На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности ОАО «АМУР-ПИВО»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Байкальский государственный университет экономики  и права
Филиал  в г. Братске
Кафедра бухгалтерского учета и налогообложения 

                                    Специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит (ус)» 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине «комплексный экономический  анализ хозяйственной  деятельности» 

комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности  
оАО «АМУР-ПИВО»
 
 
 

Студент:                                                            гр., ФИО 

Руководитель  курсовой работы:                 к.э.н., доцент, Макурина А.А.                       
 
 
 

Братск, 2011 

оглавление

 
ВВЕДЕНИE 3
    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА 5
      Содержание и задачи анализа хозяйственной деятельности 5
      Принципы анализа хозяйственной деятельности 7
      Виды анализа хозяйственной деятельности и их классификация 9
      Информационное обеспечение анализа  15
      Структура комплексного анализа финансово-хозяйственной  деятельности  19
    КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АМУР-ПИВО»  25
      Краткая характеристика объекта исследования  25
      Анализ хозяйственной деятельности   26
      Вертикальный и горизонтальный анализ формы №1  33
      Вертикальный и горизонтальный анализ формы №2  37
      Анализ ликвидности баланса  40
      Анализ платежеспособности предприятия  41
      Анализ финансовой устойчивости предприятия  45
      Анализ деловой активности   49
      Анализ рентабельности  54
      Оценка прочности финансового состояния   57
      Анализ вероятности банкротства  58
      Операционный анализ  60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1  67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2  71 

 

    введение

     Экономический анализ – глубокое исследование экономических явлений на предприятии, то есть выявление причин отклонения от плана и недостатков в работе, вскрытие резервов, их изучение, содействие комплексному осуществлению экономической работы и управлению производством, активное воздействие на ход производства, повышение его эффективности и улучшение качества работы.
     Сегодня прошло время, когда об успешности деятельности какого-либо предприятия или организации судят по шикарным автомобилям, офису в центре города. На первое место становятся научные подходы при оценке надежности любой фирмы. Поэтому немаловажным становится проведение различных видов анализа. Анализ связан с повседневной финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, их коллективов, менеджеров, собственников. В настоящее время необходимо проводить анализ возможностей производства и сбыта, выяснение внутренних и внешнеэкономических ситуаций, влияющих на производство и сбыт, анализ затрат живого и овеществленного труда с необходимой их детализацией, анализ конечных финансовых результатов производственной, сбытовой, маркетинговой деятельности, анализ коммерческого риска с сказываемым на него влиянием различных факторов. Наша задача проанализировать как результаты деятельности предприятия, так и экономические факторы, которые на них повлияют. После проведенного экономического анализа можно будет дать оценку финансового состояния предприятия.
     Финансовый  анализ основывается на данных финансовой отчетности, которая является по существу  «лицом» фирмы. Она представляет собой систему обобщенных показателей, которые характеризуют итоги финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Данные финансовой отчетности служат основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия. Ведь для того, чтобы принять решение необходимо проанализировать обеспеченность финансовыми ресурсами, целесообразность и эффективность их размещения и использования, платежеспособность предприятия, его финансовые взаимоотношения с партнерами. Оценка этих показателей, нужна для эффективного управления фирмой. С их помощью руководители осуществляют планирование, контроль, улучшают и совершенствуют направление своей деятельности. Поэтому данная тема на сегодняшний день очень актуальна.
     Объектом  исследования является ОАО «Амур-Пиво», которая является одной из крупнейших пивоваренных компаний на Дальнем Востоке.
     Основная цель и задача курсовой работы – проведение комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности ОАО «Амур-Пиво».
     Структура курсовой работы состоит из двух частей: теоретической и практической. В  теоретической части рассмотрены  вопросы содержания, задач, принципов, видов, информационного обеспечения и структуры комплексного анализа хозяйственной деятельности. В теоретической части рассмотрены следующие вопросы: краткая характеристика объекта исследования, анализ хозяйственной деятельности, вертикальный и горизонтальный анализ формы №1 и №2, анализ ликвидности баланса, анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия, анализ деловой активности и рентабельности, оценка прочности финансового состояния, анализ вероятности банкротства и операционный анализ.
     Основными источниками информации при написании курсовой работы послужили материалы книг под редакцией Шеремета, Прыкина, Любушина, Савицкой, а также широко использованы материалы интернет и методические указания Макуриной А. А. Известно, что теория хорошо познается только на практике. Поэтому, теоретические аспекты будут тесно переплетаться с практическим материалом. Для этого будут использованы реальные материалы ОАО «Амур-Пиво». Отсюда еще одной задачей вытекает разработка на основе результатов анализа рекомендаций по улучшению финансового состояния анализируемого объединения.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА

1.1 Содержание и задачи  анализа хозяйственной  деятельности 

     Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.
     Предметом анализа хозяйственной деятельности (АХД) являются причинно-следственные связи экономических явлений  и процессов. Объектами АХД являются экономические результаты хозяйственной деятельности. Основное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные с точки зрения данной науки свойства и признаки.1
     Содержание  анализа хозяйственной деятельности как научной дисциплины вытекает прежде всего из тех функций, которые он выполняет в системе других прикладных экономических наук.
     Одной из таких функций является изучение характера действия экономических  законов, установление закономерностей  и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия. Например, закон опережающего роста производительности труда в сравнении уровнем его оплаты должен выполняться не только в масштабах всей национальной экономики, но и на каждом предприятии и его подразделениях. В этой своей функции АХД является средством изучения действия экономических законов в конкретных условиях производства.
     Важной  функцией АХД является научное обоснование  текущих и перспективных планов. Без глубокого экономического анализа результатов деятельности предприятия за прошлые годы (5 – 10 лет) и без обоснованных прогнозов на перспективу, без изучения закономерностей развития экономики предприятия, без выявления имевших место недостатков и ошибок нельзя разработать научно обоснованный план, выбрать оптимальный вариант управленческого решения.
     К функциям анализа относится также  контроль за выполнением планов и  управленческих решений, за экономным  использованием ресурсов. Вместе с  тем ряд экономистов принижают  или вовсе отрицают эту функцию анализа, приписывая ее исключительно бухгалтерскому учету и контролю. Бухгалтерский учет выполняет очень существенные контрольные функции в момент регистрации, обобщения и систематизации информации о хозяйственных операциях и процессах. Это не исключает контроля и при проведении анализа хозяйственной деятельности. Анализ проводится не только с целью констатации фактов и оценки достигнутых результатов, но и с целью выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на экономические процессы. Именно поэтому необходимо повышать оперативность и действенность анализа.
     Одной из основных функций анализа является изучение влияния объективных и  субъективных, внешних и внутренних факторов на результаты хозяйственной  деятельности, что позволяет объективно оценивать работу предприятия, делать правильную диагностику его состояния и прогноз развития на перспективу, выявлять основные направления поиска резервов повышения его эффективности.
     Центральная функция анализа, которую он выполняет  на предприятии, - поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и техники.
     Следующая функция анализа – оценка результатов  деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей и диагностика его положения на рынке товаров и услуг. Объективная диагностика деятельности предприятия способствует росту производства, повышению его эффективности, и наоборот.
     Разработка  рекомендаций по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности – также одна из функций АХД.
     Анализ  хозяйственной деятельности как  наука представляет собой систему  специальных знаний, связанных с  исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, измерением влияния факторов, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повышения эффективности производства и разработкой рекомендаций по их использованию.2  

