На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Страховая деятельность

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                               СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…....5
1.1. Цель, признаки, субъекты и функции страховой деятельности………….5
1.2. Классификация и виды страхования……………………………………...10    
 1.3. Отрасли страхования……………………………………………………….14                    
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СТРАХОВОГО РЫНКА……………….22
2.1. Становление и современное состояние рынка страховых услуг в России.....................................................................................................................22
 2.2. Государственный надзор за страховой деятельностью………………….30
2.3 Лицензирование  страховой деятельности………………………………....35
3. РАЗВИТИЕ СТРАХОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………….....38
3.1. Особенности организации страхования в РФ в условиях перехода к рыночной экономике………………………………………………………….....38
3.2.Последствия нарушений отдельных условий страхования…………….....41
3.3. Проблемы дальнейшего развития страхового рынка России…………...42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………....48 
 
 
 
 
 
 

                                                      ВВЕДЕНИЕ
        Важнейшим условием нормальной жизнедеятельности человека является непрерывность и бесперебойность. Но многовековой опыт человечества показывает, что процесс общественного производства прерывается или нарушается в результате разрушительного воздействия стихийных сил природы или негативных последствий других чрезвычайных ситуаций. В данной ситуации объективно действует рискованный характер, а фактор риска вызывает потребность в страховании. Благодаря страхованию любой вид человеческой деятельности защищен от случайностей.
        Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом “страх”. Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.
       Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что риск служит предпосылкой возникновения страховых отношений. Своеобразие этих отношений как экономической категории, заключается в том, что страхование является категорией, находящейся в подчиненной связи с категорией финансов.
        Страхование обусловлено движением денежной формы стоимости при формировании и использовании соответствующих целевых фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения денежных доходов и накоплений. В настоящее время тема страхования является весьма актуальной.
      Целью данной курсовой работы является рассмотреть и раскрыть всю полноту проблемы такой экономической категории, как страхование; понять его сущность, описать основные аспекты. Рассмотреть систему государственного регулирования рынка страхования.
        Актуальность темы объясняется тем, что проблема государственного регулирования страхового рынка является одной из самых актуальных в теории и практике современного отечественного страхования. Важность ее исследования связана с тем, что несмотря на более чем десятилетний срок развития страхового рынка РФ, система его государственного регулирования до сих пор окончательно не сформировалась: изменяется состояние самого страхового рынка, идет постоянное совершенствование нормативной базы страхования, реорганизуются органы страхового надзора.
       Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в сфере государственного регулирования страхового рынка страхования.
        Предметом исследования является страховой рынок Российской Федерации.  
 
 
 
 
 
 
 
 

 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
              1.1 Цель, признаки, субъекты и функции страхования 

