На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Фискальная политика и ее особенности в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Байкальский государственный университет экономики  и права
Кафедра экономической теории 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
по дисциплине «экономическая теория»
на тему:
Фискальная  политика и ее особенности в России 
 
 

                                                                                         
Работу  выполнил:
                                                                                   Студент  гр. К – 10
Устинов С. Л.
  
 

                                                                                     

                                              Научный руководитель:
доцент  кафедры 
«Экономическая  теория»
к.г.н. Лебедев Ю.В. 
 
 

2011
 

План
 

Введение
     Фискальная политика государства - важное направление его финансовой политики, которое играет большую роль в регулировании экономики посредством налогов и политики доходов и расходов. Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности.
           Я считаю тему данной курсовой очень актуальной сегодня. Фискальная политика является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики и в условиях экономического кризиса в России играет значительную роль в восстановлении народного хозяйства.
         Каждое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной. Поэтому правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы, отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.
     Ныне  экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему.
          В данной курсовой работе мне хотелось бы раскрыть роль бюджетно-налоговой политики в государственной экономике и рассмотреть её цели, структуру, проблемы эффективности,  а также её особенности в Российской Федерации.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    Выявить экономическую сущность фискальной политики, изучить ее цели и задачи;
    Рассмотреть типы фискальной политики, раскрыть ее инструменты;
    Рассмотреть налоги в системе денежных отношений;
    Показать особенности формирования бюджетного и внебюджетного фондов;
    Проанализировать особенности налогово-бюджетной политики в России.
 

    Глава 1. Теоретический  аспект сущности фискальной политики

§ 1.1. Сущность фискальной политики.

        Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о бюджетно-налоговой политике. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный»       (от лат. fiscus – государственная казна  и   fiscalis  - относящийся к казне).
     В России в эпоху Петра I фискалами  называли должностных лиц, которые  надзирали за сбором налогов и финансовыми делами. В современной экономической литературе фискальная политика ассоциируется с государственным регулированием правительственных расходов и налогообложением. Государственные расходы на приобретение товаров и услуг существенно влияют на размеры валового и чистого внутреннего продукта. В нашей стране такие закупки обычно назывались госзаказом, который финансировался из госбюджета. Но к фискальной  политике относятся только такие манипуляции с государственным бюджетом, которые не сопровождаются изменением количества находящихся в обращении денег.
       По сути дела фискальная политика  является основным рычагом, с  помощью которого государство  может влиять на экономику.  Фискальная политика может как  благотворно, так и достаточно  болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.
     Обобщая всё вышесказанное, делаем вывод, что  фискальная политика1 – это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей.
     Потребность в разработке и систематическом  проведении фискальной политики усилилась, особенно во второй половине XX в., когда  финансы государства стали играть значительную роль в обеспечении  стабильного экономического роста. Фискальная политика формируется парламентом страны, утверждающим государственный бюджет, а реализуется правительством, в первую очередь министерством финансов.
       Фискальная политика как способ  финансового регулирования экономики  осуществляется с помощью мощных рычагов - налогообложения и государственных расходов. В связи с этим проводятся два вида фискальной политики: дискреционная и недискреционная фискальная политика.
     Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. В рамках дискреционной политики рассматриваются различные социальные программы, государственная программа занятости, изменения налоговых ставок.
     Государственная программа занятости является одной  из мер в борьбе с безработицей и стабилизации экономики. Осуществляется эта программа за счет средств  государства и местных органов  власти. Например, широкое применение в рыночной экономике в период кризиса 1929-1933 гг. нашла программа организации общественных работ. По этой программе государство за счет бюджетных средств организовало различные виды работ для населения по принципу «лишь бы занять» — иногда одни копали ямы, а другие их закапывали. Поэтому довольно часто, с точки зрения экономики, эти программы были малоэффективны. Главная задача этих программ состояла в том, чтобы стимулировать совокупный спрос и снять социальное напряжение в обществе в условиях массового роста безработицы. Поскольку эти программы довольно расточительны, гораздо эффективнее проводить регулярную антициклическую политику, чем бороться с последствиями кризиса не самым эффективным способом. Конечно, эти программы занятости могут модифицироваться. Так, для роста занятости можно поощрять мелкие предприятия, обеспечивающие максимальную занятость на своем производстве. Такая практика используется в Китае.
     В условиях нормального экономического развития правительство должно иметь стратегическую и четкую программу в области занятости, чтобы эффективно использовать ее в условиях спада, когда люди теряют работу. Программы занятости обычно носят довольно гибкий характер. Весьма эффективны они в том плане, что в отличие от программ общественных работ требуют меньше затрат и могут применяться местными властями на каком-либо локальном рынке.                                          
     Расходы на социальные программы включают в  себя выплаты пенсий, различные программы  помощи малоимущим слоям населения, расходы на образование, медицину и т. д. Эти программы позволяют стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы населения. Главным недостатком всех этих программ является то, что они вводятся в условиях спада и их тяжело отменить, когда экономика находится на подъеме.
     Изменение налоговых ставок, с этой точки  зрения, является более эффективным  инструментом в стремлении стабилизировать  экономику. Так, снижение ставок подоходного  налога в условиях кратковременного спада может удержать доходы от сокращения, предотвращая тем самым нарастание кризисов, увеличивая потребительские расходы. Но есть здесь и недостаток. Временное снижение налогов не всегда приемлемо для борьбы со спадом, так  как в демократическом обществе, как правило, сложнее повысить налоги после преодоления спада, гораздо проще бывает организовать политические настроения на борьбу с безработицей, чем на борьбу с инфляционным разрывом и чрезмерной занятостью.                                      
       Эффективная дискреционная фискальная политика предполагает грамотную диагностику происходящих экономических процессов, на основе которой правительство настраивает свои рычаги: налоги и государственные расходы на прогнозируемую хозяйственную конъюнктуру. Однако узнать, во что выльются возникшие тенденции макроэкономики, полностью не удается. Поэтому правительство не всегда может предугадать действительные направления развития экономики, что вынуждает его принимать решения по настройке фискальной политики с известным запозданием. Образуется временной лаг2 между необходимостью настройки экономических рычагов фискальной политики и принятием решений правительства.
     Запаздывание  действия необходимых рычагов дискреционной  политики связано также с обычными административными процедурами по организации мероприятий, обусловленных проведением новой хозяйственной политики.
     Эффект  от принятия новой фискальной политики обычно приходит не сразу, потому что  вложения средств в развитие производства окупаются по истечении достаточно большого срока времени.
     Отмеченные  запаздывания, временные лаги, между периодом возникновения потребности в новых направлениях фискальной политики и получением ожидаемого положительного эффекта от их применения накладываются друг на друга. Это, безусловно, ухудшает возможности дискреционной фискальной политики быстро настраиваться на происходящие изменения в экономике и эффективно их корректировать. [26. стр. 410-413]
     На  практике  уровень государственных  расходов, налоговых поступлений  может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет недискреционную (автоматическую, пассивную) фискальную политику. Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики. Их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами. К ним относят:
    Изменения налоговых поступлений.
     Сумма налогов зависит от величины доходов населения и предприятий. В период спада производства доходы начнут уменьшаться, что автоматически сократит налоговые поступления в казну. Следовательно, увеличатся доходы, остающиеся у населения, предприятий. Это позволит в определенной степени замедлить снижение совокупного спроса, что положительно скажется на развитии экономики. Такое же воздействие оказывает и прогрессивность налоговой системы. При уменьшении объема национального производства сокращаются доходы, но одновременно понижаются и налоговые ставки, что сопровождается уменьшением как абсолютной суммы налоговых поступлений в казну, так и их доли в доходах общества. В результате падение совокупного спроса будет более мягким.
    Системы пособий по безработице и социальные выплаты.
     Они также оказывают автоматическое антициклическое воздействие. Так, увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса. В таком же автоматическом режиме функционируют системы индексации доходов, социальных выплат. Существуют и другие формы встроенных стабилизаторов: программы помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения и т.д. 

   Фиска?льная (налогово-бюдже?тная) поли?тика (англ. Fiscal policy) — правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг. Фискальную политику в стране проводит правительство государства
   Основными целями фискальной политики являются сглаживания колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости населения, понижение темпов инфляции. Таким образом, фискальную политику сводят не только к решению задач финансового обеспечения текущей деятельности государства, но и рассматривают как важнейший инструмент стабилизации экономического развития и процветанию государства и его граждан. А благосостояние граждан, в свою очередь, напрямую зависит от полноты бюджета. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный дефицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.
 
