Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Виды стратегий инновационной деятельности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 11.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение………………………………………………………………………………….2
1.Теоретические  аспекты видов стратегий инновационной  деятельности………….4

1.1. Понятие инновации и инновационного процесса………………………………..4

1.2. Инновационная  деятельность……………………………………………………...7
1.3. Основные  направления инновационной деятельности…………………………..8
2. Инновационные  стратегии…………………………………………………………..10
2.1. Понятие и  виды инновационных стратегий……………………………………...10
2.2. Особенности  инновационных стратегий………………………………………....14

Заключение……………………………………………………………………………...16

Список использованной литературы…………………………………………………..18

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Качественные  сдвиги в современной экономике  демонстрируют тот факт, что произошла  значительная перегруппировка факторов и источников, определяющих экономическое  развитие. Сужающиеся возможности традиционных ресурсов экономического роста связаны  как с приближением физических пределов их использования, так и со снижающейся  эффективностью и увеличением затрат на природоохранные мероприятия. Это  означает, что доминантой в становлении  модели экономического роста в XXI веке должна стать система инновационных  процессов, научных знаний, новых  технологий, продуктов и услуг.
Инновационность становится неотъемлемой характеристикой  современной экономики. Это в  равной мере относится как к государствам и их сообществам, так и к отдельным  компаниям. Инновационная направленность — императив не только сегодняшнего дня, но и ближайшего будущего человеческой деятельности в любой сфере.
Инновационная активность  экономики определяется возможностью распространять во все сферы новые продукты  и технологии, завоевывать соответствующие рынки. Она зависит от экономического уклада, уровня научно-технического  и производственного потенциала, организационной структуры, в рамках которой осуществляется инновационная деятельность.
Инновационный процесс - сложное, многоуровневое и  многогранное явление, представляет собой  главную движущую силу экономики, материализующую  передовые достижения научно-технического прогресса. Для этого необходимо формирование условий, способствующих непрерывному совершенствованию технологий путем инноваций, основанных на новейших научных знаниях.
Последние десятилетия проблемы инноваций, перехода к инновационному экономическому росту  стали предметом особого внимания как зарубежных, так и отечественных  экономистов. Такие особенности  инновационной деятельности, как  высокий социально-экономический потенциал, индивидуальность инноваций и высокая степень риска, обуславливают необходимость всестороннего изучения этой сферы деятельности.
Актуальность  данной темы заключается в том, что  внедрение инновационной деятельности в организации и экономический  успех на прямую зависят от грамотной  постановки целей организации, в том числе и экономических целей, то есть разработки инновационных стратегий.
Основная  цель работы заключается в  исследовании инновационной деятельности, и рассмотрении видов инновационных стратегий. Цель исследования конкретизируется в его задачах:
•      раскрыть экономическую сущность и значение инноваций в экономике;
•     раскрыть и охарактеризовать понятие, определить цели и задачи инновационной деятельности;
•    изучить  виды инновационной стратегии инновационной деятельности; 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Теоретические  аспекты видов стратегий инновационной  деятельности

