На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социально-экономическое развитие Республики Бурятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к анализу  и прогнозированию социально-экономического развитие региона
      Понятие и сущность социально-экономического развития
      Подходы к оценке социально-экономического развития региона
      Основные проблемы социально-экономического развития региона
Глава 2. Общая характеристика социально-экономического развития Республики Бурятия
2.1. Анализ социально-экономического  развития Республики Бурятия
2.2. Механизмы  анализа социально-экономического  развития региона
2.3.  Показатели уровня социально-экономического развития Республики Бурятия
Заключение
Список используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Проблемы  устойчивого и согласованного социально-экономического развития страны в целом и отдельных  регионов являются как никогда актуальными на современном этапе становления России как равноправного и стабильного члена мирового сообщества. Развитие Российской Федерации в условиях перехода к рыночным отношениям породило много серьезных проблем. Отсутствие эффективных форм и методов проведения региональной политики привело к резкой дифференциации регионов РФ по уровню экономического и социального развития.
     Цель  курсовой работы – рассмотреть анализ и уровень социально-экономического развития региона. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие уровня социально-экономического развития;      
- рассмотреть основные проблемы социально-экономического развития региона;
- сделать оценку социально-экономического развития республики Бурятия.
     Объектом исследования является Республика Бурятия.
     Предмет исследования – социально-экономическое развитие Республики Бурятия.
     Практическая  значимость курсовой работы состоит  в том, что можно на основе этих данных оценить уровень социально-экономического развития Республики Бурятия.
     Во  введении дается общая характеристика выполненной работы. В первой главе  рассматривается теоретические  основы анализа и уровня социально-экономического развития региона. Здесь даются основные определения по данной курсовой работе.
     Во  второй главе, общая характеристика социально-экономического развития Республики Бурятия, дается анализ, рассмотрены  механизмы и показатели уровня социально-экономического развития.
     В заключении сформулированы основные выводы по результатам выполненного исследования.

     В ходе исследования была использована литература следующих авторов: В.И. Видяпина и М.В. Степанова, Фетисова Г.Г.и Орешина В.П., Коваленко Е.Г.

     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Работа изложена на 31 странице текста, включающих 4 таблицы.

 

      Глава 1. Теоретические основы анализа и уровня социально- экономического развития региона
1.1 Понятие  и сущность анализа и уровня  социально-
     экономического  развития региона.
     Социально-экономическое развитие региона – это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений1.
     Для эффективного принятия решений на региональном и федеральном уровне необходимо определить общие факторы, влияющие на уровень социально-экономического развития, а также оценить степень влияния факторов, индивидуальных для каждого региона.
     Для решения этих задач можно использовать методы обработки панельных данных. Эти методы дают возможность учесть эффекты, которые невозможно проследить, оставаясь в рамках обычных регрессионных моделей. Так, при моделировании величины ВРП на душу населения имеется возможность учесть, помимо наблюдаемых макроэкономических факторов, факторы, которые либо не наблюдаемы, либо не представимы в численной форме, но которые могут оказывать существенное влияние на исследуемый показатель: географическое положение, природные ресурсы и т.д.
     Прогнозирование социально-экономического развития региона  – предвидение будущего состояния экономики и социальной сферы, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определять направления развития регионального комплекса и его структурных составляющих. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для обоснования целей и задач социально-экономического развития, выработки и обоснования социально-экономической политики правительства, способов рационализации использования ограниченных производственных ресурсов2.
     Миссией политики регионального развития Российской Федерации является содействие социально-экономическому развитию регионов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с целью:
     - повышения благосостояния и качества  жизни населения на территории  России;
     - обеспечения устойчивых темпов качественного экономического роста;
     - усиления конкурентных позиций  России и ее регионов в мире.
     Именно  за счет мобилизации активности российских регионов и повышения эффективности использования их ресурсов возможно провести социально-экономические преобразования, с одной стороны, позволяющие значительно увеличить ВВП, а с другой – провести комплекс мер по снижению уровня бедности.
     Попытки комплексно оценить экономическое  состояние региона предпринимались  многими учеными.
