На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовая система, взаимосвязь её элементов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки Российской Федерации

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКИЙ  ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

    

Лицензия: серия А  №283587 от 26.02.2008 г. регистрационный №9906

Свидетельство о государственной  аккредитации: серия  АА 000597  от 06 марта 2007 г., регистрационный

  № 0506

115191, г.  Москва, 4-ый Рощинский  пр-д, 9а,  тел (095) 958-19-00
Факультет экономики, менеджмента  и международного туризма 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА ПО «ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ» НА ТЕМУ: 

"ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА,
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЕЁ ЭЛЕМЕНТОВ" 
 
 
 

                                                   Студент: Шандова  Е.Л.
                                                   Группа: 08 ЭЗУ-22
                                                   Преподаватель:
                                                   Балашов Ю.К., к.э.н., доцент 
 
 
 
 
 

        Работа  сдана   
          (дата)
           
        Работа  защищена  
          (оценка)
           
          (дата)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рославль 2009
 
Содержание
           Введение……………………………………………………………     
3
1. Сущность и функции финансов………………………………… ………………………………   4
1.1. Функции финансов ……………………………………………… 4
1.2. Состав финансовой системы…………………………………….. 9
1.3. Механизм функционирования финансовой системы………….. 11
2. Финансовая  система Республики Беларусь…………………….. 18
2.1. Бюджетная система Республики Беларусь …..…………………. 22
2.2. Налоговая система Республики Беларусь ………………………  26
2.3. Денежно-кредитная  система Республики Беларусь ..………......  28
2.4. Внебюджетные фонды…………………………………………… 30
3. Пути совершенствования  финансовой системы    Республики Беларусь и механизма ее функционирования…………………...  
34
  Заключение………………………………………………………..  ………………………………………………………..     37
  Список использованной литературы …………………………… 38
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 

      Экономика государства на современном этапе развития просто не мыслима без таких понятий, как финансы и финансовая система.
      Переход от плановой системы к социально-ориентированной смешанной экономике не является чисто экономическим явлением. Он предполагает создание новой политической системы, нового социального порядка, новых социальных институтов. Это тем более важно учесть, поскольку цели общественного развития определяются вне собственно экономической системы и обусловлены целым рядом социальных факторов. Смена моделей общественного развития всегда сопровождается не только сменой политических и властных структур, но и сменой формирования социальных групп населения в целом различающихся, например, уровнем дохода и богатства, политической ориентации, социальным положением в обществе и пр. Опыт современного развития показывает, что успешные экономические преобразования в обществе не могут быть осуществлены без активного и последовательного вмешательства государства. Успех преобразований во многом зависит от объективной оценки, как собственного прошлого, так и мирового опыта.
      Целью данной курсовой работы является изучение финансовой системы в целом, для чего будут последовательно рассмотрены следующие задачи:
      - сущность и функции финансов,
      - особенности финансовой системы Республики Беларусь,
      - пути совершенствования финансовой системы Республики Беларусь.
      Выводы  делаются на основании изученной  литературы. 
 
 
 

    СУЩНОСТЬ  И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
 
    Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. Под функциями понимается та "работа", которую выполняют финансы.
    Никто не отрицает, что финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как правило, бывает один – валовой внутренний продукт. Осуществить процесс распределения внутреннего валового продукта можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством. 

