На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа История государства и права славянских народов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


           МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО  «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ П. М. МАШЕРОВА» 
 
 
 
 
 
 

                        

                                      КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
 
 

                
 
 
 

                           ПО КУРСУ: «История государства и права 
                   славянских народов» 

                                  на тему: «Развитие государства  и права в 50-60 гг.  
                                  в СССР»
                                                 

                                                           

                                                                     
 

                                                                                 Выполнил: студент
                                                                                 группы ЮР- 13 ОЗО
                                                                                 Иванов С.И. 
 

                                          
                                               
                                                    Витебск, 
                                                      2008 г.
                                

                                  План:
1.     Введение.
2.     Общественно-политическая жизнь в СССР (середина 1950-х – середины
        1960-х гг.). Политика десталинизации.
3.     Попытки реформирования «государственного социализма». Территори-
        альный принцип управления. Разделение партийных органов и Советов в
        1962-1963 гг. и объединение в 1964 г. Расширение прав республик,
        восстановление АССР и АО. Хозяйственные новации Хрущева                                                                                
4.     Источники права. Правовое значение постановлений партии. Доктрина
        социалистической законности.
5.     Основы законодательства о судоустройстве 1958 г. Изменения в
        трудовом, колхозном, уголовном праве в 1950-е гг. Кодификация с
        1950-х до 1970-х гг. Смягчение норм уголовного права.
6.      Заключение.
7.       Список используемой литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         Введение: 
 
 

      Для раскрытия данной темы  я использовал следующую литературу: Верт Н. История советского  государства.- М.: ИНФРА-М, 1998; Хрестоматия  по истории отечественного государства  и права(1917-1991гг.). – М.: Зерцало, 1997. - С. 464; Хрущев Н.С. Воспоминания.- М.: Вагриус, 1997. – С. 510 и др. С помощью  данной литературы я раскрыл  следующие вопросы: 1) Общественно-политическая  жизнь в СССР (середина 1950-х –  середины 1960-х гг.). Политика десталинизации.; 2) Источники права. Правовое значение  постановлений партии. Доктрина  социалистической законности.; 3) Основы  законодательства о судоустройстве  1958 г. Изменения в трудовом, колхозном, уголовном праве в 1950-е гг. Кодификация с 1950-х до 1970-х гг. Смягчение норм уголовного права.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.   Общественно-политическая  жизнь в СССР (середина 1950-х  – середины 1960-х  гг.). Политика десталинизации.
       5 марта 1953 года умер И. Сталин. После его смерти главой правительства
утверждается  Г. Маленков, а министром объединенного  МВД – Л.Берия.
Берия требовал отстранить ЦК партии от руководства  экономикой страны, был согласен на создание единой Германии.
По инициативе Н.Хрущева и министра обороны  Н.Булганина Берия был арестован группой офицеров, которой руководил маршал Жуков. В декабре 1953 г. Состоялся закрытый судебный процесс над Берией и его сподвижниками. В числе других им
предъявили  обвинение в осуществлении массовых репрессий и подготовке
государственного  переворота.
      В феврале 1956 г. прошел ХХ съезд КПСС, где Хрущев прочел доклад «О культе личности и его последствиях», в котором приводились многочисленные факты репрессий над руководителями партии, государства и армии во времена Сталина.
Подтверждалось  наметившееся после смерти Сталина  изменение политического курса как во внутренней политике, так и на международной арене. Этот секретный доклад, опубликованный много позже, положил начало процессу ликвидации последствий «культа личности», либерализации общества, процессам демократизации. Вместе с тем он внес серьезный раскол в международное   коммунистическое движение и рядом компартий был признан ревизионистским.
      После решений ХХ съезда и  последующих партийных и государственных  решений начался процесс реабилитации осужденных за политические преступления в период 30-50 гг. Процесс реабилитации принимал все более широкие масштабы.
      В 1957 г. были приняты законы о реабилитации «осужденных народов»: была восстановлена Чечено-Ингушская АССР (в составе РСФСР), образована Калмыцкая автономная область, Кабардинская АССР преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР, Черкесская автономная область – в Карачаево-Черкесскую автономную область. Высланным представителям этих народностей была дана возможность вернуться на историческую родину.
      Остался нерешенным вопрос территориального  расселения немцев Поволжья и крымских татар.
      Разоблачительная деятельность  Хрущева вызывала опасения у  многих
представителей  партийной номенклатуры. На международной  арене падал авторитет КПСС.
     Группа партийных руководителей  (Воронов, Булгарин, Молотов и  т.д.) сделали попытку сместить Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС.
В борьбе с этой группировкой Хрущев опирался на «силовиков» (министр обороны Жуков и председатель КГБ Серов) и на специально созванный Пленум ЦК партии. Противники Хрущева были отстранены от власти. Хрущев сосредоточил в своих руках всю партийную (Первый секретарь ЦК КПСС) и государственную (Председатель Совета Министров СССР) власть.
     В октябре 1961 г. на ХХ11 съезде КПСС была принята новая, третья программа партии. В ней отмечалось, что «социализм полностью и окончательно» победил. Страна вступила в период «развернутого строительства коммунизма».
     Для построения коммунистического  общества следовало создать «материально-техническую  базу коммунизма», перейти к  коммунистическому самоуправлению,
воспитать «нового, всесторонне развитого  человека». Эта триединая задача
должна  быть решена в короткие исторические сроки.
     При этом конкретные программы  сводились к решению продовольственного  вопроса, удовлетворению спроса на потребительские товары, решению жилищного вопроса и ликвидации неквалифицированного труда.
     В октябре 1964 г. Хрущев был обвинен в «субъективизме и волюнтаризме» и снят
со всех постов. Основным мотивом к его  смещению стало недовольство партийной номенклатуры административными экспериментами Хрущева и проводимыми им чистками партийных и государственных постов. 
 

