На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Этапы психического развития подростка. Особенности воспитания и обучения подростка

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государственное образовательное  учреждение
высшего профессионального  образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Санкт-Петербургский  им. В.Б. Бобкова филиал
Российской  таможенной академии 
 

Кафедра гуманитарных дисциплин 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ
На тему:
«Этапы психического развития подростка. Особенности воспитания и обучения подростка» 
 

                Выполнил: студентка 1 курса
                Заочной формы обучения
                Таможенного факультета,
                Группа  № 1111з,
                Климова Анна Михайловна. 

                Проверил:
                __________________________
                (ФИО,  уч.степень, уч.звание)
                Оценка  «__________________»
                ___________________________
                Подпись
                «___» ________________ 2011г. 
                 
                 
                 
                 
                 

Санкт-Петербург
2011 
 
 
 
 
 

Содержание. 
 

    Введение………………………………………………………………3
    Этапы психического развития человека и особенности воспитания……………………………………………………………4
    Трудности воспитания………………………………………………13
     3.1 Характерологические недостатки подростков…………………….13
     3.2 Ленивые подростки………………………………………………….14
     3.3 Подростки с пассивным поведением…………………………….....15
     3.4 Неорганизованные подростки………………………………………18
     3.5 Эгоистичные подростки……………………………………………...21
     3.6 Недисциплинированные, упрямые, грубые и лживые подростки....22.
    3.7 Подростки-педанты…………………………………………………...24
    Социальная ситуация развития подростка…………………………...25
    Заключение…………………………………………………………......27
    Список литературы………………………………………………….....28
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Введение.
      Становление человека как личности невозможно представить без влияния общества. Роль социального окружения в усвоении ребёнком принятых обществом норм морали, правил, общественных ролей и т.д. нельзя недооценивать. Важной задачей любого общества является создание условий для максимального раскрытия возможностей детей, актуализации их способностей творчески проявить себя, самовыразиться, самоутвердиться, реализовать свою потребность быть принятыми и признанными обществом личностями.
     Однако, воспитание детей — нелегкая задача, и сегодня большинство родителей  сталкивается с огромными трудностями. Наиболее остро они проявляются  в подростковом возрасте - остропротекающем периоде перехода ребенка из собственно детства во взрослую жизнь. Именно в подростковом возрасте начинают проявляться различные трудности и деформации в становлении характера подростка, требующие внимания к ним. И если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками, принятия способов поведения взрослых, проявления собственной индивидуальности и самостоятельности. Проблематика избранной нами темы нашла отражение в трудах некоторых авторов и авторских коллективов.
     Целью настоящей работы является теоретическое  рассмотрение проблемы социальной ситуации развития и возможных трудностей подросткового возраста.
     Исходя  из цели, выделяются и задачи:
     - рассмотреть особенности развития  подростков;
     - обозначить этапы психического  развития для подростков;
     - выявить и охарактеризовать основные  трудности подросткового возраста;
2.Этапы  психического развития человека и особенности воспитания.
Этапы развития психики по Эриксону:
I стадия. Орально-сенсорная
Возраст: первый год жизни.
Задача этапа: базисное доверие против базисного  недоверия.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: энергия и надежда.
Задача этого  этапа – проработать необходимый  баланс между доверием и недоверием к миру. Это поможет, уже будучи взрослым, не поддаваться на первую же рекламу, но и не быть “человеком в футляре”, недоверчивым и подозрительным ко всему и ко всем.
В результате удачного прохождения этой стадии вырастают  люди, которые черпают жизненную  веру не только в религии, но и в  общественной деятельности и научных занятиях.
II стадия. Мышечно-анальная
Возраст 2-й – 3-й годы жизни.
Задача этапа: автономия против стыда и сомнения.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: самоконтроль и сила воли.
На этом этапе  на первый план выходит развитие самостоятельности  на основе моторных и психических  способностей. Ребенок осваивает  различные движения. Если родители предоставляют ребенку делать самому то, что он может, у него вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и, в значительной мере, средой. Появляется самостоятельность.
Если воспитатели  проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, развивается стыдливость и нерешительность. Если родители постоянно бранят ребенка за мокрую постель, запачканные штанишки, пролитое молоко, разбитую чашку и т.п. – у ребенка закрепляется чувство стыда и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением.
Внешний контроль на этой стадии должен твердо убеждать ребенка в его силах и возможностях, а также защищать от анархии..
III стадия. Локомоторно-генитальная
Возраст: 4 – 5 лет – дошкольный возраст.
Задача этапа: инициатива (предприимчивость) против чувства вины.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: направление  и целеустремленность.
К началу этой стадии ребенок уже приобрел множество  физических навыков, начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия и подражать им. Проявляет изобретательность в речи, способность фантазировать.
От того, как  реагируют взрослые на затеи ребенка, во многом зависит перевес качеств  в характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе деятельности (бегать, бороться, возиться, кататься на велосипеде, санках, коньках), вырабатывают предприимчивость. Закрепляет ее готовность родителей отвечать на вопросы (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать фантазировать и затевать игры.
