Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Энергетическая безопасность России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Федеральное  агентство по образованию государственное  образовательное учреждение
Высшего профессионального образования  Читинского Государственного Университета
(ЧитГУ) 
 
 
 

Институт  экономики и управления 

Кафедра государственного, муниципального управления и политики 
 

Реферат

    
 
 
 
 
 
 
 

 
                    Выполнила: Полковникова Ю.С.                        
                                            Проверил: Шарапов Александр Константинович 

2008 год
Содержание
     Введение………………………………………………………………………3
1.  Предисловие…………………………………………………………………..4
2.  Предложение  и спрос под ударом………………………………………......11
3.  Несколько  принципов экономической безопасности……………………...16
4.  Экономическая  безопасность: оптом дешевле……………………………..19
4.1 Россия предложила межнациональную идею……………………………..19
4.2 Импорт ресурсов, экспорт проблем………………………………………..19
4.3 Российский  вклад……………………………………………………………21
5.   Грядущие  потрясения……………………………………………………….24
      Заключение…………………………………………………………………..25
      Список литературы………………………………………………………….26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
    Накануне Первой мировой войны Первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль принял историческое решение: заменить уголь нефтью в качестве топлива для кораблей британских ВМС. Он намеревался это сделать, чтобы британский флот превосходил по быстроходности немецкий. Но данная замена также означала, что отныне Королевские ВМС должны были полагаться не на уголь из месторождений в Уэльсе, а на ненадежные поставки нефти из Персии. Таким образом, энергетическая безопасность превратилась в вопрос государственной стратегии. Как Черчилль рассматривал эту проблему? «Стабильность и надежность нефтяного сектора, — отметил он, — обеспечиваются многообразием, и только многообразием поставок».
    Со  времени принятия Черчиллем этого решения тема энергетической безопасности вновь и вновь возникала в качестве важнейшей проблемы, и сегодня данный вопрос опять в центре внимания. Но теперь он требует переосмысления, ибо то, что на протяжении последних трех десятилетий являлось парадигмой энергетической безопасности, приняло слишком ограниченный характер и нуждается в расширении для того, чтобы включить в себя множество новых факторов. Более того, необходимо осознать, что энергетическая безопасность не существует сама по себе, а напрямую связана с более широкими отношениями между государствами и способами их взаимодействия друг с другом. 
 
 
 
 
 