2.Попытки  реформирования «государственного  социализма». Территориальный принцип управления. Разделение партийных органов и Советов в 1962-1963 гг. и объединение в 1964 г. Расширение прав республик, восстановление АССР и АО. Хозяйственные новации Хрущева.
      В 50-х гг. в стране был проведен  ряд экономических реформ, не  затонувших, однако, основ административно-командной системы.
     Лозунгом реформ стал «поворот  экономики лицом к человеку»,  в связи с чем народнохозяйственное производство должно было обеспечить рост благосостояния  народа путем развития сельского хозяйства и производства товаров народного потребления.
     Главная причина успеха реформ  состояла в том, что они возродили  экономические методы руководства народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства, а потому получили широкую поддержку в массах.
Главная причина поражения реформ - они  не были подкреплены демократизацией политической системы. Сломав репрессивную систему, не тронули ее основную командно-административную систему.
      В марте 1955 г. постановлением правительства «Об изменении практики
планирования  сельского хозяйства» отменялся  старый порядок планирования. По новым правилам, местные органы власти стали доводить до колхозов только общие показатели по объему заготовок, конкретное планирование производства стали осуществлять сами колхозы.
      В 1956 г. колхозам было предоставлено право самим определять размеры приусадебных участков, количество скота, находящегося в личной собственности, устанавливать минимум трудодней, принимать в артель и исключать из нее.
Колхозы получили право вносить изменения  в Устав сельхозартели применительно к местным условиям.
      В 1958 г. отменяются обязательные поставки сельхозпродукции и натурплата, вместо этого был установлен порядок закупки сельхозпродукции государством. Одновременно с этим были изменены принципы оплаты труда в колхозе: вводились
ежемесячное авансирование колхозников и  денежная оплата труда по
дифференцированным  расценкам. Колхозникам выдали паспорта. Они стали получать пенсии.
      С начала 1954 г. государство стало проводить политику освоения целинных и залежных земель. На февральско-мартовском пленуме ЦК освоение целины было признано основным направлением развития сельского хозяйства. На целину поехала масса добровольцев, на работу в колхозы направлялись специалисты и партийные работники.
      После нескольких лет целинной эпопеи вместо 13 млн. га земли по плану оказалось распахано 33 млн. га. В рекордном урожае зерновых 1956 г., достигшем 125 млн. т, доля целинного хлеба составило около 40 %. Но наряду с положительными моментами в вопросе освоения целинных земель проявилась и другая сторона. Проблему доставки зерна из производящих районов в потребляющие сильно осложняло бездорожье. Положение усугубляли высокие затраты материалов, отсутствие складских емкостей, плохая организация двинувшихся на освоение целины сотен тысяч людей. Их виду упускался и тот факт, что осваиваемые районы в значительной степени являлись зонами рискованного земледелия, где нередкими были засухи и пыльные смерчи.
        Одновременно с расширением целинных  посевов началась кампания по  увеличению посевов кукурузы. В СССР это злак начали внедрять насильно, не слушая никаких объяснений. Результаты 1955 г. оказались плачевны. На 20 % засеянных площадей всходов не оказалось вовсе, на 24 % - они были сильно изреженными, на 37,5 % в удовлетворительном состоянии, на 11,5 % - в хорошем, а на 8 % площадей всходы пришлось скосить на зеленую подкормку.
      На сельхозработы активно привлекались  рабочие и служащие Ленинграда  и области. Был организован ручной полив кукурузы. Несмотря на неудачу, отказываться от «кукурузной кампании» не посмели. Только после смерти Хрущева мода на кукурузу сошла на нет. Однако, был допущен другой перегиб – кукурузу приходилось отстаивать даже в тех районах, где она возделывалась многие годы подряд.
        С 1958 г. началась работа по реорганизации МТС (машинно-тракторных станций).