     Споры о достоверности той или иной методики до настоящего времени не утихли, что подтверждает актуальность внедрения данной методики в практику управления регионами.
     Одним из основных и традиционных методов  региональной экономики является анализ социально-экономического развития региона. Он основывается на использовании системы статистических показателей, характеризующих основные явления и пропорции, существующие в региональной социально-экономической системе.
     Цель  анализа социально-экономического развития региона – выявление диспропорций и неиспользуемых возможностей экономического роста для последующего обоснования вариантов стратегии социально-экономического развития региона3.
     Анализ  социально-экономического развития региона  нацелен на решение следующих  задач:
     • оценка состояния природно-ресурсного потенциала региона;
     • выявление причин ухудшения состояния  окружающей среды;
     • изучение особенности динамики и  половозрастной структуры населения, причины основных миграционных потоков;
     • оценка использования трудовых ресурсов в разрезе основных отраслей экономики;
     • раскрытие специфических особенностей незанятости (безработных) в регионе;
     • оценка достигнутого уровня и качества жизни населения, обеспеченности основными  объектами социальной инфраструктуры;
     • оценка достигнутого уровня экономического развития региона (промышленности, сельского хозяйства, производственной инфраструктуры) с позиций возможности функционирования в условиях рынка;
     • анализ межрегиональных и внешнеэкономических  связей региона;
     • выявление экспортных резервов производства;
     • оценка финансового положения территории, имеющихся источников доходной части  бюджета и сложившихся направлений  расходования финансовых ресурсов региона;
     • оценка возможностей использования  предприятий различных форм собственности  в интересах хозяйства и населения региона.
     Решение всех перечисленных задач анализа  нацелено, с одной стороны, на выявление  возможностей усиления комплексности  в хозяйственном развитии региона (включая его города и района), а с другой стороны – на оценку условий его успешного функционирования в условиях рыночной экономики, исходя из рационального использования трудовых, материальных, природных и финансовых ресурсов.
     Анализ  социально-экономического развития региона  необходимо начинать с макроэкономической характеристики региона. На основе имеющейся статистической информации определить показатели уровня экономического развития (ВРП на душу населения), уровня потребления в фактических ценах (конечное потребление на душу населения), уровня производительности труда (ВРП на одного занятого). Кроме того, данные о конечном потреблении следует корректировать с учетом региональных различий покупательной способности доходов. Для этого величину конечного потребления на душу населения необходимо сопоставить с величиной прожиточного минимума.
     Анализ  завершается оценкой развития рыночных отношений в регионе. При этом анализируется соотношение произведенного и использованного на территории ВРП, сбалансированность ввоза и  вывоза из региона, проводится оценка спада производства, влияющих на него факторов и условий, рассматриваются региональные особенности кризиса неплатежей; анализируется исполнение бюджетов регионов; оцениваются ход формирования свободных экономических зон, соответствие их ожидаемой структуры задачам совершенствования хозяйственных региональных комплексов и повышения уровня жизни населения и др. 

    1.2 Подходы  к оценке социально-экономического  развития
    региона
     Стратегия экономического развития регионов –  это общее направление достижения целей; и даже при отсутствии конкретики все равно полезнее иметь пусть не вполне четкое направление развития, чем не иметь никакого. Недостаточно четкое, но хорошо понятное общее направление можно воплотить в тактических действиях и программах, способствующих развитию регионов, городов и населенных пунктов в нужном направлении4.
     Стратегия экономического развития регионов рассматривается  как система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального  вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.
     Оценка  уровня социально-экономического развития региона позволяет определить, на какой стадии развития находится  данный регион, какие существуют возможности  для решения задач региона, а также определить сильные и слабые стороны социально-экономического развития региона. Уровень социально-экономического развития региона оценивается по нескольким блокам (социально-демографический, муниципальное хозяйство, производственно-экономический, финансовый).
     Основной  целью комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов  Российской Федерации является определение  возможности решения текущих  и долгосрочных задач социального  и хозяйственного развития на основе внутренних резервов и источников экономического роста и эффективности мер, предпринимаемых Правительством Российской Федерации и руководящими органами субъектов федерации по реализации социально-экономической политики.
