На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Аудит социальной отчетности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 

1. Теоретические аспекты  составления социальной  отчетности

      1.1 Понятие и назначение социальной  отчетности

      1.2 Основные способы стандартизации  корпоративной социальной отчетности

2. Аудит социальной  отчетности

      2.1 Принципы и стандарты корпоративной социальной отчетности

      2.2 Доказательство достоверности информации  в социальной отчетности

      2.3 Проблемы, связанные с ведением социальной отчетности в России

Заключение

Список  использованной литературы

 

Введение
      Нефинансовая  отчетность (также называемая отчетностью в области устойчивого развития, социальной и экологической отчетностью, отчетностью в области корпоративной социальной ответственности) – это отчетность, охватывающая одновременно экономические, экологические и социальные аспекты деятельности компании, раскрывающая информацию об ее нефинансовых инициативах и вкладе в устойчивое развитие окружающего мира. Субъектом нефинансовой отчетности может быть бизнес-компания, некоммерческая организация и органы власти.
      Тема, затрагивающая аудит социальную отчетность, в настоящее время является актуальной, поскольку сама социальная отчетность – новое явление, словосочетание в России. Она стала находить свое распространение в России лишь в начале 2000-х годов. Поскольку составлением социальной отчетности занимаются лишь немногие компании, то следовательно, аудиторских организаций, которые осуществляют проверку нефинансовой отчетности, можно даже по пальцам пересчитать. Так, можно сделать вывод – аудит нефинансовой отчетности в России совершенно новое, неисследованное направление в отечественном аудите.
      Цель  данной работы – обозначить особенности  проведения аудита социальной отчетности. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
    дать понятие социальной отчетности;
    выделить  основные способы стандартизации корпоративной социальной отчетности;
    проанализировать  принципы и стандарты корпоративной  социальной отчетности;
    обозначить  способы приведения доказательств достоверности информации в социальной отчетности
    выявить проблемы, связанные с ведением социальной отчетности в России.
      Данная  работа разделена на две главы. Первая глава теоретическая, в ней речь идет о понятии, назначении, содержании социальной отчетности, а также о  способах стандартизации корпоративной  нефинансовой отчетности. Вторая глава посвящена аудиту социальной отчетности.
      При написании данной работы были использованы следующие источники: Федеральные  законы, учебные пособия, статьи периодических  изданий, а также информационно-аналитические  порталы сети Интернет.
 