1.2 Принципы анализа  хозяйственной деятельности 

     Аналитическое исследование, его результаты и их использование в управлении производством  должны соответствовать определенным методологическим принципам, которые  накладывают свой отпечаток на само аналитическое исследование и должны обязательно выполняться при организации, произведении и практическом использовании результатов анализа. Далее рассмотрим важнейшие из них.
    Анализ должен базироваться на государственном подходе при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйствования. Оценивая определенные проявления экономической жизни, нужно учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, экологической, международной политике и законодательству.
    Анализ должен носить научный характер, т. е. основываться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства, использовать достижения НТП и передового опыта, новейшие методы экономических исследований.
    Анализ должен быть комплексным. Комплексность исследования требует охвата всех звеньев и всех сторон деятельности и всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия.
    Одним из требований к анализу является обеспечение системного подхода, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным образом связанных между собой и внешней средой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и соподчиненности его отдельных элементов.
    Анализ хозяйственной деятельности должен быть объективным, конкретным, точным. Он должен основываться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчетами. Из этого требования вытекает необходимость постоянного совершенствования организации учета, внутреннего и внешнего аудита, а также методики анализа с целью повышения точности и достоверности его расчетов.
    Анализ призван быть действенным, активно воздействовать на ход производства и его результаты, своевременно выявляя недостатки, просчеты, упущения в работе и информируя об этом руководство предприятия. Из этого принципа вытекает необходимость практического использования материалов анализа для управления предприятием, для разработки конкретных мероприятий, для обоснования, корректировки и уточнения плановых данных. В противном случае цель анализа не достигается.
    Анализ должен проводиться по плану, систематически, а не от случая к случаю. Из этого требования вытекает необходимость планирования аналитической работы на предприятиях, распределения обязанностей по ее выполнению между исполнителями и контроля за ее проведением.
    Анализ должен быть оперативным. Оперативность означает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь.
    Один из принципов анализа – его демократизм, предполагающий участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия, что обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов.
    Анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект.
     Таким образом, основными принципами анализа являются научность, комплексность, системность, объективность, точность, достоверность, действенность, оперативность, демократизм, эффективность и др. Ими следует руководствоваться, проводя анализ хозяйственной деятельности на любом уровне.3 

