На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Регулирование естественных монополий

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема: Регулирование  естественных монополий. 

План: 

ГЛАВА 1: Теоретические  основы регулирования естественных монополий. 

    1.1 Существующие проблемы монополизма. Понятие естественных                   
      монополий. 

    1.2 Подходы к регулированию естественных монополий. 

ГЛАВА 2: Анализ регулирования деятельности монополии  в России. 

    2.1 Организация правового механизма регулирования естественных монополий (федеральная монополическая служба, федеральная служба по тарифу, законодательная конкуренция, распоряжение федеральное по тариф., концепция реформации ЖД транспорта) 

    2.2 Анализ реформировании естественных монополий. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

     Естественные  монополии играют огромную роль в  жизни любой страны. Электро-, газо- и водоснабжение, железнодорожный транспорт, предприятия, обеспечивающие чистоту в городах - всё это естественные монополии. Они обеспечивают получение гражданами различных государств, средств первой необходимости (воды, газа, электричества). От их правильной и скоординированной работы зависят условия проживания людей. Естественные монополии – это необходимый элемент в жизни любой страны, ведь они позволяют значительно уменьшить расходы государства и помогают более эффективно использовать ограниченные природные ресурсы. Вопрос о сущности естественных монополий, способах их реформирования и государственного регулирования в России приобрел в настоящее время особую значимость. Это обусловлено тесной взаимосвязью естественных монополий с социальной и экономической жизнью общества, их непосредственным влиянием на эффективность деятельности других субъектов экономики, а также несоответствием внутренней организации естественных монополий условиям функционирования в рыночной среде.

     Любые негативные моменты в ходе преобразований естественных монополий, осуществления структурных реформ прямо или косвенно могут отразиться на экономических показателях государства и благосостоянии его граждан. Такое положение естественных монополий обязывает государство проводить взвешенную экономическую политику.

     Но, несмотря на такой положительный эффект, естественные монополии - это предприятия, за которыми нужен постоянный присмотр государства, ведь если не вмешиваться в их дела, они могут превратиться в настоящие монополии, диктующие на рынке услуг свои условия. 
 
 

