На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Внешняя задолженность РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение..............................................................................................................1
Глава 1. История и причины  образования внешнего долга России
§1.1 История развития внешнего государственного долга России................3
§1.2 Внешняя задолженность СССР.................................................................6
§1.3 Оценка влияния внешней задолженности на российскую экономику...................................................................................9
Глава 2. Современное состояние  внешней задолженности  России
§ 2.1 Структура государственного внешнего долга РФ...............14
§2.2 Корпоративная  задолженность России................................18
§2.3 Негативные последствия внешнего долга............................24
Глава 3. Положение России как кредитора
§3.1 Образование  долга третьих стран перед  Россией..................29
§3.2 Проблемы урегулирования внешнего долга перед Россией….35
Заключение.................................................................................38
Список литературы.....................................................................41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
       В наши дни проблема внешней задолженности приобрела глобальный характер. В целом должниками промышленно развитых стран сегодня являются свыше 140 государств мира. По данным МБРР общая задолженность данных стран в 2011 г. превысила 3,5 трил. долларов.
  Проблема  обслуживания государственного  внешнего долга – один из  ключевых факторов макроэкономической  стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность России, состояние ее валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка.
  Рациональное  использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует  ускорению экономического развития, решению социально-экономических  проблем.
    Однако отсутствие целостной  государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.
      Структура и объем внешнего долга России отражают геополитические и экономические проблемы – разрушение СССР, экономический спад в России 90-х годов, непоследовательность рыночных реформ, сложность отношений с иностранными кредиторами.
      Цель курсовой работы: показать  проблематику внешней задолженности  России, ее зависимость от этого долга и перспективы развития ситуации. В данной работе рассмотрены причины возникновения внешнего долга, современное состояние государственной и корпоративной внешней задолженности РФ. Особое внимание уделено периоду после распада СССР и проблеме наследования обязательств. Также в курсовой работе показано положение России как кредитора и отмечены способы урегулирования задолженности отдельных стран.
Глава 1. История и причины  образования внешнего долга России
§1.1 История развития внешнего государственного долга России
         История российского внешнего  долга началась в 1769 г., когда  Екатерина II сделала первый заем  в Голландии. За последующие  два с половиной столетия Российская  империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-1818 гг. В сумме они составляли 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб. [1; 13]
    На протяжении всего XIX в. и  в начале XX в. расходы государства  превышали его доходы. Во второй  же половине XIX в. правительство активно финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну частные линии. Стремясь сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, правительство разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный.  
      Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства, полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями.
     При благоприятной ситуации часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по оплате государственных займов. В основном же, платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета. Основу государственного долга составляли долгосрочные займы, которые могли заключаться на достаточно длительные сроки — 50-80 лет.
     Также существовало формальное  определение внутренних и внешних  займов. Первые ориентировались  на иностранного покупателя и  обращение за границей. Вторые  были рассчитаны на российский  рынок. Данное деление не имело  никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев не существовало.
   В 1906 г. в Основном законе  имелась статья 114: “При обсуждении  государственной росписи не подлежат  исключению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим принятым на себя Российским Государством обязательствам”. Законодатели заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка — платить вовремя и полностью. [3; 336]
    Российское правительство в результате длительных усилий сумело создать репутацию надежного заемщика, который действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом.
     Заимствование финансовых ресурсов использовалось с разными целями, и далеко не всегда для реализации какого-либо конкретного проекта. Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение. Это позволяло следовать выработанной экономической политике, не меняя ее курса.
   В соответствии с мировой практикой закупку машин и оборудования на Западе Советский Союз осуществлял, как правило, на условиях фирменного и банковского кредита; с начала 80-х гг. в кредит стали закупаться товары широкого потребления и продовольствие (для насыщения дефицитного внутреннего рынка необходимыми продуктами питания и потребительскими товарами).
    Основная особенность фирменных  и банковских кредитов промышленно  развитых стран состояла в  том, что привлекались и погашались  они на обычных рыночных условиях. Обычно на кратко- и среднесрочной основе, причем исключительно в денежной форме, т.е. в свободно конвертируемой валюте, которую Советский Союз зарабатывал за счет экспорта за рубеж сырья, главным образом нефти и газа, или за счет новых кредитов. И даже столь популярные с конца 70-х гг. так называемые компенсационные кредиты, погашение которых предусматривалось продукцией предприятий, закупленной в кредит, в своем большинстве также выплачивалось экспортной выручкой от нефти и газа. Это лишь укрепляло зависимость страны от уровня мировых цен на эти товары и курса доллара США.
    Первые внешние заимствования  Советский Союз осуществил во  времена хрущевской «оттепели», но они были несущественны.  Перелом в политике внешних  заимствований в СССР наступил  в 1985 г., после прихода к власти М. С. Горбачева.[4; 27]
  Одновременно Советский Союз сам являлся кредитором, развивая внешнеэкономические связи и сотрудничество по линии экономического и технического содействия, а также в рамках военно-технического сотрудничества. Среди более чем 50 стран, получавших советские кредиты, преобладали государства, помощь которым оказывалась по политическим и военно-стратегическим соображениям.
   Важнейшая особенность советских кредитов состояла в том, что они не только предоставлялись в товарной форме, но и погашались в основном в товарной форме, как правило, продукцией местного производства, в лучшем случае – продукцией построенных при помощи СССР предприятий. Другая особенность кредитной помощи СССР заключалась в том, что предоставлялись кредиты на исключительно льготных для страны-заемщика условиях: на 10-15 лет и 2,5-4% годовых.[5; 6]
  Таким  образом, из-за существенных различий  позиций СССР как международного  должника и как международного  кредитора результаты предоставления советских кредитов (проценты и погашение) практически не могли использоваться для выполнения обязательств по полученным западным кредитам. 
 
