На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инновационный менеджмент в машиностроении

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  РФ
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
    КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ
    ИНСТИТУТ  МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА 

    КАФЕДРА «Мировая экономика» 
 
 
 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА
    по  дисциплине «Стратегический  менеджмент»
    Тема  « Инновационный менеджмент в машиностроении» 
 
 
 
 

                                                 Выполнила:
                                                 студентка III курса,
                                                 очного отделения,
                                                 группы 432,
                                                 специальности
                                                 «Менеджмент организации»
                                                 Якимова Екатерина 
                                                 Николаевна 

                                                 Научный руководитель:
                                                 Каюмов Р.А. 
 
 
 
 
 

    Набережные  Челны -2007 г.
 

    Содержание:
    Введение...........................................................................................................3
    Глава I Инновации и организационные структуры инновационного менеджмента
      Основные понятия инновационного менеджмента...........................5
      Классификация инноваций..................................................................7
      Организационные структуры инновационного менеджмента.........9
      Сфера инновационной деятельности................................................11
      Технология производства материального продукта........................13
    Глава II Анализ деятельности предприятия ОАО «КАМАЗ»
    2.1 Группа организаций ОАО «КАМАЗ»....................................................15
    2.2.Производство  и продажи........................................................................17
    2.3. Новые разработки и технологии...........................................................22
    2.4. «КАМАЗ» сегодня..................................................................................24
    2.5. Рекомендации по совершенствованию................................................26
    Заключение....................................................................................................28
    Список использованной литературы..........................................................30
    Приложение..................................................................................................32
 

     Введение
    Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое целое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия – распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Инновационный процесс имеет циклический характер. Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем организации и управления экономикой.
    Т.к. современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа закономерностей их развития. Для этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений, - инновационные менеджеры.
    Инновационные менеджеры должны обладать научно-техническим  и экономико-психологическим потенциалом, инженерно-экономическими знаниями. Должны способствовать продвижению  инновационного процесса, стараться прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.
    Важной  составной частью государственной  социально-экономической политики является инновационная политика, определяющая цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.
    Формирование  и реализация инновационной политики основываются на создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки  и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и  научно – технический потенциалы страны. Благодаря использованию новых информационных технологий этими потенциалами могут пользоваться как малые, так и крупные организации всех форм собственности.
    Инновационная политика призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.1
    К основным направлениям государственной инновационной политики можно отнести:
    Разработку и совершенствование нормативно – правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования;
    Развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;
    Совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций.2
    Новый сложный этап формирования экономики  России требует подготовки специалистов по инновационному менеджменту, владеющих методами управления научными коллективами, исследованиями и разработками и способны работать на рынке нововведений.
 

     Глава I Инновации и организационные структуры инновационного менеджмента
      . Основные понятия инновационного менеджмента
    В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях
    Термин  «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т.д. Различные ученые, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Р.Форстер, Ф. Никсон , Б. Твисс, Э. Роджерс, Й. Шумпетер и др.), трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Например, Б. Твисс определяет инновацию как процесс,  в котором изобретение или идея приобретает экономическое  содержание. Ф. Никсон считает, что инновация – это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Й. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом.
    Анализ  различных определений инноваций  приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.
    Австрийский ученый Й. Шумпетер выделял пять типичных изменений:
    использование новой техники, новых технологических процессов или нового обеспечения производства (купля – продажа);
    внедрение продукции с новыми свойствами;
    использование нового сырья;
    изменения в организации производства и его материально – технического обеспечения;
    появление новых рынков сбыта
    Эти положения Й. Шумпетер сформулировал  еще в 1911 году. Позднее, в 30- годы, он уже ввел понятие инновации, трактуя  его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.3
    Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса (ИП).
    Различают три логические формы инновационного процесса6
    простой внутриоргнизационый (натуральный) ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.
    простой межорганиционный (товарный) ИП, новшество выступает как предмет купли – продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.
    расширенный ИП проявляется в создании новых производителях нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.
    Таким образом, инновационный менеджмент –это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Как и для любой другой области менеджмента, для него характерно следующее:
    постановка цели и выбор стратегии;
    четыре стадии цикла: планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство.
    Схематично  инновационный менеджмент представлен  на рис.1
    
