На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Особенности урбанизации в мире

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Введение
      Туризм  играет одну из главных ролей в  мировой экономике, обеспечивая  десятую часть мирового валового национального продукта. Эта отрасль  экономики развивается быстрыми темпами и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором.
      В последние годы туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Он использует примерно 7% мирового капитала, а годовой доход от международного туризма в 2000 году по оценкам Всемирной туристской организации, составил 600 млрд. долларов при 660 млн. совершённых международных путешествий.
      В начале 90-х годов доля туризма  даже составила более 10% мировой  торговли товарами и услугами, что  позволили ему занять 3 место  после экспорта нефти и автомобилей, а к 2005 году туризм должен выйти на первое место.
      Международный туризм является активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает влияние на платёжный баланс страны. Помимо влияния на экономику многих стран международный туризм воздействует на их социальную и культурную среду, экологию. А последние, в свою очередь, влияют на туристов.
     С начала 80-х годов нашего столетия наметился сдвиг в приоритетах  путешественников. Вместо жаркого солнца и теплого моря всё чаще предпочтение отдаётся прогулкам по городу, посещению  памятников культуры того или иного  города.
     Город как объект исследования представляет собой сложный и функциональный комплекс, который может быть всесторонне  изучен лишь в фокусе пересечения  целого ряда общественных наук: философии, истории, географии, экономики, этнологии  и др. Город в данной работе исследуется как социально-исторический и социально-цивилизационный фактор, географический пространственный объект, в котором организуется вся деятельность человека, место, где формируется общность – горожане.
      Это заставляет говорить о феномене так называемого городского туризма – одного из видов туризма, связанного с посещением крупных населенных пунктов в туристских целях.
        В последнее время проблемам  городского туризма как одному  из перспективных направлений  туристской деятельности уделяется  большое внимание на международном, региональных и национальных уровнях. За последние 10 лет его объем более чем удвоился. В 2004 г. на городской туризм в Европе пришлось 38% всех туристских прибытий. Роль и значение городов в развитии туризма неуклонно повышаются.
      Целью курсовой работы является изучение особенностей городского туризма и его географии. В рамках поставленной цели решались следующие задачи:
      изучение литературных и картографических источников;
      анализ понятия «город», «городской туризм»;
      выявление основных видов городского туризма;
     Основными методами исследования явились: метод  теоретического анализа и картографический. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1 Особенности урбанизации в мире
      Понятие урбанизации
      Современные процессы роста, состава и размещения населения вызывают много сложных проблем. Одним из важнейших вопросов является процесс урбанизации. Урбанизация - одна из самых важных составных частей социально-экономического развития. На протяжении десятилетий урбанизация в нашей стране сначала просто не признавалась как один из важных процессов формирования человека, среды и общества, а затем в 70-80-х гг., рассматривалась, прежде всего, в рамках формационных особенностей развития систем производства и расселения при значительной недооценке её глобальных закономерностей и социально-культурных и цивилизационных основ. Утвердился и тщательно оберегался философски несостоятельный подход, согласно которому урбанизация (как и другие социальные процессы) легкоуправляема, потому что её закономерности якобы устанавливаются руководителями в зависимости от тех или иных выдвигаемых ими целей [Управляем ли мы процессом урбанизации // http://www.history-mir.ru/upravlyaem-li-my-processom-urbanizacii.html]
      Как понятие, урбанизация обозначает процесс  возникновения новых типов поселения – городов, а также характеризует рост их роли и влияния на всю поселенческую структуру населения. Урбанизация - новая форма пространственно-структурной организации жизни, конкретно-исторический этап развития общества, характеризующийся интенсивным формированием городов, как особого типа поселений, с большим количеством населения сосредоточенным на относительно небольшом пространстве [Город и городская среда: философия и антропология, 2004: 123]. Урбанизация сопровождается расширением деятельности городских жителей, отделяющихся от старой аграрной экономической и социальной основы, приобретая глобальный характер. Эта городская поселенческая структура опирается на индустриальную основу, ее социально-экономические, политические, идеологические, психологические взаимосвязи и взаимовлияния, и создающая новую социально-экономическую организацию общества. Проблема урбанизации ставится и изучается широким спектром наук: историей, географией, экономическими науками, социологией, философией, психологией [Тыхеева Ю.Ц. Человек в городском пространстве: http://www.mosgu.ru].
      Существует  еще одно толкование понятия «урбанизация», которое для нас представляет особую ценность.
      Урбанизация (франц. urbanization, от лат. urbanus – городской, urbs - город) – исторический процесс повышения роли городов в развитии общества, который охватывает социально-профессиональную, демографическую структуру населения, его образ жизни, культуру [Урбанизация // Социологический словарь / http://mirslovarei.com/content_soc/URBANIZACIJA-10551.html].