 
 
 
 

§1.2 Внешняя задолженность СССР
     До первой мировой войны Россия  по объему внешнего долга занимала  первое место в мире, а по общей сумме государственного долга занимала второе место в мире после Франции. В 1917 г. накануне Октябрьской революции государственный долг России составлял 41.6 млрд. руб., в том числе внешний долг – 14.9 млрд. Руб. [9; 63]
       Пришедшее к власти в России в феврале 1917 г. Временное правительство поступило весьма цивилизованно, признав царские долги. Уже в марте было принято специальное постановление, по которому правительство «приняло к непременному исполнению все возложенные на государственную казну при прежнем правительстве денежные обязательства». До 1983 года внешний долг России (доля России в обязательствах СССР) не превышал 1-1.5 % ВНП страны). 
       Союз ССР в послевоенные годы был образцовым заемщиком, своевременно и в полном объеме выполнявшим свои долговые обязательства. Впрочем, суммы займов были не в пример современным.

      Однако в 1984 году произошел  резкий скачок задолженности.  На внешнем рынке заняли более  $15 млрд. (внешний долг составил  уже 5% ВНП) В 1986 сумма внешних займов превысила $30 млрд. (50% экспорта), а в 1989 году внешний долг достиг $50 млрд. (8% ВНП). Среди факторов, способствовавших нарастанию задолженности СССР можно выделить: нарастание кризисных тенденций в экономике страны, сокращение темпов добычи сырья и его стоимости на мировых рынках, либерализация внешнеэкономической деятельности, применение плавающих процентных ставок по кредитам, привлечение в больших объемах, так называемых, "кредитов перестройки", дисбаланс в торговых отношениях со странами СЭВ. [16; 14]
       Еще $30 млрд. задолженности было  накоплено Союзом в 1988 - 1991 годах, когда западные государства предоставили СССР ряд многомиллиардных кредитов. Следует напомнить, что лидеры ведущих государств Западной Европы пошли на предоставление Союзу ССР кредитов, не обнаруживая своих подлинных целей, и перед руководством Союза ССР не ставилась задача провести радикальные экономические реформы в Союзе ССР, что сегодня называется настоящей причиной предоставления этих кредитов.
  Западные государства, предоставляя Союзу ССР, а затем Российской Федерации кредиты, по сути, оплачивали этими средствами определенные политические решения руководства Союза ССР, а затем и руководства РФ.  
      Так, именно кредиты, полученные Союзом ССР у государств, являющихся членами Парижского клуба кредиторов, обеспечили решимость руководства Союза ССР в 1988 - 1991 годах принять последовательные политические решения о выводе советских войск из Германии и способствовать ее объединению, поддерживать резолюции Совета Безопасности ООН о введении санкций в отношении Ирака и Ливии, вывести советские войска из Кубы, Афганистана, африканских стран, заключить Договор СНВ - 1 и Договор СНВ - 2, отказаться от поддержки антиамериканского движения в Латинской Америке. 