    Рисунок 1 Схема инновационного менеджмента
    На  каждой стадии цикла решаются определенные задачи:
    Планирование – составление плана реализации стратегии.
    Определение условий и организация – определение потребности, а ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы.
    Исполнение – осуществление исследований и разработок, реализация плана.
    Руководство – контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих решений, применение новшеств.4
    1.2. Классификация инноваций
    Для успешного управления инновационной  деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего нужно научиться отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т.п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в продукты материалов и компонентов.
    Новизна инноваций оценивается по технологическим  параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций
    В промышленности различают два типа технологических инноваций – продуктовые и процессные.
    Продуктовые инновации охватывают внедрение технологически новых или усовершенствованных продуктов. Технологически новый продукт (радикальная продуктовая инновация) – это новый продукт, чьи технологические характеристики или предполагаемое использование принципиально новые либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов. Примером инноваций радикального типа служат микропроцессоры и кассетные видеомагнитофоны. Первый портативный плеер, сочетавший в себе существенные принципы построения магнитофонов и миниатюрных ушных громкоговорителей, являлся инновацией второго типа, в обоих случаях ни одно готовое изделие не выпускалось ране.
    Технологически  усовершенствованный  продукт – это существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов.
    Процессные  инновации включают разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Инновации такого рода основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок.
    Оригинальное  инновационное наблюдение было сделано известным российским ученым Н.Д. Кондратьевым в 1920-х годах. Он обосновал идею множественности циклов и разработал модели циклических колебаний: сезонные (меньше года), короткие (3-3,5 года), торгово-промышленные (средние) циклы (7-11 лет), большие циклы (48-55 лет).
    Кондратьев  показал, что нововведения распределяются по времени неравномерно, появляясь группами, или, говоря современным языком, кластерами. Таким образом, в его исследованиях впервые просматриваются основы так называемого кластерного подхода. Рекомендации Н.Д. Кондратьева могут быть использованы при выработке инновационной стратегии. 5
    1.3. Организационные  структуры инновационного  менеджмента
    Организационные структуры инновационного менеджмента  – это организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками.
    В приложении 1 представлена в схематичной  форме организационная структура научно-инновационной сферы в России. Центральное место в ней занимают организации, осуществляющие инновационную деятельность, научные исследования и разработки.
    В России кроме информационных центров  организационную инфраструктуру малого инновационного предпринимательства составляют инженерные центры, временные научно-производственные комплексы, внедренческие и инжиниринговые фирмы, научно-технологические кооперативы и другие предприятия. Наглядно организационная структура малого инновационного бизнеса представлена на рис.2.
    
    Рисунок 2 Организационная структура малого инновационного бизнеса
    Инкубаторы  бизнеса могут существовать в двух видах. Они могут действовать как самостоятельные организации и составляют ядро технопарков.
    Технологические парки – сетевая система, объединяющая малые научно-технические предприятия, инкубаторы (бизнес - инкубаторы), информационные, консультативные и другие организации научно-технической инфраструктуры вокруг крупного научно-исследовательского института или высшего учебного заведения.
    Основным  условием для создания и эффективного функционирования технопарков является наличие разветвленной сети научно-исследовательских  организаций и наукоемких промышленных производств как основных потребителей научно-технической продукции. В развитии технопарков могут помочь региональные органы власти, обеспечив организационную  и финансовую поддержку, выделив землю, предоставив в аренду помещение, экономические льготы.6
    1.4. Сфера инновационной  деятельности
    Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции - рынок капитала, нововведения (инновации) – рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности (рис 3).
     Инновационная сфера представляет собой систему взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции (услуг) и развитой инфраструктуры.7 
 

    
    
    
    
    
    
      
 

    
      