Техника, которая ранее принадлежала государственным  организациям, теперь в обязательном порядке должна была выкупаться колхозами. На практике ликвидация МТС оказалась невыгодна для большинства колхозов, которые были вынуждены истратить все свои финансовые ресурсы. В 1958-1961 гг. впервые за последние 30 лет в стране отмечалось сокращение парка сельскохозяйственных машин.
Находясь  в пользовании колхозов, техника  быстро выходила из строя, а
необходимых ремонтно-технических служб вовремя  создать не удалось.
Параллельно проводилась кампания на сокращение личных хозяйств колхозников.
Предполагалось  их потребности удовлетворять из общественных фондов.
        С 1962 г. стимулирование животноводства стало осуществляться путем повышения цен на мясо. Одним из результатов этой политики стало выступление рабочих в г. Новочеркасске, подавленное силой оружия.
Начались  перебои с мясом, хлебом, маслом. СССР был вынужден закупать зерно  за границей. В сельском хозяйстве продолжался хронический кризис.
        В области промышленности производство  средств производства опережало  развитие обрабатывающей и легкой промышленности. Много усилий было направлено на механизацию и автоматизацию производства. Затем настала очередь химизации производства, как главного звена научно-технического прогресса. Приоритетную роль играло исследование космоса.
        В хрущевское десятилетие с  особой настойчивостью реализовывалась  политика децентрализации управления. В 1957 г. была проведена реформа управления промышленностью и строительством: осуществлен переход от отраслевого(вертикального) к территориальному (горизонтальному) принципу управления. Вместо министерств создавались советы народного хозяйства (совнархозы),призванные приблизить управление к местным нуждам.
      В 1957 г. была реорганизована система управления промышленностью и строительством: создана система совнархозов. Территориальный принцип управления позволял кооперировать производство в пре делах экономических районов.
      Параллельно складывалась сеть  отраслевых государственных комитетов,  призванных осуществлять единую  техническую политику. Однако гармоничного  сочетания территориального и  отраслевого принципов в хозяйственном  управлении не произошло.
      С 1962 г. в области капитального строительства восстанавливаются центральные органы отраслевого управления (Госстрой СССР). В октябре 1965 г. принимается закон о реорганизации системы органов управления промышленностью, для чего создавался ряд общесоюзных и союзно-республиканских министерств, многие комитеты были также преобразованы в министерства. Вновь министерства становятся основной формой отраслевого управления. ВСНХ Совета Министров СССР (образован в марте
1963 г.) и СНХ СССР (образован в январе 1963 г.), координировавшие работу совнархозов и отраслевых органов управления, упразднялись, так же как и совнархозы союзных республик и экономических районов. Сохранялись некоторые госкомитеты межотраслевого управления (Госстрой, Госснаб и др.).
      Постановление ЦК КПСС и Совета  Министров СССР «О совершенствовании  планирования и усилении экономического  стимулирования промышленного производства»,  заложившее основу экономической  реформы, в качестве главного инструмента экономической политики определяло пятилетний план. При этом делалась попытка сочетать плановые начала с принципами хозяйственной автономии предприятий, ослаблением регламентации их хозяйственной деятельности, введением ценовых и кредитных рычагов.
      В 1960-1961 гг. часть функций Министерства  сельского хозяйства СССР была  передана другим органам: для  закупок сельхозпродукции были  созданы районные и межрайонные  инспекции по закупкам, республиканские  сельхозорганы устранены от оперативного  контроля за работой колхозов, упразднены земельные отделы  райисполкомов. Центр ослабил  контроль за сельскохозяйственным  производством. В марте 1962 г была сделана попытка исправить положение: было принято постановление правительства, по которому создавалась (в областях, краях, республиках) сеть территориальных управлений по руководству сельскохозяйственным производством, включая заготовки. Органами управления сельским хозяйством в областях, краях, республиках стали комитеты по сельскому хозяйству, возглавляемые партийными секретарями соответствующих территориальных единиц.