1.1. Понятие инновации и инновационного процесса

Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова innovation. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования новшества.
Таким образом, с момента принятия к  распространению новшества приобретает  новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества  на рынок принято называть процессом  коммерциализации. Период времени между  появлением новшества и воплощением  его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.
В повседневной практике, как правило, отождествляют  понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Любые  изобретения, новые явления, виды услуг  или методы только тогда получают общественное признание, когда будут  приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они  выступают как нововведения (инновации). [1]
Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.
Общеизвестно, что переход от одного качества к  другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т.п.). Процесс  перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система  экономических отношений купли  – продажи товаров, в рамках которой  формируются спрос, предложение  и цена, основными компонентами инновационной  деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества  формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений.
Классификация новшеств (новаций)
Классификацией  предусмотрено группирование типологических понятий как в целом по новациям, так и по подгруппам их базовых  признаков. При этом каждое типологическое понятие по новациям углубляется  типологическими понятиями из соответствующих  подгрупп. Например, научно-технические  новации уточняются степенью новизны (абсолютная, относительная, условная, частная) или инновационным потенциалом (радикальный, комбинированный, модифицированный). Тот же самый принцип используется при оценке технологических, экономических, организационных, управленческих новаций.
Возможность многофакторной оценки новаций по классификатору позволит принимать обоснованные управленческие решения о целесообразности инвестиций в продолжение инновационной  деятельности. Если окажется, что уровень  какой-либо новации недостаточно прогрессивен, то инвестиции могут быть подразделены на локальные этапы инновационного процесса или же вообще могут быть признаны нецелесообразными.
Классификация инновационных процессов
Типологические  понятия по базовым признакам  инновационных процессов раскрывают их основные характеристики. Цели инновационных  процессов, длительность времени их проведения, и стоимость существенно влияют на решения, связанные с организацией этих процессов. Сама по себе инновационная деятельность может быть организована как с использованием проектно-программных методов, так и на конкурсной основе (на межорганизационном уровне).
Проектно-программный  метод применяется на этапе инновационного процесса по технологическому освоению масштабного производства новой  продукции. Он связан с крупными инвестициями, наличием коммерческого риска на внутриорганизационном уровне. Помимо технологических новшеств, здесь  находят применение многие организационно-экономические  новации. Обоснованию целесообразности инвестиций в инновационные процессы окажет существенную помощь классификация  базовых и других признаков ожидаемых  нововведений.
Классификация нововведений (инноваций).
Базовые признаки классификации нововведений дополняются типологическими понятиями  об их фундаментальной сущности, отличительном  свойстве (простой продукт, сложный  инновационный продукт, модификация  продукта, технологический процесс, услуга). Каждое из нововведений может  в процессе инновационной деятельности разрабатываться на государственном, отраслевом, фирменном и других уровнях  иерархии общественного производства и отношений. Следовательно, многообразие нововведений (как и инновационных  процессов) сопровождается различными видами и формами их разработки и  распространения. Сфера разработки и распространения нововведений раскрывается такими типологическими  понятиями, как промышленная, научно-педагогическая, финансовая и правовая. [2] 
 

1.2. Инновационная  деятельность
Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) - рынок чистой конкуренции нововведений образуют сферу инновационной деятельности (рис. 1).
 