      Урбанизация оказывает огромное влияние на развитие различных социально-экономических формаций и государств, именно с городами связаны основные достижения цивилизации [Л.Б. Коган, В.В. Покшинский. Урбанизация // http://slovari.yandex.ru].
      В 3 – 1 тыс. до н. э. появились города в Египте, Месопотамии, Сирии, Индии, Малой Азии, Китае, в греко-римском мире огромную роль играли Афины, Рим, Карфаген. В городах Средневековья и эпохи Возрождения формировались элементы капиталистического способа производства, буржуазной культуры. Усиление процесса урбанизации в 19 веке вызвало возрастание концентрации населения в городах, что оказалось возможным благодаря росту промышленности, интенсификации сельского хозяйства, развитию средств транспорта и связи, медицины и т.д. К Маркс отмечал роль «городских отношений» проникновение которых в деревню характеризует «новейшую историю.
      Урбанизация, развитие городов вызываются объективной необходимостью концентрации и интеграции разнообразных форм и видов материальной и духовной деятельности, общения, усилением связей между различными сферами производства, науки и культуры, что, в свою очередь, повышает интенсивность и эффективность социальных процессов. Наиболее эффективно эти процессы протекают в крупнейших городских центрах, больших городах, где особенно плодотворно взаимодействие социально-политических, экономических и научно-технических факторов, культурных традиций, различных слоев населения и т.д. [Коган Л. Б. Культура и город, 1973, с. 52-53]
      На  современном этапе урбанизации  наблюдается тенденция к возрастанию концентрации населения в больших городах.
        Процесс урбанизации имеет две  стороны, или «фазы». В первой  фазе происходит концентрация  и накопление экономического  и культурного потенциала общества  в крупных городских центрах,  что создает условия для формирования высших достижений и образцов материальной и духовной деятельности. Во второй фазе эти достижения осваиваются другими, не центральными городами и сельскими поселениями, что, в свою очередь, дает новый импульс наращивания потенциала главных центров.
      Эффективность функционирования этого двуединого процесса зависит от социально-экономической  природы общества. Процесс урбанизации  носит стихийный характер. В больших  городах капиталистических стран  становятся особенно острыми проблемы безработицы, преступности, складываются районы трущоб, этнически сегрегированные гетто т.д. В связи с этим в буржуазном обществе усиливаются антигородские настроения [Мироненко Н.С., Твердохлебова И.Т. Рекреационная география, 1981: 67-69].
      Важную  роль играет процесс урбанизации в развивающихся странах. При всей своей сложности и болезненности (быстрая концентрация в городах неподготовленного к «городскому» труду сельского населения, ограниченность материальных ресурсов и т.д.) он способствует становлению современной экономики, преодолению отсталости и многоукладности, национальной консолидации, развитию социально-политической структуры общества.
      Возникающие в силу объективной неравномерности  городских процессов различия в  концентрации населения, распределении потенциала отдельных городов, неодинаковость воздействия на природную среду в больших и малых поселениях, а также другие внутренние противоречия и сложности урбанизации (проблемы транспорта, шума, уплотненность застройки и др.) преодолеваются с помощью народно-хозяйственного и социального планирования на основе постоянного углубления взаимовлияния центра и периферии, регулируемого, пропорционального развития всех поселений [Коган Л.Б., Покшинский В.В. Урбанизация: http://slovari.yandex.ru]
        Расширяется процесс освоения всеми членами общества, всеми районами страны высших материальных и духовных ценностей, накапливаемых в крупнейших экономических и культурных центрах. Таким образом, становится возможным использовать преимущества урбанизации с одновременной нейтрализацией ее негативных последствий.
      На  современном этапе урбанизации  меняется характер концентрации населения, её "точечная" форма уступает место  агломерациям. Вокруг крупнейших городов  стремительно развиваются целые  системы поселений, вовлекая в орбиту непосредственного влияния главных центров экономики и культуры страны всё новые районы [Боже-Гарнье Ж., Шабо Ж. Очерки по географии городов, 1967: 233-237]
Урбанистические "городские отношения" стимулируют  культурные процессы, играют огромную роль в формировании личности в развитом социалистическом обществе. На современном этапе, в эпоху научно-технической революции, с возрастанием роли различной социальной информации важнейшей частью городской культуры становится городской образ жизни. Большой выбор социальных контактов, развитие процессов общения в насыщенной городской среде способствуют социально-культурному сближению различных социальных слоев и групп социалистического общества, расширению кругозора, повышению уровня информированности, образования, общей культуры и т.д. Городская культура становится базой преодоления существенных различий между городом и деревней [Урбанизация. Социологический словарь: http://mirslovarei.com/content_soc/URBANIZACIJA-10551.html].
