На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие государственной системы во второй четверти XVIII в

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
Введение …………………………………………………………………………….… 3
I Становление абсолютной монархии в России ………………………………….….4
II Государственная реформа первой четверти XVIII в. ………………………...11-15
    Местное самоуправление ………………………………………………………...13
    Военная реформа ……………………………………………………………….…14
III Развитие государственной системы во второй четверти XVIII в. ……………..16
Заключение .…………………………………………………………………….…….19
Список литературы …………………………………………………………………...20
Тест .……………………………………………………………………………… …..21
Ответы к тесту  ………………………………………………………………………...25
Рецензия .………………………………………………………………………………26 
 

 


Введение 

       Выбранная мною тема об «Особенностях абсолютной монархии в России XVII-XVIII в.» заинтересовала тем, что по сравнению с нашем временем XVII-XVIII века были совершенно другие нравы, законы, жизнь людей.
       Задачей является рассмотрение становления  абсолютной монархии, изменение сословного слоя и политической системы, государственных  реформ, формирования новой системы  права.
       Целью является ознакомление с государственным  правом в России в период абсолютной монархии XVII-XVIII вв. Изучение отдельных фактов и закономерностей исторического развития. Главное внимание уделяется созданию правовых систем, кодификаций, а также отдельных правовых актов. Формы их могут быть разными: манифесты, указы, грамоты, постановления. Изучается возникновение различных отраслей права.
       При изучении этой темы я опирался на учебные  пособия:
      Всемирная история в десяти томах. Том V. Под ред. Я.Я.Зутиса (отв.редактор), О.Л.Вайнштейна, Н.И.Павленко, В.Ф.Симёнова.
      И.А.Исаев История государства и права России.   
      Л.Н.Чистяков. История отечественного государства и права
      История государства и права России:  под ред. С.А.Чибиряева. 
       5.  Хачатурян В.М. История мировых  цивилизаций времён до начало  ХХ в. 
 
 

 

