфет, салатники и др.) могут  быть в мельхиоровой посеребренной  гладкой оправе, со штампованным оксидированным рисунком.
         Письменные  принадлежности.
         Письменные  принадлежности, входящие в ассортимент  товаров ювелирных магазинов, изготавливают  из серебра, мельхиора, поделочных камней, папье-маше, кости и др.
         К таким принадлежностям относят  чернильницы на подставке, пресс-папье, ножи для резки бумаги, стаканы для карандашей, настольные блокноты и бювары, письменные приборы с одной или двумя авторучками на каменной подставке.
         Письменные  приборы. Серебряные письменные приборы декорируют штампованным, гравированным и чеканным рисунком или эмалью и чернью. Приборы и отдельные принадлежности из поделочных камней украшают металлическими обрамлениями и рельефными накладками.
         Ножи  для резки бумаги. Такие ножи изготавливают из серебра с ручкой, отделанной гравированным, чеканным, штампованным рисунком или рисунком чернью; из кости с художественными ажурными узорами, из пластмассы с металлической штампованной ажурной оправой. Выпускают ножи с лезвием из металла с художественной гравировкой, позолоченным или никелированным и ручкой из поделочного камня, кости и других материалов.
         Стаканы для карандашей. Они могут быть из серебра, поделочного камня, кости и папье-маше.
         Настольные  блокноты и бювары. Их изготавливают из картона и оклеивают шелком, кожей, бархатом или заменителем кожи – ледерином.
         Обычно  они имеют серебряную пластину с  гравированным позолоченным или  рельефным штампованным и оксидированным рисунком, бывают художественной чеканной работы. Выпускают также блокноты и бювары с мельхиоровой посеребренной  пластиной с рельефным штампованным и оксидированным рисунками.
         Предметы  для украшения  интерьера.
         В ассортименте ювелирных магазинов  значительное место занимают художественные изделия из камня, кости, рога, лаковые  изделия из папье-маше. Они являются декоративными предметами, украшающими наш интерьер (вазы, скульптуры, ларцы, декоративные настенные украшения и др.).
         Камнерезные художественные изделия. Эти изделия – вазы, ларцы, фигурки и др. – изготавливают из поделочных камней, иногда в сочетании с полудрагоценными камнями. Их вытачивают из целого куска или вырабатывают из тонких пластин. Некоторые виды камнерезных изделий украшают кусочками цветного камня.
         Мозаичная миниатюра может выполняться  из деталей различной формы, вырезанных из камня разных пород. Фон такой  мозаики заполняют мастикой из каменной крошки и клея. Иногда композицию мозаики  высверливают в монолитной тонкой пластинке  камня и в полученные отверстия вставляют детали мозаики из камня другой породы.
         Значительное  место в изготовлении камнерезных  изделий занимают мягкие поделочные камни (гипсовый камень и селенит), которые  легко распиливаются и обтачиваются на станке. Из этих камней делают различные ларцы в русском стиле, вазы, ковши с фигурными ручками, настольные коробки с ажурными крышками, различные фигурки птиц, зверей и др.
         Художественные  изделия из кости  и рога. Это кубки, миниатюрная скульптура, изображающая людей, птиц, животных и др. Их изготавливают из бивней слона и мамонта, клыков моржей и трубчатых костей крупных домашних животных. Такие изделия отличаются тонкой художественной резьбой затейливых узоров. Для изготовления изделия используют также рог крупного рогатого скота, иногда в сочетании с костью. Из рога изготавливают главным образом миниатюрную скульптуру.
         Лаковые художественные изделия из папье-маше. К ним относят ларцы, декоративные тарелки и другие предметы, которые  приобретают широкую известность  как в нашей стране, так и  за рубежом благодаря украшающим их миниатюрам. Тематика миниатюр разнообразна: пейзажи, мотивы, заимствованные из сказок, былин, песен; портреты, натюрморты, орнаментальные рисунки и др.
         Различают изделия из папье-маше палехские, федоскинские, мастерские и холуйские. Свои названия они получили от тех мест, где возникли эти промыслы мастеров-живописцев.
         Принадлежности  для часов.
         Изделия этой группы разделяют на две подгруппы: принадлежности для наручных часов (браслеты для часов и ремни) и  принадлежности для карманных часов (бортовые цепочки, ремни и шатленки). Шатленки – это украшения к карманным часам, изготавливаемые из сплавов золота, серебра, цветных металлов. Состоят шатленки из короткой цепочки с замками на концах с помощью которых крепятся к ушку карманных часов и ключам (вместо брелока)
         Сувениры.
