На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теневая экономика в России и зарубежных странах

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Российской Федерации
Научно  исследовательский институт
«Южно-Уральский  государственный университет»
Факультет «Международный»
Кафедра «Управление персоналом» 
 
 
 

Особенности теневой экономики 
в россии и зарубежных странах 
 
 
 
 

  КУРСОВАЯ РАБОТА
  по  дисциплине «Экономическая теория» 
 
 
 
 
 

Нормоконтролер, (должность)                                 Руководитель, (должность)
__Е.Е Нацентова _____И.О. Ф.                              __Е.Е. Нацентова______И.О. Ф.
____________________2011г.                                ______________________2011 г. 
 

                                                    Автор  работы (проекта)
                                                    Студент  группы Мн-229
                                                   Шишкина Наталья
                                                    Владимировна, 2011 г. 
 

                                                     Работа (проект) защищен
                                                    с оценкой (прописью, цифрой)
                                                    ___________________________
                                                    _____________________2011 г. 
 
 
 

Челябинск 2011 

Содержание:
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятия и причины развития «теневой» экономики
§1. Определение «теневой» экономики и формы ее проявления…………………5
§2. Причины  развития «теневой » экономики в  России и зарубежных странах. Положительные  и отрицательные качества «теневой»  экономики………………6
Глава 2. Анализ «теневой» экономики в России и зарубежных странах
§1. Особенности формирования «теневой» экономики в России……………….10
§2. Особенности  «теневой» экономики в мире…………………………………...15
    Заключение…………………………………………………………………...20
    Список используемой литературы………………………………………….22
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Введение 

    В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй,
трудно  найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и
степень его изученности были бы настолько  несопоставимы. Эта  проблема
“теневой” экономики, которая охватывает все сферы жизнедеятельности
общества.
    “Теневая” экономика представляет собой очень трудный для  исследования
предмет: это феномен, который относительно легко определить, но невозможно
точно измерить, так как практически  вся информация, которую удается
получить  учёному-экономисту, является конфиденциальной и разглашению  не
подлежит.
     Данная  тема является весьма актуальной в наше время, так как теневая экономика представляет интерес, прежде всего, с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, «нормальных», экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом.
     Цель данной работы – выявить основные причины развития «теневой» экономики, а также раскрыть положительный и негативный эффект «теневой» деятельности на экономику России и зарубежных стран.
       Для достижения цели необходимо решить задачи:
     1. Изучить понятие и причины развития «теневой» экономики.
     2. Раскрыть негативный и положительный эффект “теневой” деятельности на экономику России и зарубежных стран.
     3. Проанализировать и сравнить развитие теневого сектора в России и зарубежных странах.
     Объектом  данного исследования является все  население и его отношение  к теневой экономике.
     Предметом данного исследования выступают проблемы связанные с сокрытием доходов, как организациями, так и всеми слоями населения
     Изучение  «теневой экономики» стало развиваться лишь в ХХ в. под влиянием институционализма – течения в экономической мысли, представители которого обращали особое внимание на социальные аспекты реальной экономики. В конце 70-х годов появились серьезные исследования этой сферы. Одной из первых серьезных работ в этой области является работа П. Гутманна (США) «Подпольная экономика» (1977 г.), в которой обращалось внимание на недопустимость игнорирования ее масштабов и роли.
     В 1983 году в г. Белефелде была проведена  первая международная конференция  по теневой экономике, на которой  было представлено около 40 докладов, затрагивавших  проблемы теневой экономики в  условиях различных хозяйственных систем. В 1991 г. в Женеве прошла конференция европейских статистиков, посвященных скрытой и неформальной экономике. По ее материалам опубликовано специальное руководство по статистике теневой экономики в странах с рыночной системой хозяйствования. Регулярно проходят конференции и семинары по оценке и мониторингу неформального сектора (1992, 1993), в том числе специально для стран СНГ.  В мае 1996 г. на совместном заседании ЕЭК ООН (Евростат) ОЭСР по национальным счетам среди других вопросов была рассмотрена проблема оценки масштабов теневой экономики. В Евростате создана специальная рабочая группа по вопросам скрытой экономики.  В отечественной науке и экономической практике интерес к проблемам теневой экономике отчетливо проявился в 80-е годы. Это было обусловлено как социально-экономическими причинами, связанными с возрастанием ее роли в народном хозяйстве и криминализацией, так и с идеологическим причинами. Последние проявились в стимулировании руководством страны научных исследований, направленных на выявление деформаций и дискредитацию командной социально-экономической системы  государственного социализма. В настоящее время единого общепринятого универсального понятия теневой экономики не сформулировано. Многообразие позиций обусловлено, как правило, различиями в характере решаемых авторами теоретических и прикладных задач, а также в методологии и методике исследования. 

