На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сертификация работ по охране труда на предприятиях, организациях и учреждениях (нормативно-правовая база)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


            МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ  КОМПЛЕКСНОЙ
                БЕЗОПАСНОСТИ (институт)
                           СЕВЕРОКАВКАЗСКИЙ  ФИЛИАЛ
 
 
ФАКУЛЬТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ
Кафедра права и правовой безопасности
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА                                                                                             ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Безопасность жизнедеятельности»
 
Тема  «Сертификация работ по охране труда на предприятиях, организациях и учреждениях (нормативно-правовая база) »
 
              Выполнил: студент      
                   Красноженов Вячеслав Николаевич
 
                Курс : 2                                  Специальность: Юриспруденция
                Проверил:______________________
                Дата: «___» ________________ 200_г.
 
 
Ессентуки
2009
               СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение…………………………………………………………………………..... 3
Глава.1. Сертификация работ по охране труда………………………………...6
    1.1.Положение о системе сертификации работ по охране труда в организациях…………………………………………………………………..61.2.Положение о знаке соответствия работ по охране труда в организациях…………………………………………………..........................8  1.3.Правила сертификации работ по охране труда…………………….…...9
Глава.2.Государственные нормативные требования охраны труда и ее структура…………………………………………………………………………..12
     2.1.Государственные нормативные требования охраны труда……..........12
    2.2.Структура системы управления охраной труда в Российской федерации…………………………………………………………………....14
     2.3.Функциональная подсистема управления охраной труда……………17
     2.4.Отраслевая подсистема управления охраной труда………………..…19
Глава.3.Государственный Надзор и контроль за охраной труда в Российской Федерации. Государственная инспекция труда……………….21
    3.1.Государственный Надзор и контроль за охраной труда в РФ……..…21
    3.2.Государственная инспекция труда…………………………………….24
    3.3.Государственная экспертиза условий труда………………………..…27
    3.4.Общественный  контроль  за охраной труда…………………….....…30
Заключение…………………………………………………………………….….33 Список использованной литературы……………………………………….…35
 
 
                                                  ВВЕДЕНИЕ
 
 
     В соответствии со ст.37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право  на труд в условиях, отвечающих требованиям  безопасности и гигиены. Данный принцип  предполагает наличие и функционирование стройной государственной системы  управления охраной труда. В последние  годы идет активное формирование и  укрепление государственной политики в этой области.   В правовом регулировании охраны труда, этой важнейшей сферы трудовых отношений, наметились новые тенденции. Так, 6 августа 1993 г. был принят очень важный документ - Основы законодательства Российской Федерации об охране труда (с последующими изменениями и дополнениями). Новым этапом развития указанного института трудового законодательства явилось принятие Федерального закона РФ от 17 июля 1999 г. "Об основах охраны труда в Российской Федерации",1 в 1998 году Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".2 И наконец принятие 30 декабря 2001 г. важнейшего законодательного акта в сфере регулирования трудовых отношений – «Трудового кодекса Российской федерации»,3 вводимого в действие с 1 февраля 2002 г.     В данной работе предполагается рассмотреть основные элементы государственного правового регулирования вопросов охраны труда.Основные  направления государственной политики в области охраны труда.   Под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 1 ФЗ "Об основах охраны труда в РФ").     Эти мероприятия имеют своей целью создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности различными средствами. В зависимости от последних, охрану труда различают в широком и узком смысле слова.     В широком понятии охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.4             В узком смысле охрана труда представляет собой комплекс мер по направлениям: правовому, экономическому, организационно-техническому, лечебно-профилактическому и т.д. Поэтому в соответствующих вузах изучают и соответствующее в узком понятии направление охраны труда.     В юридических - правовой институт охраны труда как систему правовых норм, обеспечивающих здоровые и безопасные условия труда, закрепленных в указанном Законе об охране труда и в разделе X, отдельных статьях XII, XIII разделов Трудового кодекса РФ, а также в других законах и нормативных актах, в коллективных договорах и соглашениях.      Но лишь охрана труда в широком ее понятии способна обеспечить здоровые и безопасные условия труда. Если хотя бы какой-то ее компонент (то есть охрана труда в узком понятии) не обеспечивается должным образом, то и вся охрана труда плохо обеспечена. Так, если станки, оборудование, инструмент, машины (технический компонент) не соответствуют требованиям безопасности,  сделаны небезопасно для жизни и здоровья работающих на них, то неизбежны несчастные случаи, производственный травматизм.   В дореформенный период, начиная с 1933 года, охраной труда от имени государства управляли профсоюзы. Им были предоставлены широкие права в области управления, надзора и контроля за охраной труда, они обладали правом законодательной инициативы, организовали разработку и утверждали нормативные правовые акты по охране труда, занимались вопросам обучения, пропаганды, им предоставлялось право приостанавливать работу производственных участков, машин и оборудования, а при явной угрозе жизни и здоровья работающих и запрещать деятельность предприятий, они могли отстранять от должности руководителя любого ранга.      С принятием в августе 1993 г. Верховным Советом РФ Основ законодательства РФ об охране труда функции управления охраной труда передавались государственному органу, полномочия которого должен был определять Президент РФ или по его поручению Правительство РФ (в частности Минтруд РФ).          Основными направлениями государственной политики в области  охраны труда согласно новому Трудовому кодексу являются: обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;                    Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
1.СЕРТИФИКАЦИЯ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
    1.1.Положение о системе сертификации работ по охране труда в организациях
 