    Теоретические аспекты составления социальной отчетности

    1.1 Понятие и назначение  социальной отчетности

     Социальная  отчётность корпораций является важнейшей  составляющей системы социальной ответственности  бизнеса. В научной литературе нет  общепринятого определения понятия «корпоративная социальная отчетность». В различных исследованиях рассматриваются такие категории, как «нефинансовая отчётность», «социально ответственная отчётность», «социальная отчётность», «социальная и экологическая отчётность».
     Распространение идей устойчивого развития компаний и необходимости следовать принципам корпоративной социальной ответственности привело к тому, что стандартная финансовая отчётность перестала быть достаточной.
     Социальный  отчёт корпораций - это не просто свод количественных и качественных показателей их общественной деятельности. Корпоративную социальную отчётность можно определить как сложную систему информации, отражающей не только благотворительные и спонсорские программы компании, но и любые другие социально значимые аспекты её деятельности, которые могут повлечь существенные последствия для самой компании, потребителей её продукции, акционеров, государственных органов, контрагентов или каких-либо иных, связанных с ней групп общества.
     Корпоративная социальная отчётность, включающая в себя достоверные и полные сведения об общественной деятельности корпораций, является важнейшим связующим звеном в цепи взаимодействия бизнес-государство.
     Начиная с конца 90-х годов прошлого столетия, крупные мировые компании стали  публиковать отчёты не только о финансовых, но и о нефинансовых (социальных) итогах своей деятельности. В настоящее время такие отчёты составляют зарубежные и российские бизнес-структуры.
     В отношении компаний, которые придерживаются принципов корпоративной социальной ответственности, возникает вопрос фиксирования результатов социальной, экологической и прочей активности в отчётности.
     Вопрос  необходимости для бизнеса ведения  нефинансовой отчётности представляет собой достаточно серьёзную проблему, так как проверить эмпирически влияние нефинансовой отчётности на деятельность компании крайне сложно. Однако наиболее очевидная причинно-следственная связь, объясняющая значение ведения нефинансовой отчетности состоит в том, что составление корпоративной социальной отчётности делает компанию более привлекательной для потребителей, повышая её открытость и, в конечном счёте, увеличивая рентабельность.
     Предоставление  подобной отчётности позволяет продемонстрировать, как заявленные компанией миссия, видение, стратегические цели реализуются посредством социально ответственной деятельности, результаты которой и представлены в отчёте.1
     Ключевым  преимуществом отчётности является её доступность не только менеджменту, но и всем заинтересованным лицам, включая государственные органы. Бесспорно, корпоративная социальная отчетность улучшает имидж, репутацию, узнаваемость бренда компании для всех групп общества. Поскольку репутация складывается из таких нематериальных активов, как доверие, надёжность, качество, прозрачность, отношения с клиентами, а также материальных активов в виде инвестиций в человеческий капитал и окружающую среду, то отказ от корпоративной социальной отчётности может оказать негативное влияние на стоимость компании.
     Необходимо  подчеркнуть, что государство является одной из самых заинтересованных в подготовке социальной отчётности корпораций сторон, получая, наряду с полезной информацией о социально-экономической ситуации в стране, возможность корректировать предстоящие затраты на социальные программы.
     Естественно, что ведение нефинансовой отчётности способствует и развитию отношений с инвесторами, в качестве которых зачастую выступают государственные организации или структуры с государственным участием. Доступность информации не только о финансовой, но и об экономической и социальной деятельности компании позволяет инвесторам провести тщательный анализ рисков и увеличивает вероятность инвестирования в компанию и её проекты.
     В современной зарубежной практике социальные отчёты корпоративных структур создаются не по произвольным программам, а в соответствии с международными стандартами, определяющими содержание отчёта, его структуру, порядок сбора данных и их обработки.
     Подготовленные  корпорациями в соответствии с международными стандартами социальные отчёты отражают:
     -     цели их социальной политики;
     -     систему координации и управления её реализации;
     -     общие показатели деятельности корпораций в части трудовых отношений, безопасности труда, охраны здоровья персонала, охраны и восстановления окружающей среды, содержание социальных программ по взаимоотношениям с внешними контрагентами.
     В целом процедура составления  финансового отчёта проходит ряд  этапов, охватывающих период в 12-14 месяцев.
     Подготовка  и публикация социальной отчётности корпораций свидетельствует о том, что это не просто технические отчёты о проделанной социальной работе и осуществлённых затратах на благотворительность. Одновременно с составлением собственно отчёта проводится значительная работа по корректировке социальной деятельности корпорации на основе учёта ожиданий её деловых партнёров и других контрагентов.
     Публикация корпорациями социальной отчетности предоставляет им благоприятные возможности для достижения важных целей.
     Во-первых, компании, представляющие социальный отчёт, получают возможность узнать ожидания своих ключевых партнёров (в первую очередь - государства); обеспечить учёт этих ожиданий при корректировке социальных программ; показать в практической деятельности, что корпорация учитывает интересы своих деловых партнёров.