Глава 1. Понятия и развитие «теневой» экономики
§1. Определение «теневой» экономики и формы ее проявления
     Составной частью национальной экономики является и так называемая «теневая экономика». Это понятие предполагает хозяйственную деятельность, осуществляемую с нарушением действующих в данной стране законов.
     Результаты  теневой хозяйственной деятельности не включаются в ВВП страны, поскольку не учитываются официальной статистикой. «Теневая» экономика охватывает широкий круг деятельности по производству и обмену жизненных благ. Она осуществляется с целью прямой личной выгоды вразрез с действующим законодательством, не признает общественного порядка получения доходов хозяйствующими субъектами и лишает государство право участвовать в их распределении.
     «Теневая» экономика представляет собой совокупность неучтенных, нерегламентированных и противоправных видов экономической деятельности. Основные черты теневой экономики, характерные для всех стран:
     -скрытый  характер (т.е. хозяйственная деятельность  не регистрируется государством);
     -охват  всех фраз общественного производства (производство, распределение, обмен  и потребление)
     -незаконное  обогащение за счет утаивания доходов от налогообложения
     -безвозмездное  присвоение чужого имущества  и перераспределение богатства  в пользу преступных элементов.
     Теневая экономика укрупнено подразделяется на легальную и нелегальную. Легальная (неофициальная) теневая экономика подразумевает разрешенные законом виды хозяйственной деятельности, доходы от которой укрываются от налогов (например, мелкая торговля, ремонт квартир, частная медицинская практика, репетиторство и т.д.)
Нелегальная теневая  экономика в свою очередь может быть подразделена на фиктивную и подпольную. Первая представляет собой деятельность руководителей предприятий и государственных служащих, использующих для личного обогащения незаконные средства (приписки, мошеннические способы получения доходов и т.д.), вторая - запрещенную законом хоз. деятельность (нарко - и порнобизнес, контрабанда, торговля оружием, изготовление фальшивых денег и оружия и пр.) Как правило, все формы теневой экономики в реальной жизни переплетены, и её субъекты могут одновременно выступать в разных видах деятельности. [1]
     Итак, мы выяснили, что «теневая» экономика  представляет собой виды деятельности, направленные на формирование или удовлетворение потребностей, культивирующих в человеке различные пороки.  
 
 