 
 
 
 
 
 

     

   Одна  из важнейших задач  фискальной политики состоит в поиске источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической политики. Посредством проведения фискальной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала.
   С помощью фискальной политики государство  непосредственно может влиять на развитие экономики, добиваясь ее устойчивого роста, стабильности цен и полной занятости дееспособного населения.
   Такая политика заключается в том, чтобы  вовремя предвидеть спад производства и рост безработицы, а также нарастание инфляционных процессов в экономике  и соответствующим образом воздействовать на них. При наступающем спаде производства правительство увеличивает государственные расходы и сокращает налоги с целью увеличения совокупных расходов и инвестиций. Тем самым оно содействует подъему производства и увеличению занятости. При наступлении инфляции, напротив, государственные расходы уменьшаются, а налоги увеличиваются.
   Все мероприятия, предусматривающие подобного  рода государственное регулирование  экономики, получили название дискреционной политики. Вместе с денежно-кредитной политикой она играет важнейшую роль в руководстве государства макроэкономикой, т.е. явлениями, связанными с занятостью, расходами и доходами населения, стабильностью цен и устойчивым развитием производства.
   Однако  макрорегулирование не ограничивается только непосредственными действиями государства в лице его органов управления. Если бы не существовало никаких других регуляторов, то нам оставалось бы лишь ждать, когда представители правительства заметят негативные явления в экономике и примут меры к их устранению. А реализация таких мер потребует известного времени, пока они будут точно сформулированы, утверждены законодательной властью, а потом, наконец, реализованы.
     Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений. Различают следующие инструменты фискальной политики:
    Государственные расходы на покупку продукции;
    Суммы налогов;
    Трансфертные выплаты.
     Причем, такие инструменты, как государственные  расходы и налоги дают мультипликационный эффект. Но мультипликатор государственных расходов сильнее мультипликатора налогообложения.
    Государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства и занятость населения. Мультипликатор государственных расходов (MPG) показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов на закупку товаров и услуг:
                                             Прирост ВНП
         MPG =            (1)                                                           Прирост государст Прирост государственных расходов
    Покажем суть этого мультэффекта. Предположим, что при данном уровне потребления, инвестиций и государственных расходов равновесное состояние макроэкономики достигается в точке Е при объеме ВНП, равном 60 млрд. р.
    Пусть объем государственных расходов вырос на 10 млрд. р., следовательно прямая С + I + G сдвигается вверх на 10 млрд. р. Теперь состояние макроэкономического равновесия будет достигаться в точке Е1, в которой ВНП уже составляет 80 млрд. р. Таким образом, приращение государственных расходов  на 10 млрд. р. привело к увеличению ВНП на 20 млрд. р. Исходя из этого можно сказать, что МРG в данном случае равен 2. По сути дела, МРG по своей модели полностью совпадает с мультипликатором инвестиций. И если исходить из того, что МРС=1/2, то МРG= I /(I-MPC)=2. где MPC – предельная склонность к потреблению. Каждый рубль, израсходованный государством на закупку товаров и услуг, увеличил ВНП на 2 раза, т. е. вызвал приращение вторичных расходов в народном хозяйстве.
    Таким образом, рост объема государственных  закупок увеличивает равновесный уровень выпуска продукции. Подобный механизм влияния государственных закупок на выпуск продукции предполагает, что во время спада государственные закупки могут быть использованы для того, чтобы увеличить выпуск продукции. И, наоборот, в период бума правительство может снизить уровень своих расходов, сократив тем самым объем совокупного проса и выпуска продукции.3
    Итак, основными рычагами фискальной политики государства являются изменение налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества.
     Эффективная фискальная политика опирается с  одной стороны на механизмы саморегулирования, заложенные в экономическую систему, а с другой – на тщательное, осторожное дискреционное регулирование экономической системы со стороны государства и его органов управления. Следовательно, самоорганизующиеся регуляторы экономики должны функционировать согласованно с сознательным регулированием, организованным государством.
     Эффективная фискальная политика должна учитывать  реальное состояние экономики, а именно должна быть стимулирующей, т.е. увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги в период наметившегося спада производства. В период начавшейся инфляции она должна быть сдерживающей, т.е. повышать налоги и уменьшать расходную часть бюджета.
     Однако  ей свойственны черты, которые снижают  ее эффективность. Во-первых, изменение госрасходов может приходить в противоречия с целями расходования по другим направлениям для проведения определенной политики. Во-вторых, данная политика эффективна в краткосрочном периоде. В-третьих, ей характерен эффект запаздывания, т. е. необходимо время, чтобы изменить величину налога или правительственных закупок. И, наконец, эффективность политики возрастает только в том случае, если она сочетается с кредитно- денежной политикой.
 

§ 1.2. Особенности формирования бюджетного и внебюджетного фондов.