      Одним из важнейших признаков городского образа жизни является стремление человека к постоянному обновлению информации и контактов в сферах профессиональной деятельности, культуры, личностного общения и т.д. Развитие и специализация социальных потребностей, пространственная подвижность населения усиливают "транслокальные" тенденции городской культуры. Снижается значение местной деятельности в городе, "соседских" контактов [Коган Л.Б., Покшинский В.В. Урбанизация: http://slovari.yandex.ru].
        Повышается роль центров крупнейших  городов и агломераций, являющихся средоточием социальной активности, центростремительные тенденции становятся одним из основных факторов интеграции социально-пространственного организма города.
      Особую  роль в расширении сферы действия урбанистической городской культуры играют средства транспорта, связи и массовой коммуникации (печать, радио, телевидение), которые приобщают жителей периферийных районов, малых городских и сельских поселений к ценностям больших городов, меняют их культурную ориентацию.
Необходимость разрешения возникающих в ходе урбанизации  экологических, социально-культурных, градостроительных и др. проблем  требует постоянного совершенствования  управления этим процессом в социалистическом обществе. Овладение наиболее существенными закономерностями и механизмами урбанизации повышает эффективность этого управления [Урбанизация. Социологический словарь: http://mirslovarei.com/content_soc/URBANIZACIJA-10551.html].
      Следует сделать вывод, что урбанизации – длительный и сложный процесс роста и укрепления как крупных, так и малых городов. Если говорить об урбанизации как о процессе сосредоточения промышленности, культуры и населения в крупных городах, то можно заключить, что благодаря ему можно говорить и изучать такое понятие как городской туризм. 

      Город  как основное понятие урбанизации и как объект городского туризма
 
      Город – это сложнейший социально-экономический  организм, многоотраслевой хозяйственный  комплекс, культурно-историческое образование, олицетворение синтеза искусств и площадка для величайших событий в истории человечества [Александрова А. Ю. География Туризма, 2004: 286].
      Первая  и главная характеристика города – это количественные параметры (численность населения, размеры  поселения, плотность населения на единицу городской площади – то, что исследователи называют «теснотой»). А вторая – переплетающаяся с первой – качественные показатели (виды деятельности жителей города, функции, выполняемые городом, взаимодействие с ближней и дальней округой). Вместе с количественно-качественными характеристиками города происходит его пространственное структурирование [Тыхеева Ю.Ц. Человек в городском пространстве: http://www.mosgu.ru].
      Для города характерно выполнение ряда функций, как для своей собственной жизнедеятельности, так и для округи (производственной, управленческой, экономической, политической, военной и т.п.). Особенностью города является то, что он формирует не только новое по своему характеру, видам деятельности населения, но и создает человека нового типа – горожанина.
      Город во многом раскрывается как наиболее яркое проявление сущности всемирного исторического и социокультурного процесса. Поэтому для его изучения необходим большой эмпирический исторический материал, выступающий  в роли содержательного каркаса определения.
      Именно  в такой новой форме социально-исторической организации. Как город, происходит изменение социального и географического  пространства, содержания производственной и культурной жизни, усложнения социальных отношений и социально-стратификационной структуры населения. Изменяются социально-политические и производственно-экономические роли не только самих поселений, но и социальные роли людей [Город и городская среда: философия и антропология, 2004:78-80].
      Города  обладают удивительной притягательной силой для миллионов людей земли. Они не только выбирают городскую среду в качестве места постоянного проживания, но и стремятся в города как к декорациям отпуска или выходного дня.
      Города  производят впечатление своей неповторимостью. Неистощимый поток туристов в Венецию, к примеру, объясняется больше уникальным положением этого города, нежели его исторической ценностью. От встречи с красивым городом, знакомства с его панорамами, ансамблями, увлекающими перспективами, красочными деталями эмоционально богатый человек получает нечто большее, чем просто удовольствие [Городской туризм: http://worldwidetour.ru /content/14/]. Важную роль в восприятии играет общий колорит города, преобладающий цвет его зданий. В Париже, к примеру, господствует коричнево-палевый и серо-шоколадный тона, сочетающихся с зеленью бульваров и набережных. Многие полагают, что кроме внешних качеств, города обладают и характерным набором звуков и запахов. Для Рима – это шорох фонтанов, Венеция запоминается запахом легкой плесени. Флоренции присущ «запах влажной пыли, как у ирисов, смешанный с едва уловимым свежим запахом лака и красок очень старых картин» [Мережковский, Д. Воскресшие боги, 1993: 105].
      Существует  много классификаций туристских центров в зависимости от выбранного основания. С географической точки зрения объекты можно группировать по морфологии (площадные, линейные, точечные), положению по отношению к ареалам туристского спроса и предложения, размещению в пределах туристских регионов (центральное, периферийное, эксцентричное и др.), по масштабам туристского потока (крупнейшие, крупные, средние, малые), его направленности (отправляющие, принимающие, комплексные), специализации (полифункциональные, бифункциональные, монофункциональные).