Если взрослые показывают ребенку, что его деятельность вредна и нежелательна, вопросы назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать  себя виноватым и уносит это чувство  вины во взрослую жизнь. Опасность этой стадии – в возникновении чувства вины за свои цели и поступки в ходе наслаждения новым локомоторным и ментальным могуществом, которые требуют энергичного обуздания. Поражение ведет к покорности, чувству вины и тревоги. Подавляются и сдерживаются излишне оптимистические надежды и дикие фантазии.
Ребенок на этой стадии склонен учиться быстро и  жадно, стремительно взрослеть в  смысле разделения обязанностей и дел. Хочет и может заниматься совместными  делами, вместе с другими детьми придумывает и планирует дела. Подражает идеальным прототипам. Эта стадия связывает мечты раннего детства с целями активной взрослой жизни.
IV стадия. Латентная
Возраст 6 – 11 лет.
Задача этапа: трудолюбие (умелость) против чувства  неполноценности.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: система  и компетентность.
Любовь и ревность находятся на этой стадии в скрытом  состоянии (о чем и говорит  ее название – латентная). Это годы начальной школы. Ребенок проявляет  способность к дедукции, организованным играм, регламентированным занятиям. Интерес  к тому, как вещи устроены, как их приспособить, освоить. В эти годы он напоминает Робинзона Крузо и часто интересуется его жизнью.
Когда детей  поощряют мастерить, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и  рукодельничать, когда им разрешают  довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость, способности к техническому творчеству.
Когда родители видят в трудовой деятельности ребенка  одно “баловство” и “пачкотню”, это способствуют выработке у  него чувства неполноценности. Опасность этой стадии – чувство неадекватности и неполноценности. Если ребенок отчаивается в своих орудиях труда и рабочих навыках или занимаемом месте среди товарищей, то это может отбить охоту к идентификации с ними, ребенок считает себя обреченным на посредственность или неадекватность. Он учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом.
V стадия. Подростковый  возраст и ранняя  юность
Возраст 12 – 18 лет.
Задача этапа: идентичность против смешения ролей.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: посвящение и верность.
Главное затруднение  на этой стадии – идентификационная  спутанность, неспособность опознать свое “Я”.
Подросток созревает  физиологически и психически, у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают.
Влияние родителей  на этой стадии – косвенное. Если подросток  благодаря родителям уже выработал  доверие, самостоятельность, предприимчивость, и умелость, то его шансы на идентификацию, т.е. на опознание собственной индивидуальности значительно увеличиваются.
Обратное справедливо  для подростка недоверчивого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. При трудностях самоидентификации проявляются  симптомы путаницы ролей. Это часто бывает у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей.
Обособленность  круга и отвержение “чужаков”. Опознавательные  знаки “своих” – одежда, макияж, жесты, словечки. Эта интолерантность (нетерпимость) – защита против “помрачения” сознания идентичности. Подростки стереотипизируют себя, свои идеалы, своих врагов. Часто подростки отождествляют свое “Я” с образом, противоположным тому, что ожидают их родители. Но иногда лучше ассоциировать себя с “хиппи” и т.п., чем вообще не обрести своего “Я”. Подростки испытывают способность друг друга хранить верность. Готовность к такому испытанию объясняет привлекательность для молодежи простых и жестких тоталитарных доктрин.
    В  подростковом возрасте наблюдается  неравномерность развития отдельных  органов и систем, сопровождающаяся  функциональными нарушениями, плохим самочувствием и быстрой утомляемостью. Умственное и физическое напряжение, особенно сильные эмоциональные переживания могут быть причиной функциональных нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы, а это в свою очередь приводит к общей неуравновешенности подростка, его раздражительности. Непропорциональность развития костей и мышц приводит к неуклюжести и угловатости.
   Все происходящие  изменения осознаются подростками  и глубоко переживаются. Такие  переживания могут обостряться возникновением интереса к противоположному полу.
   В V–VI классах девочки заметно обгоняют  в развитии мальчиков, которые  могут проявлять себя только  по-детски.
   В VII–VIII классах исчезает непосредственность, взаимная привязанность проявляется очень эмоционально. Интерес к сверстникам противоположного пола оказывает определенное внимание на развитие личности: создаются условия для мобилизации возможностей личности в связи с желанием стать лучше, внимательнее, заботливее. Общение выделяется в отдельную, очень важную для подростка сферу жизни. При этом проявляются тенденции к общению и желанию быть принятым, уважаемым. Подростки, не принятые в своем учебном или другом коллективе, нередко ищут признания в других, в том числе и асоциальных группировках.
    По  складу личности младший подросток  – общественник. Ребят привлекает  коллективный способ жизни и  деятельности. В любом мероприятии  они предпочитают быть деятелями,  а не созерцателями, проявить  активность, самостоятельность, инициативу.
    Серьезные изменения претерпевают отношения подростка со взрослыми (родителями, учителями). Свои новые права подросток распространяет прежде всего на сферу отношений с ними. Он начинает сопротивляться категорическим требованиям взрослых, протестует против ограничения его самостоятельности, всяческой опеки, мелочного контроля, отношения к нему, как к маленькому. Он требует учитывать его интересы, отношения, мнения, хотя они не всегда достаточно разумны и зрелы. Расширяя свои права на самостоятельность, уважение к личности, подросток в большинстве случаев не имеет возможности взять на себя новые обязанности. Возникшее противоречие между потребностью проявить самостоятельность и реальными возможностями ее осуществления выступает в качестве конфликтообразующего фактора. 
 