1.3 Виды анализа хозяйственной деятельности и их классификация 

     Классификация анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного  понимания его содержания и задач.
     В экономической литературе анализ хозяйственной  деятельности классифицируется по разным признакам.
     По  отраслевому признаку, который основывается на общественном разделении труда, анализ делится на отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных  отраслей экономики (промышленности, сельского  хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.), и межотраслевой, который является теоретической и методологической основой АХД во всех отраслях национальной экономики, или, другими словами, теорией анализа хозяйственной деятельности.
       Объективная необходимость отраслевого АХД обусловлена спецификой разных отраслей производства. Каждая отрасль общественного в силу разного характера труда имеет свои особенности, свою специфику и, как следствие, характерные экономические отношения. Необходимость исследования специфики разных отраслей обусловила потребность разработки методики АХД с учетом особенностей и условий каждой отрасли экономики. Одновременно нужно учитывать, что все отрасли общественного производства тесно связаны между собой. Им присуще много общего. Взаимосвязи отдельных отраслей, наличие внутренней связи между ними вызывают необходимость разработки межотраслевого анализа (теории АХД). Теория АХД раскрывает наиболее общие методологические черты и особенности этой науки, обобщает передовой опыт АХД в разных отраслях экономики, обогащает содержание экономического анализа в целом и отраслевого в частности. Владение общими теоретическими знаниями по экономическому анализу является необходимым условием грамотной, квалифицированной разработки и практического использования методик отраслевого анализа.
     По  признаку времени АХД подразделяется на предварительный (перспективный) и  последующий (ретроспективный, исторический).
     Предварительный (прогнозный) анализ проводится до осуществления  хозяйственных операций. Он необходим  для обоснования управленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждения нежелательных результатов.
     Последующий (ретроспективный) анализ проводится после  совершения хозяйственных актов. Он используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятия, диагностики его состояния.
     Перспективный и ретроспективный анализы тесно  связаны между собой. Без ретроспективного анализа невозможно сделать перспективный. Анализ результатов труда за прошлые годы позволяет изучить тенденции, закономерности развития экономики, выявить неиспользованные возможности, передовой опыт, раскрыть последствия ранее принятых управленческих решений, что имеет важное значение при обосновании уровня экономических показателей на перспективу. Умение видеть перспективу дает именно ретроспективный анализ. Он является основой перспективного анализа.
     В свою очередь от глубины и качества предварительного анализа на перспективу зависят результаты ретроспективного анализа. Если плановые показатели недостаточно обоснованы и реальны, то последующий анализ выполнения плана вообще теряет смысл и требует предварительной оценки обоснованности плановых показателей.
     Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оперативный и итоговый (результативный). Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его – оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы. Рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуации как производственной, коммерческой, финансовой деятельности предприятия, так и его внешней среды. В этих условиях оперативный анализ приобретает особое значение.
     Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.
     Итоговый  и оперативный анализы взаимосвязаны  и дополняют друг друга. Они дают возможность руководству предприятия  не только оперативно ликвидировать недостатки в процессе производства, но и комплексно обобщать достижения, результаты деятельности за соответствующие периоды времени, разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффективности бизнеса.
     Перспективный анализ в зависимости от длины  временного горизонта делится на краткосрочный и долгосрочный. Краткосрочный анализ охватывает период до одного года, а долгосрочный – свыше года. Краткосрочный прогнозный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный – стратегической политики предприятия в области бизнеса. Второй вид менее детализирован, чем первый, но его роль значительно выше. Если выбрана правильная стратегия развития предприятия, то тогда легче принимать тактические решения.
        По пространственному признаку можно выделить анализ внутрифирменный и межфирменный. Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.
     По  функциональному признаку, по той  роли и задачам, которые он выполняет, выделяют финансовый, управленческий, маркетинговый, инвестиционный, социально-экономический, экономическо-экологический, функционально-стоимостной, логический и другие виды анализа.
     Важное  место среди всех видов АХД  занимает финансовый анализ, который  может быть охарактеризован как  процесс познания сущности финансового механизма функционирования субъектов хозяйствования. Основное его назначение состоит в изучении, диагностике и прогнозировании финансового состояния предприятия и выявлении резервов повышения его устойчивости. На уровне предприятия его проводят финансовые службы. Внешний финансовый анализ проводится банками, аудиторскими фирмами, инвесторами и т.д.
     Управленческий  анализ проводят все службы предприятия  с целью представления руководству  информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства. Он носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной.
     Технико-экономический  анализ проводят технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.). Его содержанием  является изучение взаимодействия технических  и экономических процессов и  установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия.
     Социально-экономический  анализ проводят экономические службы управления, социологические лаборатории, статистические органы. Он изучает  взаимосвязь социальных и экономических  процессов, их влияние друг на друга  и на экономические результаты хозяйственной деятельности.
     Экономико-статистический анализ применяется статистическими  органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона.
     Экономико-экологический  анализ проводят органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия с целью исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.
     Маркетинговый анализ применяется службой маркетинга предприятия или объединения для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки  тактики и стратегии маркетинговой деятельности.
     Инвестиционный  анализ используется для разработки программы и оценки эффективности  инвестиционный деятельности субъектов  хозяйствования.
     Функционально-стоимостный  анализ (ФСА) исследует функции, которые выполняет объект, и методы их реализации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненужные функции объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д.
     В последние годы все более широкое применение находит логистический анализ, с помощью которого исследуются товарные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья, проходящие через предприятие и закачивающиеся у покупателей. Логистика координирует такие функциональные сферы предприятия, как снабжение, производство и сбыт, и способствует ускорению материальных и денежных потоков. С ее помощью предприятия получают возможность снижать затраты за счет организации снабжения, производства и сбыта на принципах «точно вовремя». Логистика становится основным ключом к успеху, важным стратегическим инструментом поддержания конкурентоспособности предприятия на рынках с сильной конкуренцией.
     По  методике изучения объектов различают качественный и количественный анализ, экспресс-анализ, фундаментальный анализ, маржинальный анализ, экономико-математический анализ и т.д.
     Качественный  анализ – это способ исследования, основанный на качественных сравнительных  характеристиках и экспертных оценках  исследуемых явлений и процессов.
     Количественный (факторный) анализ основан на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов.
     Экспресс-анализ представляет собой способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений. Например, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте остатков незавершенного производства. Если темпы роста товарной продукции выше темпов реализации продукции, то это признак затоваривания (работы на склад).
     Знание  признака позволяет быстро и довольно точно установить характер происходящих процессов, не производя глубоких фундаментальных  исследований, требующих дополнительного времени и средств.
     Фундаментальный анализ представляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого  сложного инструментария.
     Маржинальный  анализ – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.
     С помощью экономико-математического  анализа выбирается наиболее оптимальный  вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов.
     По  субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний  анализ. Внутренний анализ осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.
     По  степени охвата изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном –  по результатам обследования только части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа.
     По  содержанию программы анализ может  быть комплексным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом – только отдельные ее стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес, например, вопросы использования материальных ресурсов, производственной мощности предприятия, снижения себестоимости продукции и др.
     Каждая  из названных форм АХД своеобразна  по содержанию, организации и методике его проведения.4 