Огромное значение для поддержания стабильности хозяйства, предотвращения кризисных ситуаций, функционирования и развития разных секторов и сфер экономики, имеет  контроль над финансовыми потоками, своевременная корректировка доходны  статей бюджета. Немаловажную роль в этом играют целевые бюджетные и внебюджетные фонды. 

 Правовые  основы целевых бюджетных фондов  заложены в ст. 17 Бюджетного кодекса  РФ. Здесь же даётся правовое  определение целевому бюджетному  фонду:  

 Целевой бюджетный  фонд - фонд денежных средств, образуемый в 

 соответствии  с законодательством Российской  Федерации в составе бюджета  за счет доходов целевого назначения  или в порядке целевых отчислений  от конкретных видов доходов  или иных поступлений и используемый  по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда. 

 В силу  статьи 118 Гражданского кодекса РФ, фондом признается не имеющая  членства некоммерческая организация,  учрежденная гражданами и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. 

 Источниками  финансирования целевых бюджетных  фондов являются: 

 средства бюджетов; 

  целевые поступления  от отдельных видов  налогов и сборов, закрепленных за  целевыми фондами; 

  доходы от реализации  конфискованного  имущества; 

  платежи за загрязнение  окружающей среды; 

  штрафы и другие  платежи, поступающие  в соответствующий  целевой фонд. 

 Состав целевых  бюджетных фондов в федеральном  бюджете непостоянен. В последние  годы в состав бюджетов включены  следующие целевые фонды: 

 дорожные фонды РФ; 

  экологические фонды  РФ; 

  Федеральный фонд  изучения, сохранения  и воспроизводства  биологических ресурсов; 

  Государственный  фонд борьбы с  преступностью; 

  Фонд развития  таможенной системы  РФ; 

 Анализируя  динамику образования и упразднения  целевых фондов, можно заметить, что их создание связано с  необходимостью обеспечения развития  определенного направления сектора экономики, социальной сферы или охраны природы. 

 Фонды формируются  за счет поступления средств  как непосредственно из бюджетов, так и за счет прямых отчислений  от налогов и сборов и других  источников дохода, и поэтому  целевые фонды имеют внебюджетно-бюджетную структуру. 

 Для учета  доходов и расходов целевых  фондов в Главном управлении  федерального казначейства открываются  дополнительные специальные счета,  управление которыми осуществляют  уполномоченные государственные  органы, что усложняет бюджетную систему и в целом весь бюджетный процесс. 

 Параллельно  с государственным бюджетом применяются  и другие формы использования  денежных ресурсов. Один из таких  путей – создание внебюджетных  фондов (или специальные фонды). Эти  фонды по своему целевому назначению могут быть экономическими, социальными, политическими.  

 Определение  понятия государственного внебюджетного  фонда дано в статье 6 Кодекса:  форма образования и расходования  денежных средств, образуемых  вне федерального бюджета и  бюджетов субъектов Российской Федерации.  

 Такие фонды  предназначаются для реализации  конституционных прав граждан  на: пенсионное обеспечение, социальное  страхование, социальное обеспечение  в случае безработицы, охрану  здоровья и медицинскую помощь. 

 Бюджеты государственных внебюджетных фондов по представлению проектов Правительством РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием РФ в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального бюджета РФ.  

 С 1992г.  в России начали действовать  социальные и экономические 

 внебюджетные  фонды. К социальным относятся:  Пенсионный фонд, Фонд 

 социального  страхования, Государственный фонд  занятости населения, Фонд 

 обязательного  медицинского страхования, Фонд  социальной поддержки населения  и другие. К экономическим фондам: дорожные фонды, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации, фонды финансового регулирования и другие внебюджетные фонды. 
 

 Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих источников: 

  специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда; 

  отчисления от  прибыли предприятий,  учреждений и организаций; 

  средства бюджета; 

  прибыль от коммерческой  деятельности, осуществляемой  фондом как юридическим  лицом; 

  займы, полученные  фондом у Центрального банка РФ или у коммерческих банков. 

 Контроль  над исполнением бюджетов государственных  внебюджетных фондов осуществляют  органы, обеспечивающие исполнение  бюджетов соответствующего уровня  бюджетной системы Российской  Федерации. 

 Дав определение понятием, и изучив источники формирования государственных бюджетных и внебюджетных фондов, мы можем заключить, что наличие большого количества целевых фондов, ослабляет проведение государственного контроля над целевым использованием финансовых средств бюджетов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.