 
      В соответствии с Трудовым кодексом РФ работодатель обязан обеспечить сертификацию работ по охране труда в своей организации.   Сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) – это документ, удостоверяющий соответствие проводимых организацией работ по охране труда, установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.      Минтруд России постановлением от 24 апреля 2002 года № 28 утвердил: 1. Положение о системе сертификации работ по охране труда в организациях (ССОТ);                         2. Правила сертификации работ по охране труда;         3. Положение о знаке соответствия работ по охране труда в организациях. Основной целью ССОТ является содействие методами и средствами сертификации поэтапному решению проблемы создания здоровых и безопасных условий труда на основе их достоверной оценки, а также учета результатов сертификации при реализации механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий труда.  Объектами сертификации в ССОТ являются работы по охране труда, выполняемые организациями независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, в том числе:            · деятельность работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации;                 ·  деятельность службы охраны труда;             ·  работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда;        · организация и проведение инструктажа по охране труда работников и проверки их знаний требований охраны труда.     Проведение сертификации работ по охране труда обеспечивается путем формирования сети органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), аккредитованных в установленном порядке.    Органы по сертификации осуществляют непосредственное проведение сертификации работ по охране труда в организациях, и на них возлагаются следующие основные функции:              · формирование и совершенствование базы нормативных правовых актов, необходимых для сертификации работ по охране труда в организациях;       · проведение сертификации работ по охране труда в организациях по заявкам заявителей;                           · оформление и выдача сертификатов соответствия работ по охране труда;        · инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда в организациях;                  · приостановка либо отмена действия выданных сертификатов;         · представление заявителю по его требованию необходимой информации в пределах своей компетенции;              · ведение банка данных организаций — обладателей сертификатов безопасности и др.;        Испытательные лаборатории:              · осуществляют измерения (оценку) параметров опасных и вредных производственных факторов;               · выдают протоколы измерений (оценок).      Работодатели обеспечивают следующее:            · составляют документы, отражающие результаты аттестации рабочих мест и представляют их органу по сертификации;            · подают заявку на сертификацию работ по охране труда в организациях;        · обеспечивают беспрепятственный допуск в организацию должностных лиц и экспертов по сертификации;               · разрабатывают комплекс мероприятий по приведению объектов сертификации труда на сертифицированных объектах в соответствие с требованиями нормативных правовых актов по охране труда при отрицательных результатах сертификации;                 · обеспечивают поддержание на сертифицированных объектах условий труда, отвечающих требованиям охраны труда, на соответствие которым объекты были сертифицированы;               · извещают орган по сертификации об изменениях состояния охраны труда.
 