1. Предисловие
    Ситуация, сложившаяся в России к середине 1990-х годов, оказалась значительно  серьезнее вследствие глубокого  кризиса в энергетике в целом, который протекает в условиях серьезнейшего общенационального социально-экономического и политического кризиса, влияния кризисно-стагнационных факторов предыдущего периода, болезненного и противоречивого становления новой экономической и политической системы. В течение последних лет постоянными, негативными явлениями, препятствующими нормальному топливо- и энергоснабжению потребителей, стали проблемы, связанные с нарушением сложившихся производственных связей, неплатежами за отпущенные энергоресурсы, неудовлетворительностью системы экономических и институциональных механизмов управления экономикой и энергетикой, длительными забастовками работников энергетических и смежных отраслей, и многие другие. И несмотря на то, что Россия в целом является энергоизбыточной, со всей остротой встала проблема обеспечения ее энергетической безопасности.
    Эта ситуация явилась побудительной  причиной разработки проекта Доктрины энергетической безопасности России, с рассмотрением его на заседании  Экспертного совета по экономике Совета Безопасности РФ в апреле 1996г. и после одобрения проекта - его доработки, повторного рассмотрения и одобрения Доктрины на заседании межведомственной комиссии СБ РФ по экономической безопасности в феврале 1998 г.
    Для России энергетическая безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности не только в связи с нынешней ситуацией глубокого кризиса в экономике и энергетике страны. Усиление интеграции экономики и энергетики России в мировые структуры будет постоянным фактором все большей чувствительности национального хозяйства и энергетики к экономическим и политическим воздействиям извне. Уже сейчас доля ТЭК в экономике страны составляет в общем объеме промышленной продукции около 30%, в доходной части федерального бюджета - около 40% ( в том числе по промышленности - более 60%), в общем объеме экспорта - около 50%. Эффективное использование уникального энергетического потенциала России будет экономическим фундаментом подъема российской экономики и благосостояния народа, будет служить важнейшим фактором усиления интеграции России в мировое сообщество, отстаивания ее национальных интересов.
    С учетом принципиальной важности, с  точки зрения энергетической безопасности России, факторов межгосударственного  взаимодействия под эгидой Совета безопасности РФ в Москве были проведены два международных консультативных совещания: в июне 1995г. - «Россия-Европа. Стратегия энергетической безопасности», в мае 1996 г. - «Энергетическая безопасность Содружества Независимых Государств». Актуальность рассмотрения роли энергетики России в энергетическом пространстве Евразийского континента определяется тем, что уже в настоящее время доля российских энергоресурсов, в первую очередь природного газа, в энергетическом балансе Европы достаточно высока и сохранится на перспективу а для государств СНГ чрезвычайно важны сохранение единого энергетического пространства и проведение координированной политики стран Содружества в энергетическом секторе.
    Сохраняется и даже усиливается негативное влияние  чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на условия топливо- и энергоснабжения потребителей. Последствия многих крупных аварий и катастроф в системах энергетики усугубляются физическим износом основного оборудования и коммуникаций, поддержанию которых в приемлемом состоянии и своевременному обновлению препятствует дефицит финансовых средств.
    Энергетическая  безопасность затрагивает широкий  круг взаимосвязанных вопросов, касающихся ресурсной базы энергетики: влияния  на топливо- и энергоснабжение потребителей, угроз экономического, социально-политического, внешнеэкономического и внешнеполитического, техногенного и природного происхождения, а также несовершенства управления энергетикой; рационального использования топливно-энергетических ресурсов; комплекса возможных мер обеспечения энергетической безопасности, реализуемых не только в энергетике, но и в экономической, социально-политической, внешнеэкономической и внешнеполитической сферах. Соответственно энергетическая безопасность является одним из ведущих факторов национальной энергетической политики и играет важную роль при принятии решений по функционированию и развитию топливно-энергетического комплекса страны и ее регионов.