       
       I. Становление абсолютной монархии
       К концу XVII в. в России начинает складываться абсолютная монархия, которая возникла не сразу после образования централизованного государства и установления самодержавного строя, т.к. самодержавие не есть абсолютизм.
       1) Абсолютизм и его особенности.
       Для абсолютной монархии характерно максимальное сосредоточение власти (как светской, так и духовной) в руках одной  личности. Сосредоточение власти осуществлялось египетскими фараонами, римскими императорами и диктаторами XX в. Это не было абсолютной монархией. Для возникновения последней необходим переходный период от феодальной системы к капиталистической. Этот период в разных странах происходил в разные периоды, сохраняя при этом общие черты.
       Для абсолютной монархии характерно наличие сильного, разветвлённого профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидации всех сословно-представительных органов и учреждений. Эти признаки присущи и российскому абсолютизму. Однако у него были и свои существенные особенности:
      абсолютная монархия в Европе складывались в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного права), а абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества;
      социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами (вольными, имперскими), а российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служивое сословие.
       Установление  абсолютной монархии в России сопровождалось широкой экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни. Экспансионистские устремления выразились прежде всего в стремлении к расширению своей территории и выходу к морям.
       Другим  направлением экспансии стала политика дальнейшего закрепощения, принявшая наиболее жесткие формы в XVIII в. Усиление роли государства проявилось и в детальной, обстоятельной регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и социальных групп. Наряду с этим происходила юридическая консолидация правящего класса, из разных феодальных слоёв сложилось сословие дворянства.
       2) Идеология абсолютной монархии.
       Идеология абсолютизма может быть определена как патриархальная. Глава государства (царь, император) представляется как  «отец нации», «отец народа», который  любит и хорошо знает чего хотят его дети. Он вправе их воспитывать, научать и наказывать. Отсюда стремление консолидировать всё, даже малейшие проявление общественной и частной жизни: указы I четверти XVIII в. предписывали населению, когда гасить свет, какие танцы танцевать на ассамблеях, в каких гробах хоронить, брить или не брить бороды и т.д.
       Идея  абсолютной монархии проявляется в  России во второй половине XVII в. и тесно переплетается с проектами экономических преобразований страны.
       Одно  из первых теоретических обоснований установления абсолютной просвещенной монархии дал Семён Полоцкий, написавший свой «Жезл правления» к церковному собору (1666-1667). В трактате царская особа возвышается до уровня «царя-солнца», царской власти приписывается «божественное происхождение», отвергается любая критика или осуждение в её адрес. Царь, прямо отождествлялся со своим государством.
       Другой  идеолог абсолютной монархии Ю.Крижанич, в трактате «Политика» подвергает критике  теорию «Москва-третий Рим»; видя в  ней, как и в возведении происхождения русских царей к Августу-цезарю, преклонение перед чужими образцами.
       Крижанич  предлагает ряд экономических, социальных и политико-юридических преобразований, необходимых для России. Автор  приходит к выводу о божественной природе самой персоны носителя верховной власти.
       Из  трёх (правильных) форм правления - абсолютная монархия, боярское правление и посадское  правление (республика) - он выделяет первую как наилучшую. Всё управление государством должно быть сосредоточено в руках  верховного правителя. Никакие соборы и сеймы не могут собираться без его указания, никакие старосты, судьи, управители или начальники не могут назначаться в городах без его ведома. Идеалом монарха Крижанич называет царя Алексея Михайловича.
       Крижанич  отдаёт предпочтение наследственной монархии и предлагает законодательно закрепить наследование трона женщинами и иностранцами. Наследование предпочтительнее выбора, с которым всегда связаны смуты и заговоры.
       Правовое  положение всех сословий в стране должно быть законодательно регламентировано, определены их права и обязанности по отношению к обществу.
       Для систем властвования, установившейся в эпоху абсолютизма, характерны довольно частые дворцовые перевороты, осуществляемые дворянской аристократией  и дворцовой гвардией.
       Для политической идеологии абсолютизма характерно стремление к чёткой классификации социальных групп и индивидов: личность растворяется в таких понятиях, как «солдат», «заключённый», «чиновник» и т.п. государство с помощью правовых норм стремится регламентировать деятельность каждого подданного. Поэтому для абсолютизма характерен её один признак: обилие писанных юридических актов, принимаемых по каждому поводу. Государственный аппарат в целом, отдельные его части действуют по предписанию специальных регламентов, иерархию которых замыкает Генеральный регламент.
       В XVIII в. в России действовало около двухсот мануфактур (государственных, купеческих, владельческих), на которых было занято до пятидесяти тысяч рабочих. Проблему составляло отсутствие свободного рынка труда: на мануфактурах были заняты приписные крестьяне, отодники и беглые.
       Складывается  всероссийский рынок, центром торговых связей остаётся Москва. В состав торговцев  входят купцы, помещики  и крестьяне. Характерно отношение законодателя к торгующим крестьянам - наряду с установлением разрешений и льгот для низ закон постоянно склонен ограничивать эту деятельность.