1.4 Информационное обеспечение анализа 

     Состав, содержание и качество информации, которая привлекается к анализу, имеют определяющую роль в обеспечении действенности АХД. Анализ не ограничивается только экономическими данными, а широко использует техническую, технологическую и другую информацию.
     Все источники данных для АХД делятся  на плановые, учетные и внеучетные. К плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные) а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания и др. Источники информации учетного характера – это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация. К внеучетным источникам информации относятся документы, которые регулируют хозяйственную деятельность, а также данные, которые не относятся к перечисленным ранее.5
     Информационными источниками для расчета показателей  и проведения анализа служат годовая  и квартальная бухгалтерская  отчетность: форма №1 «Бухгалтерский баланс», форма №2  «Отчет о прибылях и убытках»,форма №3 «Отчет о движении капитала», форма №4 «Отчет о движении денежных средств», форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».
     В условиях рыночной экономики бухгалтерская  отчетность предприятий является основным средством коммуникации и важнейшим  элементом информационного обеспечения  финансового анализа. Не случайно концепция составления и публикации отчетности является одной из важнейших в системе национальных стандартов в большинстве экономически развитых стран. Объяснить такое внимание к отчетности достаточно просто. Любая организация в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынке капиталов, привлекая потенциальных инвесторов и кредиторов путем информирования их о своей финансово-хозяйственной деятельности. Основным же источником такой информации является финансовая отчетность. Насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты, показывающие текущее и перспективное финансовое состояние организации, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования в той или иной форме.
     Форма №1 «Баланс предприятия». В нем фиксируются стоимость (денежное выражение) остатков имущества, материалов, финансов, образованный капитал, фонды, прибыль, займы, кредиты и прочие долги и обязательства. В балансе содержится информация о состоянии и составе хозяйственных средств предприятия, входящих в актив, и источников их образования, составляющих пассив. Эта информация представляется «На начало года» и «На конец года», что и дает возможность анализа, сопоставления показателей, определяя их рост или снижение. Итак, баланс используется для оценки финансового состояния предприятия, анализа состава и структуры имущества и источников его формирования, состояния ликвидности баланса, степени финансовой независимости. Однако отражение в балансе только остатков не дает возможности ответить на все вопросы собственников и прочих заинтересованных пользователей. Нужны дополнительные подробные сведения не только об остатках, но и о движении хозяйственных средств и их источников. Это достигается введением следующих форм отчетности.
     Форма №2 «Отчет о прибылях и убытках». На его основании проводится анализ динамики и структуры финансовых результатов, оценивается «качество» прибыли.
     Форма №3 «Отчет о движении капитала» позволяет оценить динамику и структуру собственного капитала и резервов.
     Форма №4 «Отчет о движении денежных средств». Этот отчет составляется по кассовому методу и используется для характеристики денежных потоков предприятия в текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия, позволяет оценить степень перелива капитала из одной сферы деятельности в другую.
     Форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу». Позволяет расшифровать показатели состава и движения имущества, обязательств, дебиторской и кредиторской задолженности, финансовых вложений.
     «Пояснительная  записка» с изложением основных факторов, повлиявших в отчетном году на итоговые результаты деятельности предприятия, с оценкой его финансового состояния.
     Чтение  финансовой отчетности как один из методов финансового анализа  используется для наглядной и простой оценки динамики развития любой организации не зависимо от ее организационно-правовой формы и коммерческой деятельности или статуса некоммерческой организации. При кажущейся на первый взгляд сложности она доступна не только профессионалам.
     Аналитики оценивают имеющуюся у них  информацию с помощью методов, основанных на логических и учетных принципах. Выполняются технические операции, включающие расчет коэффициентов, преобразование информации для установления ее достоверности, оценки деятельности предприятия в целом, сопоставление статистических данных с данными других предприятий и прогнозирование будущих хозяйственных результатов.                                                
     Так как подобные аналитические операции являются весьма трудоемким процессом, на помощь человеку приходят технические средства ЭВМ, которые дают возможность повысить эффективность аналитических расчетов, сократить сроки анализа, добиться более полного охвата влияния различных факторов на результаты хозяйственной деятельности, решать многомерные задачи анализа, своевременно готовить управленческие решения и т.д. 
     Для автоматизированной обработки экономической  информации кроме самих ПЭВМ необходимы базы данных о хозяйственной деятельности организации, общие и частные методики анализа, общее и функциональное программное обеспечение, представляющее собой сложную систему. Так, общее программное обеспечение наряду с операционной системой и сервисными программами включает: системы программирования, инструментальные программные средства, прикладные программы.
     На  базе общего программного обеспечения  разрабатываются локальные и  комплексные программы функционального  обеспечения для решения конкретных аналитических задач.
     При наличии рынка готовых программных  продуктов, отвечающих высоким требованиям, целесообразно обращаться к его услугам для организации компьютерного анализа хозяйственного анализа.6 

1.5 Структура комплексного  анализа финансово-хозяйственной  деятельности 

     Структура комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия включает:
    Анализ исходных условий деятельности предприятия. Перед тем как планировать объем производства, формировать производственную мощность каждому предприятию необходимо знать, какую продукцию, в каком объеме, где, когда и по каким ценам оно будет продавать. Для этого нужно изучить спрос на продукцию, рынки ее сбыта, их емкость, реальных и потенциальных конкурентов, потенциальных покупателей, возможность организовать производство по конкурентной цене, доступность необходимых материальных ресурсов, наличие кадров необходимой квалификации и т.д. От этого зависят конечные финансовые результаты, воспроизводство капитала, его структура и, как следствие, финансовая устойчивость предприятия.7
    Анализ использования средств производства. Обеспеченность основными средствами в необходимом количестве и ассортименте и наиболее полное и эффективное их использование - один из важнейших факторов увеличения объема производства промышленных предприятий. Структура анализа использования средств производства: анализ движения и состояния основных средств (ОС); анализ состояния ОС; анализ  эффективности использования ОС; анализ использования оборудования.
     Выбор направлений анализа и реальных аналитических задач определяется потребностями управления, что составляет основу финансового и управленческого анализа, хотя четкой границы между этими видами анализа нет.8
    Анализ использования предметов труда. Необходимым условием выполнения планов по производству продукции, снижению ее себестоимости, росту прибыли, рентабельности является полное и своевременное обеспечение предприятия сырьем и материалами необходимого ассортимента и качества и экономное их использование. Структура анализа материальных ресурсов предприятия: анализ потребности в материальных ресурсах (МР); оценка эффективности использования МР; оценка качества планов МР.9
    Анализ использования трудовых ресурсов. Важное условие, обеспечивающее бесперебойность производственного процесса и успешное выполнение производственных планов – рациональное использование персонала. Персонал подразделяется на промышленно-производственный и непромышленный. К промышленно-производственному персоналу (ППП) относят лиц, занятых трудовыми операциями, связанными с основной деятельностью предприятия, а к непромышленному персоналу относят работников учреждений культуры, общественного питания, медицины и пр., принадлежащих предприятию.
     Работники ППП  подразделяются  на  рабочих  и  служащих.  В  составе служащих  выделяют     руководителей,   специалистов  и  других   служащих. Рабочих подразделяют на основных и вспомогательных. В анализе   трудовых    ресурсов   предприятия   можно выделить три направления: анализ использования рабочей силы; анализ производительности труда; анализ оплаты труда.10
    Анализ объема производства и реализации продукции.   В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственных программ. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать. Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.
     Этапы анализа производства и реализации продукции: 1 этап – анализ структуры  производства и реализации продукции. Этот анализ чаще всего проводится по ассортиментным группам товаров. На этом этапе определяется удельный вес каждой из этих групп в общем объеме производства и реализации; 2 этап – анализ качества продукции (совокупность свойств и характеристик продукции обуславливающая не которые потребности клиентов). Существует три уровня качества продукции – уровень потребителя, уровень производителя, уровень государства. Качество продукции зависит от многих условий и факторов в зависимости от жизненного цикла товаров; 3 этап – анализ ритмичности производства. Определяется коэффициент ритмичности (равномерного выпуска продукции в объеме и ассортименте предусмотренном планом в соответствии с планом); 4 этап – анализ выполнения договорных обязательств по реализации продукции.11
    Анализ себестоимости. Важнейший показатель экономической эффективности производства - издержки, т.е. себестоимость продукции. Он позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования, конкурентоспособность продукции. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов.
     Направления: анализ динамики себестоимости (сравнение  темпов её динамики с выручкой от реализации); исследование структуры себестоимости.
     В условиях рыночной экономики, часто  имеют место экономические ситуации, связанные с колебаниями загрузки производственных мощностей, что влечёт за собой изменение производства и продаж, а это в свою очередь, существенно влияет на себестоимость продукции, а, следовательно, на финансовые результаты. С этим связанно деление затрат на постоянные и переменные. Этому делению уделяется большое внимание в западной системе учёта, которая носит название «директ-костинг»: поведение затрат в зависимости от изменения объёма производства; относительность (условность) классификации затрат на постоянные и переменные; методы деления затрат на постоянные и переменные.
     Направления анализа себестоимости: анализ динамики и структуры обобщающих показателей  себестоимости и факторов её изменения; анализ затрат на 1 руб. товарной продукции; анализ себестоимости важнейших изделий; анализ прямых материальных и трудовых затрат; анализ косвенных затрат.12
    Анализ прибыли и рентабельности. Прибыль и рентабельность - обобщающая оценка финансового состояния предприятия. Эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования, т.к. зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия. Анализ прибыли и рентабельности включает: исследование динамики показателей прибыли (валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности, чистая прибыль); определение удельного веса каждого вида прибыли в выручке от реализации; сравнение темпов изменения каждого вида прибыли с темпами изменения выручки от реализации и затрат; анализ показателей рентабельности. В анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая (включает в себя прибыль от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств); налогооблагаемая (разность между прибылью от обычной деятельности и суммой льгот по налогу на прибыль); чистая (часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль).13
    Анализ  финансового состояния предприятия. Финансовое состояние - способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии. Финансовое состояние предприятия (ФСП) зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это  положительно влияет на финансовое положение предприятия. И, наоборот, в результате недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие — ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования.
     Главная цель анализа – своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Этапы анализа финансового: предварительный обзор экономического и финансового положения субъекта хозяйствования (характеристика общей направленности финансово-хозяйственной деятельности; оценка надежности информации статей отчетности); оценка и анализ экономического потенциала организации (оценка имущественного положения – построение аналитического баланса-нетто, вертикальный анализ баланса, горизонтальный анализ баланса, анализ качественных изменений в имущественном положении; оценка финансового положения – оценка ликвидности, оценка финансовой устойчивости); оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия (оценка производственной (основной) деятельности; анализ рентабельности; оценка положения на рынке ценных бумаг).14
     Анализ  финансового состояния предприятия  включает:
    Вертикальный и горизонтальный анализа бухгалтерского анализа;
    Вертикальный и горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках;
    Анализ ликвидности баланса;
    Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия;
    Анализ финансовой устойчивости;
    Анализ деловой активности;
    Анализ рентабельности;
    Анализ финансовой прочности;
    Анализ банкротства;
    Операционный анализ.
     
    КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АМУР-ПИВО»
      Краткая характеристика объекта исследования
     Открытое  акционерное общество «Амур-Пиво»  является одной из крупнейших пивоваренных компаний на Дальнем Востоке. ОАО  «Амур-Пиво» создано в 1992 году путем  приватизации Хабаровского пивоваренного  завода № 2.
     Основными видами деятельности ОАО «Амур-Пиво» являются:
    Производство пива.
    Производство минеральной воды.
    Розничная торговля.
     Объем производства пива в 2000 году составил около 2,7 миллионов декалитров. В  конце прошлого года было введено  в эксплуатацию новое оборудование для производства пива, увеличившее номинальную мощность до 5 миллионов декалитров в год. В мае 2001 года введено в эксплуатацию оборудование компании «Filtrox», производившее значительно увеличить срок хранения производимого пива без применения консервантов. Это позволит в самое ближайшее время значительно увеличить географию сбыта. В начале 2002 года введен в действие новый варочный цех, который увеличил номинальную мощность предприятия до 7,2 миллионов декалитров.
     Основным  регионом сбыта пива является юг Дальнего Востока (Приморский и Хабаровский края, Амурская и Еврейская автономная области). По экспертным оценкам, доля ОАО «Амур-Пиво» на этом региональном рынке составляет 20%. Начаты поставки пива в Китайскую Народную Республику. Расширение экспорта продукции на китайский рынок является приоритетным направлением маркетинговой политики компании.
     Особенностью  компании является наличие разветвленной  собственной оптовой и розничной  торговой сети. Торговые дома «Амур-Пиво»  расположены в 6 городах Приморского края, 6 городах Хабаровского края, столице Еврейской автономной области и 1 городе Амурской области. Наличие такой сети позволяет более активно влиять на систему дистрибьюции собственной продукции, в частности на розничные цены. Вследствие такой маркетингой политики ОАО «Амур-Пиво» является крупнейшей пивоваренной компанией на Дальнем Востоке оп объему получаемой выручки, хотя по физическому объему производства пока занимает второе место.
     Объем производства минеральной воды в 2000 году составил более 15 миллионов бутылок. ОАО «Амур-Пиво» является собственником 4 торговых марок минеральной воды.
     ОАО «Амур-Пиво» с целью сохранения ценных компонентов в минеральной воде, наравне с традиционным розливом в стеклянные бутылки, освоил розлив и выпускает минеральную воду в современной гигиенически чистой таре – 12-литровых контейнер-сифонах и кегах емкостью 50 литров, которые пользуются большим спросом у населения. Хотя убеждение непоколебимо: стеклянная бутылка для газированных вод – это самая экологически чистая тара, рынок требует легкую, невозвратную бутылку.
     Открытое  акционерное общество «Амур-Пиво»  является стабильно растущей компанией.
     Девятнадцать  миллионов литров пива в год выпускает  ОАО «Амур-Пиво». Оно моментально  расходится по региону. Кроме того растут и объемы контрактов на поставку импортного оборудования для изготовления вкуснейшего напитка: от 500 тысяч немецких марок до 20 миллионов долларов. Новинка в Хабаровске: кеги – емкости из нержавеющей стали. Торговля пивом в кегах пришлась по душе хабаровчанам.
      Анализ  хозяйственной деятельности
 
     Источником  информации для анализа хозяйственной  деятельности является бухгалтерская и статистическая отчётность предприятия за 2008 год, в частности:  «Бухгалтерский баланс» - форма №1; «Отчёт о прибылях и убытках» - форма №2. Исходные данные для анализа производственной деятельности представлены в таблице 2.2, при этом производится расчет темпов изменения показателей с помощью базисного индекса.
     Базисный  индекс рассчитывается по формуле 1
                                      ,                                                             (2.1)
     где I0 – базисный индекс показателя; П? - значение исследуемого показателя в отчетном периоде, тыс. руб.; П0 – значение исследуемого показателя в базовом периоде, тыс. руб.
     Среднее значение показателя определяется по формуле 2
                                   ,                                    (2.2)
     где - среднее значение показателя в исследуемом периоде, тыс.руб.; П1, П2…Пn – значение показателя за соответствующий период, тыс. руб.; n – количество анализируемых периодов.
     Таблица 2.1
     Динамика  абсолютных показателей деятельности  
ОАО «Амур-Пиво», тыс. руб.
 