    1.2.Положение о знаке соответствия работ по охране труда в организациях
 
 
    Знак  соответствия работ по охране труда  в организациях, это зарегистрированный в установленном порядке знак5, который подтверждает, что проводимые в организациях работы по охране труда соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда (рисунок 1).
      
     Рис. 1. Знак соответствия работ по охране труда в организациях  
     Знак  соответствия наносится на сертификат соответствия работ по охране труда  в организациях (сертификат безопасности).    Изображение знака соответствия должно быть одноцветным. Маркирование знаком соответствия следует осуществлять любым технологическим способом, обеспечивающим его четкое и ясное изображение Место нанесения знака соответствия на документацию устанавливает обладатель сертификата безопасности.       Знак соответствия может использоваться организацией в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках и вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках и т.п. после регистрации сертификата безопасности в органе по сертификации.       Право на его использование прекращается одновременно с прекращением действия сертификата безопасности.
 
    1.3.Правила сертификации работ по охране труда
 
 
    Настоящие правила разработаны в соответствии со следующими нормативными правовыми  актами Российской Федерации:        1. Трудовым кодексом Российской Федерации;          2. Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 года № 26.            Объектами сертификации являются работы по охране труда, выполняемые организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.          Органы по сертификации сертифицируют работы по охране труда и выдают сертификаты безопасности.      Сертификация работ по охране труда в организациях осуществляется посредством проверки и оценки соответствия элементов деятельности работодателя по обеспечению охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда с учетом проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.            В соответствии с законодательством, оплата работ по сертификации работ по охране труда в организациях производится заявителем (работодателем).          Сертификация работ по охране труда в организациях включает следующие этапы:              1. Подачу заявки на проведение сертификации работ по охране труда в организациях, рассмотрение заявки и принятие по ней решения;       2. Проведение проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда;               3. Анализ полученных результатов проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда, принятие решения о возможности выдачи (отказе в выдаче) сертификата безопасности;           4. Выдачу сертификата безопасности;           5. Инспекционный контроль за сертифицированными работами.   Для рассмотрения жалоб при Минтруде России формируется комиссия по апелляциям.           Комиссия по апелляциям выполняет функции:           · регистрирует поступающие апелляции участников сертификации;        · рассматривает апелляции, связанные с сертификацией работ по охране труда, и принимает по ним решения;              · обеспечивает объективность принимаемых решений по всем видам своей деятельности;                 · взаимодействует с организациями, осуществляющими государственный контроль и надзор, общественными и другими организациями;         · обеспечивает своевременное оформление результатов работы и доведение принятых решений до заинтересованных сторон и др.    Комиссия по апелляциям рассматривает апелляции, оформляет решение и направляет его заявителю и в центральный орган ССОТ в течение одного месяца со дня поступления, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней.          В тех случаях, когда для рассмотрения апелляции необходимо проведение специальной проверки, сроки рассмотрения апелляции могут быть продлены не более чем на один месяц.       Кроме вышеназванных документов Министерством труда и социального развития Российской Федерации постановлением от 10 декабря 2002 года № 77 утверждены:                 · "Правила аккредитации органов по сертификации";           · "Правила аккредитации испытательных лабораторий".
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА И ЕЕ СТРУКТУРА
     2.1.Государственные нормативные требования охраны труда.
 