      Наиболее  крупным является деление городских туристских центров на две группы:
    Города, где туристская индустрия выполняет градообразующую функцию. Как правило, к этой категории относятся малые, реже – средние года. Как любой город с узкой специализацией и недиверсифицированной экономикой. Они тотально зависимы от ситуации на туристском рынке и весьма уязвимы в связи с эластичностью туристского спроса и его подверженностью влияниям целого ряда факторов. Для таких туристских центров характерна ориентация на определенный тип потребителя с соответствующим уровнем дохода и целям путешествия. Экономика такого города попадает в зависимость не только от конъюнктуры туристского рынка в целом, но и от состояния туристского спроса определенного сегмента рынка потребителей, что делает городскую среду неустойчивой. Для городов этого типа жизненно важными являются непрерывный мониторинг сложившейся на рынке экономической ситуации, проведение маркетинговых исследований, которые нацелены на разработку перспективной долгосрочной программы поддержания конкурентоспособности туристского продукта, предлагаемого городом. Особая роль отводится государственному регулированию туризма как на уровне городских администраций, так и на государственном уровне, их диалогу и сотрудничеству.
    Города, где туристская индустрия не выполняет градообразующую функцию, но является неотъемлемой частью городской экономики. К ним относятся большинство средних, все крупные города и мегаполисы, в которых туризм не единственная, но одна из многих отраслей специализации. По сравнению с первой группой эти города имеют важное преимущество: при негативных изменениях на рынке туризма диверсифицированная экономика позволяет избежать кризисной ситуации или минимизировать ее последствия. Они привлекают разные категории туристов, которые различаются возрастом, уровнем доходов, целевыми установками и т. д., и могут предложить им разнообразные туристские продукты. Если в моноспециализированных городах турист является центральной фигурой, формирует облик населенного пункта и вся городская жизнь сконцентрирована вокруг него, то остальные города в большей степени автономны. Посетитель получает возможность ощутить себя их жителям, почувствовать городскую энергию. Он часто ищет способы влиять в городскую жизнь, и в этом ему может помочь городская администрация с помощью различных программ, направленных на сокращение дистанции между туристом и резидентом, например, путем проведения уличных выставок [Александрова А.Ю. География туризма, 2008: 145-150].
      В зависимости от специализации различают следующие виды городских туристских центров:
      * Города – центры культурно-познавательного  туризма.
      Специализируются  на приеме туристов, путешествующих с  целью получения новых знаний и приобщения к культурным ценностям. В последнее время их привлекают в городах не только архитектурные сооружения, сохранившиеся предметы культурного прошлого, музеи, театры, выставочные залы, но все больше атмосфера города, образ жизни городского населения, современный дизайн. Последний особенно важен для молодых городов, не обладающих историческим потенциалом для развития познавательного туризма. Зачастую власти города приглашают дизайнеров, архитекторов реализовать именно в их городе свои проекты, оказывают им финансовую поддержку. Такие города превращаются в музеи современного искусства под открытым небом с характерной атмосферой новизны и свободомыслия. Они притягивают другие творческие личности – музыкантов, артистов, а также большое число туристов, особенно молодежь. Таким образом, город можно создать потенциал для развития культурно-познавательного туризма [Городской туризм: http://worldwidetour.ru].
      В исторических городах создаются  культурно-туристские зоны, включающие объекты туристского показа, предприятия  обслуживания (средства размещения, питания, развлечения, справочно-информационные центры). Формирование таких зон – комплексная задача, требующая решения большого количества вопросов.
      * Города – центры событийного  туризма.
      В современных туристских центрах  регулярно проходят культурные и  спортивные мероприятия различного масштаба и тематики. Это могут быть события мирового значения (Олимпийские игры, конкурс красоты «Мисс мира»), регионального (чемпионаты Европы по футболу), национального (музыкальный или кинофестиваль, спортивные соревнования какой-либо страны), а также локального (воспроизведение исторических сражений, дни культуры Средневековья). Они обеспечивают приток туристов и дополнительных поступлений от них. Так во многих шведских городах ежегодно устраиваются дни культуры викингов, привлекающие тысячи туристов. Для истинных ценителей, приверженцев и знатоков участие в том или ином событии является основным мотивом приезда в город и пребывания в нем. Для других возможность личного присутствия на мероприятии является дополнительным аргументом в выборе туристского центра и сроков пребывания в нем [Городской туризм: http://worldwidetour.ru].