§2. Причины  развития «теневой » экономики в России и зарубежных странах
Положительные и отрицательные качества «теневой»  экономики
     Причины «теневой» экономики различны для всех регионов мира, однако, комплекс причин существования теневого бизнеса при рынке будет более разнообразным, в особенности, если иметь в виду не самые устоявшиеся отрасли рыночной экономики. Наиболее распространенными причинами возникновения данного явления является - высокий уровень налогообложения. Официальная доля всех налоговых постановлений в России была в 1993-1995 гг. на уровне 30-33% ВВП. Это почти столько же, сколько и в США, но гораздо меньше по сравнению, к примеру, со скандинавскими странами (в Швеции - 61%).[2]
     Становление “теневой” экономики происходило  на фоне борьбы факторов как сдерживающих, так и стимулирующих развитие этих процессов.
     К сдерживающим факторам можно отнести следующее:
     -низкая степень дифференциации населения по уровню материального достатка
     -отсутствие  крупных денежных сбережений у большинства населения
     -жесткое законодательство и практика работы правоохранительных органов
     -массовое сознание, негативно воспринимающее  обход закона в корыстных целях
     -ограниченность запросов населения из-за отсутствия информации
     К стимулирующим факторам относятся:
     -рост потребностей вместе с ростом доходов у всех слоев населения
     -опережающая  динамика доходов в сравнении  с ростом производительности труда, относительно низкие темпы роста производства потребительских товаров и услуг
     -прогрессирующий рост надежных накоплений у населения
     -возрастающее желание “овеществить“ денежные средства, как способ спасения их от инфляции
     -сдерживание  экономической инициативы, уход активных предпринимателей в «теневой» бизнес
     -накопление относительно  больших средств в руках дельцов “теневой” экономики и сращивание ее с уголовной преступностью
     -естественное  стремление населения максимально поднять свои доходы, используя в этих целях любые способы, что в условиях ограничения легальных возможностей толкает людей в сферу «теневого» бизнеса
     -монополизм  в экономике, диктат производителя, полная бесправность конечного потребителя - населения.[3]
     Основным  источником развития теневой экономики является вывоз за рубеж капитала. Сырьевых и энергетических ресурсов по оценкам авторитетных экспертов это около $30 млрд. в год, при этом, основная часть сделок не является в прямом смысле «теневой», т.е. осуществляется на законных основаниях. Сырье и энергоресурсы часто реализуются за рубеж по заниженным ценам через посреднические компании, а соответствующий процент от прибыли оседает за рубежом.
     Вторым, и основным источником теневой экономики  является нерегистрируемая государственными органами хозяйственная деятельность, которая имеет место во всех сферах экономики. Например, каким образом  могут на протяжении 5-6 лет реформ выживать многочисленные слои населения, доходы которых оказались (по официальным статистическим данным) значительно ниже прожиточного минимума?[4] 
 

