На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Педагогическое наблюдение в области физического воспитания и спорта

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание: 

Введение..……………………………………………………………………………3 

Глава 1. Научное исследование, общие характеристики.
     1.1. Методы исследования ..………………………………………….…......4
     1.2. Педагогическое наблюдение..………………………………………….6
     1.3. Виды педагогических наблюдений.…………………………….…......8 

Глава 2. Педагогическое наблюдение в области физического воспитания и спорта.
     2.1 Методы исследования в теории физического воспитания ...………..10
     2.2. Характеристика педагогического  метода наблюдения…………......13
     2.3. Виды педагогических наблюдений…………………………….……..18
     2.4. Объекты педагогических наблюдений…………………………….....23
     2.5. Характеристика современных научных  методов исследования в физической  культуре и спорте ……………………………………………………25
     2.6. Вопросы подготовки исследователя  к проведению педагогического наблюдения…………………………………………………………………………27 

Заключение…………………………………………………………………………29 

Список использованных источников……………………………………………..31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Педагогическое  наблюдение представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организаций. В области физического воспитания и спорта цель проведения педагогического  наблюдения – изучение разнообразных вопросов учебно-тренировочного процесса, к одним из которых можно отнести следующее:
     - задачи обучения и воспитания;
     - средства физического воспитания, их место в занятиях;
     - методы обучения и воспитания;
     - поведение занимающихся и преподавателя,  тренера; 
     - характер и величина тренировочной  нагрузки;
     - некоторые элементы техники выполнения  движений;
     - тактические действия;
     - величина пространственных, временных  и силовых характеристик; 
     - количественная сторона процесса.
     Объектами  наблюдений могут быть отдельные  учащиеся, спортсмены, тренеры и  преподаватели, различные классы в  школе, отделения ДЮСШ, группы  спортсменов различной подготовленности (новички, разрядники, сборный коллектив), разного возраста и пола, а также условия занятий (в зале или на воздухе), сроки занятий (продолжительность, периоды тренировочного процесса) и т.д.
     Актуальность  темы выбранной темы обусловлена тем, что достоинствами педагогического наблюдения по сравнению с некоторыми другими методами исследования можно успешно пользоваться для оценки отдаленных последствий физического воспитания.
     Целью изучения данной темы работы является выявление роли педагогического наблюдения занятия в повышении педагогического мастерства тренеров-преподавателей.
     Задачи:
    Охарактеризовать методы научных исследований.
    Охарактеризовать виды и содержание педагогического наблюдения.
     2. Рассмотреть педагогическое наблюдения как средство повышения педагогического мастерства тренеров-преподавателей.
     Методы  исследования:
     – анализ научно-методической литературы;
     – теоретический анализ научных источников;
     Структура и объем курсовой  работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Объём курсовой работы составляет 31 страницу. Количество использованных источников – 16. 
 
 