    Рис 3. Сфера инновационной  деятельности.
    Рынок новшеств (новации). Основным товаром рынка является научный и научно-технический результат – продукт интеллектуальной деятельности, на которые распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с  действующими международными, федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами.
    Рынок чистой конкуренции  нововведений. Рынком чистой конкуренции называется совокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки со сходным товаром в ситуации, когда ни один покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен.
    Определяющим  условием участия на рынке новшеств является объем инвестиций, как в  сферу научно-технической деятельности, так и в процесс преобразования новшества в нововведения.
    Пример. Японские конкуренты очень внимательно изучают друг друга. Компании активно инвестируют в крупномасштабные производства, часто все вместе и одновременно. Лидеры в отрасли постоянно меняются. За короткий период времени ведущие фирмы на рынке факсимильной аппаратуры менялись три раза, фотоаппаратов – два. Погоня за модным товаром является основной причиной изменения на национальном рынке, так как японские потребители стремятся поспеть за новейшими и более престижными моделями. Успех одной компании вызывает энергичные ответные меры со стороны конкурентов.[16, с.65]
    Рынок капитала (инвестиций). В качестве основного ограничения удовлетворения потребностей любого субъекта хозяйствования выступает капитал во всех его видах (ссудный, оборотный, венчурный и др.).
    В инновационной сфере определяющую роль играют долгосрочные и среднесрочные инвестиции, так как инновационный процесс длится в среднем 3-5 лет и более. 8
    1.5. Технология производства материального продукта
    Для рассмотрения технологии группируются по отраслевому признаку в соответствии с Общероссийским классификатором (ОК), принятым Госстандартом России, в составе которого выделен отраслевой классификатор продукции9.
    Среди технологий производства материального  продукта выделяют отрасли:
    Химическую;
    Машиностроительную;
    Строительную;
    Стройиндустрию;
    Металлургическую;
    Приборостроение;
    Деревообрабатывающую и многие другие.
    Каждая  из отраслей имеет сложную структуру  и области применения по конечным продуктам своей деятельности. Рассмотрим это на примере макрохарактеристики  машиностроительной отрасли.
    Машиностроение  как отрасль производственных технологий включает в себя заготовительные, обрабатывающие, сборочные, литьевые, сварные, ковочные, штамповочные, упаковочные и другие технологии. Их создание и применение имеет в основе ряд общих принципов.
    Принцип дифференциации предполагает разделение технологического процесса на отдельные технологические операции, переходы, приемы, движения.
    Принцип специализации  основан на ограничении разнообразия элементов вида технологии. В частности, уровень специализации определяется количеством технологических операций, выполняемых на одном  рабочем месте за определенный промежуток времени.
    Принцип пропорциональности предполагает относительно равную пропускную способность всех технологических участков производства, выполняющих основные, вспомогательные т обслуживающие операции. Нарушение этого принципа приводит к возникновению «узких» мест в технологии или, наоборот, к их неполной загрузке и снижению эффективности производственного процесса.
    Принцип прямоточности  заключается в обеспечении кратчайшего пути движения деталей и сборочных единиц в технологии какого-либо вида. Не должно быть возвратных движений объектов на участке, цехе, производстве.
    Принцип ритмичности заключается в выпуске равных или равномерно нарастающих объемов технологических операций в единицу времени.
    Принцип автоматизации  технологических процессов обеспечивает интенсификацию технологии и эффективность производства в целом.
    Принцип гибкости обеспечивает мобильность технологии при ее перенастройке на другие виды изделий в широком диапазоне.
    Принцип электронизации позволяет повысить управление технологическим процессом на основе применения вычислительной техники с развитым программным обеспечением.
    Организационно-технический  уровень технологии машиностроения признается конкурентным, если предприятие выпускает высокопроизводительные изделия и оборудование, имеет ресурсосберегающую экономику предприятия, к которой относятся роботизированные и гибкие, комплексно механизированные технологии.10
 

