На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Защита прав потребителей. Мировой и Российский опыт

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Московский  государственный университет культуры и искусств
Институт  Масс Медиа
Кафедра рекламы 
 
 
 
 

Защита  прав потребителей.
Мировой и Российский опыт
Курсовая  работа 
 
 
 
 
 

Выполнила
Студентка 232 группы
Дмитриева А.И.
Проверила:
Дементьева  Н.Ю.
Москва 2010
Содержание:
    Введение …………………………………………………………………3
    Развитие законодательства защиты прав потребителей в Российской Федерации………………………………………………………………. 4
    Основные понятия закона «О защите прав потребителей»…………..7
    Права потребителей………………………………………………………………..11
    Защита прав потребителей. Мировой и Российский опыт……………16
    Заключение………………………………………………………………24
    Список использованной литературы…………………………………...26
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение:
      В современном мире потребности  населения в различных товарах  и услугах обеспечивают  производители, исполнители работ и услуг. Однако, многие торговые представители, в условиях современной рыночной экономики часто пытаются навязать потребителям выгодные для себя условия, не зависимо от того какого товар качества – низкого или высокого.  В связи с существующими проблемами потребителю  необходима государственная поддержка, где государственное законодательство будет отстаивать права потребителей, заставляя предприятия выпускать доброкачественную продукцию, не наносящую вред здоровью покупателям. 
      Законодательство защиты прав  потребителей включает в себя  не только нормы, направленные  на защиту прав потребителей, но и нормы, определяющие их  права, а также их реализацию. 
      Закон «О защите прав потребителей»  носит уже давно актуальный характер. Многие страны уже прошли многолетнюю практику, однако в России впервые данный закон был принят в 1992 году, когда рыночные отношения только начинали складываться.  Поэтому, я считаю, что очень важно рассмотреть процесс развития законодательства о защите прав потребителей.
       При написании работы,  была  поставлена цель – изучить  развитие законодательства о  защите прав потребителей в  Российской Федерации, а также  рассмотреть проблемы и их  решения в мировой системе  законодательства. 
 
 

Развитие  законодательства защиты прав потребителей в Российской Федерации.
            Окунувшись в историю, законодательство  о защите прав потребителей  возникло совершенно недавно  – в начале 90-х годов. Однако, первые нормы, определяющие права  потребителей  были обнаружены еще в памятниках истории удельного периода – Русской правде и Псковской Судной грамоте, а также в своде законов Российской империи.
     Переход России от плановой экономики к рыночной, законодательное закрепление многообразия форм собственности, придание законного статуса предпринимательской деятельности и определение ее организационно-правовых форм - все это способствовало созданию потребительского рынка товаров и услуг. При этом рядовой потребитель оказался к этому не готов. В связи с этим возникла необходимость установления правового положения потребителя, нормативное закрепление способов защиты его прав и законных интересов. На законодательном уровне требовалось максимальное расширение прав потребителей и, главное, закрепление мер, обеспечивающих их реализацию и защиту.
     Существующее  на тот момент законодательство не вполне соответствовало нормам международного права, а также, «Руководящим принципам для защиты интересов потребителей», единогласно принятым 9 апреля 1985 года. Это несоответствие проявлялось прежде всего в том, что не все права потребителей, признанные международным сообществом (право на информацию, на безопасность, на просвещение, на возмещение вреда, право объединяться в потребительские организации для защиты собственных интересов), были надлежащим образом законодательно урегулированы, а те, которые нашли отражение в законодательстве, не имели механизма реализации и потому носили декларативный характер. Также, отсутствовала система государственной защиты интересов потребителей.
     Данная  система способствовала тому, что  потребителям будут навязывать невыгодные для них условия договора и  товара, особенно тех, которые не пользовались  особым спросом. В данных условиях, необходимость  в специальном  законодательстве стала еще более острой.
     Первая  попытка создания специального законодательства была разработка осенью 1988 года проекта Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей». Большая часть этого законопроекта была посвящена проблемам обеспечения качества товаров и услуг, и лишь один раздел содержал нормы, направленные на защиту интересов потребителей. Не смотря на это, само проявление данного законопроекта было уже первым шагом в создании потребительского законодательства.
       Следует отметить, что данный  проект имел множество недостатков. Не было отмеченных различий между потребителем-гражданином и потребителем - юридическим лицом. Также, не было введено новых защиты прав потребителей, кроме уже имеющихся (на информацию, на возмещение труда, право на объединение и другие).Проект широко обсуждался, но был отвергнут, так как большинство его положений носило декларативный характер и не могло быть реализовано.
     Следующей попыткой, а также поворотным моментов для страны стало принятие 22 мая 1991 года Закона СССР «О защите прав потребителей». Однако, в связи с распадом СССР он так и не вступил в силу. Этот Закон содержал множество положений, не разработанных в гражданском законодательстве, а также механизмы реализации всех его норм, что было его важным достоинством. Закон не только не требовал привычного принятия подзаконных актов, но и прямо запрещал создание ведомственных документов, затрагивающих интересы потребителей.
     7 апреля 1992 года в действие вступил  Закон Российской Федерации «О  защите прав потребителей». Одним  из существенных его положений стала норма, запрещавшая при принятии других нормативных актов, затрагивающих интересы потребителей, снижать гарантии защиты их прав по сравнению с установленными в Законе.
     Закон определил, что потребителем является гражданин, который приобретает или намеревается приобрести товары (работы, услуги) для личных нужд. Юридические лица были выведены из сферы действия Закона, тем самым законодатель подчеркнул необходимость установления повышенных гарантий защиты для потребителя-непрофессионала.
     Защита прав потребителей — комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных домашних и иных нужд не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности — изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.  
 