      Возможность провести мероприятие мирового масштаба, главным образом спортивное, можно  рассматривать как редкий шанс для  развития городского туризма. Во-первых, на строительство спортивных сооружений и доведение объектов городской инфраструктуры до уровня мировых стандартов выделяются большие средства из национального бюджета и международных фондов. Во-вторых, повышается эффективность рекламных кампаний и позиционирования городского туристского продукта, туристский потенциал города раскрывается перед более широкой аудиторией, в которой находятся потенциальные посетители. Проведение национальных и локальных мероприятий также вносит значительный вклад в развитие туризма.
      В настоящее время события различного масштаба воспринимаются в качестве дополнительного элемента городского туристского продукта. Однако некоторые города продвигают себя как центры событийного туризма. Примером может служить шведский город Готтенбург – место проведения таких крупных спортивных соревнований с доходом до 150 млн евро, как Чемпионат мира по атлетике (1995), океанические гонки на приз компании «Вольво» (2002), а также всевозможных выставок книг и лошадей, фестивалей музыки, кино, театров танца, молодежных спортивных состязаний. Здесь проходят концерты многих музыкальных звезд. В будущем город планирует проводить еще больше спортивных и культурных мероприятий. Для этого расширяется гостиничный фонд, на базе новейших технологических достижений создается информационный центр, позволяющий вести качественные трансляции по всему миру, а также совершенствуется транспортная система города [Городской туризм: http://worldwidetour.ru].
      * Города – курорты и центры  лечебного туризма.
      Возникают в районах, обеспеченных природными ресурсами определенного типа и качества. В последнее время они переживают ряд изменений, в их развитии обозначились новые тендеции.
      Города  – курорты, как правило, привязаны  к береговой линии морей, озер и других водных объектов. Они ориентированы  на массового туриста, посещающего курорт с целью купально-пляжного отдыха. Основная проблема их развития – сезонные колебания туристской активности. В «низкий» сезон такие города часто получают дотации из бюджетов вышестоящих уровней. В задачу городских муниципалитетов входит поддержание рекреационной зоны в надлежащем санитарном состоянии и эстетическом виде (пляжи, парки)  [Городской туризм: http://worldwidetour.ru].
      Посещение культурно-исторических достопримечательностей, которые часто находятся вне  городской черты, хотя и не являются главным мотивом поездок в города-курорты, образуют важную составляющую городского туристского продукта, поэтому при его разработке и продвижении важно наладить тесную связь с соседними населенными пунктами, обладающими культурно-историческим потенциалом. В настоящее время некоторые виды города-курорты меняют стратегию развития для поддержания конкурентоспособности на внутреннем и внешнем туристских ранках. Они создают условия для привлечения новых категорий туристов.
      Города  – центры лечебного туризма привязаны к месторождениям целебных природных ресурсов (минеральных вод, лечебных грязей и др.) Их туристский продукт адресован людям, страдающим различными заболеваниями. Они также привлекают большое число экскурсантов. Например, Карлови-Вари – крупнейшую чешскую здравницу – в 2003 году посетили 66 тыс. человек с целью оздоровления и 2,5 млн. экскурсантов. Среди них есть экскурсанты – «разведчики» - те, кто планируют приехать лечиться или отправить родственников на оздоровление. Они присматриваются к ценам, отелям, курорту как таковому, собирают информацию. Для них важно наличие в городе-курорте туристских информационных центров с квалифицированными сотрудниками и доступными рекламно-информационными материалами [Городской туризм: http://worldwidetour.ru].
      Традиционно в города – центры лечебного туризма едут лица старшей возрастной группы, когда обостряются хронические болезни или слабеющий организм не в силах справляться с каждодневными стрессами на работе и в быту. Однако в последнее время рынок лечебно-оздоровительного туризма начал заметно меняться: классические санаторные курорты перестают быть местом лечения и отдыха лиц преклонного возраста и становятся полифункциональными оздоровительными центрами, рассчитанными на широкий круг потребителей. В моду входит здоровый образ жизни, и во всем мире растет число людей, которые хотят поддерживать хорошую физическую форму и нуждаются в восстановленных антистрессовых программах. В основном это люди среднего возраста, предпочитающие активный отдых и часто ограниченные во времени. По мнению многих экспертов, потребители такого типа будут главными клиентами санаторных курортов и гарантией лечебного туризма.
    * Города – центры паломничества.
Тесно связаны с религиозными течениями. Они являются почитаемыми местами для миллионов верующих, которые считают своим долгом посетить их в течение жизни. Особая высокая концентрация паломничества в этих городах отмечается в дни религиозных праздников. В Рим – крупнейший центр христианского паломничества на Рождество приезжает от 2 до 3 миллионов верующих. Одна из основных задач городских властей – обеспечение безопасности. Известны случаи массовой гибели людей во время хаджа в Мекке. Так, в 2006 году у моста Джамарат погибли 345 человек и более 1000 получили ранения [Городской туризм: http://worldwidetour.ru].
