На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Изучение произведений зарубежных писателей на уроках литературы в 5-9 классах

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ ГОУ СПО МАРИИНСКИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 

        Изучение  произведений зарубежных писателей на уроках литературы в 
        5-9 классах.

 
Курсовая  работа
                 
                ,
                 
                 
                Исполнитель:
                Денисенко А. В.,
                студентка 3 курса, 094 группы.
                Научный руководитель:
                Становкин П. А.,
                преподаватель литературы
                Руководитель  ЦК русского
                языка и литературы:
                Тулпарова И. В.
                Дата  допуска к защите:
Мариинск 2011
 


    Оглавление
Введение 3
Глава I. Теоретические основы родо-жанровой структуры произведений 
зарубежных писателей 6

    Характеристика литературных родов 6
    Особенности литературных жанров 9
Глава П. Методические основы изучения произведений зарубежных 
писателей на уроках литературы в 5-9 классах 19

     2.1 Обзор используемых методов и приемов при обучении литературе в 
неполной средней школе 19

    2.2 Специфика методики преподавания произведений зарубежных
писателей 21
Заключение 26
Список литературы 28
Приложение 1 «Роды  художественной литературы» 32
Приложение 2 «Роды, виды и жанры художественной словесности» 33
Приложение 3. «Методы  и приемы обучения по литературе» 34
Приложение 4. «Урок: Я школяр в этом лучшем из лучших миров» 37
 


Введение
     Мировая литература все основательнее входит в круг произведений, изучаемых в школе. Бе огромное образовательное и воспитательное значение бесспорно.
        Ориентация школьной программы на знакомство учащихся с  историей мировой литературы в ее лучших образцах представляется глубоко оправданной. Произведения, включенные в нее, должны стать частью духовного мира учащихся, расширить их филологическую культуру,   обогатить эстетически.
     Литература  зарубежных стран ... способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывая перспективы более ясного представления о мировом литературном процессе и роли в нем отечественной литературы. Раздвигаются временные и пространственные горизонты литературного развития в разных странах, открывается возможность познакомить детей с творчеством писателей, чьи произведения стали достоянием всего человечества , - так начинается пояснительная записка к программе Н. П. Михальской. Безусловно, в школьном литературном образовании основное место принадлежит зарубежной литературе, 11о «ни одна великая национальная литература не развивалась вне живого и гворческого взаимодействия с литературами других народов».
    Учитывая   установившуюся      тенденцию   на   сокращение   часов
литературы (что подтверждает и новый федералнный  базисный учебный план), возникает естественный вопрос об интенсификации литературного образования в этих условиях. «Интенсификация - (от лат. Intensus -напряженны и,   усиленный)   -   более   интенсивное   развитие,   усиление
 
 
' Михальская Н. 11. Зарубежная литература 5-11 классы. : программа для образовательных учреждений гуманитарного профиля ' Н. П. Михальекая. - 2-е изд., стереотип - М. : Дрофа. 2006. - 56 с.
 


      напряжённости какого - либо действия... за счёт использования  всё более эффективных средств и более совершенных технологических процессов, форм и методов организации труда. »( 1, 4)
     Изучением данной проблемы занимались следующие ученые: Беленький Г. И., Курдюмова Т. Ф., Кутузов А. Г., Михальская Н. П.
    Зарубежная  литература - важная, неотъемлемая часть  школьного литературного образования. Особенно актуально ее преподавание в связи с активизацией проблемы межкультурной коммуникации в современном литературоведении. Необходимо помнить и о том, что происхождение нравственных норм как определенной ступени развития человеческой цивилизации лежит в основе античной мифологии и литературы, что еще раз подтверждае i важность этого предмета.
     В связи с актуальностью исследования нами выбрана тема курсовой работы «Изучение произведений зарубежных писателей на уроках литературы в 5-9 классах».
     Объект  исследования - обучение литературе в  основной общеобразовательной школе.
     Предмет исследования - изучение произведений зарубежных писателей на уроках литературы в 5-9 классах.
Цель  исследования - выявить и теоретически обосновать методические основы преподавания произведений зарубежных писателей на уроках литературы в 5-9 классах.
     В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:
- изучи гь  психолого-педагогическую литературу  по теме исследования; охарактеризовать    родо-жанровую    структуру    литературных произведении;
 
2 Бунимович. Н. Т Краткий словарь современных понятий и терминов[Текст] / Н. Т. БунОДОВИЧ, Г. Г. Жаркова. Т. М.КорннлОва и др. ; Сост. и обш. ред. В. А. Макаркнко.- М : Республика, 1993. -510 с.
 


     описать   методические   основы   преподавания   произведений зарубежных писателей на уроках литературы в 5-9 классах. Метод!.] исследования:
    анализ психолого-педагогической литературы;
    изучение педали ического опыта.
     Практическая  значимость курсовой работы состоит  в систематизации и обобщении  литературоведческого и методического  материала. 

 


     Глава 1. Теоретические основы родо-жанровой структуры произведений зарубежных писателей
    1.1 Характеристика  литературных родов
     Одним из основоположников русского литературоведения  был В.Г.Белинский. И хотя еще в античности были сделаны серьезные шаги в разработке понятия литературного рода (Аристотель), именно Белинскому принадлежи! научно обоснованная теория трех литературных родов, с которой можно подробно познакомиться, прочитав статью Белинского "Разделение поэзии па роды и виды»3.
     Различают три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование), лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч. Drama, действие).
     Представляя читателю тот или иной предмет (имеется в виду предмет разговора), автор выбирает к нему разные подходы :
     Первый  подход: можно подробно рассказать о предмете, о событиях, с ним связанных, об обстоятельствах существования этого предмета и т.д.; при этом позиция автора будет в той или иной степени отстраненной, автор выступит в роли своеобразного хрониста, рассказчика или выберет рассказчиком кого-нибудь из персонажей; главным в таком произведении станет именно рассказ, повествование о предмете, ведущим типом речи будет именно повествование; такой род литературы и именуется эпическим.
     Второй  ПОДХОД: можно поведать не столько о событиях, сколько о том впечатлении, которое они произвели на автора, о тех чувствах, которые они вызвали; изображение внутреннего мира, переживаний, впечатлений и будет
 
  Трикозенко. И. В. Духовно* родсгао русской и английской литератур в системе преподавания курса литературы в 5 7 классах [Текст] ¦ И.В. Трикозенко// V Городская научно-практическая конференция «Грани творчества»: краткие тезисы докладов. Тамбов: ТГТУ, 2009. С. 59 - 60.
     1 Мяхальская, Н. П. Зарубежная литература. 8 - 9 кл. [Текст] / Н.П.Михальская: учебник-хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, гимназий и лицеев. - М.: Дрофа, 200&С.89.
 