       Начиная с 20-х годов нашего столетия и до конца 80-х, в связи с изменением общественно-политического строя, система страхования была монополизирована, а ведомство страхового надзора было упразднено. В этот период страхованием занимались органы государственного страхования, главным направлением деятельности которых было страхование населения, поскольку в условиях существования общественной собственности на средства производства страхование имущества предприятий в государственной страховой организации считалось нецелесообразным. В конце 40-х годов было создано страховое общество Ингосстрах, имевшее сеть дочерних компаний и представительств за рубежом для осуществления страхования в сфере внешнеэкономической деятельности.
       Экономические реформы, создали реальные предпосылки для организации новой системы страхования. Произошли радикальные изменения в вопросах   государственного регулирования   страхового дела. Решение первоочередных задач по созданию правовых и организационных основ   регулирования   страховой деятельности привело к созданию новых условий для работы страховых компаний.
       Представляют определенный интерес основные направления деятельности компаний: добровольное страхование: личное, имущества и ответственности, и обязательное страхование.
       Страхование - одна из трех сфер финансовой системы. Страхование связано с распределением совокупного общественного продукта и части национальных богатств. Для страхования в то же время характерны экономические отношения только по перераспределению доходов и накоплений, связанных с возмещением материальных и иных потерь. Таким образом, страхование связано с вероятностным движением денежной формы собственности. Страховой случай может и не наступить. Для страхования характерны все признаки финансов, но оно имеет и свои отличительные признаки:
1.Возникают перераспределительные отношения, обусловленные наличием страхового риска как вероятности и возможности наступления страхового случая, способного нанести материальный и иной ущерб.
2.Для страхования характерны замкнутые перераспределительные отношения между его участниками, связанные с солидарной раскладкой суммы ущерба  одного или нескольких субъектов на всех субъектов, вовлеченных в страхование. Это замкнутая раскладка основана на вероятности того, что число пострадавших хозяйств обычно меньше числа участников страхования. Как правило,  число пострадавших должно быть существенно меньше числа застрахованных. Для организации замкнутой раскладки ущерба создается денежный страховой фонд, формируемый за счет взносов всех участников. Размер страхового взноса представляет долю каждого из них в раскладке. Таким образом, чем шире круг участников, тем меньше сумма страхового взноса и они более доступные. Обязательное страхование вовлекает наибольшее число участников, следовательно, меньше страховой тариф и риск.
3.Страхование предусматривает перераспределение ущерба во времени и в территориальном разрезе.
4.Характерной чертой страхования является относительная безвозвратность мобилизуемых средств.
     Страхование-это совокупность особых  замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет взносов страховых фондов, предназначенных для возмещения материального и иного ущерба предприятиям, организациям и физическим лицам.
     Субъекты страхования - страхователь и страховщик. Страховщик - организация, осуществляющая страхование, имеющая на это лицензию,  к ней предъявляются определенные требования (объем уставного капитала, не имеют права заниматься торговой и производственной деятельностью). Страхователь - юридическое  или физическое лицо, заключающее договор страхования и вносящее страховые взносы.
        Цель страхования - обеспечение страховой защиты материальных интересов граждан, предприятий, кооперативов и иных хозяйственных субъектов в виде полного или частичного возмещения ущерба и потерь, причиненных стихийными бедствиями, чрезвычайными происшествиями и событиями в различных областях человеческой деятельности, а также выплаты гражданам денежных сумм при наступлении страховых событий за счет страхового фонда, создаваемого на основе обязательных и добровольных платежей участников страхования.
       Функции страхования и его содержание как экономической категории органически связаны. В качестве функций страхования можно выделить:
1) формирование  специализированного  страхового  фонда денежных средств;
2) возмещение  ущерба и личное материальное  обеспечение граждан;
3) предупреждение  страхового случая и минимизация  ущерба.
       Формирование специализированного страхового фонда денежных средств. Этот фонд может формироваться как в обязательном, так и в добровольном порядке. Развитие страхового дела в стране, а также проведение страхования в той или иной форме регулирует государство исходя из экономической и социальной обстановки.
      Функция формирования специализированного страхового фонда реализуется в системе запасных и резервных фондов, обеспечивающих стабильность страхования, гарантию выплат и возмещений. Если в коммерческих банках аккумулирование средств населения с целью, например, денежных накоплений имеет только сберегательное начало, то страхование через функцию формирования специализированного страхового фонда несет сберегательное рисковое начало. В моральном плане каждый участник страхового процесса, например при страховании жизни, уверен в получении материального обеспечения на случай страхового события и при завершении срока действия договора. В имущественном страховании через функцию формирования специализированного страхового фонда не только решается проблема возмещения стоимости пострадавшего имущества в пределах страховых сумм и условий, оговоренных договором страхования, но и создаются условия для материального возмещения части или полной стоимости пострадавшего имущества.
     Через функцию формирования специализированного страхового фонда решаются проблемы инвестиций временно свободных средств в банковские и другие коммерческие структуры, вложения денежных средств в недвижимость, приобретение ценных бумаг и т.д. С развитием страхового рынка механизм использования временно свободных средств будет совершенствоваться, и расширяться, и соответственно значение страхования как функции формирования специальных страховых фондов будет возрастать.
       Возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан. Право на возмещение имущественного ущерба имеют только физические и юридические лица, являющиеся участниками формирования страхового фонда. Возмещение ущерба физическим и юридическим лицам осуществляется в рамках имеющихся договоров имущественного страхования. Порядок возмещения ущерба определяется страховыми компаниями исходя из условий договоров страхования, и регулируется государством через лицензирование страховой деятельности. Посредством этой функции получает реализацию полнота страховой защиты.
Предупреждение  страхового случая и минимизация  ущерба.
       Данная функция предполагает широкий комплекс мер, в том числе финансирование мероприятий по недопущению или уменьшению негативных последствий несчастных случаев и стихийных бедствий, правовое воздействие на страхователя, закрепленное в условиях за­ключенного договора страхования и ориентированное на его бережное отношение к застрахованному имуществу. Меры страховщика по предупреждению страхового случая и минимизации ущерба носят название превенции. В целях реализации данной функции страховщик образует особый денежный фонд предупредительных мероприятий.
       В интересах страховщика израсходовать определенную долю денежных средств на предупреждение страхового случая и связанного с ним ущерба (например, на финансирование противопожарных мероприятий: приобретение огнетушителей, размещение специальных датчиков контроля над тепловым излучением и т.д.), которые помогут сохранить застрахованное имущество в первоначальном состоянии. Расходы страховщика на предупредительные мероприятия целесообразны, так как позволяют добиться существенной экономии денежных средств на выплату страхового возмещения.
      Также, если рассматривать сущность страхования как особой сферы распределительных отношений, то можно выделить такие четыре функции:
1) противорисковая  - выражает основное общественное  назначение страхования - возмещение  ущерба пострадавшим лицам в  целях защиты их интересов  при наступлении рисковых обстоятельств;
2) предупредительная  - отражает экономическую заинтересованность  всех участников страховых отношений  (страхователей и страховщика)  в ненаступлении рисков, влекущих  негативные последствия одинаково  для всех;
3) сберегательная - выражается в потребности страховой  защиты имущества, доходов и  личных интересов страхователей  с целью экономии собственных  средств и их сохранения в  случае наступления неблагоприятных  событий;
4) контрольная  - страхование реализуется в процессе  формирования и расходования  средств страхового фонда, включая  и стадию осмысливания финансовых  результатов страховой деятельности. 
 