ГЛАВА 1. Теоретические основы регулирования естественных монополий.
      Существующие проблемы монополизма. Понятие естественных
      монополий.
      В настоящее время отношения на рынках, признаваемых естественными  монополиями, регулируются Федеральным  законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
      Естественная  монополия означает такое состояние  товарного рынка, при котором  удовлетворение спроса на этом рынке  эффективнее в отсутствие конкуренции  в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров.
      Из  этого определения можно видеть, что естественная монополия представляет собой в большей степени экономическую, нежели юридическую категорию. Основные характеристики рынка естественной монополии заключаются в следующем:
      "эффект  масштаба" выражается в существенном  снижении издержек в расчете  на единицу продукции по мере  увеличения объемов ее производства;
      неэластичный  спрос. В обычных экономических  отношениях при возрастании цены на товар или услугу спрос потребителей снижается. В условиях естественной монополии спрос неэластичен, т.е. при увеличении цены он подвержен  незначительным изменениям.
      Неэластичность  спроса можно проиллюстрировать  на следующем примере. При существенном увеличении цены на сливочное масло  потребители могут использовать заменитель этого товара - масло  растительное. Это приведет к резкому  падению спроса на сливочное масло. При значительном повышении цены на электроэнергию потребители могут уменьшить объем ее потребления, но незначительно. Это обусловлено тем, что электроэнергия является практически безальтернативным источником энергии.
      Для некоторых сфер естественных монополий характерен также сетевой характер организации рынка. Он означает, что монополией является не вся отрасль экономики, а лишь ее передающие "сети". Например, сеть железных дорог, сеть трубопроводов, сеть линий электропередач, система теплоснабжения.
      Меры по борьбе с монополизмом в России определяются, главным образом, спецификой монополистических отношений в нашей экономике.
      Монополистическая структура экономики России, которая  в научной литературе часто обозначается как государственный монополизм, складывалась под воздействием основных факторов:
    Наличие административно-командной системы управления, что проявлялось в директивном управлении, в централизации большой доли дохода, в назначении «сверху» хозяйственных руководителей.
    Устойчивый и массовый дефицит, который многократно обостряет конкуренцию потребителей и превращает всех производителей в монополистов. Монополия, возникшая из дефицита, может сама его и воспроизводить, так как фирма-монополист не заинтересована в полном удовлетворении потребительского спроса.
    Концентрация и специализация производства, дошедшие до своей противоположности. В конце 80-х гг. в руках государства было сосредоточенно около 85% массы основных средств производства. Более 90% продукции машиностроения выпускали предприятия, на которых было занято свыше 1 тыс. рабочих (для сравнения: в США 60% продукции машиностроения производится на предприятиях, насчитывающих менее 500 рабочих). Чрезвычайно высокая степень концентрации производства и сейчас наблюдается практически во всех отраслях экономики России.
      Концентрация  производства дополняется узкой  предметной специализацией производства, которая просто несовместима с конкурентной борьбой и, более того, порождает  жесткую зависимость потребителей от поставщиков монополистов.
      Негативные  стороны монополизма:
      Круг  тех, кто может вести бизнес, неуклонно  сужается и делает монополистичной  всю экономику.
    Новым компаниям тяжело или практически невозможно выйти на рынок, что разрушает саму структуру предпринимательства.
    Недостаточный приток на рынок новых компаний не дает развиваться здоровой конкуренции, результате чего у компаний нет стимула к повышению эффективности труда.
    При монополизме расцветает паразитизм, в экономике, мнение о том, что деньги можно заработать только при " особом " отношении с властью.
    Монополизм в экономике способствует коррупции.
      Все это не способствует развитию экономики  в целом, тормозит возникновению  и развитию новых конкурентоспособных  предприятий. Отсутствие эффективной  налоговой и юридической систем тоже не способствует развитию бизнеса. В итоге многие компании работают в расчете на краткосрочные перспективы, уводят деньги за границу, неохотно инвестируют их в производство. Все это негативно оказывается на экономике страны. Сказывается также и «кадровый монополизм», когда все ключевые посты в бизнесе и государстве занимают люди, мыслящие категориями советской системы, не имеющие навыков работы в рыночных условиях и не желающие эти условия создавать. Все это усугубляет проблемы, с которыми столкнулась Россия на пороге 21 века. В таких условиях способны выжить лишь те предприятия, которые имеют уникальный бизнес или западные компании с очень долгим стратегическим прицелом на российский рынок.
      Что же касается малого или среднего бизнеса, то несмотря на множество мер и  полумер по его становлению и развитию, выжить в современных условиях они практически не могут. А именно на таком бизнесе строится экономический рост страны, а значит, и рост благосостояния населения, социальная стабильность в обществе. Выбор у России невелик: либо острожное движение в расчете на появление среднего класса, либо жесткие меры по снятию «кандалов» с экономически активных субъектов, создающие реальные предпосылки для быстрого роста нашей экономики.
      В такой ситуации еще более возрастает роль корпораций, которые решают успех начатых реформ по перестройке экономики, которые в состоянии привести российскую экономику на траекторию устойчивого роста. 
 
 