     
относиться  к лирическому роду литературы; именно переживание становится главным событием лирики.
     Третий  подход: можно изобразить предмет  в действии, показать его на сцене; представить читателю и зрителю его в окружении других явлений; такой род литературы является драматическим; в драме непосредственно голос автору будет звучать в ремарках, то есть авторских пояснениях к действию и репликам героев. Характеристика родов художественной литературы представлена в таблице 1, Приложение 1.
    Каждый род  литературы в свою очередь включает ряд жанров.
     Литературное  развитие неразрывно связано, с одной  стороны, со всеми множащимися и усложняющимися видовыми и жанровыми формами художественных произведений, с другой стороны — с возникновением и сменой художественных методов.
     Еще в давние времена были созданы действующие и поныне способы или роды литературного изображения: эпический, лирический и драматический, определившие пути разрешения тех задач, которые ставились и ставятся человечеством перед литературой.
     Эпический способ был основан на художественном воспроизведении внешнего по отношению к писателю мира. Лирический — на непосредственном выражении поэтом мыслей и чувств, вызванных теми или иными явлениями жизни. Драматический способ органически сочетал возможности двух первых: характеры самых различных действующих лиц выступают в пьесе в непосредственном лирическом самовыявлении.
     Несмотря  па взаимодействие всех этих трех способов в литературной практике и многообразие форм их конкретного применения писателями, основные принципы грех родов остаются неизменными и уже на протяжении
            в
тысячелетий характеризуют творения литературы. Такая устойчивость родов литературы легко объяснима. Люди развиваются в конкретных общественных условиях, проявляют себя в определенных действиях, мыслях, переживаниях, выступают в тех или иных отношениях к природе, друг к
 


8
другу, к самим себе. Эпос, лирика и драма  в своей совокупности открывают  почти безграничные возможности полного и глубокого воспроизведения жизни и сознания людей, начиная от изображения сложнейших общественных процессов, знаменовавших целые эпохи в жизни народов3.
     Роды  или способы литературы сами по себе отнюдь еще не являются формами литературных произведений: они представляют собой лишь общие принципы изображения. Эти принципы реализуются во множестве возникающик и складывающихся в процессе литературного развития эпических, лирических и драматических форм. Эпическое изображение осуществлялось а эпопее, басне, поэме, балладе, рассказе, повести, романе, очерке, художественных мемуарах. Лирический способ получал применение в оде, элегии, сатире, эпиграмме... Общие принципы драмы находили выражение в трагедии, комедии, драме (в узком значении этого понятия), водевиле, шутке, сценах. Кроме того, некоторые формы каждого из родов литературы в свою очередь в процессе развития подразделялись на отдельные группы. Так, например, мы знаем такие типы романа, как социально-психологический, семейно-бытовой, философский, сатирический, приключенческий, научно-фантастический, исторический. Исходя из всех этих фактов, теория литературы и оперирует в данной области тремя понятиями: рода, вида и жанра6.
     Общепринятой  трактовки этих понятий до сего времени пока нет. Одни, основываясь на этимологическом значении слова, вместо «род поэзии» говорят «жанр» и называют формы его употребления видами и разновидностями этих видов. Другие придерживаются того деления, которое даётся нами как более употребительное. В этом случае под родом понимается способ изображения (эпический, лирический, драматический); под видом — та или иная определенная фирма эпической, лирической и драматической
      МИХЮЬСКЕЯ, Н. П. I [рограмма по зарубежной литературе (5-9 классы) [Текст]/ Н.П.Михальская 
// Программно-методические материалы. Литература 5 - 11 кл. - М.; Дрофа. 2007.С. 104.

     Михальская. II. П. Зарубежная литература. 5 - 7 кл. [Текст] / Н.П.Михальская: учебник- 
хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, гимназий и 
лицеев. - М: Дрофа. 2007.С.149.

 

     
литературы (роман, ода, комедия); под жанром —  какая-либо разновидность существующих видов литературы (исторический роман, сатирическая поэма).
     Единый  принцип деления родов литературы на виды и жанры в их развитии не гак просто выявить. Многообразие форм эпических, лирических и драматических произведений соответствует многообразию возникающих и развивающихся идейно-познавательных запросов людей.
     Таким образом, рассматривая характеристику литературных родов, можем сделать вывод, что литература уже с самого своего рождения развивается в грех основных формах эпоса, лирики и драмы, ибо эти формы достаточно ясно проступают и в долитературном, фольклорном периоде существования искусства слова. Исключением является, пожалуй, только драма, поскольку в своем определившемся виде она предстает лишь после формирования театра.
     