         Сувенир – это памятная вещь, связанная  с воспоминаниями и сохраняемая  на память о ком-либо, о чем-либо. Сувениры изготавливают в честь  больших событий: олимпиад, спартакиад, космических полетов, в честь  выдающихся деятелей страны, искусства и т.д.
         Сувениры  подразделяют на несколько групп: памятные детали; нагрудные значки; гербы; ключи; брелоки-сувениры; символы; сувениры-скульптуры малых форм; сувенирные изделия народных художественных промыслов; прочие сувенирные изделия (самовары сувенирные, светильники-ночники в сувенирном исполнении и др.). 

    1.3 Основные материалы для изготовления ювелирных изделий 

         Материалы, из которых изготавливают ювелирные  изделия, являются решающими факторами, определяющими их потребительскую ценность (красоту, надежность, долговечность, безопасность, гигиеничность, удобство пользования и др.). В производстве ювелирных изделий используют драгоценные металлы и их сплавы, природные и искусственные ювелирные камни, а также эмаль, керамику, стекло, пластические массы, кость и другие материалы.
         Драгоценные металлы – это золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений  и осмий).
         Золото  – металл желтого цвета, с сильным  блеском, пластичный (один грамм золота может вытягиваться в нить до трех километров), обладает значительной механической прочностью, не взаимодействует с кислородом воздуха, не изменяется от действия сероводорода, устойчив к большинству кислот и щелочей. Золото растворяется только в царской водке. Плотность – 19320 кг\м?, температура плавления - 1064?С. золото очень мягкий металл, его твердость по шкале Мооса составляет 2,5. В природе золото встречается в самородном виде и виде золотоносных руд (сплав золота, серебра, меди и других металлов). Несмотря на то, что золото обладает высокой ковкостью, вязкость и тягучестью, в чистом виде для производства ювелирных изделий оно не применяется, а используется только в виде сплавов.
         Серебро – белый, блестящий, очень ковкий и тягучий металл; обладает наивысшей отражающей способностью (94%), хороший проводник электричества и тепла, прокатывается в тонкие листы толщиной до 0,00025 мм и вытягивается в тончайшую проволоку. Серебро чернеет при наличии в воздухе или воде сероводорода, переходя в сульфит. Плотность – 10500 кг\м?, температура плавления – 961,9? С. твердость по шкале Мооса – 2,7. В природе серебро встречается в самородном виде, входит в состав свинцово – цинковых руд. В производстве ювелирных изделий применяют сплавы серебра.
         Платина – серебристо – белый ковкий металл, не растворим в кислотах (кроме царской водки); имеет высокую удельную массу – плотность 21450 кг\м? и температуру плавления 1772?С. твердость по шкале Мооса – 4,2. В природе платина встречается в самородном состоянии.
         Палладий  – металл серебристо – белого цвета, в природе встречается вместе с платиной; ковкий, тягучий, хорошо прокатывается в тонкие листы и проволоку. Плотность – 12020кг\м?, температура плавления - 1552?С. твердость по шкале Мосса – 4,8. Растворяется в азотной кислоте, смеси азотной и соляной кислот. Использование палладия в качестве легирующего металла в сплаве золото – палладий ввело новый термин, так называемое «белое золото», что подчеркивает обесцвечивающую (по отношении к золоту) способность металлов платиновой группы. Также используется как компонент высокотемпературных припоев и (очень редко) для изготовления ювелирных украшений.
         Иридий  – металл белого цвета, с серым  оттенком, очень твердый, но хрупкий. Химически стойкий – на него не действуют кислоты и щелочи. Имеет очень высокие показатели плотности (22420 кг\м?) и температуры плавления (2450?С), твердость по шкале Мооса – 6,5. В сплавах с платиной и родием используется для изготовления химической посуды. Родий – хрупкий металл бледно – голубого цвета. По внешнему виду похож на алюминий; растворяется в концентрированной серной кислоте. Царская водка на родий не действует. Благодаря высокой отражающей способности (коэффициент отражения 75 – 80 %) применяется для покрытия металлов, в том числе серебра и изделий из «белого золота» для защиты от потускнения. Плотность – 12420 кг\м?, температура плавления - 1960?С. твердость по шкале Мооса – 6,5.