    1.1. Функции финансов
    Если  говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они  выполняют две основных функции: распределительную и контрольную.
    Распределительная функция заключается в том, что финансовые ресурсы предприятия подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Её результатом является формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала.
    Распределительная функция проявляется при распределении  национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма  равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:
      - зарплата рабочих и служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;
      - доходы предприятий сферы материального производства.
    Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода связанное с:
      -    межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;
      - наличием, наряду с производственной, непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);
      - перераспределением доходов между различными социальными группами населения.
    В результате перераспределения образуются вторичные или непроизводственные доходы. К ним относятся:
      - доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы,
      - налоги (подоходный налог с физических лиц и др.).
    Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.
    Активно участвуя в распределении и перераспределении  национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших  при первичном распределении  национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего, между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления – с другой.
    Перераспределение национального дохода в Республике Беларусь происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).
    Таким образом, перераспределение национального  дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.
    Конечная  цель распределения и перераспределения  национального дохода и внутреннего валового продукта, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.
    Контрольная функция проявляется в контроле за распределением внутреннего валового продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
    В условиях перехода на рыночные отношения, финансовый контроль направлен на обеспечение финансового развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.
    Одна  из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.
    Контрольная функция финансов проявляется также  через многогранную деятельность финансовых органов.
    Работники финансовой системы и налоговой  службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной  частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.
    Распределительная и контрольная функции – это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.
    Инструментом  реализации контрольной функции  финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях  имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.
    Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве.       Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.
    Помимо  распределительной и контрольной  функции финансы выполняют также  регулирующую функцию. Эта функция  связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства.
    Некоторые авторы не признают распределительной  функции финансов, считая, что она  не выражает их специфику, поскольку  процессы стоимостного распределения обслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самими факторами функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее со специфическими общественными назначениями финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь "распределительной", как финансы. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в Республике Беларусь развита слабо.
    В условиях рыночных отношений финансы  должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается  в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан  стабильные условия в экономических  и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством Республики Беларусь как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.
1.2. Состав финансовой системы
    Финансовая  система рассматривается с двух сторон [2,ст.56]:
      а) по внутреннему строению;
      б) по организационной структуре.
    Если  рассматривать финансовую систему по внутреннему строению, то само понятие финансовой системы будет следующим:
      Финансовая система – совокупность относительно обособленных взаимосвязанных финансовых отношений, которые отображают специфические формы и методы распределения и перераспределения внутреннего валового продукта.
    Как было сказано ранее, финансовая система  рассматривается и по организационной  структуре. В этом случае определение данного понятия звучит иным образом.
    Финансовая  система совокупность финансовых органов и институтов, которые управляют денежными потоками.
    Внутреннее  строение финансовой системы отображает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для  всех стран. Она состоит из сфер и звеньев.
    Сфера характеризует обобщенную по определённому  признаку совокупность финансовых отношений.
    Звенья  показывают обособленную часть финансовых отношений. В основу выделения сфер и звеньев положен уровень экономической системы (схема 1).
    Организационная структура финансовой системы – совокупность финансовых органов и институтов, которая характеризует систему управления финансами.
    В основе выделения органов управления финансовой системой лежит её внутренняя структура. Общее управление финансовой деятельностью в какой-либо стране осуществляют органы государственной власти и управления. Состав органов и институтов финансовой системы представлен ниже на схеме 2.
                                                                                                                                      Схема 1  

Финансовая  система

 
 
 
Международные
финансы

 Мировое                  
  хозяйство
                       
                                                                                  
 Макро-                    
  экономика 


 Микро- 
  экономика                         
 
 

                                                                                                                                                                      Схема 2 
 
 

          Финансовая  система  Республики  Беларусь
 
 
 
Министерство финансов
Министерство по  налогам
и сборам
Национальный банк
Фондовая биржа
Пенсионный фонд
 
Главное управление Министерства
финансов 

Государственное
казначейство 

К Р У
 
Инспекции Министерства
по  налогам 
и сборам 

 
Коммерческие банки 
 
 

Небанковские
кредитные
учреждения
  Финансовые
посредники 
 
 