Глава 1. Научное исследование, общая характеристика
1.1. Методы  исследования 

     Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.
     Признаки научного исследования:
     • целенаправленный процесс – достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;
     • новизна и оригинальность – если, результатом труда является уже полностью известное, неоднократно проверенное знание, то этот результат является научным;
     • уникальность и неповторяемость – если научный поиск удачен, в повторении нет необходимости, разве только что для подтверждения правильности идеи и уточнения; при неудачном исследовании работа должна идти с учетом ошибки по не изведанному ранее пути; 
     • уникальность  и  неповторяемость научной деятельности требует поиска индивидуальностей, обеспечения свободы творчества, а также значительной подготовительно-информационной работы перед научным поиском;
     • вероятностный характер и риск – трудно сказать с полной уверенностью, успешно ли и когда закончится данное исследование и можно ли гарантировать безошибочные результаты, отраженные в научных работах;
     • вероятности в результатах научного труда почти неизбежно сопутствует риск  материальных затрат, цели исследования; это является следствием сущности процесса познания, возможности получения отрицательного результата, того, что творчество – это напряженный, целеустремленный поиск;
     • доказательность полученной информации – вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью.
     Объектом  научного исследования выступает не просто отдельное явление, конкретная ситуация, а целый класс сходных явлений и ситуаций, их совокупность. Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. [3, с.67]
     Цели  и непосредственные задачи научно-теоретического исследования состоят в том, чтобы  найти общее у ряда единичных  явлений, вскрыть законы, по которым  возникают,  функционируют,  развиваются  такого  рода  явления, т.е. проникнуть в их глубинную сущность. Основные средства исследования: совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в единую систему; совокупность понятий, строго определенных  терминов, связанных между собой и образующих характерный язык науки. Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьях, учебниках, монографиях) и лишь затем, после их всесторонней оценки используются в практике. Исследование предполагает анализ, обобщение, объяснение фактов, раскрытие освещающих их идей, принципов, законов и, наконец, построение теории.
     Методы  научного исследования принято подразделять по широте применимости в процессе научного исследования на эмпирические и теоретические.
     Эмпирический  уровень научного исследования характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. К основным эмпирическим методам относятся: наблюдение, измерение, эксперимент, сравнение.
     Наблюдение – целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). В ходе наблюдения мы получаем знания не только о внешних сторонах объекта познания, но в качестве конечной цели о его существенных свойствах и отношениях.
     Эксперимент – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях.
     В эксперименте объект или воспроизводится  искусственно, или ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям исследования. В ходе эксперимента изучаемый объект  изолируется от влияния побочных, затемняющих его сущность обстоятельств и представляется в «чистом виде». При этом конкретные условия эксперимента не только задаются, но и контролируются, модернизируются, многократно воспроизводятся.
     Сравнение – познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов. Сравнить – это сопоставить одно с другим, с целью выявить их соотношение. Простейший и важный тип отношений, выявляемых путем сравнения, - это отношения тождества и различия. Это тот метод, с помощью которого путем сравнения выявляется общее и особенное в исторических и других явлениях, достигается познание различных ступеней развития одного и того же явления или разных сосуществующих явлений. Этот метод позволяет выявить и сопоставить уровни в развитии изучаемого явления, происшедшие изменения, определить тенденции развития. [13, с.48] 
 
 
 
 
 

1.2. Педагогическое наблюдение 

     Педагогическое  наблюдение представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организаций: учебно-воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ходе этого процесса. Оно отличается от бытового наблюдения, во-первых, планомерностью и конкретностью объекта наблюдения, во-вторых, наличием специфических приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов (специальных протоколов, условных обозначений при записях и пр.) и, в-третьих, последующей проверкой результатов наблюдения.
     К достоинствам наблюдения по сравнению  с некоторыми другими методами исследования можно отнести следующее:
     1. Только наблюдение предоставляет  возможность судить о многих деталях «живого» педагогического процесса в их динамике;
     2. Оно позволяет фиксировать, педагогические  события непосредственно в момент их протекания.
     3. Наблюдением можно успешно пользоваться для оценки отдаленных последствий физического воспитания;
     4. В результате наблюдения исследователь получает фактические сведения о событиях, а не мнения других лиц об этих событиях (как, например, при анкетировании).
     5. Наблюдающий независим от умения оценивать свои действия, высказывать свое мнение (по сравнению, например, со всеми видами опроса).
     К слабым сторонам педагогического наблюдения относятся:
     1. Наличие элементов субъективизма в анализе и оценке педагогических явлений и фактов со стороны наблюдателя;
     2. Недоступность наблюдению некоторых сторон деятельности занимающихся и преподавателя (например, мотивы деятельности, эмоциональное состояние и т.п.);
     3. Возможность получить только сравнительно малую выборку, что делает получаемые данные нерепрезентативными (например, по сравнению с анкетированием);
     4. Пассивность исследователя, не позволяющая ему активизировать те стороны деятельности занимающихся и педагогов, которые являются объектом изучения (по сравнению, например, с экспериментом).
     Учитывая  все это, педагогическое наблюдение полезно применять в следующих случаях:
     1. Когда требуется получить сведения о педагогическом процессе в «чистом» виде, без привнесения в него несвойственных ему элементов;
     2. Когда необходимо собрать первичную информацию, не требующую большой выборки;
     3. Когда следует дать педагогическую оценку фактам, полученным с помощью других методов, например хронометрирования, анкетирования;
     4. Когда требуется провести «разведку» с целью уточнения гипотезы и методики исследования;
     5. Когда на заключительном этапе исследования требуется проверить эффективность педагогических рекомендаций, разработанных на основе применения других методов.
     Наибольшая  эффективность педагогического  наблюдения достигается при использовании его в комплексе с другими методами исследования.
     При внешней простоте педагогическое наблюдение на самом деле является одним из наиболее сложных методов исследования. Сложность его многопланова.
     Педагогическое  наблюдение требует от исследователя (помимо обычной методологической подготовки) чрезвычайно глубокого понимания педагогического процесса, своеобразного педагогического мышления, интуиции, позволяющих «не только смотреть, но и видеть». Не случайно говорят: умение искусно наблюдать – это талант. Однако, как показывает опыт исследователей, умение  наблюдать поддается совершенствованию. [8, с.54] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Виды педагогических наблюдений 