VI стадия. Ранняя взрослость
Возраст: период ухаживания и ранние годы семейной жизни. От конца юности до начала среднего возраста. Здесь и далее Эриксон  уже четко не называет возраст.
Задача этапа: близость против изоляции.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: аффилиация и любовь.
К началу этой стадии человек уже опознал свое “Я”  и включился в трудовую деятельность.
Ему важна близость – не только физическая, но и способность  заботиться о другом человеке, делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. Новоиспеченный взрослый готов проявлять нравственную силу и в интимных, и товарищеских взаимоотношениях, оставаясь верным, даже если потребуются значительные жертвы и компромиссы. Проявления этой стадии – не обязательно в сексуальном влечении, но и в дружбе. Например, между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых условиях, образуются тесные связи – образец близости в широком смысле.
Опасность стадии – избегание контактов, которые  обязывают к близости. Избегание  опыта близости из-за страха утратить эго приводит к чувству изоляции и последующему самопоглощению. Если ни в браке, ни в дружбе он не достигает близости – одиночество. Не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться. Опасность этой стадии состоит в том, что и интимные, и соперничающие, и враждебные отношения человек испытывает к одним и тем же людям. Остальные – безразличны. И только научившись отличать схватку соперников от сексуального объятия, человек осваивает этическое чувство – отличительный признак взрослого человека. Только теперь проявляется истинная генитальность. Ее нельзя считать чисто сексуальной задачей. Она есть объединение способов подбора партнера, сотрудничества и соперничества.
VII стадия. Взрослость
Эту и последующую  стадию классический психоанализ уже не рассматривает, он охватывает только период взросления.
Возраст: зрелый.
Задача этапа: генеративность против стагнации.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: производство и забота.
Ко времени  наступления этой стадии человек  уже прочно связал себя с определенным родом занятий, а его дети уже стали подростками.
Для этого этапа  развития характерна общечеловечность – способность интересоваться судьбами людей за пределами семейного  круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Для этого не обязательно иметь собственных детей, важно активно заботиться о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось.
Те, у кого чувство  сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточиваются на самих себе, и их главной заботой становится удовлетворение своих потребностей, собственный комфорт, самопоглощенность.
Генеративность  – центральный момент этой стадии – это заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения. Хотя существуют отдельные лица, которые вследствие жизненных неудач или особой одаренности в других областях, не направляют этот интерес на свое потомство. Генеративность включает в себя продуктивность и креативность, но эти понятия не могут его заменить. Генеративность – самая важная стадия как психосексуального, так и психосоциального развития.
Когда такого обогащения не удается достичь, происходит регрессия  к потребности в псевдоблизости, с чувством застоя и обеднением личной жизни. Человек начинает баловать себя, как если бы он был своим ребенком. Сам факт наличия детей или желания их иметь – это еще не генеративность.
Причины отставания – чрезмерное себялюбие, напряженное  самосозидание преуспевающей личности за счет других сторон жизни, недостаток веры, доверия, ощущения, что он желанная надежда и забота общества.
VIII стадия. Зрелость
Возраст: пенсионный.
Задача этапа: целостность эго против отчаяния.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: самоотречение  и мудрость.
Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь. Безнадежность. Отсутствие или утрата накопленной целостности выражается в страхе смерти: единственный и неповторимый жизненный цикл не принимается как завершение жизни. Отчаяние выражает сознание того, что времени жить осталось мало, чтобы попытаться начать новую жизнь и испытать иные пути к целостности.  
 