     Основные  принципы оценки социально-экономического уровня региона:
     - комплексность оценки, обеспечивающая  учет важнейших составляющих  уровня социально-экономического  развития субъектов Российской  Федерации;
     - системность оценки, предполагающая  отслеживание взаимосвязей базовых  показателей и использование упорядоченной структуры частных и интегральной характеристик регионального развития;
     - обеспечение репрезентативности  показателей для оценки основных  аспектов социально-экономического  развития;
     - наибольшая адаптация системы  используемых индикаторов к возможностям существующей статистической отчетности;
     - соответствие системы индикаторов  задачам мониторинга и прогнозирования  экономического и социального  развития регионов.
     Сотрудниками  отдела региональных экономических  исследований Бурятского научного центра СО РАН проведен анализ и дана экспертная оценка проекта Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011-2015 годы (далее – Программа)5.
     Программа является среднесрочным документом стратегического планирования, определяющим развитие республики на ближайшую перспективу. В ней определены приоритеты, целевые ориентиры и мероприятия по социально-экономическому развитию Республики Бурятия.
     Ее  структура и содержание вытекают из действующей Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 годы и на период до 2017 года. Вместе с тем в Проект Программы внесены дополнения, позволяющие качественно улучшить ее содержание:
     1. Программа дополнена подразделом  по оценке эффективности деятельности  органов исполнительной власти Республики Бурятия за 2008-2010 годы. Его введение позволяет проводить оценку влияния органов власти РБ на развитие республики.
     2. В социально-экономическом развитии  современного общества исключительно  важная роль принадлежит институтам, что нашло свое отражение в разделе «Совершенствование государственного управления и институтов развития».
     3. Следует приветствовать появление  в Программе подраздела по  развитию инновационной деятельности, являющейся основой для модернизации  экономики и социальной сферы Республики Бурятия.
     4. В условиях повышения значимости  информатизации в становлении  экономики знаний, данное направление  является очень важным для  системы государственного управления, бизнеса и населения и мы  поддерживаем появление его в  Программе.
     Наряду  с достоинствами представленного  проекта Программы эксперты отмечают следующие замечания:
     1. В качестве стратегической цели  следует избрать: обеспечение  устойчивого повышения уровня  и качества жизни населения  на основе модернизации экономики  и повышения ее эффективности.
     2. Методологически и практически  более обоснованным представляется  избрание приоритетов программы  не по отраслевому подходу,  а по функциональному.
     3. В соответствии с Законом Республики  Бурятия от 2 апреля 1996 года №284-I «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Бурятия» программа социально-экономического развития Республики Бурятия – это комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Республики Бурятия и планируемых эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.
     Необходима  корректировка системы целевых  количественных ориентиров Программы. За базисный уровень более оправдано  принять 2009 г., а не докризисный 2007 г. Это позволит более точно прогнозировать и оценивать динамику посткризисного развития экономики. 

     1.3 Основные проблемы социально-экономического развития
     Республики Бурятия
     Проблемы  социально-экономического развития Республики Бурятия имеют двойственную природу: частично они вытекают из общегосударственных проблем, унаследованы из советской централизованной экономики, а частично носят местный, региональный характер. Проводимые в республике с начала 90-х гг. социально-экономические преобразования исходят из взаимоувязанного осуществления институциональных реформ, направленных на создание институтов рынка, и структурной перестройки, нацеленной на формирование эффективного и конкурентоспособного регионального хозяйства.
     Добившись существенного прогресса в области  институциональных реформ, Республика Бурятия, равно как и Россия в целом, испытывает в то же время серьезные экономические трудности, особенно наглядно и болезненно проявляющиеся в значительном спаде производства и инвестиций, углублении сырьевой ориентации экономики, простаивании производственных мощностей ведущих промышленных предприятий и фактическом прекращении обновления их основных фондов, высокой доле убыточных предприятий, снижении уровня и качества жизни населения.