 
 

Основные  понятия закона «О защите прав потребителей». 

       В современном законе «О защите прав потребителей» основными субъектами названы – потребитель, изготовитель, продавец и исполнитель. 
  Потребитель—  это гражданин, имеющий намерение  заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
  Из  этого определения следует, что  Закон применяется лишь к тем  отношениям, одной из сторон которых  является гражданин— физическое лицо. При этом права граждан Российской Федерации, иностранцев и лиц без гражданства защищаются Законом одинаково. В тех случаях, когда товары или услуги приобретаются юридическим лицом, применяются нормы общегражданского законодательства. Столь очевидное разграничение возможностей защиты прав граждан и юридических лиц объясняется тем, что интересы предприятия всегда защищают профессионалы (юристы, экономисты и т.д.). Потребитель, как правило, такой профессиональной поддержки не имеет и вынужден защищать свои права самостоятельно. В такой ситуации государство принимает на себя обязанности отстаивать интересы потребителей путем принятия специального законодательства, создания специализированных органов, призванных осуществлять контроль за соблюдением этого законодательства и т.д.
  Следующее, на что следует обратить внимание при рассмотрении понятия «потребитель»— это то, что Закон считает потребителем не только гражданина, который приобретает  товар (услугу), но и того, кто непосредственно этим товаром (услугой) пользуется (например, когда товар был подарен).
  Потребителем  считается не только гражданин, уже  приобретший товар (работу или услугу) и использующий его (ее), но и тот, кто только собирается это сделать. Это означает, что вы являетесь потребителем уже тогда, когда обращаетесь к продавцу с просьбой показать вам товар и рассказать о его свойствах. Отказ продавца в данной ситуации может расцениваться как нарушение Закона.
  Важным  представляется включение в понятие  «потребитель» граждан, которые только собираются приобрести товар либо заказать услугу. Это позволяет им ознакомиться с товаром, получить информацию об условиях его продажи, изготовителе и т.д.
  В отдельных случаях для приобретения статуса потребителя гражданин  должен заключить индивидуальный договор с продавцом (например, при покупке билета на самолет, поезд и т.д.).
  Потребителем  не может считаться гражданин, приобретающий  товар (заказывающий работы, услуги) для  организаций и за их счет с целью  использования в производстве.
  2. Изготовителем (продавцом, исполнителем) являются организации вне зависимости от форм их собственности, а также индивидуальные предприниматели, производящие товары для реализации их потребителям или реализующие их потребителям по договорам купли-продажи, либо выполняющие для них по возмездному договору работы или оказывающие услуги.
  Закон может применяться и к отношениям с участием государственных организаций, если эти организации оказывают  потребителям услуги или продают  им товары.
  Помимо  организаций, изготовителем (продавцом, исполнителем) может выступать и индивидуальный предприниматель. В силу ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Если же гражданин в нарушение законодательства осуществляет предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, суд вправе возложить на него обязательства, вытекающие из Закона РФ «О защите прав потребителей».
  Организация признается изготовителем лишь в том случае, если она производит товары для реализации их потребителям.
  Если  же предприятие не имеет намерения  продавать производимый товар гражданам-потребителям, действие настоящего Закона на него не распространяется.
  3. Продавцом в соответствии с  рассматриваемым Законом является лишь та организация, которая реализует потребителям товары по договору купли-продажи. Если же товар получен в организации каким-либо другим путем (например, по договору мены, подряда и т.д.), нормы потребительского законодательства к отношениям сторон применяться не будут.
  4. Исполнителем является организация,  которая выполняет работы или  оказывает услуги потребителям  на основе возмездного договора.
  Таким образом, контрагентами потребителя  могут выступать коммерческие и  некоммерческие (в том числе и иностранные юридические лица). Однако при этом следует помнить о том, что ряд организаций, таких как некоммерческие организации, унитарные государственные и муниципальные предприятия, обладая специальной правоспособностью, могут совершать только те сделки, которые предусмотрены их уставом.
  Контрагентом  потребителя также могут быть индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования  юридического лица. Они вправе заниматься любой предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