 
     «Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных  законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и  законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации  об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности….»6    Законодательство России об охране труда основывается на Конституции РФ и состоит из упомянутого Закона об основах охраны труда, Трудового кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов федерации.           В соответствии с Законом об основах охраны труда и в целях введения единых государственных нормативных требований в сфере охраны труда Правительство РФ приняло постановление от 23 мая 2000 г. «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда».7 В данном документе констатируется, что в России сложилась система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. В указанную систему входят: межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда; строительные и санитарные нормы и правила; инструкции и правила безопасности; правила безопасной эксплуатации; своды правил по проектированию и строительству; гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда.          В постановлении определен порядок разработки и утверждения федеральными органами исполнительной власти указанных государственных нормативных требований.        Нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, до утверждения подлежат направлению в соответствующие профсоюзные органы для рассмотрения и согласования.  Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два указанных срока.  При изменении законодательства РФ об охране труда, межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, при внедрении новой техники и технологий, а также по результатам анализа фактов производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации - во всех этих случаях государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия.8              На основе государственных нормативных требований охраны труда и соответствующих нормативных правовых актов субъектов федерации организации разрабатывают и утверждают на уровне локальных нормативных актов все необходимые положения в сфере охраны труда: стандарты безопасности, инструкции по охране труда для отдельных видов работ, должностные инструкции, положения коллективных договоров и трудовых контрактов.            Минтруд РФ обязан обеспечить формирование банка данных утвержденных государственных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также функционирование единой информационной системы, которая была бы доступна федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов федерации, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам. К сожалению, до настоящего момента единой актуализируемой системы не существует. Более того, в системе Минтруда РФ нет даже официального перечня действующих нормативных актов в области охраны труда.
 
    2.2.Структура системы управления охраной труда в Российской федерации
 
 
     Концепция определения современной структуры системы и принципов государственного управления охраной труда в России, предложенная кандидатом экономических наук, советником Департамента социального развития Аппарата Правительства РФ А.П. Соловьевым. По материалам его статьи «Система управления охраной труда в Российской федерации»9 исходя из существа основных принципов государственной политики в области охраны труда и направлений деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти по реализации этой политики система государственного управления охраной труда образует три подсистемы управления: государственную межотраслевую, функциональную и отраслевую. Государственная межотраслевая подсистема управления охраной труда. Данную подсистему представляют Министерство труда и социального развития РФ как орган, ведающий вопросами охраны труда, и Межведомственная комиссия по охране труда, утверждаемая Правительством РФ. Задачи и функции Минтруда России и Межведомственной комиссии в области государственного управления охраной труда предусмотрены в Положениях об этих органах, которые также утверждаются Правительством РФ.  Основные функции Минтруда РФ изложены в Положении10 о Министерстве, они практически соответствуют требованиям, изложенным в ст. 210 Трудового кодекса.           На федеральном уровне в области условий и охраны труда Минтруд:      - осуществляет государственное управление охраной труда, координирует работу федеральных органов исполнительной власти в этой области;       - разрабатывает федеральные программы улучшения условий и охраны труда;   - представляет в Правительство Российской Федерации ежегодные доклады о состоянии условий и охраны труда и мерах по их улучшению;        - разрабатывает межотраслевые правила и организационно-методические документы по охране труда;              - разрабатывает предложения по совершенствованию механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда, предупреждении производственного травматизма и профессиональных заболеваний;             - осуществляет организационно-методическое руководство Государственной экспертизой условий труда Российской Федерации, организует выборочную экспертизу соответствия проектов на строительство и реконструкцию объектов требованиям условий и охраны труда;            - организует работу по аттестации рабочих мест, а также организует и проводит во взаимодействии с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации сертификацию работ по охране труда в организациях;    - разрабатывает предложения о формах государственного содействия производителям и потребителям специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;            - проводит работу по совершенствованию системы предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда;             - представляет по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации предложения в Правительство Российской Федерации о перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц, не достигших 18-летнего возраста;      - организует обучение и проверку знаний работников в области условий и охраны труда;                - разрабатывает предложения по совершенствованию государственного управления условиями и охраной труда, государственному регулированию рабочего времени и времени отдыха для отдельных категорий работников.  Те же функции выполняют органы по труду субъектов федерации или органы местного самоуправления, если такие функции на них возложены. В отличие от Министерства органы по труду ближе к непосредственным работникам и работодателям, что и вносит основные различия.   Кроме перечисленных функций, все федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими требования охраны труда, а также координировать свою деятельность с Минтрудом России.11   Основная Задача межведомственной комиссии по охране труда – это координация совместных действий и осуществление единой государственной политики в области охраны труда, обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, объединений профессиональных союзов и объединений работодателей по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих разработку и реализацию мер по охране труда, подготовку нормативных правовых актов по охране труда. Координация межрегиональных, межотраслевых и международных проектов по охране труда.
 