     Общие для всех регионов страны проблемы в Бурятии усугубляются экстремальными природно-климатическими условиями, крайней уязвимостью экономики республики с ее сырьевой специализацией, низким стартовым уровнем развития комплекса перерабатывающих отраслей, отсталой производственной и социальной инфраструктурой.
     С серьезными трудностями столкнулась прежде всего промышленность Бурятии. За период спада, охвативший 1990-1998 гг., объем промышленного производства в целом сократился на 50%. Образовавшиеся на внутрирегиональном рынке ниши в настоящее время заполнены импортом промышленных товаров из Китая, Южной Кореи и многих других стран.
     Крайне  сложная ситуация сложилась в  сельском хозяйстве. За период спада (1990-1999 гг.) общий объем производства в  этом секторе экономики республики снизился на 46%.
     Значительно сократилось производство большинства видов сельскохозяйственной продукции. У многих сельских товаропроизводителей отсутствуют возможности для приобретения техники, минеральных удобрений, средств защиты растений, происходит быстрое выбытие основных фондов, особенно их активной части. Реорганизация крупных сельскохозяйственных предприятий на основе изменения отношений собственности не обеспечила создание эффективных форм хозяйствования, адекватных требованиям рыночной среды.
     Значительно ухудшилось за последние годы финансовое положение республики. По мере спада производства сокращались налоговые поступления, упала платежная дисциплина, снизилась финансовая поддержка Бурятии из федеральных источников. Большое число предприятий убыточно. Республика обременена значительным внутренним долгом, выплаты по которому существенно ограничивают финансовые рычаги государственного воздействия на социально-экономические процессы.
     По  важнейшим параметрам уровня жизни  и развития социальной сферы Республика Бурятия значительно отстает  от соответствующих среднероссийских показателей.
     Особую  актуальность для республики приобрели  проблемы охраны окружающей среды, порождаемые, в первую очередь, необходимостью сохранения уникальной экосистемы бассейна оз. Байкал. Эти проблемы за последнее десятилетие обострились, поскольку в условиях экономического кризиса резко сократилось финансирование природоохранных мероприятий на всех уровнях управления хозяйственной деятельностью. Существующие в республике сооружения водоочистки не обеспечивают очистку сточных вод до необходимых уровней. В поверхностные водные объекты Бурятии ежегодно сбрасывается более 87% недостаточно очищенных и загрязненных сточных вод. По степени загрязненности атмосферы г. Улан-Удэ занимает одно из лидирующих мест в России.
     Проводимые в сельском хозяйстве реформы привели к деградации сельскохозяйственных угодий, ухудшению качества почв, расширению площадей эродированных земель. Растут объемы промышленных, бытовых и других отходов. Увеличивается число лесных пожаров, возникающих, главным образом, по вине населения, снижаются возможности их своевременного обнаружения и тушения. Недостаточны охрана и учет особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения. Высоки ежегодные показатели чрезвычайных ситуаций природного характера.
     С 1999 г. в республике наблюдается переход  от депрессии к экономическому росту: увеличиваются объемы промышленного  и сельскохозяйственного производства, возрастают налоговые поступления, снижается бюджетный дефицит, повышаются реальные денежные доходы населения. Правительству республики удалось обеспечить своевременную выплату пенсий и сократить задолженность по выплатам заработной платы. Рост денежных доходов начал опережать уровень инфляции.
     Значительный  шаг вперед сделан в области совершенствования системы социального обслуживания населения. Внедрена система выплаты ежемесячных пособий на детей на основе адресно-заявительного подхода. Несмотря, однако, на возобновившийся в республике экономический рост, она может столкнуться с реальной угрозой остаться в среднесрочной перспективе в числе отстающих регионов России.
     Основными причинами, которые не позволяют  реализовать имеющийся в республике потенциал, являются: неэффективная  структура экономики; рост тарифов  в отраслях естественных монополий; низкое качество управления, технико-технологическая отсталость и высокая степень физического износа основных фондов; высокая затратность экономики, обусловленная, в том числе, необходимостью осуществления крупных расходов на охрану экосистемы оз. Байкал; наличие большого числа нежизнеспособных предприятий; достижение критического возраста производственной инфраструктуры: дорог, электросетей, объектов ЖКХ; значительная доля теневого сектора экономики; высокая дифференциация населения по уровню доходов, фактическое отсутствие среднего класса при весомой доле населения с доходами ниже прожиточного минимума; несоответствие между структурой спроса на рабочую силу и ее предложением.