      В последнее время одним из ключевых моментов в плане локализации  потоков международных туристов становится место центра в формирующейся  сети взаимосвязанных городов. Такое  новое созвездие городов получило специальное название – «архипелаг городов».
      Использование ресурсов и рынков, открывающихся в рамках глобальных сетей городов, участие в непосредственном управлении мирохозяйственными процессами, близость и теснота контактов ведущих мировых городов между собой и многие другие факторы несут в себе колоссальные выгоды и возможности развития. Мировой город должен обладать относительно большой людностью, являться крупным центром обрабатывающей промышленности, транспортным и коммуникационным узлом, входить в число ведущих финансовых центров мира, выполнять международные функции развитой сферой деловых услуг [Экологический туризм: http://revolution.allbest.ru/sport/00038822_0.html]. 
 
 

      Приведем  рейтинг мировых городов.
Категория Города
А 12 10
Лондон, Нью-Йорк, Париж, Токио Гонконг, Лос-Анджелес, Милан, Сингапур, Чикаго, Франкфурт-на-Майне
В 9 8
7
Сан-Франциско  Сидней Торонто Цюрих Брюссель Мадрид Мехико Сан -Пауло
Москва  Сеул
С 6 5
4
Амстердам Бостон Вашингтон Каракас Даллас Джакарта Женева Мельбурн Осака Прага Бангког Варшава Монреаль Пекин Рим 
Атланта Барселона Берлин Будапешт Гамбург  Стамбул
D 3 2
1
Афины Вена Дублин Лион Хельсинки Алматы  Богота Каир Дубай Киев Лима Осло
Аделаида  Балтимор Бразилиа Генуя Глазго Лидс Лиль С.- Петербург
       
      Некоторые данные о мировых городах как туристских центрах.
Категория мирового города Город Число жителей  агломерации Соотношение ВВП  на душу населения Количество  международных туристских прибытий Международные пассажиро-перевозки авиатранспортом
А Лондон Токио Париж
Сингапур
7.6 26.4
9.6
3.6
- 2.04
2.85
-
18 2.2
12
7
70 21.5
36.4
21.7
В Мадрид Сеул
Москва
4.1 9.9
1.89
2.23 1.12
1.89
4.3 3.8
1
9.5 13.4
-
С Вена Рим
2.1 2.7
1.3 0.96
6.4 6.5
8 12
 
      Город как туристическое целевое место, в первую очередь, должны обладать своим стилем. По требованиям туристического маркетинга, для выбора иностранных достопримечательностей туристов интересуют прежде всего именно города. Чтобы соблюдать постоянно сильную жизненную силу туристических городов, им надо поддерживать содержание культуры [Александрова А. Ю. География туризма, 2004: 345].
      Города, которые обладают характерными чертами  истории и культуры, могут подразделяться на следующие модели развития;
      1. Комплекный центр. Города являются  совокупностью центров культуры, политики, экономики, науки, образования стран или регионов. Такими, в частности, являются столичные города: Пекин, Москва, Киев, Париж, Рим и т.д. Для рационального развития этих городов, очень важной задачей является претворение в действительность принципов устойчивого развития, сохранять историко-культурные памятники и вместе с тем не ограничивать развитие экономики годода. Например, город Кайфин провинции Хэнань является известным туристическим городом Китая, имея славное звание «Древний город семи династий». В истории Китая здесь семь раз была столица Китая, особенно в период северной Сун (960-1027). Кайфин (тогда его называли Тунцзин – восточная столица) был одним из самых оживлённых, развитых и больших городов в мире. Чтобы сохранить памятники древнего города, городское правительство решило размещать новые предприятия промышленности преимущественно с новыми технологиями только в западной части города. Кайфин является удачным примером согласованности противоречивых интересов между экономическим развитием и охраной культурно-исторических памятников в туристических городах.
      2. Историко-культурный центр. Города  являются как местами сосредоточения  историко-культурных памятников, так  и мировыми известными центрами  курортного туризма. Например, Одесса  – крупный центр рекреации – курортного лечения и оздоровления, туризма, массового неорганизационного отдыха, которые по главным направлениям могут и должны выходить на международный уровень [Одесса: Город – агломерация – портово-промышленный комплекс, 1994: 130-150]. Тем более, что глубокая атмосфера культуры Одессы формирует сильную аттрактивность города для иностранных туристов. Соединение культурных и природных (приморское положение, тёплый климат) ресурсов позволяет Одессе становиться известным туристическим городом мира.