1.2 Подходы к регулированию  естественных монополий.
        Естественная монополия – отрасль, в которой экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних издержках, чем, если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм.
      Условие возникновения естественной монополии: крупная фирма, опираясь на низкий уровень своих издержек, может посчитать выгодным для себя выжить из отрасли другие фирмы, пойдя для этого на временное снижение цены, а затем останется монополистом и может поднять цену до уровня монопольной, сократив выпуск. После установления в такой отрасли монополии вхождение в нее становится практически невозможным, поскольку претендующая на вхождение фирма должна будет производить сравнительно небольшой объем выпуска, сопряженный, в силу этого, со сравнительно высокими средними издержками.
      Естественной  монополией называется отрасль, в которой  совокупный объем спроса может быть эффективно удовлетворен одной крупной  фирмой. Производство данного объема выпуска возможно с минимальными издержками на одной крупной фирме.
      Регулирование естественных монополий происходит следующими способами:
      1) Ценообразование по предельным  издержкам. Поскольку кривая средних  издержек (АС) на всем своем протяжениирасположена  выше кривой МС, то такой тип  ценообразования ведет к потерям  со стороны монополии. Государство в этом случае должно предоставить монополисту субсидию в размере негативной прибыли.
      2) Ценообразование Расмея (Р=АС). Фирма  не получает прибыли, но и  не несет убытков.
      3) Введение конкуренции за рынок  монополии (конкуренция Демзеца). Государство организует конкуренцию за франчайзинговые права по обслуживанию рынка естественной монополии (тендер). Также в этом случае роль государства заключается в установлении минимальных стандартов качества.
      4) Внедрение конкуренции на рынок  естественной монополии. Разновидность конкуренции Демзеца. Возможна за счет создания условий, облегчающих вход фирм в отрасль или путем реорганизации отрасли с помощью разделения монопольного производства на несколько фирм.
      5) Ценовая дискриминация. Товар  предоставляется любому покупателю, который готов оплачивать, по крайней мере, величину предельных издержек. P1=AC, P2=MC. Доход от цены для первой категории покрывает совокупные издержки (VC+FC), так что отпадает необходимость в субсидировании потребителей второй категории. В итоге прибыль нулевая, но убытков нет.
      6) Нелинейное ценообразование. Цена  меняется в зависимости от  объема покупки. Постоянная часть  – отношение постоянных издержек  к числу покупателей (e=F/N), переменная  часть зависит от объема покупки. В итоге прибыль нулевая.
      7) Пиковое ценообразование. Применяется  в отраслях естественной монополии,  если есть сильные колебания  спроса во времени и выпуск  нельзя хранить (например, телефонные  услуги, транспорт). Вне пика потребители  оплачивают только переменные издержки, которые являются их собственными издержками потребления товара (P=AVC). Постоянные издержки оплачиваются в период пика (P=AVC + b, b – дополнительные издержки использования капитала в период пика).
      8) Контроль качества товара. У фирмы-монополиста нет стимула улучшать качество товара, дополнительная прибыль от продажи более качественного товара пойдет государству, а не самой фирме. Ценовое регулирование деятельности монополий должно сопровождаться контролем качества товара фирмы посредством установления минимальных стандартов качества или посредством периодической проверки реальных характеристик предоставляемой продукции или через учет жалоб потребителей.
      9) Регулирование инвестиционных решений.  В случае установления государством  цены фактора производства на уровне предельных издержек может возникнуть эффект Аверча-Джонсона (если государственная регулируемая цена фактора производства превышает его рыночную цену, этот фактор производства будет использоваться в непропорционально большем объеме)
      Подходы к регулированию естественных монополий.
      Как известно, максимально-эффективное  распределение ресурсов достигается  на рынке совершенной конкуренции. Для ЕМ характерно недораспределение  ресурсов. Это связано с тем, что  цена, устанавливаемая монополистом, выше предельных издержек. 
Как же государство должно регулировать ЕМ? Существует два кардинально разных подхода

      1. Силовое установление цены, равной  предельным издержкам. 
В данном случае достигается оптимальная для общества ситуация. Но в то же время монополист терпит убытки. Это объясняется тем, что цена ниже средних издержек. В данной ситуации скорее всего  потребуются дотации.