     Серьезным лимитирующим фактором развития республики выступает ее богатейшая сокровищница – озеро Байкал, ограничивающее возможности расширения производства на основе доминирующих сегодня экологически опасных технологий, поскольку для защиты хрупкого экологического равновесия в Байкальском регионе, включающем в себя немалую часть территории Бурятии, требуются большие средства. В республике целым рядом специальных нормативных правовых актов, последними из которых стали Федеральный закон "Об охране озера Байкал", установлен особый режим хозяйствования, накладывающий жесткие ограничения на ведение здесь любой хозяйственной деятельности, а также постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 г. N 643 "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне байкальской природной территории".
     В целях преодоления кризиса, с  которым столкнулась республика в процессе перехода к рынку и  повышение уровня и качества жизни  населения обеспечения глубокой структурной перестройки и подъема  экономики была разработана и  принята Федеральная программа  социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 годы и на период до 2017 года.
     Основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Республики Бурятия в 2010-2020 годах будут являться комплексное  освоение месторождений полезных ископаемых, заготовка и переработка лесных ресурсов, развитие транспортно-логистического потенциала, туристско-рекреационной сферы, мелиорации земель сельскохозяйственного назначения.
     Решения поставленных в ФП СЭР РБ задач  намечалось достичь посредством крупномасштабных инвестиций в основные сферы ее хозяйства, с помощью которых планировалось обеспечить расширение производственных мощностей в ключевых отраслях экономики региона; осуществить техническую реконструкцию ведущих предприятий; организовать выпуск высокорентабельной продукции; значительно увеличить поступления в бюджет финансовых ресурсов, необходимых для последующего финансирования Программы и ее продолжения.
     Предполагалось, что реализация Программы приведет к качественному изменению облика экономики республики, перестройке ее отраслевой структуры на базе опережающего развития производств, связанных с глубокой переработкой местного промышленного и сельскохозяйственного сырья, выпуском пользующейся спросом высококачественной продукции производственного и потребительского назначения.
     При разработке ФП СЭР РБ предполагалось, что в России в период реализации Программы будет происходить  преодоление трансформационного кризиса  и переход экономики от спада  к росту. Такой переход предусматривался в основных программных документах Правительства России.
     Принято решение об объединении федеральных  региональных программ в крупные  федеральные программы развития экономических районов. В соответствии с этим, важнейшие проблемы Республики Бурятия, требующие федеральной поддержки, будут решаться, в основном, в рамках обновляемой Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 года".
     Сложившийся в процессе проведения экономических  реформ рыночный механизм слабо ориентирован на снижение ресурсоемкости производства, поддержку инноваций, достижение высоких значений показателей технического уровня и качества производимой продукции, повышение конкурентоспособности товаров отечественного производства, рост производительности труда. Это означает, что "провалы" рынка должны быть компенсированы осуществляемыми в рамках системы государственного программирования методами прямого управления, направленными на поддержание экономического развития, включая экологически ориентированную структурную перестройку экономики на основе ее технологической модернизации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Общая характеристика социально-экономического
     развития  Республики Бурятия
2.1 Анализ социально-экономического развития Республики
     Бурятия
     Анализ  социально-экономического развития региона необходимо начинать с макроэкономической характеристики региона. На основе имеющейся статистической информации определить показатели уровня экономического развития (ВРП на душу населения), уровня потребления в фактических ценах (конечное потребление на душу населения), уровня производительности труда (ВРП на одного занятого). Кроме того, данные о конечном потреблении следует корректировать с учетом региональных различий покупательной способности доходов. Для этого величину конечного потребления на душу населения необходимо сопоставить с величиной прожиточного минимума (Таблица 1). 
 

 

     
     Таблица 1. Основные социально-экономические  показатели.
  2007 2008 2009
Численность населения (на конец года), тыс. человек 959,9
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.