     2.3.Функциональная подсистема управления охраной труда.
 
 
     Большое количество федеральных министерств  и ведомств, так или иначе, связано  с реализацией Государственных  функций по управлению охраной труда  в Российской федерации.         Так Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет методическое руководство и координацию работ по разработке и реализации федеральных целевых программ по охране труда.     Министерство финансов РФ участвует в подготовке федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда, обеспечивает их финансирование.          Министерство здравоохранения РФ (Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора) осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль за соблюдением санитарного законодательства в области гигиены и безопасности труда, разрабатывает и утверждает санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы в области охраны труда.         Министерство промышленности, науки и технологий РФ участвует в организации, проведении и координации научно-исследовательских работ по проблемам безопасности, физиологии, психологии и гигиены труда.  Министерство образования РФ организует обучение по охране труда в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.       Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии организует разработку, принимает и вводит в действие государственные стандарты в области охраны труда, организует работу по сертификации средств индивидуальной и коллективной защиты.     Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу обеспечивает разработку, принимает, вводит в действие и издает нормы и правила, государственные стандарты и инструкции по обеспечению безопасности труда в области строительства.   Государственный комитет РФ по статистике организует государственное статистическое наблюдение за состоянием условий и охраны труда в организациях, травматизма на производстве, профессиональными заболеваниями и материальными затратами, связанными с ними, обеспечивает в установленном порядке органы государственной системы управления охраной труда статистической информацией.       Фонд социального страхования РФ осуществляет обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.          К функциональной подсистеме можно отнести также ряд ведомств таких как Госгортехнадзор или Госатомнадзор основными функциями, которых в области охраны труда является надзор и контроль.
     2.4.Отраслевая подсистема управления охраной труда.
 
 
     С отказом  от централизованного административно-командного метода руководства отраслями экономики уменьшилось количество отраслевых министерств и ведомств, изменились их функции. Вместе с тем появились новые крупные корпорации, такие как РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром», и др., которые по сути взяли на себя функции Министерств.      В этих условиях изменяются функции отраслевых федеральных органов исполнительной власти, которые в большей мере играют роль координирующего и методического центра, обеспечивающего нормальную работу служб охраны труда организаций, входящих в отрасль или корпорацию.  В большинстве случаев работа отраслевых федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов идентична работе территориальных органов по труду, но существуют и некоторые специфические особенности. Так непосредственно в структуре отраслевого ведомства создаются службы охраны труда. Структуру, численность работников и функции службы охраны труда, ее подчиненность определяет руководитель отраслевого федерального органа исполнительной власти с учетом рекомендаций Министерства труда и социального развития РФ. Эти службы осуществляют организационно-методическое руководство службами охраны труда в организациях отрасли или определенной сферы деятельности, организуют разработку и реализацию отраслевых программ улучшения условий и охраны труда.           Отраслевые ведомства при методической поддержке Минтруда РФ:      - принимают участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;           - разрабатывают, пересматривают и утверждают в установленном порядке отраслевые нормативные правовые акты об охране труда;          - участвуют в рассмотрении проектов законов и иных нормативных правовых актов об охране труда;               - определяют совместно с отраслевыми профсоюзами круг производств и профессий отрасли, для которых необходимо установить гарантированные государством компенсации за работу в условиях повышенного профессионального риска;              - участвуют в расследовании несчастных случаев в подведомственных организациях в соответствии с действующим порядком;         - организуют на предприятиях отрасли или определенной сферы деятельности обучение и проверку знаний требований охраны труда работников, в т. ч. руководителей;                - изучают состояние производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и ежегодно направляют Министерству труда и социального развития РФ информацию о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда в отрасли, предложения по совершенствованию федерального законодательства об охране труда и по формированию государственной политики в области охраны труда;             - определяют тематику исследований по отраслевым вопросам охраны труда, разрабатывают пакет заказов по данной тематике для отраслевых научно-исследовательских организаций;              - принимают участие в разработке и заключении отраслевых тарифных соглашений, организуют работу отраслевых комиссий по охране труда;      - обеспечивают взаимодействие по вопросам охраны труда в отрасли федеральных органов исполнительной власти, объединений профсоюзов и объединений работодателей;              - Таким образом, видно, что функции отраслевых ведомств существенно отличаются от функций федеральных органов исполнительной власти, а при создании новых крупных корпораций они также будут приобретать права и обязанности отраслевых центров.
3.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА
     3.1.Государственный Надзор и контроль за охраной труда в РФ
 