Межбанковская
валютная
биржа
      Фонд
социальной
защиты
 
Комитет по надзору за
страховой
деятельностью
   
Страховые компании
   
Фонд обязательного
медицинского
страхования
 
Финансовые управления
и отделы 

   
Аудиторские фирмы
   
1.3. Механизм функционирования финансовой системы
    Финансовая  политика – основополагающий элемент в системе управления финансами. Она направлена на обеспечение эффективного распределения и перераспределения имеющихся финансовых ресурсов государства для наилучшего удовлетворения потребностей воспроизводства и роста общественного богатства. Свое конкретное воплощение финансовая политика имеет в финансовом механизме государства.
    Финансовый  механизм инструмент финансовой политики, представляющий собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.
    В зависимости от степени регулирования  со стороны государства финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.
    Директивный механизм связан с отношениями, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, бюджетный процесс и т. д.).
    Регулирующий механизм определяет основные направления функционирования финансовых отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства (организация внутрихозяйственной деятельности на предприятиях).
    С одной стороны, финансовый механизм включает в себя системы финансового планирования, регулирования и контроля, систему денежных расчетов, систему финансовых рычагов и стимулирования, финансовых норм и нормативов, показателей, государственные банковские и финансовые резервы.
    Также финансовый механизм можно представить  в виде совокупности механизмов функционирования отдельных звеньев финансовой системы:
          - функционирование бюджетного механизма;
          - механизм функционирования финансов предприятий, учреждений и 
организаций;

         - механизм функционирования внебюджетных фондов;
          - механизм функционирования местных финансов;
          - функционирование страхового механизма;
          - механизм функционирования финансового рынка.
    Для обеспечения стабильного и эффективного функционирования финансового механизма  государства первостепенное значение имеет правовая регламентация форм и норм финансовых отношений. Они являются источником и регулятором финансовой системы. Именно на основании их можно проследить механизм функционирования финансовой системы, понять, как аккумулируются, распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы.
    Оценка  качества работы финансового механизма  происходит в соответствии с его  адекватностью современным интересам общества, со способностью его достигать поставленные цели и решать конкретные задачи. Также механизм функционирования должен быть инструментом согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей. 
    Более конкретно такую черту можно  определить как финансовое планирование, т.е. один из элементов управления финансами, объектом которого является распределительный процесс. Этот процесс охватывает формирование и распределение финансовых ресурсов, образование и использование на их основе различных денежных фондов и осуществляется на основе производственных и финансовых показателей.
    В процессе финансового планирования определяются:
        - источники и размеры финансовых ресурсов на планируемый период;
        - объемы денежных фондов, создаваемых на их основе;
        - рассчитываются направления и структура использования средств денежных фондов, при этом решается задача наиболее эффективного их использования.
    В процессе составления финансовых планов изыскиваются материальные, трудовые и финансовые резервы для роста  финансовых ресурсов и сокращения непроизводительных расходов.
    Механизм  финансового регулирования дает возможность государству сформировать такие условия для субъектов финансового механизма, которые бы принудили их действовать в соответствии с необходимыми для общества направлениями. Такое регулирование проводится с помощью инструментов фискальной, бюджетной, налоговой политики и др.
    Одним из наиболее важных понятий является понятие финансового контроля.
    Финансовый  контроль можно представить в двух аспектах:
      а) Строго регламентированная деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и 
финансовой дисциплины всех экономических субъектов.

      б) Неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и 
эффективности финансовых операций.

    Финансовый  контроль представляет собой две  взаимосвязанные, но обособленные сферы: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль, который в свою очередь  подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).
    Государственный финансовый контроль призван отслеживать стоимостные пропорции распределения валового национального продукта.
    Он  распространяется на все каналы движения денежных ресурсов и отслеживает  полноту и своевременность их поступления в бюджеты и целевое их использование. Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса, если таковые предопределены общенациональными экономическими интересами. Целями негосударственного контроля (главным образом, внутрифирменного), в противопоставление государственному, является минимизация своих отчислений в государственную казну и других издержек с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал.
    Финансы представляют собой экономические отношения, которые связаны с формированием, распределением, а также с использованием фондов и денежных средств для выполнения задач, поставленных государством и для создания условий расширенного воспроизводства в экономике. Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:
        - предприятиями различных форм собственности при приобретении товарно-материальных ценностей, при реализации продукции, работ, услуг;
        - предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении;
        - государством и гражданами при уплате налогов и других платежей;
        - государством и предприятиями при уплате налогов, иных обязательных сборов, а также при финансировании из бюджета;
        - предприятиями, гражданами, внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
        - отдельными звеньями бюджетной системы;
        - страховыми организациями, предприятиями, населением при уплате 
страховых взносов, при возмещении ущерба Республике Беларусь и при наступлении страхового случая.