     Во-вторых, процедура социальных отчётов даёт возможность корпорациям провести необходимые консультации с деловыми партнёрами, позволяющие найти компромиссные решения.
     В-третьих, практика показывает, что социальные отчёты корпораций создают для них ряд конкурентных преимуществ, например, в борьбе за клиента.
     Кроме того, такая отчётность вносит коррективы и в сам процесс управления бизнесом: пожелания общества для компаний, использующих в своей деятельности социальную отчётность, становятся основой для принятия управленческих решений.
     Вместе  с тем, при всей очевидности положительных последствий ведения нефинансовой отчётности существуют и причины, тормозящие её воплощение в жизнь: это финансовые затраты, необходимые для её составления.
     По  мере развития системы социальной отчётности обострился вопрос о критериях (стандартах), которым она должна соответствовать.
     В настоящее время существует около 20 различных стандартов нефинансовой отчётности. Наибольшее распространение получили четыре стандарта:2
     GRI (включает три основных элемента: экономика предприятия, его социальная и экологическая политика);
     -     AA10001 (направлен на упорядочение социальных инициатив компании и повышение их эффективности);
     -     SA 8000 (имеет определённый уклон в сторону трудовых отношений, устанавливая нормы ответственности работодателя в области условий
     труда);
     -     ISO 14 000 (описывает социальную ответственность корпорации в соблюдении экологических требований на производстве).
     Социальная отчётность даёт конкретизированное и структурированное представление о социально ответственной деятельности бизнеса, включая и те её виды, которые не поддаются количественному измерению.
     Таким образом, есть основания сделать  вывод о том, что социальная отчётность, принятая к реализации большинством крупных международных корпораций и некоторыми, действующими в нашей стране, представляет собой многофункциональный процесс. При этом понятие отчёт, в его традиционном смысле, отражает лишь часть данного феномена. Конечно, социальный отчёт содержит количественные показатели о благотворительности и спонсорстве, о построенных больницах и школах, домах престарелых, культурных программах и т.д. Однако специфика социального отчёта состоит в том, что анализирующим его должно быть понятно, почему именно этот социальный проект поддержала корпорация, как он связан с её социальной и общей стратегией, каким образом контролировалось финансирование. Другими словами социальный отчёт, выполненный в соответствии с международными стандартами, предназначен для отражения взвешенной и ответственной социальной политики.
     Значительное  преимущество данного вида отчёта корпораций состоит в том, что он предполагает в качестве обязательной, процедуру диалога руководителей компании с представителями широкого круга заинтересованных в сотрудничестве с бизнесом сторон (прежде всего с представителями государственных структур). Это позволяет бизнесу располагать достаточно точной информацией об ожиданиях всех групп общества.
     В нашей стране вопрос о необходимости социальной отчётности бизнеса активно дискутируется в научных и деловых кругах, прессе. Хотя некоторые из крупнейших российских компаний составляют социальные отчёты, это, скорее, исключение из общего правила. Для современного российского бизнеса публикация социальных отчётов по международным стандартам не является обязательной. Однако существует несколько обстоятельств, связанных с деловой практикой, которые стимулируют российский бизнес к проведению социальных отчётов на основе международных стандартов. К ним относятся:
     -     необходимость привлечения стратегических зарубежных инвесторов. В этом случае социальный отчёт, содержащий «имиджевые» характеристики компании (например, показатели экологической и в целом социальной устойчивости компании), может существенно улучшить её позиции на переговорах;
     -     выход той или иной российской компании на международный фондовый рынок требует её открытости («прозрачности»). При этом факт публикации социального отчёта сам по себе свидетельствует об открытости компании и, соответственно, благоприятно воздействует на имидж корпорации, делая её более известной. Кроме того, отмеченные обстоятельства позитивно влияют на курс акций компании и, соответственно, её капитализацию;
     -     социальный отчёт является достаточно эффективным средством повышения качества управления в компании, позволяя систематизировать реализуемые социальные программы.
     Представляется, что по мере развития корпоративной социальной отчётности, неизбежно встанет вопрос о необходимости её унификации, о переходе на единый, обязательный стандарт отчёта, основные параметры которого устроят все заинтересованные стороны, а публикация социального отчёта станет для компаний такой же обязательной, как подготовка финансовой отчётности.
     Так, в качестве базовой модели социальной отчётности российских корпораций целесообразно принять наиболее полный и широко используемый в настоящее время стандарт GRI. Кроме того, применительно к нашей стране следует включить в структуру социального отчёта информацию о взаимоотношениях компании с государственными органами. 3
     Критериями  необходимости предоставления отчётности могут являться величина выручки компании за последние три года, доля частной собственности в общей структуре капитала, количество работающих на предприятии сотрудников.
     Учитывая  изложенное, мероприятия по подготовке компаниями социальной отчётности можно охарактеризовать как важнейший процесс, в равной степени значимый как для российского бизнеса, так и для государства.
 