       В 1711 г. установлены льготы крестьянам, торгующим в городах, но уже в 1722 г. деревенским торговцам запрещается  торговать в городах, в 1723 г. устанавливаются ограничения для записи крестьян в посад. С 1726 г. начинается выдача паспортов крестьянам-отходникам. В 1731 г. крестьянам запрещается торговать в портах, выпускать промышленные товары и брать подряды.
       В 1739 г. вводятся серьёзные штрафы на деятельность неразрешённых мануфактур. Крестьянам не разрешается записываться добровольцами в армию (1727 г.) и принимать присягу (1741 г.). В 1745 г. издаётся Указ, разрешается крестьянам торговать в сёлах, а в 1748 г. они получают право записываться в купечество. Наряду с этим крепостной труд всё ещё превалировал над свободным.
       Изменения в социальной структуре российского  общества периода абсолютизма (на его  ранних стадиях) приводили к появлению  нового социального слоя, связанного с капиталистическим развитием экономики. Мелкие промыслы и мануфактуры составили основу для его появления.
       Поскольку большинство мануфактур были частновладельческими, вопрос о рабочих руках приобрел особую остроту для нарождающегося предпринимательства. Законодатель, учитывая государственный интерес к развитию промышленности, принял ряд мер, направленных на решение проблемы. Был установлен порядок приписки к мануфактурам государственных крестьян (в государственном секторе экономики) и покупка крестьян с землёй при обязательном использовании их труда на мануфактурах (в частном секторе). Эти категории крестьян получили наименование приписных и посессионных (1721 г.).
       В 1736 г. предпринимателям даётся разрешение покупать крестьян без земли, специально для использовании в промышленности. С 1744 г. их можно приобретать целыми деревнями. Рост заработной платы в промышленном производстве стимулировал процесс приписки крестьян (значительная часть их заработка поступала через налоги в казну и через оброк помещикам).
       Со  своей стороны приписные крестьяне предпринимали меры для того, чтобы устраниться от работы на мануфактурах: они могли откупиться, уплатив определённые суммы или выставить вместо себя нанятых людей. Большая часть приписных формировалась из частновладельческих крестьян и крестьян, закреплённых по Указу 1736 г.
       В городах стали формироваться  органы самоуправления: посадские сходы, магистраты. Стало юридически оформляться  городское сословие. По регламенту Главного магистрата 1721 г. оно стало  делиться на регулярных граждан и  «подлых» людей. Регулярные, в свою очередь, подразделялись на первую гильдию (банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, живописцы, иконописцы и серебренных дел мастера) и вторую гильдию (ремесленники, столяры. Портные, сапожники, мелкие торговцы).
       Мануфактурное производство стимулировало рост торгового оборота. Основными формами торговой деятельности были ярмарки и торжки. Тенденциями в этой сфере стали: проникновение в состав купечества разбогатевших крестьян, отход от протекционистской политики, смягчение тарифов. Новые явления вызвали нестабильность в положении старого традиционного купечества.
       Правящим  классом оставалось дворянство. В  ходе складывания абсолютной монархии происходила консолидация этого  сословия. Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. резко ограничивается, а затем и ликвидируется.
       Дворянство  становится единственным служилым сословием, а служба - главной сферой приложения сил и энергии. В 1724 г. были приняты  законодательные меры для ограничения  продвижения по службе недворян. Табель о рангах перевернула старую идею местничества: титул и звания превращались из основания для получения должности в результат продвижения по службе. Достигнув определенного чина, можно было превратиться из недворянина в дворянина, т.е. получить личные или потомственное дворянство.
       Земельная собственность оставалась экономической  основой существования дворянского  сословия. Землевладение наряду с  государственной службой было его  важнейшей социальной функцией.
       Табель  о рангах приравняла государственную службу к военной. Продвижение по иерархической лестнице чинов было возможным только начиная с низшего чина. Служба для дворянина была обязанностью и продолжалась до конца его жизни. В 1714 г. была проведена перепись дворян в возрасте от десяти до тридцати лет.
       Централизация власти, формирование профессиональной бюрократии, с одной стороны, и  усиление крепостнической системы (т.е. ликвидация остатков крестьянского  самоуправления), с другой, разрушили  систему земского представительства. Дворянство становилось единственным правящим сословием, захватив в центре почти все места в государственном аппарате и армии, а на местах став полноправным хозяином над крестьянами. Почти столь же сильные позиции дворянство имело и в городах.
       Существенные перемены в социальной структуре общества XVII-начало XVIII вв. выявились в ходе военной реформы. В конце XVII в. основу войска всё еще составляла дворянская конница. Всё сильнее она начинает дополняться, а затем и оттесняться новыми формированиями: стрелковыми частями и полками «иноземного строя» (рейтарскими и драгунскими). Эти части, находившиеся на жаловании, численно превосходили дворянский контингент: в 1679 г. «по прибору» служило около семидесяти тысяч человек, в 1681 г. - уже свыше восьмидесяти тысяч. Дворянская конница в то же время насчитывала не более шести тысяч. К 1681 г. восемьдесят девять тысяч из ста шестидесяти четырёх были переведены в «иноземный строй».
       В финансовой сфере конец XVII в. отмечен интенсивным преобразованием всей податной и налоговой системы. Остававшаяся основным видом обложения - «соха» пополняется длинным рядом дополнительных налогов. Важнейшим из них были: таможенный сбор, кабацкие (косвенные налоги), данные (прямые налоги), оброчные, ямские, стрелецкие, неокладные сборы, соляной и табачный акцизы.
       Налоговые преобразования опирались на организационные  меры, призванные упорядочить, централизовать и регламентировать эти мероприятия.
 