Рис. 1. Схема инновационной деятельности
Рынок новшеств (новаций). Основным товаром рынка является научный и научно-технический результат продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами.
В мировой  практике принято различать научную (научно-исследовательскую), научно-техническую  деятельность, а также экспериментальные (опытно-конструкторские) разработки. Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение, распространение  и применение новых знаний.
Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, временные научные коллективы, объединения научных работников, научно-исследовательские подразделения коммерческих организаций, самостоятельные лаборатории и отделы, отечественные и зарубежные новаторы.
Рынок чистой конкуренции  нововведений. Рынком чистой конкуренции называется совокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки со сходным товаром в ситуации, когда ни один покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен. Использование понятия “чистой” конкуренции позволяет нам уйти от рассмотрения вопросов ценовой, неценовой, недобросовестной и других видов состязания и борьбы между субъектами производственных отношений за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники ресурсов и результаты научной и научно-технической деятельности. [3]
1.3. Основные  направления инновационной деятельности
Инновационная деятельность включает не только инновационный процесс по эволюционному преобразованию научного знания в новые виды продуктов, технологий и услуг, но и маркетинговые исследования рынка сбыта товаров, их потребительских свойств, конкурентной среды, а также комплекс технологических, управленческих, и организационно-экономических мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям, новому подходу к информационным, консалтинговым, социальным и другим видам услуг.
Инновационная деятельность носит альтернативный характер. Она может осуществляться не только на любом из этапов инновационного процесса, но и вне его в процессе приобретенных патентов, лицензий, раскрытия know-how, полезных идей. Кроме  того, в сферу инновационной деятельности включается модификация продуктов, пользующихся спросом на товарном рынке, путем доработки конструкций  и применения новых технологических  процессов с целью улучшения  эксплуатационных параметров, снижения себестоимости изготовления, получения  дополнительной прибыли. [4]
Инновационная деятельность в сфере технологической  подготовки производства направлена на обновление оборудования, приборов и  оснастки, освоение новых способов повышения качества продукции, организации  и планирования производственных процессов. Механическая обработка предметов  труда последовательно на основе инновационной деятельности уступает место непрерывным физико-химическим процессам. Получает развитие планарная  технология – высокопроизводительный метод группового изготовления полупроводниковых приборов и интегральных схем для логических и запоминающих устройств.
Технологические направления инновационной деятельности обеспечивают повышение эксплуатационных показателей новых изделий, снижают  затраты труда и материалов. При  этом каждая из технологических НИР  на порядок выше по затратам в сравнении  со стоимостью ОКР и обеспечивает успех коммерциализации производимой и реализуемой продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Инновационные  стратегии
2.1. Понятие и  виды инновационных стратегий
Инновационная стратегия – одно из средств достижения целей организации (корпорации, фирмы), отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей.
Стратегии вообще и инновационные в частности  направлены на развитие и использование  потенциала организации и рассматриваются  как реакция на изменение внешней  среды. Поэтому многообразие инновационных  стратегий обусловливается составом компонентов внутренней среды предприятия. Инновационными стратегиями могут  быть: инновационная деятельность организации, направленная на получение новых  продуктов, технологий и услуг, применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении; переход  к новым организационным структурам; применение новых видов ресурсов и новых подходов к использованию  традиционных ресурсов. Таким образом, относительно внутренней среды инновационные  стратегии подразделяются на несколько  крупных групп:
    продуктовые (портфельные, предпринимательские или бизнес-стратегии, направленные на создание и реализацию новых изделий, технологий и услуг);
    функциональные (научно-технические, производственные, маркетинговые, сервисные);
    ресурсные (финансовые, трудовые, информационные и материально-технические);
    организационно-управленческие (технологии, структуры, методы, системы управления). Это специальные инновационные стратегии.
Теория  и практика стратегического и  проектного управления выработала ряд  универсальных стратегий, получивших широкую известность. Такие стратегии  обычно называют базовыми или эталонными. Они направлены на развитие конкурентных преимуществ фирмы, в силу чего их называют также стратегиями развития или стратегиями роста фирмы.
Базовые стратегии развития чаще всего делятся  на следующие группы:
·  стратегии интенсивного развития;
·  стратегии интеграционного развития;
·  стратегии диверсификации;
·  стратегии сокращения.
В каждой из этих групп имеются непосредственно  инновационные стратегии. Другие стратегии  имеют тот или иной инновационный  аспект. Базовые стратегии отражают общепринятые направления развития конкурентных преимуществ фирмы. Их используют в качестве типовых каталогов  при подборе альтернативных стратегий. [9]
Существует  много различных видов стратегии: наступательная, защитная (оборонительная), промежуточная, поглощающая, имитационная, разбойничья и др.
Наступательная  инновационная стратегия  характеризуется высоким уровнем риска и эффективностью. При наступательной стратегии необходима ориентация на исследования (во многих случаях даже на фундаментальные) в сочетании с применением новейших технологий. Этот вид стратегии требует высокой квалификации при разработке нововведений, умения быстро реализовать новшества и способности предвидеть рыночные потребности. Она характерна для крупных объединений и компаний, когда в отрасли доминируют несколько компаний при наличии слабого лидера. Но наступательная стратегия может быть реализована и небольшими предприятиями (особенно инновационными организациями), если они концентрируют усилия на одном или двух инновационных проектах.