    1.2 Особенности литературных жанров
 
 
     "Литературный  жанр" — абстрактное понятие  для обозначения единства содержания и формы произведения. Определенные сферы жизненного материала облекаются в некие соответствующие им литературные формы, определяемые прежде всего традицией, литературной памятью, общепринятой условностью. Если писатель открывает в произведении какие-то новые стороны жизни, он неизбежно находит для них новые оттенки формы, поэтому, хотя для большинства жанров, существовавших в истории литературы, есть идеальные формулы, эти абстракции воплощаются на практике в конкретное произведение, по-своему реализующее, а значит неизбежно трансформирующее жанровые формулы. Таким обрачом, «жанр — это категория, опосредующая общие законы и механизмы литературного процесса и конкретику отдельных произведений,
 

     
10
поэтому через призму жанра особенно удобно рассматривать историю литературы. Жанровый подход помогает выявить общие закономерности литературной эпохи, не упуская из виду особенностей отдельных произведений7
     В каждой национальной литературе существует особая жанровая система, но на ранних стадиях формирования западноевропейских литератур они отличались однотипностью, параллелизмом происходящих в них процессов. Это следствие того универсализма средневекового сознания, о котором было сказано во введении к настоящей главе. Общим для всех них было прежде всего само понятие "литература" — оно тогда существенно отличалось от нынешнего представления о художественной литературе. Так, в систему жанров средневековой литературы входили религиозное поучение и описание жития святого, историческая хроника, философский и религиозный трактаты, описания животных, растений и минералов, то есть те жанры, которые мы сегодня считаем "научно-популярными". А те жанры, которые сегодня прежде всего понимаются как "художественные", либо еще
                      в
не существовали (роман), либо сильно отличались от нынешних .
     Среди жанров художественной литературы в любую эпоху наиболее массовыми и популярными всегда являются повествовательные, или эпические жанры. На разных этапах средневековья доминировали разные эпические жанры. Для раннего средневековья характерен народный эпос. Наиболее архаичная его часта — кельтский героический эпос, ирландские и исландские саги, с богатырскими героями и элементами космогонических мифов (мифов о сотворении мира). В эпоху зрелого средневековья возникает письменная, книжная литература на новых языках, и важнейшим ее звеном стал   народно-героический   эпос,   создававшийся   на   более   прочной
7 Трикозеико. И. В. Компаративный анализ на уроках зарубежной литературы в 10 классе [Текст] / И.В. Трикозенки • X городская открытая научно-практическая конференция «Грани творчества»: Краткие тезисы докладов1 Пол. ре^. д-ра техн. наук, проф. Е. И. Глинкина: Тамб. гос. техн. ун-r. Тамбов. 2006. С. 18. Трикозь'пко. И. В. Урок литературы с элементами интегрирования на тему: «Сиянье древней славы бойцов зовет на полнит величавый». Рыщрскне романы М. Сервантеса и В. Скотта[Текст] I И.В. Трикозенко И Конспекты внтегриромниых уроков гуманитарного иикла. 5-7 класс: Книга для учителя / Под рел. А. Б. Малюшкина. - М- 2007. С. 72- 73,
 


11
исторической  основе. Французская "Песнь о Роланде", немецкая "Песнь о Нибелунгах", испанская "Песнь о моем Сиде" отразили процессы этнической и государственной консолидации, сложение феодальных отношений. Одновременно с записью героических песен на национальных языках возникает новая, рыцарская или куртуазная литература. Помимо расцвета лирических жанров, в ней возникает новый эпический жанр — рыцарский роман, процветавший в Европе вплоть до начала XVII века. Наконец, третий эпический жанр, не имеющий прецедентов в предшествующей литературе, — новелла — возникает как отражение предвозрожденческих тенденций в итальянской литературе. Если героический эпос -— жанр доавторского этапа, то ранние образцы рыцарского романа были анонимными, более поздние имели авторов. Самые известные авторы рыцарских романов -— француз Кретьен де Труа, немец Вольфрам фон Эшенбах (XII в.), англичанин сэр Томас Мэлори. А появление жанра новеллы в XIV веке уже вполне определенно связано с именем единственного автора — Джованни Боккаччо .
     В целом, история эпических жанров отражает этапы развития европейского сознания и следующем направлении: от восприятия мира с позиций коллективного, нерасчлененного сознания к большей расчлененности, индивидуальности ко все большему своеобразию авторского мироощущения.
    ЖАНР - это исторически сложившаяся  группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. К таким группам относятся романы, повести, поэмы, элегии, рассказы, фельетоны, комедии и т.д. В литературоведении нередко вводится понятие литературного вида, это более широкое понятие, чем жанр. В этом случае роман будет считаться видом художественной литературы, а жанрами - различные разновидности
 
 
 
        Мях&льская, Н. Г]. Зарубежна! литература. 5 - 7 кл. [Текст] / Н.П.Михапьская: учебаик-хресгоматия для школ и классов с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, гимназий и лицеев. - М.: Дрофа, 2007.С. 109.
 

       
12
романа, например, приключенческий, детективный, психологический, роман-притча, ромин-аптиутопия и т. д .
    Примеры родо-видовых отношений в литературе:
    Род: драматический; вид: комедия; жанр: комедия положений.
    Род: эпический; вид: повесть; жанр: фантастическая повесть и т.д. 
    Жанры, будучи категориями историческими, появляются, развиваются

и со временем "уходят" из "активного запаса" художников в зависимости от исторической эпохи: античные лирики не знали сонета; в наше время архаическим жанром стала родившаяся еще в древности и популярная в XVII-XVTTT веках ода; романтизм XIX века вызвал к жизни детективную литературу и г.д. В таблице 2, Приложение 2;представлены виды и жанры, относящиеся к различным родам искусства   :
     Современное литературоведение выделяет также  четвертый, смежный род литературы, совмещающий в себе черты эпического и лирического родов: лиро-эпический, к которому относится поэма. И действительно, рассказывая читателю какую-то историю, поэма проявляет себя как эпос; раскрывая перед читателем глубину чувств, внутренний мир лица, рассказывающего эту ис торию, поэма проявляет себя как лирика.
     Эпические и лирические произведения разделяются  на крупные и малые жанры в большей степени по объему. К крупным относятся эпопея, роман, поэма, к малым - повесть, рассказ, басня, песня, сонет и т.д.
     Малые эпические жанры, к которым относится  рассказ, - это "интенсивная" по содержанию проза: у писателя ввиду небольшого объема нет возможности "растекаться мыслию по древу", увлекаться подробными описаниями, перечислениями, воспроизводить большое количество событий в деталях, а сказать читателю зачастую нужно очень много.
 