       
       II Государственная реформа первой четверти XVIII в.
       Характерным для абсолютизма является стремление рационально регламентировать правовое положение каждого из существующих сословий. Такое вмешательство могло носить как политический, так и правовой характер. Законодатель стремился определить правовой статус каждой социальной группы и регулировать её социальные действия.
       Правовой  статус дворянства был существенно  изменён принятием Указа о  единонаследии 1714 г. Этот акт имел несколько  последствий:
       1) юридическое слияние таких форм  собственности, как вотчина и  поместье привело к возникновению  единого понятия «недвижимая собственность». На её основе произошла консолидация сословия. Появление этого понятия привело к выработке более точной юридической техники, разработке правомочий собственника, стабилизации обязательных отношений;
       2) установление института майората (наследование недвижимости только одним старшим сыном), не свойственного русскому праву. Его целью было сохранение от раздробления земельной дворянской собственности. Реализация нового принципа приводила, однако, к появлению значительных групп безземельного дворянства, вынужденного устраиваться на службу по военной или гражданской линии. Это положение Указа вызвало наибольшее недовольство со стороны дворян (оно было упразднено уже в 1731 г.);
       3) превратив поместье в наследственное  землевладение, Указ вместе с тем нашёл новый способ привязать дворянство к государственной службе - ограничение наследования заставило его представителей служить за жалование. Очень быстро стали формироваться многочисленный бюрократический аппарат и профессиональный офицерский корпус.
       Логическим  продолжением Указа о единонаследии  стала Табель о рангах (1722 г.). Её принятие свидетельствовало о целом ряде новых обстоятельств:
       1) бюрократическое начало в формировании  государственного аппарата, несомненно, победило начало аристократическое (связанное с принципом местничества). Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими критериями для продвижения по службе. Признаком бюрократии, как система управления, являются: вписанность каждого чиновника в чёткую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции. Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность. Отрицательными - его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость;
       2) сформированная Табелью о рангах  новая система чинов и должностей  юридически оформила статус правящего  класса. Были подчёркнуты его  служебные качества: любой высший  чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С достижением чина восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, и он мог передавать титул по наследству, с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство.
       Принцип выслуги тем самым подчинял принцип  аристократический;
       3) Табель о рангах уравнивал  службу военную со службой  гражданской: чины и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по службе были аналогичными. Практика выработала способ прохождения лестницы служебных чинов ускоренным образом (в основном это касалось только дворян): уже после рождения дети дворян-аристократов записывались в должность и по достижении ими пятнадцатилетнего возраста имели достаточно высокий чин. Такая юридическая фикция была, несомненно, обусловлена пережитками старых принципов службы и основывалась на фактическом господстве в аппарате дворянской аристократии;
       4) подготовка кадров для нового  государственного аппарата стала  осуществляться в специальных  школах и академиях в России  и за рубежом. Степень квалификации  определялась не только чином,  но и образованием, специальной  подготовкой. Обучение дворянских недорослей осуществлялось часто в принудительном порядке (за уклонение от учёбы налагались взыскания). Дети дворян по разнарядке направлялись на учение, от уровня их подготовки зависели многие личные права (например, право на вступление в брак).
       Реформы высших органов власти и управления, проведенные в первой четверти XVII в., принято подразделять на три этапа:
       1) 1699-1710 гг. Для этого этапа характерны  лишь частичные преобразования  в системе высших государственных  органов, в структере местного  самоуправления, военная реформа;
       2) 1710-1719 гг. Ликвидация прежних центральных  органов власти управления, создание  новой столицы, Сената, проведение  первой областной реформы;
       3) 1719-1725 гг. Происходит образование  новых органов отраслевого управления  для коллегий, проводится вторая областная реформа, реформа церковного управления, финансово-налоговая реформа, создается правовая основа для всех учреждений и нового порядка прохождения службы.
       1. Местное управление  в начале XVII в.
       Местное управление осуществлялось на основе старой модели: воеводское управление в системе областных приказов. В процессе петровских преобразований в эту систему стали вноситься изменения. В 1702 г. вводится институт воеводских товарищей, выборных от местного дворянства. В 1705 г. этот порядок становится обязательным и повсеместным, что должно было усилить контроль за старой администрацией.
       В 1708 г. вводится новое территориальное  деление государства: учреждались  восемь губерний, по которым были расписаны  все уезды и города. В 1713-1714 гг. число губерний возросло до одиннадцати.
       Во  главе губернии был поставлен  губернатор или генерал-губернатор (Петербургская и Азовская губернии), объединившие в своих руках всю  административную, судебную и военную  власть.
       В ходе реформы (к 1715 г.) сложилась трёхзвенная система местного самоуправления и администрации: уезд-провинция-губерния. Провинцию возглавлял обер-комендант, которому подчинялись коменданты уездов. Контролировать нижестоящие административные звенья помогали ландратные комиссии, избранные из местного дворянства.
       Вторая  областная реформа была проведена  в 1719 г. Суть её заключалась в следующем: одиннадцать губерний были разделены  на сорок пять провинций. Во главе  этих единиц были поставлены также  губернаторы, вице-губернаторы или  воеводы.
       Делились  провинции на округа-дистрикты. Администрация  провинций подчинялась непосредственно  коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контора, Юстиции, Вотчинная) располагали на местах собственным разветвлённым  аппаратом из камериров, комендантов, казначеев. Важную роль выполняли также местные конторы, как камерирских дел (раскладка и сбор податей) и рентеренказначейства (приём и расходование денежных сумм по указам воеводы и камериров).
       В 1718-1720 гг. прошла реорганизация органов  городского самоуправления, созданных в 1699 г. вместе с Ратушей - земских изб и земских бурмистров. Были созданы новые органы - магистраты, подчинённые губернаторам. Общее руководство осуществлял Главный магистрат. Система управления стала более бюрократической и централизованной. В 1727 г. магистраты были преобразованы в ратуши.
       Централизация государственного аппарата при абсолютизме  требовала создания специальных  контрольных органов. В начале XVII в. сложилось две контрольные системы: прокуратура (во главе с генерал-прокурором Сената) и фискалитет.
       2. Военная реформа
       Военная реформа была одним из важнейших  звеньев в цепи государственных  преобразований начала XVII в. После неудачных походов на Азов (1695-1696 гг.) прекратило свое существование дворянское конное ополчение. Образцом для преобразования военных частей стали полки личной охраны Петра 1 - Преображенский, Семеновский и Бутырский. Стрелецкое восстание 1698 г. ускорило ликвидацию старых стрелецких подразделений и их расформирование.
       С 1699 г. начинается формирование рекрутской системы набора в армию. Из числа владельческих крестьян, дворовых и посадского населения были сформированы два полка. К 1705 г. было собрано уже двадцать семь полков, набор осуществлялся по установленным рекрутским округам. С 1723 г. на основе переписи была введена система подушной раскладки рекрутов (до 1725 г. было проведено пятьдесят три рекрутских набора, давших двести восемьдесят четыре тысяч солдат). Закреплённый порядок позволил сформировать многочисленную, хотя и плохо обученную армию.
       Монарх являлся источником всей исполнительной власти и главой всех государственных учреждений. Присутствие монарха в определенном месте прекращало действие всей администрации, и власть автоматически переходила к монарху. Все учреждения империи должны исполнять указы и постановления монарха. Публичные государственные дела получила приоритет перед делами частными.
       Монарх  утверждал все основные должности, осуществлял производство в чины (в соответствии с Табелью о  рангах), стоял во главе орденской  и наградной системы империи.
       Монарх  являлся верховным судьёй и источников всей судебной власти. Он мог решать любые дела, независимо от решения  любых судебных органов. Его решения  отменяли любые другие. Монарху принадлежало право помилования и право  утверждения смертных приговоров. Монарх мог решать дела, не урегулированные законодательством и судебной практикой - достаточно было его воли.
       Царь  был верховным главнокомандующим  армии, ведал формированием полков, назначением офицеров, устанавливал порядок и план боевых действий.
 

