На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Реформы Петра I и складывание системы абсолютизма в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Филиал  государственного образовательного учреждения высшего  профессионального  образования
«ОРЛОВСКАЯ  РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ»
       В г. БРЯНСКЕ 
 
 

       (Брянский  филиал ОРАГС) 

       Кафедра политологии, государственного и муниципального управления
       Специальность 080504 – Государственное  и муниципальное  управление 
 

       КУРСОВАЯ  РАБОТА
       Реформы Петра I и складывание системы абсолютизма в России 

                  Студент:
                  Потапов А.Н.
                  Группа  ГСЗ-08 

                  Научный руководитель:
                  Крижановская  Г.Н.
                  Кандидат исторических наук
                  Доцент  кафедры 
                   

Брянск 2009 
Содержание 

Введение                                                                                                  3 

1. Предпосылки  и особенности развития абсолютизма   в России     5 

2. Реформы центральных органов власти и местного   самоуправления                                                                                     12 

3. Влияние реформ  Петра I на эволюцию основных  сфер    государственной жизни                                                                        26 

Заключение                                                                                            36 

Список литературы                                                                               39
 

Введение
       Фигура Петра I неотделима от истории России. Большие достижения во всех областях жизни, превращение России в великую мировую державу, ставшее своего рода феноменом истории, объясняют актуальность выбранной темы. Все крупнейшие ученые-историки, специалисты по истории России, начиная с XVIII столетия и до наших дней, так или иначе откликались на события петровского времени.
       Предмет курсовой работы - преобразования Петра I в сфере госслужбы.
       Объектом  является эпоха Петра I.
       В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех сферах государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма. Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы управленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти. Необходимо было также создание боеспособной регулярной военной силы для проведения более агрессивной внешней политики и по давления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юридическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни. Все это в совокупности и обусловило проведение реформ в различных сферах деятельности государства. Два с половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении Петровских преобразований, но вне зависимости от точки зрения того или иного исследователя все сходятся в одном - это был один из наиважнейших этапов истории России, благодаря которому всю ее можно разделить на допетровскую и после петровскую эпохи. В российской истории трудно найти деятеля, равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для России полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным. Знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьев, который, наверное, наиболее глубоко исследовал личность и поступки Петра Великого, писал: « Различие взглядов... происходило от громадности дела, совершенного Петром, продолжительности влияния этого дела; чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем более толкуют о нем, чем более ощущают на себе его влияние».
       Петр  превратил Россию в подлинно европейскую  страну (во всяком случае, как он это понимал) - недаром выражение «прорубил окно в Европу» стало настолько часто употребляемым. Итогами на этом пути стали завоевание выхода к Балтике, строительство новой столицы - Санкт-Петербурга, активное вмешательство в европейскую политику.
       Деятельность  Петра создала все условия  для более широкого знакомства России с культурой, образом жизни, технологиями европейской цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процесса ломки норм и представлений Московской Руси.
       Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток российских правителей.
       Целью курсовой работы является определение роли реформ Петра I и складывание системы абсолютизма в России.
       Исходя из поставленной цели в работе решаются следующие задачи: выявить предпосылки и особенности возникновения абсолютизма, определить причины перехода от сословно-представительной монархии к абсолютной, обозначить роль монарха в становлении абсолютизма, проследить процесс бюрократизации государственного аппарата, а также указать функции новых органов управления.
 