      10 ТрЮНШнко, И. В. Духовное родство русской и английской литератур в системе преподавания 
курса литературы в 5 - 7 классах [Текст] - И.В. Трикозенко// V Городская научно-практическая конференция 
«Грани творчестиа»: краткие тезисы докладов. Тамбов: ТГТУ. 2009. С. 59-60.

     11 Мшшяьская, Н. П. Зарубежная литература. 8 - 9 кл. [Текст] / Н.П.Михальская: учебник- 
хрестоматия дли школ и массив с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, гимназий и 
лицеев. - М.: Дрофа. 2Q08.C.79-8I.

 

     
13
     Итак, РАССКАЗ - это небольшое прозаическое произведение с одним или двумя  основными героями, посвященное  изображению какого-то одного события.
     Как указывает Михальская Н. П. Для рассказа характерны следующие черты:
    небольшой объем:
     в основу сюжета положено чаще всего  одно событие, остальные лишь сюжетно  очерчены автором;
    малое число  персонажей: как правило, один-два  центральных героя;
    автору интересна  какая-то определенная тема;
     решается  какой-то один главный вопрос, остальные  вопросы являются "производными" от главного .
     Несколько объемнее повесть, но разницу между рассказом и повестью не всегда удастся уловить: произведение А.Чехова "Дуэль" некоторые называют небольшой повестью, а некоторые - большим рассказом. Важно следующее: как писал в начале XX века критик Е.Аничков, "в центре рассказов стоит именно личность человека, а не целая группа людей".
     Так, например, «Песнь о Роланде». Народно-героический  эпос средневековья с>ществеино отличается от гомеровских поэм. Гомеровские поэмы, завершают развитие народного античного эпоса. Гомер опирается на миф, воспевая героическое прошлое своего народа, "славу мужей"; его масштаб — космос и человечество. Средневековые эпические поэмы, по сравнению с гомеровским эпосом, как бы возвращаются на типологически более раннюю, чисто фольклорную стадию литературы. Они отразили устное народное творчество молодых пародов Западной Европы, их пассионарный порыв, в основе которого распространение христианства .
 
 
 
       12 Михальская. Н. П. Зарубежная литоратура. 8 - 9 кл. [Текст] / Н.П.Михальская: учебник- 
хрестоматия для шко.ч и классов с углубленным изучением предметов гуманитарного никла, гимназий и 
лицеев. - М.: Дрофа, 200S.C.82.

      13 Трикозенко, И. В. «Судеб таких ИЭМВНЧИВЫХ никто не испытал». Интегрированный урок по 
роману Д. Дефо «Робинзон Крую» [Текст]   И.О. Трикозенко // Проблема национальной идентичности и

 

      
14
     Поэмы эти складывались и течение веков, а записаны были почти одновременно: лучшая рукопись «Песни о Роланде», так называемая Оксфордская рукопись, относится к середине XII века; тогда же в испанском монастыре была записана «Песнь о моем Сиде», на рубеже ХП-ХШ веков в южной Германии была записана «Песнь о Нибелунгах». Современной наукой не установлено следующее: 1) мера авторства людей, сделавших запись данных произведений: 2) существование более древних манускриптов, на основе которых работали монахи - переписчики; 3) причастность к записям Профессиональных поэтов — сказителей, например, жонглё'ров(Франция), хугларов(Испания), шпильманов (Германия). В последней строке "Песни о Роланде'1 появляется имя собственное: "Турольд умолкнул". Но нам ничего не известно об этом Турольде, и предположение о том, что это автор поэмы, недоказуемо. Дело в том, что эпическая литература средневековья не знает понятия индивидуального авторства: текст эпической поэмы - коллективное достояние, и каждый новый его исполнитель, каждый новый его переписчик чувствовал себя вправе вносить в него изменения. Поэтому, имея дело с записанным, зафиксированным текстом "Песни о Роланде", следует отдавать себе отчет в том. что это один из множества реально существовавших вариантов поэмы.
     В XI—XII веках Европа оправлялась от хаоса периода великих завоеваний "темного времени", и в замках богатой южной французской провинции Лангедок зародилась особая куртуазная (придворная) культура, легшая в основу рыцарского эпоса. Это первое пробуждение личностного начала в средневековом сознании, момент зарождения индивидуальной любви, и провансальские поэты-трубадуры первыми в европейской лирике воспели любовь как величайшую силу человеческой жизни, нашли ее поэтическую формулу.
 
 
 
 
принципы межкультурной  коммуникации: Материалы школы-семинара (Воронеж, 25 - 30 июня 2009 г.). Т. 2.-Воронеж, 2001.C. 85-87.
 


15
     В XII веке вместе со становлением рыцарства возникает и новый эпический жанр рыцарской литературы — рыцарский роман. Сам термин "роман" появился в ХП веке и первоначально обозначал стихотворный текст на живом романском языке, в отличие от текста на латыни. Роман возник на севере и в центральной части Франции, а также на территории Анжуйского герцогства, принадлежавшей английским Плантагенетам. Дворы королевских особ из этой династии были прославленными центрами рыцарской культуры, а сами они — прославленными рыцарями, такими, как Ричард Львиное Сердце.
     Первые  романы были, как уже сказано, стихотворными, их объем достигал пятидесяти тысяч строк. С середины ХШ века стали появляться прозаические переработки основных сюжетов. Рыцарские романы представляют мир, неведомый историкам: в нем победы над злыми волшебниками и великанами одерживаются одной левой рукой; здесь над озерами воздвигаются невидимые мосты, по которым можно пройти к руке, держащей над водой волшебный меч, а реки иногда можно перейти лишь по лезвию меча; здесь в лесных скитах обитают мудрые отшельники; здесь странствующие рыцари галантно помогают прекрасным дамам в беде. То есть очевидно, что по материалу рыцарский роман решительно размежевался с героической мюпеей. Он относится к эпическим жанрам прежде всего потому, что сохраняет объемность повествования о прошлых событиях, но "эпичность" в смысле спокойствия, объективности, общественной значимости описываемых событий он утрачивает. На заре рыцарской эпохи в Западной Европе зарождается личностное самосознание, и в рыцарском романе молодой исключительный герой действует в совершенно исключительных обстоятельствах. Жанровое содержание рыцарского романа отражает и прославляет идеологию рыцарства. Это всегда увлекательное, авантюрное повествование о преданной любви молодых героев, об их испытаниях и приключениях, о воинских поединках и подвигах во славу
 