    По  материальному содержанию финансы  представляют собой финансовые ресурсы  страны. Финансовые ресурсы — это совокупность целевых фондов, денежных средств государства и предприятий. Финансовые ресурсы складываются из следующих источников:
    а) средств, аккумулированных в государственной бюджетной системе;
    б) средств внебюджетных фондов;
    в) ресурсов предприятий (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий, амортизация).
    Если  рассматривать финансы в целом, то следует считать, что они выполняют две основные функции: распределительную и контрольную.
    Та  часть финансов, которая функционирует  в сфере материального производства как, например, финансы предприятий, и участвует в процессе создания денежных фондов и накоплений, выполняет не только распределительную и контрольную функции, но и функцию формирования денежных доходов.
    Распределительная функция выражается как процесс  распределения внутреннего валового продукта, являющегося источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.
    Так, предприятия, реализовав определенный объем продукции и получив выручку, должно из этой суммы перечислить в бюджет установленные налоги. Из оставшейся суммы предприятие должно выделить часть, возмещающую потребленные средства производства, обеспечивая тем самым непрерывность процесса производства. Далее выделяется часть, связанная с оплатой труда (фонд оплаты труда – ФОТ), все через нормы, установленные государством. Затем, опять-таки, по нормативам к ФОТ выделяется часть стоимости созданного продукта для перечисления в Пенсионный фонд и др. Остается прибыль, т.е. произошло первичное распределение.
    Но  ФОТ в дальнейшем делится между трудящимися, бюджетом и пенсионным фондом по нормам, установленным государством, а прибыль – между предприятием, его вышестоящей организацией и бюджетами разных уровней. Это распределение второго порядка.
    Прибыль, являясь источником формирования таких фондов, как фонд производственного и социального развития, резервный фонд и других, выступает объектом распределения третьего порядка, т.е. распределительные процессы имеют место и внутри предприятия. Здесь можно говорить о некотором снижении государственного регулирования распределительных отношений, но никак не об их отмене. Предприятие самостоятельно распределяет прибыль по фондам, однако формирование резервного фонда регулируется через размер уставного капитала, минимальных и максимальных значений прибыли, перечисляемой в денежный фонд.
    Контрольная функция финансов тесно связана  с распределительной. С помощью  финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим необходим контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.
    Контрольная функция финансов – это, прежде всего, контроль рублем в процессе объективно существующих денежных отношений. Он пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости и представляет собой стоимостной контроль.
    Поскольку финансы выражают отношения, возникающие  на основе реального денежного оборота, то контроль рублем – это только контроль реального денежного оборота.
    Финансы осуществляют контроль на всех стадиях  создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Их контрольная функция проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотный средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.
    Объектом  контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений. Различают следующие виды контроля:
        - общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль, который осуществляется органами государственной власти и управления;
        - ведомственный контроль (контрольно-ревизионными отделами министерств, ведомств);
        - внутрихозяйственный финансовый контроль, который проводится финансовыми службами предприятий, учреждений (бухгалтериями, финансовыми отделами);
        - общественный финансовый контроль. Его выполняют отдельные физические лица;
        - независимый финансовый контроль, который осуществляется аудиторскими фирмами и службами.
    По  срокам проведения финансовый контроль делится на: предварительный, текущий и последовательный.
    Предварительный контроль производится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, проектов бюджетов и т.п. Он призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
    Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Его задача – своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом.
    Последующий финансовый контроль организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Его задача – выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов; возмещение нанесенного ущерба; привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц; принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины. 