  5. Недостатком товара (работы, услуги) считается несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям  договора или обычно предъявляемым  требованиям к качеству товара (работы, услуги).
  6. Существенный недостаток товара (работы, услуги)— неустранимый недостаток  или недостаток, который не может  быть устранен без несоразмерных  затрат времени, или выявляется  неоднократно, или проявляется вновь  после его устранения, или другие подобные недостатки.
  7. Понятие Стандарт означает, что  товар (работа, услуга) должны соответствовать  обязательным требованиям к качеству, установленным в государственных  стандартах, правилах, строительных  нормах, а также в других нормативных  документах, имеющих обязательное значение для данного вида товара (работы, услуги).
  8. Безопасность товара (работы, услуги) означает, что товар (работа, услуга) безопасна для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей  среды при обычных условиях  его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Права потребителей
      Одним из важнейших прав потребителя является установленное законом право на получение товара, соответствующего по качеству обязательным требованиям стандартов, условиям договоров, обычно предъявляемым требованиям, а также информации о товарах, а также, чтобы товары при обычных условиях их использования, при хранении и транспортировке были безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды, не причиняли вред имуществу. Товары, которые соответствуют указанным требованиям, принято называть товарами надлежащего качества.
     Качество продукции должно соответствовать всем этим требованиям. При несоответствии хотя бы одному из них она должна считаться продукцией ненадлежащего качества (с недостатками) со всеми вытекающими отсюда последствиями.
     Все вышеуказанные требования относятся не только к товарам, но и к результатам работ и услуг, выполняемых продавцами и исполнителями независимо от их форм собственности и организационных форм.
Право потребителя на получение  информации о товаре.
    Информация потребителя об изготовителе товара и его продавце является основополагающим моментом в обеспечении защиты прав потребителей.
Потребитель должен знать, кто является продавцом  товара, его изготовителем, кто будет выполнять для него работу, оказывать услугу. Эта информация необходима не только для того, чтобы избрать производителя (продавца), который пользуется доверием потребителя, но - самое главное - для того, чтобы иметь возможность защитить свои права в случае их нарушения. Поэтому закон о защите прав потребителей (ст. 8, 9) предусматривает право потребителя на указанную информацию. Продавец обязан представить потребителю точные сведения о его юридическом адресе, изготовителе, фирменное его наименование, а если это предприниматель - свое название. Изготовитель может сообщить эту информацию через производственную марку. В этой связи торговым предприятиям предписывается иметь вывеску с необходимой информацией: фирменное наименование, указание на правовую форму организации и деятельности, режим работы и местонахождение. Если предприятие имеет иной юридический адрес, указывается и это адрес. На вывеске могут быть и другие обозначения, которые, однако, не должны вводить потребителя в заблуждение относительно характера деятельности предприятия. Торговые предприятия должны информировать потребителей о правилах продажи реализуемых ими товаров.
Большое значение имеет информация о самом товаре. По продовольственным товарам потребитель может узнать их состав, включая пищевые добавки, вес или объем содержимого в единице товара, калорийность товара, а также наличие вредных веществ (если таковые имеются). Если в продтоварах имеются вещества, которые противопоказаны при отдельных заболеваниях, на упаковке или иным способом делается предупредительная надпись. На упаковке продтоваров (а также иных товаров, потребительские свойства которых могут ухудшиться со временем) должны быть указаны срок годности и правила хранения.
По непродовольственным  товарам должны перечисляться их потребительские свойства и указаны гарантийные обязательства изготовителя (если такие имеются), а также правила и условия их безопасного использования, срок службы.
Ко всем товарам относятся и такие  общие требования информации, как  наименование (номер) стандарта, а если товар подлежит обязательной стандартизации -сертификат соответствия. Следует подчеркнуть, что продукты питания, в том числе упакованные или расфасованные, должны быть снабжены информацией о месте их происхождения (это относится и к продовольственным товарам). Необходимо отметить, что информация  о товаре,  предложенная на иностранном языке, не является ее представлением..