К концу 1991 года внешний долг России составил $93 млрд.(10% ВНП) Именно с этой суммы начинались переговоры с зарубежными кредиторами о правопреемстве Советских долгов.
    28 октября 1991 года 12 советских республик  (кроме прибалтийских) подписали  Меморандум "О взаимопонимании относительно долга иностранным кредиторам СССР", взяв на себя солидарную ответственность за советский долг. [16; 13]
    Договор о правопреемстве в  отношении внешнего долга и  активов Союза ССР, был подписан  бывшими союзными республиками 4 декабря 1991 г. Предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу, а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР. России тогда перешло 61,3 % Советской задолженности, т.е. примерно $57 млрд. (7 стран бывшего СССР не поставили свои подписи под Договором). [12; 175]
    Однако, спустя 16 месяцев (2 апреля 1993 года) Правительство Российской  Федерации заявило о взятии  на себя всех обязательств  бывших Советских республик по  погашению внешнего долга СССР взамен на их отказ от доли в зарубежных активах СССР (так называемый нулевой вариант) - таким образом, весь государственный внешний долг бывшего СССР ($93 млрд.) перешел к России. Однозначной трактовки данного факта в России не существует до сих пор, одни считают, что это была громадная ошибка, которая стоила стране $36 млрд. (именно на такую сумму увеличился внешний долг России, и это без учета процентных платежей), другие утверждают, что только подобное решение могло позволить России сохранить свои позиции на внешних финансовых рынках, зарубежную инфраструктуру. 

§1.3 Оценка влияния внешней задолженности на российскую экономику
     Внешний долг, то есть накопленная  задолженность субъектов хозяйствования  и органов власти перед нерезидентами, - ключевой фактор экономического развития России в XXI в. Эта ситуация соответствует современным тенденциям, которые свидетельствуют о том, что мировая экономика дефицитна и имеет ярко выраженные долговые черты. Подавляющее число государств испытывает недостаток собственных финансовых ресурсов для осуществления внутренних платежей, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономической политики и выполнения обязательств по уже осуществлённым внешним заимствованиям. В разных странах соотношение привлечённых и предоставленных средств неодинаково, однако практически везде, в том числе и в России, сложилась экономическая система, во многом основанная на внешних заимствованиях.
   Финансовая неустойчивость мировой  экономики приобретает системный  характер и принуждает отдельные страны и регионы к поиску новых экономических моделей, обеспечивающих необходимый баланс между реализацией национальных интересов и прагматичным участием в международных экономических отношениях. Составной частью такой экономической модели является система управления государственным долгом.
     До 2001 г. внешняя задолженность  России оказывала негативное  воздействие на развитие национальной  экономики России по нескольким  направлениям:  
- усиливалась зависимость РФ от иностранных государств, предоставлявших кредиты, при принятии решений в области экономической политики;  
- происходило сокращение объёма средств, которые могли быть направлены на инвестирование, что серьёзно ограничивало экономический рост; 
- ослаблялась мотивация к достижению наилучших макроэкономических показателей, которые повлекли бы за собой требования о своевременном погашении долга в полном объёме;  
- сокращался объём средств, которые могли быть направлены на развитие социальной сферы, усиливалась социальная напряженность;  
- дестабилизировалась денежно-кредитная ситуация;  
происходило ослабление позиций России на мировых рынках товаров и капиталов.