      1.2 Основные способы стандартизации корпоративной

     социальной  отчетности

     Современное предпринимательство - стратегический ресурс социально-экономического развития мировой экономики и национального  хозяйства. В странах-лидерах Запада предпринимательство вступило в зрелую стадию своего развития - в так называемое социально ориентированное, т.е. стратегическое, предпринимательство - системы социально ответственного использования ресурсов, рационального анализа эффективности и социальных процессов не только региона базирования бизнеса, но и всего мира. Чтобы реализовать потенциал социальной ответственности бизнеса, необходим комплексный, системный подход к исследованию современной экономики, современного предпринимательства и социального феномена развития. Основная цель - разработка стандартизированного подхода, допускающего вариативность его использования на национальном уровне. Такой системой сегодня выступает стандартизация в области корпоративного социального и этического учета.

     Следует отметить, что в отечественной научной литературе до сих пор нет определенной завершенности ни в терминологии, ни в методических основах социальной отчетности, ни в конкретизации и унификации понятий, разъясняющих соответствующие положения и особенности их применения.  
Исследование в России условий новых направлений социальной деятельности предпринимательства делает настоятельно необходимым и факт появления такой революционной западной методики, как социальный бухгалтерский учет, главным субъектом системы хозяйствования в котором выступает все тот же предприниматель.

     Естественно, что реализация социальной ответственности, как и любая другая деятельность, требует контроля со стороны государства. Хотя инициативная социальная отчетность предполагает добровольное использование руководств и предусматривает возможность независимой проверки, формируется соответствующее направление аудита, который в современной экономике больше перерождается в так называемый системный аудит. Стандарты социальной отчетности, социальных показателей статей баланса и соответствующих счетов Главной книги, а также действующего Плана счетов по учету хозяйственной деятельности, связанной с социальными инициативами компании, требуют проработки не только финансовых, но и экологических, а также социальных данных, т.е. проведения "аудита устойчивого развития". 4

     Теоретические разработки вопросов социальной отчетности имеют большой практический смысл. Например, британская телекоммуникационная компания "Бритиш Телеком" именует  свои отчеты как социальный или этический аудит, при этом не будучи окончательно уверенной в том, являются ли эти термины в достаточной степени эквивалентными подразумеваемым показателям социальной активности.

     В настоящее время можно отметить следующие основные различия в публикуемых открыто социальных отчетах западных компании: по степени заинтересованности в них руководства; по типу организации; по основному контексту (благотворительные и рекламные цели, поиск путей налаживания контактов с местной администрацией и т.д.); по практическим шагам и различным подходам к выражению социальной солидарности с обществом.

     Некоторые компании уже демонстрируют в  рекламных целях перед общественностью  свои преимущества в сфере социальной деятельности. Существуют уже примеры  и демонстративного эффекта социальной ответственности. Например, компании текстильной промышленности, производящие спортивную одежду или детские игрушки в развивающихся странах, стремятся к тому, чтобы принимать и выполнять трудовые кодексы поведения, и поэтому крайне заинтересованы во внешней проверке их отчетности только из-за давления, которое на них оказывают общественные организации по защите прав потребителей.

     Большинство компаний проявляют заинтересованность исключительно к внутреннему  анализу эффективности резервов социальных инициатив. Многочисленные примеры "правильного" подхода к социальному и этическому учету, ревизии и отчетности в социальной сфере деятельности подводят нас к вопросу о том, почему корпорации проявляют заинтересованность в этом вопросе. Тем более что единый подход и требования к составлению социальной отчетности и ведению учета отсутствуют.

     Более того, существующие методологические проработанные решения того или  иного способа социального учета  обусловливают ряд трудностей, которые выражаются в следующем:

    недостаточной детализации социального учета, аудита и отчетности из-за нехватки знания, навыков, опыта и/или средств для проведения процесса;
    преднамеренно общем характере изложения социальной информации по счетам, для того чтобы  отчет был составлен в менее точном, неполном или неразборчивом виде.

      Например, компания из-за недостаточности средств  может воздержаться от диалога с  персоналом, который необходим для  определения ключевых вопросов функционирования предприятия. В результате в составленном обзоре будет отсутствовать широкий диапазон критических проблем, которые представили бы компанию в отрицательном свете. Другой пример неадекватного, недобросовестного подхода компании, проповедующей социальные принципы "честной торговли", - проведение процедур социального и этического бухгалтерского учета, ревизии и отчетности без консультации с поставщиками. Точно так же компания может провести внешний аудит социальных действий только в одной области своей деятельности, упустив сферу, где имеются соответствующие проблемы.

      Социальный  и этический бухгалтерский учет и ревизия, осуществленная банком, не справляющимся эффективно со своим  инвестиционным портфелем, или компанией, продающей рекламу, нисколько не заботясь о продвигаемых торговых марках, не могут рассматриваться как аудит адекватного качества социальной ответственности.