Правительством  РФ в целях усиления контроля за качеством и безопасностью ввозимых в страну продуктов питания, с 1.05.1997 г. запрещена продажа импортных продуктов питания без информации на русском языке и в связи с этим утверждены правила, обеспечивающие наличие на продуктах питания, ввозимых в РФ, информации на русском языке1.
В соответствии с этими Правилами информация должна быть размещена на упаковке или этикетке. В случае небольших размеров упаковки или этикетки, на которых невозможно поместить необходимый текст полностью, допускается изложение информации о товаре или части ее на листе-вкладыше, прилагаемом к каждой единице товара или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
Особо следует отметить, что на импортные  продукты питания должна быть и информация об их сертификации. Информацию о сертификации серийно изготовляемых пищевых продуктов наносит изготовитель в виде знака соответствия. Отсутствие знака соответствия является информацией о том, что серийно изготовляемый продукт не сертифицирован у изготовителя. В этом случае информация о сертификации пищевых продуктов должна быть представлена с каждой партией продукта в виде сертификата, выданного в установленном порядке на конкретное наименование продукта.
   Согласно закону Российской Федерации “О защите прав потребителей” информация о товарах в обязательном порядке должна содержать цену товара (п. 2 ст. 10).
Право потребителя на обмен  товара.
     Если потребителю продан некачественный товар, то он вправе предъявить следующие требования: безвозмездное устранение недостатков, соразмерное уменьшение покупной цены или возмещение расходов на их исправление, замена товара с недостатками на товар аналогичной марки (модели, артикула) либо на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены, расторжение договора и возмещение убытков.
Потребитель вправе выбрать не только одно из перечисленных  последствий, но и место предъявления своих требований (по месту покупки или месту нахождения изготовителя).
Требования  о безвозмездном устранении недостатков или возмещении расходов потребителя по их устранению либо замене товара могут быть предъявлены также непосредственно организации-изготовителю.
В случае, если были проданы недоброкачественные  продовольственные товары, то в отношении их требования потребителя могут быть обращены только к продавцу при условии, если недостатки были обнаружены в пределах срока годности продукта. В такой ситуации продавец обязан либо заменить товар на товар надлежащего качества, либо принять его и возвратить потребителю уплаченную им денежную сумму.
Право потребителя на судебную защиту.
Защита  прав потребителей осуществляется судом.
В случаях  нарушения или оспаривания прав потребителя, он вправе обратиться в  суд с иском о защите своих прав и законных интересов. Судебное рассмотрение прав потребителей - одна из наиболее важных гарантий охраны их прав, поскольку обеспечивает гласность и объективность разрешения конфликта, строгое соблюдение норм права, тем более что суд независим от ведомственных интересов и подчиняется только закону.
Закон предусматривает так называемую альтернативную подсудность дел. Это  означает, что потребителю предоставляется право выбора места предъявления исковых требований и, следовательно, суда, который будет рассматривать возникший спор. Исковые заявления могут подаваться в суд по месту жительства потребителя, права
которого  нарушены, по месту нахождения ответчика (изготовителя или продавца) либо по месту причинения вреда. Выбор суда принадлежит потребителю, но нельзя одновременно обратиться с иском в несколько судов. Особое внимание следует обратить на следующее положение - потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав. Это касается и обращения с касационной жалобой в вышестоящий суд при несогласии с решением суда первой инстанции.
Потребитель может вести в суде дело лично  или через представителя (адвоката, сотрудников юридических фирм, общественных организаций потребителей и т.п.) или вместе с представителем.
      В соответствии со ст. 40 Государственный антимонопольный комитет России и его территориальные управления в случае обнаружения нарушения прав потребителей также вправе предъявить иски в суд или арбитражный суд как в защиту отдельных потребителей, так и в защиту неопределенного круга потребителей. А согласно ст. ст. 44 и 45 закона такие иски могут предъявлять и общественные организации потребителей, и структуры органов местного самоуправления. 
 