 

3. Трудности воспитания. 

     3.1 Характерологические недостатки подростков.
       На возникновение недостатков  характера влияет игнорирование педагогами возрастных особенностей школьников. Так, неудовлетворенные потребности подростка быть, или хотя бы казаться взрослым, отношение к нему, как к неразумному ребенку, часто приводит к появлению и закреплению у школьников упрямства, капризности, негативизма, грубости. Иногда возникают и более серьезные характерологические деформации, что, как правило, вызывает тяжелые и продолжительные конфликты с педагогами; скрытое или явное противостояние им. На закреплении отрицательных черт характера сказывается отношение к подросткам как учителей, так и сверстников.
     Часто бывает, что и родители не всегда своевременно реагируют на появление  недостатков характера у детей. А между тем, чем быстрее начать работу по их исправлению, тем легче освободиться. В противном случае они закрепляются в структуре личности школьника, «врастают» в нее. Тогда для искоренения отдельных недостатков характера необходимо будет влиять на связанные с ними другие психические качества, а то и на всю личность. Понятно, что сделать это бывает очень сложно.
     Неблагоприятно  влияет на подростка переоценка или  недооценка взрослыми недостатков  его характера. Так, некоторые родители склонны объяснять чрезвычайную капризность или недисциплинированность, невыдержанность своих детей их нервностью, то есть известной болезненностью. Это способствует укреплению у таких подростков этих недостатков и появлению чувства недозволенности. Нередко они прямо заявляют ученикам и своим одноклассникам: «Не троньте меня: я нервный!»
     Плохо, когда и родители не обращают внимания на повышенную возбудимость, неуравновешенность, повышенную обидчивость или полную безучастность ребенка, на такие симптомы как бессонница, головные боли, тики, неоправданная слезливость. А ведь это повод для немедленного обращения к врачу.
     Некоторые подростки, даже осознавая недостатки своего характера, не хотят от них  избавляться, так как считают, что  лень позволяет сохранить жизненные  силы и не надорваться, а неискренность  и своевременная расчетливость  — позволит преуспеть в служебной карьере. Здесь важно помнить, что ребенок не только объект, но, прежде всего, субъект воспитания. Поэтому важно помочь ему правильно оценить недостатки своего характера и самому приложить усилия, чтобы от них освободиться.
     Следует помнить, что не все индивидуальные черты выражают характер человека, а только наиболее существенные из них.
     «В  категории обычных недостатков  характера учащихся выделяют два  вида недостатков:
      - недостатки, проявляющиеся в деятельности  ученика;
      - недостатки в отношении его к себе и другим людям.
     К первому виду относятся: леность, пассивность, неорганизованность и неаккуратность, отсутствие настойчивости. Ко второму  виду относятся эгоизм, эгоцентризм. 