     
16
отечества и церкви. Герой действует ради соответствия высшему идеалу рыцарской чести
     В зависимости от материала, рыцарские  романы группируются в три цикла: античный, византийский и бретонский. Самый показательный -— бретонский цикл, основанный на кельтских народных сказаниях. Кельтские сказания обладают такой же магической притягательной силой для современного человека, как и античная мифология. Кельты, прирожденные рассказчики, стоят у истоков национальных литератур многих стран Западной Европы.
     Рыцарский роман создавал мифологию рыцарства, прославлял его ценности и образ жизни, то есть наследовал функции героического эпоса при всех очевидных отличиях в материале. На переходе от феодализма к Возрождению возникает следующий, менее монументальный эпический жанр — новелла.
     Среди эпических жанров новелла выделяется малым объемом, напряженным, острым сюжетом, духом свободомыслия. Новелла вырастает из анекдочов о метком, остроумном ответе, из рассказов о бурной повседневной жизни городских республик; из устной традиции идет живой, образный разговорный язык новеллы. Новеллы XIIJ века еще похожи на средневековый жанр безличного нравственного "примера" (exemplum) с его чисто дидактической задачей, по в XIV веке, по мере роста нового мироощущения, новелла начинает воспроизводить индивидуальное речевое сознание, воспринимающее культуру в ее целостности. Таким образом, новелла не просто возникает уже и эпоху авторской литературы, а несет в себе новый образ мира как частного мира отдельного человека.
     Создателем  классической новеллы считается  великий итальянский гуманист Джованни Боккаччо (1313-1375 гг.), сочетавший в одном лице писателя и ученого-филолога. Сын богатого флорентийского купца, он жил в
      14 Ми\и,1ьская. Н. П. За|>\бежмая литература. 8-9 кл. [Текст] / Н.П.Михапьская: учебник-хрестоматия для шко/i и классов с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, гимназий и лицеев. - М: Дрифа, 2008.С.83.
 

     
17
разных городах  Италии, но главным образом во Флоренции, где стал свидетелем великой чумной эпидемии 1348 года15.
     Отметим, что новелла давно существовала в средневековой литературе как вставной рассказ в какой-нибудь обширной книге и носила псевдоисторический, ученый характер. Классическая новелла возникла на рубеже XII1-XIV веков в Италии (от ит. novella — новость). Города-коммуны Северной Италии рано начали освобождаться от феодальной зависимости и быстро богатели благодаря быстрому росту торговли и промышленности. Здесь начала рушиться духовная диктатура церкви, а зарождение буржуазных отношений сопровождалось ростом динамизма, оптимизма и индивидуализма во всех сферах общественной и личной жизни. Результатом стал расцвет наук и искусств, а в литературе - сложение новых жанров.
     Но  все-таки роман господствует среди  эпических жанров современной литературы. Ег© эпическая природа заключается в установке на универсальный охват действительности, которая преподносится сквозь призму индивидуального сознания. Роман появляется в эпоху, когда осознается ценность отдельной личности, она становится интересной сама по себе, а значит может стать предметом изображения в искусстве. Если персонажами эпоса были боги и герои, наделенные способностями намного большими, чем способности среднего человека, если в эпосе описывались события национального прошлого, то герой романа — человек обыкновенный, и каждый читатель может поставить себя на его место. Столь же очевидны отличия героев нового жанра от исключительных героев рыцарского романа, чья жизнь представала в виде цепочки необыкновенных приключений странствующих рыцарей16.
 
 
 
 
      15 Михальская, Н. П. Зарубежная литература. 5 - 7 кл. [Текст] / Н.П.Михалъская: учебник- 
хрестоматия дли школ и классов с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, гимназий и 
лицеев. - М.: Дрофа, 2007.С.84

     16 Михальская, Н. П. Зарубежная литература. 5 - 7 кл. [Текст] / Н.П.Михальская: учебник- 
хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, гимназий и 
лицеев. - М.: Дрофа, 2007.С.29.

 

     
18
     Роман — жанр, с момента своего появления  открыто вбирающий в себя любые элементы предшествующей литературной традиции, играющий этими элементами; жанр, обнажающий свою литературную природу. Первые романы представляли собой пародии на популярнейшие жанры средневековой литературы. Великий французский гуманист Франсуа Рабле в романе "Гарганпоа и Пантагрюэль" (1532—1553 гг.) пародирует популярные народные книги, а Мигель Сервантес в "Дон Кихоте" (часть I — 1605 г., часть II — 1616 г.) — рыцарский роман.
     Таким образом, среди жанров художественной литературы в любую эпоху наиболее массовыми и популярными всегда являются повествовательные, или эпические, жанры. Для раннего средневековья характерен народный эпос. В эпоху зрелого средневековья возникает письменная, книжная литература на новых языках. В целом, история эпических жанров отражает этапы развития европейского сознания
     В заключение главы отметим, что литература уже с самого своего рождения развивается в грех основных формах эпоса, лирики и драмы, ибо эти формы достаточно ясно проступают и в долитературном, фольклорном периоде существования искусства слова. Исключением является, пожалуй, только драма, поскольку в своем определившемся виде она предстает лишь после формирования театра.
     Различают три рода художественной литературы: эпический, лирический и драматический. Опора на родо-жанровую специфику произведений зарубежной литературы способствует наиболее полному декодированию авторской интенции. 