 
 

  
 
 
 
 
 

Защита  прав потребителей. Мировой и Российский опыт.
Возникновение движения в защиту прав потребителей
     Родиной движения в защиту  прав потребителя является Америка.  С 60-х годов ХХ века это  движение распространилось из  США во многие страны Европы. Оно играет огромную роль как  в бизнесе, так и в политике. Термин "консьюмеризм" означает "движение в защиту прав потребителей". 
 
     В 60-80 годах ХIХ века прокатились первые компании в целях защиты интересов потребителей от железнодорожных компаний, завышавших цены на перевозку пассажиров и грузов. В результате государство поставило под свой контроль железнодорожные тарифы и создало специальный орган - сенатскую Комиссию по торговле между штатами.

      В начале ХХ века идет борьба вокруг законодательства о надзоре за качеством пищевых продуктов и медикаментов, активисты этой компании получили название "разгребатели грязи". В 1899 году появляется Национальная лига потребителей, которая принимала активное участие в компании по "разгребанию грязи". 1935 году создается Союз потребителей, который насчитывает в своих рядах в наши дни свыше 5 миллионов человек. Именно деятели этого Союза первыми призвали к байкоту товаров из фашистской Германии в 30-е годы. 
 
      Р. Нейдер создал Центр, занимающийся исследованием качества продукции различных фирм, достоверности рекламы, стандартов уровня жизни, безопасности конкретных производств для экологической обстановки вблизи них. В этот же период появились несколько "однопроблемных" групп: Центр за безопасность автомобиля, Исследовательская группа по здравоохранению, Центр исследования и действия по телекоммуникациям и др. Эти группы занимаются заявленными в их названиях проблемами, сбором и публикацией материалов, касающихся интересов и прав потребителей. Итоги проводимых исследований публикуются в специальных потребительских изданиях "Multinational monitor" и "Consumer Peport". Стратегия Р. Нейдера предусматривает прямое правительственное регулирование тех областей экономики и социальной сферы, где рыночные силы не имеют полной возможности обеспечивать охрану окружающей среды, безопасность работника на рабочем месте. Вместе со своими многочисленными последователями, прозванными "десантом Нэйдера", он добился принятия федеральных законов о безопасности газопроводов, упаковке пищевых продуктов, о контроле радиационной обстановки и запрещении использования ДДТ (DDT) в качестве пестицида. 
 
      В 1968 году многие разрозненные общенациональные и местные общества объединились в Американскую федерацию потребителей, со штаб-квартирой в Вашингтоне. Ее основные цели - координация программ защиты потребителей от низкого качества товаров, высоких цен на продукты питания, медицинские препараты, медицинское обслуживание, электроэнергию и топливо.

      Постепенно консьюмеристское движение стало все активнее влиять на политическую жизнь государства. 15 марта 1962 года президент США Дж. Кеннеди направил Конгрессу США "Специальное послание о защите интересов потребителей", в котором провозглашались основные права потребителя: право на выбор; право на безопасность; право быть выслушанным; право на информацию. В послании говорилось о значительной роли потребителя в экономике: без способности граждан потреблять, покупать нет экономического развития, невозможен сбалансированный экономический рост. Организация Объединенных Наций 15 марта объявила Всемирным днем потребителей.
       Летом 1962 года по указанию Дж. Кеннеди был учрежден Консультативный совет по делам потребителей, преобразованный в 1971 году в Управление по делам потребителей. В некоторых комитетах Конгресса США (по торговле, банкам и финансам, науке и транспорту и др.) функционируют подкомитеты по проблемам потребителей, которые проводятся с участием заинтересованных лиц и представителей потребительских организаций. По итогам слушаний публикуются отдельными изданиями стенографические отчеты. 
В США было положено начало массовому движению потребителей, ныне объединяющему более 180 общественных и государственных организаций в 72 странах мира.

      В США Комиссия по безопасности товаров имеет право потребовать от промышленников или продавцов исправления, замены, изъятия товара, если он не соответствует утвержденным правилам и стандартам. 
После второй мировой войны 1939 - 1945 гг. консьюмеризм набирает силу во многих западноевропейских государствах.

Движение в защиту прав потребителей в Великобритании, ФРГ, Швеции
      Великобритания. В 70-х годах ХХ века было образовано несколько организаций рассматривающих потребительские нужды и проблемы. В 1973 году были созданы Комиссия по ценам, Управление по справедливой торговле, Консультат
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.