 
     В системе государственного управления охраной труда в текущий момент вопросы надзора и контроля имеют  определяющее значение для создания действительно безопасных условий  труда на производственных предприятиях частного сектора.            В XXI веке в России неизбежен подъем предпринимательства, причем решающей частью предпринимательства станет малый и средний бизнес.  Характерной особенностью становления малого предпринимательства является то, что на начальном этапе своего развития оно отличается тяжелыми условиями труда, использованием дешевой рабочей силы, эксплуатацией физически и морально изношенного оборудования. Эту стадию развития проходят малые предприятия во всех странах, не миновала она и Россию.  Данные, получаемые в результате проверок государственными инспекторами труда, а также результаты ежегодного мониторинга социально-трудовой сферы, проводимого Минтрудом России, свидетельствуют, что, как правило, на малых предприятиях России состояние условий и охраны труда не отвечает действующим нормам и правилам. Уровень производственного травматизма на них выше, чем на средних и крупных. Велика доля занятых на рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. Удельный вес работников, занятых тяжелым физическим трудом, превышает уровни крупных предприятий.12          В той или иной степени надзор за соблюдением норм охраны труда осуществляет достаточно большое количество Государственных органов и ведомств. Основные функции по надзору за охраной труда в российской федерации осуществляет Федеральная инспекция труда, более подробно ее функции и структура будут рассмотрены в следующем параграфе.   Наряду с федеральной инспекцией труда государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляют: Федеральные надзоры России: Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) и Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России); органы государственного надзора, входящие в систему ряда министерств Российской Федерации: Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации и образующие вместе с министерствами, в систему которых они входят, единые централизованные системы органов, осуществляющих соответствующий надзор.     Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России)13 осуществляет нормативное регулирование, а также специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности в пределах компетенции, установленной Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, расследует причины аварий и несчастных случаев на производстве на объектах, находящихся под контролем Госгортехнадзора России.      Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России)14 организует и осуществляет на территории РФ государственное регулирование ядерной и радиационной безопасности в соответствии с законодательными актами РФ и Положением о Госатомнадзоре России.           Министерство внутренних дел РФ, Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) контролирует соблюдение правил дорожного движения, а также нормативно-правовые акты в области обеспечения безопасности дорожного движения, разрабатывает предложения по повышению безопасности дорожного движения, участвует в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, вносит предложения по их совершенствованию. Предоставляет в федеральную инспекцию труда информацию, необходимую для объективного рассмотрения причин и условий конкретных дорожно-транспортных происшествий.    Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) осуществляет в установленном порядке разработку и реализацию федеральных целевых программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф. Участвует в установленном порядке в организации экспертизы деклараций безопасности объектов, деятельность которых связана с повышенной опасностью производства.      Министерство топлива и энергетики РФ, Департамент государственного энергетического надзора и энергосбережения (Госэнергонадзор)15 - осуществляет надзор за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и тепловых установок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций, за соблюдением организациями правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических и тепловых установок и требований безопасности при их эксплуатации, а также правил использования электрической, тепловой энергии и газа. Разрабатывает и издает нормативно-техническую документацию, осуществляет научно-техническую и информационную деятельность в области охраны труда.     Государственный санитарно-эпидемиологический надзор16 осуществляет контроль за выполнением организациями санитарных правил, гигиенических нормативов, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Организует разработку и утверждает санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы в области охраны труда, по организации и проведению медицинских осмотров работников. Организует изучение профессиональной патологии, ее причин, методов диагностики, лечения и профилактики.          Прокуратура РФ17 осуществляет надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, участвует в проведении расследований причин аварий (катастроф), несчастных случаев со смертельным исходом и принимает соответствующие решения в пределах своей компетенции.
 