     3.2 Ленивые подростки.
     Леность проявляется в отсутствии желания трудиться и учиться. По многим причинам леность справедливо считается крупнейшим недостатком характера детей и взрослых.
     Во-первых, общество построено на труде. Современное  развитие стран с рыночным хозяйством было бы невозможно без расцвета, свободного творческого и высокоэффективного труда, без значительного повышения эффективности производства.
     Во-вторых, трудовая и учебная деятельности необходимы для психического и физического  развития человека. Ведь всевозможные виды трудовой деятельности используются также как терапевтическое средство.
     В-третьих, лишенный трудолюбия школьник оказывается  не адаптированным к миру взрослых, к самостоятельной жизни.
     В-четвертых, отсутствие у ребенка потребности  в посильном систематическом  труде лишает его радости жизни  и нередко приводит к деградации личности. Недаром издавна говорят, что праздность — мать всех пороков.
     Леность нередко возникает из-за избалованности ребенка, когда родители выполняют  все прихоти и капризы, не побуждая его к целенаправленной учебной  или трудовой деятельности. Многие из таких подростков не умеют быть усидчивыми при необходимости, не обладают навыками самостоятельной работы и устойчивыми учебно-познавательными интересами.
     Мощным  фактором, влияющим на снижение интереса к учебе, может оказаться для учащихся отдаленная во времени действенность обучения. Они хотят получить практический результат от учебы сегодня, а не через долгие годы. Соответственно, многие из них перестают интересоваться учебой теперь, не соотнося сегодняшние успехи с будущей взрослой жизнью. 

     3.3 Подростки с пассивным поведением.
     Понятие «пассивный» в словаре С.И. Ожегова  раскрывается как «не проявляющий  деятельности, безучастный, безразличный к окружающей жизни», а также «зависящий от деятельности другого, лишенный самостоятельности». В педагогической психологии «пассивный»  обычно толкуется как противоположный активному и, как следствие, лишается положительного смысла.
     Основными причинами пассивности школьников можно определить.
      - остаточное влияние тоталитарного  наследия, задававшего определенный  стиль поведения граждан;
      - понижение интеллектуальной активности;
      - расстройство физического здоровья;
      - дефекты умственного развития.
     Содержание  понятия «интеллектуально пассивные  дети» существенно углубила Л.В. Орлова в своей диссертационной  кандидатской 1992 году. Она выделила 4 группы таких детей в младшем возрасте.
     1. Группа с «мотивационной» интеллектуальной  пассивностью. Такие дети выбирают  преимущественно легкие пути  достижения цели, не заинтересованы  в работе, стремятся получить  быстрый результат без достаточного  осмысления, испытывают состояние эмоционального дискомфорта в ситуации интеллектуального напряжения. В числе основных причин этого вида пассивности — наличие избыточной развлекательной информации в семье, субъективно-пассивная роль ребенка при ее получении.
     2. Группа детей с «операционно-технической» интеллектуальной пассивностью. Она вызвана комплексом причин: пробелами в знаниях; неумением применять эти знания в новой ситуации; отсутствием умения организовывать учебную работу (усвоить условие задачи, сформулировать вопрос, самостоятельно работать с учебником); отсутствием умения самостоятельно выполнять задания. Подобная интеллектуальная пассивность школьников проявляется:
      - в шаблонности умственной деятельности;
      - избыточных операционных действиях  и наличии несущественных («лишних») вопросов по ходу работы;
      - в использовании обходных путей  в выполнении учебных задач  или применении нерациональных  и даже неуместных при выполнении  данного задания приемов;
      - предпочтении репродуктивной деятельности (воспроизведение запечатленного и сохраненного в памяти) и знакомых, простых заданий.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.