      3. Экономический центр. Важнейшей  характерной черты данного вида  туристических городов являются  развитая экономика, совершенная  инфраструктура, современный стиль  жизни городов. Для них очень  важной задачей является ускоренное  развитие экономики и улучшения условий жизни населения. Города Шанхай и Шэньчжень в Китае стали лучшими примерами туристических центров такого типа. Иностранные туристы вспоминают их как сочетание «развитых городов» и «прекрасных мест туризма». В 1995 г.  министерство туризма Китая вместе с другими заинтересованными ведомствами организовало «Определение отличных городов туризма Китая», в результате чего в 1998 г. утверждены первые 54 городов в звании «Отличных городов туризма Китая», а в 1999 г. – ешё 127 городов. Большинство «отличных городов туризма» являются развитыми экономическими центрами.
      4. Монофункциональные города культуры  и истории. Такие города представляют  собой высокую историко-культурную  ценность. Другие функции – политические, экономические, научные и образовательные, транспортные, и т.д. в них развиты слабо или же отсутствуют. Обычно они являются музеями «под открытым небом», имеют большую ценность для познания эволюции человеческой культуры, и поэтому обладают большим преимуществом для привлечения иностранных туристов. Например, древний город Пинъяо провинции Шаньси был самым важным финансовым центром Китая 160 лет назад. Здесь в полной мере сохраняются древние стены и оригинальные здания древнего города. Величественные стены и здания города строили строго по системе ритуала. В 1997 г. древний город Пинъяо был включен в «Список мирового наследия» ЮНЕСКО. В настоящее время он уже стал популярной достопримечательностью мира [Коган Л.Б. Культура и города, 1973: 53-53].
      Таким образом, становится ясно, что определение  города – это неоднозначная проблема, вовлекающая в свою орбиту множество сторон общественной жизни и обществознания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2 Городской туризм  как вид туризма
      2.1 Понятие, структура,  факторы развития городского туризма
      Городской туризм - познавательные поездки, экскурсии, направленные на изучение архитектурных, исторических и культурных особенностей города. Городской туризм на сегодня один из самых популярных видов отдыха выходного дня, а так же познавательных экскурсий для школьников, студентов, приезжих гостей из нашей страны и из-за рубежа [Городской туризм: http://turlandia.ru/tesaurus/195/12623/].
      Говоря  о городском туризме – посещении  крупных населенных пунктов в  туристских целях, мы невольно представляем себе образы тех или иных городов. У каждого из них есть свое лицо – это его силуэт: крыши, трубы, прямые  и петляющие улочки, фасады домов, а также памятники, храмы, вокзалы и ратуши, пригороды и предместья. Сами образы, а также их восприятие бесконечно разнообразны, что обусловлено сочетанием объективного и субъективного начала, общего и индивидуального, знания и непосредственных ощущений.
      Все зримые формы города несут не себе отпечаток судьбы города и его  жителей. Многие города вызывают практически явственный образ людей, которые с ними ассоциируются. Например, Зальцбург – Моцарт, Веймар – Гете, Копенгаген – Андерсен, Санкт-Петербург – Петр I. Широко распространено восприятие города как мест литературного действия: Севилья – родине неунывающего Фигаро, Дон-Жуана и темпераментной Кармен. Верона в большей степени привлекает туристов как город мировых символов любви Ромео и Джульетты, нежели архитектурными памятниками. Тысячами литературных героев «населены» Лондон, Париж, Рим [Городской туризм: http://worldwidetour.ru/content/14/1/].
      Важную  роль в формировании и развитии городского туризма играет историко-культурный фактор. В отличие от природных  факторов, историко-культурный фактор сочетает характерные черты движимости и недвижимости и имеет свою историческую динамику. С повышением уровня культуры населения, историко-культурный фактор играет более важную роль в развитии туристических центров. Места сохранения памятников истории и культуры формируют туристические района, узловыми точками которых являются туристические города. Поэтому именно туристические города служат конечными целевыми местами туристов [Историко-культурный туризм: http://tyrrizm.ru/istoriko-kulturniy-turizm.html].
      В последнее время проблемам городского туризма как одному из перспективных  направлений туристской деятельности уделяется большое внимание на международном, региональных и национальных уровнях. За последние 10 лет его объем более  чем удвоился. В 2004 году на городской туризм пришлось 38 % всех туристских прибытий.
      Развитие  городов как туристических центров  должно включать семь функциональных систем:
      1) Система туристической аттрактивности. Включает настоящие достопримечательности,  памятники и достопримечательности культуры, нравов, истории города. Она должна в полной мере представлять характерные черты и культурное содержание города;
      2) Система обслуживания. Функция системы направлена преимущественно на качественное обслуживание рекреантов.