   Совокупность этих качественных  показателей дала основания характеризовать  экономическую систему страны  в начале нового тысячелетия как долговую.
   Это означает, что принятие большинства экономических решений на государственном уровне было тесно связано, или даже зависило, от возможностей по погашению и обслуживанию внешнего долга. Именно поэтому построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления внешней задолженностью и их увязка с другими направлениями экономической политики государства являлось на современном этапе задачей исключительной важности.
    Внешние заимствования представляли собой источник финансовых ресурсов для органов власти. Их особенность заключалась в том, что, хотя всеми правами в сфере привлечения и использования международных кредитов обладали органы исполнительной и законодательной власти, бремя ответственности за ошибочное решение ложилось на граждан страны, которые через систему налогов передавали субъектам власти средства, необходимые для погашения внешней задолженности. Таким образом, внешний долг оказывал серьёзное влияние на налоговую нагрузку и социальную ситуацию.
     Привлечение внешних заимствований  на уровне государства, очевидно, носит неоднозначный характер. В  том случае, если они представляют  собой наиболее дешёвый источник  финансовых ресурсов, необходимых  для выполнения первоочередных  задач социально-экономического развития, их применение вполне оправданно. Однако для принятия решения о внешнем займе должны быть учтены, как минимум, четыре фактора:  
- финансовые возможности страны по погашению взятых кредитов в будущем;  
- возможные потери от невыполнения или неполного выполнения тех задач, для которых привлекаются средства из-за рубежа;  
- цена внешних финансовых ресурсов;  
- степень зависимости от внешних кредиторов при принятии решений в дальнейшем.