           1. Предпосылки и особенности развития абсолютизма в России
       Тема  российского абсолютизма привлекала и привлекает внимание как отечественных, так и зарубежных историков, которые в соответствие со своей идеологией, политическим мировоззрением пытались осознать предпосылки, а также внутренние и внешние причины происхождения и историческую значимость российского абсолютизма.
       Черепнин  Л.В., анализируя становление абсолютизма в России, отметил некоторые особенности складывания данной формы правления:
·       Слабость сословно представительных учреждений;
·       Финансовую независимость самодержавия в России;
·       Наличие больших материальных и людских ресурсов у монархов, их самостоятельность в отправлении властных полномочий;
·       Складывание новой правовой системы;
·       Формирование института неограниченной частной собственности;
·       Беспрерывное ведение войн;
·       Ограничение привилегий даже для господствующих сословий;
·       Особую роль личности Петра I [24, стр. 364].
       Российский  абсолютизм мало чем отличался от абсолютных монархий стран Западной Европы (Англии, Испании, Франции). Ведь абсолютная монархия в России прошла те же этапы развития, как и феодальные монархии этих стран: от сословно-представительной монархии к абсолютной монархии, которая характеризуется формально неограниченной властью монарха. Для абсолютной монархии характерны: наличие сильного, разветвлённого профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидация сословно-представительных органов и учреждений. Все эти признаки были присуще и российскому абсолютизму. Однако у него были свои существенные особенности.
       Если  абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного права), то абсолютизм в России совпадал с развитием крепостничества; если социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами (вольными, имперскими), то российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служилое сословие. Например, А.Н.Сахаров отмечает, что «исторический фактор – противоборство между крестьянством и классом феодалов в период зарождения  буржуазных отношений в стране не является основным в становлении русского абсолютизма во второй половине XVII века. Одним из существенных факторов образования абсолютизма в России  является внешнеполитический фактор” [19, стр. 132]. Н.И.Павленко писал: “Особенность российского абсолютизма состояла в том, что он возник на базе противоборства сил внутри одного класса сословия, то есть между дворянством и боярством” [16, стр. 217].
       Важной  причиной возникновения абсолютизма  в России было экономическое развитие страны в XVI- XVII веках. В этот период экстенсифицируется сельское хозяйство через расширение посевных площадей и усиление крепостного гнёта; происходит специализация районов на производстве определённых сельскохозяйственных продуктов. Поместная форма землевладения способствует разложению натурального хозяйства – взамен продаваемых на рынках продуктов сельского хозяйства помещики покупали изделия западноевропейских мануфактур и предметы роскоши. Однако, такого рода рыночными связями были охвачены далеко не все вотчины: лишь крупные землевладельцы имели возможность создавать многоотраслевое хозяйство, организовывать промыслы и сбывать товарные излишки не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. То есть, в России начинается процесс первоначального накопления капитала, хотя, в отличие от Англии, он протекал в феодальной форме – богатства накапливались у крупных землевладельцев.
       Феодально-крепостнические  отношения создавали ограниченные возможности для развития торговли, поскольку феодальное хозяйство основано на мелком крестьянском натуральном хозяйстве, которое не было высокопродуктивным. Существование старых аграрных отношений при возникновении новых форм нарождающегося буржуазного государства – одна из основных особенностей российского абсолютизма. Абсолютизм возник и развивался в специальных условиях существования крепостного права и сельской общины, подвергнутой уже значительному разложению.
