На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Современная бюджетная политика РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
РАДИОТЕХНИКИ, ЭЛЕКТРОНИКИ И АВТОМАТИКИ
(ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ) 

Кафедра экономической теории 

Финансы  

КУРСОВАЯ  РАБОТА
«Современная  бюджетная политика РФ» 
 
 
 

Выполнила студентка                                                                               Королева
2 курса                                                                                                       Юлия
                                                                                                                   Андреевна
группа  ГФ-1-09
дневное отделение
факультет экономики и управления 
 

Руководитель:                                                                   Дудина
доцент                                                                              Елена Алексеевна 
 

                                               Москва 2010 г. 

                                                      
      ОГЛАВЛЕНИЕ
      Введение____________________________________________________3
       1. Понятие бюджета и бюджетного  устройства РФ________________5
      1.1     Понятия и содержания бюджета. Бюджетное устройство РФ____5
          1.2      Принципы организации бюджетного устройства РФ__________8
      1.3      Этапы бюджетного развития_____________________________14
         2. Анализ современной бюджетной политики РФ_______________16
      2.1.    Анализ бюджетной политики в области доходов_____________16
      2.2.    Оценка бюджетной политики РФ в области расхрдов_________20
      Заключение________________________________________________27
      Список  использованной литературы__________________________28
           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Становление федеративной системы бюджетно-налоговых  отношений в России началось с  принятия в декабре 1991 г. федеральных  законов об основах налоговой системы и об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса, утвердивших принципы и механизмы формирования и взаимодействия бюджетов разных уровней власти. Создание этой системы еще далеко не завершено. Оно с самого начала сопровождалось острыми противоречиями в финансовых отношениях между центром и регионами, что вызывало постоянные дискуссии о приемлемости выбранных принципов, форм и методов организации бюджетно-налоговой системы. Резкой критике подвергались практически все ее основные элементы: разграничение расходных функций между бюджетами; состав и структура налогов; нормативы их распределения по бюджетам разных уровней; соотношение регулирующих и закрепленных доходов; способы "бюджетного выравнивания" и др.
      Актуальность  исследования. С начала 90-х годов XX века в России активно развиваются федеративные отношения, в том числе и в бюджетной сфере. Этот период характеризуется серьезными проблемами финансово-экономического характера, которые в значительной степени были обусловлены слабой организационно-правовой базой регулирования бюджетных отношений. Попытки формирования бюджетной системы федеративного типа предпринимались без необходимой для такого перехода подготовительной работы, в частности, в области права. Проблемы регламентации всех элементов бюджетного устройства также не получили полного решения. Разработанные ранее концепции реформирования бюджетных отношений были направлены на совершенствование межбюджетных отношений.
      Целью курсовой работы является изучение бюджетной  системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма.
      Задачи  курсовой работы - рассмотреть принципы организации бюджетного устройства, этапы бюджетного процесса, провести анализ бюджетной политики, а также рассмотреть стратегические ориентиры развития бюджетной политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие бюджет бюджетного устройства РФ 

      1.1   Понятия и содержания бюджета. Бюджетное устройство РФ 

      Основу  системы государственного регулирования  социально - экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов. Для организации бесперебойного кругооборота фонда денежных средств необходима централизация финансовых ресурсов. Эту функцию в обществе выполняет государство, с появлением которого связано существование и развитие бюджета. Бюджет — это система денежных отношений между государством и другими субъектами воспроизводства по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта на конкретном этапе развития государства.
      С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций.
      Государственный бюджет, являясь основным финансовым законом государства, дает органам  власти реальную экономическую возможность  осуществления властных полномочий. Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.
      Бюджет  отражает размеры необходимых государству  финансовых ресурсов и определяет тем  самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления  расходования средств, перераспределение  национального дохода и внутреннего  валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
      В то же время бюджет правомерно рассматривать  как экономическую категорию, которая  выражает определенные экономические  отношения. Бюджет — категория свойственная различным отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.
      Как экономическая категория бюджетные  отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.
      Бюджет  выполняет следующие функции:
      -образование основного государственного фонда денежных средств;
      - использование средств собственного  денежного фонда;
      -контроль  за использованием денежных средств.
      Бюджетное устройство представляет собой организационные  принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Бюджетная система — это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.
      Бюджетная система РФ – это совокупность федерального бюджета, бюджетов территорий, а так же бюджетов государственных  внебюджетных фондов, основанные на государственном устройстве и экономических отношениях.
      Бюджетное устройство определяется государственным  устройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два  звена: государственный бюджет и  многочисленные местные бюджеты.
      Бюджетное устройство- это принципы организации  и построение бюджетной системы, а так же взаимосвязь между  ее звеньями.
      В федеративных государствах бюджетная  система состоит из трех звеньев:
      -государственный  бюджет, или федеральный бюджет, или
      -бюджет  центрального правительства;
      -бюджеты  членов федерации (штатов —  в США, земель (ландов) — в ФРГ,  провинций — в Канаде, субъектов  федерации — в России;
      -местные  бюджеты.
      В унитарных государствах местные  бюджеты своими доходами и расходами  не входят в государственный бюджет, а в федеративных государствах — не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых не входят в федеральный бюджет.
      Государственная бюджетная система Российской Федерации, как отмечалось ранее, состоит из трех звеньев и включает:
      федеральный бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов;
      бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных  внебюджетных фондов;
      местные бюджеты, бюджеты поселений.
      Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
      Совокупность  бюджета соответствующей территории с бюджетами государственных  внебюджетных фондов принято называть бюджетом расширенного правительства. 