      Ни один из этих факторов  не учитывался в полной мере при привлечении зарубежных кредитов в последние 15-20 лет, что привело к катастрофическому нарастанию внешней задолженности, которая до 2001 г. представляла собой угрозу национальной безопасности России (объём внешнего долга РФ на 01.07.2001 составил 156,8 млрд. долл.).
     Ситуация начала меняться к  лучшему в 2001-2002гг., когда общий объем внешней задолженности снизился со 156,8 млрд. в 2000 г. до 138,9 млрд. долларов в 2002. Появилась устойчивая тенденция к росту экономического сектора, вследствие целенаправленной политики по сокращению государственного внешнего долга России. Об этом свидетельствуют многие факты, один из которых – увеличение прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в 2002 г. на 39,5%.
    По данным Минфина, на 1 января 2003 года, объем государственного внешнего долга составил – 122,1 млрд. долл. (по предварительным оценкам на 1 апреля 2003 г. снизился примерно до 120 млрд.), причем около 46% составляют долги бывшего СССР. Общий объем платежей РФ по внешнему долгу в 2003 г. составил около 17,3 млрд. долл. Дальнейшее снижение внешнего долга России можно наблюдать в таблице, приведенной ниже.
Объем государственного внешнего долга России
Год 2004 2005 2006
Величина  долга (млрд. долл.) 126,8 122,7 113,3
Источник: [2; 45]
    Объем погашения всех задолженностей в 2004-2005 году составит 25,3 млрд. долларов, из которых на выплату внешних долгов пойдет 14,9 млрд. долларов. При этом на погашение основного долга предполагается направить 8,2 млрд., а на обслуживание внешнего долга – 6,7 млрд. Об этом сообщил заместитель министра финансов РФ Сергей Колотухин. [7; 14]
       В стратегии управления госдолгом  проглядываются три основных  момента. 
Во-первых, государство отказалось от задачи скорейшего погашения внешних долгов. Как  неоднократно заявлял премьер-министр Михаил Касьянов, отношение госдолга к ВВП в то время находилось "на приемлемом уровне", и нужды отвлекать от производства инвестиционные ресурсы не было. Размер внешнего долга России снизился с 89,5% ВВП в начале 2000 года до 36,2% ВВП к 1 января 2003 года. В целом, отмечают эксперты Минфина, по основным показателям долговой нагрузки Россия относится к государствам с умеренным уровнем долга. По состоянию на 2002 год отношение платежей по обслуживанию долга к доходам федерального бюджета составило 12%.
    Во-вторых, упор в долговой политике  переносится с внешнего долга  на внутренний. Через расширение  заимствований на внутреннем  рынке государство намерено погашать  свои внешние долги. Благодаря  этому в течение ближайших  6-10 лет объемы внутреннего и внешнего долгов должны в перспективе сравняться.
    Наконец, третий фактор связан  с долгами субъектов РФ и  корпораций. В настоящее время  для наблюдателей становится  все более очевидным тот факт, что национальный внешний долг  не сводится к государственному. Между тем негосударственная часть внешнего долга неуправляемо растет. В I кв. 2003 года общий внешний долг России вырос с $152,1 млрд. до $153,5 млрд. И если долг федеральных органов продолжал снижаться, то долг нефинансовых организаций (реальный сектор экономики) вырос. [9; 224]
    По мнению аналитиков "Объединенной  финансовой группы" (ОФГ), такое  увеличение долга не должно  было давать поводов для беспокойства. Эксперты ОФГ рассматривали подобную тенденцию как свидетельство повышения инвестиционной привлекательности России: внешние заимствования являются одним из источников высоких темпов экономического роста.
В 2004—2008 годах, по поручению бывшего в  то время президентом В. В. Путина, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП).
Тенденцию снижения внешнего долга можно проследить в приведенной ниже таблице:
    Дата Сумма, млрд. долл. США
    1991, 25 декабря 95,0
    1997, 31 декабря 123,5
    2000, 1 января 158,7
    2001, 1 января 143,7
    2002, 1 января 133,5
    2003, 1 января 125,7
    2004, 1 января 121,7
    2005, 1 января 114,1
    2006, 1 января 76,5
    2007, 1 января 52,0
    2008, 1 января 44,9
    2009, 1 января 40,6
    2010, 1 января 37,6
    2011, 1 января 36,0
   Источник: [9; 225]
    Как бы то ни было, в абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 ноября 2011 года составил 36,0 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны.
  