       Этот  период в России характеризуется фактическим слиянием всех областей, земель, княжеств в одно целое. Слияние это вызывалось усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок. Россия того времени славилась своими ярмарками. Это была Марьевская под Нижним Новгородом, Свенская под Брянском, Ирбитская на Урале и другие. Но главным торговым центром по прежнему была Москва, которая насчитывала 120 торговых специализированных ряда и 4 тысячи торговых помещений [18, стр. 178]. Важным фактором экономического развития была внешняя торговля, которая способствовала втягиванию России в систему складывавшегося мирового капиталистического  рынка. В Западные страны Россия продаёт пушнину, лес, дёготь, поташ, коноплю, пеньку, канаты, холсты. Основными покупателями российских товаров были Англия и Голландия. С Восточными странами Россия торговала через Астрахань.
       Новые явления - переход от ремесла к мелкотоварному производству, рост внутренней и внешней торговли, более широкая деятельность скупщика, появление мануфактур, экономическая политика меркантилизма – показывают, что уже во второй половине XVII века зарождались буржуазные отношения внутри господствовавшего феодально-крепостнического строя.
       Важнейшие социальные предпосылки абсолютизма  в России выразились в росте феодального землевладения, в привлечении посадских торговых людей в качестве дьяков в вещевую казну, в различных привилегиях российских купцов на внутренних рынках страны. Внутренняя торговля превращается в сферу приложения купеческого капитала. Купечество  выделяется в особую группу и подразделяется на корпорации: гостей, гостиную сотню, суконную сотню [12, стр. 418].
       Поскольку абсолютизм есть не что иное, как  выражение определённой исторически  обусловленной формой классовых  противоречий феодального общества, его изучение должно проводиться в самой жесткой связи с проблемой классовой борьбы. Укрепление господства феодалов, а также положения купечества шло за счёт нещадной эксплуатации трудящихся масс и приводило к обострению классовой борьбы в стране. Восстания крестьян, выступления низов посадского населения, борьба угнетённых народов - всё это заставило господствующий класс перейти к созданию абсолютной монархии,  при которой он мог эффективней подавлять любые выступления народа. Народные движения XVII-  XVIII веков бросили в объятия царизма нарождающийся  класс буржуазии. Русское купечество и промышленники требовали защиты у правительства, им приходилось примеряться и с дворянством - главной опорой абсолютной власти царя.
       Установление  абсолютизма в России было вызвано и внешнеполитическими причинами: необходимостью борьбы за экономическую и политическую независимость страны, за выход к морю. Абсолютная монархия оказалась более приспособленной к решению этих задач, нежели сословно-представительская монархия. Так, двадцатилетняя Левонская война (1558-1583г.г.) закончилась поражением России, а абсолютная монархия в результате Северной войны (1700-1721г.г.) блестяще справилась с решением этой проблемы.
       Большое значение в становлении абсолютной монархии играли Земские соборы, начальной целью которых было укрепление класса феодалов, а затем установления крепостного строя. Представляется  интересным рассмотреть роль Земского собора как основного сословно-представительского института. Земский собор представлял систему, состоящую из царя, боярской думы, духовенства (Освящённого собора) в полном составе. Земский собор представлял временное совещание для обсуждения, а чаще всего для решения важнейших вопросов внутренней и внешней политики государства. Кроме Боярской Думы и верхушки духовенства в земские соборы входили представители дворянства и посадских верхов.
       Следует помнить, что появление земских соборов означало для России сословно-представительской монархии, характерной для большинства западноевропейских государств. Спецификой сословно-представительных органов России было то, что роль “третьего  сословия” (городских буржуазных элементов) в них была гораздо слабее и в отличие от некоторых аналогичных западноевропейских органов (парламент в Англии, “генеральные штаты” во Франции, кортесы в Испании) земские соборы не ограничивали, а укрепляли власть монарха. Представляя более широкие, чем Боярская дума, слои господствующих верхов, земские соборы в своих решениях поддерживали московских царей. В противоположность ограничивавшей единодержавие царя Боярской думе земские соборы служили  орудием укрепления самодержавия.