 


19
 
 
Глава II. Методические основы изучения произведений зарубежных писателей на уроках литературы в 5-9 классах
2.1 Обзор используемых  методов и приемов при обучении литературе в неполной средней школе
     Метод обучения, по мнению В. В. Голубкова, — «это такой способ обучения, который применяется систематически и оказывает большое влияние на общее направление педагогической работы». Голубков называет три основных метода занятий по литературе: лекционный метод, понимаемый как сообщение нового материала, как выразительное чтение и как рассказ учителя; метод литературной беседы и метод самостоятельной работы учащихся, включающий устные доклады и письменные сочинения. Помимо определения методов, в учебнике В. В. Голубкова раскрыты еще два термина: приемы и формы организации работы. Прием, по мнению ученого, имеет по сравнению с методом более О1раниченное применение и «обычно входит в метод как его составная часть» |7.
     Каждый  метод «располагает» соответствующими приемами. В лекции — элементы беседы, риторические вопросы, работа над планом и записью лекции, использование различных видов наглядности. Метод беседы — умелая постановка вопросов, вводное и заключительное слово учителя. Для выполнения докладов и письменных работ необходима предварительная работа над планом, помощь учителя, обсуждение и оценка самостоятельной деятельности ученика.
     Следует подчеркнуть, что и в методической литературе, и в профессиональном общении ' нередко используется также термин «методический прием». М. А. Рыбникова нередко использует слово «метод» в значении «прием»'.
|; Голубков В. В. .Методика преподавания литературы. -М., 2007. -С. 69
 


20
 
     Современная методика преподавания литературы называет три основных метода преподавания литературы:
     1.МЕТОД  ТВОРЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ (МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ)
     Его цель: способствовать сильному и длительному художественному впечатлению, которое затем непрерывно углубляется (может прерываться комментарием, краткой беседой).
    2.АНЛЛИЗИРУЮЩЕ-ИНТЕРПРЕТИРУЮЩИЙ (поисковый,
исследовательский) метол
     Его цель: преимущественно более глубокое проникновение в литературное произведение.
     3.СИНТЕЗИРУЮЩИЙ МЕТОД (реализует двойной аспект: искусство и наука в преподавании литературы).
     Его цель: комплексная умственная деятельность учащихся на заключительное фазе работы, требование высокой степени творческой деятельности учащихся.
     Все указанные методы могут быть применены на всех фазах изучения произведения. Однако метод творческого восприятия (творческого чтения) преимущественно используется на первой и второй фазах изучения произведения, анализирующе - интерпретирующий - преимущественно на второй, синтезирующий - преимущественно на третьей фазе.
     Каждый  примененный учителем прием должен быть связан с соответств) юшим видом деятельности учащихся. Характеристика методов и приемов обучения литературе представлена в таблице 3, в Приложении 3.
     Итак, в школьной практике используют как традиционные, так и новые методы, приёмы обучения литературе, планируя разнообразные виды деятельности учащихся.
 

     
21
 
 
 
 
     2.2 Специфика методики преподавания произведений зарубежных писателей
    Изучение  зарубежной литературы представляет собой обширный материал для духовного обогащения учащихся. Каждый век заново прочитывает, истолковывает, приспосабливает к своим потребностям литературную классику. Ее изучение в школе, нетленный источник познания, воспитания I раждаиских, нравственных и этических норм. Поэтому всячески следует приветствовать расширение школьных программ по русской литературе, а также дополнительное введение произведений зарубежных писателей. И гимназиях и лицеях гуманитарного профиля целесообразно чтение курса зарубежной литературы по программе такого известного специалиста, как Н. П. Михальская.
    У учащихся средних школ укоренилось  стремление не читать произведения, а  ограничиваться знанием их содержания по кино экранизациям или телеспектаклям.
    Задача  учителя — вернуть классической литературе ее юных читателей, возбудить ни уроках литературы интерес именно к текстам произведений, чтобы они способствовали воспитанию учеников, чтобы слово писателя осталось в их памяти «па всю жизнь". Произведения» зарубежных авторов оказываются В этом отношении в силу меньшей известности в наиболее выигрышном положении. Перед учителями-словесниками встает задача не только познакомить с ними учащихся; нужно извлечь из них все, что будет способствовать обогащению духовного мира детей и подростков, их знаний и речи. Поэтому предлагаются различные варианты работы над текстами: заучивание   наизусть,   литературные   монтажи,   словарные   конкурсы,
 

    
22
цитирование в расчете на свободную ориентацию в тексте, составление карточек, запоминание афоризмов и т. д.
    Необходимо  тек же в старших классах основное внимание уделить анализу произведений с точки зрения метода писателя. Вопросы, поставленные в ходе анализа, носят проблемный характер, направленный на понимание идейного содержания и художественного материала. В арсенале учителя представлены разнообразные методы ведения урока: лекция учителя, доклады учащихся, комментированное чтение, диспуты, беседа, инсценирование/
    В пятых классах основу анализа  произведений зарубежных писателей  составляют беседа-и комментированное чтение. Поэтому лучший вариант -это путь от анализа к тексту, а не от текста к анализу, так как это требует от учащихся уже выработанного литературоведческого подхода. Этот метод допустим на факультативах в 9-м классе, где учитель широко развивает самостоятельные навыки учеников. Девятиклассники могут готовить сообщения, доклады, лекции, рефераты, и роль учителя ограничивается консультациями. 11 С. Трапезникова ставит перед учителем проблему воспитания у учащихся самостоятельной активности, творческого добывания знаний, умение работать с текстом произведения, с критической литературой. В 6-7 классах предлагается проводить сопоставления с героями, проблематикой, выдвинутой в русской литературе. Это даст возможности учащимся еще раз проверить свои знания, задуматься над непреходящим значением проблем, поставленных мастерами слова в своих произведениях ".
    В 5 классах учащиеся не могут самостоятельно усвоить содержание не известных им книг. Поэтому сначала рекомендуется анализ идейно-тематического содержания произведения, а затем уже рассмотрение его художественных  особенностей.  Б  7-8  классах  идейно-тематический  и
 
Трапезникова, Н.К, Зарубежная литература в средней школе [Текст] /Н.К. Трапезникова - Казань, 2007.
 