Глава 2. Современное состояние  внешней задолженности  России
§ 2.1 Структура государственного внешнего долга РФ
      Внешняя задолженность России  имеет неоднородную структуру  и состоит из нескольких видов  долга, поэтому, представляется необходимым привести структуру внешнего долга России по состоянию на 01 января 2011 года.
      По своему происхождению государственный внешний долг России делится на 2 части: долговые обязательства бывшего СССР перед иностранными правительствами, банками и компаниями (относятся все кредиты и займы, привлеченные нашей страной до 1 января 1992 года) и долговые обязательства собственно Российской Федерации. Однако с 1 января 2000 года в связи с изменением бюджетной классификации в структуре государственного внешнего долга долговые обязательства бывшего СССР не выделяются.
     Нам же представляется необходимым рассмотреть структуру внешнего долга РФ с разделением его на долг бывшего СССР и собственно России.
    В общем объеме долговых обязательств по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, основной объем долга долгое время составляли обязательства перед странами-членами Парижского клуба кредиторов. К обязательствам Российской Федерации перед Парижским клубом кредиторов относилися задолженности по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованными правительственными страховыми организациями.
       Парижский клуб является неофициальной  организацией крупнейших стран - кредиторов. Клуб был создан в конце 50-х годов с целью содействия урегулированию долговой проблемы бывших колоний, получивших независимость. Стандартная процедура предусматривает проведение много-сторонних переговоров с участием представителей страны - должника и стран - кредиторов. По результатам переговоров принимается решение об общих принципах реструктуризации задолженности. Далее происходит подписание двусторонних договоров с каждой из стран - кредиторов в соответствии с достигнутыми договоренностями.
      После долгих и трудных переговоров,  в мае 2005 года в Париже было  подписано соглашение о досрочном  погашении российского долга  перед Парижским клубом, что составляет  почти треть от общего объема  задолженности. В результате, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд. долларов по кредитам Парижского клуба. [11; 176]
      В 2004—2008 годах, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался.
   По словам председателя Координационного  совета предпринимательских союзов  России: "Этот факт выглядит  очень позитивно, поскольку показывает  способность России не только  обслуживать свои долги, но  и досрочно погашать их. Это подтверждает высокий инвестиционный рейтинг России". Он назвал успех на переговорах с кредиторами Парижского клуба "двойной победой Минфина", т.к это уменьшает расходы по обслуживанию долга, что дает экономию для бюджета. Платежи произведены из средств Стабилизационного фонда РФ.
       Следующая составляющая долга,  унаследованная от СССР - задолженность  Лондонскому клубу кредиторов, объединяющему  около 1000 крупных зарубежных коммерческих  банков. В отличие от Парижского  клуба кредиторов Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гарантии или страхования. Обязательства России перед этим клубом составляют межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также векселя, использовавшиеся во внешнеторговых расчетах и изначально предназначавшиеся для операций а-форфэ (покупка без права оборота). Именно на данном рынке производились достаточно активные спекулятивные операции. Они заключались в скупке российскими коммерческими банками задолженности по сниженным ценам и последующему резкому сбросу долгов.
   Долг оформлен в виде ценных  бумаг, зарегистрированных на  Люксембургской фондовой бирже  и свободно обращающихся на  рынке: облигации PRIN, выпущенные на основную сумму задолженности, и облигации IAN, в которые оформлены просроченные проценты по основной сумме долга.
В начале 2000 года была достигнута договоренность о полномасштабной реструктуризации российского коммерческого долга  Лондонскому клубу кредиторов с частичным его списанием.
В настоящее  же время Россия полностью выполнила свои обязательства по внешнему долгу бывшего СССР перед Лондонским клубом кредиторов.
       Вторая глобальная составляющая  государственной внешней задолженности России - собственный российский долг, накопленный за период осуществления реформ. Размеры его относительно невелики - новый российский долг странам нерезидентам составляет 35,9 млрд. долл.
Основная  доля приходилась на кредиты международных  финансовых организаций (МВФ и группа Всемирного Банка). Данные организации относятся к специализированным учреждениям ООН так называемой Бреттон-Вудской группы. Они были созданы в 1944 году. Россия вступила в Международный валютный фонд и Всемирный банк в 1992 году.
   Основными типами займов являются (финансовые) бюджетозамещающие, инвестиционные (нефинансовые) и авансовые.
  Финансовые  займы предназначены для покрытия  дефицита бюджетов государств-членов  в ответ на обязательства последних  осуществлять согласованные, например, с МБРР, экономические реформы. Обычно заемные средства выделяются в виде серии траншей по мере выполнения странами этапов этих реформ. Средства займов могут использоваться также для финансирования импорта по упрощенной схеме.
  Инвестиционные  займы, обычно менее крупные, чем финансовые, предоставляются для финансирования проектов в таких областях как энергетика, транспорт, коммунальное хозяйство, дорожное строительство, образование, здравоохранение, требующих закупок особых товаров и услуг.
Авансовые займы используются для финансирования консультационно-технической и другой помощи в подготовке новых проектов и выделяются в тех случаях, если страна не может сама финансировать эти работы.
В настоящее  время долг МФВ погашен полностью, а на долю Всемирного банка приходится около 0,5 млрд. долл. Следует отметить, что данные виды кредитов характеризуются низкими процентными ставками и жесткими требованиями к заемщику, поэтому они наиболее благоприятны с точки зрения прозрачности и эффективности использования.
   Следующая категория российского долга - еврооблигации - долговые обязательства, размещенные на мировом финансовом рынке по конкурентным ценам. Российская Федерация за период с 1996 года по 2011 год произвела выпусков облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации (ВОЗ) на общую сумму 29 млрд. долларов США.
   Средства, привлеченные с помощью  еврозаймов, использовались для  финансирования бюджетного дефицита, поэтому по целевому назначению  еврооблигации аналогичны ГКО.
    Кроме того, еврооблигации являются "дорогим" долговым инструментом, процентные ставки доходят почти до 13% годовых, что чрезмерно высоко для суверенного заемщика и свидетельствует о высокой рискованности данных инструментов как объекта для инвестиций.
Наконец, оставшиеся средства гос. долга приходятся на гарантии правительства по различным коммерческим сделкам и государственные кредиты, полученные на двусторонней основе.
 