       
      Принципы организации бюджетного устройства
 
      Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношение между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.
      Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение  бюджетной системы: «основанная  на экономических отношениях и государственном  устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.
      Построение  бюджетной системы РФ основано на конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
      Федерального  бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов;
      Бюджетов  субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных  государственных внебюджетных фондов;
      Местных бюджетов.
      В настоящее время в России ежегодно утверждается Федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области и множество муниципальных бюджетов, количество которых пока ещё не определилось, так как в субъектах федерации идёт процесс формирования муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" № 131-ФЗ от 06.10.2003 (ред. 12.08.2004).
      Бюджетное устройство в Российской Федерации  представляет собой организацию бюджетной системы и принципы её построения. Бюджетная система основывается на законодательно регулируемых экономических отношениях между органами власти и совокупностью бюджетов: федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
      Бюджетная система России состоит из трех звеньев: федеральный бюджет, бюджеты субъектов  федерации и бюджеты муниципальных  образований. В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ (ст. 28) такая система  основана на следующих принципах:
      единства  бюджетной системы Российской Федерации;
      разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
      самостоятельности бюджетов;
      равенства бюджетных прав субъектов федерации, муниципальных образований;
      полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
      сбалансированности  бюджета;
      эффективности и экономности использования  бюджетных средств;
      общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
      достоверности бюджета;
      адресности  и целевого характера бюджетных  средств;
      гласности.
      Рассмотрим  вышеназванные принципы подробнее.
      Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной  документации и отчетности, бюджетной  классификации, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, ведения бюджетного учета и отчетности.
      Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление доходов и расходов за соответствующими бюджетами, а также определение полномочий органов государственной власти по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств. На практике достаточно сложно оптимально реализовать этот принцип. С 1 января 2005 г. его воплощение более чётко определено в Бюджетном кодексе РФ.
      Принцип самостоятельности бюджетов означает право и обязанность органов  государственной власти и органов  местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с налоговым законодательством устанавливать налоги и сборы, подлежащие зачислению в соответствующие бюджеты; право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов; недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов. Самостоятельность бюджетного процесса "низовых" бюджетов несколько условна, ибо органы власти муниципальных образований не могут, как правило, сформировать бюджет, не имея данных о выделенной финансовой помощи на бюджетный год.
      Принцип равенства бюджетных прав субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований означает определение  бюджетных полномочий органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ. Такой принцип постепенно реализуется на практике посредством механизмов бюджетного выравнивания бюджетной обеспеченности.
      Принцип полноты отражения доходов и  расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации. Действие этого принципа предполагает совершенствование методов прогнозирования, планирования бюджетных доходов и расходов.
      Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимального размера дефицита бюджета. Такая формулировка означает зависимость расходов от доходов, что нельзя признать вполне обоснованным из-за противоречия с принципом равенства. Выравнивание бюджетной обеспеченности должно производиться по критерию расходов на душу населения, на единицу бюджетного финансирования, а не по уровню доходов.
      Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств  должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
      Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета  должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
      Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
      Принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств означает, что  бюджетные средства выделяются в  распоряжение конкретных получателей  бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
      Принцип гласности означает обязательное опубликование  в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, обязательную открытость для общества и средств  массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
      Следует отметить, что для эффективности  бюджетного процесса важное значение имеет обеспечение прозрачности в бюджетно-налоговой сфере. Это  означает открытость и гласность в отношении структуры и функций государственного аппарата, целей налоговой политики, бюджетных прогнозов. На практике это предполагает доступ заинтересованных лиц к достоверной, полной, актуальной по времени информации о государственных финансовых операциях. Соблюдение этого принципа позволит реально оценивать перспективное финансовое положение государства, проводить обоснованную экономическую политику и корректно сравнивать плановые и фактические бюджетные показатели.
      Кроме федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов существуют внебюджетные фонды и, соответственно, их бюджеты - финансовые планы.
      Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета  и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование и обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:
      1) Пенсионный фонд Российской Федерации;
      2) Фонд социального страхования  Российской Федерации;
      3) Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования.
      Бюджеты государственных внебюджетных фондов утверждаются федеральными законами одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, добровольных взносов физических и юридических лиц и других доходов.
      Расходование  средств государственных внебюджетных фондов носит исключительно целевой характер. Исполнение бюджетов этих фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации. Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления соответствующего фонда и также представляет собой федеральный закон. Исполнение бюджетов контролируется органами государственного финансового контроля. 
 