                             1.2 Классификация и виды страхования 

      Под «классификацией» понимают иерархическую систему взаимосвязанных звеньев (элементов), позволяющую создать стройную картину единого целого с выделением его совокупных частей.
        Классификация страхования представляет собой  форму выражения различий в страховщиках и сферах их деятельности, объектах страхования, категориях страхователей, объеме страховой ответственности и форме проведения страхования. В основу классификации страхования положены два критерия: различия в объектах страхования и различия в объеме страховой ответственности.
Встречается несколько вариантов классификации. Например:
1) Классификация страхования по роду опасностей:
-  Страхование от огня;
- Страхование транспортных средств от аварии, угона и других опасностей;
- Страхование сельхозкультур от засухи и других стихийных бедствий;
  И др.
2) Классификация страхования по организационным формам:
- Акционерное страхование (уставный капитал - акционерный);
- Взаимное страхование (страхователь, одновременно страховщик);
- Государственное страхование (государство-страховщик при единой, частной и при отсутствии государственной монополии);
- Кэптивное страхование (страхование внутри бизнес-групп за счет подконтрольных дочерних филиалов, созданных нестраховыми организациями);
- Ллойдовское страхование (страхование через объединение в синдикаты под воздействием конкуренции);
- Фронтирующее страхование (прием на страхование или перестрахование рисков с целью передачи их полностью другим компаниям, за вознаграждение передающим компаниям из-за их юридической ответственности перед страхователями);
- Офшорное страхование (страхование в оффшоре с целью минимизации налогообложения и ухода от национального регулирования);
- Банковское страхование (страховая деятельность банков в форме трастового обслуживания вкладчиков);
3) Обязательное и добровольное страхование. Эти две формы охватывают все звенья классификации.
Обязательная  форма страхования базируется на следующих принципах:
1. Принцип обязательности сводится к тому, что, в отличие от добровольного страхования,  здесь не требуется предварительного соглашения (договора) между страхователем и страховщиком. Обязательное страхование устанавливается законом, согласно которому страховщик обязан застраховать соответствующие объекты, а страхователи - вносить причитающиеся страховые платежи. Закон, как правило, возлагает проведение обязательного страхования на государственные страховые органы.
2. Принцип  сплошного охвата обязательным  страхованием указанных в законе  объектов. Для этого страховые  органы ежегодно проводят по  всей стране регистрацию застрахованных  объектов, начисление страховых  платежей и их взимание в  установленные сроки.
3. Принцип  автоматичности распространения  обязательного страхования на  объекты, указанные в законе.
4. Принцип  действия обязательного страхования  независимо от внесения страховых  платежей. Если страхователь своевременно  не уплатил страховые взносы, они взыскиваются с него в  судебном порядке.
5. Принцип  бессрочности обязательного страхования.  Принцип действует постоянно  в течение всего периода, пока  страхователь пользуется застрахованным  имуществом.
6. Принцип  нормирования страхового обеспечения  по обязательному страхованию.  В целях упрощения страховой  оценки и порядка выплаты страхового  возмещения устанавливаются нормы  страхового обеспечения в процентах  от страховой оценки или в  рублях для данной местности  на один объект.
       Что касается обязательной формы личного страхования, то оно в полной мере отвечает принципам сплошного охвата, автоматичности, нормирования страхового обеспечения. Однако такое страхование имеет строго оговоренный срок действия и полностью зависит от уплаты страхового взноса.
     Добровольное страхование строится только на основе добровольного заключения договора между страхователем и страховщиком. Добровольная форма страхования базируется на следующих принципах:
1. Принцип  добровольного участия, который  гарантирует заключение договора  страхования по первому (даже  устному) требованию страхователя.
2. Принцип  выборочного охвата связан с  тем, что не все страхователи  изъявляют желание участвовать  в страховании. Кроме того, по  условиям страхования могут действовать  ограничения для заключения договора (например, по возрасту).
3. Принцип  ограничения срока состоит в  том, что начало, и окончание  срока страхования особо оговариваются  в договоре. Страховая сумма подлежит  выплате только в том случае, если страховой случай произошел  в период страхования.
4. Принцип уплаты разового или периодических страховых взносов устанавливает, что вступление в силу договора страхования обусловлено уплатой разового или первого страхового взноса. Неуплата очередного взноса влечет за собой прекращение действия договора.
5. Принцип  страхового обеспечения, на котором  базируется величина страховой  суммы или размер страхового  возмещения. По имущественному страхованию  страхователь по своему желанию  определяет размер страхового  возмещения, но в пределах страховой  оценки имущества, по личному  страхованию страховая сумма  устанавливается соглашением сторон.
4) Основная классификация в страховании – по отраслям, в соответствии с которой всю совокупность страховых отношений можно подразделить на 4 отрасли:
- Имущественное страхование;
- Личное страхование;
- Страхование ответственности;
- Страхование экономических рисков           
 