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2011 года 

Категория долга млн. долларов США эквивалент млн. евро
Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего  Союза  ССР, принятые Российской Федерацией ) 35 964,4 25 369,9
     
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, 
не являвшаяся предметом реструктуризации
577,9 407,7
     
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба 1 484,1 1 046,9
     
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими  странами СЭВ 1 043,1 735,8
     
Коммерческая задолженность бывшего СССР 57,8 40,8
     
Задолженность перед международными финансовыми  организациями 2 626,7 1 852,9
     
Задолженность по внешним облигационным займам 29 183,4 20 586,5
     внешний облигационный заем с  погашением в 2015 году 2 000,0 1 410,8
     внешний облигационный заем с  погашением в 2018 году 3 466,4 2 445,2
     внешний облигационный заем с  погашением в 2020 году 3 500,0 2 469,0
     внешний облигационный заем с  погашением в 2028 году 2 499,9 1 763,5
     внешний облигационный заем с  погашением в 2030 году 17 717,1 12 498,0
     
Задолженность по ОВГВЗ 24,6 17,3
     
Государственные гарантии Российской Федерации в  иностранной валюте 966,8 682,0
Источник: [18] 
 
 

§2.2 Корпоративная задолженность России
     Рост внешнего корпоративного  долга - один из наиболее динамичных  показателей развития экономики  России. В 1998-1999 гг. объем его не  превышал 30 млрд. долл. В последующий  период он стал быстро увеличиваться,  превысив в 2011 г. уровень 1998-2000 гг. в 15 раз.
На 1 июля 2011 года внешний долг России составил $532,2 млрд., увеличившись с начала года на $43 млрд. На сегодняшний день это 1/3 от российского ВВП. В общей сумме долга задолженность органов государственного управления составляет всего $34,2 млрд., в то время как долг банковского сектора составил $157 млрд., прочих секторов экономики – $328 млрд. [10; 21]
    Доля банков в общей его  величине повысилась, а доля нефинансовых  предприятий сократилась. Внешние  долги государственных предприятий и банков в 2011 г. росли гораздо быстрее внешних долгов частного сектора. Наиболее динамично увеличивались долги нефинансовых предприятий государственного сектора.
      В связи с быстрым ростом  внешнего корпоративного долга  его уровень по отношению к  ВВП постоянно растет. В 2005-2010 гг. величина внешнего корпоративного долга по отношению к ВВП почти удвоилась и составила 32,5%. Интересно сравнить также уровень внешнего корпоративного долга и совокупного (государственного и корпоративного) внешнего долга по отношению к золотовалютным резервам Банка России.
      Внешний долг государственных  предприятий и банков охватывает  те банки и нефинансовые предприятия,  в которых органы государственного  управления, денежно-кредитного регулирования  и госкомпании напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами капитала. Долговые обязательства перед нерезидентами остальных резидентов, не подпадающих под данное определение, классифицируются как долг частного сектора.
   Может показаться, что сопоставление  внешнего корпоративного долга с золотовалютными резервами не вполне правомерно. Ведь золотовалютные резервы используются в первую очередь для финансирования импорта, погашения внешнего государственного долга, стабилизации валютного рынка.   Однако кризисы в Мексике (1994 г.), Гонконге (1997-1998 гг.), Корее (1998 г.) показали, что в наиболее критической ситуации государство вынуждено брать на себя финансирование корпоративных долгов.
   Учитывая это, а также то, что в России государство имеет гарантии по корпоративным долгам, крупнейшими заемщиками у нерезидентов являются нефтегазовые, транспортные, банковские и другие государственные корпорации, сравнение внешнего корпоративного долга с золотовалютными резервами правомерно.