    Существующие  и перспективные проблемы энергетической безопасности России в значительной мере определяются узкими местами в ее экономике и энергетике. Анализ состояния и перспектив развития ТЭК и составляющих его систем энергетики показывает опасное снижение производства топливно-энергетических ресурсов, катастрофическое старение основных производственных фондов, крайнюю недостаточность инвестиционных ресурсов на обновление и развитие энергетических отраслей, и ряд других негативных явлений. С одной стороны, в стране сложились энергорасточительная производственная и коммунально-бытовая сферы, а с другой - имеются существенные резервы энергосбережения, как в самой энергетике, так и в других отраслях народного хозяйства. В то же время изучение экономической среды функционирования ТЭК показывает принципиальные экономические проблемы устранения узких мест в энергетике и реализации резервов энергосбережения.
    Совокупность  угроз энергетической безопасности включает весь существующий спектр дестабилизирующих  факторов, перечисленных выше. Некоторые  из них имеют преходящий характер, и их влияние будет снижаться по мере стабилизации и выхода экономики страны из кризиса. Однако основной комплекс угроз актуален в любых экономических условиях, причем следует отметить особую опасность наложения факторов различного происхождения.
    Для России при ее протяженной территории, различных природно-климатических условиях в разных регионах, разной степени их обеспеченности топливно-энергетическими ресурсами и т.д. принципиальную важность имеют региональные аспекты энергетической безопасности.
    Несмотря  на определенную удовлетворительность существующего и перспективного состояния топливо- и энергоснабжения по стране в целом, отдельные регионы по ряду объективных причин испытывают дефицит в энергоресурсах. Вполне реальны подобные ситуации и в будущем, поэтому чрезвычайно актуально своевременное выявление региональных проблем энергетической безопасности с целью формирования рекомендаций по их устранению или, по крайней мере, существенному снижению их остроты.
    Для определения проблем и критериев  энергетической безопасности весьма важен анализ требований потребителей топлива и энергии к ее уровню. Разные отрасли экономики и группы потребителей предъявляют разные требования к устойчивости их энергообеспечения. Эти требования определяются, с одной стороны, технологическими особенностями отдельных производственных процессов, а с другой - той ролью, которую играют различные отрасли экономики и группы потребителей в жизнеобеспечении населения, экологической и производственной безопасности, обороноспособности страны и др. При этом для разных условий соответствующие требования различаются. Структура ущербов от нарушения энергоснабжения позволяет оценить народ нехозяйственную и социальную значимость отдельных групп потребителей, а знание технологических возможностей и резервов производств дает возможность частично компенсировать за счет внутренних ресурсов потребителей негативные последствия от нарушений их энергоснабжения.
    Основные  внутригосударственные направления  обеспечения энергетической безопасности России включают ряд принципиальных возможностей предотвращения соответствующих угроз, снижения вероятности их реализации и ослабления их последствий в энергетике. Прежде всего, предотвращение экономических и социально-политических угроз энергетической безопасности - это общеэкономическая задача, решаемая с помощью соответствующих подходов и механизмов. В соответствии с отмеченной выше важностью региональных аспектов энергетической безопасности России следует формировать и реализовывать необходимую региональную энергетическую политику. Превентивные меры в самом энергетическом хозяйстве по преодолению угроз энергетической безопасности и ослаблению их последствий направлены на целесообразные структурные изменения в ТЭК и системах энергетики, создание необходимых резервов производственных мощностей и запасов топливно-энергетических ресурсов и ряд других решений. Чрезвычайно важна эффективная деятельность по обеспечению энергетической безопасности в период чрезвычайных ситуаций и выхода из них.
    Новой для России в плане обеспечения  энергетической безопасности является система возмещения ущерба в энергетике и у потребителей от нарушений в энергоснабжении и при авариях на энергетических объектах. Российский страховой рынок пока еще только развивается. Однако он может оказаться действенным средством обеспечения энергетической безопасности, занимая свою нишу наряду со структурными, резервирующими и другими мероприятиями в ТЭК и системах энергетики и у потребителей. Эта ниша в основном связана с компенсацией ущербов от достаточно редких и уникальных негативных событий и явлений.
    Базой для реализации и эффективного использования  мероприятий по обеспечению энергетической безопасности по перечисленным направлениям является система государственного регулирования в этой сфере. Государственное  регулирование включает здесь соответствующие механизмы и инструменты экономического регулирования, стимулирования и поддержки принципиальных направлений и конкретных мероприятий по обеспечению энергетической безопасности. Принципиально важными являются правовые основы экономической и другой деятельности по обеспечению энергетической безопасности России, и ее регионов, содержащие необходимый свод законов, учитывающих особенности проблемы на разных уровнях.