                                  1.3 Отрасли страхования 

         В связи с различиями в объектах страхования всю совокупность страховых отношений можно разделить на пять отраслей: имущественное, социальное, личное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.
а) социальное страхование
        Одним из объективных факторов развития общества является необходимость материального обеспечения лиц, которые в силу определенных причин не участвуют в общественном труде и не могут за счет оплаты по труду поддерживать свое существование. На содержание таких членов общества направляется часть созданного валового продукта, специально обособляемая обществом для этих целей. В условиях функционирования товарно-денежных отношений эта часть общественного продукта используется посредством формирования и использования определенных денежных фондов.
         Таким образом, социальное страхование - это система отношений, с помощью которой формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечения лиц, не обладающих физической трудоспособностью или располагающих таковой, но не имеющих возможности реализовать ее по различным причинам. Организация социального страхования базируется на следующих основных принципах:
- личная ответственность - сами работники участвуют в финансировании страхования, размер выплат зависит от предварительных взносов работников и их страхового стажа;
- солидарность - работодатели, трудящиеся и государство принимают финансовое участие в страховании, оказывая своими взносами материальную помощь (при наступлении страховых случаев) менее обеспеченным; организационное самоуправление - руководство органами социального страхования осуществляется полномочными представителями работников и работодателей, что укрепляет солидарность двух социальных субъектов и страховых сообществ, делает систему социального страхования “прозрачной” для общественности, способствуя социальной стабильности, формированию демократического сознания населения; ·
- всеобщность - социальное страхование распространяется на самые широкие круги нуждающихся в нем, что выражается в законодательном закреплении гарантий реализации прав застрахованных, порядка осуществления соответствующих выплат и предоставления услуг;
-  обязательность (принудительность) социального страхования независимо от воли и желания работодателей и застрахованных, что находит выражение в обязательном характере (по закону) уплаты страховых взносов работодателями и работниками, а также в определенных случаях и государством (из государственного бюджета;
- государственное регулирование - законодательное закрепление гарантий прав в области страховой защиты, уровня выплат и качества услуг, условий назначения пособий, контроля за правильностью использования финансовых средств.
б) имущественное страхование
       Имущественное страхование в Российской Федерации - отрасль страхования, где объектами страховых правоотношений выступает имущество в различных видах. Под имуществом понимается совокупность вещей и материальных ценностей, состоящих в собственности и оперативном управлении физического или юридического лица. В состав имущества входят деньги и ценные бумаги, а также имущественные права на получение вещей или иного имущественного удовлетворения от других лиц.
        Экономическое содержание имущественного страхования заключается в организации особого страхового фонда, предназначенного для возмещения ущерба его участникам, который возник в результате причинения вреда. Застрахованным может быть имущество, как являющееся собственностью страхователя (участника страхового фонда) , так и находящееся в его владении, пользовании и распоряжении. Страхователями выступают не только собственники имущества, но и другие юридические и физические лица, несущие ответственность за его сохранность. Условия страхования чужого и собственного имущества могут существенно различаться, что отражено в конкретных правилах страхования.
         Для целей страхования принято классифицировать имущество по видам хозяйствующих субъектов, которым оно принадлежит. Различают имущество промышленных предприятий, сельскохозяйственных предприятий, имущество граждан.
        Договор страхования имущества, принадлежащего предприятию, может быть заключен по его полной стоимости или по определенной доле (проценту) этой стоимости, но не менее 50% балансовой стоимости имущества; по страхованию строений - не ниже остатка задолженности по выданным ссудам на их возведение.
В страховании  имущества приняты следующие  пределы оценки его стоимости:
- для основных фондов максимальный - балансовая стоимость, но не выше восстановительной стоимости на день их гибели;
- для оборотных фондов - фактическая себестоимость по средним рыночным, отпускным ценам и ценам собственного производства;
- незавершенное строительство - в размере фактически произведенных затрат материальных и трудовых ресурсов к моменту страхового случая.
         Имущество, принятое от других организаций и населения на комиссию, хранение, для переработки, ремонта, перевозки и т.п., считается застрахованным исходя из стоимости, указанной в документах по его приему, но не выше действительной стоимости этого имущества (за вычетом износа) .
       Страхование имущества проводится на случай гибели или повреждения в результате пожара, удара молнии, взрыва, наводнения, землетрясения, просадки грунта, бури, урагана, ливня, града, обвала, оползня, действия подпочвенных вод, селя и аварий, в том числе средств транспорта, отопительной, водопроводной и канализационной системы.
       Страховое возмещение выплачивается за все погибшее или поврежденное имущество, в том числе и за имущество, поступившее к страхователю в период действия договора. При гибели или повреждении застрахованного имущества во время перевозки страховое возмещение выплачивается в случае, когда законодательством или договором перевозки не установлена ответственность перевозчика за гибель или повреждение груза.
       Страховое возмещение выплачивается независимо от местонахождения имущества во время гибели или повреждения, а за имущество, принятое от других организаций и населения, - в случае гибели и повреждения его только в местах (магазинах, складах, мастерских и т.п.) , указанных в заявлении о страховании.
       У сельскохозяйственных предприятий может быть застраховано следующее имущество:
- урожай сельскохозяйственных культур (кроме урожая сенокосов) ;
- сельскохозяйственные животные, домашняя птица, пушные звери, семьи пчел;
- здания, сооружения, передаточные устройства, силовые, рабочие и другие машины и оборудование, инвентарь, продукция, сырье, материалы и многолетние насаждения.