     Теневая экономика порождает ряд следствий, негативно сказывающихся на экономике  государства в целом. Вот лишь некоторые из этих следствий:
     -Сокращается налоговая база. Как следствие, растет налоговый пресс на легальный сектор экономики.
     -Снижается конкурентоспособность легальной экономики. Это в свою очередь подталкивает и другие экономические структуры к уходу в тень.
     -Усиливается ресурсное обеспечение коррупции, что ведет к росту ее масштабов.
     -Неконтролируемые крупные финансовые ресурсы позволяют влиять на государственную политику, СМИ и избирательные кампании различного уровня. Это также способствует развитию коррупции.
     -Происходит утечка капиталов за границу.
     -Расширяется неконтролируемая торговля низкокачественными товарами и товарами, опасными для потребителя.
     -Трудность оценки масштабов теневой экономики приводит к большим ошибкам в определении важнейших экономических и социальных показателей развития общества. Это затрудняет выработку верных управленческих решений на различных уровнях.
       Кроме того, в предыдущем пункте  было сказано об ошибках в  государственном управлении, к которым  ведет наличие развитой теневой  экономики и неверная оценка ее масштабов. [5]
     Теневая экономика поддерживает экономическую активность вообще, когда поиск наживы и коррупция поднимает стоимость производства. Так как часть денег, полученных от теневой экономики, в конечном итоге потребляются легальной экономикой, теневая экономика может даже позитивно влиять на легальный рост и на сбор налогов. Теневая экономика может также создавать конкуренцию официальной экономике, создавать новые рынки, увеличивать финансовые запасы и быть источником предпринимательского опыта, который так необходим в переходный период. В социальном аспекте теневая экономика является работодателем малообеспеченным людям, а безналоговая теневая экономика может иметь позитивный эффект на распределение дохода.
     Подводя итог, можно сказать, что теневая экономика (в ее некриминальной части) позволяет ее участникам в некоторой степени восстановить социально-экономическую справедливость. Также теневая экономика обеспечивает необходимый уровень себестоимости промышленной продукции за счет значительного уменьшения объема налоговых и иных обязательных платежей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Анализ «теневой» экономики в  России и зарубежных странах
     §1. Особенности формирования «теневой» экономики в России.
     Традиционно к основным факторам развития теневой экономики и криминальной экономической деятельности относят следующие:
    чрезмерная тяжесть налоговой нагрузки;
    чрезмерная регламентация экономической деятельности;
    значительные масштабы государственного сектора в экономике.
     Тяжесть налоговой  нагрузки признается одним из самых  значимых факторов, стимулирующих рост теневой экономики и активизацию  криминальной экономической деятельности. Он оказывает воздействие в странах  с любым типом рыночной экономики. Вместе с тем его действие в каждой стране отличает своими особенностями. В России распространению практики сокрытия доходов способствуют высокие ставки отчислений в фонды социального страхования и высокие ставки налога на добавленную стоимость.
     Деформация  налоговой политики и тяжесть налоговой нагрузки является в России мощным фактором роста теневой экономики и ее криминализации. Это проявляется в следующем.
     Во-первых, структура налоговых изъятий  не соответствует структуре доходов  экономических агентов, налоговая  нагрузка распределена неравномерно. Так, промышленность России, производя 37% ВВП, уплачивает 51% всех налогов. Вклад же банковского и торгового секторов неадекватен их реальным финансовым возможностям. Например, торговля, дающая 20% ВВП, вносит в бюджет не более 4% налогов. Налоговая система препятствует экономическому росту и побуждает экономических агентов выбирать экстремальные, в том числе противоправные и откровенно криминальные способы улучшения своего финансового положения. Создаются стимулы перераспределения ресурсов в спекулятивный сектор, по характеру своему менее контролируемый и более криминогенный.
     Чрезмерная  тяжесть налоговой нагрузки - естественный результат деятельности государства, неспособного обеспечить реальный сбор налогов и стремящегося компенсировать сокращение налоговой базы увеличением ставок налогообложения. Законопослушный налогоплательщик должен отдать в виде налогов, по различным оценкам от 60 до 90% прибыли. [7]
     Деформирующее воздействие налоговой политики системы проявляется и в ее репрессивной направленности, чрезмерной жесткости штрафных санкций. Так, в структуре общих налоговых недоимок на пени и штрафы в отдельные годы приходилось около 2/3.
     Чрезмерная регламентация экономической деятельности. Этот фактор проявляется в основном в следующих действиях государства:
     -запрет на обращение каких-либо товаров или услуг;
     -административное вмешательство в процесс ценообразования;
     -чрезмерная власть бюрократии, нечеткость и слабая контролируемость критериев бюрократических решений.
     Результатом является рост теневой экономики и криминальной экономической деятельности. Это проявляется в образовании различных видов нелегальных рынков - труда, товарных, финансовых, валютных, с помощью которых обходятся законодательные и договорные ограничения.
     Важное  влияние на рост теневой экономики  и ее криминализацию оказывает запрет на производство, обращение товаров, оказание услуг, осуществление каких-либо видов деятельности. Кроме ухода  от контроля и противоправного поведения  это способствует развитию различных форм организованной преступности.
     Административное  вмешательство в процесс ценообразования  проявляется в форме принудительного  установления государством максимальной или минимальной цены на товары и  услуги.
     Лицензирование  различных видов экономической деятельности ставит частные компании в зависимость от органов власти и создает условия для извлечения государственными служащими нелегальных доходов.