      2. Обеспечение справедливой прибыли.
      Руководствуясь  данным правилом, органы контроля устанавливают  цену на товар или услугу из принципа АС=Р. В этой ситуации монополист не терпит убытков, полностью покрывая свои издержки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2: Анализ регулирования  деятельности монополии  в России.
2.1 Организация правового  механизма регулирования  естественных монополий
     Цель  государственно-правового регулирования  естественных монополий - удерживать или  установить равновесие между интересами потребителей и интересами субъектов  естественных монополий, упорядочить  их деятельность путем ввода правил поведения.
     Законы, регулирующие деятельность естественных монополий, можно условно классифицировать по следующим группам:
     1. Законы, предметом регулирования  которых являются непосредственно  естественные монополии и условия  их деятельности на рынке: федеральный  закон от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» (по состоянию на 01.01.2009 года).
     2. Отраслевые законы. Федеральный  закон от 31 марта 1999 г. №69-ФЗ  «О газоснабжении в Российской  Федерации» (по состоянию на 01.04.2009 года), федеральный закон от 10 января 2003 г. №17-ФЗ «О ж/д транспорте в Российской Федерации» (по состоянию на 01.07.2009), федеральный закон «Об электроэнергетике» (по состоянию на 23 ноября 2009 года) N 261-ФЗ, федеральный закон от 14 апреля 1995 г. №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (по состоянию на 4 ноября 2007 г.), Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 31.12.2004) "О несостоятельности (банкротстве)".
     3. Законы, регулирующие различные  аспекты хозяйственной области. К этим законам можно отнести Гражданский Кодекс (например, параграф 6 регулирует отношения, возникающие в процессе оборота электрической энергии), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 19.8 определяет санкции за непредставление сведений, установленных законом, в антимонопольный орган, в орган регулирования естественных монополий).
     Федеральный закон «О естественных монополиях»  определяет правовые основы федеральной  политики в сфере естественных монополий  и направлен на баланс интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающий эффективное функционирование субъектов естественных монополий и доступность реализуемых товаров для потребителей.
     Органы  регулирования естественных монополий  вправе:
     - принимать обязательные для субъектов естественных монополий решения о введении, об изменении или о прекращении регулирования, о применении методов регулирования, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в том числе об установлении цен (тарифов);
     - принимать в соответствии со своей компетенцией решения по фактам нарушения настоящего Федерального закона;
     - направлять субъектам естественных  монополий обязательные для исполнения  предписания о прекращении нарушений  настоящего Федерального закона, в том числе об устранении их последствий, о заключении договоров с потребителями, подлежащими обязательному обслуживанию, о внесении в заключенные договоры изменений, о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной ими в результате действий, нарушающих настоящий Федеральный закон;
     - принимать решения о включении  в реестр субъектов естественных  монополий либо об исключении  из него;
     - направлять органам исполнительной  власти и органам местного  самоуправления обязательные для  исполнения предписания об отмене  или об изменении принятых ими актов, не соответствующих настоящему Федеральному закону, и (или) о прекращении нарушений настоящего Федерального закона;
     - принимать решения о наложении  штрафа на субъект естественной  монополии;
     - привлекать к административной  ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей субъектов естественных монополий, должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
     - обращаться в суд с иском, а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с применением или с нарушением настоящего Федерального закона;
     - осуществлять иные полномочия, установленные  федеральными законами.
     Основания для принятия органами регулирования  естественных монополий решений о применении методов регулирования:
     1. Орган регулирования естественной  монополии принимает решение  о применении методов регулирования,  предусмотренных настоящим Федеральным  законом и иными федеральными  законами, применительно к конкретному  субъекту естественной монополии на основе анализа его деятельности с учетом их стимулирующей роли в повышении качества производимых (реализуемых) товаров и в удовлетворении спроса на них. При этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание:
     - издержки производства (реализации) товаров, в том числе заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы;
     - налоги и другие платежи;
     - стоимость основных производственных  средств, потребности в инвестициях,  необходимых для их воспроизводства, и амортизационные отчисления;
     - прогнозируемая прибыль от возможной  реализации товаров по различным  ценам (тарифам);
     - удаленность различных групп  потребителей от места производства  товаров;
     - соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей;
     - государственные дотации и другие  меры государственной поддержки  Федеральный закон от 17 августа  1995 г. №147 "О естественных монополиях", (по состоянию на 01.01.2009 года).
     2. При принятии решения о применении  методов регулирования деятельности конкретного субъекта естественной монополии, орган регулирования естественной монополии обязан рассматривать информацию, предоставленную заинтересованными лицами, о деятельности данного субъекта естественной монополии.
     Органы  регулирования естественных монополий самостоятельно принимают решение о включении/исключении субъектов естественных монополий из своего реестра. Если хозяйствующий субъект определен как монополист и включен в реестр, то к нему будет применено государственно-правовое регулирование, какой метод конкретно следует выбрать относительно того или иного монополиста определяет орган регулирования естественных монополий.
     Федеральным законом от 17 августа 1995 г. №147 "О  естественных монополиях" (по состоянию  на 01.01.2009 года) установлено, что органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
     1) ценовое регулирование, осуществляемое  посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
     2) определение потребителей, подлежащих  обязательному обслуживанию, и (или)  установление минимального уровня  их обеспечения в случае невозможности  удовлетворения в полном объеме  потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
     Право доступа к системе российских магистральных трубопроводов и  терминалов при вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке, а также организациям, являющимся основными обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов (исходя из их технических возможностей).
     Перечень  товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правовые  формы ограничения  монополистической  деятельности
      "Закон  конкуренции и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках" устанавливает две формы монополистической  деятельности:
    . Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке;
    Соглашение (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.
      Ст. 5 Закона устанавливает, что: Запрещаются  действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как:
    изъятие товаров из обращения, целью и результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
    навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.);
    включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
    согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;
    создание препятствий доступу на рынок (выходу на рынок) другим хозяйствующим субъектам;
    нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
    установление монопольно высоких (низких) цен; сокращения или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;
    необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.
      Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих  субъектов, ограничивающие конкуренцию.
      Ст. 6 Закона устанавливает, что: запрещаются  и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения, направленные на:
    установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
    повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;
    раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);
    ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);
    отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.