2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

    Финансовая  система Республики Беларусь представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. 
    Финансовая  система Республики Беларусь включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонд социальной защиты и фонд обязательного медицинского страхования, финансы предприятий различных форм собственности [5, с.78].
    Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.
    Разграничение финансовой системы на отдельные  звенья обусловлено различиями в  задачах каждого звена, а также  в методах формирования и использования  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.
    Несмотря  на разграничение сферы деятельности и применения особых способов и форм образования и использования  денежных фондов в каждом отдельном  звене, финансовая система является единой, т.к. базируется на едином источнике  ресурсов всех звеньев данной системы. Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.
    Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль:
      1) в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства;
      2) в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, формами собственности, отдельными группами и слоями населения.
    Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой – процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами – заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков. Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.
    Через финансовую систему государство  воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.
    Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой план формирования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства.
    Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Национальным Собранием Республики Беларусь как закон. С помощью него происходит перераспределение национального дохода, что позволяет маневрировать денежными средствами и влиять на темпы развития общественного производства.
    Государственные внебюджетные фонды основываются на принципах бюджетной системы  Республики Беларусь. Создание государственных  внебюджетных фондов, определение источников их образования, порядка формирования и использования осуществляются Президентом Республики Беларусь или законами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в республиканской собственности и направляются на финансирование расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет взносов на государственное социальное страхование, неналоговых доходов (штрафы, доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности и др. неналоговые доходы) и безвозмездных поступлений (необязательные текущие и капитальные платежи от иностранных государств, международных организаций). Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. [10, ст.]
    Государственный заём отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредитором выступают физические и юридические лица, заёмщиком – государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.
    Государственный заём (кредит) может быть внутренним и внешним. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.
    Государственный долг Республики Беларусь – это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.    
    Государственный внешний долг – это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам перед иностранными государствами, международными организациями и иными нерезидентами Республики Беларусь.
    Внутренний  долг Республики Беларусь состоит из задолженности прошлых лет, начисленным процентам по ней и вновь возникающей задолженности перед резидентами Республики Беларусь.
    Фонд  страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных  бедствий и несчастных случаев, а  также способствует их предупреждению. Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности, но многие страховые компании не имеют четкой специализации по направлениям страхования.
    Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. От состояния финансов предприятия зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участие в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.
    В условиях рыночной экономики предприятия  осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации, формируют и используют фонды различного назначения, изыскивают необходимые им средства для расширенного производства продукции, используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка.
2.1. Бюджетная система  Республики Беларусь
    В управлении бюджетным процессом  принимают участие практически  все органы государственной власти и управления Республики Беларусь. Однако центральное место среди них занимает система органов государственного управления финансами: Министерство финансов Республики Беларусь, Главное управление Министерства финансов Республики Беларусь и другие территориальные органы управления финансами.
    Министерство  финансов Республики Беларусь как республиканский орган исполнительной власти и его органы на местах обеспечивают управление финансами и разработку финансовой политики государства.
    В соответствии с возложенными на него задачами Минфин Республики Беларусь организует работу по составлению проекта республиканского бюджета, прогноза консолидированного бюджета государства, разрабатывает проекты нормативов отчислений от государственных налогов и сборов и других платежей, размеров дотаций, субвенций из государственного бюджета в бюджеты нижестоящих уровней Республики Беларусь; на основе консолидированных бюджетов субъектов Республики Беларусь составляет консолидированный бюджет Республики Беларусь, а также разрабатывает проект государственного бюджета и представляет его  в Правительство страны на одобрение. После одобрения Правительством проекта государственного бюджета он рассматривается и принимается Палатой представителей и Советом Республики Беларусь.
    Консолидированный бюджет никем не утверждается. Контроль за бюджетами субъектов Республики со стороны центральных органов ограничивается только общими параметрами их бюджетов.
    Обеспечивая исполнение государственного бюджета, Минфин Республики Беларусь осуществляет контроль за поступлением и целевым использованием средств, выделяемых из государственного бюджета предприятиям, учреждениям, организациям. По истечении года, на который был составлен бюджет, Министерство финансов составляет отчет об исполнении республиканского бюджета и консолидированного бюджета республики и представляет его на утверждение в Правительство Республики Беларусь.
    Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на республиканском и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.
    Бюджет  является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения  функций органов государственной  власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.
    Совокупность  всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Республиканские и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.