     Можно объединить наблюдения по типу связи  исследователя с объектом изучения и выделить непосредственные, опосредованные, открытые и скрытые наблюдения. По признаку времени и пространства можно выделить наблюдения непрерывные и дискретные (прерывистые), монографические и узкоспециальные. Непосредственным считается такое наблюдение, когда исследователь сам выступает наблюдателем происходящего педагогического явления. При этом он может быть или в роли свидетеля, т.е. нейтрального  лица по отношению к педагогическому процессу, или его участником или руководителем, организатором этого процесса. В первом случае исследователь наблюдает со стороны, не принимая личного участия в занятиях. Такое наблюдение наиболее доступно и чаще всего применяется на практике.
     Непосредственное  и опосредованное наблюдение по форме  может быть открытым или скрытым.
     Открытыми считаются такие наблюдения, при которых занимающиеся и преподаватели знают, что за ними ведется наблюдение. При проведении скрытого наблюдения предполагается, что ни занимающиеся, ни преподаватель не знают о проведении наблюдения. По этой причине скрытое наблюдение, с точки зрения получения более достоверных фактов, имеет большее преимущество, так как поведение занимающихся и преподавателя в данном случае остается естественным.  Одним из  основных  условий организации скрытого наблюдения является односторонность, т.е. исследователь видит и слышит испытуемых, а они его нет. При проведении скрытого наблюдения с успехом можно использовать и технические средства, такие как фото и видеокамеры, скрытую звукозапись и т.п.
     По  времени проведения любые наблюдения могут подразделяться на непрерывные и дискретные. Наблюдение считается непрерывным, если оно отражает явление в законченном виде, т.е. если просматриваются его начало, развитие и завершение. Однако вести непрерывное наблюдение становится невозможно, когда его предметом является процесс, границы начала и завершения которого значительно удалены во времени. За такими процессами целесообразнее проводить дискретное наблюдение. Оно характеризуется тем, что в процессе его проведения изучается не все педагогическое явление в целом, а лишь его главные этапы. [13, с.58]
     Для  ведения записей наблюдений за спортивными мероприятиями, которые могут проводиться в самых различных условиях, больше всего подходят портативные магнитофоны, имеющие микрофоны с дистанционным управлением.
     Объективная регистрация фактов, событий, лиц, обстановки, движений и т.п. возможна и с помощью фотографии. Значительно больший материал дает видеосъемка процесса наблюдения. Положительными сторонами видеосъемки являются следующие: 
     - возможность зафиксировать движение  в естественных условиях (на соревнованиях,  на тренировочном занятии) и с разных сторон;
     - возможность точно и многократно  воспроизводить, а с помощью современных  компьютеров и специальных технологий  подвергать биомеханическому анализу зафиксированные движения;
     - возможность широко использовать  опыт ведущих спортсменов, сравнения вариантов техники и т.п.
     Наблюдение, проводимое с использованием специальных  приборов и технических средств, позволяет также более точно  и объективно определять пространственные и временные параметры и усилия при выполнении физических упражнений. Усилия при этом могут определяться с помощью динамометров и динамографов различной конструкции, основанных на принципах сжатия или растяжения пружин, датчиков. Пространственные параметры: величина разбега, длина шага, длина и высота прыжка, амплитуда движений в суставах и т.д. – определяются с помощью линейки, сантиметровой ленты, рулетки, измерительной планки, различных градуированных экранов и т.д. Временные параметры – время преодоления определенного расстояния, длительность отдельных фаз движений, частота движений и т.п. – учитываются с помощью секундомеров, хронометров, электронных счетчиков.
     Несмотря  на ряд положительных сторон, и  возможностей метода педагогических наблюдений, можно говорить и об известной  его ограниченности, так как во многих случаях ему доступны лишь внешние проявления процесса. Мы можем, например, видеть действия учителя или тренера, ответные действия занимающихся, проследить за системой отношений и расстановкой лиц в той или иной ситуации, но в то же время не можем с помощью наблюдения раскрыть мотивы деятельности, эмоциональное состояние участников педагогического процесса, величину испытываемого интеллектуального и физического напряжения, не говоря уже о познании существенных связей, вскрыть которые посредством лишь наблюдения нельзя. Однако следует отметить, что применение соответствующих  приборов и технических средств значительно расширяет применение этого метода, позволяет видеть и слышать то, что прежде было недоступно исследователю. Поэтому при использовании в методике проведения наблюдений все более современных регистрирующих устройств диапазон применения и значение этого метода в исследованиях в области физического воспитания и спорта станут более широкими и весомыми.[13,с.74] 
 