    При оценке эффективности всех возможных  направлений и мер обеспечения  энергетической безопасности ключевую роль играют исследования энергетики и ее реакции на угрозы энергетической безопасности.
    Диагностика уровня энергетической безопасности объективно происходит в нечетких условиях, определяемых незнанием конкретной обстановки и неполной формализуемостью процесса исследований. Разработан формальный аппарат оценки уровня энергетической безопасности в нечеткой среде, работоспособность которого демонстрируется на примерах ретроспективной и перспективной оценки ситуации в ТЭК Уральского региона.
    Важным  аспектом исследований энергетической безопасности является рассмотрение проблем  на уровне отраслевых систем энергетики. Основные предпосылки для этого  состоят в необходимости детализации  анализа, особенностей реакции систем энергетики на реализацию угроз энергетической безопасности. Структурная и функциональная детализация свойств и поведения систем энергетики заставляет, с одной стороны, в определенной мере корректировать и уточнять общий подход к исследованию, а с другой - согласовывать уточненные отраслевые оценки и рекомендации с общеэнергетическими на уровне ТЭК. Особенности отраслевых исследований проблемы иллюстрируются трем я примерами конкретных задач. Первая из них связана с перебоями в нефтепродуктоснабжении и показывает важность рассмотрения отраслевых проблем на двух уровнях-собственно отраслевом и в ТЭК. Вторая задача посвящена оценке последствий возможных крупномасштабных аварий в Единой системе газоснабжения страны и демонстрирует эффективность используемой потоковой модели. Третья задача связана с комплексным анализом возможных критических и чрезвычайных ситуаций в Единой ЭЭС России и выявлением рекомендаций, наиболее эффективных для всего спектра ситуаций.
    Существо  задач исследований энергетики с  позиций энергетической безопасности, их сложность и многоплановость предопределяют целесообразность использования современных информационных технологий с целью разработки систем поддержки принятия решений, в этой области для обеспечения энергетической безопасности. Анализ проблем создания СППР, этапов обоснования решений в исследованиях ТЭК с позиций энергетической безопасности и требований к необходимым инструментальным средствам их поддержки позволил выбрать основные концептуальные решения при разработке распределенной СППР. В главе дается описание разработки конкретных инструментальных средств СППР для исследований ТЭК с позиций энергетической безопасности, включающих базовое общесистемное обеспечение, а также объектно-ориентированную геоинформационную систему и информационно-графическую систему. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Предложение и спрос под ударом
    После войны в Персидском заливе беспокойство по поводу энергетической безопасности, казалось, улеглось. Настойчивые попытки  Саддама Хусейна установить свое доминирование в зоне Персидского залива потерпели крах, и представлялось, что мировой рынок нефти останется рынком (а не орудием политического манипулирования в руках Саддама), а обильные поставки будут осуществляться по ценам, не препятствующим развитию мировой экономики. Но по прошествии 15 лет цены стали высокими,  а на рынках энергоносителей царит страх перед нехваткой ресурсов. Что произошло? Ответ необходимо искать как в рынках, так и в политике.
    В последнее десятилетие мы стали  свидетелями существенного увеличения мировой потребности в нефти — в основном по причине бурного экономического роста в развивающихся странах, особенно в Китае и Индии. Еще в 1993 году Пекину хватало собственной нефти. С тех пор китайский ВВП почти утроился, а потребность в нефти выросла более чем вдвое. Сегодня Китай импортирует 3 млн. баррелей нефти в день, почти половину своего совокупного потребления. Доля Китая на мировом рынке нефти — примерно 8 %, но его доля в общем, росте спроса с 2000 года составляет примерно 30 %. Мировая потребность в нефти выросла с 2000-го на 7 млн. баррелей в день, причем 2 из этих 7 млн. приходились на КНР. Потребление нефти в Индии в настоящее время составляет менее 40 % от объема потребления в Китае, но поскольку первая уже вступила на путь, который экономист Виджей Келкар называет «винтовой лестницей роста», то ее спрос на нефть будет резко возрастать. (По иронии судьбы нынешнему быстрому росту индийской экономики отчасти способствовал скачок цен на нефть во время кризиса в Персидском заливе 1990–1991 годов. Последовавший удар по ее платежному балансу оставил Индию почти без резервов иностранной валюты, тем самым открыв дверь реформам Манмохана Сингха – тогдашнего министра финансов и нынешнего премьер-министра Индии).