         Рутений – серебристо – белый металл, по внешнему виду похож на платину, но более твердый и хрупкий, плотность  – 12370 кг\м?, температура плавления - 2950?С., применяется как компонент платиновых сплавов.
         Осмий – белый, с серо – голубым оттенком металл, тугоплавкий, температура плавления  самая высокая из металлов платиновой группы - 3047?С, тяжелый, плотность – 22480 кг\м?, твердый, хрупкий, механической обработке не поддается, химическими свойствами не отличается от рутения, добавляется в платиновые сплавы для придания им твердости и упругости.
         Чистые  драгоценные металлы являются либо сравнительно мягкими и не обладают достаточной износостойкостью, особенно золото и серебро, либо хрупкими, как иридий или осмий. Кроме того, при определенных видах ювелирных работ они не обладают необходимой технологичностью вследствие высокой температуры плавления. Наконец, драгоценные металлы сравнительно дороги. Совокупности этих причин и обуславливают то, что в чистом виде эти металлы редко используются при изготовлении ювелирных украшений и других бытовых изделий. Исключение составляет нанесения покрытия из золота или серебра на изделия из недорогих сплавов для придания им более красивого внешнего вида.
    Основные физические свойства драгоценных металлов представлены в таблице 1.
         Таблица 1 – Основные физические свойства драгоценных  металлов
    металл
    плотность
    Температура плавления
    Твердость по шкале Мооса
    Коэффициент отражения
    золото
    19320
    1064
    2,5
    _
    серебро
    10500
    961,9
    2,7
    До 94
    платина
    21450
    1772
    4,2
    _
    палладий
    12020
    1552
    4,8
    _
    иридий
    22420
    2450
    6,5
    _
    родий
    12420
    1960
    6,5
    75 – 80
    рутений
    12370
    2950
    7,0
    _
    осмий
    22480
    3047
    7,5
    _
 
         При производстве ювелирных изделий  используют различные сплавы, получаемые путем добавления к драгоценным  металлам в определенных пропорциях других металлов, называемых легирующими, а их смеси – легатурой. Легирующими могут быть как драгоценные, так и недрагоценные металлы, но полученные сплавы всегда считаются драгоценными.
         Сплавам с помощью подбора легирующих компонентов можно придавать различные заранее заданные свойства, например, цвет, твердость, пластичность, температуру плавления, литейные качества, стойкость при химической обработке и т.п. этим достигается более высокая технологичность при изготовлении и обработке изделий и износостойкость их при эксплуатации. В качестве легирующих металлов при создании различных ювелирных сплавов чаще всего применяют серебро, платину, палладий, иридий и родий (благородные металлы), а также обычные цветные металлы (медь, никель, кадмий и цинк). При изготовлении некоторых видов изделий могут использоваться сплавы, в которых в качестве легирующих добавок применяют и другие металлы.
         Например, серебро в качестве легирующего  металла придает золотым сплавам  мягкость, ковкость, понижает температуру плавления и изменяет цвет золота. По мере увеличения доли серебра цвет сплава зеленее.
         Платина резко повышает температуру плавления  сплава, делает его твердым и упругим. Добавление платины изменяет цвет золотого на белый.
         Добавление  меди повышает твердость золотого сплава, сохраняя при этом ковкость и тягучесть. Сплав приобретает красноватые оттенки, усиливающиеся по мере увеличения содержания меди. Однако медь снижает коррозийную устойчивость сплава.
         Палладий, так же как и платина, повышает температуру плавления сплава и изменяет его цвет на белый, хотя и не так резко, как платина. При этом сплав становится менее твердым и более удобным (технологичным) при ручной ювелирной обработке.
         Цинк, наоборот, резко снижает температуру  плавления сплава, но повышает его текучесть, придает сплаву хрупкость и зеленоватый оттенок.
         Каждый  легирующий материал играет свою роль в установлении характеристик сплава. Поэтому всегда можно подобрать  такой сплав, при использовании  которого ювелирное изделие в  большей мере будет отвечать предъявляемым требованиям в соответствии с функциональным назначением.
         Обычно  название сплава определяется названием  основного драгоценного (благородного) металла (например, сплав золота, серебра, платины и палладия). Основная характеристика каждого сплава – его состав или проба.
         В Российской Федерации принята метрическая  проба – это количество драгоценного металла, содержащегося в 1000 частях (долях) сплава.