      Тенденция к децентрализации  управления не смогла развиться.  В ноябре 1962 г. число совнархозов было сокращено, в марте 1963 г. вновь воссоздается централизованная система управления: образуется ВСНХ СССР, вставший над всей системой органов управления экономикой (включая Госплан, Госстрой и другие комитеты, заменившие 1957 г. упраздненные министерства). Однако ожидаемого эффекта от этих преобразований не последовало, что и послужило вскоре поводом для ликвидации данных органов, дискредитации самого понятия «территориальное управление», а также идей, заложенных в нем.
        Конец 50-х годов стал окончанием  периода в экономической политике  Н.Хрущева, который охарактеризовался ростом темпов развития во многих отраслях народного хозяйства. Постепенно стали набирать силу процессы торможения. В 1959 г.формируется первый семилетний план развития народного хозяйства, призванный решить некоторые глобальные проблемы (освоение Востока страны, интенсификация научно-технического прогресса) и скоординировать народнохозяйственные планы стран – участниц СЭВ. Планом ставились конкретные цели – «догнать и перегнать» Америку и выйти на первое место в мире по производству продукции на душу населения. За 7 лет намечалось увеличить объем валовой продукции сельского хозяйства в 1,7 раз. Производительность труда колхозников должна  была возрасти в 2 раза, а в совхозах – на 55-60 %. Государственные капитальные вложения в сельское хозяйство предусматривались в сумме 150 млрд.руб.
        В начале 60-х годов правительство  пошло на непопулярный шаг  – объявило о  повышении цен. 31 мая 1962 г. ЦК КПСС информировал население о повышении с 1  июня закупочных цен на скот, птицу, животное масло и пр. на 35 %.
      Одновременно  розничные цены возрастали на 25 %. Решение  о повышении цен  немедленно повлекло выступления в целом ряде городов: Риге, Киеве, Ленинграде  и др. Но своего апогея недовольство трудящихся достигло в г. Новочеркасске 1-3 июня 1962 г. Забастовка рабочих переросла в демонстрацию, которая была  расстреляна войсками.
        Таким образом, экономические  преобразования Хрущева на рубеже 50 – 60-х гг.  начали давать серьезные сбои. Проведенная в 1961 г. денежная реформа не привела к улучшению жизни населения. В народном хозяйстве продолжалось  снижение темпов роста. В сельском хозяйстве они упали с 7,6 % в год на этапе  1953 – 1958 гг. до 1,5 % в период 1959 – 1964 гг. Рост производительности труда сократился с 9 % до 3 %. В 1963 г. Советский Союз вынужден был начать закупку зерна за границей.
     Международное положение  СССР.
     В это время мирная политика  СССР проявилась в сокращении  вооружения (почти в 2 раза) и в прекращении (в 1958 г.) испытаний ядерного оружия.
     В 1958 г. начались переговоры между СССР, США и Великобританией о запрещении  ядерных испытаний, продолжавшиеся 5 лет они завершились подписанием договора.Вскоре к договору присоединились еще более 100 государств. В 1968 г. Был  подписан договор о нераспространении ядерного оружия.
    В 1962 г. на Кубе была создана советская ракетно-ядерная база (в ответ на создание подобных баз на территории Турции вблизи советских границ). Американский флот установил блокаду Кубы с воздуха и моря. Вооруженные силы НАТО и ОВД были приведены в боевую готовность.
     «Карибский кризис» разрешился  политическим путем: СССР демонтировали  свои ракетные установки на Кубе, а США вывели свои ракеты из Турции.
     В 60-х гг. обострились отношения  СССР и Китая. Разоблачение  «культа личности» Сталина в КПСС вызвало протест китайского руководства. В 1960 г. СССР отозвал своих специалистов из КНР и сократил научно-техническую помощь этой стране.
Напряженность отношений вылилась в 1969 г. в вооруженный конфликт в районе острова Даманский (на Амуре). 
 