     3.2.Государственная инспекция труда.
 
 
     4 мая 1994 года образована Федеральная  инспекция при Министерстве труда  Российской Федерации (Рострудинспекция),18 которая осуществляет надзор и контроль за соблюдением по существу всего трудового законодательства, а не только законодательства об охране труда. При этом акценты трудового права ставятся на первый план и таким образом подчеркивается, что охрана труда является частью, специфической областью этого права.           Что касается надзора и контроля непосредственно за охраной труда, то Положением о Федеральной инспекции труда определен круг задач и функций государственных инспекций труда, охватывающий практически все наиболее важные вопросы, связанные с  обеспечением труда работников и защиты их прав в этой области.         Положением установлено, что Рострудинспекция и подведомственные ей государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов федерального значения (то есть Москва и Санкт-Петербург), автономной области, автономных округов, районов и городов образуют единую систему надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда.         Руководство деятельностью Рострудинспекции и подведомственных ей государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации осуществляется Главным государственным инспектором труда Российской Федерации, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Президентом Российской Федерации. Главный государственный инспектор труда Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Федеральную инспекцию труда, и осуществление ею своих функций. Он же назначает на должность и освобождает от  должности не только работников аппарата Рострудинспекции, но и руководителей государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации и их заместителей. Какое-либо согласование кандидатур на эти должности Положением о Роструинспекции не предусмотрено.  Структура Федеральной Инспекции труда определяется направлениями ее деятельности, то есть создаются государственная правовая инспекция труда и государственная инспекция по охране труда, организационно-методическое руководство которыми возлагается на заместителей Руководителя Рострудинспекции – Главного Государственного инспектора труда Российской Федерации и заместителей руководителей Государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации.      Государственные инспекции труда: осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в организациях, расположенных на соответствующих территориях; расследуют в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализируют их причины и разрабатывают предложения по предупреждению таких случаев; рассматривают в соответствии с законодательством дела об административных правонарушениях и др. Государственные инспектора труда вправе запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти документы, объяснения, информацию, необходимые ля осуществления своих полномочий. Предъявлять работодателям для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о труде и охране труда, о восстановлении нарушенных прав граждан с предложением о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности; привлекать к административной ответственности в установленном порядке лиц, виновных в нарушении законодательства о труде и охране труда. Государственные инспектора по охране труда наряду с указанными правами вправе требовать в установленном порядке от работодателя принятия мер по устранению обнаруженных в ходе проверок нарушений. Приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений; отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда.            Главный государственный инспектор труда Российской Федерации и руководители государственных инспекций труда наряду с названными выше правами имеют право приостанавливать деятельность организаций, в которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений; направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений.        Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с правоохранительными органами, с федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять в пределах своих полномочий функции надзора и контроля, с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, объединениями работодателей и объединениями профессиональных союзов, другими государственными и общественными организациями.
 
     3.3.Государственная экспертиза условий труда.
 
 
     Государственная экспертиза условий труда Российской Федерации19 представляет собой систему государственных органов, осуществляющих экспертную деятельность по условиям труда на федеральном и региональном уровнях. На федеральном уровне государственная экспертиза условий труда осуществляется Всероссийской государственной экспертизой условий труда, а на региональном уровне - государственными экспертизами услови
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.