 
 
 
 

Глава 2. Педагогическое наблюдение в области физического воспитания и спорта.
2.1. Методы исследования в теории физического воспитания. 

     Теория  и методика физического воспитания как интеграционная наука включает широкий круг проблем, изучение которых  связано с достижением смежных наук.
     В исследованиях по теории и методике физического воспитания используются как специальные методы, так и  методы смежных наук - социологии, психологии, нейропсихологии, физиологии, спортивной метрологии, врачебного контроля и т.д.
     Исследование  начинается с краткого введения, в котором раскрывается актуальность проблемы, цель, научная новизна и практическая значимость исследования, его предмет и объект, гипотеза и задачи эксперимента.
     Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта основан  на изучении и осмыслении теоретической  и научно-практической литературы.
     Обобщение и анализ литературных источников позволяют  глубже понять проблему физического  воспитания. Наиболее широко применяются методы педагогического исследования, которые рассмотрим подробнее.
     Наблюдение:
     Педагогическое  наблюдение состоит в восприятии деятельности детей, анализе деятельности педагога. Сущность наблюдения заключается  в познании педагогического процесса.
     Наблюдение  может быть непосредственным, опосредованным, открытым, скрытым. Оно специально организуется, при этом разрабатывается система  фиксации фактов, включающая в себя наблюдение за деятельностью педагога и ребенка. Педагогическое наблюдение позволяет в непринужденной, естественной обстановке изучить интересующие вопросы. В процессе наблюдения рекомендуется использовать разнообразные методы регистрации наблюдаемого: видео, аудиозаписи, фото и киносъемка и т.д.
     Учитываются параметры движения, функционального состояния организма, хронометраж отдельных видов деятельности. Например: измеряются показатели психофизических качеств, физической подготовленности; проводится измерение: жизненной емкости легких посредством спирометрии; мышечной силы рук – ручным динамометром; временных показателей по отдельным частям тела при выполнении различных форм организации двигательной деятельности – секундомером и т.д. Таким образом, в теории физического воспитания используются инструментальные и безынструментальные средства измерений разных физиологических и психофизиологических состояний.
     Результаты  наблюдений заносятся в дневник, протокол, матричную запись или журнал. В записи данных наблюдений фиксируются  время, место, количество участников, качество наблюдения.
     Беседа:
     В качестве метода исследования используется беседа, позволяющая изучить личность детей, педагогов. В основу беседы должна быть поставлена цель исследования, для этого важно продумать и правильно поставить вопросы в беседе. Результаты беседы лучше фиксировать на магнитофоне с последующим анализом записей. Возможна стенография беседы помощником (воспитателем или кем-то из сотрудников дошкольного учреждения). Результаты беседы могут быть представлены таблицами. Возможна математическая обработка се результатов.
     Анкета:
     В теории и методике физического воспитания широко используется анкетирование. Анкета состоит из специально подобранных  вопросов и возможных стандартных вариантов ответов.  При подведении итогов анкетирования используется метод математической статистики.
     Изучение  документации и продуктов  деятельности:
     Этот  метод широко используется в исследованиях  по физическому воспитанию. Изучается  документация, система планирования и учета разнообразных форм двигательной деятельности. Изучаются данные физического развития, физической подготовленности, техники выполнения тех или иных движений ребенком и т.д.