         Размер ущерба при гибели или повреждении сельскохозяйственных культур определяется из стоимости количественных потерь урожая основной продукции культуры на всей площади посева, исчисленной по разнице между стоимостью урожая на 1 га в среднем за последние пять лет и данного года по действующим государственным закупочным ценам. При гибели животных, домашней птицы и семей пчел размер ущерба определяется из их балансовой стоимости на день гибели. Ущерб основных и оборотных фондов определяется из балансовой (инвентарной) стоимости с учетом износа (амортизации) . В сумму ущерба включаются также расходы по спасанию имущества и приведению его в порядок после бедствия.
       Страхование имущества граждан проводится на случай уничтожения, гибели, утраты или повреждения имущества граждан в результате стихийных бедствий, несчастных случаев и иных неблагоприятных событий. Под имуществом граждан понимаются предметы домашней обстановки, обихода и потребления, используемые в личном хозяйстве и предназначенные для удовлетворения бытовых и культурных потребностей семьи по праву личной собственности.
        Объектом имущественного страхования граждан не могут быть документы, ценные бумаги, денежные знаки, рукописи, коллекции, уникальные и антикварные предметы, изделия из драгоценных металлов, камней, предметы религиозного культа и т.д.
        Размеры ставок предусматриваются правилами страхования и определяются по договоренности сторон.
в) личное страхование
        Личное страхование - это форма защиты от рисков, которые угрожают жизни человека, его трудоспособности и здоровью.
       Жизнь или смерть как форма существования не может быть объективно оценена. Застрахованный может лишь попытаться предотвратить те материальные трудности, с которыми столкнется в случае смерти или инвалидности.
       В отличие от имущественного страхования в личном страховании страховые суммы не представляют собой стоимость нанесенных материальных убытков или ущерба, которые не могут быть объективно выражены, а определяются в соответствии с пожеланиями страхователя исходя из его материальных возможностей.
       Также как и в имущественном страховании, договор личного страхования может быть обязательным или добровольным. И, кроме того, - долгосрочным и краткосрочным. По каждому виду личного страхования заключаются соответствующие договоры.
Классификация личного страхования производится по разным критериям: По объему риска:
- страхование на случай дожития или смерти;
-  страхование на случай инвалидности или недееспособности;
- страхование медицинских расходов.
 По  виду личного страхования: 
- страхование жизни;
- страхование от несчастных случаев; По количеству лиц, указанных в договоре:
- индивидуальное страхование (страхователем выступает одно отдельно взятое физическое лицо) ;
- коллективное страхование (страхователями или застрахованными выступает группа физических лиц) .
        Страхование жизни, как один из видов личного страхования является наиболее распространенным и привычным. Оно оформляется договором, по которому одна из сторон, страховщик, берет на себя обязательство посредством получения им страховых премий, уплачиваемых страхователем, выплатить обусловленную страховую сумму, если в течение срока действия страхования произойдет предусмотренный страховой случай в жизни застрахованного. Причем страховым случаем считается смерть или продолжающаяся жизнь (дожитие) застрахованного.
        Важной особенность личного страхования является то, что договор о страховании может заключаться как с одним лицом, так и с группой лиц. Групповое, или коллективное, страхование группы лиц, объединенных какой-либо общей чертой, связью или интересом, производится одним полисом.
г) страхование ответственности
         Страхование ответственности представляет собой самостоятельную сферу страховой деятельности. Объектом страхования здесь выступает ответственность страхователя по закону или в силу договорного обязательства перед третьими лицами за причинение им вреда.
         В силу возникающих страховых правоотношений страховщик принимает на себя риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда со стороны страхователя жизни, здоровью или имуществу третьих лиц.
        Принято различать страхование гражданской ответственности, страхование профессиональной ответственности качества продукции, экологическое и др. В первом случае речь идет о страховых правоотношениях, где объектом страхования является гражданская ответственность. Это предусмотренная законом или договором мера государственного принуждения, применяемая для восстановления нарушенных прав потерпевшего, удовлетворения его за счет нарушителя.
       Гражданская ответственность носит имущественный характер: лицо, причинившее ущерб, обязано полностью возместить убытки потерпевшему. Через заключение договора страхования гражданской ответственности данная обязанность перекладывается на страховщика. За причиненный ущерб страхователь может нести уголовную, административную ответственность.
        Страхование профессиональной ответственности связано с возможностью предъявления имущественных претензий к физическим или юридическим лицам, которые заняты выполнением своих профессиональных обязанностей. Имущественные претензии, предъявляемые к физическим или юридическим лицам, обусловлены небрежностью, халатностью, ошибками и упущениями профессиональной деятельности. Назначение страхования профессиональной ответственности заключается в страховой защите лиц определенного круга профессий против юридических претензий к ним со стороны клиентуры.
д) страхование предпринимательских рисков
        Страхование предпринимательских рисков новая отрасль страхования для России. Этот вид страхования начали проводить альтернативные страховые общества (акционерные, кооперативные, взаимные, ведомственные) .
         Поскольку главным стимулом предпринимательской деятельности служит стремление к получению прибыли (дохода) , то риск возможности неполучения прибыли или дохода, снижения уровня рентабельности или образования убытков является объектом данного страхования. Здесь возможны также, например, виды страхования: страхование на случай неплатежа по счетам поставщика продукции, страхование на случай снижения заранее оговоренного уровня рентабельности, страхование на случай непредвиденных убытков, страхование упущенной выгоды по неудавшимся сделкам, по случаям искажения или задержки деловой информации, страхование от простоев оборудования, перерывов в торговле и другие.  
 