      3)  Система транспорта. Функция данной системы проявляется в двух аспектах: она должна представлять туристам хорошие условия для посещения города и перемещений по городу; в тоже время транспортная система является важной планировочной особенностью города;
      4) Система знаков указателей. Система знаков является важной частью интернационализации города, включая проектирование знаков, систему их объяснения и систему объясняющих языков. Система объясняющих знаков очень важна. В принципе, английский язык является основным для иностранных туристов. Кроме того, применительно к конкретной языковой атмосфере разных стран туристам нужен второй язык. Например, в странах СНГ можно использовать английский и русский языки как основные языки системы объяснения, чтобы удовлетворить запросы иностранных туристов;
    5) Система  контроля качества обслуживания;
    6) Система  поддержки инфраструктуры города;
      7) Система страхования и личной безопасности туристов [Крачило Н.Г. Рекреационная география, 1981: 134].
     Город должен создавать такую атмосферу, чтобы в нем хотелось пожить четыре дня, десять дней. Если вновь обратиться к европейскому опыту и посмотреть туристские программы для таких городов, как, например Прага, то мы сразу увидим, что туристу предлагается 2-3 экскурсии, а все остальное время пребывания в городе - свободное время. А город, в свою очередь, должен предложить разные варианты использования этого свободного времени: развлечения, шоппинг, посещение интересных объектов, которые не вошли в стандартную экскурсионную программу, например, объектов современного искусства. Да и элементарная прогулка по городу должна доставлять удовольствие [Для развития туризма необходимо создавать творческие индустрии: http://pskov.ru/press/17/06/2010/4082 ].
      Городской туризм имеет и второе название –  событийный туризм, который как правило связан с проведением в различных городах мира карнавалов, фестивалей, приуроченных к определенным датам.
      Городской туризм развит в таких городах  как Нью-Йорк, Париж, Вена, Лондон, Рим, Мюнхен, Кёльн. Время, затрачиваемое на данное направление городского туризма, длится от нескольких дней до недели.
      В последние годы туристические агентства  предлагают по невысоким ценам пакеты городского туризма с использованием различных видов транспорта, обмена валюты, проживания и экскурсий. Наиболее известными являются:
      * карнавал в Рио-де-Жанейро;
      * Октоберфест (двухнедельный праздник  пива в октябре) в Мюнхине;
      * Кельнский карнавал, который проходит  ежегодно 11 ноября и начинается  в 11 часов 11 минут;
      * Международный кинофестиваль в  Каннах.
      Городской или событийный туризм требует особого внимания к организации такой деятельности как:
    экскурсии по городу: историко-архитектурное ознакомление, посещение музеев и постоянных выставок;
    посещение временных выставок в области культуры и искусства;
    посещение кулинарных выставок и ресторанов с национальной кухней;
    посещение культурных мероприятии в области кино: театра, оперы, музыки и танца и т. п.;
    организация покупок - (шоппингов) - в специализированных магазинах и универмагах;
    организация покупок по специальным сниженным ценам;
      Особенностью  городского туризма является четкая сегментация потребителя туристского  продукта по возрастным, национальным, гендерным, религиозным и иным стратам. Определяющим фактором для успешного развития городского туризма является  благоустройство городской среды, продуманная градостроительная политика т.е. целенаправленная деятельность органов власти по формированию благоприятной среды обитания с учетом исторически сложившегося расселения, перспектив социально-экономического развития территории, национально-этнических и иных местных особенностей [Преображенский В.С., Веденин Ю.А. География и отдых, 1971: 48].
      Примером  по-настоящему творческой туристской деятельности по организации событийного  туризма явилось проведение Всемирной выставки ЭКСПО - 2000 в Ганновере. Для детей и молодежи был сооружен специальный павильон, в котором гости имели возможность заниматься всеми (кроме зимних и водных) видами спорта.
      Поклонники  Питера Штайна - присутствовать на его  репетиции «Фауста» И. Гёте, любители острых ощущений - пролететь над всем выставочным комплексом на воздушном фуникулере.
      Таким образом, вклад городского туризма  в экономику многих стран, особенно стран Европы составляет почти половину всех доходов отрасли. Согласно последним  данным, путешествия по городам Европы стали одной из наиболее популярных тенденций современной туриндустрии. Также, этот вид отдыха начинает приносить самые большие доходы в экономику многих стран. Предполагается, что в ближайшие несколько лет рост городского туризма продолжится. Этому будут способствовать относительно дешевые перелеты и свобода передвижения на большей части Европы.
      2.2 Виды городского  туризма
      Городской туризм – одна из наиболее интересных отраслей туризма, которая подразделяется на следующие виды: диггерство, руферство, сталкерство, культурно-познавательное направление городского туризма и другие. В данной главе рассмотрим некоторые из представленных видов.
      Руферство.
        Этот довольно опасный (по понятным причинам) вид туризма распространен в основном в крупных городах. Люди, увлекающиеся созерцанием видов, открывающихся с городских крыш, называют себя по-разному — «руферы» (от
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.