       Первая  половина XVII века явилась периодом расцвета сословно- представительской  монархии, когда важнейшие вопросы  внутренней и внешней политики государства решались с помощью земских соборов. В первые годы правления царя Михаила Романова в условиях разрухи и тяжёлого финансового положения после интервенции и социальных потрясений правительство особо нуждалось в опоре на основные группировки господствующего класса, поэтому земские соборы заседали почти непрерывно: с 1613 года по конец 1615 года, в начале 1616-1619 годах, в 1620-1622 годах. На этих соборах основными вопросами были: изыскание финансовых средств для пополнения государственной казны и внешнеполитические дела.
       Примерно  с 20-х годов XVII века государственная  власть несколько окрепла и земские  соборы стали собираться реже. Соборы 30-х годов также связаны с  вопросами внешней политики: в 1632-1634 годах в связи с войной в  Польше, в 1636-1637 годах в связи с войной с Турцией. На этих соборах были приняты решения о дополнительных налогах на ведение войны.
       Исходя  из исторических и политических условий, правительство сначала держало курс на укрепление абсолютизма через Земские соборы, а затем на свёртывание их деятельности.
       Падение роли земских соборов тесно связано  с глубокими социально-экономическими сдвигами, произошедшими в Русском  государстве к середине XVII века. Восстановление экономики страны и  дальнейшее развитие феодального хозяйства  позволили укрепить государственный строй России с самодержавной монархией, бюрократическим аппаратом приказов и воевод. Правительство уже не нуждалось в моральной поддержке “всей земли” своих внутриполитических и внешнеполитических начинаний. Удовлетворённое в своих требованиях окончательного закрепощения крестьян, поместное дворянство охладело к земским соборам. С 60-х годов XVII века земские соборы переродились в более узкие по составу сословные совещания [25, стр. 159].
       Царь  приобрёл значительную финансовую самостоятельность, получая доходы от своих вотчин, сбора подати с покорённых народов, от таможенных сборов, возросших в связи с развитием торговли. Важное значение имели налоги (стрелецкие, ямские и т.д.), царская монополия на изготовление и продажу водки, пива, мёда. Это давало возможность создавать и содержать государственный аппарат.
       Одной из характерных сторон оформления абсолютистского  государства является бюрократизация государственного аппарата. Складывание  бюрократического аппарата имело два  направления: во-первых, создание системы управления со сложной структурой подчиненности учреждений, строгим разделением функций управления, единоличным решением вопросов при коллегиальности их подготовки; системы, приводившей к господству канцелярии, в котором главным было бумажная переписка, а не само дело, а во-вторых, создание привилегированного круга, осуществляющего это управление, то есть слоя чиновничества, подчиненного только верховной власти, целиком зависевшего от нее в своем служебном положении и имущественном обеспечении. Чиновничья каста в известной степени пользовалась привилегиями господствующих классов, однако, после своего оформления не входила в их состав, так как не состояла во главе производства. Это придавало бюрократическому аппарату видимость надклассовости.
       Бюрократизация  управленческого аппарата России на протяжении XVI-XVIII вв. шла параллельно с перерастанием централизованного государства в абсолютистское и зависела от этого процесса. Складывание бюрократической касты в России в указанный период было неразрывно связано с судьбой служивого населения, с его постепенным оформлением из привилегированного сословия в господствующий класс дворянства, из состава которого обособлялась бюрократическая группа.
       Итак, с середины XVII века сословно-представительная монархия перерастает в абсолютную, что отражает вступление феодализма в новую стадию. В эпоху позднего феодализма классовое деление общества оформляется как сословное. Сословный строй приобретает черты замкнутости, консерватизма. Форма правления при абсолютизме остается прежняя — монархия, но содержание и внешние атрибуты её меняются.
       Переход к абсолютизму характеризуется  и заметными изменениями в  государственном механизме. Отмирают и упраздняются сословно-представительные органы, создается сложная, разветвленная, дорогостоящая система органов, наполненных чиновниками-дворянами.
 