    Экономический рост в Китае, Индии и других странах  оказал далеко идущее влияние на мировую потребность в энергоносителях. В 1970-е Северная Америка потребляла в два раза больше нефти, чем Азия. В прошлом году, впервые за все время, потребление в Азии превысило показатель Северной Америки. Данная тенденция будет продолжаться: согласно прогнозам Кембриджской ассоциации энергетических исследований (CERA), на Азию в течение следующих 15 лет придется половина совокупного роста потребления нефти. Однако возрастающая роль Азии в этом вопросе стала очевидной для всех лишь в 2004 году, когда наиболее высокие за последнее тридцатилетие показатели глобального экономического роста вылились в «потрясение спроса». Неожиданно резкий рост потребления нефти во всем мире проявился в увеличении темпов роста более чем вдвое по сравнению с соответствующим среднегодовым значением в предшествующем десятилетии. В Китае спрос-2004 превысил спрос-2003 на целых 16 %, что отчасти было спровоцировано перебоями в электроснабжении, повлекшими за собой резкое увеличение потребления нефти, которую использовали для импровизированных электрогенераторов. Потребление в США и других странах тоже значительно выросло в 2004 году. В результате на нефтяном рынке возник самый большой дефицит предложения за три десятилетия (если не считать первых двух месяцев после вторжения Саддама в Кувейт в 1990-м). При этом скважин для производства дополнительной нефти почти не осталось. То же положение наблюдается и сегодня, но имеется еще и другая загвоздка. Ту дополнительную нефть, которую могли бы добыть, не так-то легко продать, потому что ее невысокое качество не позволяет использовать ее на имеющихся в разных частях мира нефтеперерабатывающих заводах.
    Перерабатывающие  мощности являются серьезным ограничительным  фактором поставок, потому что налицо существенное расхождение между потребностью мировых потребителей в продукции и возможностями нефтеперерабатывающих заводов. Хотя данная проблема часто представляется исключительно американской, нехватка перерабатывающих мощностей — это фактически общемировое явление. Больше всего вырос мировой спрос на так называемые промежуточные дистилляты (дистиллят – продукт перегонки или выпаривания): дизельное, реактивное и печное топливо. Дизель — излюбленный вид топлива европейских автомобилистов, половина из которых покупает машины с дизельными двигателями, и это топливо все чаще используется для поддержания экономического роста в Азии, где его применяют не только в транспортных средствах, но и в электрогенераторах. Но в мировой системе переработки не хватает так называемых мощностей глубокой переработки для преобразования более тяжелых сортов сырой нефти в промежуточные дистилляты. Этот дефицит мощностей породил дополнительный спрос на более легкие сорта нефти-сырца, такие, как эталонные марки нефти WTI (западнотехасская средняя), что способствует дальнейшему росту цен.
    Другие  факторы, включая проблемы в некоторых  крупных странах-экспортерах, также  внесли свой вклад в повышение  цен. Нынешняя эра высоких цен  на нефть в действительности началась в конце 2002 – начале 2003 года, непосредственно накануне войны в Ираке, когда действия Уго Чавеса по усилению контроля над политической системой Венесуэлы, а также над государственной нефтяной компанией и нефтяными доходами вызвали забастовки и акции протеста. Это привело к прекращению добычи нефти в Венесуэле – стране, числившейся в ряду наиболее надежных экспортеров со времен Второй мировой войны. Потеря нефти вследствие этих забастовок оказалась для мирового рынка весьма существенной — более весомой, чем ущерб, причиненный поставкам войной в Ираке. Уровень добычи нефти в Венесуэле так и не восстановился полностью, и в настоящее время там ежедневно добывается почти на 500 тыс. баррелей меньше, чем до забастовки. 
Вопреки распространенному опасению, терпящий крах режим Саддама не спровоцировал поджог нефтяных установок во время войны 2003-го; но и резкого послевоенного скачка в объемах добычи, на который многие надеялись, в Ираке, конечно же, не произошло. Десятки миллиардов долларов, необходимых для того, чтобы вернуть производство на максимальный довоенный уровень в 3,5 млн баррелей в день (1978), не были вложены как из-за продолжавшихся террористических атак на инфраструктуру и нападений на рабочих и специалистов, так и в силу неопределенности в сфере политического и правового устройства послевоенного Ирака и отсутствия четкой договорной основы инвестирования. В результате Ирак экспортирует на 30–40 % меньше, чем до начала войны.