Защитная (оборонительная) стратегия характеризуется невысоким уровнем риска, достаточно высоким уровнем технических (проектно-конструкторских и технологических) разработок и определенной завоеванной долей рынка. При защитной стратегии предприятия отличаются высоким уровнем техники и технологии производства, качеством выпускаемой продукции, относительно низкими издержками производства и пытаются удержать свои рыночные позиции. Такую стратегию используют предприятия, которые получают значительную прибыль в условиях конкуренции. Эти компании имеют более прочные позиции в области маркетинга и производства по сравнению с инновационными разработками, научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами.
Промежуточная стратегия характеризуется использованием слабых сторон конкурентов и сильных сторон предприятия, а также отсутствием (на первых этапах) прямой конфронтации с конкурентами. При промежуточной инновационной стратегии предприятия (в основном небольшие) заполняют пробелы в специализации других предприятий, включая доминирующих в своей отрасли. Анализ экономической обстановки и внешней среды, проводимый при выборе стратегии, выявляет такие пробелы (ниши) в наборе выпускаемых новшеств. Наличие таких ниш объясняется определенной слабостью других предприятий (в том числе лидера), отсутствием их возможностей или нежеланием заполнить имеющиеся пробелы (например, из-за небольшого рынка). Такая стратегия часто используется применительно к модификациям базовых моделей новшеств. Например, разработка, освоение и рыночная реализация компьютеров для научных исследований, для бортовых систем (самолетов и др.) и игровых. Или рынок бытовых приборов, созданных на базе их основных моделей, применяемых в других сферах (в оборонной промышленности, здравоохранении и др.).
Поглощающая стратегия (лицензирование) предполагает использование инновационных разработок, выполненных другими организациями. Инновации настолько разнообразны по степени сложности и новизны, что даже крупные объединения (компании), имеющие мощные подразделения по инновационным разработкам (службы НИОКР), не могут осуществлять работы по всему спектру эффективных нововведений. Поэтому многие из них инновационную политику проводят не только на основе использования нововведений, полученных собственными силами, но и с учетом возможностей использовать инновации, разработанные другими. Это означает, что они применяют поглощающую инновационную стратегию наряду с другой (например, с наступательной).
Имитационная  стратегия характерна тем, что предприятия при этом используют выпущенные на рынок новшества (продуктовые, технологические, управленческие) других организаций с некоторыми усовершенствованиями и модернизацией. Эти предприятия обладают высокой культурой производства, организационно-технологическим потенциалом, хорошо знают требования рынка, а порой имеют достаточно сильные рыночные позиции. При этом за основу могут быть приняты инновации, разработанные и освоенные как крупными предприятиями, так и малыми инновационными организациями. Нередко такие предприятия-имитаторы занимают лидирующее положение в своей отрасли и на соответствующих рынках, обойдя первоначального лидера-новатора. При определенных условиях имитационная стратегия становится очень прибыльной.
Разбойничья стратегия может быть использована в тех случаях, когда принципиальные новшества оказывают влияние на технико-эксплуатационные параметры изделий (например, повышение срока службы, их надежности), выпускавшихся ранее. Распространение принципиальных новшеств приводит к уменьшению размеров рынка последних. Этой стратегией пользуются обычно малые инновационные организации из другой области, но имеющие новые технологии, принципиально новые технические решения по производству уже выпускаемых изделий. Такую стратегию могут выбрать и предприятия из той же области со слабыми до сих пор рыночными позициями, если у них на определенном этапе появляются технологии прорыва. Разбойничья стратегия эффективна лишь на начальных этапах распространения и реализации новшеств. [8]
Кроме этих видов стратегии, инновационная  стратегия предприятий может  быть направлена на создание совершенно нового рынка для реализации принципиально  нового продукта (технологии), привлечение  специалистов конкурирующих организаций  и слияние (иногда поглощение, приобретение) с другими организациями, обладающими  высоким научно-техническим потенциалом  и инновационным духом. В практической инновационной деятельности имеет  место сочетание этих видов стратегии, поэтому важно определение пропорций, на основе которых распределяются ресурсы  между этими стратегиями.
2.2. Особенности  инновационных стратегий
Инновационные стратегии создают особо сложные  условия для проектного, фирменного и корпоративного управления. К таким  условиям относятся:
·  повышение уровня неопределенности результатов. К довольно сложному стратегическому управлению добавляются сложности, связанные с резким повышением уровня неопределенности результатов по срокам, затратам, качеству и эффективности, что заставляет развивать такую специфическую функцию, как управление инновационными рисками;
·  повышение инвестиционных рисков проектов. Инвестиционные риски повышаются за счет новизны решаемых задач, т.е. добавления инновационной составляющей. К сложностям проектного управления добавляются трудности, вызываемые структурой портфеля инновационных проектов, в котором преобладают среднесрочные и особенно долгосрочные проекты. Требуется более сложная работа по привлечению инвестиций, так как приходится искать более рисковых инвесторов. Также требуется более гибкая согласованность инновационных и инвестиционных процессов. Другими словами, перед управляющей системой данной организации появляется качественно новый объект управления – инновационно-инвестиционный проект;
·  усиление потока изменений в организации в связи с инновационной реструктуризацией. Реализация любой инновационной стратегией связана с неизбежностью перестройки предприятия или, как говорят, его реструктуризации, поскольку изменение состояния хотя бы одного элемента ведет к изменению состояния всех других элементов. Эти потоки стратегических изменений следует сочетать со стабильными текущими производственными процессами. Потоки инновационных стратегических изменений необходимо проводить также с учетом различных жизненных циклов изделий, технологий, спроса товаров, организации. Возникают задачи управления потоками инновационных стратегических изменений, т.е. применения принципов логистики;
·  усиление противоречий в руководстве организации. Выбор и реализация инновационных стратегий неизбежно вызывает противоречие интересов и подходов к управлению у различных групп руководства и отдельных руководителей организации. Требуется обеспечить сочетание интересов и согласование решений стратегического, научно-технического, финансового и производственного менеджмента, а также маркетинговых решений. 
 