           2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СТРАХОВОГО РЫНКА
 2.1 Становление и современное состояние рынка страховых услуг в России
 
       Страхование в нашей стране прошло несколько этапов в  дореволюционный и послереволюционный периоды. Основной формой страхования в  дореволюционном периоде было добровольное страхование, которое  осуществлялось  акционерными обществами,  обществами  взаимного  страхования  и  земскими  обществами.  В послереволюционном  периоде  страхование  прошло  два  этапа:   в   условиях социализма (при государственной монополии на  этот  вид  деятельности)  и  в условиях  становления рыночной экономики. При государственной  страховой  монополии   страхование  представляло населению   чрезвычайно   узкий   спектр    услуг,    дополняющих    систему государственного социального обеспечения (соцстрах). Расширение самостоятельности товаропроизводителей, формирование рыночной инфраструктуры, резкое снижение сферы государственного воздействия на развитие производственных отношений и распределение материальных благ,  в корне изменили процесс формирования  отечественного  страхового  рынка,  его содержание, виды страховых  услуг,  предлагаемых  физическим  и  юридическим лицам.
         Началом создания отечественного  добровольного  страхования   следует считать  факт  реальной  демонополизации  страховой  деятельности   и,  как следствие этого - быстрый рост числа альтернативных страховых  организаций.
Предпосылками  развития  страхового  дела  в  нашей   стране   явились:  
1)  укрепление  негосударственного  сектора  экономики; 
2)  рост  объемов    и разнообразия  частной  собственности  физических  и  юридических  лиц,   как источника  спроса на страховые услуги.    При  этом  важное  значение  имеет  развитие  рынка   недвижимости   и   ипотечного    кредитования,   а   также приватизация  государственного   жилого   фонда;  
3) сокращение   некогда всеобъемлющих   гарантий,   предоставляемых    системой  государственного социального  страхования  и  соцобеспечения.
        Сегодня  отсутствие   гарантий должно восполняться  различными формами личного страхования. Общественное развитие России  обусловило  необходимость  перехода  к страховому  рынку,  функционирование  которого  опирается  на   познание   и использование  экономических  законов,  таких  как  закон  стоимости,  закон спроса и  предложения.
        В 1992г.  страховые  фирмы  России  охватывали  примерно  10-12%   ее страхового поля. За период 1992 - 1996 г.г. число  страховых  фирм,  имеющих государственные лицензии, возросло более чем в 4,3 раза.  Другие  показатели также свидетельствуют о том, что становление страхового рынка  в  России  до 1997 г. осуществлялось высокими темпами.
       Страховой рынок современной России за период своего развития претерпевал существенные изменения по составу и качеству представленных на нем операторов. В соответствии с п. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 27.11.92 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. от 29.11.07 г.) субъектами страхового дела в России считаются страховые организации, общества взаимного страхования, страховые брокеры и страховые актуарии.
        Согласно отчетам Федеральной службы страхового надзора за 9 месяцев 2008 г. в настоящее время в Государственном реестре субъектов страхового дела России зарегистрировано 814 страховых компаний и 124 страховых брокера. В совокупности они собрали 699,9 млрд руб. (что на 23,3% больше аналогичного периода прошлого года), при этом 50,9% общих сборов приходится на Центральный федеральный округ, преимущественно Московский регион. По большинству видов страхования в среднем примерно половина сборов обеспечена десятком компаний-лидеров соответствующего сегмента (для сравнения: в 2004 г. доля первой десятки страховых компаний в общих сборах составляла только 33%). По добровольному личному страхованию 10 лидирующих страховщиков собирают 50,1%, по имущественному страхованию – 44,7%, по страхованию ответственности – 46,6%, по ОСАГО – 42,5%, а по долгосрочному страхованию жизни, где уровень концентрации бизнеса в крупных компаниях наиболее выражен, – 72,9%. Все это говорит о превалировании на рынке крупнейших «федеральных» компаний с руководящим центром в Москве и постепенном вытеснении с рынка мелких недокапитализированных страховщиков, в том числе региональных.
        Следует также обратить внимание на следующее обстоятельство. На всех финансовых рынках России, и страхование в этом смысле не исключение, с середины 90-х годов идет сокращение числа операторов с одновременным повышением капитализации оставшихся и концентрации бизнеса в их руках. Рекордное сокращение числа финансовых институтов можно проследить на примере бирж: до 37 организаций, имеющих лицензию на биржевую деятельность (включая товарные биржи) в настоящее время, с более 1000 в начале 90-х. В банковском секторе динамика численности была не так выражена: число действующих кредитных организаций по состоянию на 1 октября 2008 г. составляет 1126, при том что на пике в середине 90-х их было около 2,5 тыс. И, наконец, на страховом рынке по состоянию на конец 1995 г. имелось 2745 страховых организаций, к настоящему времени их число сократилось в 3,37 раза; число страховых брокеров на пике составляло свыше 1,3 тыс., к настоящему времени оно уменьшилось почти в 10,5 раза.
         Сокращение числа страховых организаций являлось следствием стойкого превышения числа отозванных лицензий над числом выданных с 1996 г. При этом среди причин отзыва лицензий – не только нарушения страхового законодательства, но и добровольный отказ страховщика от страховой деятельности или отдельных ее видов, в том числе и в результате присоединения к другой страховой организации. Так или иначе, клиентский портфель ликвидируемых страховщиков передается их более крупным конкурентам, за редким исключением, не в порядке его организованной передачи с сохранением действующих обязательств, а путем заключения нового договора. В отсутствие на страховом рынке механизма централизованных гарантийных институтов, осуществляющих выплаты клиентам утративших лицензии компаний (за исключением специфического сектора ОСАГО, где подобная функция возложена на Российский Союз Автостраховщиков), отзыв лицензий компаний-нарушителей сказывается на страхователях. Клиенты компаний, присоединяемых в результате слияний и поглощений к другим, более крупным страховщикам, в этом смысле более защищены, так как обязательства по их договору в ходе реорганизации, как правило, сохраняются.
         По оценкам Росстрахнадзора, совокупный уставный капитал всех российских страховщиков достиг в III квартале текущего года 153,5 млрд руб., из них 10% приходится на 10 компаний-лидеров по величине капитала, 27% – на первые 20 компаний и 62% – на первые 120 компаний. Однако до сих пор наиболее часто на рынке встречаются компании, находящиеся в самой нижней группе по капитализации (от предусмотренной законом минимальной величины для страховых организаций 30 млн руб. и до 60 млн руб., что также является минимальной величиной специализированных страховщиков) – таких 39%, а компаний, чей капитал превышает 500 млн руб. (18,25 млн долл.), только 9%. Тот факт, что более трети компаний балансирует на нижней границе нормы, даже если не учитывать качество их активов, говорит о том, что показателю капитализации отечественных страховщиков еще есть куда расти.