    Нефтяные  месторождения России, напротив, имели в последние пять лет решающее значение для роста мирового предложения, обеспечивая почти 40 % совокупного увеличения мировой добычи с 2000 года. Но в прошлом году рост нефтедобычи в России ощутимо замедлился по причине политических рисков, недостаточных капиталовложений, нестабильной государственной политики, препятствий со стороны регулирующих органов, а в некоторых регионах и из-за геологических трудностей. Несмотря на подобные проблемы в некоторых крупных странах-поставщиках, нефтедобыча на других месторождениях, не привлекших к себе столь пристального внимания (например, в прибрежных водах Бразилии и Анголы) тем временем увеличивалась – до тех пор, пока ураганы «Катрина» и «Рита» не привели к остановке 27 % нефтедобывающих (а также 21 % нефтеперерабатывающих) предприятий США. Даже в январе 2006-го американские нефтепромысловые объекты, производившие до удара стихии 400 тысяч баррелей нефти в день, всё еще не работали. В целом опыт последних двух лет подтверждает истину, что рынок, характеризующийся дефицитом предложения, не защищен от влияния разного рода событий. 
Все эти проблемы спровоцировали новую волну опасений по поводу того, что мировые нефтяные запасы подходят к концу. Подобные тревожные пароксизмы эпизодически случались с 1880-х. Однако глобальное производство фактически выросло на 60 % с 70-х годов прошлого века – времени, когда человечество в последний раз находилось в тревожном ожидании скорого истощения мировых нефтяных ресурсов. (Резкое ускорение роста спроса в 2004-м привлекло больше внимания, чем его замедление в 2005-м, когда потребление нефти в Китае вообще не увеличилось, а мировой рост вернулся к средним темпам, характерным для периода 1994–2003 годов.) В определенных кругах всё чаще говорят о надвигающемся пике производства нефти и последующем быстром спаде. Однако анализ проектов и планов развития, проведенный CERA в отношении всех основных месторождений, показывает, что в течение следующего десятилетия чистая производственная мощность может вырасти на 20–25 %. Несмотря на нынешний пессимизм, более высокие цены на нефть сделают то, что обычно делают возросшие цены на любой другой товар: они приведут к росту новых поставок за счет существенного увеличения инвестиций и превращения минимальных возможностей в коммерческие перспективы (а также, конечно, и к обузданию спроса и стимулированию развития альтернативных источников энергии).