     Педагогический  эксперимент:
     Педагогический  эксперимент – организованная деятельность педагога-исследователя и детей с заранее поставленными исследовательскими целями.
     Он  включает в себя комплексный метод  научного познания и опирается на данные смежных наук, требуя от исследователя  определенного педагогического  мастерства. Успех эксперимента зависит  от теоретической и практической готовности исследователя, его знаний, интереса к намеченной проблеме, умения четко определить цель, продуманности системы и серьезного осмысления поставленных задач.
     Педагогическое  наблюдение:
     Педагогическое  наблюдение обязательно включает в  себя индивидуальный метод организации учебно-воспитательной работы, один или несколько методов сбора текущей информации (обязательно педагогический анализ я оценку) и иногда — метод математической обработки.
     Иногда  к методам исследования относят также обобщение опыта работы преподавателей. Делать это нецелесообразно, поскольку обобщение опыта работы – одно из возможных направлений в исследовании, которое реализуется умелым применением  некоторых перечисленных методов (педагогическим анализом и оценкой, анкетированием и пр.). То же можно сказать и о социологических исследованиях, в которых для решения специфических задач используются «обычные» методы: анкетирование во всех его разновидностях, стенографирование и др. Выбор методов исследования определяется, прежде всего, конкретными задачами научной работы. [12, с.78]
     Применять те или иные методы исследования нужно  в соответствии с их целесообразностью  в каждом конкретном случае. Поэтому можно говорить лишь о некоторых общих требованиях в определении пригодности того или иного метода.
     1-е  требование. Метод должен обладать определенной стойкостью к действию сопутствующих факторов.
     2-е  требование. Метод должен обладать определенной избирательностью по отношению к  изучаемым  явлениям. Другими словами, он должен соответствовать изучаемому явлению, и, следовательно, отражать то, что он призван отражать согласно задаче исследования.
     3-е  требование. Метод должен обладать емкостью, т. е. давать максимум информации. Достаточная емкость метода позволит получить тот объем информации, который, даст возможность характеризовать истинное состояние Явления. Большая емкость метода делает его и более стойким к действию сопутствующих факторов.
     4-е  требование. Метод должен обладать воспроизводимостью (надежностью), т.е. способностью давать идентичные результаты при условии:
     а) многократных исследований одним и тем же экспериментатором одних и тех же занимающихся;
     б) проведения исследований одним и  тем же экспериментатором, на разных (но аналогичных) группах занимающихся;
     в) проведения исследований разными экспериментаторами, но на одних и тех же группах занимающихся.
     Степень воспроизводимости метода определяется в тех случаях, когда он позволяет  оценить изучаемое явление в  каких-либо количественных показателях.
     5-е  требование. Если исследование по своей сущности допускает применение педагогического зкеперимента, то он должен быть введен в научную работу.
     6-е  требование. В меру целесообразности необходимо применять не один метод исследования, а несколько, причем, если этого требуют задачи исследования, в сочетании с физиологическими методами и методами психологического анализа. Комплексное применение методов позволяет более разносторонне и Объективно изучать явление. [1, с.90] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Характеристика педагогического метода наблюдения 