     Совокупный внешний государственный  и корпоративный долг вплоть  до 2006 г. был существенно выше  золотовалютных резервов. И только  в 2007 г. он составил менее  95% объема золотовалютных резервов. Объемы внешнего корпоративного  долга и золотовалютных резервов в течение 2003-2005 гг. различались незначительно. Затем при более чем полуторакратном росте золотовалютных резервов в 2008 г. они примерно на 15% превысили внешний корпоративный долг. [7; 18]
       Несмотря на превышение величины  золотовалютных резервов над объемом долгов, их явно недостаточно для покрытия внешнего корпоративного долга, а тем более совокупного государственного и корпоративного внешнего долга. Ведь золотовалютные резервы используются и для других целей.
В последнее  время четко обозначились негативные тенденции в области прежде всего внешнего корпоративного долга, а также всего совокупного национального (внешнего и внутреннего государственного и корпоративного) долга, к наиболее существенным трансформациям которого относятся следующие факторы.
     1) Резкий рост совокупного внешнего государственного долга и ухудшение его структуры. В 1997-1998 гг. совокупный внешний государственный долг составлял более 170 млрд. долл. Из них на собственно государственный долг приходилось 91-94%, а на долю госкорпораций - 6-9%. В 2002-2005 гг. совокупный государственный долг составлял 120-140 млрд. долл. В настоящее время, учитывая внешние долги государственных предприятий и банков, контролируемых государством, государственный долг превысил 485 млрд. долл. Причем в совокупном внешнем государственном долге доля менее надежного корпоративного долга продолжает стремительно расти.
    2) Ухудшение структуры внешнего корпоративного долга в связи с быстрым ростом частного корпоративного долга. В 2009 г. рост внешнего долга государственных предприятий и банков сопровождался постоянным увеличением долгосрочных обязательств и уменьшением краткосрочных обязательств. В то же время рост внешнего долга частного сектора осуществлялся прежде всего за счет краткосрочных обязательств. В итоге их доля в общем объеме внешнего корпоративного долга частного сектора выросла с 22,5% на начало 2010 г. до 33,7% на начало октября того же года.
    3) Резкий рост совокупного корпоративного долга, включая внешний и внутренний корпоративный долг. Внутренняя корпоративная задолженность по отношению к ВВП возросла в 2004-2011 гг. в 3 раза и в настоящее время превышает 40% ВВП. За тот же период долг российских предприятий и банков нерезидентам увеличился с менее 35 млрд. долл. до более чем 400 млрд. долл.     При этом имеется тенденция к резкому увеличению темпов роста внешнего корпоративного долга. За 2007 г. задолженность банков и предприятий перед нерезидентами выросла на 151,4 млрд. долл., т. е. почти в 1,6 раза. Делать вывод о том, что темпы роста корпоративного долга нерезидентам будут в ближайшей перспективе резко снижаться, оснований пока нет.
    4) Быстрый рост всего совокупного национального долга - федерального, муниципального, корпоративного. В соответствии с проектом федерального бюджета Российской Федерации на 2008-2011 гг. внешний и внутренний государственный долг составил: 
 

Год 2008 2010 2011
Внутренний  и внешний гос. Долг (% ВВП) 8,3% 8,4% 8,7%
Корпоративный долг (% ВВП) 54% 61% 68%
Совокупный  национальный долг (% ВВП) 102% 117% 133%
Источник: [4; 7]
При этом качество совокупного национального  долга ухудшится за счет трансформации  внешнего государственного долга в менее надежный корпоративный долг нерезидентам.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.