 

1.3. Этапы  бюджетного развития 

      Бюджетный процесс- это регламентированный нормами  права деятельность органов государственной власти и органов самоуправления по составлению рассмотрению проектов бюджетов, их утверждению и исполнении, а так же контролю за исполнением.
      Органы  представительной власти рассматривают, утверждают и контролируют исполнение федерального бюджета.
      Органы исполнительной власти составляют и исполняют бюджеты, представляют отчеты об их исполнении.
      Банк  России разрабатывает основные направления  денежно-кредитной политики, обслуживает  счета бюджетов, выполняет функции  генерального агента по государственным  ценным бумагам.
      Органы  государственного контроля контролируют исполнение бюджетов и государственных  внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов и целевых программ.
      В систему органов обладающих бюджетными полномочиями входят:
      1. финансовые органы;
      2. органы денежно-кредитного регулирования  (ЦБ РФ);
      3. органы государственного и муниципального  контроля.
      Непосредственными участниками бюджетного процесса выступают:
      президент РФ;
      органы  законодательной власти;
      органы  исполнительной власти;
      государственные внебюджетные фонды;
      счетная палата;
      бюджетные организации и учреждения.
      Бюджетный процесс РФ включает следующие этапы:
      Подготовка  проекта бюджета – составление  проекта бюджета начинается с  прогноза социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также отдельных отраслей экономики.
      Президент РФ не позднее марта года предшествующего  бюджетному планированию направляет Федеральному Собранию бюджетное послание.
      Рассмотрение  бюджета и утверждение бюджета  – Проект федерального бюджета на очередной период не позднее 12 августа  года предшествующего периоду планирования выносится на рассмотрение Государственной  Думе.
        Исполнение бюджетов в Российской  Федерации устанавливается казначейская система исполнения бюджета, органы федерального казначейства, входящие в структуру Министерства Финансов обеспечивают исполнение бюджетов по принципу единства кассы. Этот принцип означает зачисление всех соответствующих доходов и осуществление всех расходов бюджета в рамках одного бюджетного счета, т.е. для каждого бюджетного счета открывается свой казначейский счет, где аккумулируются средства.
      Различают понятия исполнения бюджета по доходам  и по расходам. Исполнение бюджета  по доходам означает:
      перечисление  и зачисление доходов на единый счет бюджета;
      распределение в соответствии с законодательством  регулируемых доходов;
      возврат излишек уплаченных в бюджет сумм доходов;
      учет  доходов бюджета и составление  отчетности.
      Исполнение  бюджета по расходам, означает перечисление средств с единого бюджетного счета на счет главного распорядителя средств или бюджетополучателя.
      На  этапе контроля формируется отчет  об исполнении бюджета. Отчет формируется  Счетной Палатой РФ и утверждается Государственной Думой и Советом Федерации 
 
 
 

    Анализ  современной бюджетной политики РФ
 
2.1 .    Анализ современной бюджетной политики в области доходов 

      Доходы  федерального бюджета в 2009 году составили 9518,3 млрд. рублей, что в реальном выражении на 1,2% ниже, чем в 2008 году. В целом за 2010-2011 доходы в реальном выражении возрастут на 3,6%, или на 1,2% в среднем за год. Для сравнения: в 2006-2008 гг. среднегодовой размер роста доходов в реальном выражении составлял 9,1% (27,4% за период). По отношению к ВВП доходы бюджета сократились с 21,2% в 2008 году до 19,6% в 2009 году и 18,0% в 2011 году. Это связано, в основном, с сокращением нефтегазовых доходов. Нефтегазовые доходы федерального бюджета сократились с 10,1% ВВП в 2008 году, до 5,8% ВВП в 2011 году. При этом доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета сокращается с 47,4% в 2008 году до 32,3% в 2011 году. Более наглядно структура доходов федерального бюджета в% к ВВП отображена в таблице 1. 

Таблица 1 - Структура доходов федерального бюджета в% к ВВП
Показатель 2008 2009 2010 (оценка) 2011 (оценка)
Всего доходов
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.