 
 

Заключение

В результате проделанной работы можно сделать  следующие выводы.

Инновации — категория сложная, многосторонняя. Существует десятки ее определений, которые сводятся к тому, что инновации - это нововведения в области производственных ресурсов, продукции, технологии, организации  производства и сбыта продукции, труда и управления с целью  получения дополнительной прибыли  или иного эффекта (социального, экологического, научно-технического). Их значение заключается в обеспечении  роста экономических показателей  и долговременного стабильного  развития предприятия, отрасли и  национальной экономики в целом.
Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и  обновления номенклатуры и улучшения  качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках.

Инновационная стратегия – одно из средств достижения целей организации (корпорации, фирмы), отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей.

Различают такие виды  стратегий инновационной деятельности: наступательная, защитная (оборонительная), промежуточная, поглощающая, имитационная, разбойничья и др.

Относительно внутренней среды инновационные стратегии подразделяются на несколько крупных групп:
    продуктовые (портфельные, предпринимательские или бизнес-стратегии, направленные на создание и реализацию новых изделий, технологий и услуг);
    функциональные (научно-технические, производственные, маркетинговые, сервисные);
    ресурсные (финансовые, трудовые, информационные и материально-технические);
    организационно-управленческие (технологии, структуры, методы, системы управления). Это специальные инновационные стратегии.
    Базовые стратегии развития чаще всего делятся  на следующие группы:
    ·  стратегии интенсивного развития;
    ·  стратегии интеграционного развития;
    ·  стратегии диверсификации;
    ·  стратегии сокращения.

Список  использованной литературы

1.     Барышева А.В. и др.  Инновации. - М.: Дашков и К, 2007.
2.     Кругликов В.В. Инновационная деятельность на предприятии. -Мн.: МИУ, 2003.
3.     Бугаев В.П. Инновации, инвестиции, эффективность.—Гомель: БелГУТ, 2005.
4.     Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. - М.: Экзамен, 2001.
5.  Никитенко П.Г. Инновационная деятельность и устойчивое развитие. - Мн.: БИП-с, 2004.
6.  Анищик В.М., Русецкий А.В. Инновационная деятельность и научно-техническое развитие. - Мн.: БГУ.
7.  Арсенов В.В. Инновационная деятельность предприятий. - Мн, : Академия управления при Президенте РБ,2007.

8. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: учебное пособие. 2009

9. Агарков С.А., Кузнецова Е.С., Грязнова М.О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика. "Академия Естествознания", 2011.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.