          В западных странах важным элементом институциональной структуры страхового сектора являются общества взаимного страхования (ОВС), иногда «оттягивающие» половину и более рынка. В России, несмотря на включение ОВС в число субъектов страхового дела и принятие в прошлом году Федерального закона от 29.11.07 г. № 286-ФЗ «О взаимном страховании», ни одно общество до сих пор лицензию не получило.
         Что касается последнего вида субъектов страхового рынка – страховых актуариев, то по российскому законодательству они подлежат не лицензированию, а аттестации, и конкретный регламент ее проведения пока что не утвержден. Тем не менее профессиональные актуарии в России есть, по оценкам независимых специалистов, их число составляет примерно две с половиной сотни.
        В России действуют законодательные требования к видовой специализации компаний по добровольному страхованию жизни (которое разрешено совмещать только со страхованием от несчастных случаев, однако из-за наличия действующих долгосрочных договоров процедура разделения компаний до конца еще не завершена), а также по обязательному медицинскому страхованию (которое разрешено совмещать только с добровольным медицинским страхованием). По состоянию на 1 октября 2008 г. в секторе страхования жизни работало 87 компаний (в том числе 18, осуществляющих исключительно операции по страхованию жизни), в секторе иных видов, чем страхование жизни (кроме ОМС) – 674 компании, и 104 страховые медицинские организации занимались ОМС. Кроме того, согласно отчетности 198 страховщиков проводили операции по входящему перестрахованию, в том числе 25 специализированных организаций, занимающихся исключительно перестрахованием.
      Важным концептуальным вопросом был и остается вопрос, за счет каких видов страхования должен в первую очередь развиваться российский страховой рынок: обязательных или добровольных. Не секрет, что долгое время и основной причиной роста на стадии подъема рынка, и стабилизирующим элементом в трудные годы было обязательное страхование (ОМС И ОСАГО), а также обязательно-добровольные (предписанные страхователям их отраслевыми нормативными актами) и вмененные (предписанные требованиями деловых партнеров, кредитных организаций или органов власти) виды страхования. Этот же вопрос становится краеугольным в рамках обсуждения стратегических и концептуальных документов о будущем развитии страхового рынка. По итогам 9 месяцев 2008 г. доля сборов по обязательному страхованию составляла 48,7%, однако увеличение его происходило более высокими темпами. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в обязательном страховании достигнут прирост 30,8%, тогда как аналогичный показатель в добровольном страховании – только 17%. При этом следует понимать, что в действительности показатели добровольного страхования содержат в себе результаты работы страховщиков в тех секторах, где страховать определенные риски клиента обязывают закон или контрагент при осуществлении каких-либо видов операций, т.е. считать их в полном смысле «добровольными» не приходится. Забегая вперед, можно отметить, что роль обязательного страхования в России в ближайшие годы по-прежнему будет оставаться определяющей.
         С отраслевой точки зрения в структуре добровольного страхования, как и прежде, первое место занимает страхование имущества (242,7 млрд руб.), а наихудшие результаты – по страхованию жизни (13,9 млрд руб.). Что это означает в современных экономических условиях? Стабильный рост сборов по страхованию имущества обеспечивал в первую очередь сектор автокаско, и немаловажную часть этих поступлений составляло страхование крупных корпоративных имущественных рисков. В условиях дефицита денежных средств у предприятий и населения, рост поступлений может очень сильно замедлиться. Немалое значение в отчетный период имело и страхование объектов залога по различным видам кредитных и лизинговых операций, а предоставление подобных услуг банками в настоящее время практически заморожено, соответственно получение страховых премий по данному направлению прекращается на длительный срок. Все это заметным образом отразится уже в отчетности ближайшего квартала. Что касается life-сектора, то его относительная стагнация объясняется окончательным переходом страховщиков на классическое страхование, что для рынка, безусловно, явление позитивное.
         Эксперты не высказывают однозначного мнения о том, как будет развиваться сегмент страхования ответственности. С одной стороны, государственный курс на замену страхованием ответственности ряда процедур лицензирования и допуска к определенным видам деятельности дает основания считать, что страхование ответственности ждет серьезный прирост. С другой, опережающий рост выплат в данном виде страхования длится уже не первый квартал, а с ростом убыточности уменьшается привлекательность этого сегмента для страховщиков. Кроме того, сам специфический характер выплат по ответственности – они могут растянуться на годы и приобрести масштабы, которые трудно заранее предугадать – заставляет относиться к приему таких рисков достаточно осторожно.
         Что касается рынка в целом, то недавно был обнародован стратегический прогноз Всероссийского Союза Страховщиков, согласно которому к 2012 г. годовой объем совокупной страховой премии может составить от 1,3 трлн до 1,6 трлн руб. (или 2,8–3% ВВП) при выплатах 0,8–0,9 трлн руб. На практике для достижения таких показателей необходимо выполнение нескольких условий, прежде всего принятие ряда законопроектов и среди них закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных производственных объектов.
        Безусловно, в ближайшие годы возможность получать высокий уровень доходности по инвестициям для страховщиков будет ограничена, и это побудит их максимальное внимание уделять своему непосредственному бизнесу: оптимизировать организацию страхования, повышать уровень рентабельности страховых операций. С практической точки зрения это означает, что у страховых компаний возникнет необходимость установления адекватных страховых тарифов и сокращения расходов на ведение дела. Прежде всего это коснется расходов, непосредственно не связанных с операционной деятельностью компании, а относящихся к финансированию бэк-офиса, работе обеспечивающих подразделений, развитию персонала и корпоративной культуры. В то же время сложность конъюнктуры и повышенный уровень конкуренции на страховом рынке, в том числе конкуренции со стороны структур, создаваемых крупнейшими международными страховыми конгломератами, не позволит российским страховщикам существенно снижать расходы, непосредственно относящиеся к сфере внешних коммуникаций с потребителями и посредниками.
          