         В наше время в большинстве стран  введен так называемый метрический  карат (200 мг), что облегчает пересчет каратов в граммы.
         При этой системе метрическая проба  со значением 1000 соответствует 24 каратам.
         Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 18 июня 199 г. №643 для ювелирных  и других бытовых изделий из драгоценных  металлов установлены следующие пробы: 999,9 958, 750, 585, 500, 375. Каратная система проб: 24, 23, 18, 14, 12, 9.
         Этим  же постановлением допускается изготовление изделий из золота 583 –й пробы по заказам граждан из принадлежащим  им ювелирным и других бытовых  изделий из золота этой пробы.
         С 1 января 1999 г. введен в действие ГОСТ 51152 – 98 «Сплавы на основе благородных  металлов. Ювелирные. Марки.», в котором  представлены сплавы на основе золота, серебра, платины и палладия, рекомендованные  для изготовления ювелирных и других бытовых изделий. Характеристики сплавов приведены в соответствие с требованиями международного стандарта (ИСО 9202), согласно которому проба драгоценного металла не должна иметь отклонений в меньшую сторону, т.е. вводится только плюсовой допуск. [12, с. 9]
         В ГОСТе 51152- 98 «Сплавы на основе благородных  металлов ювелирные. Марки», также представлены свойства указанных сплавов и  рекомендации по их применению при  изготовлении ювелирных изделий. Примеси  в процентах в каждой марке  сплава не должны превышать: железа – 0,005; свинца – 0,004; платины – 0,,05; золота – 0,05; всего – 0,16.
         Желтое  золото наиболее часто используется за рубежом в ювелирном деле (сплавы 750 –й пробы). Белое золото в основном типично для ювелирных изделий  с бриллиантами, так как оно гармонично выглядит с этим камнем.
         Для золочения металлов, гипса, дерева, мрамора, багетов, мебели используют сусальное  золото – листы чистого золота толщиной 0,0001мм размером 120х70мм. Для  крепления к декорируемой поверхности  применяют различные клеевые составы и горячее тиснение.
         Сплавы 958 –й пробы – так называемое червонное золото – по цвету не отличается от природного. Сплав имеет  наиболее высокую химическую стойкость, но низкие механические свойства. Используется для изготовления обручальных колец. Очень мягкий, в результате чего полировка на изделии держится недолго.
         Сплавы 750-й пробы имеют в своем  составе медь и серебро, в некоторых  случаях могут быть использованы палладий, никель и цинк. Цвет сплава меняется от желтовато – зеленого через красноватые оттенки белого. Сплав хорошо поддается пайке и литью, является подходящей основой для нанесения эмалей, однако при содержании в сплаве более 16 % меди цвет эмали становится тусклым. Рекомендуется использовать при изготовлении изделий с тонкой рельефной выколоткой, филигранью и оправ для хрупких самоцветов, напряженных бриллиантов.
         Большинство ювелирных изделий в нашей  стране выпускается из сплавов 585-й  пробы, которая в последние годы вытеснила 583-ю. Цвет сплава может меняться в зависимости от лигатуры от красного, розового через желто, – зеленые оттенки до белого. Вид лигатуры влияет также на температуру плавления и твердость. Этот сплав обладает хорошей паяемостью.
         Сплавы 375-й пробы имеют красноватый  приглушенный цвет, при потере полировки приобретает серый оттенок; используется для изготовления обручальных колец, а также ритуально – обрядовых изделий. Изделия из сплавов 375-й пробы относятся к наиболее дешевым. 

    1.4  Пробирование и клеймение ювелирных изделий 

         Все изготовляемые на территории Российской Федерации ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных  металлов, а также указанные изделия, ввезенные на территорию Российской Федерации для продажи, должны соответствовать  пробам, определенным постановлением правительства Российской Федерации № 643, и быть заклеймены государственным пробирным клеймом.
         Клеймению государственным пробирным клеймом  подлежат изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов  с использованием различных видов  художественной обработки, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных и цветных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта и культа и/или для декоративных целей, выполнения различных ритуалов и обрядов.
         В Российской Федерации для ювелирных  и других бытовых изделий из драгоценных  металлов устанавливаются следующие  пробы:
    платиновая 950 (девятьсот пятидесятая)
    платиновая 900 (девятисотая)
    платиновая 850 (восемьсот пятидесятая)
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.