3.Источники  права. Правовое  значение постановлений  партии. Доктрина  социалистической  законности.
        Развитие теории государства  и права в нашей стране требует  критического переосмысления ряда  ее фундаментальных категорий,  выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения  правовой  науки и смежных отраслей  знания. К числу категорий, требующих  углубленной разработки, относится  категория "источники права". 

Понятие форм (источников) права. 

        В научной и учебной литературе  источниками права традиционно  считают нормативные правовые  акты, санкционированные обычаи  и судебные (или административные) прецеденты. Вместе с тем в  последние годы источником права  стали называть не только внешнюю  форму выражения права, но и  социальные предпосылки (общественные  отношения), субъекта правотворчества  (государство) , его деятельность, организационные  формы принятия нормативного  правового акта (акт волеизъявления, правотворческое решение) .
        Возникшее терминологическое неудобство  можно было разрешить, заменив  термин "источник" (в смысле  форма права) непосредственно  термином "форма права". Для  того, чтобы уяснить понятие формы  права, необходимо хотя бы в  самых общих чертах остановиться  на категории "форма" - одной  из центральных и сложнейших в философии. Парной категорией для нее выступает философская категория "содержание" (определенная сторона целого, представленного в единстве всех составных элементов объекта, его свойств, связей, состояний, тенденций развития). Форма есть способ существования, выражения и преобразования содержания.
        Различают внутреннюю и внешнюю  форму явления. Когда термин "форма"  употребляется для обозначения  внутренней организации содержания, то он связан с понятием  структуры. 
     При относительном единстве содержания  и формы, первое представляет  собой подвижную, динамичную сторону  целого, а форма охватывает систему  устойчивых связей предмета. Возникающее  порой в ходе развития несоответствие  содержания и формы в конечном  счете разрешается "сбрасыванием" старой и возникновением новой  формы, адекватной развивающемуся  содержанию. В праве категорией  формы охватываются два значения: а) правовая форма; б) форма  самого права. 
Правовая  форма - вся правовая реальность. В  этом случае речь идет о правовых явлениях, опосредующих экономические, политические, бытовые и иные фактические отношения. Понятие правовой (юридической) формы  применимо, когда раскрывается связь  права (или любого правового явления) с иными социальными образованиями, процессами и отношениями.
        Форма права - это форма именно  права как отдельного явления,  и соотносится она только с  содержанием права. Ее назначение - упорядочить содержание права,  придать ему свойства государственно-властного  характера. Выделяют внешнюю и  внутреннюю формы права.
        Внутренняя форма права - это  структура и связи. К ней  относят систему права, горизонтальную  и вертикальную структуры соподчиненности  всех ее элементов. К примеру,  полагают, что содержание права  составляет государственная воля, а форма права это юридические  нормы. Думается, однако, что более  близки к истине те ученые, которые содержанием права признают  не государственную волю, а юридические  нормы, и в этой связи формой  именуют источники права. Правовая  норма это не форма права,  а самое право. 
        Термин "источник" в смысле  формы выражения норм права  получил широкое распространение,  он достаточно удобен и образно  показывает, что нормативный правовой  акт содержит правовые нормы  и из него, как из источника  берутся сведения о содержании  правовых норм. Источники права  - обстоятельства, питающие появление  и действие права. Источником  права в материальном смысле  являются развивающиеся общественные  отношения. К ним относятся  способ производства материальной  жизни, материальные условия жизни  общества, система экономико-хозяйственных  связей, формы собственности как  конечная причина возникновения  и действия права. 
        Под источником права в идеальном  смысле понимают правовое сознание. Когда же говорят об источниках  в юридическом смысле, то имеют  в виду различные формы (способы)  выражения, объективизации правовых  норм. Таким образом, под источниками  права в юридическом смысле  понимаются формы выражения нормативной  государственной воли. Это и есть  внешняя форма права в истинном значении термина. Форма права показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде (реальном образе) эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества. Следовательно, внешнюю форму права можно определить как способ существования, выражения и преобразования правовых норм 

4.Основы  законодательства  о судоустройстве  1958 г. Изменения в трудовом, колхозном, уголовном праве в 1950-е гг. Кодификация с 1950-х до 1970-х гг. Смягчение норм уголовного права.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.