     Педагогическое  наблюдение как метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследователь вооружается конкретным фактическим материалом или данными. В области физического воспитания и спорта цель проведения педагогического  наблюдения – изучение разнообразных вопросов учебно-тренировочного процесса, к одним из которых можно отнести следующее:
     - задачи обучения и воспитания;
     - средства физического воспитания, их место в занятиях;
     - методы обучения и воспитания;
     - поведение занимающихся и преподавателя, тренера;
     - характер и величина тренировочной нагрузки;
     - некоторые элементы техники выполнения движений;
     - тактические действия;
     - величина пространственных, временных и силовых характеристик;
     - количественная сторона процесса.
     Объектами  наблюдений могут быть отдельные  учащиеся, спортсмены, тренеры и  преподаватели, различные классы в  школе, отделения ДЮСШ, группы  спортсменов  различной подготовленности (новички, разрядники, сборный коллектив), разного возраста и пола, а также условия занятий (в зале или на воздухе), сроки занятий (продолжительность, периоды тренировочного процесса) и т.д. [5, с.36]
     Содержание  каждого  наблюдения  определяется  задачами  исследования, для  решения  которых собираются конкретные факты. В школе содержанием наблюдения могут быть методы обучения и воспитания, построение урока для различных контингентов занимающихся, формы и характер различных внеклассных мероприятий, их воспитательное воздействие на учащихся и т.д. В качестве задач наблюдения можно выдвинуть изучение общей и специальной физической подготовки спортсменов, технической, тактической, моральной и волевой подготовки и др.
     Педагогическое  наблюдение представляет собой планомерный  анализ и оценку индивидуального метода организации учебно-воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ходе этого процесса. Оно отличается от бытового наблюдения, во-первых, планомерностью и конкретностью объекта наблюдения, во-вторых, наличием специфических приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов (специальных протоколов, условных обозначений при записях и пр.) и, в-третьих, последующей проверкой результатов наблюдения.
     К достоинствам наблюдения по сравнению  с некоторыми другими методами исследования можно отнести следующее:
     • только наблюдение предоставляет возможность  судить о многих деталях "живого" педагогического процесса в их динамике;
     • оно позволяет фиксировать педагогические события непосредственно в момент их протекания;
     • наблюдением можно успешно пользоваться для оценки отдаленных последствий физического воспитания;
     • в результате наблюдения исследователь  получает фактические сведения о  событиях, а не мнения других лиц  об этих событиях (как, например, при анкетировании);
     • наблюдающий независим от умения исследуемых оценивать свои действия, высказывать свое мнение (по сравнению, например, со всеми видами опроса).
     К слабым сторонам педагогического наблюдения относятся:
     • наличие элементов субъективизма  в анализе и оценке педагогических явлений и фактов со стороны наблюдателя;
     • недоступность наблюдению некоторых  сторон деятельности занимающихся и  преподавателя (например, мотивы деятельности, эмоциональное состояние и т.п.);
     • возможность получить только сравнительно малую выборку, что делает получаемые данные нерепрезентативными (например, по сравнению с анкетированием);
     • пассивность исследователя, не позволяющая  ему активизировать те стороны деятельности занимающихся и педагогов, которые  являются объектом изучения (по сравнению, например, с экспериментом).
     Учитывая  все это, педагогическое наблюдение полезно применять в следующих случаях:
     • когда требуется получить сведения о педагогическом процессе в "чистом" виде, без привнесения в него несвойственных ему элементов;
     • когда необходимо собрать первичную информацию, не требующую большой выборки;
     • когда следует дать педагогическую оценку фактам, полученным с помощью  других методов, например хронометрирования, анкетирования;