Показатель Ед. измер.
Периоды исследования, год Среднее значение
2007 2008 2009 2010
1 2 3 4 5 6 7
Выручка абс. 62402 152724 229076 361486 201422
баз. 1,00 2,44 3,67 5,80 3,22
Стоимость основных средств абс. 35352 53494 156852 309732 138857,5
баз. 1,00 1,51 4,43 8,76 4,00
Среднесписочная численность
абс. 3155 3510 3540 3880 3521
баз. 1,00 1,11 1,12 1,23 1,11
Себестоимость в т.ч. по статьям
абс. 55453 144072 150234 198733 137123
баз. 1,00 2,60 2,71 3,58 2,47
Материальные затраты
абс. 29944 80680 93145 119240 80752
баз. 1,00 2,69 3,11 3,98 2,69
Затраты на оплату труда
абс. 19408 51866 43566 45708 40137
баз. 1,00 2,67 2,24 2,35 2,06
Амортизация абс. 1109 1440 1502 1987 1509
баз. 1,00 1,30 1,35 1,79 1,36
Прочие  затраты абс. 4992 10086 12021 31798 14724
баз. 1,00 2,02 2,41 6,37 2,95
Окончание табл. 2.1
1 2 3 4 5 6 7
Прибыль (убыток) от продаж
абс. 6949 8652 7871 80104 25894
баз. 1,00 1,24 1,13 11,53 3,72
 
      Графическая интерпретация динамики абсолютных показателей выручки предприятия, стоимости основных средств, стоимости оборотных средств, себестоимости и прибыли от продаж приведена на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Динамика абсолютных показателей ОАО «Амур-Пиво» 

     Из  графика динамики абсолютных показателей видно, что в исследуемом периоде, характеризующим деятельность ОАО «Амур-Пиво», себестоимость продукции и прибыль находились в прямо пропорциональной зависимости. Себестоимость относительно базового периода увеличилась к 2010 г. в 3,58 раза. Это произошло за счет увеличения материальных затрат в 4 раза, прочих затрат – в6 раз и затрат на оплату труда – в 2 раза.
     Выручка от продаж в 2010 г. относительно 2007 г. увеличилась в 6 раз, а прибыль от продаж – в 11 раз.
     Стоимость основных средств увеличилась в 9 раза за счет приобретения и введения в эксплуатацию нового оборудования в 2010 г.
     Среднесписочная численность в динамике росла  и к 2010 г. увеличилась на 20% по сравнению с 2007 г.
     Далее необходимо проанализировать уровень  и динамику относительных показателей. Проведем, прежде всего, анализ структуры себестоимости, данные для которого представлены  в табл. 2.2.
   Структура затрат характеризует удельный вес  каждого экономического элемента в общей сумме затрат. Удельный вес затрат в составе себестоимости определяется по формуле:
                                Yi = Ci / ?Ci,                                                                 (2.3)
        где Yi – удельный вес в составе себестоимости; Ci – величина элемента себестоимости; ?Ci – общая сумма затрат на производство продукции.
             Результаты расчета относительных величин структуры представлены в таблице 2.2.
     Таблица 2.2
     Динамика  структуры себестоимости, %
                                        
   
Показатели Периоды исследования, год
2007 2008 2009 2010
Себестоимость %,  в т.ч.: 100 100 100 100
Материальные  затраты  54 56 62 60
Затраты на оплату труда 35 36 29 23
Амортизационные отчисления 2 1 1 1
Прочие  затраты 9 7 8 12
 
      Графическая интерпретация изменений структуры  себестоимости,  представлена на рис. 2.2.
      Анализируя  структуру себестоимости по элементам, можно сказать, что на данном предприятии  наиболее весомой частью в структуре  себестоимости являются материальные затраты. На рисунке 2.2 видно, что они увеличились по отношению к базовому периоду на 6%.
      Доли  затрат на оплату труда снизилась  на 12% к 2010 г. Также можно отметить тот факт, что в составе себестоимости произошло увеличение прочих затрат по отношению к базовому периоду на 3%. 


Рис. 2.2. Динамика структуры себестоимости 

     Для оценки эффективности текущих затрат рассчитываем показатель удельных текущих затрат по формуле:
                                            ,                                                                (2.4)
     где Се – себестоимость работ, руб.; Q – объем работ, руб.
     Если  величина показателя удельных текущих  затрат  меньше 1, то  это свидетельствует  о прибыльной деятельности организации, и, наоборот. Если текущие затраты  больше 1, то деятельность организации  убыточна. Данные расчета показателей удельных текущих затрат и других показателей эффективности деятельности  предприятия приведены в табл. 2.3 и представлены на графике 2.3.

Рис. 2.3. Динамика удельных текущих затрат
     Структура затрат была оптимальной в 2010 г., так как удельные текущие затраты были наименьшими.
     В динамике наблюдается их постепенное  снижение. Величина удельных текущих затрат меньше 1, что свидетельствует о прибыльной деятельности организации.
   Таблица 2.3
   Динамика  показателей эффективности ресурсов и затрат 

Показатели Период  исследования, год Ср. знач.
2007 2008 2009 2010 Ср. темп
1 2 3 4 5 6
Производительность  труда  руб/чел             абс.
19,78 43,51 64,71 93,16 55,29
Инд. 1 2,20 3,27 4,71 2,80
Фондоемкость  по ОС руб/руб             абс.
0,56 0,35 0,68 0,85 0,61
Инд. 1 0,62 1,21 1,52 1,09
Трудоемкость, чел/т.руб.          абс.  
0,05
 
0,02
 
0,015
 
0,011
 
0,024
Инд. 1 0,4 0,3 0,22 0,48
Удельные  текущие затраты руб/руб  абс. 0,90 0,94 0,65 0,55 0,76
Инд. 1 1,04 0,72 0,61 0,84
Зарплатоемкость                            руб/руб                абс.
0,34 0,36 0,30 0,23 0,30
Инд. 1 1,06 0,88 0,67 0,90
Материалоемкость                     руб/руб                абс.
0,54 0,56 0,62 0,60 0,58
Инд. 1 1,04 1,14 1,11 1,07
Фондоотдача руб/руб                абс.
1,76 2,85 1,46 1,17 1,81
Инд. 1 1,62 0,83 0,66 1,03
 
     Динамика  показателей эффективности ресурсов и затрат ОАО «Амур-Пиво» представлена на рис. 2.4. и 2.5.
     