      Помимо  проблемы идентификации добросовестной и некачественной социальной отчетности в практике развития социальной ответственности  существует и ряд проблем конъюнктурного характера. Общее стремление к качественному потреблению в социальном плане может быть ослаблено в результате экономического спада, при котором всегда у потребителей пропадает интерес к нематериальным показателям корпоративного поведения. Так, после начала экономического спада в конце 1980-х гг. интерес потребителя к экологически чистым товарам и услугам резко уменьшился. Далее, очевидно, что прозрачной социальной отчетности требуется также адекватный аудит, отсутствие такого системного подхода способно подорвать доверие ко всему процессу социальной отчетности.  
Естественно, что качество ведения компанией социального и этического бухгалтерского учета, ревизии и отчетности должно быть столь же открытым и понятным всем заинтересованным сторонам, как техническое качество товаров и услуг, которые они производят. Консолидация практики социального и этического бухгалтерского учета, ревизии и отчетности в направлении улучшения корпоративной социальной работы предприятия требует установления механизма защиты практики от недобросовестности некоторых предпринимателей. По этому поводу Роб Грей отмечал, что "длинная история ведения социального и этического бухгалтерского учета была связана с пугающим разнообразием подходов, методов и стандартов". 5

      Поскольку разработка стандартов для социального и этического бухгалтерского учета, ревизии и отчетности сопряжена с рядом трудностей, потенциальная выгода от этого очевидна.

      Во-первых, стандарты позволяют сгладить разночтения в терминологии и методике.  Во-вторых, следование установленному стандарту позволяет реализовать компании главное требование социальной ответственности - открытость информации о деятельности компании. Следует отметить, что организации, готовящие этические отчеты, менее подвержены обвинениям со стороны заинтересованных лиц, что особенно показательно в скандинавских странах с максимально открытой культурой и низким уровнем социального конфликта. Есть много примеров того, что "знак качества", выдаваемый социально значимым компаниям в Великобритании и США, помогает продвигать их товар к потребителям.  
Разумеется, что главная ценность социального и этического бухгалтерского учета и ревизии заключается в создании общественного мнения об организации, что является важным фактором в развитии компании, а создание согласованного набора социальных стандартов должно рассматриваться как существенный элемент этого фактора.

      Необходимость выработки стандартов состоит прежде всего в том, чтобы гарантировать  качество ведения бухгалтерского учета, ревизии и отчетности для поддержания  улучшенной корпоративной социальной ответственности. Это не только вопрос респектабельности компании или совершенно очевидного прироста ее прибылей от принятия на себя социальных инициатив, а задача общей эффективности бизнеса.

      На  сегодняшний день действует множество национальных социальных стандартов. По способам разработки они подразделяются на следующие виды: принудительное законодательство; непринудительное законодательство; частное внешнее позиционирование; добровольные социальные кодексы: эталонное ранжирование социального лидерства.  
Как показывает практика, для всех без исключения схем внедрения социальной ответственности предпринимательства общим является принцип стремления к лидерству в рейтинге по своей отраслевой, ценовой, социально ориентированной нише, к которому начинают стремиться остальные компании, желающие, чтобы их действия так же были ранжированы, как социально значимые. Несмотря на многочисленные примеры положительных социально значимых инициатив и их учета, эталоном корпоративной социальной отчетности служит Ежегодный бюллетень этического поведения банка "Sbn" Дании. В Англии созданы Социальные счета Трэйдкрафта, примеру которых в области соблюдения стандарта качества последовала Бади Шоп.

      Другой  подход к развитию корпоративной  социальной отчетности демонстрирует необходимость ее составления, поскольку это закреплено законодательно. В этом случае так же, как и в области обязательной финансовой бухгалтерской отчетности, учета и ревизии, все процедуры регламентированы законодательно. Такая ситуация, как правило, складывается практически во всех странах Запада в области установления и разработки стандартов экологической отчетности и аудита.  
Некоторые страны имеют законодательство, раскрывающее определенные аспекты социального и этического бухгалтерского учета и аудита. В Великобритании, например, корпорации, свыше определенного размера, обязаны сообщать сведения относительно их благотворительной деятельности, так же, как предоставлять определенную информацию относительно условий работы персонала и политики занятости, процент служащих, имеющих инвалидность.6
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.