          2.2 Государственный надзор за страховой деятельностью 

          Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.
      Система государственного надзора за страховой деятельностью должна предполагать:
1) организацию  основ страхового надзора в  РФ, в первую очередь путем  создания специальных органов  по надзору за страховой деятельностью  на федеральном уровне и на  уровне субъектов РФ;
2) создание нормативных актов надзора за страховой деятельностью, выработку единых методических принципов организации и осуществления страхового дела;
3) определение  специальных требований к страховым  организациям, установление лицензирования  и сертификации страховой деятельности;
4) установление  единых квалификационных требований  к руководителям и специалистам  страховых организаций, сюрвейерам, аварийными комиссарами и т.п.
        Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, действующим на основании Положения, утверждаемого Правительством РФ (Закон о страховании. Ст. 30).
         Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью была создана для осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о страховании, регулирования единого страхового рынка в РФ на основе установления общих требований по лицензированию и ведению госу­дарственного реестра страховых организаций, контроля за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков, учета и отчетности, методологии страхования, межотраслевой и межрегиональной координации по вопросам страхования.
Основными  функциями федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью  являются:
1) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;
2) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;
3) контроль  за обоснованностью страховых  тарифов и обеспечением платежеспособности  страховщиков:
4) установление  правил формирования и размещения  страховых резервов, показателей  и форм учета страховых операций  и отчетности о страховой деятельности:
5) разработка  нормативных и методических документов  по вопросам страховой деятельности, отнесенным законодательством к  компетенции федерального органа  исполнительной власти по надзору  за страховой деятельностью;
6) обобщение  практики страховой деятельности, разработка и представление в  установленном порядке предложений  по развитию и совершенствованию  законодательства РФ о страховании.
         Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью для выполнения возложенных на него функций вправе:
1) получать  от страховщиков установленную  отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом  положении, получать необходимую  для выполнения возложенных на  него функций информацию от  организаций, в том числе банков, а также от граждан;
2) производить  проверки соблюдения страховщиками  законодательства РФ о страховании  и достоверности представляемой  ими отчетности;
3) при  выявлении нарушений страховщиками  требований законодательства давать  им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний  приостанавливать или ограничивать  действие лицензий этих страховщиков  до устранения выявленных нарушений  либо принимать решения об  отзыве лицензий;
4) обращаться  в арбитражный суд с иском  о ликвидации страховщика в  случае неоднократного нарушения  последним законодательства РФ, а также о ликвидации организаций,  осуществляющих страхование без  лицензий.
         Территориальные органы страхового надзора. Правительством РФ по предложению федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, согласованному с заинтересованными органами государственной власти, созданы территориальные органы страхового надзора в целях соблюдения требований законодательства РФ по вопросам страхования и создания условий для эффективного развития страховых услуг, а также защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Территориальные органы страхового надзора осуществляют непосредственный надзор за страховой деятельностью в субъектах РФ, для чего они наделены правом проводить проверки достоверности представляемой страховыми организациями отчетности и соблюдения страхового законодательства, получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на них функций информацию от организаций, в том числе банков, а также от граждан.
          Территориальные органы страхового надзора осуществляют свою деятельность под руководством федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, а по вопросам, входящим в компетенцию республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Санкт-Петербурга, — во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
         Во исполнение Постановления Совета Министров — Правительства РФ от 26 июня 1993 г. №609 «О территориальных органах страхового надзора» (Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1993. №27. Ст. 2557) приказом Росстрахнадзора от 3 августа 1993 г. №02-02/21 было утверждено Положение «Об инспекции Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью (Инспекции Росстрахнадзора)» (Российские вести. 1993. №154), возложившее на территориальные органы страхового надзора следующие функции:
а) обеспечивать контроль за соблюдением требований законодательства РФ о страховании;
б) осуществлять контроль за исполнением страховщиками  нормативных актов Федеральной  службы России по надзору за страховой  деятельностью, связанных с проведением  страховой деятельности;
в) осуществлять контроль за обоснованностью страховых  тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
г) осуществлять контроль за соблюдением установленных  Федеральной службой России по надзору  за страховой деятельностью правил формирования и размещения страховых  резервов;
д) обобщать практику работы страховщиков, страховых  посредников и других участников страхового рынка и представлять в федеральные органы исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью  предложения по совершенствованию  практики надзора за страховой деятельностью  и законодательства о страховании;
с) рассматривать  заявления и жалобы физических и  юридических лиц по вопросам, связанным  с нарушением законодательства РФ о  страховании;
ж) представлять в установленном порядке бухгалтерскую, статистическую и иную предусмотренную  законодательством отчетность о  своей деятельности.
  Территориальные органы страхового надзора имеют право:
а) проводить  у страховщиков проверку достоверности  представляемой отчетности и соблюдения ими законодательства о страховании;
б) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на нее функций информацию от учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан;
в) при  выявлении нарушений страховщиками  требований законодательства РФ о страховании  принимать меры по их устранению;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.