2. Реформы центральных  органов власти и местного  самоуправления
       Как уже было сказано выше – время  возникновения абсолютной монархии  на территории России - вторая половина XVI века, а окончательное её оформление – первая четверть XVIII века.
       В России в XVIII веке наряду с укреплением  и оформлением сословного строя, происходят глубокие изменения в  экономическом и социальном развитии, затронувшие все стороны народного  хозяйства и социального облика страны. В основе этих изменений лежал процесс разложения феодализма и генезиса капиталистических отношений, начавшихся ещё в XVII веке. Кульминацией этого процесса являлась, конечно же, эпоха Петра (1672-1725г.г.). Пётр I правильно понял и осознал сложность тех задач, которые стояли перед страной и приступил к их осуществлению.
       Реформы Петра были подготовлены свей предшествующей историей народа, требовались народом [20, стр. 228]. Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше  их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло продлиться длительное время. Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым. Внешние опасности государства опережали естественный рост народа, закостеневшего в своём развитии. Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно.
       Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и  русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства  русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.
       На  первый  взгляд  преобразовательная деятельность Петра представляется лишенной всякого плана и последовательности. Постепенно расширяясь, она захватила все части государственного строя, коснулась самых различных сторон народной жизни. Но ни одна часть не перестраивалась сразу, в одно время и во всем своем составе. Каждая реформа подступала по несколько раз,  в разное время, касаясь  ее по частям,  по мере надобности.  Преобразовательные меры следовали одна за другой в том порядке, в каком вызывали их потребности, навязанные войной. Она поставила на первую очередь преобразование военных сил  страны.  Военная реформа повлекла за собой два рядя мер,  из которых одни направлены были на поддержание регулярного строя преобразованной  армии  и  ново созданного флота,  а другие на обеспечение их содержанию.  Меры того и другого  порядка изменяли положение и взаимные отношения сословий, усиливали напряжение и производительность народного труда как источника государственного дохода. Нововведения военные, социальные и экономические требовали от управления такой усиленной и ускоренной работы, ставили ему такие сложные и непривычные задачи, какие были ему не под силу при его прежнем  строе  и составе.  Поэтому рука об руку с этими нововведениями и частью даже впереди их шла  постепенная перестройка  управления  всей  правительственной машины, как необходимое общее условие проведения прочих  реформ. Другим  таким  общим  условием была подготовка дельцов и умов к реформе. Для успешного действия нового управления, как  и других нововведений,  необходимы были исполнители, подготовленные к делу,  обладающие нужными для того знаниями,  необходимо было и общество, готовое поддерживать дело преобразования,  понимающие его  сущность  и  цели. Отсюда усиленные заботы Петра о распространении научного знания, о заведении общеобразовательных и профессиональных, технических школ.
       Таков общий план реформы,  ее порядок, установленный не  наперед обдуманными предначертаниями Петра,  а самим ходом дела и гнетом обстоятельств. Война была главным движущим рычагом преобразовательной деятельности,  военная реформа - ее начальным моментом,  а  устройство  финансов - ее конечной целью [12, стр. 336].
       О.А. Омельченко выделяет три этапа в  реформах Петра I.
       Первый (1699-1709\10гг.) - изменения в системе  государственных учреждений и создание новых; перемены в системе местного самоуправления; установление рекрутской системы.
       Второй (1710\11-1718\19гг.) - создание Сената и ликвидация прежних высших учреждений; первая областная реформа; проведение новой военной политики, широкое строительство флота; учреждение законодательства; перевод государственных учреждений из Москвы в Санкт-Петербург.
       Третий (1719\20-1725\26) - начало работы новых, уже  созданных учреждений, ликвидация старых; вторая областная реформа; расширение и реорганизация армии, реформа церковного управления; финансовая реформа; введение новой системы обложения и нового порядка государственной службы. Вся реформаторская деятельность Петра I закреплялась  в форме уставов, регламентов, указов, которые имели одинаковую юридическую силу [15, стр. 246].
       22 октября 1721 года Петру I был  присвоен титул Отца Отечества,  Императора Всероссийского, Петра  Великого. Принятие этого титула  соответствовало юридическому оформлению неограниченной монархии.
       Один  из принципов абсолютизма – расширение полномочий императора. Императоры обладали более широкими полномочиями, чем  цари периода сословно-представительной монархии. Монарх не был ограничен  в своих полномочиях и правах никакими высшими административными органами власти и управления. Власть императора в такой мере была широка и сильна, что Пётр I приступал сложившиеся обычаи, касавшиеся персоны монарха. В толковании к 20 артикулу Воинского устава 1716 года и в Морском уставе 1720 года провозглашалось: «Его Величество есть самовластный монарх, который никому в своих делах ответа дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли яко христианский государь   по своей воле и благомнению  управлять». В регламенте духовной коллегии (1721 год, январь) говорилось: «Монархова власть есть власть самодержавная, которой повиноваться сам бог за совесть повелевает» [16, стр. 253]. Монарх был главой государства, церкви, высшим судьёй, верховным главнокомандующим, в его исключительной компетенции было объявление войны, заключение мира, подписание договоров с иностранными государствами. В законодательной власти только императору принадлежало право издания законов. Он обладал высшей административной властью в стране и ему подчинялись все органы государственного управления. Император также был главой судебной власти. Все приговоры и решения судов выносились от его имени. Ему принадлежала высшая церковная власть, которую он осуществлял через специально созданное учреждение – Синод.
       Петр I  внёс изменения в порядок наследования императорского престола. До него царский престол переходил от отца к сыну. В XVII веке, если не было законного наследника, то царя мог избрать Земский собор. Однако, Петр считал такой порядок несоответствующим идеи неограниченной монархии и полагал, что если наследник не достоин престола, то император может назначить своим преемником лицо «усмотря достойного». Пётр воплотил эту идею в «Уставе о наследовании престола» (1722 год). Поводом к изданию Устава было сопротивление царевича Алексея реформаторской деятельности Петра.
       Таким образом, стремления монархов Российского  государства XVI-XVII веков к «самовластию и полновластию», в первой четверти XVIII  века получили окончательные оформление в виде абсолютной монархии. При чём были ликвидированы учреждения (патриаршество и боярская дума), в которых так или иначе могло проявляться противодействие самодержавию государя.
       В проведение реформ государственного управления было два этапа. Первый из них охватывает 1699-1711г.г.-от создания Бурмистерской палаты, или Ратуши, и первой областной реформы до учреждения Сената. Административные преобразования этого периода осуществлялись поспешно, без чётко разработанного плана.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.