     Глава II Анализ деятельности предприятия ОАО «КАМАЗ»
2.1. Группа организаций ОАО «КАМАЗ»
    Открытое  акционерное общество «КАМАЗ» (сокращённое фирменное наименованиеОАО «КАМАЗ») создано в 1990 году в порядке преобразования производственного объединения «КАМАЗ», основанного в 1969 году.
    ОАО «КАМАЗ» - крупнейшая автомобилестроительная компания России, обеспечивающая транспортную безопасность страны. Основная доля акций ОАО «КАМАЗ» находится в государственной (федеральной и республиканской) и иностранной собственности (45,6% и 11% соответственно), остальная часть (43,4%) – в собственности юридических и физических лиц РФ и стран СНГ. В 2003 году в реестре акционеров ОАО «КАМАЗ» насчитывалось около 88,7 тыс. акционеров.
    Основные  подразделения являются частью единого технологического комплекса по производству автомобильной техники КАМАЗ и размещены на промышленной площадке города Набережные Челны (8 заводов). В городах Москва и Казань действуют представительства ОАО «КАМАЗ».
    Основные  виды деятельности в  отчетном году:
    производство грузовых и легковых автомобилей (84% реализуемой продукции);
    производство запасных частей (10% реализуемой продукции);
    производство продукции диверсификации (3% реализуемой продукции).
    Кроме того, ОАО «КАМАЗ» осуществляет инвестиционную деятельность, оказывает услуги в сфере управления, занимается научно-технической, внешнеэкономической и другими видами деятельности, разрешенной законодательством РФ.
    Основная  продукция предприятий  группы ОАО «КАМАЗ» - автомобили и автопоезда КАМАЗ полной массой от 7 до 97 тонн около 200 комплектаций, дизельные двигатели и силовые агрегаты мощностью от 135 до 360 л.с., микролитражные автомобили «Ока», автобусные шасси и автобусы, спецтехника, энергетические установки, продукция металлургии, инструмент, оснастка, приборы контроля, широкая номенклатура продукции диверсификации.
    Продуктовая группа «Металлургия»  объединяет два производства заготовительного комплекса - литейное и кузнечное. Эти производства оснащены современным автоматическим и механизированным оборудованием и располагают мощностями на производство 315 тыс. тонн серого, ковкого и высокопрочного чугуна; стального, цветного и точного стального литья; 187,5 тысяч тонн поковок и горячих штамповок. Технологическая подготовка производства на заготовительных – производствах основана на автоматизированном проектировании всей гаммы литейной и кузнечной оснастки с использованием CAD/CAM, что гарантирует исполнение заказов в самые сжатые сроки и с высоким качеством. Производства группы «Металлургия» сертифицировали системы менеджмента качества на соответствие международным стандартам ISO серии 9000:2000.
    В продуктовую группу «Компоненты» включены три завода по производству автокомпонентов – ОАО «КАМАЗ-Дизель», ОАО «КАМАЗ-Автоагрегат» и ЗАО «Ремдизель». В их задачу входит, кроме поставки на «КАМАЗ» двигателей, силовых агрегатов, турбокомпрессоров, еще и насыщение рынка России, а также ближнего и дальнего зарубежья запасными частями и агрегатами к автомобилям КАМАЗ в объемах, необходимых для их надежной эксплуатации. Кроме того, для максимальной загрузки мощностей предприятиями освоен выпуск продукции диверсификации. Предприятия, входящие в продуктовую группу, укомплектованы современным оборудованием. В ОАО «КАМАЗ-Дизель» завершена пуско-наладка оборудования на основе гибких технологий по обработке деталей всей гаммы новых моделей двигателей мощностью от 280 до 360 л.с., соответствующих мировым стандартам «Евро-2».
    На  базе ОАО «Завод микролитражных автомобилей» в 2003 году образована группа легковых автомобилей. Завод расположен в отдельно стоящем корпусе площадью 250 тысяч кв. м. На его площадях сконцентрированы механообрабатывающие, современное сварочное и окрасочное производства, цех пластмасс. Завод тесно интегрирован с другими заводами «КАМАЗа», где производится ряд компонентов для легковых автомобилей. Завод сертифицировали системы менеджмента качества на соответствие международным стандартам ISO серии 9000:2000.
    2.2.Производство  и продажи
     Реализация менеджментом ОАО «КАМАЗ» комплексных программ реформирования и финансово-экономического оздоровления всей группы организаций ОАО «КАМАЗ» обеспечила рост производства и безубыточность финансово-хозяйственной деятельности. И в 2005-2006 годах главное внимание ОАО «КАМАЗ» было сосредоточено на выпуске продукции, удовлетворяющей запросам и превосходящей ожидание потребителей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.