       
       III Развитие государственной системы во второй четверти XVIII в.
       После смерти Петра I роль Сената, как центрального органа управления, начинает снижаться. С 1711 по 1718 г. Сенат являлся коллективным регентом, заместителем государя в решении всех вопросов государственного управления, главой исполнительной власти (в отсутствии государя).
       В 1718 г. начинает создаваться система  коллегий, взявших на себя отраслевое управление. Власть Сената переносится  на координацию их деятельности, а  сам он превращается в совещательный орган при государе.
       С 1722 г. Сенат фактически приобретает  функции ревизионной коллегии, возглавив  систему контрольных органов.
       В 1726 г. создается Верховный Тайный совет, сосредоточивший в своих  руках решение всех вопросов внутренней и внешней политики. Верховный Тайный совет стал рассматривать жалобы на действия Сената и подбирать кандидатуры сенаторов. При таком соседстве Сенат превратился в одну из коллегий.
       Верховный Тайный совет приобретает законодательные  полномочия, законы подписываются либо императрицей (Екатериной I) либо Верховным Тайным советом.
       В 1730 г. этот оран управления упраздняется, и в 1731 г. его место занимает Кабинет  министров. Кабинет министров фактически возглавил исполнительную власть в  стране, сосредоточив всё государственное управление. Сенат, к этому времени состоявший из пяти департаментов, сотрудничал с Кабинетом, осуществляя его решения.
       В 1741 г. Кабинет министров упраздняется, и Сенат вновь превращается в  высшее политическое учреждение, активно  включившись в управление государством. В том же году, однако, создаётся другой центральный орган, решающий вопросы государственного управления - Кабинет её величества, возглавляемый секретарём императрицы (Елизаветы Петровны).
       В 1762 г. Петром III учреждается Императорский совет, состоявший из восьми человек, который в 1769 г. заменяется Советом при высочайшем дворе, сосредоточивший свою деятельность на внутренней политике и включавший всех руководителей центральных органов управления. Совет просуществовал до 1801 г., затем заменён Непременным Государственным советом.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.