23
художественный  анализ дан, как и следует, в неразрывном единстве. От класса в класс усложняется методика проведения уроков: от беседы после прочитанного в классе произведения к синтезу комментированного чтения и беседы по предварительно прочитанному учащимися тексту и, наконец, к лекции учителя, основанной па конкретном литературоведческом анализе,
    В связи с изучением эпохи литературных направлений, биографии и произведений зарубежных писателей, ранее неизвестных учащимся, перед автором встала серьезная проблема: он старался вложить большой программный информационный материал в рамки урока. Н. В. Егорова рекомендует учителю в каждом отдельном случае исходить из возможностей класса, опираясь на свой опьп и интуицию'9.
    Изучение  зарубежной литературы в школе сопровождается различными письменными работами: изложением, сочинением-миниатюрой, написанием рецензий и статей в классные литературные газеты и т. п. Для развития воссоздающего воображения учащихся на уроках предлагаются всевозможные виды наглядных пособий и оборудования: рисунки детей, иллюстрации и картины художников, различные издания книг авторов, их портреты, записи, грамзаписи. Большое внимание уделяется словарной работе и методике ее проведения. После каждого заключительного урока по теме рекомендован словарь, из которого можно почерпнуть необходимый материал.
    Изучение  зарубежной литературы, по мнению Т.М. Абушевой, способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывая перспективы более ясного представления о мировом процессе и роли в нем отечественной литературы20.
    Школьный  курс зарубежной литературы строится на основе комплексного подхода, включающего аспекты историко-литературного, литературно-теоретического и культурологического изучения литературных
9 Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе . 5-9 классы. - М: Вако, 2009.
  Абушева Т.М. Литература 5-9 классы: (конспекты уроков (для рабош по всем образовательным программам). - Волгоград : Учитель, 2009.
 

  
24
явлений и отдающего приоритет рассмотрению литературы как вида искусства. Подход позволяет более эффективно решить главную задачу: ввести ребенка в мир художественной литературы, радость общения с которым рождается не от излишней теории, а от непосредственного общения с текстом.
    В школьном курсе зарубежной литературы представлены писатели разных стран и эпох. Важно выявить индивидуальные особенности каждого и вместе с тем то общее, чш присуще их творчеству, связанному с определенной эпохой, подчеркнуть преемственность в развитии литературы, восприятие традиций и их обновление. Одна из важных задач - раскрытие гуманистического характера творчества писателей.
    В курс шкальной программы включены произведения литературной классики, доступные для восприятия учащимися 5-9 классов.
    Знакомство  с зарубежной литературой осуществляется в два этапа:
    5-7 классы.
    8-9 классы.
    Структура каждого из них определяется хронологической 
последовательностью рассматриваемого материала - от древности к 
современности (то есть действует хронологический принцип). Иногда 
применяется и жанрово-тематический принцип: например, при изучении 
жанра "литературная сказка" (объединены произведения Гауфа, Андерсена, 
Кэрролла, Киплинга). В Приложении Зх дан урок по творчеству Омара 
Хайяма с ею анализом. ,

    Произведения  зарубежной литературы, и прежде всего  «Фауст», позволяют полнее раскрыть понятие условности в искусстве. Школьники, больше всего уделявшие внимание произведениям реалистическим, привыкли высоко оценивать 'убедительность мотивировки (например, социальными условиями, психологическими ситуациями и т. д.), обычно имели дело с последовательным изображением хода событий, а значит, с более или менее точным изображением хода времени и соотношением
 

    
исторического времени с событиями в жизни героя. В «Фаусте» они встретятся с условным временем и условным местом действия; иными будут здесь и мотивировки (в сравнении с мотивировками в литературе XIX в), в известной мере условны здесь характеры и обстоятельства.
    Понятие о «вечных образах» также почти невозможно раскрыть на материале русской литературы. Во венком случае, в русской литературе это не будут главные для писателя произведения («Каменный гость» Пушкина, «Гамлет Щигронского уезда» Тургенева).
    Зарубежный  раздел программы ведет нас к истокам «вечных образов» — Гамлету, Фаусту, а если вспомнить пройденное в VI классе, то и к Дон Кихоту.
    Таким образом, часы, отведенные на изучение иностранных классиков и современных зарубежных писателей, предоставляют большие возможности для расширения теоретического кругозора школьников, помогают поднять уровень осмысления литературы как искусства и, несомненно, создадут основу для более глубокого понимания родной литературы, которая является составной частью мирового литературного процесса. 