     • когда требуется провести "разведку" с целью уточнения гипотезы и методики исследования;
     • когда на заключительном этапе исследования требуется проверить эффективность  педагогических рекомендаций, разработанных  на основе применения других методов.
     Наибольшая  эффективность педагогического  наблюдения достигается при использовании его в комплексе с другими методами исследования.
     При внешней простоте педагогическое наблюдение на самом деле является одним из наиболее сложных методов исследования. Сложность его многопланова.
     Во-первых, естественное стремление к достоверной информации у многих вызывает сомнение в объективности результатов наблюдения. Действительно, результаты любого наблюдения – это не только фотографирование педагогического явления или факта, но и понимание, и толкование их исследователем. Наблюдая то или иное явление, человек оценивает его в сопоставлении с собственным "эталоном", который у него сложился в результате обучения и педагогического опыта. Это создает реальную ситуацию для выводов, не соответствующих действительности.
     Решая эту проблему, следует иметь в  виду, что она характерна не только для педагогических наблюдений, но в равной мере и для естественнонаучных, и социологических. Другими словами, она является проблемой философии. Марксистская философия решает эту проблему положительно, доказывая, что если выводы наблюдения подтверждаются практикой, то при всех элементах субъективизма оно может объективно отражать реальную действительность. Вся проблема педагогического наблюдения сводится не к спорам (можно или нельзя применять его), а к разработке методики наблюдения и проверке результатов в педагогической практике. Практика является лучшим средством проверки объективности разработанной методики наблюдения.
     Во-вторых, поскольку педагогическая практика способна оценить лишь закончившееся наблюдение, перед исследователем встают две задачи: подготовить себя как наблюдателя-исследователя и разработать методику наблюдения. [3, с.82]
     Исследователь должен иметь опыт педагогической работы, причем в той области педагогического  труда, которая явится предметом  его изучения. Тренеру трудно полноценно проанализировать урок физической культуры в общеобразовательной школе и, наоборот, учителю – тренировочное занятие.
     Разработка  методики наблюдения направлена на то, чтобы путем разнообразных технических  приемов уменьшить субъективность оценки наблюдаемых явлений и фактов. От исследователя требуется большая изобретательность в определении наиболее адекватных способов фиксирования педагогического процесса, объективных показателей, которые можно обрабатывать и сравнивать.
     С этой целью исследователь прибегает:
     • к многократным проверочным наблюдениям;
     • к сопоставлению своих наблюдений с имеющимися научными сведениями и оценочными суждениями практических работников;
     • к одновременному наблюдению одних и тех же элементов педагогического процесса разными лицами;
     • к сбору информации с помощью других методов;
     • к использованию различных технических устройств, способных объективно фиксировать те или иные элементы наблюдаемого явления, тем самым уменьшая степень возможных искажений (к таким регистрирующим средствам, в какой-то мере заменяющим наблюдателя, относятся видеоустановки, кинофильмы, магнитофоны).
     Одновременное сопоставление данных наблюдения с  данными врачебного контроля, самоконтроля занимающегося и спортивными  результатами дает научно полноценный материал. Например, для изучения реакции спортсмена на предлагаемую тренировочную нагрузку при наблюдениях целесообразно учитывать:
     1) поведение занимающихся;
     2) условия проведения занятий (температуру, силу ветра и пр.);
     3) степень утомления по внешним признакам (общему виду: окраске кожи лица, характеру выполнения движений, мимике, интонации голоса, отношению к занятию).
     Полученные  по этой схеме результаты затем подвергаются анализу при сопоставлении с  данными опроса занимающихся об их самочувствии, настроении и с данными исследования врача.