Рис. 2.4. Динамика показателей эффективности ресурсов и затрат  
ОАО «Амур-Пиво»
 

     При рассмотрении показателей эффективности  ресурсов и затрат можно сделать следующие выводы. Трудоемкость в динамике снижалась и к 2010 г. уменьшение составило 80% по сравнению с базисным 2007 г., что свидетельствует о повышении производительности труда. Это наглядно видно на графике 2.4. Рост производительности труда происходит за счет внедрения усовершенствованного оборудования, автоматизации производственных процессов, улучшения организации труда.
     Фондоотдача в динамике снизилась: если в 2007 г. на один рубль приходилось 1,76 рублей выручки, то к концу 2010 г. всего лишь 0,66 рублей. Это отрицательная тенденция для предприятия.

Рис. 2.5. Динамика показателей эффективности ресурсов и затрат  
ОАО «Амур-Пиво»
 

     Что касается фондоемкости по основным средствам, то она наблюдается ее снижение в 2008 г. на 38% и последующее увеличение на 52%, так как были приобретены дополнительные машины, новое оборудование, стоимость которых увеличилась.
     Материалоемкость  увеличивается на протяжении всего исследуемого периода в связи с увеличением затрат на производство электроэнергии.
     Зарплатоемкость снижалась в динамике и в 2010 г. снижение составило 33% по сравнению с 2007 г.
      Вертикальный  и горизонтальный анализ формы № 1
 
     Цель  горизонтального и вертикального  анализа финансовой отчетности состоит  в том, чтобы наглядно представить  изменения, произошедшие в основных статьях баланса, отчета о прибыли и отчета о денежных средствах и помочь менеджерам компании принять решение в отношении того, каким образом продолжать свою деятельность.
     Вертикальный  анализ исследует структуру баланса: актив и пассив. За 100% принимается показатель «Валюта баланса» в каждом периоде. Структура чаще всего определяется в %.
     Таблица 2.4
Горизонтальный  анализ баланса 

Показатели 2007 2008 2009 2010
т. руб. % т. руб. % т. руб. % т. руб. %
1 2 3 4 5 6 7 8 9
АКТИВ        
1. Внеоборотные активы                
Основные  средства 35352,00 100,00 53494,00 151,32 156852,00 443,69 309732,00 876,14
Прочие  внеоборотные активы 135,00 100,00 9258,00 6857,78 3137,00 2323,70 3370,00 2496,30
Итого 35487,00 100,00 62752,00 176,83 159989,00 450,84 313102,00 882,30
2. Оборотные активы                
Запасы 66080,00 100,00 72063,00 109,05 53739,00 81,32 61232,00 92,66
Окончание табл. 2.4
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Дебиторская задолженность 25657,00 100,00 19435,00 75,75 52193,00 203,43 95121,00 370,74
Денежные  средства 1265,00 100,00 23560,00 1862,45 33347,00 2636,13 114642,00 9062,61
Прочие  оборотные активы 4613,00 100,00 32948,00 714,24 10400,00 225,45 2890,00 62,65
Итого 97615,00 100,00 148006,00 151,62 149679,00 153,34 273885,00 280,58
Баланс 133102,00 100,00 210758,00 158,34 309668,00 232,65 586987,00 441,01
ПАССИВ                
4. Капитал и резервы                
Капитал 72751,00 100,00 83215,00 114,38 102362,00 140,70 207504,00 285,22
Нераспределенная прибыль 17714,00 100,00 17866,00 100,86 19826,00 111,92 75691,00 427,29
Итого 90465,00 100,00 101081,00 111,73 122188,00 135,07 283195,00 313,04
5. Долгосрочные обязательства 5634,00 100,00 7580,00 134,54 4446,00 78,91 4112,00 72,99
6. Краткосрочные обязательства                
Займы и кредиты 5000,00 100,00 0,00 0,00 10,00 0,20 30000,00 600,00
Краткосрочная кредиторская задолженность 32003,00 100,00 102097,00 319,02 183024,00 571,90 269680,00 842,67
Прочие  обязательства 0,00 100,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
Итого 37003,00 100,00 102097,00 275,92 183034,00 494,65 299680,00 809,88
Баланс 133102,00 100,00 210758,00 158,34 309668,00 232,65 586987,00 441,01
 
     По  данным таблицы можно сделать  следующий вывод.
     Валюта  баланса в течение исследуемого периода имела тенденцию к увеличению, к концу 2010 г. увеличение составило 441%.
     В структуре актива на это повлияло увеличение оборотных активов и внеоборотных активов. Внеоборотные активы увеличились к 2010 г. на 882%, оборотные активы – на 280%.
     В составе внеоборотных активов наибольшее увеличение произошло по строкам  основные средства (увеличение на 876%) и  прочие внеобротные активы (увеличение около 2500%). На это увеличение в значительной степени повлияло появление в 2008-2010 гг. незавершенного строительства и долгосрочных финансовых вложений.
     На  увеличение оборотных активов в большей степени повлияли денежные средства, которые по сравнению с первым периодом увеличились до 9000% в 2010 г., а также дебиторская задолженность, которая к концу 2010 г. составила 280%.
     Денежные  средства в третьем и четвертом  периодах по сравнению с первым снизились  до 33%.
     Запасы  и прочие оборотные активы к 2010 г. снизились. Запасы сократились на 8%. Прочие оборотные активы значительно увеличивались в 2008-2009 гг., а затем резко снизились на 38% в связи с исчезновение в балансе суммы краткосрочных финансовых вложений.
     В структуре пассивов произошло увеличение нераспределенной прибыли со 100% до 427%, наибольшее значение достигается в 2010 г. Также увеличился размер капитала до 285%.
     Долгосрочные  обязательства на данном предприятии  имели тенденцию к увеличению в 2008 г., а затем произошло их снижение до 73%.
     Большой прирост краткосрочных обязательств до 810% в 2010 г. произошло за счет краткосрочной кредиторской задолженности – в 2010 г. эта задолженность увеличилась до 842% - и займов и кредита – наблюдается их увеличение до 600% в 2010 г., при полном их отсутствии в 2008-2009 гг.
     Вертикальный  анализ показывает структуру средств  предприятия и их источников.
     Выделяют две основные черты, обусловливающие необходимость и целесообразность проведения вертикального анализа:
    переход к относительным показателям позволяет проводить межхозяйственные сравнения экономического потенциала и результатов деятельности предприятия, различающихся по величине используемых ресурсов и других объемных показателей;
    относительные показатели в отдельной степени сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые могут существенно искажать абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затруднять их сопоставление в динамике.
     Таблица 2.5
     Вертикальный  анализ баланса  