     В России наблюдаются и более жесткие  формы государственного вмешательства. Например, возможна прямая поддержка органами власти так называемых "дружественных" компаний и подавление конкурентов с помощью необоснованного использования полномочий контролирующих и правоохранительных органов (налоговой полиции, и т.п.). Это характерно для особо прибыльных отраслей (нефтяной бизнес, строительство и т.д.). Отмечается также прямое распределение государством рынка между "дружественными" фирмами и возникновение на этой основе неформальных отношений, связанных с коррупцией государственных и муниципальных служащих, принимающих решения.
     Масштабы государственного сектора в экономике, его доля в совокупном капитале.
     Значительные  масштабы государственного сектора  в экономике порождает отношения, связанные с распределением бюджетных  ресурсов в форме прямых и косвенных  дотаций, субсидий, субвенций, льготных кредитов среди государственных предприятий. Это является питательной основой для формирования сектора неформальных, и часто криминальных отношений, связанных с распределением ресурсов. На основе безвозмездного или льготного распределения бюджетных ресурсов формируются контролируемые предпринимательские структуры, создаваемые с целью незаконного присвоения этих ресурсов, прокручивания их (присвоения инфляционного дохода), легализации, инвестирования, перевода за рубеж.
     Масштабы доходов и расходов бюджета, их удельный вес в валовом внутреннем продукте.
       Влияние этого фактора зависит  от типа экономической системы  конкретного государства.  Россия относится к группе стран со слабым демократическим режимом. При данном типе экономической системы наблюдается сокращение расходов не только на оборону, субсидии и инвестиции, но и на "обычное правительство", что приводит к опасному ослаблению государства и его институтов. В России ситуация с финансированием государственных расходов сложилась крайне неблагоприятно. ВВП России в 1996 г. едва дотягивал до половины предкризисного уровня, а реальные расходы на "обычное правительство" снизились почти в 3 раза. Такое резкое снижение реальных объемов финансирования привело к разрушению старых государственных институтов и не оставило средств на создание новых. За период с 1989 г. по 1994 г. прирост доли теневой экономики составил 28 процентных пунктов.
     Вместе  с тем, значительные масштабы перераспределения  ВВП через бюджет и целевые  внебюджетные фонды в России имеют еще более негативные последствия, что и в странах с развитой рыночной экономикой. Активная деятельность групп специальных интересов, стремящихся получить индивидуальные льготы, льготное финансирование за счет бюджетных средств, происходит в условиях слабого государства.
     Так, получила распространение практика субсидирования и льготного кредитования отдельных коммерческих и некоммерческих структур на фоне и за счет недофинансирования социально - значимых программ на треть  или вдвое.
     Сокращения бюджетных расходов имеет и другие последствия. Невыполнение бюджетом своих обязательств является одной из причин обострения проблемы неплатежей, ухудшает финансовое положение предприятий реального сектора, лишая их оборотного капитала и побуждая к использованию экстремальных, а порой и противоправных стратегий выживания.
     Кроме названных основных факторов появление  теневой экономики в России было обусловлено следующими причинами:
     а) экономические:
     -катастрофическое разрушение всей системы народного хозяйства в связи с ликвидацией СССР (разрыв кооперационных связей, затоваривание и дефицит, неплатежи, бартер, массовые хищения);
     -развал финансовой системы (запредельный дефицит бюджета, гиперинфляция, пирамида государственных заимствований, переход в расчетах на наличные деньги, в том числе в иностранной валюте, и денежные суррогаты);
     -обнищание большинства населения на фоне баснословного неправедного обогащения группы лиц из окружения Президента РФ Б. Ельцина;
     б) правовые:
     -возникновение правового вакуума (ошибочное введение в правоприменительную практику принципа «разрешено все, что не запрещено законом» в условиях, когда старые законы уже не работали, а новых еще не было);
     -разрушение правоохранительной системы постоянными реорганизациями;
     -формирование в экономике значительного криминального сектора (масштабные хищения собственности всегда объективно порождают криминальную систему ее перераспределения);
     -коррупционное использование законодательных, исполнительных и правоохранительных органов в интересах теневой экономики;
     -формирование у граждан правового нигилизма (нарушение законов, в том числе открытое, стало повсеместной практикой, прежде всего со стороны представителей власти и крупного бизнеса);
     в) общественно-политические:
     -разрушение идеологических основ общественной жизни (вместе с мутной водой коммунистической пропаганды выплеснули всю систему государственной идеологии). [8]
     Однако  почему теневой сектор до сих пор  не утратил значительного места  в российской экономике? Можно выделить следующие факторы, способствующие развитию теневой экономики России на сегодняшний день:
     Финансово-экономические:
     -несовершенство налоговой системы – до сих пор в России взимается в бюджет и государственные фонды до 35% ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель – 25-30%;
     -несправедливое первичное распределение капитала – теневой сектор обеспечивает перераспределение ВНП;
     -продолжающиеся многие годы крупномасштабные хищения бюджетных средств;
     -полное устранение граждан и предпринимателей из процесса формирования и исполнения всех видов бюджетов и внебюджетных фондов (большинством населения бюджет воспринимается враждебно — как кормушка для чиновников и близких им бизнесменов);
     -отсутствие государственной системной политики экономического и социального стимулирования выхода предпринимателей из тени;
     Правовые:
     -существенные противоречия и пробелы в законодательстве, способствующие безответственности в нелегальной деятельности, при избыточном регулировании открытой деловой активности;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.