     В-третьих, исследователь должен предусматривать реакцию занимающихся и преподавателя на сам факт наблюдения за их деятельность. Человек не может оставаться безучастным к тому, что за ним наблюдают, при всем желании быть самим собой, он становится менее естественным в своем поведении, а значит, наблюдающий будет фиксировать искаженные явления и факты. Американский ученый Н. Винер писал (1968), что в общественных науках связь между наблюдаемым явлением и наблюдателем очень трудно свести к минимуму и что нельзя быть уверенным в том, что "значительная часть наблюдаемого нами не создана нами самими".
     В-четвертых, как метод исследования наблюдение должно обладать избирательностью (обоснованностью). Основной предпосылкой этого требования является создание кодируемых единиц наблюдения, т.е. доступных непосредственному наблюдению и регистрации действий, в которых проявляется интересующее наблюдателя педагогическое явление.
     О выполнении или невыполнении педагогической задачи наблюдатель может судить только по видимым действиям людей. Поэтому он заранее должен выделить в действиях занимающихся и преподавателя те подвластные наблюдению и регистрации акты, которые отражают то, что требуется изучить.
     Кодируемыми эти единицы называются потому, что для быстроты записи каждое заранее определяемое действие кодируется, т.е. ему присваивается какое-либо условное обозначение или отводится специальная графа в протоколе наблюдения. Это позволяет, например, вместо фразы "преподаватель оказал помощь" поставить условный знак в соответствующей графе.
     Обоснованность  избранных единиц является их основным качеством. Они должны отражать только то, что соответствует действительности. Классическим примером того, как один и тот же двигательный акт может выражать разное отношение человека к действительности, служат движения головой, характеризующие понимание или непонимание объяснения (предположим, при изучении реакции детей на объяснения учителя). Для жителей нашей страны знаком понимания служат наклоны головы вперед-назад, но этот же самый акт не может служить обоснованной единицей, подтверждающей факт понимания, при исследовании населения некоторых стран, так как там это движение отражает противоположное отношение к действительности. [4, с.64]
     Регистрация единиц наблюдения осуществляется двумя  способами: частотным (социологи его  называют дескриптивным) и оценочным.
     Частотный способ состоит в том, что исследователь  регистрирует лишь сам факт появления  в педагогическом процессе избранной  единицы. Например, в результате подобной регистрации может быть установлено, что учитель 10 раз применил свисток, чтобы остановить выполнение физических упражнений.
     Этот  способ регистрации встречается  наиболее часто, так как бывает невозможно тому или иному педагогическому явлению придать количественное выражение, например в метрических единицах или баллах.
     Оценочный способ регистрации единиц наблюдения предполагает, что каждая единица  будет выражена в соответствии с  какой-то предварительно разработанной  шкалой оценок. Число выставленных оценок одновременно будет характеризовать и частоту наблюдаемых единиц. Таким образом, оценочный способ более информативен, а потому к нему следует прибегать всегда, когда можно.
     Перечисленные методологические и организационные  сложности педагогических наблюдений объясняют сравнительную редкость их применения. Однако, преодолев указанные трудности, можно превратить субъективный (по некоторым признакам) метод в достаточно объективный, способный вскрывать определенные закономерности обучения. [1,с.98] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Виды педагогических наблюдений 

     Проблемные  наблюдения ведутся по многим показателям, охватывают большое количество исследуемых и, как правило, осуществляются коллективно несколькими лицами. Они могут быть использованы и при изучении кратковременных педагогических процессов (например, при изучении структуры и содержания урока).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.