    Добрая  часть этого прироста мощности налицо. Значительная его доля будет обусловлена  эксплуатацией нетрадиционных источников: от нефтеносных песков Канады (известных также как битуминозные пески) до залежей в сверхглубоких водах. Все это возможно благодаря непрерывному совершенствованию технологий (к примеру, из природного газа получают очень высококачественное топливо типа дизельного). Но объемы традиционного снабжения тоже будут расти: Саудовская Аравия работает над тем, чтобы увеличить свою производственную мощность на 15 % и выйти к 2009-му на уровень добычи, превышающий 12 млн баррелей в сутки. Реализуются также проекты в других местах, в частности в Каспийском море и даже в Соединенных Штатах, где идет разработка месторождений в прибрежных водах. Хотя энергетическим компаниям придется вести изыскания в более трудных природных условиях, главное препятствие на пути развертывания новых поставок — это не геология, а то, что происходит на поверхности земли, а именно: международные отношения, мировая политика, принятие решений правительствами, а также инвестиции в энергетику и в новые технологические разработки. Однако следует отметить: в имеющихся прогнозах действительно утверждается, что после 2010 года основной рост поставок будет исходить от меньшего числа стран, чем сегодня, и это не может не усилить тревогу по поводу энергетической безопасности. 
 
 

    3. Несколько принципов энергетической безопасности
    Опыт  показывает, что в целях поддержания энергетической безопасности странам следует придерживаться нескольких принципов. Первый и наиболее известный — это то, к чему призвал Черчилль более чем 90 лет тому назад: диверсификация поставок. Умножение числа источников снижает ущерб от срыва поставок из какого-либо одного источника, предоставляя возможность получать сырье из других, альтернативных, источников, что служит интересам как потребителей, так и производителей, для которых стабильность рынков – главный приоритет. Но одной диверсификации недостаточно.
    Второй  принцип — это устойчивость, «запас надежности» в системе энергоснабжения, который смягчает воздействие потрясений и облегчает процесс восстановления после сбоев. Такая эластичность может быть следствием многих факторов, включая достаточные незадействованные производственные мощности, стратегические запасы, резервное электропитание оборудования, необходимую вместимость резервуаров вдоль всей цепи снабжения, накопление важных составных частей для производства и распределения электроэнергии, а также тщательно разработанные планы оперативного реагирования на сбои, от которых могут пострадать крупные регионы.
    Отсюда  вытекает третий принцип: признание  реальности интеграции. Существует только один рынок нефти — сложная  мировая система, перемещающая и потребляющая около 86 млн. баррелей ежедневно. Для всех потребителей безопасность кроется в стабильности этого рынка. Изоляция совершенно исключена.
    Четвертый принцип – важность информирования. В основе хорошо функционирующих рынков лежит высококачественная информация.
    На  международном уровне МЭА возглавило усилия по налаживанию потока информации о мировых рынках и энергетических перспективах. Эта работа дополняется  шагами нового Международного энергетического  форума, который будет стремиться объединить информацию, поступающую от производителей и потребителей (Международный энергетический форум, International Energy Forum – создан в 1991 году как площадка для неофициальных многосторонних и двусторонних дискуссий и консультаций по актуальным вопросам развития мировой энергетики и энергетической безопасности). Информация не менее важна и во время кризиса, когда фактические сбои, обрастая слухами и страхами, способны раздувать панику. Реальное положение вещей может оказаться скрытым за шквалом обвинений, за раздражением, за проявлением негодования, за лихорадочным поиском заговоров, что в состоянии значительно осложнить и без того непростую ситуацию. В таких случаях правительства и частный сектор должны сообща противодействовать возникновению паники с помощью высококачественной и своевременной информации. Правительство США может способствовать гибкости и корректировке рынка, оперативно связываясь с компаниями и позволяя им обмениваться информацией, принимая при необходимости соответствующие антитрестовские меры.
    Какими  бы важными ни были эти принципы, последние несколько лет высветили  потребность в расширении понятия  энергетической безопасности в двух таких важных аспектах, как признание  необходимости глобализации системы  энергетической безопасности, которой можно добиться главным образом путем вовлечения Китая и Индии, и принятие того факта, что нужно защищать всю цепь энергоснабжения. 
Китай, жаждущий энергоресурсов, превратился в основной элемент сюжета многих литературных и кинематографических триллеров. Даже если говорить о реальной жизни, то и здесь нет недостатка в подозрениях: некоторые в Соединенных Штатах видят генеральную линию КНР в том, чтобы добиваться преимущества над США и Западом в приобретении нефти и газа за счет новых поставок. В свою очередь часть стратегов в Пекине опасаются, что Соединенные Штаты могут когда-нибудь попытаться ввести запрет на поставки энергоносителей в Китай из-за рубежа. На самом же деле ситуация не столь драматична. Несмотря на все внимание к усилиям Китая получить доступ к мировым нефтяным резервам: например, совокупный объем нынешней ежедневной нефтедобычи Китая за его границами равнозначен всего лишь 10 % ежедневной нефтедобычи одной из крупнейших нефтяных компаний мира. Если между Вашингтоном и Пекином когда-нибудь и возникнут серьезные разногласия по поводу нефти или газа, они, скорее всего, будут обусловлены не конкуренцией за сами энергоресурсы, а тем, что явится частью международных проблем более широкого масштаба (к примеру, спор вокруг какого-либо режима или по поводу надлежащей реакции на ядерную программу Ирана). На самом деле, с точки зрения североамериканских, европейских и японских потребителей, китайские и индийские инвестиции в разработку новых энергоресурсов по всему миру — это не угроза, а нечто желанное. Ведь в грядущие годы, когда спрос на энергоресурсы в Китае и Индии будет расти, каждый сможет пользоваться бОльшим количеством энергии.

    Было  бы разумнее (в действительности совершенно необходимо сделать это безотлагательно) включить этих двух гигантов во всемирную сеть торговли и инвестиций вместо того, чтобы стать свидетелями их сползания к меркантильному подходу, основанному исключительно на двусторонней основе. Вовлечение Китая и Индии в глобальную систему потребует понимания того, что означает для них энергетическая безопасность. Обе страны быстро движутся от самодостаточности к интеграции в мировую экономику. Это предполагает, что они станут всё больше зависеть от мировых рынков – причем как раз тогда, когда их правительства будут испытывать на себе огромное давление, поскольку от них потребуется обеспечить экономический рост своему громадному населению, ежедневно сталкивающемуся с нехваткой энергоресурсов и отключениями электричества. Таким образом, главная задача Китая и Индии — обеспечить себя энергоресурсами, достаточными для поддержания экономического роста и предотвращения дефицита энергии, ослабляющего нацию и чреватого социально-политическими волнениями.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.