Показатели 2007 2008 2009 2010
АКТИВ        
1. Внеоборотные активы        
Основные  средства 26,56 25,38 50,65 52,77
Прочие  внеоборотные активы 0,10 4,39 1,01 0,18
Итого 26,66 29,77 51,66 52,94
2. Оборотные активы        
Запасы 49,65 34,19 17,35 10,43
Дебиторская задолженность 19,28 9,22 16,85 16,20
Денежные  средства 0,95 11,18 10,77 19,53
Прочие  оборотные активы 3,47 15,63 3,36 0,49
Итого 73,34 70,23 48,34 46,66
Баланс 100,00 100,00 100,00 99,60
ПАССИВ        
4. Капитал и резервы        
Капитал 54,66 39,48 33,06 35,35
Нераспределенная  прибыль 13,31 8,48 6,40 12,89
Итого 67,97 47,96 39,46 48,25
5. Долгосрочные обязательства 4,23 3,60 1,44 0,70
6. Краткосрочные обязательства        
Займы и кредиты 3,76 0,00 0,00 5,11
Краткосрочная кредиторская задолженность 24,04 48,44 59,10 45,94
Прочие  обязательства 0,00 0,00 0,00 0,00
Итого 27,80 48,44 59,11 51,05
Баланс 100,00 100,00 100,00 100,00
 
     Исходя  из данных табл. 2.5, видно, что в структуре активов основную долю занимают оборотные активы в 2007-2008 гг. – 70%, а в 2009-2010 гг. – внеоборотные активы – 52%.
     Внеоборотные  активы представлены основными средствами, и увеличились за счет их увеличения.
     Оборотные активы имели тенденцию к снижению в 2009-2010 гг. за счет запасов: с 49 до 10 процентных пункта к концу 2010 г..
     Доля  дебиторской задолженности в  2007 г. составляла 20%, к 2010 г. произошло снижение до 16%. Денежные средства имели тенденцию к увеличению и к 2010 г. их доля составляла 19% по сравнению с 1% в 2007 г.
     Прочие  оборотные активы в 2008 г. значительно увеличивались и составили 15%, но к 2010 г. их доля не превысила 1%.
     В структуре пассивов наибольшую долю в 2007 г. занимали капитал и резервы – 70%, но в период 2008-2010 гг. их доля примерно равна доле краткосрочных обязательств – примерно 50%.
     Капитал фирмы имеет значительную долю в 2007 г. – 54%, но к концу 2010 г. снизился до 35%. Нераспределенная прибыль имеет тенденцию к снижению в 2008-2009 гг. и составляет в среднем 7%, в 2010 г. ее доля увеличивается до 13%.
     Долгосрочные  обязательства снижаются с 4% до 0,7%.
     Краткосрочные обязательства увеличиваются с 28 до 51% за счет краткосрочной кредиторской задолженности, которая в динамике увеличивалась с 24 до 46% к концу 2010 г. Займы и кредиты в структуре краткосрочных обязательств в 2007 г. занимали 4%, в 2010 г. их доля чуть превысила 5%. В 2008-2009 гг. займы и кредиты отсутствовали у анализируемого предприятия.
      Вертикальный  и горизонтальный анализ формы №2
 
     Аналогичный анализ производится на основе отчета о прибыли предприятия.
     При горизонтальном анализе за 100% принимается  значение 1 показателя в первом периоде.  В вертикальном анализе за 100% принимается  показатель выручки от реализации в  каждом периоде.
     Таблица 2.6
     Анализ  состава и структуры прибыли 

Показатели Сумма, тыс. руб. Удельный  вес в сумме, %
2007 2008 2009 2010 2007 2008 2009 2010
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Прибыль (убыток)  от продаж
6949 8652 7871 80104 53,90 179,80 169,00 111,90
2.Операционные доходы 18261 23152 30688 2581 141,65 481,20 659,00 3,60
3.Операционные  расходы 12318 26993 33902 11114 95,55 561,10 728,00 15,50
Окончание табл. 2.6
1 2 3 4 5 6 7 8 9
4.Внереализационные  доходы 0 0 0 0 0,00 0,00 0,00 0,00
5.Внереализационные расходы 0 0 0 0 0,000 0,00 0,00 0,00
6.Прибыль  (убыток) до налогообложения 12892 4811 4657 71571 100,00 100,00 100,00 100,00
 
     По  результатам анализа состава  и структуры прибыли можно  сделать следующие выводы: прибыль от продаж в 2008-2010 гг. резко увеличивается по сравнению с 2007 г. Наибольший размер прибыли от продаж предприятие получило в 2010 г. – 80104 тыс. руб. А в 2007 г. он составлял – 6949 тыс. руб. Операционные доходы в 2010 г. по сравнению с 2007 г. снижаются в 7 раз (2581 тыс. руб.). Операционные расходы максимально увеличились к 2009 г. в 3 раза, и были равны 33902 тыс. руб. Внереализационных расходов и доходов предприятие в рассматриваемом периоде не имеет.
     Таким образом прибыль в первом периоде составила 12892 тыс. руб., во втором – 4811 тыс. руб., в третьем – 4657 тыс. руб., в четвертом – 71571 тыс. руб. Из этого следует, что прибыль была максимальной в 2010 г.
     Таблица 2.7
Горизонтальный  анализ отчета о прибылях и убытках  

                              Показатели             Значение по периодам
2007 2008 2009 2010
1. Выручка (нетто) от продажи 100% 245% 367% 579%
2. Себестоимость проданных товаров (работ, услуг) 100% 0% 0% 0%
3. Коммерческие расходы 100% 0% 0% 0%
4. Управленческие расходы 100% 0% 0% 0%
5. Прибыль (убыток) от продаж 100% 125% 113% 1153%
6.Операционные  доходы 100% 127% 168%
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.