 


26
               
               
               
               
               
              Заключение
    Изучение  зарубежной литературы представляет собой  обширный материал для духовного обогащения учащихся. Каждый век заново прочитывает, истолковывает, приспосабливает к своим потребностям литературную классику. Ее изучение в школе, нетленный источник познания, воспитания гражданских, нравственных и этических норм. Поэтому всячески следует приветствовать расширение школьных программ по русской литературе, а также дополнительное введение произведений зарубежных писателей. В гимназиях я лицеях гуманитарного профиля целесообразно чтение курса зарубежной литературы по программе такого известного специалиста, как Н. П. Михальская.
 Рассматривая  характеристику литературных родов, можем сделать вывод, что литература уже с самого своего рождения развивается в трех основных формах эпоса, лирики и драмы, ибо эти формы достаточно ясно проступают и в долитературном, фольклорном периоде существования искусства слова. Исключением является, пожалуй, только драма, поскольку в своем определившемся виде она предстает лишь после формирования театра. Среди жанров художественной литературы в любую эпоху наиболее массовыми и популярными всегда являются повествовательные или эпические жанры. Для раннего средневековья характерен народный эпос. В эпоху зрелого средневековья возникает письменная, книжная литература на
новых языках. В  целом, история эпических жанров отражает этапы развития
                               ¦ европейского сознания.
     Современная методика преподавания литературы называет три основных метода 'преподавания литературы. Это метод творческого восприятия (метод творческого чтения), анализирующе-интерпретирующий
 

     
27
(поисковый, исследовательский)  метод и синтезирующий метод (реализует двойной аспект: искусство и наука в преподавании литературы).
     Изучение  зарубежной литературы в школе сопровождается различными письменными работами: изложением, сочинением-миниатюрой, написанием рецензий и статей в классные литературные газеты и т. п. Для развития воссоздающего воображения учащихся на уроках предлагаются всевозможные виды наглядных пособий и оборудования: рисунки детей, иллюстрации и картины художников, различные издания книг авторов, их портреты, записи, грамзаписи.
    Школьный  курс зарубежной литературы строится на основе комплексного подхода, включающего аспекты историко-литературного, литературно-теоретического и культурологического изучения литературных явлений и отдающего приоритет рассмотрению литературы как вида искусства. Подход позволяет более эффективно решить главную задачу: ввести ребенка s мир художественной литературы, радость общения с которым рождается не от излишнего теоретизирования, а от непосредственного общения с текстом.
    Таким образом, отведенные часы на изучение иностранных классиков и современныч зарубежных писателей^ предоставляют большие возможности для расширения теоретического кругозора школьников, помогают поднять уровень осмысления литературы как искусства и, несомненно, создадут основу для более глубокого понимания родной, литературы, которая является составной частью мирового литературного процесса.    • 
 

 


          28
Список  литературы
    Абушева, Т.М. Литература 5-9 классы: (конспекты уроков (для 
    работы  по всем образовательным программам) [Текст] / Т.М. 
    Абушева. - Волгоград : Учитель, 2009.

    Богданова, О.Ю., Леонов, С.А. Методика преподавания литературы 
    [Текст] / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов. - М, 2001. - 260 с.

    Богданова, О.К). Методика преподавания литературы [Текст] / О.Ю. 
    Богданова. 4.1. - М„ 2003. - 320 с.

    Егорова, Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе . 5- 
    9 классы [Текст] / И.В. Егорова, -М.: Вако, 2009.

    Бройтман, С. Н. Теория литературы [Текст]: Учеб. пособие для студ. 
    филологического фак. высш. учеб. заиед. : В 2 т./ Под ред. Н. Д. 
    Томарченко. - Т. 2 : С. Н. Бройтман. Историческая поэтика. - М. : 
    Академия, 2004.-368 с.

    Демаденко, Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по 
    литературе. 5-9 кл. [Текст] / Е.Л. Демиденко. Метод, пособие. - М.. 
    Дрофа, 2005.

    Курдюмова,   Т.Ф,   Изучение   литературы   в   5   классе.   Метод, 
    рекомендации [Текст] /Т.Ф. Курдюмова. - М. Просвещение, 2006

    Коровина,   В.Я.  Литература.   5   кл.   Метод,  советы  [Текст]  / 
    В.ЯКоровина, И.С. Збарский,    / под ред. В.И. Коровина. - М. 
    Просвещение, 2001. •

    Курдюмова,  Т.Ф.  Литература.   5   кл.   Метод.рекомендации  для 
    учителя [Текст] / Т.Ф. Курдюмова. М., 2001.

10.Курдюмова,  Т.Ф.  Литература.  6  кл.  Метод.рекомендации для
            ¦
    учителя [Текст] / Т.Ф. Курдюмова. М., 2001.
    11. Курдюмоьа,  Т.Ф. Литература.  7  кл.  Метод.рекомендации  для учителя [Текст] /Т.Ф. Курдюмова. М., 2001.
 


            29
    12.Литература 5 -6 кл. Поурочные планы [Текст] / Составитель  Н.М. Скоркина. -Издательство «Учитель-ACT», 2008.
    13.Михальская, Н. П. Программа по зарубежной  литературе (5-9 классы) [Текст] / 11.11. Михальская // Программно-методические материалы. Литература 5 - 11 кл. - М.: Дрофа, 2007.
    Михальская, П. 11. Зарубежная литература. 5 - 7 кл. [Текст] / 
    Н.П.Михальскан:   учебник-хрестоматия   для   школ   и   классов  с 
    углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, гимназий 
    и лицеев. -М.: Дрофа, 2007.

    Михальская, П. П. 'Зарубежная литература. 8 - 9 кл. [Текст] / 
    Н.П.Михальская:   учебпик-хрестоматия  для   школ   и   классов  с 
    углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, гимназий 
    и лицеев. - М.: Дрофа, 2008.

    16.Методика  преподавания литературы [Текст] / Под  ред. З.Я. Рез. - М.: Просвещение, 2005.
    Методика преподавания литературы, учебник для пед.вузв. [Текст] / 
    Под редакцией О.Ю- Богдановой, В.Г, Маранцмана и др. - 2005.

    Программно-методические    материалы Литература 5-11 классы. 
    Рекомендовано   Департаментом   обще! о   среднего     образования 
    Министерства образования Российской Федерации [Текст]. М.2006.

19.Роткович,  Я.Л.  Вопросы  преподавания  литературы:  Историко-
   методичеегше  очерки [Текст] / >1.А. Роткович. - М., 2001. 20.Роткович, Я.Л. История преподавания литературы в советской
  школе СТекст| / Я.Л. Роткович, - М., 2004. 21.Тамарченко, Н. Д. Теория литературы [Текст]: Учеб. пособие для
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.